Т-180 – бульдозер-долгожитель, который «канул в Лету» вместе с СССР
Брянский автомобильный завод хорошо известен своей военной техникой. Однако несколько десятилетий назад предприятие успешно осваивало выпуск гражданской продукции. Один из ее наиболее удачных образцов – трактор Т-180. Его производство стартовало в 1965-м году, когда БАЗ еще являлся отделением ЗиЛа.
Особенность машины в том, что она стала первым гусеничным трактором 15-го тягового класса. Техника успешно применялась при строительстве различных объектов, в промышленности (например, как бульдозер или трубоукладчик), сельском хозяйстве и т. д. Т-180 изначально был рассчитан на работу с большим количеством навесного оборудования, поэтому его с полным правом можно назвать «универсалом».
Базовой основой бульдозера послужил его предшественник Т-140, который разработали и выпускали на ЧТЗ с 1956 г. Трактор предназначался для использования в промышленности: в сельское хозяйство ему путь был заказан.
Машина получилась неплохой и даже принимала участие в Лейпцигской выставке техники в 1959-м. С конвейера Т-140 сходил до середины 60-х, пока его не сменил Т-180.
В базовом варианте машина выпускалась в виде бульдозера с серийным отвалом Д-575С. Поэтому основные элементы гидравлики располагались впереди.
Сзади фиксировался рыхлитель, т. к. главная функция Т-180 заключалась в разработке грунта разного типа и его перемещении. В таком виде машина была особенно широко востребована, что подтверждает ее производство в течение более чем двух десятилетий.
На первых моделях устанавливался дизель, выпускаемый Челябинским заводом. Это шестицилиндровый «атмосферник» 6КДМ-50, разработанный на основе КДМ-46. Позже трактор стали комплектовать «своим» мотором Д-180 (по ГОСТу – 6ЧН15/18). Его характеристики:
✅ мощность – 175 (позже довели до 180-ти) «лошадей»
✅ объем – 20,28 литров
✅ диаметр цилиндра, ход поршня – 140 и 205 мм
✅ вместимость бака под горючее – 325 л
Интересная особенность силового агрегата в том, что он работал на нескольких видах горючего. Его роль могло играть дизельное топливо, газовый конденсат или керосин. Бак располагался прямо в кабине, горловина выводилась наружу. Задняя стенка (в модификации Т-180Г) была занята емкостью под масло.
Старт двигателя производился с помощью «пускача» марки П-23. Чтобы было легче заводить мотор в сильные морозы, предусматривалась двухступенчатая декомпрессия (в трех либо шести цилиндрах). Причем все органы управления «пускачом» находились внутри машины. Для того, чтобы завести двигатель, надо было меньше бегать между кабиной и моторным отсеком, если сравнивать с другими тракторами того времени. Все рычаги, в т. ч. декомпрессионные, находились под руками бульдозериста.
Она может быть «чисто» механической, что характерно для первых моделей, либо с элементами гидравлики. Муфта сцепления – замкнутая, сухая, оснащена пневматическим механизмом. При выполнении маневров гусеница, в направлении которой требуется повернуть, отсоединяется от трансмиссии.
Эта операция происходит благодаря наличию планетарного механизма, установленного сразу за главной передачей. Последняя – конического типа, со спиралевидными зубьями. КПП – механическая: пять скоростей вперед и пара – назад.
Ее главные элементы установлены на раму, выполненную из стальных труб квадратного сечения и поперечных брусьев. К ней жестко прикреплен сцепной механизм и 4 кронштейна под навесное оборудование. Движителем являются гусеницы с двухрядными ведущими шестернями. Подвеска – торсионная, с каретками, гарантирующими плавное движение машины.
Ширина гусеницы, состоящей из 41 звена – 580 мм. Верхние катки располагаются на приваренных к балкам опорах. Натяжение движителя производится посредством винтового кривошипного механизма.
Она ленточная, основные ее элементы – в масляной ванне. Управление осуществляется через сервомеханизмы, работающие от пневматики. Если нажать на тормоз (он слева!), оба рычага управления перемещаются назад до упора. «Ручник» представляет собой фиксатор педали, удерживающий ее в нажатом положении.
Сделана из стали, оснащена дверцами с обеих сторон и рассчитана на трех человек, включая тракториста. Комфортным «салон» не назовешь, однако все необходимое – на месте. Для работы зимой предусмотрен мощный обогреватель, имеется звуко- и теплоизоляция.
Воздух в кабину проникает через фильтр, чтобы не допустить появление частиц пыли на рабочем месте бульдозериста. Имеется внутреннее освещение, и даже регулируется угол наклона спинок сидений.
Базовая модель получилась настолько удачной, что Брянский завод уже в следующем после старта производства году (1966-м) освоил выпуск модифицированного варианта трактора – Т-180Г. От предшественника он отличался наличием гидравлики, которая помогала управлять отвалом, и множеством навесного оборудования. В 70-х появилась усовершенствованная версия – Т-180Г2. Кроме нее, БАЗ производил множество и других вариантов своего трактора:
✅ Т-180С предназначался для эксплуатации в северных регионах – отличался улучшенной теплоизоляцией, двойными стеклами, кожухом для двигателя, более мощным отопителем, подсоединенным к системе охлаждения.
