
Водородная очистка двигателя — спасение от нагара или маркетинговый трюк?
Если двигатель автомобиля – это его сердце, то, как важный орган в любом организме, он нуждается в заботе. Со временем на внутренних стенках ДВС, поршнях и других элементах мотора образуется нагар – отложения продуктов сгорания топлива. Это приводит к снижению компрессии, мощности, увеличению расхода масла и горючего, а также к повышенному дымлению. Эффективным способом борьбы с нагаром является раскоксовка.
В современном автомире технологии постоянно совершенствуются, принося с собой инновации. Одним из последних «трендов» стала раскоксовка мотора с использованием водорода. Этот метод обещает быструю и эффективную очистку отложений, улучшение производительности и снижение расхода топлива. Но так ли это на самом деле?
Есть разные мнения по этому вопросу. Если одни считают, что такая технология способна оперативно удалить отложения из двигателя, минуя сложные процессы, то другие утверждают, что это ничем не обоснованный обман. Давайте глубже погрузимся в суть технологии, выясним, как она работает, какие преимущества приносит автовладельцам и определим ситуации, в которых выполнение данной процедуры является неотъемлемым требованием.
Водородная очистка двигателя, также известная как раскоксовка – это метод удаления нагара и других отложений из камеры сгорания, поршневых колец, форсунок и прочих элементов мотора с помощью специальной смеси (так называемого «газа Брауна»). Процесс заключается в подключении оборудования к впускному коллектору ДВС. Установка генерирует водородно-кислородную смесь, которая подается в двигатель вместе с воздухом. Во время работы мотора она вступает в химическую реакцию с нагаром, превращая его в воду и углекислый газ, впоследствии выводящиеся через выхлопную систему.
Сильно закоксованный двигатель. Фото: YouTube.com
Проще говоря, это процесс пиролиза, при котором высокие температуры разлагают отложения, сохраняя нормальную эксплуатацию двигателя. Уникальность процедуры заключается в том, что она проводится без необходимости демонтажа мотора. В отличие от других методов очистки, водород не наносит вред внутренним компонентам, а взаимодействует лишь с химическими элементами, выводя вредные продукты через выхлоп. Этот метод воспринимается как экономически обоснованный способ избежать капитального ремонта и решить текущие проблемы с ДВС, такие как увеличение расхода масла и снижение компрессии.
Раскоксовку впервые стали практиковать в США, европейских и азиатских странах. На многих зарубежных СТО это стандартная процедура, проводимая при каждом техническом обслуживании ТС. Те, кто поддерживают эту технологию, рекомендуют выполнение водородинга в среднем каждые 10-20 тыс. км. Несмотря на многие скептические мнения, практика подтверждает эффективность данной технологии. Хотя, конечно, важно понимать, что водородинг не способен полностью восстановить изношенный двигатель, но, по крайней мере, продлевает его жизненный цикл.
Применение водорода для декоксидации двигателя способствует исключению шумов и вибраций, связанных с работой мотора, снижению расхода топлива, устранению нагара на компонентах агрегата, таких как маслосъемные кольца, свечи, клапаны, форсунки и т. д. В теории, проведение раскоксовки уменьшает воздействие вредных выбросов, повышает компрессию, убирает масложор и восстанавливает мощность мотора.
Эндоскопия двигателя для определения нагара. Фото: YouTube.com
Эту процедуру можно выполнять для очистки и профилактики выхлопной системы, катализатора, EGR-клапана и фильтров. Необходимость раскоксовки водородом возникает при выявлении ряда тревожных сигналов, которые явно свидетельствуют о недостатках в работе двигателя.
Какие признаки:
✅ увеличение расхода топлива, избыточное потребление масла
✅ затрудненный запуск мотора «на холодную»
✅ запах гари в отработанных газах
✅ троение, вибрации и нестабильная работа двигателя, агрегат стал больше дымить
✅ снижение оборотов в режиме холостого хода
✅ долгий отклик при нажатии на газ
Первую раскоксовку водородом можно проводить на авто, достигших трехлетнего возраста или преодолевших отметку в 50 тыс. км. К такому пробегу на внутренних стенках ДВС уже собирается грязь, которую нужно удалить.
Оборудование для проведения раскоксовки водородом. Фото: YouTube.com
При использовании этого метода раскоксовки двигателя применяется стехиометрическая смесь кислорода и водорода (оксигидроген), или, иначе называемый, газ Брауна. Это позволяет устранять отложения, не приводя к забиванию системы. В процессе очистки возникает пар, который растворяет загрязнения, способствуя их выводу через выхлоп.
