
Т-180 – бульдозер-долгожитель, который «канул в Лету» вместе с СССР
Брянский автомобильный завод хорошо известен своей военной техникой. Однако несколько десятилетий назад предприятие успешно осваивало выпуск гражданской продукции. Один из ее наиболее удачных образцов – трактор Т-180. Его производство стартовало в 1965-м году, когда БАЗ еще являлся отделением ЗиЛа.
Особенность машины в том, что она стала первым гусеничным трактором 15-го тягового класса. Техника успешно применялась при строительстве различных объектов, в промышленности (например, как бульдозер или трубоукладчик), сельском хозяйстве и т. д. Т-180 изначально был рассчитан на работу с большим количеством навесного оборудования, поэтому его с полным правом можно назвать «универсалом».
Базовой основой бульдозера послужил его предшественник Т-140, который разработали и выпускали на ЧТЗ с 1956 г. Трактор предназначался для использования в промышленности: в сельское хозяйство ему путь был заказан.
Мощный отвал сдвигал любые типы грунта. Фото: YouTube.com
Машина получилась неплохой и даже принимала участие в Лейпцигской выставке техники в 1959-м. С конвейера Т-140 сходил до середины 60-х, пока его не сменил Т-180.
В базовом варианте машина выпускалась в виде бульдозера с серийным отвалом Д-575С. Поэтому основные элементы гидравлики располагались впереди.
В задней части Т-180 можно навесить дополнительное оборудование. Фото: YouTube.com
Сзади фиксировался рыхлитель, т. к. главная функция Т-180 заключалась в разработке грунта разного типа и его перемещении. В таком виде машина была особенно широко востребована, что подтверждает ее производство в течение более чем двух десятилетий.
На первых моделях устанавливался дизель, выпускаемый Челябинским заводом. Это шестицилиндровый «атмосферник» 6КДМ-50, разработанный на основе КДМ-46. Позже трактор стали комплектовать «своим» мотором Д-180 (по ГОСТу – 6ЧН15/18). Его характеристики:
✅ мощность – 175 (позже довели до 180-ти) «лошадей»
✅ объем – 20,28 литров
✅ диаметр цилиндра, ход поршня – 140 и 205 мм
✅ вместимость бака под горючее – 325 л
Интересная особенность силового агрегата в том, что он работал на нескольких видах горючего. Его роль могло играть дизельное топливо, газовый конденсат или керосин. Бак располагался прямо в кабине, горловина выводилась наружу. Задняя стенка (в модификации Т-180Г) была занята емкостью под масло.
Доступ к движку – со всех сторон. Фото: YouTube.com
Старт двигателя производился с помощью «пускача» марки П-23. Чтобы было легче заводить мотор в сильные морозы, предусматривалась двухступенчатая декомпрессия (в трех либо шести цилиндрах). Причем все органы управления «пускачом» находились внутри машины. Для того, чтобы завести двигатель, надо было меньше бегать между кабиной и моторным отсеком, если сравнивать с другими тракторами того времени. Все рычаги, в т. ч. декомпрессионные, находились под руками бульдозериста.
Она может быть «чисто» механической, что характерно для первых моделей, либо с элементами гидравлики. Муфта сцепления – замкнутая, сухая, оснащена пневматическим механизмом. При выполнении маневров гусеница, в направлении которой требуется повернуть, отсоединяется от трансмиссии.
Гидравлика помогала работать с отвалом. Фото: YouTube.com
Эта операция происходит благодаря наличию планетарного механизма, установленного сразу за главной передачей. Последняя – конического типа, со спиралевидными зубьями. КПП – механическая: пять скоростей вперед и пара – назад.
Ее главные элементы установлены на раму, выполненную из стальных труб квадратного сечения и поперечных брусьев. К ней жестко прикреплен сцепной механизм и 4 кронштейна под навесное оборудование. Движителем являются гусеницы с двухрядными ведущими шестернями. Подвеска – торсионная, с каретками, гарантирующими плавное движение машины.
Большие траки обеспечивали минимальное давление на грунт. Фото: YouTube.com
Ширина гусеницы, состоящей из 41 звена – 580 мм. Верхние катки располагаются на приваренных к балкам опорах. Натяжение движителя производится посредством винтового кривошипного механизма.
Она ленточная, основные ее элементы – в масляной ванне. Управление осуществляется через сервомеханизмы, работающие от пневматики. Если нажать на тормоз (он слева!), оба рычага управления перемещаются назад до упора. «Ручник» представляет собой фиксатор педали, удерживающий ее в нажатом положении.
Сделана из стали, оснащена дверцами с обеих сторон и рассчитана на трех человек, включая тракториста. Комфортным «салон» не назовешь, однако все необходимое – на месте. Для работы зимой предусмотрен мощный обогреватель, имеется звуко- и теплоизоляция.
В кабине – увы, уже разоренной. Фото: YouTube.com
Воздух в кабину проникает через фильтр, чтобы не допустить появление частиц пыли на рабочем месте бульдозериста. Имеется внутреннее освещение, и даже регулируется угол наклона спинок сидений.
Базовая модель получилась настолько удачной, что Брянский завод уже в следующем после старта производства году (1966-м) освоил выпуск модифицированного варианта трактора – Т-180Г. От предшественника он отличался наличием гидравлики, которая помогала управлять отвалом, и множеством навесного оборудования. В 70-х появилась усовершенствованная версия – Т-180Г2. Кроме нее, БАЗ производил множество и других вариантов своего трактора:
✅ Т-180С предназначался для эксплуатации в северных регионах – отличался улучшенной теплоизоляцией, двойными стеклами, кожухом для двигателя, более мощным отопителем, подсоединенным к системе охлаждения.
✅ Т-180КС – карьерный трактор, также предназначенный для работы на Севере, характеризовался более толстой рамой, увеличенным клиренсом (500 мм) и улучшенной теплоизоляцией
✅ Т-180ГК1 – модель с усиленной трансмиссией и предпусковым обогревателем использовалась на скальных грунтах
✅ Д-804ПГ – погрузчик фронтального типа
✅ Д-804М – трубоукладчик
Выпускались и другие узкоспециализированные версии Т-180. Например, ВВПС-32/19 представлял собой вибрационный погружатель свай, ЭТР-122 – экскаватор для рытья траншей, а Д-804ПГ – одноковшовый погрузчик.
Этот трактор –гордость БАЗа. Машина, трудившаяся на строительстве Камского автозавода, установлена вместе со скрепером, как памятник, на кургане в Набережных Челнах. Уже только этот факт говорит о многом. В Брянске тоже есть свой монумент, установленный напротив дирекции предприятия в 1988-м году. Что касается технических достоинств, сюда можно отнести неприхотливость, простую конструкцию, высокую ремонтопригодность и многотопливность.
Раритет – буровая установка на базе Т-180 в работе. Фото: YouTube.com
Были и минусы: машинисты отмечают два основных. Первый – поломка коленвала после «капиталки» (шлифования шеек). Второй – возможное замерзание конденсата в пневматике бульдозера. Да, кабина была в плане комфорта не ахти, но машинист с управлением вполне справлялся – все было под руками, он не мерз, не оглушался шумом от работающего двигателя и механизмов. В целом можно сказать, что Т-180 «выполнил свою миссию», как любят сегодня говорить.
Модель Т-180Г2 выпускалась большими партиями до 1987-го, пока Минавтопром СССР не вынес официальное решение о прекращении производства тракторов. С тех пор Брянский завод сосредоточился на военной продукции.
Найти сегодня Т-180 на ходу все сложнее. Фото: YouTube.com
Однако модель оказалась настолько популярной и нужной, что ее все-таки выпускали и отправляли заказчикам по т. н. «прямым договорам» вплоть до 1992-го. А уж запчасти, узлы, иные детали БАЗ производил до середины 90-х.
Особенность машины в том, что она стала первым гусеничным трактором 15-го тягового класса. Техника успешно применялась при строительстве различных объектов, в промышленности (например, как бульдозер или трубоукладчик), сельском хозяйстве и т. д. Т-180 изначально был рассчитан на работу с большим количеством навесного оборудования, поэтому его с полным правом можно назвать «универсалом».
Как начиналось производство
Базовой основой бульдозера послужил его предшественник Т-140, который разработали и выпускали на ЧТЗ с 1956 г. Трактор предназначался для использования в промышленности: в сельское хозяйство ему путь был заказан.

