
Pontiac LeMans Can Am 1977, укороченный безжалостными ножницами
Портняжный инструмент прошелся не по моторам и кузову. Не кромсал сиденья, не урезал багажник и стойки. Под острыми лезвиями не пострадала ходовая и декор.
В чьи руки попали ножницы, кто «кроил» судьбу великолепной модели, узнаем позднее. А пока об эпохе, веяниях, течениях, моде. Так и доберемся до машины, на которой многое сошлось.
Явления, понятия, термины, связанные с купе Pontiac LeMans Can Am 1977, сугубо американские. Разберемся: был ли хот-роддинг распространен за пределами США? Немного в Канаде, в Австралии, ряде других стран. Но не массово, не с тем энтузиазмом и размахом, как в Штатах. Хот-род – локальное американское явление. Так считают историки машиностроительной отрасли и знатоки автомоды.
Pontiac LeMans Can Am 1977, созданный в «Больную эпоху». Фото: YouTube.com
Продолжим: производила ли Европа маслкары? Некое подобие, и то недолго, поэтому можно сказать, нет. И, наконец: назывался ли в Старом Свете нефтяной кризис 70-х «Больной эпохой»? Термин ввел в оборот 39-й президент США Джимми Картер. Так что, ответ отрицательный.
Выходит, сильный, неповторимо красивый автомобиль «Понтиак Ле-Ман Кан Ам» – типичный «американец». Достойный представитель неподражаемого заокеанского стиля. Модели выпала и другая участь – стать последним настоящим «мускулистым парнем».
Хотя «Форд» покажет свой «последний», у «Крайслера» тоже найдется завершающая модель. А наш герой «Джиэмовский». Напомним: компания «Понтиак», образованная в 1899 году, с 1926-го принадлежала могущественной корпорации General Motors. В 2010 году подразделение Pontiac упразднили, чем разбили сердца фанатов марки по всему свету. Разве не еще один повод вспомнить купе?
Мимо этих вещей пройти невозможно, если хотим понять причины и обстоятельства рождения модели. Субкультура хот-род зародилась в довоенных 30-40-х прошлого века.
Капот Pontiac LeMans Can Am 1977 с треугольной выштамповкой и отверстием под «шейкер». Фото: YouTube.com
Положение было таким: автомобили с бешеными скакунами под капотом влетали в кругленькую сумму и принадлежали респектабельным дядям. Такие граждане не стремятся преодолевать 200-километровую отметку на спидометре.
А молодые люди, которые, в силу возраста, не могли покупать дорогие, быстрые и мощные машины, колдовали в гаражах над родстерами. Последние были юношеству по карману, либо доставались от родителей. Тюнеры усиливали подвески, модернизировали движки, устанавливали громадные задние колеса.
Затем «безбашенные» юнцы с небольшим количеством горячительного в крови и полным отсутствием чувства самосохранения выжимали из агрегатов невозможное. На уличных гонках доработанные «снаряды» частенько пролетали заветные четверть мили без навесного оборудования, с обнаженными моторами, а то и вовсе без кузовов.
Молодежь отрывалась на дешевых, стареньких, но с форсированными агрегатами машинах. В 50-х производитель заметил огромный пласт потенциальных покупателей и пошел навстречу. Ведущие машиностроители начали создавать среднеразмерные спортивные авто с многолитровыми двигателями. V8, конечно. Малоэффективные, по правде говоря, но вожделенные «восьмерки» с V-образной архитектурой.
Такими были мускул-кары середины 60-х. Фото: YouTube.com
Автомобили строили по-американски длинными, тяжелыми и прожорливыми. Внешности придавали поджарый, стремительный, агрессивный вид. Цена аппаратов подходила молодым людям, еще не основательно вставшим на ноги.
Расцвет моделей со специфическими особенностями пришелся на 1965-1975 годы. Но разразился нефтяной кризис 1973-го. Бензин подорожал в четыре раза: с $3 до $12 за баррель. Тратить 16-22 л горючего на 100 км пути, как обнаружил народ, накладно. Слово «экономичный» перестало быть ругательным.
А тут подняли голову радетели за экологию, снижение норм выбросов в атмосферу. Окрепли голоса борцов за эффективное использование двигателей, сокращение ДТП и т. д. Мускул-кары со своей мощью не вписывались в изменившиеся стандарты.
Pontiac LeMans Can Am 1977 – царь на дорогах общего пользования. Фото: YouTube.com
Неглупые автомобилисты резко охладели к «мускулам», театральным заездам с ревом и дымом из-под колес. Как-то все вдруг стали практичными, благоразумными. А маслкары, мужественных красавцев, бросили биться в агонии.
Итак, в середине 70-х американские мускулы дряхлели. Иные производители спешно искали выход в модернизации движков, снижении топливного расхода. Но не «Понтиак». Он жил на волне успеха предыдущих машин и намеревался сохранять спортивный имидж.
Кое-какие модели сходили с конвейеров крупных игроков авторынка. Но мускулов в спортивно-ориентированных авто оставалось меньше, чем, как теперь говорят, понтов. Кузова щеголяли кичливым декором.
«Понтиак Ле-Ман Кан Ам» на выставке. Фото: YouTube.com
Чаще это были виниловые наклейки, которые сообщали: носитель, мол, Muscle car. Означенный коротенький период в истории американского машиностроения даже так и назвали – «эпоха наклеек».
Топ-менеджером компании «Понтиак» работал Джим Вангерс. Управленческая компетенция и профессиональные навыки этого сотрудника были на высоте. При его участии в 1963 году компания создала первый мускул-кар Pontiac GTO.
Вангерс не хотел осознавать, что «мускулистым парням» уготовано почетное место в чулане истории. Не верил, что поклонники повелись на презренную экономию. Менеджер предложил гендиректору Алексу Мейру вернуться к истокам и создать мускулистую модель по классическим канонам.
