
«Фермер РБ-2103»: гусеничный «Беларусь», который собирают в России
Модель «Белорус 2103» была разработана более десяти лет назад на Минском тракторном заводе. Изначально она там и производилась. Гусеничный агрегат сильно отличался от своих «коллег» тем, что по многим техническим параметрам был максимально приближен к колесным машинам. Это гарантировало лучшую ремонтопригодность.
Позже конвейерный выпуск наладили в Мозыре – на местном машиностроительном заводе. Его и сегодня там собирают. Однако руководство белорусского предприятия решило расширить географию и организовало производство гусеничной техники в России.
В основе российского трактора – «БЕЛАРУС 2103». Фото: YouTube.com
Партнером стала компания «Матрикс Универсал» из Башкортостана (д. Локотки). Здесь машина получила новое имя.
Трактор собирают в РФ, но из белорусских узлов и деталей. Машина предназначена для выполнения самых разных операций, связанных с сельским хозяйством: начиная от пахоты и заканчивая транспортировкой урожая.
В первую очередь стоит выделить движители шириной полметра: они могут быть двух типов – металлическими или прорезиненными. В первом случае траки и пальцы изготавливаются из ударопрочной стали. Проушины «укомплектованы» втулками из резины, что предотвращает попадание грязи и иного абразива на металлические детали, а это увеличивает их ресурс. В данном виде трактор давит на почву с усилием 52 кПа.
Резино-металлические гусеницы меньше давят на почву. Фото: YouTube.com
Второй тип гусениц в своей основе имеет тросы из стали с синтетическими элементами. В итоге получается цельная конструкция, заключенная в резиновую оболочку. Здесь машина давит на почву с меньшим усилием – 46 кПа. Подобный движитель уместен при обработке неустойчивых земель. Основные технические данные РБ-2103:
✅ длина, ширина, высота – 620, 210 и 295 см
✅ клиренс – 350 мм
✅ наименьший радиус разворота – 3,1 м
✅ преодолеваемый уклон – до 30°
✅ скорость (назад) – до 26 км/ч (от 4,21 до 14,47 км/ч)
✅ полная масса – 12900 кг
Трактор способен преодолевать брод глубиной до 0,8 м. Пара баков под горючее имеет общий объем 380 л.
Турбированный дизель Д-260.4 S2 с шестью цилиндрами и объемом в 7,1 л изначально развивал 212 «лошадей». Пуск осуществляется стартером из кабины. Подача топлива – посредством электроники – через ЭСУД, имеющую встроенную диагностику.
Чтобы сделать трактор дешевле, движок дефорсировали. Фото: YouTube.com
Старт двигателя в сильные морозы происходит с помощью подогревателя. Расход топлива – 179,5 г/л. с.*ч. Для сравнения: у ДТ-54 этот параметр составляет 205 г/л. с. в час.
Она гидромеханическая, с 16-ю передачами вперед и 8-ю назад (переключение на повышенную или пониженную скорость производится кнопкой «Диапазон»). В конструкции предусмотрена система, смазывающая и охлаждающая КПП. Также есть блокиратор, предотвращающий запуск двигателя при включенной передаче. Сцепление – сухого типа, с парой дисков. Нажатие на педаль облегчается благодаря применению гидравлического привода.
КПП – с демультипликатором. Фото: YouTube.com
Работу муфт и синхронизаторов контролирует микропроцессор, интегрированный в пульт КПП. Включенная передача индицируется на световом табло справа от приборной панели. По желанию заказчика трактор могут укомплектовать «чисто» механической коробкой.
Ее объем составляет 70 л, давление в системе (20 Мпа) создается шестеренчатым насосом производительностью 55 л/мин. Он нагнетает масло в трубопроводы и распределитель двухстороннего действия. Управление гидравлической системой осуществляется через электронный модуль. Он же диагностирует узлы и агрегаты.
Трехточечная подвеска позволяет использовать самое разное прицепное оборудование. Фото: YouTube.com
Заправка масла происходит с помощью отдельного насоса посредством шланга, входящего в ЗиП (достаточно нажать специальную кнопку). При закачке емкость можно поставить на землю, не поднимая на борт, что очень удобно. Распределитель имеет 4 пары выводов: один из них используется для натяжения гусениц.
Впереди может быть установлен бульдозерный нож, фронтальный погрузчик. Кроме того, допускается оснащение «Фермера» дорожной фрезой, манипулятором и т. п. При проведении пахоты цепляется обычный или болотный плуг. Возможна работа с любым сельскохозяйственным навесным или прицепным орудием, подходящим по креплениям: для этого в задней части предусмотрено ТСУ.
Она рассчитана на одного человека и устанавливается на раму через четыре вибрационных изолятора. Это снижает тряску при езде по пересеченной местности. Кроме того, для большего комфорта оператора его сиденье оснащается рессорами и регулируется по высоте.
Руль крутить удобнее, чем ворочать рычаги. Фото: YouTube.com
Трактор имеет панорамное и безрамное остекление с использованием закаленного материала. Вентиляция – двух видов: естественная, через открывающиеся окна, люк и дополнительная, когда наружный воздух проникает в кабину, проходя сквозь четыре фильтра. Последние размещены наверху и прикрыты сеткой.
Основное предназначение гусеничного трактора – обработка земли. Фото: YouTube.com
Летом в жару используется кондиционер, включающий в себя компрессор, фреон с магистралью, конденсатор с датчиком давления. Для холодного времени года предусмотрен обогреватель, забирающий от работающего мотора тепло (температура охлаждающей жидкости должна быть не менее +75°). Оно поступает внутрь через дефлекторы.
Перед двумя трактористами поставили задачу: распахать почву на максимально возможную глубину. Для этого «Кировец» оснастили чизельным плугом ПЧН-5КТ. Чтобы с ним справиться, необходима машина с движком мощностью от 300 л. с. На К-701 как раз стоит такой – ЯМЗ-240БМ. Плуг настроили на глубину 40 см. РБ-2103 оснастили рыхлителем «Кама», отрегулированным на 35 см. Это орудие (ТГР-55,9-400) также предназначено для тракторов мощностью не менее 300 л. с. Затем оборудование поменяли местами.
К-701 «проиграл». Фото: YouTube.com
Каков был результат соревнования? Колесный «Кировец» с задачей не справился – часто буксовал, т. к. не хватало контакта с землей. Гусеничный «Фермер» почву прорыхлил без проблем, несмотря на меньший (четвертый против пятого), по сравнению с К-701, тяговый класс. Конечно, это не означает, что на слабую машину можно цеплять орудия, рассчитанные на более мощный трактор. Здесь всего лишь засвидетельствован факт: в некоторых случаях предпочтительнее использовать гусеничную технику, пусть и с меньшим тяговым классом. Например, в случае раннего весеннего выхода в поле.
На рынке, если говорить о КНР, у белорусского трактора конкурентов с такой же мощностью пока нет. Прошедшие в минувшем году испытания машины подтвердили заявленные характеристики. Компания «Матрикс Универсал» уже заключает договоры на поставку тракторов земледельцам со всей страны (есть заявки даже с Дальнего Востока). Сборка крупноузловая, но планируется углублять локализацию. К тому же в Башкирии технику постоянно совершенствуют: например, поставили «автопилот» (что-то типа «круиз-контроля»), камеру сзади, улучшили звуко- и теплоизоляцию,.
Продажи неплохого трактора идут туговато. Фото: YouTube.com
Несмотря на то, что техника поставляется из Союзного государства, она считается иностранной и облагается утилизационным сбором. Но здесь «подсуетились» и дефорсировали движок до 199 л. с. Теперь вместо 1 млн 552 тыс. 500 руб. придется платить в казну РФ 431 тыс. 250 руб. «Новый» трактор получил индекс РБ-1993. Локализация пока не достигла 70% – в льготные программы машина не попадает. Все это ведет к удорожанию: на сегодня за трактор просят довольно много – 9 млн 700 тыс. руб. (данные на январь 2024 года). Будет ли он дешевле – вопрос сложный, но это вряд ли…
Позже конвейерный выпуск наладили в Мозыре – на местном машиностроительном заводе. Его и сегодня там собирают. Однако руководство белорусского предприятия решило расширить географию и организовало производство гусеничной техники в России.