Машина получилась неплохой и даже принимала участие в Лейпцигской выставке техники в 1959-м. С конвейера Т-140 сходил до середины 60-х, пока его не сменил Т-180.
О конструкции
В базовом варианте машина выпускалась в виде бульдозера с серийным отвалом Д-575С. Поэтому основные элементы гидравлики располагались впереди.

Сзади фиксировался рыхлитель, т. к. главная функция Т-180 заключалась в разработке грунта разного типа и его перемещении. В таком виде машина была особенно широко востребована, что подтверждает ее производство в течение более чем двух десятилетий.
Двигатель
На первых моделях устанавливался дизель, выпускаемый Челябинским заводом. Это шестицилиндровый «атмосферник» 6КДМ-50, разработанный на основе КДМ-46. Позже трактор стали комплектовать «своим» мотором Д-180 (по ГОСТу – 6ЧН15/18). Его характеристики:
✅ мощность – 175 (позже довели до 180-ти) «лошадей»
✅ объем – 20,28 литров
✅ диаметр цилиндра, ход поршня – 140 и 205 мм
✅ вместимость бака под горючее – 325 л
Интересная особенность силового агрегата в том, что он работал на нескольких видах горючего. Его роль могло играть дизельное топливо, газовый конденсат или керосин. Бак располагался прямо в кабине, горловина выводилась наружу. Задняя стенка (в модификации Т-180Г) была занята емкостью под масло.

