Bistella 500: 10 цилиндров Pionyr на раме Jawa Perak
Хотя законодательства разных стран в отношении средств передвижения могут заметно отличаться, все же есть в них кое-что общее. К примеру, транспорт должен иметь полностью заводское исполнение, исключая любую самодеятельность или малейшее вмешательство в его конструкцию.
Даже бывают случаи, когда какой-то мотоцикл-переделка попадает в аварию. И вроде бы его водитель сто процентов не виноват, но если изменения в технической части аппарата не зарегистрированы официально, то жди беды. И неизвестно, кто из участников ДТП тогда понесет большую ответственность.
Такая уязвимость часто становится главным препятствием на пути полета инженерной мысли доморощенных конструкторов. Хотя в сельской местности (вдали от ГИБДД и других подобных структур), конечно же, можно встретить самых неимоверных мотоциклов-мутантов. Но это, как говорится, «до первого поста ГАИ».
Тем не менее еще находятся умельцы, готовые нести на себе груз бюрократических проволочек для того, чтобы официально оформить свое детище. И этот процесс происходит во многих странах, имеющих более или менее развитую мотоциклетную отрасль. Особенно приятно, когда переделке подвергается какая-нибудь легендарная модель и в итоге получается что-то стоящее.
Для любого выходца из СССР, пожалуй, нет более трепетного «воспоминания на двух колесах», чем бессмертные чехословацкие «Явы». Но к этой технике такое отношение сохранилось не только на постсоветском пространстве, но и на ее родине. Поэтому еще в 80-х годах стали мегапопулярными международные слеты «Друзей Явы». Любители мототехники знают, что они и до сих пор проводятся теперь уже в независимых бывших союзных республиках.
Само это название выбрано неслучайно. Ведь оно обозначает «двойная звезда», и имеет сразу пару глубоких смыслов. Во-первых, показывая, как расположены цилиндры, сгруппированные в две пятиконечности. Во-вторых, упомянутые выше модели, послужившие базой, тоже, безусловно, достойны такого статуса. Так получился прекрасно реализованный проект:
✅ мотоцикл с радиальным двигателем
✅ двухтактный мотор с наддувом и компрессором
✅ два звездных «пятицилиндра» на коробке от «Явы»
✅ легализованный как конверсия и допущенный к эксплуатации
Но, прежде чем мы пристально рассмотрим эту диковинку, стоит обратить некоторое внимание и на ее создателя. А он тоже является человеком, глубоко влюбленным в двухколесную технику. К тому же, еще и хранящим историю местного мотопрома и, конечно же, прекрасным специалистом.
Инженер Марек Фолтис – мотолюбитель, который уже до достижения совершеннолетия перешел в более высокую категорию. От простых потребителей, ездящих на всем, что могут достать (в зависимости от своих финансовых возможностей), он превратился в мастера, делающего все собственными руками. Даже необходимый тюнинг.
Вначале молодой человек тщательно исследовал историю модельного ряда Jawa прошлых лет. И делал он это не с целью развлечения или общего развития. Нет, Марек просто искал те варианты, которые смог бы использовать в своем будущем грандиозном проекте.
Он проверил, какие характеристики можно извлечь из улучшенных моделей 50-х и последующих годов. Так в голову пришла идея поменять отреставрированный своими руками более старый мотоцикл на именную раму Jawa и приступить к реализации задумки.
Цель, которую он перед собой поставил, включала два почти несовместимых параметра. Он хотел переделать обычный двухтактный одноцилиндровый двигатель в радиальный большего объема, при этом сохранив регистрацию старого мотоцикла. Так вот – это была скорее подходящая формулировка для возможности одобрения «перепланировки».
Фактически он решил построить нетипичный радиальный многоцилиндровый двигатель, прикрутить его к коробке передач от Jawa и провести процедуру утверждения как конверсию. Все мы знаем, что нельзя вмешиваться в конструкцию одобренного транспортного средства, например, стоит установить на авто шины немного шире, и вас выгонят с ТО. Однако, закон разрешает переоборудование различных аппаратов, которые (после одобрения) могут затем нормально эксплуатироваться.
Одобрение – очень приятное слово. Но за ним скрывается сложный бюрократический механизм с «прекрасным» набором подводных камней. Принципиальная разница между разрешением на постройку и реконструкцией заключается в административной и финансовой нагрузке на заявителя.
При переоборудовании обычного транспорта позволено вносить изменения только в один существенный элемент конструкции. Это может быть модификация шасси, приводящая к варьированию одного из габаритов техники, но нельзя трогать тормоза, двигатель или другие элементы. Поэтому Мареку вначале пришлось тщательно изучить местное законодательство в отношении норм на действия, которые он собирался предпринять. К счастью, в итоге, у него все получилось.
В истории радиальные двигатели успешно использовались для питания самолетов, в случае с мотоциклами тоже предпринималась некоторая попытка, оказавшаяся тупиковой. К тому же, силовой агрегат такой конструкции должен быть четырехтактным, чтобы каждый цилиндр всасывал топливо над поршнем в соответствии с фазами газораспределения.