Pontiac LeMans Can Am 1977: владельцы берегут редкие машины. Фото: YouTube.com
Найдутся же среди соотечественников хотя бы 2 500 фанатов, которые помнят сильные машины, знают толк в мощи моторов, убеждал Вангерс руководителя. А. Мейр дал маркетинговому гению добро. Остановились на том, что ограниченная серия будет выходить только один год. На дворе вступал в права 1977-ой.
За основу взяли серийную модель «Ле-Ман», названную в честь популярных автогонок. Экстерьер и салон поручили разработать шеф-дизайнеру компании Джо Шинеллу. Название собирались дать «ALL AMERICAN». Всеамериканский, то есть.
Когда виниловые наклейки с именем легли на стол идейному вдохновителю модели Джиму Вангерсу, тот внимательно просмотрел длинную надпись. Затем взял ножницы и вырезал 2 слога: «AM» и «CAN». Остальные буквы полетели в мусорную корзину. Слоги переставил местами. Не бездумно: так обозначалась популярная канадско-американская гоночная серия автоспортивного клуба США.
Знаменитый «утиный хвост» Pontiac LeMans Can Am 1977. Фото: YouTube.com
С именем определились: емкое, компактное, красивое. Что делать с цветовой гаммой? Без зазрения совести решились на заигрывание с пользователем. Страна собиралась праздновать 200-летие образования, грех было не сыграть на патриотических чувствах сограждан. Цвет 2-дверки выбрали белый и добавили коричневого, желтого и оранжевого – тона традиционной гавайской рубашки.
Технологический процесс построили своеобразно: машины изготавливали на заводе «Понтиак», а декор доверили детройтской фирме Motortown Corporation. Сертифицированная организация взялась лепить на корпуса те самые наклейки, устанавливать аккуратный спойлер на задней палубе. Элемент назывался «утиный хвост».
Салон Pontiac LeMans Can Am 1977 в стиле «гавайской рубашки». Фото: YouTube.com
Дело продвигалось быстро: в январе модель явили публике на автосалоне NAIAS, через пару месяцев заработали конвейеры. Дилеры сделали заявок на 5 тыс. экземпляров.
Машины уходили влет. Can Am нравился покупателям: оригинальная корма, спортивные зеркала, легкая тонировка окон, стеклянный или металлический люк на крыше. Уверенности придавали массивные бамперы, а красоты – сдвоенная прямоугольная оптика.
Массогабаритные показатели «Кан Ам»:
✅ Длина – 5283 мм
✅ Ширина – 1966 мм
✅ Высота – 1354 мм
✅ Вес – 1760 кг
Машина стояла на 15-дюймовых колесах с крутыми алюминиевыми дисками типа «Ралли 2». Шины радиальные GR70-15. Между мостами простиралось 2845 миллиметров, обеспечивающих внутренний простор в 4-местном купе.
На переднем капоте с изящной выштамповкой клинообразной формы была изюминка модели – вырез для шейкера. Это, так называемый, встряхивающий ковш, который представлял собой воздухозаборник, установленный в моторном отсеке непосредственно на воздухоочистителе мотора. «Шейкер» – потому что вибрирует вместе с двигателем. Деталь повышала производительность силового агрегата.
Приборная панель «Понтиак Кан Ам». Фото: YouTube.com
Салон встречал уютом и комфортом. Приборную панель богато украсили деревом. Ковшеобразные сиденья Strato, обитые кожей а-ля гавайская рубашка, радовали удобством. Ремни безопасности были в цвет с автокреслами. Путешествующим предоставляли радио, стеклоподъемники на электрических приводах, кондиционер. Был и центральный замок.
Как задумывали создатели, машина была высокотехнологичная. Взять хоть стабилизаторы поперечной устойчивости на обеих осях. Конструкцию соорудили на лестничной раме. Двигатель расположили спереди продольно. Крутящий момент шел на задние ведущие колеса через 3-диапазонную трансмиссию THM-350.
Характеристики силовой установки конфигурации V8:
✅ Объем – 6,6 л, о чем свидетельствовала наклейка не шейкере
✅ Мощность – 200 л. с. при 4,0 тыс. об/мин
✅ Момент силы – 441 Н*м при 2,4 тыс. об/мин
Эксплуатационные показатели впечатляли максимальной скоростью 190 км/ч и разгонной динамикой 0-96 км в 8,6 сек. То есть автомобиль поигрывал мускулами как снаружи, так и под капотом.
Моторный отсек Pontiac LeMans Can Am 1977 со встряхивающем ковшом. Фото: YouTube.com
Дорожные неровности гасила независимая спереди и зависимая сзади подвеска. Обе на пружинах. Тормозами заведовали усиленные дисковые механизмы спереди и барабанные гидравлические на задней оси.
Получился конфуз, подножка на бегу. Бойкие продажи прекратились по непредвиденным обстоятельствам: вышел из строя пресс, штампующий спойлеры «утиные хвосты». Виновная компания Motortown Corporation, заведующая стайлингом купе, попросила 3 месяца на починку. А пока, мол, продайте машины без «хвостов».
«Понтиак» не захотел терять лицо перед пользователями и, подсчитав предстоящие убытки, снял модель с производства. По количеству произведенного транспорта фигурируют две цифры: 1133 и 1377 единиц. Склоняемся к последней, исходящей от Джима Вангерса. Стоит ли говорить, что машина в статусе «редкость» стала горячо желанным объектом для коллекционеров?..
В чьи руки попали ножницы, кто «кроил» судьбу великолепной модели, узнаем позднее. А пока об эпохе, веяниях, течениях, моде. Так и доберемся до машины, на которой многое сошлось.
Типичный «американец»
Явления, понятия, термины, связанные с купе Pontiac LeMans Can Am 1977, сугубо американские. Разберемся: был ли хот-роддинг распространен за пределами США? Немного в Канаде, в Австралии, ряде других стран. Но не массово, не с тем энтузиазмом и размахом, как в Штатах. Хот-род – локальное американское явление. Так считают историки машиностроительной отрасли и знатоки автомоды.