✅ Т-180КС – карьерный трактор, также предназначенный для работы на Севере, характеризовался более толстой рамой, увеличенным клиренсом (500 мм) и улучшенной теплоизоляцией
✅ Т-180ГК1 – модель с усиленной трансмиссией и предпусковым обогревателем использовалась на скальных грунтах
✅ Д-804ПГ – погрузчик фронтального типа
✅ Д-804М – трубоукладчик
Выпускались и другие узкоспециализированные версии Т-180. Например, ВВПС-32/19 представлял собой вибрационный погружатель свай, ЭТР-122 – экскаватор для рытья траншей, а Д-804ПГ – одноковшовый погрузчик.
Этот трактор –гордость БАЗа. Машина, трудившаяся на строительстве Камского автозавода, установлена вместе со скрепером, как памятник, на кургане в Набережных Челнах. Уже только этот факт говорит о многом. В Брянске тоже есть свой монумент, установленный напротив дирекции предприятия в 1988-м году. Что касается технических достоинств, сюда можно отнести неприхотливость, простую конструкцию, высокую ремонтопригодность и многотопливность.
Были и минусы: машинисты отмечают два основных. Первый – поломка коленвала после «капиталки» (шлифования шеек). Второй – возможное замерзание конденсата в пневматике бульдозера. Да, кабина была в плане комфорта не ахти, но машинист с управлением вполне справлялся – все было под руками, он не мерз, не оглушался шумом от работающего двигателя и механизмов. В целом можно сказать, что Т-180 «выполнил свою миссию», как любят сегодня говорить.
Модель Т-180Г2 выпускалась большими партиями до 1987-го, пока Минавтопром СССР не вынес официальное решение о прекращении производства тракторов. С тех пор Брянский завод сосредоточился на военной продукции.
Однако модель оказалась настолько популярной и нужной, что ее все-таки выпускали и отправляли заказчикам по т. н. «прямым договорам» вплоть до 1992-го. А уж запчасти, узлы, иные детали БАЗ производил до середины 90-х.
Особенность машины в том, что она стала первым гусеничным трактором 15-го тягового класса. Техника успешно применялась при строительстве различных объектов, в промышленности (например, как бульдозер или трубоукладчик), сельском хозяйстве и т. д. Т-180 изначально был рассчитан на работу с большим количеством навесного оборудования, поэтому его с полным правом можно назвать «универсалом».
Как начиналось производство
Базовой основой бульдозера послужил его предшественник Т-140, который разработали и выпускали на ЧТЗ с 1956 г. Трактор предназначался для использования в промышленности: в сельское хозяйство ему путь был заказан.
Мощный отвал сдвигал любые типы грунта. Фото: YouTube.com
Машина получилась неплохой и даже принимала участие в Лейпцигской выставке техники в 1959-м. С конвейера Т-140 сходил до середины 60-х, пока его не сменил Т-180.
О конструкции
В базовом варианте машина выпускалась в виде бульдозера с серийным отвалом Д-575С. Поэтому основные элементы гидравлики располагались впереди.
В задней части Т-180 можно навесить дополнительное оборудование. Фото: YouTube.com
Сзади фиксировался рыхлитель, т. к. главная функция Т-180 заключалась в разработке грунта разного типа и его перемещении. В таком виде машина была особенно широко востребована, что подтверждает ее производство в течение более чем двух десятилетий.
Двигатель
На первых моделях устанавливался дизель, выпускаемый Челябинским заводом. Это шестицилиндровый «атмосферник» 6КДМ-50, разработанный на основе КДМ-46. Позже трактор стали комплектовать «своим» мотором Д-180 (по ГОСТу – 6ЧН15/18). Его характеристики:
✅ мощность – 175 (позже довели до 180-ти) «лошадей»
✅ объем – 20,28 литров
✅ диаметр цилиндра, ход поршня – 140 и 205 мм
✅ вместимость бака под горючее – 325 л
Интересная особенность силового агрегата в том, что он работал на нескольких видах горючего. Его роль могло играть дизельное топливо, газовый конденсат или керосин. Бак располагался прямо в кабине, горловина выводилась наружу. Задняя стенка (в модификации Т-180Г) была занята емкостью под масло.
Доступ к движку – со всех сторон. Фото: YouTube.com
Старт двигателя производился с помощью «пускача» марки П-23. Чтобы было легче заводить мотор в сильные морозы, предусматривалась двухступенчатая декомпрессия (в трех либо шести цилиндрах). Причем все органы управления «пускачом» находились внутри машины. Для того, чтобы завести двигатель, надо было меньше бегать между кабиной и моторным отсеком, если сравнивать с другими тракторами того времени. Все рычаги, в т. ч. декомпрессионные, находились под руками бульдозериста.