В двухтактном же смесь попадает в полость коленчатого вала за счет разрежения, создаваемого под поршнем во время его хода. Поэтому Марек решил подавать ее слегка сжатой в картер с помощью компрессора типа Рутса, откуда каждый поршень берет ровно столько, на сколько настроены его перепускные каналы. Так просто разрешилась проблема, казавшаяся непреодолимой. В итоге, самодельный мотоцикл получил очень необычный привод:
✅ 10 цилиндров, установленных радиально
✅ общий рабочий объем – 500 куб. см
✅ максимальная частота вращения – 10 000 об/мин
Впускная труба техники имела общую длину более метра. Первые проверки на практике показали, что Bistella 500 требует деликатного обращения с ручкой газа. А вот на холостом ходу мотоцикл вел себя очень сдержанно и достойно (что не всегда сопутствует кустарно переделанным аппаратам). В целом, экзотический экземпляр от Марека получил следующие элементы:
✅ раму от Perak 70-летней давности
✅ мотор – от классической Jawa
✅ четыре выхлопные трубы
✅ оригинальное оформление с названием
Bistella – это невероятный, единственный в своем роде мотоцикл, которым довольно просто управлять. Из еще одних его особенностей, стоит упомянуть разную длину выхлопных труб. Это помогло настроить технику на чуть меньшую производительность, чем могла выдать скомпонованная «десятка».
Несмотря на то, что весь процесс потребовал немалых творческих усилий, не стоит забывать – все мы живем в материальном мире. Поэтому для успешного продвижения вперед (а у молодого конструктора и его единомышленников уже имеется новый проект) элементарно необходимы средства.
Это и послужило причиной того, что после оформления и успешной демонстрации, Bistella 500 отправилась искать нового владельца. Сразу было заявлено об ее участии в аукционе весеннего «Ретро Гаража» (выставочный центр Лыса-над-Лабем), прошедшем 9 апреля 2022 года. Здесь необычный мотоцикл подтвердил свой высокий статус. За владение им развернулась немалая борьба, в результате которой он достался будущему счастливому обладателю за 900 тысяч крон (3,6 млн. рублей).
Даже бывают случаи, когда какой-то мотоцикл-переделка попадает в аварию. И вроде бы его водитель сто процентов не виноват, но если изменения в технической части аппарата не зарегистрированы официально, то жди беды. И неизвестно, кто из участников ДТП тогда понесет большую ответственность.
Необычный мотоцикл от «кулибиных» Bistella 500. Фото: youtube.com
Такая уязвимость часто становится главным препятствием на пути полета инженерной мысли доморощенных конструкторов. Хотя в сельской местности (вдали от ГИБДД и других подобных структур), конечно же, можно встретить самых неимоверных мотоциклов-мутантов. Но это, как говорится, «до первого поста ГАИ».
Тем не менее еще находятся умельцы, готовые нести на себе груз бюрократических проволочек для того, чтобы официально оформить свое детище. И этот процесс происходит во многих странах, имеющих более или менее развитую мотоциклетную отрасль. Особенно приятно, когда переделке подвергается какая-нибудь легендарная модель и в итоге получается что-то стоящее.
Для любого выходца из СССР, пожалуй, нет более трепетного «воспоминания на двух колесах», чем бессмертные чехословацкие «Явы». Но к этой технике такое отношение сохранилось не только на постсоветском пространстве, но и на ее родине. Поэтому еще в 80-х годах стали мегапопулярными международные слеты «Друзей Явы». Любители мототехники знают, что они и до сих пор проводятся теперь уже в независимых бывших союзных республиках.
Несколько лет назад молодой, но талантливый чешский инженер и дизайнер Марк Фолтис постарался создать невероятную, но очень авантюрную конструкцию. Он решил совместить 10 цилиндров легендарного мопеда Pionyr с рамой еще более популярного Jawa Perak. Так родилась самоделка, получившая одиозное имя – Bistella 500.
Само это название выбрано неслучайно. Ведь оно обозначает «двойная звезда», и имеет сразу пару глубоких смыслов. Во-первых, показывая, как расположены цилиндры, сгруппированные в две пятиконечности. Во-вторых, упомянутые выше модели, послужившие базой, тоже, безусловно, достойны такого статуса. Так получился прекрасно реализованный проект:
✅ мотоцикл с радиальным двигателем
✅ двухтактный мотор с наддувом и компрессором
✅ два звездных «пятицилиндра» на коробке от «Явы»
✅ легализованный как конверсия и допущенный к эксплуатации
Но, прежде чем мы пристально рассмотрим эту диковинку, стоит обратить некоторое внимание и на ее создателя. А он тоже является человеком, глубоко влюбленным в двухколесную технику. К тому же, еще и хранящим историю местного мотопрома и, конечно же, прекрасным специалистом.
