.d-md-none .d-lg-block bibimot

«Фермер РБ-2103»: гусеничный «Беларусь», который собирают в России

«Фермер РБ-2103»: гусеничный «Беларусь», который собирают в России
Модель «Белорус 2103» была разработана более десяти лет назад на Минском тракторном заводе. Изначально она там и производилась. Гусеничный агрегат сильно отличался от своих «коллег» тем, что по многим техническим параметрам был максимально приближен к колесным машинам. Это гарантировало лучшую ремонтопригодность.


Позже конвейерный выпуск наладили в Мозыре – на местном машиностроительном заводе. Его и сегодня там собирают. Однако руководство белорусского предприятия решило расширить географию и организовало производство гусеничной техники в России.

«Фермер РБ-2103»: гусеничный «Беларусь», который собирают в РоссииВ основе российского трактора – «БЕЛАРУС 2103». Фото: YouTube.com

Партнером стала компания «Матрикс Универсал» из Башкортостана (д. Локотки). Здесь машина получила новое имя.

«Фермер РБ-2103»


Трактор собирают в РФ, но из белорусских узлов и деталей. Машина предназначена для выполнения самых разных операций, связанных с сельским хозяйством: начиная от пахоты и заканчивая транспортировкой урожая.

Особенности конструкции


В первую очередь стоит выделить движители шириной полметра: они могут быть двух типов – металлическими или прорезиненными. В первом случае траки и пальцы изготавливаются из ударопрочной стали. Проушины «укомплектованы» втулками из резины, что предотвращает попадание грязи и иного абразива на металлические детали, а это увеличивает их ресурс. В данном виде трактор давит на почву с усилием 52 кПа.

Резино-металлические гусеницы меньше давят на почву. Фото: YouTube.com

Второй тип гусениц в своей основе имеет тросы из стали с синтетическими элементами. В итоге получается цельная конструкция, заключенная в резиновую оболочку. Здесь машина давит на почву с меньшим усилием – 46 кПа. Подобный движитель уместен при обработке неустойчивых земель. Основные технические данные РБ-2103:

✅ длина, ширина, высота – 620, 210 и 295 см
✅ клиренс – 350 мм
✅ наименьший радиус разворота – 3,1 м
✅ преодолеваемый уклон – до 30°
✅ скорость (назад) – до 26 км/ч (от 4,21 до 14,47 км/ч)
✅ полная масса – 12900 кг

Трактор способен преодолевать брод глубиной до 0,8 м. Пара баков под горючее имеет общий объем 380 л.

Двигатель и трансмиссия


Турбированный дизель Д-260.4 S2 с шестью цилиндрами и объемом в 7,1 л изначально развивал 212 «лошадей». Пуск осуществляется стартером из кабины. Подача топлива – посредством электроники – через ЭСУД, имеющую встроенную диагностику.

Чтобы сделать трактор дешевле, движок дефорсировали. Фото: YouTube.com

Старт двигателя в сильные морозы происходит с помощью подогревателя. Расход топлива – 179,5 г/л. с.*ч. Для сравнения: у ДТ-54 этот параметр составляет 205 г/л. с. в час.

Трансмиссия


Она гидромеханическая, с 16-ю передачами вперед и 8-ю назад (переключение на повышенную или пониженную скорость производится кнопкой «Диапазон»). В конструкции предусмотрена система, смазывающая и охлаждающая КПП. Также есть блокиратор, предотвращающий запуск двигателя при включенной передаче. Сцепление – сухого типа, с парой дисков. Нажатие на педаль облегчается благодаря применению гидравлического привода.

КПП – с демультипликатором. Фото: YouTube.com

Работу муфт и синхронизаторов контролирует микропроцессор, интегрированный в пульт КПП. Включенная передача индицируется на световом табло справа от приборной панели. По желанию заказчика трактор могут укомплектовать «чисто» механической коробкой.

Гидравлика


Ее объем составляет 70 л, давление в системе (20 Мпа) создается шестеренчатым насосом производительностью 55 л/мин. Он нагнетает масло в трубопроводы и распределитель двухстороннего действия. Управление гидравлической системой осуществляется через электронный модуль. Он же диагностирует узлы и агрегаты.