Старт двигателя производился с помощью «пускача» марки П-23. Чтобы было легче заводить мотор в сильные морозы, предусматривалась двухступенчатая декомпрессия (в трех либо шести цилиндрах). Причем все органы управления «пускачом» находились внутри машины. Для того, чтобы завести двигатель, надо было меньше бегать между кабиной и моторным отсеком, если сравнивать с другими тракторами того времени. Все рычаги, в т. ч. декомпрессионные, находились под руками бульдозериста.
Трансмиссия
Она может быть «чисто» механической, что характерно для первых моделей, либо с элементами гидравлики. Муфта сцепления – замкнутая, сухая, оснащена пневматическим механизмом. При выполнении маневров гусеница, в направлении которой требуется повернуть, отсоединяется от трансмиссии.

Эта операция происходит благодаря наличию планетарного механизма, установленного сразу за главной передачей. Последняя – конического типа, со спиралевидными зубьями. КПП – механическая: пять скоростей вперед и пара – назад.
Ходовая
Ее главные элементы установлены на раму, выполненную из стальных труб квадратного сечения и поперечных брусьев. К ней жестко прикреплен сцепной механизм и 4 кронштейна под навесное оборудование. Движителем являются гусеницы с двухрядными ведущими шестернями. Подвеска – торсионная, с каретками, гарантирующими плавное движение машины.

Ширина гусеницы, состоящей из 41 звена – 580 мм. Верхние катки располагаются на приваренных к балкам опорах. Натяжение движителя производится посредством винтового кривошипного механизма.
Тормозная система
Она ленточная, основные ее элементы – в масляной ванне. Управление осуществляется через сервомеханизмы, работающие от пневматики. Если нажать на тормоз (он слева!), оба рычага управления перемещаются назад до упора. «Ручник» представляет собой фиксатор педали, удерживающий ее в нажатом положении.
Кабина
Сделана из стали, оснащена дверцами с обеих сторон и рассчитана на трех человек, включая тракториста. Комфортным «салон» не назовешь, однако все необходимое – на месте. Для работы зимой предусмотрен мощный обогреватель, имеется звуко- и теплоизоляция.

Воздух в кабину проникает через фильтр, чтобы не допустить появление частиц пыли на рабочем месте бульдозериста. Имеется внутреннее освещение, и даже регулируется угол наклона спинок сидений.
Модификации
Базовая модель получилась настолько удачной, что Брянский завод уже в следующем после старта производства году (1966-м) освоил выпуск модифицированного варианта трактора – Т-180Г. От предшественника он отличался наличием гидравлики, которая помогала управлять отвалом, и множеством навесного оборудования. В 70-х появилась усовершенствованная версия – Т-180Г2. Кроме нее, БАЗ производил множество и других вариантов своего трактора:
✅ Т-180С предназначался для эксплуатации в северных регионах – отличался улучшенной теплоизоляцией, двойными стеклами, кожухом для двигателя, более мощным отопителем, подсоединенным к системе охлаждения.
✅ Т-180КС – карьерный трактор, также предназначенный для работы на Севере, характеризовался более толстой рамой, увеличенным клиренсом (500 мм) и улучшенной теплоизоляцией
✅ Т-180ГК1 – модель с усиленной трансмиссией и предпусковым обогревателем использовалась на скальных грунтах
✅ Д-804ПГ – погрузчик фронтального типа
✅ Д-804М – трубоукладчик
Выпускались и другие узкоспециализированные версии Т-180. Например, ВВПС-32/19 представлял собой вибрационный погружатель свай, ЭТР-122 – экскаватор для рытья траншей, а Д-804ПГ – одноковшовый погрузчик.
О плюсах, минусах Т-180 и его модификаций
Этот трактор –гордость БАЗа. Машина, трудившаяся на строительстве Камского автозавода, установлена вместе со скрепером, как памятник, на кургане в Набережных Челнах. Уже только этот факт говорит о многом. В Брянске тоже есть свой монумент, установленный напротив дирекции предприятия в 1988-м году. Что касается технических достоинств, сюда можно отнести неприхотливость, простую конструкцию, высокую ремонтопригодность и многотопливность.

Были и минусы: машинисты отмечают два основных. Первый – поломка коленвала после «капиталки» (шлифования шеек). Второй – возможное замерзание конденсата в пневматике бульдозера. Да, кабина была в плане комфорта не ахти, но машинист с управлением вполне справлялся – все было под руками, он не мерз, не оглушался шумом от работающего двигателя и механизмов. В целом можно сказать, что Т-180 «выполнил свою миссию», как любят сегодня говорить.
Хронология производства
Модель Т-180Г2 выпускалась большими партиями до 1987-го, пока Минавтопром СССР не вынес официальное решение о прекращении производства тракторов. С тех пор Брянский завод сосредоточился на военной продукции.

Однако модель оказалась настолько популярной и нужной, что ее все-таки выпускали и отправляли заказчикам по т. н. «прямым договорам» вплоть до 1992-го. А уж запчасти, узлы, иные детали БАЗ производил до середины 90-х.
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...