Для проведения раскоксовки с применением водорода используется оборудование, генерирующее газ Брауна. Время выполнения процедуры варьируется от 60 до 90 минут, в зависимости от объема мотора.
Общий алгоритм включает в себя следующие шаги:
✅ Подключение оборудования к ТС через воздухозаборник. Обычно шланг подсоединяется перед воздушным фильтром, но нужно отталкиваться от конструктивных особенностей машины. Иногда аппарат подключают после расходомера воздуха
✅ Активация оборудования. На некоторых устройствах есть ЭБУ, который нужно подсоединить к аккумулятору. После отключения ДВС он автоматически выключится
✅ Затем из аппарата начинает выделяться водород (благодаря взаимодействию воды с током)
✅ Мотор должен быть запущен в течение всего процесса. Периодически нужно нажимать на педаль газа
✅ Пока двигатель работает, в камерах сгорания происходят определенные реакции, в результате которых отложения разлагаются. Одновременно с этим в выхлопном коллекторе образуется высокотемпературный пар. Выброс отложений в виде жидкости, газа и сажи происходит через глушитель
При тепловом воздействии нагар расщепляется на молекулы, обеспечивая тем самым процесс очистки сажевого фильтра и катализатора. После выполненных манипуляций водородная раскоксовка эффективно устраняет отложения, а компоненты газа действуют как очищающее средство, разжижая твердые структуры и помогая им покинуть систему выхлопа. Серьезных недостатков у этой процедуры нет.
Можно выделить два основных варианта раскоксовки ДВС — механический и химический. Первый предполагает полную или частичную разборку двигателя. Впоследствии клапаны и элементы коллектора тщательно обрабатываются с использованием специальных щеток и материалов. Поршневые кольца промываются с применением инструментов или измельченных косточек фруктов. Такой способ требует больше времени и участия опытных мастеров.
Так выглядит подключенный к оборудованию для раскоксовки двигатель. Фото: YouTube.com
Химический метод предусматривает использование специализированных средств с активными элементами в составе. В цилиндр двигателя заливается пена, предотвращающая образование нагара. По завершении процедуры нужна замена моторной жидкости, установка новых свечей и масляного фильтра, что влечет за собой дополнительные расходы.
В целом, водородная очистка двигателя – это все еще спорный метод, эффективность которого на 100% так и не доказана. Хотя есть множество положительных отзывов об этой процедуре, а квалифицированные СТО предоставляют эту услугу, что говорит о спросе и целесообразности ее проведения. Перед тем как решиться на раскоксовку водородом, рекомендуется тщательно изучить все «за» и «против». Стоимость процедуры зависит от объема двигателя, в среднем — от 1500 руб.
В современном автомире технологии постоянно совершенствуются, принося с собой инновации. Одним из последних «трендов» стала раскоксовка мотора с использованием водорода. Этот метод обещает быструю и эффективную очистку отложений, улучшение производительности и снижение расхода топлива. Но так ли это на самом деле?
Есть разные мнения по этому вопросу. Если одни считают, что такая технология способна оперативно удалить отложения из двигателя, минуя сложные процессы, то другие утверждают, что это ничем не обоснованный обман. Давайте глубже погрузимся в суть технологии, выясним, как она работает, какие преимущества приносит автовладельцам и определим ситуации, в которых выполнение данной процедуры является неотъемлемым требованием.
Что такое раскоксовка водородом
Водородная очистка двигателя, также известная как раскоксовка – это метод удаления нагара и других отложений из камеры сгорания, поршневых колец, форсунок и прочих элементов мотора с помощью специальной смеси (так называемого «газа Брауна»). Процесс заключается в подключении оборудования к впускному коллектору ДВС. Установка генерирует водородно-кислородную смесь, которая подается в двигатель вместе с воздухом. Во время работы мотора она вступает в химическую реакцию с нагаром, превращая его в воду и углекислый газ, впоследствии выводящиеся через выхлопную систему.

Проще говоря, это процесс пиролиза, при котором высокие температуры разлагают отложения, сохраняя нормальную эксплуатацию двигателя. Уникальность процедуры заключается в том, что она проводится без необходимости демонтажа мотора. В отличие от других методов очистки, водород не наносит вред внутренним компонентам, а взаимодействует лишь с химическими элементами, выводя вредные продукты через выхлоп. Этот метод воспринимается как экономически обоснованный способ избежать капитального ремонта и решить текущие проблемы с ДВС, такие как увеличение расхода масла и снижение компрессии.
