«Фермер РБ-2103»: гусеничный «Беларусь», который собирают в России
Модель «Белорус 2103» была разработана более десяти лет назад на Минском тракторном заводе. Изначально она там и производилась. Гусеничный агрегат сильно отличался от своих «коллег» тем, что по многим техническим параметрам был максимально приближен к колесным машинам. Это гарантировало лучшую ремонтопригодность.
Позже конвейерный выпуск наладили в Мозыре – на местном машиностроительном заводе. Его и сегодня там собирают. Однако руководство белорусского предприятия решило расширить географию и организовало производство гусеничной техники в России.
Партнером стала компания «Матрикс Универсал» из Башкортостана (д. Локотки). Здесь машина получила новое имя.
Трактор собирают в РФ, но из белорусских узлов и деталей. Машина предназначена для выполнения самых разных операций, связанных с сельским хозяйством: начиная от пахоты и заканчивая транспортировкой урожая.
В первую очередь стоит выделить движители шириной полметра: они могут быть двух типов – металлическими или прорезиненными. В первом случае траки и пальцы изготавливаются из ударопрочной стали. Проушины «укомплектованы» втулками из резины, что предотвращает попадание грязи и иного абразива на металлические детали, а это увеличивает их ресурс. В данном виде трактор давит на почву с усилием 52 кПа.
Второй тип гусениц в своей основе имеет тросы из стали с синтетическими элементами. В итоге получается цельная конструкция, заключенная в резиновую оболочку. Здесь машина давит на почву с меньшим усилием – 46 кПа. Подобный движитель уместен при обработке неустойчивых земель. Основные технические данные РБ-2103:
✅ длина, ширина, высота – 620, 210 и 295 см
✅ клиренс – 350 мм
✅ наименьший радиус разворота – 3,1 м
✅ преодолеваемый уклон – до 30°
✅ скорость (назад) – до 26 км/ч (от 4,21 до 14,47 км/ч)
✅ полная масса – 12900 кг
Трактор способен преодолевать брод глубиной до 0,8 м. Пара баков под горючее имеет общий объем 380 л.
Турбированный дизель Д-260.4 S2 с шестью цилиндрами и объемом в 7,1 л изначально развивал 212 «лошадей». Пуск осуществляется стартером из кабины. Подача топлива – посредством электроники – через ЭСУД, имеющую встроенную диагностику.
Старт двигателя в сильные морозы происходит с помощью подогревателя. Расход топлива – 179,5 г/л. с.*ч. Для сравнения: у ДТ-54 этот параметр составляет 205 г/л. с. в час.
Она гидромеханическая, с 16-ю передачами вперед и 8-ю назад (переключение на повышенную или пониженную скорость производится кнопкой «Диапазон»). В конструкции предусмотрена система, смазывающая и охлаждающая КПП. Также есть блокиратор, предотвращающий запуск двигателя при включенной передаче. Сцепление – сухого типа, с парой дисков. Нажатие на педаль облегчается благодаря применению гидравлического привода.
Работу муфт и синхронизаторов контролирует микропроцессор, интегрированный в пульт КПП. Включенная передача индицируется на световом табло справа от приборной панели. По желанию заказчика трактор могут укомплектовать «чисто» механической коробкой.
Ее объем составляет 70 л, давление в системе (20 Мпа) создается шестеренчатым насосом производительностью 55 л/мин. Он нагнетает масло в трубопроводы и распределитель двухстороннего действия. Управление гидравлической системой осуществляется через электронный модуль. Он же диагностирует узлы и агрегаты.
Заправка масла происходит с помощью отдельного насоса посредством шланга, входящего в ЗиП (достаточно нажать специальную кнопку). При закачке емкость можно поставить на землю, не поднимая на борт, что очень удобно. Распределитель имеет 4 пары выводов: один из них используется для натяжения гусениц.
Впереди может быть установлен бульдозерный нож, фронтальный погрузчик. Кроме того, допускается оснащение «Фермера» дорожной фрезой, манипулятором и т. п. При проведении пахоты цепляется обычный или болотный плуг. Возможна работа с любым сельскохозяйственным навесным или прицепным орудием, подходящим по креплениям: для этого в задней части предусмотрено ТСУ.
Она рассчитана на одного человека и устанавливается на раму через четыре вибрационных изолятора. Это снижает тряску при езде по пересеченной местности. Кроме того, для большего комфорта оператора его сиденье оснащается рессорами и регулируется по высоте.
Трактор имеет панорамное и безрамное остекление с использованием закаленного материала. Вентиляция – двух видов: естественная, через открывающиеся окна, люк и дополнительная, когда наружный воздух проникает в кабину, проходя сквозь четыре фильтра. Последние размещены наверху и прикрыты сеткой.
Летом в жару используется кондиционер, включающий в себя компрессор, фреон с магистралью, конденсатор с датчиком давления. Для холодного времени года предусмотрен обогреватель, забирающий от работающего мотора тепло (температура охлаждающей жидкости должна быть не менее +75°). Оно поступает внутрь через дефлекторы.