Продолжим: производила ли Европа маслкары? Некое подобие, и то недолго, поэтому можно сказать, нет. И, наконец: назывался ли в Старом Свете нефтяной кризис 70-х «Больной эпохой»? Термин ввел в оборот 39-й президент США Джимми Картер. Так что, ответ отрицательный.
Выходит, сильный, неповторимо красивый автомобиль «Понтиак Ле-Ман Кан Ам» – типичный «американец». Достойный представитель неподражаемого заокеанского стиля. Модели выпала и другая участь – стать последним настоящим «мускулистым парнем».
Хотя «Форд» покажет свой «последний», у «Крайслера» тоже найдется завершающая модель. А наш герой «Джиэмовский». Напомним: компания «Понтиак», образованная в 1899 году, с 1926-го принадлежала могущественной корпорации General Motors. В 2010 году подразделение Pontiac упразднили, чем разбили сердца фанатов марки по всему свету. Разве не еще один повод вспомнить купе?
Хот-роддинг и маслкары
Мимо этих вещей пройти невозможно, если хотим понять причины и обстоятельства рождения модели. Субкультура хот-род зародилась в довоенных 30-40-х прошлого века.

Положение было таким: автомобили с бешеными скакунами под капотом влетали в кругленькую сумму и принадлежали респектабельным дядям. Такие граждане не стремятся преодолевать 200-километровую отметку на спидометре.
А молодые люди, которые, в силу возраста, не могли покупать дорогие, быстрые и мощные машины, колдовали в гаражах над родстерами. Последние были юношеству по карману, либо доставались от родителей. Тюнеры усиливали подвески, модернизировали движки, устанавливали громадные задние колеса.
Затем «безбашенные» юнцы с небольшим количеством горячительного в крови и полным отсутствием чувства самосохранения выжимали из агрегатов невозможное. На уличных гонках доработанные «снаряды» частенько пролетали заветные четверть мили без навесного оборудования, с обнаженными моторами, а то и вовсе без кузовов.
Молодежь отрывалась на дешевых, стареньких, но с форсированными агрегатами машинах. В 50-х производитель заметил огромный пласт потенциальных покупателей и пошел навстречу. Ведущие машиностроители начали создавать среднеразмерные спортивные авто с многолитровыми двигателями. V8, конечно. Малоэффективные, по правде говоря, но вожделенные «восьмерки» с V-образной архитектурой.

