«Фермер РБ-2103»: гусеничный «Беларусь», который собирают в России
Модель «Белорус 2103» была разработана более десяти лет назад на Минском тракторном заводе. Изначально она там и производилась. Гусеничный агрегат сильно отличался от своих «коллег» тем, что по многим техническим параметрам был максимально приближен к колесным машинам. Это гарантировало лучшую ремонтопригодность.
Позже конвейерный выпуск наладили в Мозыре – на местном машиностроительном заводе. Его и сегодня там собирают. Однако руководство белорусского предприятия решило расширить географию и организовало производство гусеничной техники в России.
Партнером стала компания «Матрикс Универсал» из Башкортостана (д. Локотки). Здесь машина получила новое имя.
Трактор собирают в РФ, но из белорусских узлов и деталей. Машина предназначена для выполнения самых разных операций, связанных с сельским хозяйством: начиная от пахоты и заканчивая транспортировкой урожая.
В первую очередь стоит выделить движители шириной полметра: они могут быть двух типов – металлическими или прорезиненными. В первом случае траки и пальцы изготавливаются из ударопрочной стали. Проушины «укомплектованы» втулками из резины, что предотвращает попадание грязи и иного абразива на металлические детали, а это увеличивает их ресурс. В данном виде трактор давит на почву с усилием 52 кПа.
Второй тип гусениц в своей основе имеет тросы из стали с синтетическими элементами. В итоге получается цельная конструкция, заключенная в резиновую оболочку. Здесь машина давит на почву с меньшим усилием – 46 кПа. Подобный движитель уместен при обработке неустойчивых земель. Основные технические данные РБ-2103:
✅ длина, ширина, высота – 620, 210 и 295 см
✅ клиренс – 350 мм
✅ наименьший радиус разворота – 3,1 м
✅ преодолеваемый уклон – до 30°
✅ скорость (назад) – до 26 км/ч (от 4,21 до 14,47 км/ч)
✅ полная масса – 12900 кг
Трактор способен преодолевать брод глубиной до 0,8 м. Пара баков под горючее имеет общий объем 380 л.
Турбированный дизель Д-260.4 S2 с шестью цилиндрами и объемом в 7,1 л изначально развивал 212 «лошадей». Пуск осуществляется стартером из кабины. Подача топлива – посредством электроники – через ЭСУД, имеющую встроенную диагностику.
Старт двигателя в сильные морозы происходит с помощью подогревателя. Расход топлива – 179,5 г/л. с.*ч. Для сравнения: у ДТ-54 этот параметр составляет 205 г/л. с. в час.
Она гидромеханическая, с 16-ю передачами вперед и 8-ю назад (переключение на повышенную или пониженную скорость производится кнопкой «Диапазон»). В конструкции предусмотрена система, смазывающая и охлаждающая КПП. Также есть блокиратор, предотвращающий запуск двигателя при включенной передаче. Сцепление – сухого типа, с парой дисков. Нажатие на педаль облегчается благодаря применению гидравлического привода.
Работу муфт и синхронизаторов контролирует микропроцессор, интегрированный в пульт КПП. Включенная передача индицируется на световом табло справа от приборной панели. По желанию заказчика трактор могут укомплектовать «чисто» механической коробкой.
Ее объем составляет 70 л, давление в системе (20 Мпа) создается шестеренчатым насосом производительностью 55 л/мин. Он нагнетает масло в трубопроводы и распределитель двухстороннего действия. Управление гидравлической системой осуществляется через электронный модуль. Он же диагностирует узлы и агрегаты.
Заправка масла происходит с помощью отдельного насоса посредством шланга, входящего в ЗиП (достаточно нажать специальную кнопку). При закачке емкость можно поставить на землю, не поднимая на борт, что очень удобно. Распределитель имеет 4 пары выводов: один из них используется для натяжения гусениц.
Впереди может быть установлен бульдозерный нож, фронтальный погрузчик. Кроме того, допускается оснащение «Фермера» дорожной фрезой, манипулятором и т. п. При проведении пахоты цепляется обычный или болотный плуг. Возможна работа с любым сельскохозяйственным навесным или прицепным орудием, подходящим по креплениям: для этого в задней части предусмотрено ТСУ.
Она рассчитана на одного человека и устанавливается на раму через четыре вибрационных изолятора. Это снижает тряску при езде по пересеченной местности. Кроме того, для большего комфорта оператора его сиденье оснащается рессорами и регулируется по высоте.
Трактор имеет панорамное и безрамное остекление с использованием закаленного материала. Вентиляция – двух видов: естественная, через открывающиеся окна, люк и дополнительная, когда наружный воздух проникает в кабину, проходя сквозь четыре фильтра. Последние размещены наверху и прикрыты сеткой.
Летом в жару используется кондиционер, включающий в себя компрессор, фреон с магистралью, конденсатор с датчиком давления. Для холодного времени года предусмотрен обогреватель, забирающий от работающего мотора тепло (температура охлаждающей жидкости должна быть не менее +75°). Оно поступает внутрь через дефлекторы.
