Особенность машины в том, что она стала первым гусеничным трактором 15-го тягового класса. Техника успешно применялась при строительстве различных объектов, в промышленности (например, как бульдозер или трубоукладчик), сельском хозяйстве и т. д. Т-180 изначально был рассчитан на работу с большим количеством навесного оборудования, поэтому его с полным правом можно назвать «универсалом».
Как начиналось производство
Базовой основой бульдозера послужил его предшественник Т-140, который разработали и выпускали на ЧТЗ с 1956 г. Трактор предназначался для использования в промышленности: в сельское хозяйство ему путь был заказан.
Мощный отвал сдвигал любые типы грунта. Фото: YouTube.com
Машина получилась неплохой и даже принимала участие в Лейпцигской выставке техники в 1959-м. С конвейера Т-140 сходил до середины 60-х, пока его не сменил Т-180.
О конструкции
В базовом варианте машина выпускалась в виде бульдозера с серийным отвалом Д-575С. Поэтому основные элементы гидравлики располагались впереди.
В задней части Т-180 можно навесить дополнительное оборудование. Фото: YouTube.com
Сзади фиксировался рыхлитель, т. к. главная функция Т-180 заключалась в разработке грунта разного типа и его перемещении. В таком виде машина была особенно широко востребована, что подтверждает ее производство в течение более чем двух десятилетий.
Двигатель
На первых моделях устанавливался дизель, выпускаемый Челябинским заводом. Это шестицилиндровый «атмосферник» 6КДМ-50, разработанный на основе КДМ-46. Позже трактор стали комплектовать «своим» мотором Д-180 (по ГОСТу – 6ЧН15/18). Его характеристики:
✅ мощность – 175 (позже довели до 180-ти) «лошадей»
✅ объем – 20,28 литров
✅ диаметр цилиндра, ход поршня – 140 и 205 мм
✅ вместимость бака под горючее – 325 л
Интересная особенность силового агрегата в том, что он работал на нескольких видах горючего. Его роль могло играть дизельное топливо, газовый конденсат или керосин. Бак располагался прямо в кабине, горловина выводилась наружу. Задняя стенка (в модификации Т-180Г) была занята емкостью под масло.
Доступ к движку – со всех сторон. Фото: YouTube.com
Старт двигателя производился с помощью «пускача» марки П-23. Чтобы было легче заводить мотор в сильные морозы, предусматривалась двухступенчатая декомпрессия (в трех либо шести цилиндрах). Причем все органы управления «пускачом» находились внутри машины. Для того, чтобы завести двигатель, надо было меньше бегать между кабиной и моторным отсеком, если сравнивать с другими тракторами того времени. Все рычаги, в т. ч. декомпрессионные, находились под руками бульдозериста.
Трансмиссия
Она может быть «чисто» механической, что характерно для первых моделей, либо с элементами гидравлики. Муфта сцепления – замкнутая, сухая, оснащена пневматическим механизмом. При выполнении маневров гусеница, в направлении которой требуется повернуть, отсоединяется от трансмиссии.
Гидравлика помогала работать с отвалом. Фото: YouTube.com
Эта операция происходит благодаря наличию планетарного механизма, установленного сразу за главной передачей. Последняя – конического типа, со спиралевидными зубьями. КПП – механическая: пять скоростей вперед и пара – назад.
Ходовая
Ее главные элементы установлены на раму, выполненную из стальных труб квадратного сечения и поперечных брусьев. К ней жестко прикреплен сцепной механизм и 4 кронштейна под навесное оборудование. Движителем являются гусеницы с двухрядными ведущими шестернями. Подвеска – торсионная, с каретками, гарантирующими плавное движение машины.
Большие траки обеспечивали минимальное давление на грунт. Фото: YouTube.com
Ширина гусеницы, состоящей из 41 звена – 580 мм. Верхние катки располагаются на приваренных к балкам опорах. Натяжение движителя производится посредством винтового кривошипного механизма.
Тормозная система
Она ленточная, основные ее элементы – в масляной ванне. Управление осуществляется через сервомеханизмы, работающие от пневматики. Если нажать на тормоз (он слева!), оба рычага управления перемещаются назад до упора. «Ручник» представляет собой фиксатор педали, удерживающий ее в нажатом положении.
Кабина
Сделана из стали, оснащена дверцами с обеих сторон и рассчитана на трех человек, включая тракториста. Комфортным «салон» не назовешь, однако все необходимое – на месте. Для работы зимой предусмотрен мощный обогреватель, имеется звуко- и теплоизоляция.
В кабине – увы, уже разоренной. Фото: YouTube.com
Воздух в кабину проникает через фильтр, чтобы не допустить появление частиц пыли на рабочем месте бульдозериста. Имеется внутреннее освещение, и даже регулируется угол наклона спинок сидений.
Модификации
Базовая модель получилась настолько удачной, что Брянский завод уже в следующем после старта производства году (1966-м) освоил выпуск модифицированного варианта трактора – Т-180Г. От предшественника он отличался наличием гидравлики, которая помогала управлять отвалом, и множеством навесного оборудования. В 70-х появилась усовершенствованная версия – Т-180Г2. Кроме нее, БАЗ производил множество и других вариантов своего трактора:
✅ Т-180С предназначался для эксплуатации в северных регионах – отличался улучшенной теплоизоляцией, двойными стеклами, кожухом для двигателя, более мощным отопителем, подсоединенным к системе охлаждения.
✅ Т-180КС – карьерный трактор, также предназначенный для работы на Севере, характеризовался более толстой рамой, увеличенным клиренсом (500 мм) и улучшенной теплоизоляцией
✅ Т-180ГК1 – модель с усиленной трансмиссией и предпусковым обогревателем использовалась на скальных грунтах
✅ Д-804ПГ – погрузчик фронтального типа
✅ Д-804М – трубоукладчик
Выпускались и другие узкоспециализированные версии Т-180. Например, ВВПС-32/19 представлял собой вибрационный погружатель свай, ЭТР-122 – экскаватор для рытья траншей, а Д-804ПГ – одноковшовый погрузчик.
О плюсах, минусах Т-180 и его модификаций
Этот трактор –гордость БАЗа. Машина, трудившаяся на строительстве Камского автозавода, установлена вместе со скрепером, как памятник, на кургане в Набережных Челнах. Уже только этот факт говорит о многом. В Брянске тоже есть свой монумент, установленный напротив дирекции предприятия в 1988-м году. Что касается технических достоинств, сюда можно отнести неприхотливость, простую конструкцию, высокую ремонтопригодность и многотопливность.
Раритет – буровая установка на базе Т-180 в работе. Фото: YouTube.com
Были и минусы: машинисты отмечают два основных. Первый – поломка коленвала после «капиталки» (шлифования шеек). Второй – возможное замерзание конденсата в пневматике бульдозера. Да, кабина была в плане комфорта не ахти, но машинист с управлением вполне справлялся – все было под руками, он не мерз, не оглушался шумом от работающего двигателя и механизмов. В целом можно сказать, что Т-180 «выполнил свою миссию», как любят сегодня говорить.
Хронология производства
Модель Т-180Г2 выпускалась большими партиями до 1987-го, пока Минавтопром СССР не вынес официальное решение о прекращении производства тракторов. С тех пор Брянский завод сосредоточился на военной продукции.
Найти сегодня Т-180 на ходу все сложнее. Фото: YouTube.com
Однако модель оказалась настолько популярной и нужной, что ее все-таки выпускали и отправляли заказчикам по т. н. «прямым договорам» вплоть до 1992-го. А уж запчасти, узлы, иные детали БАЗ производил до середины 90-х.