Автомобили строили по-американски длинными, тяжелыми и прожорливыми. Внешности придавали поджарый, стремительный, агрессивный вид. Цена аппаратов подходила молодым людям, еще не основательно вставшим на ноги.
Экономический кризис
Расцвет моделей со специфическими особенностями пришелся на 1965-1975 годы. Но разразился нефтяной кризис 1973-го. Бензин подорожал в четыре раза: с $3 до $12 за баррель. Тратить 16-22 л горючего на 100 км пути, как обнаружил народ, накладно. Слово «экономичный» перестало быть ругательным.
А тут подняли голову радетели за экологию, снижение норм выбросов в атмосферу. Окрепли голоса борцов за эффективное использование двигателей, сокращение ДТП и т. д. Мускул-кары со своей мощью не вписывались в изменившиеся стандарты.

Неглупые автомобилисты резко охладели к «мускулам», театральным заездам с ревом и дымом из-под колес. Как-то все вдруг стали практичными, благоразумными. А маслкары, мужественных красавцев, бросили биться в агонии.
Закат эпохи Muscle car
Итак, в середине 70-х американские мускулы дряхлели. Иные производители спешно искали выход в модернизации движков, снижении топливного расхода. Но не «Понтиак». Он жил на волне успеха предыдущих машин и намеревался сохранять спортивный имидж.
Кое-какие модели сходили с конвейеров крупных игроков авторынка. Но мускулов в спортивно-ориентированных авто оставалось меньше, чем, как теперь говорят, понтов. Кузова щеголяли кичливым декором.

Чаще это были виниловые наклейки, которые сообщали: носитель, мол, Muscle car. Означенный коротенький период в истории американского машиностроения даже так и назвали – «эпоха наклеек».
Рождение модели Pontiac LeMans Can Am 1977
Топ-менеджером компании «Понтиак» работал Джим Вангерс. Управленческая компетенция и профессиональные навыки этого сотрудника были на высоте. При его участии в 1963 году компания создала первый мускул-кар Pontiac GTO.
Вангерс не хотел осознавать, что «мускулистым парням» уготовано почетное место в чулане истории. Не верил, что поклонники повелись на презренную экономию. Менеджер предложил гендиректору Алексу Мейру вернуться к истокам и создать мускулистую модель по классическим канонам.

Найдутся же среди соотечественников хотя бы 2 500 фанатов, которые помнят сильные машины, знают толк в мощи моторов, убеждал Вангерс руководителя. А. Мейр дал маркетинговому гению добро. Остановились на том, что ограниченная серия будет выходить только один год. На дворе вступал в права 1977-ой.
Ножницы и гавайская рубашка
За основу взяли серийную модель «Ле-Ман», названную в честь популярных автогонок. Экстерьер и салон поручили разработать шеф-дизайнеру компании Джо Шинеллу. Название собирались дать «ALL AMERICAN». Всеамериканский, то есть.
Когда виниловые наклейки с именем легли на стол идейному вдохновителю модели Джиму Вангерсу, тот внимательно просмотрел длинную надпись. Затем взял ножницы и вырезал 2 слога: «AM» и «CAN». Остальные буквы полетели в мусорную корзину. Слоги переставил местами. Не бездумно: так обозначалась популярная канадско-американская гоночная серия автоспортивного клуба США.

