«Фермер РБ-2103»: гусеничный «Беларусь», который собирают в России
Модель «Белорус 2103» была разработана более десяти лет назад на Минском тракторном заводе. Изначально она там и производилась. Гусеничный агрегат сильно отличался от своих «коллег» тем, что по многим техническим параметрам был максимально приближен к колесным машинам. Это гарантировало лучшую ремонтопригодность.
Позже конвейерный выпуск наладили в Мозыре – на местном машиностроительном заводе. Его и сегодня там собирают. Однако руководство белорусского предприятия решило расширить географию и организовало производство гусеничной техники в России.
Партнером стала компания «Матрикс Универсал» из Башкортостана (д. Локотки). Здесь машина получила новое имя.
Трактор собирают в РФ, но из белорусских узлов и деталей. Машина предназначена для выполнения самых разных операций, связанных с сельским хозяйством: начиная от пахоты и заканчивая транспортировкой урожая.
В первую очередь стоит выделить движители шириной полметра: они могут быть двух типов – металлическими или прорезиненными. В первом случае траки и пальцы изготавливаются из ударопрочной стали. Проушины «укомплектованы» втулками из резины, что предотвращает попадание грязи и иного абразива на металлические детали, а это увеличивает их ресурс. В данном виде трактор давит на почву с усилием 52 кПа.
Второй тип гусениц в своей основе имеет тросы из стали с синтетическими элементами. В итоге получается цельная конструкция, заключенная в резиновую оболочку. Здесь машина давит на почву с меньшим усилием – 46 кПа. Подобный движитель уместен при обработке неустойчивых земель. Основные технические данные РБ-2103:
✅ длина, ширина, высота – 620, 210 и 295 см
✅ клиренс – 350 мм
✅ наименьший радиус разворота – 3,1 м
✅ преодолеваемый уклон – до 30°
✅ скорость (назад) – до 26 км/ч (от 4,21 до 14,47 км/ч)
✅ полная масса – 12900 кг
Трактор способен преодолевать брод глубиной до 0,8 м. Пара баков под горючее имеет общий объем 380 л.
Турбированный дизель Д-260.4 S2 с шестью цилиндрами и объемом в 7,1 л изначально развивал 212 «лошадей». Пуск осуществляется стартером из кабины. Подача топлива – посредством электроники – через ЭСУД, имеющую встроенную диагностику.
Старт двигателя в сильные морозы происходит с помощью подогревателя. Расход топлива – 179,5 г/л. с.*ч. Для сравнения: у ДТ-54 этот параметр составляет 205 г/л. с. в час.
Она гидромеханическая, с 16-ю передачами вперед и 8-ю назад (переключение на повышенную или пониженную скорость производится кнопкой «Диапазон»). В конструкции предусмотрена система, смазывающая и охлаждающая КПП. Также есть блокиратор, предотвращающий запуск двигателя при включенной передаче. Сцепление – сухого типа, с парой дисков. Нажатие на педаль облегчается благодаря применению гидравлического привода.
Работу муфт и синхронизаторов контролирует микропроцессор, интегрированный в пульт КПП. Включенная передача индицируется на световом табло справа от приборной панели. По желанию заказчика трактор могут укомплектовать «чисто» механической коробкой.
Ее объем составляет 70 л, давление в системе (20 Мпа) создается шестеренчатым насосом производительностью 55 л/мин. Он нагнетает масло в трубопроводы и распределитель двухстороннего действия. Управление гидравлической системой осуществляется через электронный модуль. Он же диагностирует узлы и агрегаты.
Заправка масла происходит с помощью отдельного насоса посредством шланга, входящего в ЗиП (достаточно нажать специальную кнопку). При закачке емкость можно поставить на землю, не поднимая на борт, что очень удобно. Распределитель имеет 4 пары выводов: один из них используется для натяжения гусениц.
Впереди может быть установлен бульдозерный нож, фронтальный погрузчик. Кроме того, допускается оснащение «Фермера» дорожной фрезой, манипулятором и т. п. При проведении пахоты цепляется обычный или болотный плуг. Возможна работа с любым сельскохозяйственным навесным или прицепным орудием, подходящим по креплениям: для этого в задней части предусмотрено ТСУ.
Она рассчитана на одного человека и устанавливается на раму через четыре вибрационных изолятора. Это снижает тряску при езде по пересеченной местности. Кроме того, для большего комфорта оператора его сиденье оснащается рессорами и регулируется по высоте.
Трактор имеет панорамное и безрамное остекление с использованием закаленного материала. Вентиляция – двух видов: естественная, через открывающиеся окна, люк и дополнительная, когда наружный воздух проникает в кабину, проходя сквозь четыре фильтра. Последние размещены наверху и прикрыты сеткой.
Летом в жару используется кондиционер, включающий в себя компрессор, фреон с магистралью, конденсатор с датчиком давления. Для холодного времени года предусмотрен обогреватель, забирающий от работающего мотора тепло (температура охлаждающей жидкости должна быть не менее +75°). Оно поступает внутрь через дефлекторы.