Перед двумя трактористами поставили задачу: распахать почву на максимально возможную глубину. Для этого «Кировец» оснастили чизельным плугом ПЧН-5КТ. Чтобы с ним справиться, необходима машина с движком мощностью от 300 л. с. На К-701 как раз стоит такой – ЯМЗ-240БМ. Плуг настроили на глубину 40 см. РБ-2103 оснастили рыхлителем «Кама», отрегулированным на 35 см. Это орудие (ТГР-55,9-400) также предназначено для тракторов мощностью не менее 300 л. с. Затем оборудование поменяли местами.
Каков был результат соревнования? Колесный «Кировец» с задачей не справился – часто буксовал, т. к. не хватало контакта с землей. Гусеничный «Фермер» почву прорыхлил без проблем, несмотря на меньший (четвертый против пятого), по сравнению с К-701, тяговый класс. Конечно, это не означает, что на слабую машину можно цеплять орудия, рассчитанные на более мощный трактор. Здесь всего лишь засвидетельствован факт: в некоторых случаях предпочтительнее использовать гусеничную технику, пусть и с меньшим тяговым классом. Например, в случае раннего весеннего выхода в поле.
На рынке, если говорить о КНР, у белорусского трактора конкурентов с такой же мощностью пока нет. Прошедшие в минувшем году испытания машины подтвердили заявленные характеристики. Компания «Матрикс Универсал» уже заключает договоры на поставку тракторов земледельцам со всей страны (есть заявки даже с Дальнего Востока). Сборка крупноузловая, но планируется углублять локализацию. К тому же в Башкирии технику постоянно совершенствуют: например, поставили «автопилот» (что-то типа «круиз-контроля»), камеру сзади, улучшили звуко- и теплоизоляцию,.
Несмотря на то, что техника поставляется из Союзного государства, она считается иностранной и облагается утилизационным сбором. Но здесь «подсуетились» и дефорсировали движок до 199 л. с. Теперь вместо 1 млн 552 тыс. 500 руб. придется платить в казну РФ 431 тыс. 250 руб. «Новый» трактор получил индекс РБ-1993. Локализация пока не достигла 70% – в льготные программы машина не попадает. Все это ведет к удорожанию: на сегодня за трактор просят довольно много – 9 млн 700 тыс. руб. (данные на январь 2024 года). Будет ли он дешевле – вопрос сложный, но это вряд ли…
Позже конвейерный выпуск наладили в Мозыре – на местном машиностроительном заводе. Его и сегодня там собирают. Однако руководство белорусского предприятия решило расширить географию и организовало производство гусеничной техники в России.
В основе российского трактора – «БЕЛАРУС 2103». Фото: YouTube.com
Партнером стала компания «Матрикс Универсал» из Башкортостана (д. Локотки). Здесь машина получила новое имя.
«Фермер РБ-2103»
Трактор собирают в РФ, но из белорусских узлов и деталей. Машина предназначена для выполнения самых разных операций, связанных с сельским хозяйством: начиная от пахоты и заканчивая транспортировкой урожая.
Особенности конструкции
В первую очередь стоит выделить движители шириной полметра: они могут быть двух типов – металлическими или прорезиненными. В первом случае траки и пальцы изготавливаются из ударопрочной стали. Проушины «укомплектованы» втулками из резины, что предотвращает попадание грязи и иного абразива на металлические детали, а это увеличивает их ресурс. В данном виде трактор давит на почву с усилием 52 кПа.
Резино-металлические гусеницы меньше давят на почву. Фото: YouTube.com
Второй тип гусениц в своей основе имеет тросы из стали с синтетическими элементами. В итоге получается цельная конструкция, заключенная в резиновую оболочку. Здесь машина давит на почву с меньшим усилием – 46 кПа. Подобный движитель уместен при обработке неустойчивых земель. Основные технические данные РБ-2103:
✅ длина, ширина, высота – 620, 210 и 295 см
✅ клиренс – 350 мм
✅ наименьший радиус разворота – 3,1 м
✅ преодолеваемый уклон – до 30°
✅ скорость (назад) – до 26 км/ч (от 4,21 до 14,47 км/ч)
✅ полная масса – 12900 кг
Трактор способен преодолевать брод глубиной до 0,8 м. Пара баков под горючее имеет общий объем 380 л.
Двигатель и трансмиссия
Турбированный дизель Д-260.4 S2 с шестью цилиндрами и объемом в 7,1 л изначально развивал 212 «лошадей». Пуск осуществляется стартером из кабины. Подача топлива – посредством электроники – через ЭСУД, имеющую встроенную диагностику.
Чтобы сделать трактор дешевле, движок дефорсировали. Фото: YouTube.com
Старт двигателя в сильные морозы происходит с помощью подогревателя. Расход топлива – 179,5 г/л. с.*ч. Для сравнения: у ДТ-54 этот параметр составляет 205 г/л. с. в час.
Трансмиссия
Она гидромеханическая, с 16-ю передачами вперед и 8-ю назад (переключение на повышенную или пониженную скорость производится кнопкой «Диапазон»). В конструкции предусмотрена система, смазывающая и охлаждающая КПП. Также есть блокиратор, предотвращающий запуск двигателя при включенной передаче. Сцепление – сухого типа, с парой дисков. Нажатие на педаль облегчается благодаря применению гидравлического привода.