Перед двумя трактористами поставили задачу: распахать почву на максимально возможную глубину. Для этого «Кировец» оснастили чизельным плугом ПЧН-5КТ. Чтобы с ним справиться, необходима машина с движком мощностью от 300 л. с. На К-701 как раз стоит такой – ЯМЗ-240БМ. Плуг настроили на глубину 40 см. РБ-2103 оснастили рыхлителем «Кама», отрегулированным на 35 см. Это орудие (ТГР-55,9-400) также предназначено для тракторов мощностью не менее 300 л. с. Затем оборудование поменяли местами.
Каков был результат соревнования? Колесный «Кировец» с задачей не справился – часто буксовал, т. к. не хватало контакта с землей. Гусеничный «Фермер» почву прорыхлил без проблем, несмотря на меньший (четвертый против пятого), по сравнению с К-701, тяговый класс. Конечно, это не означает, что на слабую машину можно цеплять орудия, рассчитанные на более мощный трактор. Здесь всего лишь засвидетельствован факт: в некоторых случаях предпочтительнее использовать гусеничную технику, пусть и с меньшим тяговым классом. Например, в случае раннего весеннего выхода в поле.
На рынке, если говорить о КНР, у белорусского трактора конкурентов с такой же мощностью пока нет. Прошедшие в минувшем году испытания машины подтвердили заявленные характеристики. Компания «Матрикс Универсал» уже заключает договоры на поставку тракторов земледельцам со всей страны (есть заявки даже с Дальнего Востока). Сборка крупноузловая, но планируется углублять локализацию. К тому же в Башкирии технику постоянно совершенствуют: например, поставили «автопилот» (что-то типа «круиз-контроля»), камеру сзади, улучшили звуко- и теплоизоляцию,.
Несмотря на то, что техника поставляется из Союзного государства, она считается иностранной и облагается утилизационным сбором. Но здесь «подсуетились» и дефорсировали движок до 199 л. с. Теперь вместо 1 млн 552 тыс. 500 руб. придется платить в казну РФ 431 тыс. 250 руб. «Новый» трактор получил индекс РБ-1993. Локализация пока не достигла 70% – в льготные программы машина не попадает. Все это ведет к удорожанию: на сегодня за трактор просят довольно много – 9 млн 700 тыс. руб. (данные на январь 2024 года). Будет ли он дешевле – вопрос сложный, но это вряд ли…
Позже конвейерный выпуск наладили в Мозыре – на местном машиностроительном заводе. Его и сегодня там собирают. Однако руководство белорусского предприятия решило расширить географию и организовало производство гусеничной техники в России.
В основе российского трактора – «БЕЛАРУС 2103». Фото: YouTube.com
Партнером стала компания «Матрикс Универсал» из Башкортостана (д. Локотки). Здесь машина получила новое имя.
«Фермер РБ-2103»
Трактор собирают в РФ, но из белорусских узлов и деталей. Машина предназначена для выполнения самых разных операций, связанных с сельским хозяйством: начиная от пахоты и заканчивая транспортировкой урожая.
Особенности конструкции
В первую очередь стоит выделить движители шириной полметра: они могут быть двух типов – металлическими или прорезиненными. В первом случае траки и пальцы изготавливаются из ударопрочной стали. Проушины «укомплектованы» втулками из резины, что предотвращает попадание грязи и иного абразива на металлические детали, а это увеличивает их ресурс. В данном виде трактор давит на почву с усилием 52 кПа.
Резино-металлические гусеницы меньше давят на почву. Фото: YouTube.com
Второй тип гусениц в своей основе имеет тросы из стали с синтетическими элементами. В итоге получается цельная конструкция, заключенная в резиновую оболочку. Здесь машина давит на почву с меньшим усилием – 46 кПа. Подобный движитель уместен при обработке неустойчивых земель. Основные технические данные РБ-2103:
✅ длина, ширина, высота – 620, 210 и 295 см
✅ клиренс – 350 мм
✅ наименьший радиус разворота – 3,1 м
✅ преодолеваемый уклон – до 30°
✅ скорость (назад) – до 26 км/ч (от 4,21 до 14,47 км/ч)
✅ полная масса – 12900 кг
Трактор способен преодолевать брод глубиной до 0,8 м. Пара баков под горючее имеет общий объем 380 л.
Двигатель и трансмиссия
Турбированный дизель Д-260.4 S2 с шестью цилиндрами и объемом в 7,1 л изначально развивал 212 «лошадей». Пуск осуществляется стартером из кабины. Подача топлива – посредством электроники – через ЭСУД, имеющую встроенную диагностику.
Чтобы сделать трактор дешевле, движок дефорсировали. Фото: YouTube.com
Старт двигателя в сильные морозы происходит с помощью подогревателя. Расход топлива – 179,5 г/л. с.*ч. Для сравнения: у ДТ-54 этот параметр составляет 205 г/л. с. в час.
Трансмиссия
Она гидромеханическая, с 16-ю передачами вперед и 8-ю назад (переключение на повышенную или пониженную скорость производится кнопкой «Диапазон»). В конструкции предусмотрена система, смазывающая и охлаждающая КПП. Также есть блокиратор, предотвращающий запуск двигателя при включенной передаче. Сцепление – сухого типа, с парой дисков. Нажатие на педаль облегчается благодаря применению гидравлического привода.