Партнером стала компания «Матрикс Универсал» из Башкортостана (д. Локотки). Здесь машина получила новое имя.
«Фермер РБ-2103»
Трактор собирают в РФ, но из белорусских узлов и деталей. Машина предназначена для выполнения самых разных операций, связанных с сельским хозяйством: начиная от пахоты и заканчивая транспортировкой урожая.
Особенности конструкции
В первую очередь стоит выделить движители шириной полметра: они могут быть двух типов – металлическими или прорезиненными. В первом случае траки и пальцы изготавливаются из ударопрочной стали. Проушины «укомплектованы» втулками из резины, что предотвращает попадание грязи и иного абразива на металлические детали, а это увеличивает их ресурс. В данном виде трактор давит на почву с усилием 52 кПа.

Второй тип гусениц в своей основе имеет тросы из стали с синтетическими элементами. В итоге получается цельная конструкция, заключенная в резиновую оболочку. Здесь машина давит на почву с меньшим усилием – 46 кПа. Подобный движитель уместен при обработке неустойчивых земель. Основные технические данные РБ-2103:
✅ длина, ширина, высота – 620, 210 и 295 см
✅ клиренс – 350 мм
✅ наименьший радиус разворота – 3,1 м
✅ преодолеваемый уклон – до 30°
✅ скорость (назад) – до 26 км/ч (от 4,21 до 14,47 км/ч)
✅ полная масса – 12900 кг
Трактор способен преодолевать брод глубиной до 0,8 м. Пара баков под горючее имеет общий объем 380 л.
Двигатель и трансмиссия
Турбированный дизель Д-260.4 S2 с шестью цилиндрами и объемом в 7,1 л изначально развивал 212 «лошадей». Пуск осуществляется стартером из кабины. Подача топлива – посредством электроники – через ЭСУД, имеющую встроенную диагностику.