Трехточечная подвеска позволяет использовать самое разное прицепное оборудование. Фото: YouTube.com

Заправка масла происходит с помощью отдельного насоса посредством шланга, входящего в ЗиП (достаточно нажать специальную кнопку). При закачке емкость можно поставить на землю, не поднимая на борт, что очень удобно. Распределитель имеет 4 пары выводов: один из них используется для натяжения гусениц.

О навесном оборудовании


Впереди может быть установлен бульдозерный нож, фронтальный погрузчик. Кроме того, допускается оснащение «Фермера» дорожной фрезой, манипулятором и т. п. При проведении пахоты цепляется обычный или болотный плуг. Возможна работа с любым сельскохозяйственным навесным или прицепным орудием, подходящим по креплениям: для этого в задней части предусмотрено ТСУ.

Кабина


Она рассчитана на одного человека и устанавливается на раму через четыре вибрационных изолятора. Это снижает тряску при езде по пересеченной местности. Кроме того, для большего комфорта оператора его сиденье оснащается рессорами и регулируется по высоте.

Руль крутить удобнее, чем ворочать рычаги. Фото: YouTube.com

Трактор имеет панорамное и безрамное остекление с использованием закаленного материала. Вентиляция – двух видов: естественная, через открывающиеся окна, люк и дополнительная, когда наружный воздух проникает в кабину, проходя сквозь четыре фильтра. Последние размещены наверху и прикрыты сеткой.

Основное предназначение гусеничного трактора – обработка земли. Фото: YouTube.com

Летом в жару используется кондиционер, включающий в себя компрессор, фреон с магистралью, конденсатор с датчиком давления. Для холодного времени года предусмотрен обогреватель, забирающий от работающего мотора тепло (температура охлаждающей жидкости должна быть не менее +75°). Оно поступает внутрь через дефлекторы.

Сравнение РБ-2103 с К-701 на поле


Перед двумя трактористами поставили задачу: распахать почву на максимально возможную глубину. Для этого «Кировец» оснастили чизельным плугом ПЧН-5КТ. Чтобы с ним справиться, необходима машина с движком мощностью от 300 л. с. На К-701 как раз стоит такой – ЯМЗ-240БМ. Плуг настроили на глубину 40 см. РБ-2103 оснастили рыхлителем «Кама», отрегулированным на 35 см. Это орудие (ТГР-55,9-400) также предназначено для тракторов мощностью не менее 300 л. с. Затем оборудование поменяли местами.

К-701 «проиграл». Фото: YouTube.com

Каков был результат соревнования? Колесный «Кировец» с задачей не справился – часто буксовал, т. к. не хватало контакта с землей. Гусеничный «Фермер» почву прорыхлил без проблем, несмотря на меньший (четвертый против пятого), по сравнению с К-701, тяговый класс. Конечно, это не означает, что на слабую машину можно цеплять орудия, рассчитанные на более мощный трактор. Здесь всего лишь засвидетельствован факт: в некоторых случаях предпочтительнее использовать гусеничную технику, пусть и с меньшим тяговым классом. Например, в случае раннего весеннего выхода в поле.

Почему стоит так дорого?


На рынке, если говорить о КНР, у белорусского трактора конкурентов с такой же мощностью пока нет. Прошедшие в минувшем году испытания машины подтвердили заявленные характеристики. Компания «Матрикс Универсал» уже заключает договоры на поставку тракторов земледельцам со всей страны (есть заявки даже с Дальнего Востока). Сборка крупноузловая, но планируется углублять локализацию. К тому же в Башкирии технику постоянно совершенствуют: например, поставили «автопилот» (что-то типа «круиз-контроля»), камеру сзади, улучшили звуко- и теплоизоляцию,.

Продажи неплохого трактора идут туговато. Фото: YouTube.com

Несмотря на то, что техника поставляется из Союзного государства, она считается иностранной и облагается утилизационным сбором. Но здесь «подсуетились» и дефорсировали движок до 199 л. с. Теперь вместо 1 млн 552 тыс. 500 руб. придется платить в казну РФ 431 тыс. 250 руб. «Новый» трактор получил индекс РБ-1993. Локализация пока не достигла 70% – в льготные программы машина не попадает. Все это ведет к удорожанию: на сегодня за трактор просят довольно много – 9 млн 700 тыс. руб. (данные на январь 2024 года). Будет ли он дешевле – вопрос сложный, но это вряд ли…

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о «Фермер РБ-2103»?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
МТЗ-50 – любимый трактор советских механизаторовУАЗ Профи или ГАЗель-фермер – какой из авто более практичный?