КПП – с демультипликатором. Фото: YouTube.com
Работу муфт и синхронизаторов контролирует микропроцессор, интегрированный в пульт КПП. Включенная передача индицируется на световом табло справа от приборной панели. По желанию заказчика трактор могут укомплектовать «чисто» механической коробкой.
Гидравлика
Ее объем составляет 70 л, давление в системе (20 Мпа) создается шестеренчатым насосом производительностью 55 л/мин. Он нагнетает масло в трубопроводы и распределитель двухстороннего действия. Управление гидравлической системой осуществляется через электронный модуль. Он же диагностирует узлы и агрегаты.
Трехточечная подвеска позволяет использовать самое разное прицепное оборудование. Фото: YouTube.com
Заправка масла происходит с помощью отдельного насоса посредством шланга, входящего в ЗиП (достаточно нажать специальную кнопку). При закачке емкость можно поставить на землю, не поднимая на борт, что очень удобно. Распределитель имеет 4 пары выводов: один из них используется для натяжения гусениц.
О навесном оборудовании
Впереди может быть установлен бульдозерный нож, фронтальный погрузчик. Кроме того, допускается оснащение «Фермера» дорожной фрезой, манипулятором и т. п. При проведении пахоты цепляется обычный или болотный плуг. Возможна работа с любым сельскохозяйственным навесным или прицепным орудием, подходящим по креплениям: для этого в задней части предусмотрено ТСУ.
Кабина
Она рассчитана на одного человека и устанавливается на раму через четыре вибрационных изолятора. Это снижает тряску при езде по пересеченной местности. Кроме того, для большего комфорта оператора его сиденье оснащается рессорами и регулируется по высоте.
Руль крутить удобнее, чем ворочать рычаги. Фото: YouTube.com
Трактор имеет панорамное и безрамное остекление с использованием закаленного материала. Вентиляция – двух видов: естественная, через открывающиеся окна, люк и дополнительная, когда наружный воздух проникает в кабину, проходя сквозь четыре фильтра. Последние размещены наверху и прикрыты сеткой.
Основное предназначение гусеничного трактора – обработка земли. Фото: YouTube.com
Летом в жару используется кондиционер, включающий в себя компрессор, фреон с магистралью, конденсатор с датчиком давления. Для холодного времени года предусмотрен обогреватель, забирающий от работающего мотора тепло (температура охлаждающей жидкости должна быть не менее +75°). Оно поступает внутрь через дефлекторы.
Сравнение РБ-2103 с К-701 на поле
Перед двумя трактористами поставили задачу: распахать почву на максимально возможную глубину. Для этого «Кировец» оснастили чизельным плугом ПЧН-5КТ. Чтобы с ним справиться, необходима машина с движком мощностью от 300 л. с. На К-701 как раз стоит такой – ЯМЗ-240БМ. Плуг настроили на глубину 40 см. РБ-2103 оснастили рыхлителем «Кама», отрегулированным на 35 см. Это орудие (ТГР-55,9-400) также предназначено для тракторов мощностью не менее 300 л. с. Затем оборудование поменяли местами.
К-701 «проиграл». Фото: YouTube.com
Каков был результат соревнования? Колесный «Кировец» с задачей не справился – часто буксовал, т. к. не хватало контакта с землей. Гусеничный «Фермер» почву прорыхлил без проблем, несмотря на меньший (четвертый против пятого), по сравнению с К-701, тяговый класс. Конечно, это не означает, что на слабую машину можно цеплять орудия, рассчитанные на более мощный трактор. Здесь всего лишь засвидетельствован факт: в некоторых случаях предпочтительнее использовать гусеничную технику, пусть и с меньшим тяговым классом. Например, в случае раннего весеннего выхода в поле.
Почему стоит так дорого?
На рынке, если говорить о КНР, у белорусского трактора конкурентов с такой же мощностью пока нет. Прошедшие в минувшем году испытания машины подтвердили заявленные характеристики. Компания «Матрикс Универсал» уже заключает договоры на поставку тракторов земледельцам со всей страны (есть заявки даже с Дальнего Востока). Сборка крупноузловая, но планируется углублять локализацию. К тому же в Башкирии технику постоянно совершенствуют: например, поставили «автопилот» (что-то типа «круиз-контроля»), камеру сзади, улучшили звуко- и теплоизоляцию,.
Продажи неплохого трактора идут туговато. Фото: YouTube.com
Несмотря на то, что техника поставляется из Союзного государства, она считается иностранной и облагается утилизационным сбором. Но здесь «подсуетились» и дефорсировали движок до 199 л. с. Теперь вместо 1 млн 552 тыс. 500 руб. придется платить в казну РФ 431 тыс. 250 руб. «Новый» трактор получил индекс РБ-1993. Локализация пока не достигла 70% – в льготные программы машина не попадает. Все это ведет к удорожанию: на сегодня за трактор просят довольно много – 9 млн 700 тыс. руб. (данные на январь 2024 года). Будет ли он дешевле – вопрос сложный, но это вряд ли…
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...