Старт двигателя в сильные морозы происходит с помощью подогревателя. Расход топлива – 179,5 г/л. с.*ч. Для сравнения: у ДТ-54 этот параметр составляет 205 г/л. с. в час.
Трансмиссия
Она гидромеханическая, с 16-ю передачами вперед и 8-ю назад (переключение на повышенную или пониженную скорость производится кнопкой «Диапазон»). В конструкции предусмотрена система, смазывающая и охлаждающая КПП. Также есть блокиратор, предотвращающий запуск двигателя при включенной передаче. Сцепление – сухого типа, с парой дисков. Нажатие на педаль облегчается благодаря применению гидравлического привода.

Работу муфт и синхронизаторов контролирует микропроцессор, интегрированный в пульт КПП. Включенная передача индицируется на световом табло справа от приборной панели. По желанию заказчика трактор могут укомплектовать «чисто» механической коробкой.
Гидравлика
Ее объем составляет 70 л, давление в системе (20 Мпа) создается шестеренчатым насосом производительностью 55 л/мин. Он нагнетает масло в трубопроводы и распределитель двухстороннего действия. Управление гидравлической системой осуществляется через электронный модуль. Он же диагностирует узлы и агрегаты.

Заправка масла происходит с помощью отдельного насоса посредством шланга, входящего в ЗиП (достаточно нажать специальную кнопку). При закачке емкость можно поставить на землю, не поднимая на борт, что очень удобно. Распределитель имеет 4 пары выводов: один из них используется для натяжения гусениц.
О навесном оборудовании
Впереди может быть установлен бульдозерный нож, фронтальный погрузчик. Кроме того, допускается оснащение «Фермера» дорожной фрезой, манипулятором и т. п. При проведении пахоты цепляется обычный или болотный плуг. Возможна работа с любым сельскохозяйственным навесным или прицепным орудием, подходящим по креплениям: для этого в задней части предусмотрено ТСУ.
Кабина
Она рассчитана на одного человека и устанавливается на раму через четыре вибрационных изолятора. Это снижает тряску при езде по пересеченной местности. Кроме того, для большего комфорта оператора его сиденье оснащается рессорами и регулируется по высоте.

Трактор имеет панорамное и безрамное остекление с использованием закаленного материала. Вентиляция – двух видов: естественная, через открывающиеся окна, люк и дополнительная, когда наружный воздух проникает в кабину, проходя сквозь четыре фильтра. Последние размещены наверху и прикрыты сеткой.

Летом в жару используется кондиционер, включающий в себя компрессор, фреон с магистралью, конденсатор с датчиком давления. Для холодного времени года предусмотрен обогреватель, забирающий от работающего мотора тепло (температура охлаждающей жидкости должна быть не менее +75°). Оно поступает внутрь через дефлекторы.
Сравнение РБ-2103 с К-701 на поле
Перед двумя трактористами поставили задачу: распахать почву на максимально возможную глубину. Для этого «Кировец» оснастили чизельным плугом ПЧН-5КТ. Чтобы с ним справиться, необходима машина с движком мощностью от 300 л. с. На К-701 как раз стоит такой – ЯМЗ-240БМ. Плуг настроили на глубину 40 см. РБ-2103 оснастили рыхлителем «Кама», отрегулированным на 35 см. Это орудие (ТГР-55,9-400) также предназначено для тракторов мощностью не менее 300 л. с. Затем оборудование поменяли местами.

Каков был результат соревнования? Колесный «Кировец» с задачей не справился – часто буксовал, т. к. не хватало контакта с землей. Гусеничный «Фермер» почву прорыхлил без проблем, несмотря на меньший (четвертый против пятого), по сравнению с К-701, тяговый класс. Конечно, это не означает, что на слабую машину можно цеплять орудия, рассчитанные на более мощный трактор. Здесь всего лишь засвидетельствован факт: в некоторых случаях предпочтительнее использовать гусеничную технику, пусть и с меньшим тяговым классом. Например, в случае раннего весеннего выхода в поле.
Почему стоит так дорого?
На рынке, если говорить о КНР, у белорусского трактора конкурентов с такой же мощностью пока нет. Прошедшие в минувшем году испытания машины подтвердили заявленные характеристики. Компания «Матрикс Универсал» уже заключает договоры на поставку тракторов земледельцам со всей страны (есть заявки даже с Дальнего Востока). Сборка крупноузловая, но планируется углублять локализацию. К тому же в Башкирии технику постоянно совершенствуют: например, поставили «автопилот» (что-то типа «круиз-контроля»), камеру сзади, улучшили звуко- и теплоизоляцию,.

Несмотря на то, что техника поставляется из Союзного государства, она считается иностранной и облагается утилизационным сбором. Но здесь «подсуетились» и дефорсировали движок до 199 л. с. Теперь вместо 1 млн 552 тыс. 500 руб. придется платить в казну РФ 431 тыс. 250 руб. «Новый» трактор получил индекс РБ-1993. Локализация пока не достигла 70% – в льготные программы машина не попадает. Все это ведет к удорожанию: на сегодня за трактор просят довольно много – 9 млн 700 тыс. руб. (данные на январь 2024 года). Будет ли он дешевле – вопрос сложный, но это вряд ли…
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....