КПП – с демультипликатором. Фото: YouTube.com
Работу муфт и синхронизаторов контролирует микропроцессор, интегрированный в пульт КПП. Включенная передача индицируется на световом табло справа от приборной панели. По желанию заказчика трактор могут укомплектовать «чисто» механической коробкой.
Гидравлика
Ее объем составляет 70 л, давление в системе (20 Мпа) создается шестеренчатым насосом производительностью 55 л/мин. Он нагнетает масло в трубопроводы и распределитель двухстороннего действия. Управление гидравлической системой осуществляется через электронный модуль. Он же диагностирует узлы и агрегаты.
Трехточечная подвеска позволяет использовать самое разное прицепное оборудование. Фото: YouTube.com
Заправка масла происходит с помощью отдельного насоса посредством шланга, входящего в ЗиП (достаточно нажать специальную кнопку). При закачке емкость можно поставить на землю, не поднимая на борт, что очень удобно. Распределитель имеет 4 пары выводов: один из них используется для натяжения гусениц.
О навесном оборудовании
Впереди может быть установлен бульдозерный нож, фронтальный погрузчик. Кроме того, допускается оснащение «Фермера» дорожной фрезой, манипулятором и т. п. При проведении пахоты цепляется обычный или болотный плуг. Возможна работа с любым сельскохозяйственным навесным или прицепным орудием, подходящим по креплениям: для этого в задней части предусмотрено ТСУ.
Кабина
Она рассчитана на одного человека и устанавливается на раму через четыре вибрационных изолятора. Это снижает тряску при езде по пересеченной местности. Кроме того, для большего комфорта оператора его сиденье оснащается рессорами и регулируется по высоте.
Руль крутить удобнее, чем ворочать рычаги. Фото: YouTube.com
Трактор имеет панорамное и безрамное остекление с использованием закаленного материала. Вентиляция – двух видов: естественная, через открывающиеся окна, люк и дополнительная, когда наружный воздух проникает в кабину, проходя сквозь четыре фильтра. Последние размещены наверху и прикрыты сеткой.
Основное предназначение гусеничного трактора – обработка земли. Фото: YouTube.com
Летом в жару используется кондиционер, включающий в себя компрессор, фреон с магистралью, конденсатор с датчиком давления. Для холодного времени года предусмотрен обогреватель, забирающий от работающего мотора тепло (температура охлаждающей жидкости должна быть не менее +75°). Оно поступает внутрь через дефлекторы.
Сравнение РБ-2103 с К-701 на поле
Перед двумя трактористами поставили задачу: распахать почву на максимально возможную глубину. Для этого «Кировец» оснастили чизельным плугом ПЧН-5КТ. Чтобы с ним справиться, необходима машина с движком мощностью от 300 л. с. На К-701 как раз стоит такой – ЯМЗ-240БМ. Плуг настроили на глубину 40 см. РБ-2103 оснастили рыхлителем «Кама», отрегулированным на 35 см. Это орудие (ТГР-55,9-400) также предназначено для тракторов мощностью не менее 300 л. с. Затем оборудование поменяли местами.
К-701 «проиграл». Фото: YouTube.com
Каков был результат соревнования? Колесный «Кировец» с задачей не справился – часто буксовал, т. к. не хватало контакта с землей. Гусеничный «Фермер» почву прорыхлил без проблем, несмотря на меньший (четвертый против пятого), по сравнению с К-701, тяговый класс. Конечно, это не означает, что на слабую машину можно цеплять орудия, рассчитанные на более мощный трактор. Здесь всего лишь засвидетельствован факт: в некоторых случаях предпочтительнее использовать гусеничную технику, пусть и с меньшим тяговым классом. Например, в случае раннего весеннего выхода в поле.
Почему стоит так дорого?
На рынке, если говорить о КНР, у белорусского трактора конкурентов с такой же мощностью пока нет. Прошедшие в минувшем году испытания машины подтвердили заявленные характеристики. Компания «Матрикс Универсал» уже заключает договоры на поставку тракторов земледельцам со всей страны (есть заявки даже с Дальнего Востока). Сборка крупноузловая, но планируется углублять локализацию. К тому же в Башкирии технику постоянно совершенствуют: например, поставили «автопилот» (что-то типа «круиз-контроля»), камеру сзади, улучшили звуко- и теплоизоляцию,.
Продажи неплохого трактора идут туговато. Фото: YouTube.com
Несмотря на то, что техника поставляется из Союзного государства, она считается иностранной и облагается утилизационным сбором. Но здесь «подсуетились» и дефорсировали движок до 199 л. с. Теперь вместо 1 млн 552 тыс. 500 руб. придется платить в казну РФ 431 тыс. 250 руб. «Новый» трактор получил индекс РБ-1993. Локализация пока не достигла 70% – в льготные программы машина не попадает. Все это ведет к удорожанию: на сегодня за трактор просят довольно много – 9 млн 700 тыс. руб. (данные на январь 2024 года). Будет ли он дешевле – вопрос сложный, но это вряд ли…
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...