Водородная очистка двигателя — спасение от нагара или маркетинговый трюк?
Если двигатель автомобиля – это его сердце, то, как важный орган в любом организме, он нуждается в заботе. Со временем на внутренних стенках ДВС, поршнях и других элементах мотора образуется нагар – отложения продуктов сгорания топлива. Это приводит к снижению компрессии, мощности, увеличению расхода масла и горючего, а также к повышенному дымлению. Эффективным способом борьбы с нагаром является раскоксовка.
В современном автомире технологии постоянно совершенствуются, принося с собой инновации. Одним из последних «трендов» стала раскоксовка мотора с использованием водорода. Этот метод обещает быструю и эффективную очистку отложений, улучшение производительности и снижение расхода топлива. Но так ли это на самом деле?
Есть разные мнения по этому вопросу. Если одни считают, что такая технология способна оперативно удалить отложения из двигателя, минуя сложные процессы, то другие утверждают, что это ничем не обоснованный обман. Давайте глубже погрузимся в суть технологии, выясним, как она работает, какие преимущества приносит автовладельцам и определим ситуации, в которых выполнение данной процедуры является неотъемлемым требованием.
Водородная очистка двигателя, также известная как раскоксовка – это метод удаления нагара и других отложений из камеры сгорания, поршневых колец, форсунок и прочих элементов мотора с помощью специальной смеси (так называемого «газа Брауна»). Процесс заключается в подключении оборудования к впускному коллектору ДВС. Установка генерирует водородно-кислородную смесь, которая подается в двигатель вместе с воздухом. Во время работы мотора она вступает в химическую реакцию с нагаром, превращая его в воду и углекислый газ, впоследствии выводящиеся через выхлопную систему.
Проще говоря, это процесс пиролиза, при котором высокие температуры разлагают отложения, сохраняя нормальную эксплуатацию двигателя. Уникальность процедуры заключается в том, что она проводится без необходимости демонтажа мотора. В отличие от других методов очистки, водород не наносит вред внутренним компонентам, а взаимодействует лишь с химическими элементами, выводя вредные продукты через выхлоп. Этот метод воспринимается как экономически обоснованный способ избежать капитального ремонта и решить текущие проблемы с ДВС, такие как увеличение расхода масла и снижение компрессии.
Раскоксовку впервые стали практиковать в США, европейских и азиатских странах. На многих зарубежных СТО это стандартная процедура, проводимая при каждом техническом обслуживании ТС. Те, кто поддерживают эту технологию, рекомендуют выполнение водородинга в среднем каждые 10-20 тыс. км. Несмотря на многие скептические мнения, практика подтверждает эффективность данной технологии. Хотя, конечно, важно понимать, что водородинг не способен полностью восстановить изношенный двигатель, но, по крайней мере, продлевает его жизненный цикл.
Применение водорода для декоксидации двигателя способствует исключению шумов и вибраций, связанных с работой мотора, снижению расхода топлива, устранению нагара на компонентах агрегата, таких как маслосъемные кольца, свечи, клапаны, форсунки и т. д. В теории, проведение раскоксовки уменьшает воздействие вредных выбросов, повышает компрессию, убирает масложор и восстанавливает мощность мотора.
Эту процедуру можно выполнять для очистки и профилактики выхлопной системы, катализатора, EGR-клапана и фильтров. Необходимость раскоксовки водородом возникает при выявлении ряда тревожных сигналов, которые явно свидетельствуют о недостатках в работе двигателя.
Какие признаки:
✅ увеличение расхода топлива, избыточное потребление масла
✅ затрудненный запуск мотора «на холодную»
✅ запах гари в отработанных газах
✅ троение, вибрации и нестабильная работа двигателя, агрегат стал больше дымить
✅ снижение оборотов в режиме холостого хода
✅ долгий отклик при нажатии на газ
Первую раскоксовку водородом можно проводить на авто, достигших трехлетнего возраста или преодолевших отметку в 50 тыс. км. К такому пробегу на внутренних стенках ДВС уже собирается грязь, которую нужно удалить.
При использовании этого метода раскоксовки двигателя применяется стехиометрическая смесь кислорода и водорода (оксигидроген), или, иначе называемый, газ Брауна. Это позволяет устранять отложения, не приводя к забиванию системы. В процессе очистки возникает пар, который растворяет загрязнения, способствуя их выводу через выхлоп.
Для проведения раскоксовки с применением водорода используется оборудование, генерирующее газ Брауна. Время выполнения процедуры варьируется от 60 до 90 минут, в зависимости от объема мотора.