С именем определились: емкое, компактное, красивое. Что делать с цветовой гаммой? Без зазрения совести решились на заигрывание с пользователем. Страна собиралась праздновать 200-летие образования, грех было не сыграть на патриотических чувствах сограждан. Цвет 2-дверки выбрали белый и добавили коричневого, желтого и оранжевого – тона традиционной гавайской рубашки.
Обзор автомобиля
Технологический процесс построили своеобразно: машины изготавливали на заводе «Понтиак», а декор доверили детройтской фирме Motortown Corporation. Сертифицированная организация взялась лепить на корпуса те самые наклейки, устанавливать аккуратный спойлер на задней палубе. Элемент назывался «утиный хвост».

Дело продвигалось быстро: в январе модель явили публике на автосалоне NAIAS, через пару месяцев заработали конвейеры. Дилеры сделали заявок на 5 тыс. экземпляров.
Экстерьер, интерьер
Машины уходили влет. Can Am нравился покупателям: оригинальная корма, спортивные зеркала, легкая тонировка окон, стеклянный или металлический люк на крыше. Уверенности придавали массивные бамперы, а красоты – сдвоенная прямоугольная оптика.
Массогабаритные показатели «Кан Ам»:
✅ Длина – 5283 мм
✅ Ширина – 1966 мм
✅ Высота – 1354 мм
✅ Вес – 1760 кг
Машина стояла на 15-дюймовых колесах с крутыми алюминиевыми дисками типа «Ралли 2». Шины радиальные GR70-15. Между мостами простиралось 2845 миллиметров, обеспечивающих внутренний простор в 4-местном купе.
На переднем капоте с изящной выштамповкой клинообразной формы была изюминка модели – вырез для шейкера. Это, так называемый, встряхивающий ковш, который представлял собой воздухозаборник, установленный в моторном отсеке непосредственно на воздухоочистителе мотора. «Шейкер» – потому что вибрирует вместе с двигателем. Деталь повышала производительность силового агрегата.

Салон встречал уютом и комфортом. Приборную панель богато украсили деревом. Ковшеобразные сиденья Strato, обитые кожей а-ля гавайская рубашка, радовали удобством. Ремни безопасности были в цвет с автокреслами. Путешествующим предоставляли радио, стеклоподъемники на электрических приводах, кондиционер. Был и центральный замок.
Моторы, ходовая
Как задумывали создатели, машина была высокотехнологичная. Взять хоть стабилизаторы поперечной устойчивости на обеих осях. Конструкцию соорудили на лестничной раме. Двигатель расположили спереди продольно. Крутящий момент шел на задние ведущие колеса через 3-диапазонную трансмиссию THM-350.
Характеристики силовой установки конфигурации V8:
✅ Объем – 6,6 л, о чем свидетельствовала наклейка не шейкере
✅ Мощность – 200 л. с. при 4,0 тыс. об/мин
✅ Момент силы – 441 Н*м при 2,4 тыс. об/мин
Эксплуатационные показатели впечатляли максимальной скоростью 190 км/ч и разгонной динамикой 0-96 км в 8,6 сек. То есть автомобиль поигрывал мускулами как снаружи, так и под капотом.

Дорожные неровности гасила независимая спереди и зависимая сзади подвеска. Обе на пружинах. Тормозами заведовали усиленные дисковые механизмы спереди и барабанные гидравлические на задней оси.
Тираж
Получился конфуз, подножка на бегу. Бойкие продажи прекратились по непредвиденным обстоятельствам: вышел из строя пресс, штампующий спойлеры «утиные хвосты». Виновная компания Motortown Corporation, заведующая стайлингом купе, попросила 3 месяца на починку. А пока, мол, продайте машины без «хвостов».
«Понтиак» не захотел терять лицо перед пользователями и, подсчитав предстоящие убытки, снял модель с производства. По количеству произведенного транспорта фигурируют две цифры: 1133 и 1377 единиц. Склоняемся к последней, исходящей от Джима Вангерса. Стоит ли говорить, что машина в статусе «редкость» стала горячо желанным объектом для коллекционеров?..
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....