Трансмиссия
Она может быть «чисто» механической, что характерно для первых моделей, либо с элементами гидравлики. Муфта сцепления – замкнутая, сухая, оснащена пневматическим механизмом. При выполнении маневров гусеница, в направлении которой требуется повернуть, отсоединяется от трансмиссии.
Гидравлика помогала работать с отвалом. Фото: YouTube.com
Эта операция происходит благодаря наличию планетарного механизма, установленного сразу за главной передачей. Последняя – конического типа, со спиралевидными зубьями. КПП – механическая: пять скоростей вперед и пара – назад.
Ходовая
Ее главные элементы установлены на раму, выполненную из стальных труб квадратного сечения и поперечных брусьев. К ней жестко прикреплен сцепной механизм и 4 кронштейна под навесное оборудование. Движителем являются гусеницы с двухрядными ведущими шестернями. Подвеска – торсионная, с каретками, гарантирующими плавное движение машины.
Большие траки обеспечивали минимальное давление на грунт. Фото: YouTube.com
Ширина гусеницы, состоящей из 41 звена – 580 мм. Верхние катки располагаются на приваренных к балкам опорах. Натяжение движителя производится посредством винтового кривошипного механизма.
Тормозная система
Она ленточная, основные ее элементы – в масляной ванне. Управление осуществляется через сервомеханизмы, работающие от пневматики. Если нажать на тормоз (он слева!), оба рычага управления перемещаются назад до упора. «Ручник» представляет собой фиксатор педали, удерживающий ее в нажатом положении.
Кабина
Сделана из стали, оснащена дверцами с обеих сторон и рассчитана на трех человек, включая тракториста. Комфортным «салон» не назовешь, однако все необходимое – на месте. Для работы зимой предусмотрен мощный обогреватель, имеется звуко- и теплоизоляция.
В кабине – увы, уже разоренной. Фото: YouTube.com
Воздух в кабину проникает через фильтр, чтобы не допустить появление частиц пыли на рабочем месте бульдозериста. Имеется внутреннее освещение, и даже регулируется угол наклона спинок сидений.
Модификации
Базовая модель получилась настолько удачной, что Брянский завод уже в следующем после старта производства году (1966-м) освоил выпуск модифицированного варианта трактора – Т-180Г. От предшественника он отличался наличием гидравлики, которая помогала управлять отвалом, и множеством навесного оборудования. В 70-х появилась усовершенствованная версия – Т-180Г2. Кроме нее, БАЗ производил множество и других вариантов своего трактора:
✅ Т-180С предназначался для эксплуатации в северных регионах – отличался улучшенной теплоизоляцией, двойными стеклами, кожухом для двигателя, более мощным отопителем, подсоединенным к системе охлаждения.
✅ Т-180КС – карьерный трактор, также предназначенный для работы на Севере, характеризовался более толстой рамой, увеличенным клиренсом (500 мм) и улучшенной теплоизоляцией
✅ Т-180ГК1 – модель с усиленной трансмиссией и предпусковым обогревателем использовалась на скальных грунтах
✅ Д-804ПГ – погрузчик фронтального типа
✅ Д-804М – трубоукладчик
Выпускались и другие узкоспециализированные версии Т-180. Например, ВВПС-32/19 представлял собой вибрационный погружатель свай, ЭТР-122 – экскаватор для рытья траншей, а Д-804ПГ – одноковшовый погрузчик.
О плюсах, минусах Т-180 и его модификаций
Этот трактор –гордость БАЗа. Машина, трудившаяся на строительстве Камского автозавода, установлена вместе со скрепером, как памятник, на кургане в Набережных Челнах. Уже только этот факт говорит о многом. В Брянске тоже есть свой монумент, установленный напротив дирекции предприятия в 1988-м году. Что касается технических достоинств, сюда можно отнести неприхотливость, простую конструкцию, высокую ремонтопригодность и многотопливность.
Раритет – буровая установка на базе Т-180 в работе. Фото: YouTube.com
Были и минусы: машинисты отмечают два основных. Первый – поломка коленвала после «капиталки» (шлифования шеек). Второй – возможное замерзание конденсата в пневматике бульдозера. Да, кабина была в плане комфорта не ахти, но машинист с управлением вполне справлялся – все было под руками, он не мерз, не оглушался шумом от работающего двигателя и механизмов. В целом можно сказать, что Т-180 «выполнил свою миссию», как любят сегодня говорить.
Хронология производства
Модель Т-180Г2 выпускалась большими партиями до 1987-го, пока Минавтопром СССР не вынес официальное решение о прекращении производства тракторов. С тех пор Брянский завод сосредоточился на военной продукции.
Найти сегодня Т-180 на ходу все сложнее. Фото: YouTube.com
Однако модель оказалась настолько популярной и нужной, что ее все-таки выпускали и отправляли заказчикам по т. н. «прямым договорам» вплоть до 1992-го. А уж запчасти, узлы, иные детали БАЗ производил до середины 90-х.
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...