Общий алгоритм включает в себя следующие шаги:
✅ Подключение оборудования к ТС через воздухозаборник. Обычно шланг подсоединяется перед воздушным фильтром, но нужно отталкиваться от конструктивных особенностей машины. Иногда аппарат подключают после расходомера воздуха
✅ Активация оборудования. На некоторых устройствах есть ЭБУ, который нужно подсоединить к аккумулятору. После отключения ДВС он автоматически выключится
✅ Затем из аппарата начинает выделяться водород (благодаря взаимодействию воды с током)
✅ Мотор должен быть запущен в течение всего процесса. Периодически нужно нажимать на педаль газа
✅ Пока двигатель работает, в камерах сгорания происходят определенные реакции, в результате которых отложения разлагаются. Одновременно с этим в выхлопном коллекторе образуется высокотемпературный пар. Выброс отложений в виде жидкости, газа и сажи происходит через глушитель
При тепловом воздействии нагар расщепляется на молекулы, обеспечивая тем самым процесс очистки сажевого фильтра и катализатора. После выполненных манипуляций водородная раскоксовка эффективно устраняет отложения, а компоненты газа действуют как очищающее средство, разжижая твердые структуры и помогая им покинуть систему выхлопа. Серьезных недостатков у этой процедуры нет.
Можно выделить два основных варианта раскоксовки ДВС — механический и химический. Первый предполагает полную или частичную разборку двигателя. Впоследствии клапаны и элементы коллектора тщательно обрабатываются с использованием специальных щеток и материалов. Поршневые кольца промываются с применением инструментов или измельченных косточек фруктов. Такой способ требует больше времени и участия опытных мастеров.
Химический метод предусматривает использование специализированных средств с активными элементами в составе. В цилиндр двигателя заливается пена, предотвращающая образование нагара. По завершении процедуры нужна замена моторной жидкости, установка новых свечей и масляного фильтра, что влечет за собой дополнительные расходы.
В целом, водородная очистка двигателя – это все еще спорный метод, эффективность которого на 100% так и не доказана. Хотя есть множество положительных отзывов об этой процедуре, а квалифицированные СТО предоставляют эту услугу, что говорит о спросе и целесообразности ее проведения. Перед тем как решиться на раскоксовку водородом, рекомендуется тщательно изучить все «за» и «против». Стоимость процедуры зависит от объема двигателя, в среднем — от 1500 руб.
В современном автомире технологии постоянно совершенствуются, принося с собой инновации. Одним из последних «трендов» стала раскоксовка мотора с использованием водорода. Этот метод обещает быструю и эффективную очистку отложений, улучшение производительности и снижение расхода топлива. Но так ли это на самом деле?
Есть разные мнения по этому вопросу. Если одни считают, что такая технология способна оперативно удалить отложения из двигателя, минуя сложные процессы, то другие утверждают, что это ничем не обоснованный обман. Давайте глубже погрузимся в суть технологии, выясним, как она работает, какие преимущества приносит автовладельцам и определим ситуации, в которых выполнение данной процедуры является неотъемлемым требованием.
Что такое раскоксовка водородом
Водородная очистка двигателя, также известная как раскоксовка – это метод удаления нагара и других отложений из камеры сгорания, поршневых колец, форсунок и прочих элементов мотора с помощью специальной смеси (так называемого «газа Брауна»). Процесс заключается в подключении оборудования к впускному коллектору ДВС. Установка генерирует водородно-кислородную смесь, которая подается в двигатель вместе с воздухом. Во время работы мотора она вступает в химическую реакцию с нагаром, превращая его в воду и углекислый газ, впоследствии выводящиеся через выхлопную систему.
Сильно закоксованный двигатель. Фото: YouTube.com
Проще говоря, это процесс пиролиза, при котором высокие температуры разлагают отложения, сохраняя нормальную эксплуатацию двигателя. Уникальность процедуры заключается в том, что она проводится без необходимости демонтажа мотора. В отличие от других методов очистки, водород не наносит вред внутренним компонентам, а взаимодействует лишь с химическими элементами, выводя вредные продукты через выхлоп. Этот метод воспринимается как экономически обоснованный способ избежать капитального ремонта и решить текущие проблемы с ДВС, такие как увеличение расхода масла и снижение компрессии.
Раскоксовку впервые стали практиковать в США, европейских и азиатских странах. На многих зарубежных СТО это стандартная процедура, проводимая при каждом техническом обслуживании ТС. Те, кто поддерживают эту технологию, рекомендуют выполнение водородинга в среднем каждые 10-20 тыс. км. Несмотря на многие скептические мнения, практика подтверждает эффективность данной технологии. Хотя, конечно, важно понимать, что водородинг не способен полностью восстановить изношенный двигатель, но, по крайней мере, продлевает его жизненный цикл.
