Химовозы – опасная работа
Для транспортировки водным путем агрессивных веществ используются химовозы – специально оборудованные танкеры. Они имеют оснащение, призванное сделать перевозку максимально безопасной: как для окружающей среды, так и экипажа. Одна из отличительных особенностей кораблей – более «мелкое» разделение пространства на множество изолированных отсеков.
Если у обычного нефтеналивного судна их количество варьируется между 6 и 12, то в химовозах число танков может доходить до 20-ти. Все они герметичны и подразделяются по категориям. Одни предназначены для перевозки опасных кислот, иных жидкостей, другие – под пищевые жидкие продукты и т. д. Провозить вещества в отсеках, которые для это не предназначены, не допускается.
Существует международный кодекс IBC Code, по которому все суда подобного типа в соответствии с конструкцией делятся на три типа. К первому относятся корабли, имеющие двойные борта и днище. Это сделано для недопущения вытекания химикатов наружу в природную среду в случае аварии – например, при столкновении, посадке на мель. Такие суда перевозят наиболее опасные грузы, в т. ч. те, что воспламеняются при температуре менее +65°. Минимальное расстояние от борта до танка – от 11,5 м.
Второй тип тоже имеет дублированную систему. Разница только в том, что здесь допускается меньшее расстояние до ближайшего танка – 7,6 м. Химовозы третьего типа не имеют двойной конструкции, только внутреннюю переборку, проходящую вдоль корабля. По дедвейту (массе коммерческой нагрузки) танкеры делятся также на три разновидности:
✅ Inland Chemical – речные суда (до 4 тысяч тонн)
✅ Coastal Chemical – прибрежное, а также морское плавание (до 10 тыс. т)
✅ Deep Sea – дальние перевозки (до 75 тыс. т)
На борту химовозов любого типа присутствует система безопасности, представляющая собой измерительную аппаратуру, показывающую уровень груза, его температуру, давление и наличие газов в танках.
Также в них предусмотрены целые магистрали трубопроводов, необходимые для охлаждения или подогрева перевозимых веществ. В противном случае некоторые из них могут взорваться, если не понижать температуру. Другие же склонны к затвердеванию до плотности бетона, если их не прогревать.
Перед отправкой очередной партии веществ в танки, их подвергают мойке, дезинфекции. В ходе этой процедуры применяется tank washing machine – особое устройство, обеспечивающее чистку всех внутренних поверхностей. Мойка иногда продолжается несколько суток, затем танки просушиваются. Но и это еще не все!
До загрузки продуктом отсеки заполняют азотом, чтобы не допустить возможное образование искры и возгорания вещества. Зачастую на судне имеется собственная установка для выработки газа, но иногда его закупают в порту. И только после этого начинается закачка в судно жидкостей, веществ.
Погрузка осуществляется посредством береговых насосов, освобождение танков – с помощью бортовых. А еще производится взятие проб химикатов до того, как они окажутся на корабле, затем после помещения их в танки и по прибытии в порт назначения.
Самый крупный танкер для перевозки химических веществ – Stolt Sagaland, спущенный на воду в 2008-м году и принадлежащий компании Stolt-Nielsen (Норвегия). Судно приспособлено для транспортировки жидких грузов, в т. ч. самых агрессивных. Для них предусмотрено 24 танка из «нержавейки» с эпоксидным покрытием. В других 15-ти перевозят сырье типа растительного масла, ароматизаторов.
В РФ постройкой химовозов занимается Астраханское предприятие «Лотос». В апреле прошлого года был сдан заказчику очередной танкер «Волготранс – 2501» проекта RST-25. У него шесть изолированных отсеков и он приспособлен для одновременной транспортировки растительного масла, химикатов, нефтепродуктов.
Если у обычного нефтеналивного судна их количество варьируется между 6 и 12, то в химовозах число танков может доходить до 20-ти. Все они герметичны и подразделяются по категориям. Одни предназначены для перевозки опасных кислот, иных жидкостей, другие – под пищевые жидкие продукты и т. д. Провозить вещества в отсеках, которые для это не предназначены, не допускается.
Разновидности химовозов
Существует международный кодекс IBC Code, по которому все суда подобного типа в соответствии с конструкцией делятся на три типа. К первому относятся корабли, имеющие двойные борта и днище. Это сделано для недопущения вытекания химикатов наружу в природную среду в случае аварии – например, при столкновении, посадке на мель. Такие суда перевозят наиболее опасные грузы, в т. ч. те, что воспламеняются при температуре менее +65°. Минимальное расстояние от борта до танка – от 11,5 м.
Схематическое изображение химовоза третьего типа. Фото: YouTube.com
Второй тип тоже имеет дублированную систему. Разница только в том, что здесь допускается меньшее расстояние до ближайшего танка – 7,6 м. Химовозы третьего типа не имеют двойной конструкции, только внутреннюю переборку, проходящую вдоль корабля. По дедвейту (массе коммерческой нагрузки) танкеры делятся также на три разновидности:
✅ Inland Chemical – речные суда (до 4 тысяч тонн)
✅ Coastal Chemical – прибрежное, а также морское плавание (до 10 тыс. т)
✅ Deep Sea – дальние перевозки (до 75 тыс. т)
На борту химовозов любого типа присутствует система безопасности, представляющая собой измерительную аппаратуру, показывающую уровень груза, его температуру, давление и наличие газов в танках.
Охлаждение палубы химовоза. Фото: YouTube.com
Также в них предусмотрены целые магистрали трубопроводов, необходимые для охлаждения или подогрева перевозимых веществ. В противном случае некоторые из них могут взорваться, если не понижать температуру. Другие же склонны к затвердеванию до плотности бетона, если их не прогревать.
Как загружаются и разгружаются химовозы
Перед отправкой очередной партии веществ в танки, их подвергают мойке, дезинфекции. В ходе этой процедуры применяется tank washing machine – особое устройство, обеспечивающее чистку всех внутренних поверхностей. Мойка иногда продолжается несколько суток, затем танки просушиваются. Но и это еще не все!
При загрузке химовоза используется спецодежда. Фото: YouTube.com
До загрузки продуктом отсеки заполняют азотом, чтобы не допустить возможное образование искры и возгорания вещества. Зачастую на судне имеется собственная установка для выработки газа, но иногда его закупают в порту. И только после этого начинается закачка в судно жидкостей, веществ.
Система насосов химовоза. Фото: YouTube.com
Погрузка осуществляется посредством береговых насосов, освобождение танков – с помощью бортовых. А еще производится взятие проб химикатов до того, как они окажутся на корабле, затем после помещения их в танки и по прибытии в порт назначения.
Химовозы в мире и России
Самый крупный танкер для перевозки химических веществ – Stolt Sagaland, спущенный на воду в 2008-м году и принадлежащий компании Stolt-Nielsen (Норвегия). Судно приспособлено для транспортировки жидких грузов, в т. ч. самых агрессивных. Для них предусмотрено 24 танка из «нержавейки» с эпоксидным покрытием. В других 15-ти перевозят сырье типа растительного масла, ароматизаторов.
Российский химовоз внутреннего плавания. Фото: YouTube.com
В РФ постройкой химовозов занимается Астраханское предприятие «Лотос». В апреле прошлого года был сдан заказчику очередной танкер «Волготранс – 2501» проекта RST-25. У него шесть изолированных отсеков и он приспособлен для одновременной транспортировки растительного масла, химикатов, нефтепродуктов.
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...