Перед двумя трактористами поставили задачу: распахать почву на максимально возможную глубину. Для этого «Кировец» оснастили чизельным плугом ПЧН-5КТ. Чтобы с ним справиться, необходима машина с движком мощностью от 300 л. с. На К-701 как раз стоит такой – ЯМЗ-240БМ. Плуг настроили на глубину 40 см. РБ-2103 оснастили рыхлителем «Кама», отрегулированным на 35 см. Это орудие (ТГР-55,9-400) также предназначено для тракторов мощностью не менее 300 л. с. Затем оборудование поменяли местами.
Каков был результат соревнования? Колесный «Кировец» с задачей не справился – часто буксовал, т. к. не хватало контакта с землей. Гусеничный «Фермер» почву прорыхлил без проблем, несмотря на меньший (четвертый против пятого), по сравнению с К-701, тяговый класс. Конечно, это не означает, что на слабую машину можно цеплять орудия, рассчитанные на более мощный трактор. Здесь всего лишь засвидетельствован факт: в некоторых случаях предпочтительнее использовать гусеничную технику, пусть и с меньшим тяговым классом. Например, в случае раннего весеннего выхода в поле.
На рынке, если говорить о КНР, у белорусского трактора конкурентов с такой же мощностью пока нет. Прошедшие в минувшем году испытания машины подтвердили заявленные характеристики. Компания «Матрикс Универсал» уже заключает договоры на поставку тракторов земледельцам со всей страны (есть заявки даже с Дальнего Востока). Сборка крупноузловая, но планируется углублять локализацию. К тому же в Башкирии технику постоянно совершенствуют: например, поставили «автопилот» (что-то типа «круиз-контроля»), камеру сзади, улучшили звуко- и теплоизоляцию,.
Несмотря на то, что техника поставляется из Союзного государства, она считается иностранной и облагается утилизационным сбором. Но здесь «подсуетились» и дефорсировали движок до 199 л. с. Теперь вместо 1 млн 552 тыс. 500 руб. придется платить в казну РФ 431 тыс. 250 руб. «Новый» трактор получил индекс РБ-1993. Локализация пока не достигла 70% – в льготные программы машина не попадает. Все это ведет к удорожанию: на сегодня за трактор просят довольно много – 9 млн 700 тыс. руб. (данные на январь 2024 года). Будет ли он дешевле – вопрос сложный, но это вряд ли…
Позже конвейерный выпуск наладили в Мозыре – на местном машиностроительном заводе. Его и сегодня там собирают. Однако руководство белорусского предприятия решило расширить географию и организовало производство гусеничной техники в России.
В основе российского трактора – «БЕЛАРУС 2103». Фото: YouTube.com
Партнером стала компания «Матрикс Универсал» из Башкортостана (д. Локотки). Здесь машина получила новое имя.
«Фермер РБ-2103»
Трактор собирают в РФ, но из белорусских узлов и деталей. Машина предназначена для выполнения самых разных операций, связанных с сельским хозяйством: начиная от пахоты и заканчивая транспортировкой урожая.
Особенности конструкции
В первую очередь стоит выделить движители шириной полметра: они могут быть двух типов – металлическими или прорезиненными. В первом случае траки и пальцы изготавливаются из ударопрочной стали. Проушины «укомплектованы» втулками из резины, что предотвращает попадание грязи и иного абразива на металлические детали, а это увеличивает их ресурс. В данном виде трактор давит на почву с усилием 52 кПа.
Резино-металлические гусеницы меньше давят на почву. Фото: YouTube.com
Второй тип гусениц в своей основе имеет тросы из стали с синтетическими элементами. В итоге получается цельная конструкция, заключенная в резиновую оболочку. Здесь машина давит на почву с меньшим усилием – 46 кПа. Подобный движитель уместен при обработке неустойчивых земель. Основные технические данные РБ-2103:
✅ длина, ширина, высота – 620, 210 и 295 см
✅ клиренс – 350 мм
✅ наименьший радиус разворота – 3,1 м
✅ преодолеваемый уклон – до 30°
✅ скорость (назад) – до 26 км/ч (от 4,21 до 14,47 км/ч)
✅ полная масса – 12900 кг
Трактор способен преодолевать брод глубиной до 0,8 м. Пара баков под горючее имеет общий объем 380 л.
Двигатель и трансмиссия
Турбированный дизель Д-260.4 S2 с шестью цилиндрами и объемом в 7,1 л изначально развивал 212 «лошадей». Пуск осуществляется стартером из кабины. Подача топлива – посредством электроники – через ЭСУД, имеющую встроенную диагностику.
Чтобы сделать трактор дешевле, движок дефорсировали. Фото: YouTube.com
Старт двигателя в сильные морозы происходит с помощью подогревателя. Расход топлива – 179,5 г/л. с.*ч. Для сравнения: у ДТ-54 этот параметр составляет 205 г/л. с. в час.
Трансмиссия
Она гидромеханическая, с 16-ю передачами вперед и 8-ю назад (переключение на повышенную или пониженную скорость производится кнопкой «Диапазон»). В конструкции предусмотрена система, смазывающая и охлаждающая КПП. Также есть блокиратор, предотвращающий запуск двигателя при включенной передаче. Сцепление – сухого типа, с парой дисков. Нажатие на педаль облегчается благодаря применению гидравлического привода.