Что дает раскоксовка и в каких случаях она необходима?
Применение водорода для декоксидации двигателя способствует исключению шумов и вибраций, связанных с работой мотора, снижению расхода топлива, устранению нагара на компонентах агрегата, таких как маслосъемные кольца, свечи, клапаны, форсунки и т. д. В теории, проведение раскоксовки уменьшает воздействие вредных выбросов, повышает компрессию, убирает масложор и восстанавливает мощность мотора.
Эндоскопия двигателя для определения нагара. Фото: YouTube.com
Эту процедуру можно выполнять для очистки и профилактики выхлопной системы, катализатора, EGR-клапана и фильтров. Необходимость раскоксовки водородом возникает при выявлении ряда тревожных сигналов, которые явно свидетельствуют о недостатках в работе двигателя.
Какие признаки:
✅ увеличение расхода топлива, избыточное потребление масла
✅ затрудненный запуск мотора «на холодную»
✅ запах гари в отработанных газах
✅ троение, вибрации и нестабильная работа двигателя, агрегат стал больше дымить
✅ снижение оборотов в режиме холостого хода
✅ долгий отклик при нажатии на газ
Первую раскоксовку водородом можно проводить на авто, достигших трехлетнего возраста или преодолевших отметку в 50 тыс. км. К такому пробегу на внутренних стенках ДВС уже собирается грязь, которую нужно удалить.
Оборудование для проведения раскоксовки водородом. Фото: YouTube.com
При использовании этого метода раскоксовки двигателя применяется стехиометрическая смесь кислорода и водорода (оксигидроген), или, иначе называемый, газ Брауна. Это позволяет устранять отложения, не приводя к забиванию системы. В процессе очистки возникает пар, который растворяет загрязнения, способствуя их выводу через выхлоп.
Технология водородной очистки
Для проведения раскоксовки с применением водорода используется оборудование, генерирующее газ Брауна. Время выполнения процедуры варьируется от 60 до 90 минут, в зависимости от объема мотора.
Общий алгоритм включает в себя следующие шаги:
✅ Подключение оборудования к ТС через воздухозаборник. Обычно шланг подсоединяется перед воздушным фильтром, но нужно отталкиваться от конструктивных особенностей машины. Иногда аппарат подключают после расходомера воздуха
✅ Активация оборудования. На некоторых устройствах есть ЭБУ, который нужно подсоединить к аккумулятору. После отключения ДВС он автоматически выключится
✅ Затем из аппарата начинает выделяться водород (благодаря взаимодействию воды с током)
✅ Мотор должен быть запущен в течение всего процесса. Периодически нужно нажимать на педаль газа
✅ Пока двигатель работает, в камерах сгорания происходят определенные реакции, в результате которых отложения разлагаются. Одновременно с этим в выхлопном коллекторе образуется высокотемпературный пар. Выброс отложений в виде жидкости, газа и сажи происходит через глушитель
При тепловом воздействии нагар расщепляется на молекулы, обеспечивая тем самым процесс очистки сажевого фильтра и катализатора. После выполненных манипуляций водородная раскоксовка эффективно устраняет отложения, а компоненты газа действуют как очищающее средство, разжижая твердые структуры и помогая им покинуть систему выхлопа. Серьезных недостатков у этой процедуры нет.
Альтернативные способы очистки
Можно выделить два основных варианта раскоксовки ДВС — механический и химический. Первый предполагает полную или частичную разборку двигателя. Впоследствии клапаны и элементы коллектора тщательно обрабатываются с использованием специальных щеток и материалов. Поршневые кольца промываются с применением инструментов или измельченных косточек фруктов. Такой способ требует больше времени и участия опытных мастеров.
Так выглядит подключенный к оборудованию для раскоксовки двигатель. Фото: YouTube.com
Химический метод предусматривает использование специализированных средств с активными элементами в составе. В цилиндр двигателя заливается пена, предотвращающая образование нагара. По завершении процедуры нужна замена моторной жидкости, установка новых свечей и масляного фильтра, что влечет за собой дополнительные расходы.
В целом, водородная очистка двигателя – это все еще спорный метод, эффективность которого на 100% так и не доказана. Хотя есть множество положительных отзывов об этой процедуре, а квалифицированные СТО предоставляют эту услугу, что говорит о спросе и целесообразности ее проведения. Перед тем как решиться на раскоксовку водородом, рекомендуется тщательно изучить все «за» и «против». Стоимость процедуры зависит от объема двигателя, в среднем — от 1500 руб.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...