Необычный мотоцикл от неординарного человека
Инженер Марек Фолтис – мотолюбитель, который уже до достижения совершеннолетия перешел в более высокую категорию. От простых потребителей, ездящих на всем, что могут достать (в зависимости от своих финансовых возможностей), он превратился в мастера, делающего все собственными руками. Даже необходимый тюнинг.
Сиденье с амортизатором на Bistella 500. Фото: youtube.com
Вначале молодой человек тщательно исследовал историю модельного ряда Jawa прошлых лет. И делал он это не с целью развлечения или общего развития. Нет, Марек просто искал те варианты, которые смог бы использовать в своем будущем грандиозном проекте.
Он проверил, какие характеристики можно извлечь из улучшенных моделей 50-х и последующих годов. Так в голову пришла идея поменять отреставрированный своими руками более старый мотоцикл на именную раму Jawa и приступить к реализации задумки.
Цель, которую он перед собой поставил, включала два почти несовместимых параметра. Он хотел переделать обычный двухтактный одноцилиндровый двигатель в радиальный большего объема, при этом сохранив регистрацию старого мотоцикла. Так вот – это была скорее подходящая формулировка для возможности одобрения «перепланировки».
Фактически он решил построить нетипичный радиальный многоцилиндровый двигатель, прикрутить его к коробке передач от Jawa и провести процедуру утверждения как конверсию. Все мы знаем, что нельзя вмешиваться в конструкцию одобренного транспортного средства, например, стоит установить на авто шины немного шире, и вас выгонят с ТО. Однако, закон разрешает переоборудование различных аппаратов, которые (после одобрения) могут затем нормально эксплуатироваться.
Десятицилиндровый двигатель Bistella 500 выглядит мощно. Фото: youtube.com
Одобрение – очень приятное слово. Но за ним скрывается сложный бюрократический механизм с «прекрасным» набором подводных камней. Принципиальная разница между разрешением на постройку и реконструкцией заключается в административной и финансовой нагрузке на заявителя.
При переоборудовании обычного транспорта позволено вносить изменения только в один существенный элемент конструкции. Это может быть модификация шасси, приводящая к варьированию одного из габаритов техники, но нельзя трогать тормоза, двигатель или другие элементы. Поэтому Мареку вначале пришлось тщательно изучить местное законодательство в отношении норм на действия, которые он собирался предпринять. К счастью, в итоге, у него все получилось.
Технические особенности необычного мотоцикла
В истории радиальные двигатели успешно использовались для питания самолетов, в случае с мотоциклами тоже предпринималась некоторая попытка, оказавшаяся тупиковой. К тому же, силовой агрегат такой конструкции должен быть четырехтактным, чтобы каждый цилиндр всасывал топливо над поршнем в соответствии с фазами газораспределения.
Спидометр, расположенный на фаре мотоцикла. Фото: youtube.com
В двухтактном же смесь попадает в полость коленчатого вала за счет разрежения, создаваемого под поршнем во время его хода. Поэтому Марек решил подавать ее слегка сжатой в картер с помощью компрессора типа Рутса, откуда каждый поршень берет ровно столько, на сколько настроены его перепускные каналы. Так просто разрешилась проблема, казавшаяся непреодолимой. В итоге, самодельный мотоцикл получил очень необычный привод:
✅ 10 цилиндров, установленных радиально
✅ общий рабочий объем – 500 куб. см
✅ максимальная частота вращения – 10 000 об/мин
Впускная труба техники имела общую длину более метра. Первые проверки на практике показали, что Bistella 500 требует деликатного обращения с ручкой газа. А вот на холостом ходу мотоцикл вел себя очень сдержанно и достойно (что не всегда сопутствует кустарно переделанным аппаратам). В целом, экзотический экземпляр от Марека получил следующие элементы:
✅ раму от Perak 70-летней давности
✅ мотор – от классической Jawa
✅ четыре выхлопные трубы
✅ оригинальное оформление с названием
Bistella – это невероятный, единственный в своем роде мотоцикл, которым довольно просто управлять. Из еще одних его особенностей, стоит упомянуть разную длину выхлопных труб. Это помогло настроить технику на чуть меньшую производительность, чем могла выдать скомпонованная «десятка».
Bistella 500, ориентированная на богатых ценителей
Несмотря на то, что весь процесс потребовал немалых творческих усилий, не стоит забывать – все мы живем в материальном мире. Поэтому для успешного продвижения вперед (а у молодого конструктора и его единомышленников уже имеется новый проект) элементарно необходимы средства.
На Bistella 500 установлены сразу четыре выхлопные трубы. Фото: youtube.com
Это и послужило причиной того, что после оформления и успешной демонстрации, Bistella 500 отправилась искать нового владельца. Сразу было заявлено об ее участии в аукционе весеннего «Ретро Гаража» (выставочный центр Лыса-над-Лабем), прошедшем 9 апреля 2022 года. Здесь необычный мотоцикл подтвердил свой высокий статус. За владение им развернулась немалая борьба, в результате которой он достался будущему счастливому обладателю за 900 тысяч крон (3,6 млн. рублей).
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....