Раскоксовку впервые стали практиковать в США, европейских и азиатских странах. На многих зарубежных СТО это стандартная процедура, проводимая при каждом техническом обслуживании ТС. Те, кто поддерживают эту технологию, рекомендуют выполнение водородинга в среднем каждые 10-20 тыс. км. Несмотря на многие скептические мнения, практика подтверждает эффективность данной технологии. Хотя, конечно, важно понимать, что водородинг не способен полностью восстановить изношенный двигатель, но, по крайней мере, продлевает его жизненный цикл.
Что дает раскоксовка и в каких случаях она необходима?
Применение водорода для декоксидации двигателя способствует исключению шумов и вибраций, связанных с работой мотора, снижению расхода топлива, устранению нагара на компонентах агрегата, таких как маслосъемные кольца, свечи, клапаны, форсунки и т. д. В теории, проведение раскоксовки уменьшает воздействие вредных выбросов, повышает компрессию, убирает масложор и восстанавливает мощность мотора.

Эту процедуру можно выполнять для очистки и профилактики выхлопной системы, катализатора, EGR-клапана и фильтров. Необходимость раскоксовки водородом возникает при выявлении ряда тревожных сигналов, которые явно свидетельствуют о недостатках в работе двигателя.
Какие признаки:
✅ увеличение расхода топлива, избыточное потребление масла
✅ затрудненный запуск мотора «на холодную»
✅ запах гари в отработанных газах
✅ троение, вибрации и нестабильная работа двигателя, агрегат стал больше дымить
✅ снижение оборотов в режиме холостого хода
✅ долгий отклик при нажатии на газ
Первую раскоксовку водородом можно проводить на авто, достигших трехлетнего возраста или преодолевших отметку в 50 тыс. км. К такому пробегу на внутренних стенках ДВС уже собирается грязь, которую нужно удалить.

При использовании этого метода раскоксовки двигателя применяется стехиометрическая смесь кислорода и водорода (оксигидроген), или, иначе называемый, газ Брауна. Это позволяет устранять отложения, не приводя к забиванию системы. В процессе очистки возникает пар, который растворяет загрязнения, способствуя их выводу через выхлоп.
Технология водородной очистки
Для проведения раскоксовки с применением водорода используется оборудование, генерирующее газ Брауна. Время выполнения процедуры варьируется от 60 до 90 минут, в зависимости от объема мотора.
Общий алгоритм включает в себя следующие шаги:
✅ Подключение оборудования к ТС через воздухозаборник. Обычно шланг подсоединяется перед воздушным фильтром, но нужно отталкиваться от конструктивных особенностей машины. Иногда аппарат подключают после расходомера воздуха
✅ Активация оборудования. На некоторых устройствах есть ЭБУ, который нужно подсоединить к аккумулятору. После отключения ДВС он автоматически выключится
✅ Затем из аппарата начинает выделяться водород (благодаря взаимодействию воды с током)
✅ Мотор должен быть запущен в течение всего процесса. Периодически нужно нажимать на педаль газа
✅ Пока двигатель работает, в камерах сгорания происходят определенные реакции, в результате которых отложения разлагаются. Одновременно с этим в выхлопном коллекторе образуется высокотемпературный пар. Выброс отложений в виде жидкости, газа и сажи происходит через глушитель
При тепловом воздействии нагар расщепляется на молекулы, обеспечивая тем самым процесс очистки сажевого фильтра и катализатора. После выполненных манипуляций водородная раскоксовка эффективно устраняет отложения, а компоненты газа действуют как очищающее средство, разжижая твердые структуры и помогая им покинуть систему выхлопа. Серьезных недостатков у этой процедуры нет.
Альтернативные способы очистки
Можно выделить два основных варианта раскоксовки ДВС — механический и химический. Первый предполагает полную или частичную разборку двигателя. Впоследствии клапаны и элементы коллектора тщательно обрабатываются с использованием специальных щеток и материалов. Поршневые кольца промываются с применением инструментов или измельченных косточек фруктов. Такой способ требует больше времени и участия опытных мастеров.

Химический метод предусматривает использование специализированных средств с активными элементами в составе. В цилиндр двигателя заливается пена, предотвращающая образование нагара. По завершении процедуры нужна замена моторной жидкости, установка новых свечей и масляного фильтра, что влечет за собой дополнительные расходы.
В целом, водородная очистка двигателя – это все еще спорный метод, эффективность которого на 100% так и не доказана. Хотя есть множество положительных отзывов об этой процедуре, а квалифицированные СТО предоставляют эту услугу, что говорит о спросе и целесообразности ее проведения. Перед тем как решиться на раскоксовку водородом, рекомендуется тщательно изучить все «за» и «против». Стоимость процедуры зависит от объема двигателя, в среднем — от 1500 руб.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...