КПП – с демультипликатором. Фото: YouTube.com
Работу муфт и синхронизаторов контролирует микропроцессор, интегрированный в пульт КПП. Включенная передача индицируется на световом табло справа от приборной панели. По желанию заказчика трактор могут укомплектовать «чисто» механической коробкой.
Гидравлика
Ее объем составляет 70 л, давление в системе (20 Мпа) создается шестеренчатым насосом производительностью 55 л/мин. Он нагнетает масло в трубопроводы и распределитель двухстороннего действия. Управление гидравлической системой осуществляется через электронный модуль. Он же диагностирует узлы и агрегаты.
Трехточечная подвеска позволяет использовать самое разное прицепное оборудование. Фото: YouTube.com
Заправка масла происходит с помощью отдельного насоса посредством шланга, входящего в ЗиП (достаточно нажать специальную кнопку). При закачке емкость можно поставить на землю, не поднимая на борт, что очень удобно. Распределитель имеет 4 пары выводов: один из них используется для натяжения гусениц.
О навесном оборудовании
Впереди может быть установлен бульдозерный нож, фронтальный погрузчик. Кроме того, допускается оснащение «Фермера» дорожной фрезой, манипулятором и т. п. При проведении пахоты цепляется обычный или болотный плуг. Возможна работа с любым сельскохозяйственным навесным или прицепным орудием, подходящим по креплениям: для этого в задней части предусмотрено ТСУ.
Кабина
Она рассчитана на одного человека и устанавливается на раму через четыре вибрационных изолятора. Это снижает тряску при езде по пересеченной местности. Кроме того, для большего комфорта оператора его сиденье оснащается рессорами и регулируется по высоте.
Руль крутить удобнее, чем ворочать рычаги. Фото: YouTube.com
Трактор имеет панорамное и безрамное остекление с использованием закаленного материала. Вентиляция – двух видов: естественная, через открывающиеся окна, люк и дополнительная, когда наружный воздух проникает в кабину, проходя сквозь четыре фильтра. Последние размещены наверху и прикрыты сеткой.
Основное предназначение гусеничного трактора – обработка земли. Фото: YouTube.com
Летом в жару используется кондиционер, включающий в себя компрессор, фреон с магистралью, конденсатор с датчиком давления. Для холодного времени года предусмотрен обогреватель, забирающий от работающего мотора тепло (температура охлаждающей жидкости должна быть не менее +75°). Оно поступает внутрь через дефлекторы.
Сравнение РБ-2103 с К-701 на поле
Перед двумя трактористами поставили задачу: распахать почву на максимально возможную глубину. Для этого «Кировец» оснастили чизельным плугом ПЧН-5КТ. Чтобы с ним справиться, необходима машина с движком мощностью от 300 л. с. На К-701 как раз стоит такой – ЯМЗ-240БМ. Плуг настроили на глубину 40 см. РБ-2103 оснастили рыхлителем «Кама», отрегулированным на 35 см. Это орудие (ТГР-55,9-400) также предназначено для тракторов мощностью не менее 300 л. с. Затем оборудование поменяли местами.
К-701 «проиграл». Фото: YouTube.com
Каков был результат соревнования? Колесный «Кировец» с задачей не справился – часто буксовал, т. к. не хватало контакта с землей. Гусеничный «Фермер» почву прорыхлил без проблем, несмотря на меньший (четвертый против пятого), по сравнению с К-701, тяговый класс. Конечно, это не означает, что на слабую машину можно цеплять орудия, рассчитанные на более мощный трактор. Здесь всего лишь засвидетельствован факт: в некоторых случаях предпочтительнее использовать гусеничную технику, пусть и с меньшим тяговым классом. Например, в случае раннего весеннего выхода в поле.
Почему стоит так дорого?
На рынке, если говорить о КНР, у белорусского трактора конкурентов с такой же мощностью пока нет. Прошедшие в минувшем году испытания машины подтвердили заявленные характеристики. Компания «Матрикс Универсал» уже заключает договоры на поставку тракторов земледельцам со всей страны (есть заявки даже с Дальнего Востока). Сборка крупноузловая, но планируется углублять локализацию. К тому же в Башкирии технику постоянно совершенствуют: например, поставили «автопилот» (что-то типа «круиз-контроля»), камеру сзади, улучшили звуко- и теплоизоляцию,.
Продажи неплохого трактора идут туговато. Фото: YouTube.com
Несмотря на то, что техника поставляется из Союзного государства, она считается иностранной и облагается утилизационным сбором. Но здесь «подсуетились» и дефорсировали движок до 199 л. с. Теперь вместо 1 млн 552 тыс. 500 руб. придется платить в казну РФ 431 тыс. 250 руб. «Новый» трактор получил индекс РБ-1993. Локализация пока не достигла 70% – в льготные программы машина не попадает. Все это ведет к удорожанию: на сегодня за трактор просят довольно много – 9 млн 700 тыс. руб. (данные на январь 2024 года). Будет ли он дешевле – вопрос сложный, но это вряд ли…
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...