
Химовозы – опасная работа
Для транспортировки водным путем агрессивных веществ используются химовозы – специально оборудованные танкеры. Они имеют оснащение, призванное сделать перевозку максимально безопасной: как для окружающей среды, так и экипажа. Одна из отличительных особенностей кораблей – более «мелкое» разделение пространства на множество изолированных отсеков.
Если у обычного нефтеналивного судна их количество варьируется между 6 и 12, то в химовозах число танков может доходить до 20-ти. Все они герметичны и подразделяются по категориям. Одни предназначены для перевозки опасных кислот, иных жидкостей, другие – под пищевые жидкие продукты и т. д. Провозить вещества в отсеках, которые для это не предназначены, не допускается.
Существует международный кодекс IBC Code, по которому все суда подобного типа в соответствии с конструкцией делятся на три типа. К первому относятся корабли, имеющие двойные борта и днище. Это сделано для недопущения вытекания химикатов наружу в природную среду в случае аварии – например, при столкновении, посадке на мель. Такие суда перевозят наиболее опасные грузы, в т. ч. те, что воспламеняются при температуре менее +65°. Минимальное расстояние от борта до танка – от 11,5 м.
Схематическое изображение химовоза третьего типа. Фото: YouTube.com
Второй тип тоже имеет дублированную систему. Разница только в том, что здесь допускается меньшее расстояние до ближайшего танка – 7,6 м. Химовозы третьего типа не имеют двойной конструкции, только внутреннюю переборку, проходящую вдоль корабля. По дедвейту (массе коммерческой нагрузки) танкеры делятся также на три разновидности:
✅ Inland Chemical – речные суда (до 4 тысяч тонн)
✅ Coastal Chemical – прибрежное, а также морское плавание (до 10 тыс. т)
✅ Deep Sea – дальние перевозки (до 75 тыс. т)
На борту химовозов любого типа присутствует система безопасности, представляющая собой измерительную аппаратуру, показывающую уровень груза, его температуру, давление и наличие газов в танках.
Охлаждение палубы химовоза. Фото: YouTube.com
Также в них предусмотрены целые магистрали трубопроводов, необходимые для охлаждения или подогрева перевозимых веществ. В противном случае некоторые из них могут взорваться, если не понижать температуру. Другие же склонны к затвердеванию до плотности бетона, если их не прогревать.
Перед отправкой очередной партии веществ в танки, их подвергают мойке, дезинфекции. В ходе этой процедуры применяется tank washing machine – особое устройство, обеспечивающее чистку всех внутренних поверхностей. Мойка иногда продолжается несколько суток, затем танки просушиваются. Но и это еще не все!
При загрузке химовоза используется спецодежда. Фото: YouTube.com
До загрузки продуктом отсеки заполняют азотом, чтобы не допустить возможное образование искры и возгорания вещества. Зачастую на судне имеется собственная установка для выработки газа, но иногда его закупают в порту. И только после этого начинается закачка в судно жидкостей, веществ.
Система насосов химовоза. Фото: YouTube.com
Погрузка осуществляется посредством береговых насосов, освобождение танков – с помощью бортовых. А еще производится взятие проб химикатов до того, как они окажутся на корабле, затем после помещения их в танки и по прибытии в порт назначения.
Самый крупный танкер для перевозки химических веществ – Stolt Sagaland, спущенный на воду в 2008-м году и принадлежащий компании Stolt-Nielsen (Норвегия). Судно приспособлено для транспортировки жидких грузов, в т. ч. самых агрессивных. Для них предусмотрено 24 танка из «нержавейки» с эпоксидным покрытием. В других 15-ти перевозят сырье типа растительного масла, ароматизаторов.
Российский химовоз внутреннего плавания. Фото: YouTube.com
В РФ постройкой химовозов занимается Астраханское предприятие «Лотос». В апреле прошлого года был сдан заказчику очередной танкер «Волготранс – 2501» проекта RST-25. У него шесть изолированных отсеков и он приспособлен для одновременной транспортировки растительного масла, химикатов, нефтепродуктов.
Если у обычного нефтеналивного судна их количество варьируется между 6 и 12, то в химовозах число танков может доходить до 20-ти. Все они герметичны и подразделяются по категориям. Одни предназначены для перевозки опасных кислот, иных жидкостей, другие – под пищевые жидкие продукты и т. д. Провозить вещества в отсеках, которые для это не предназначены, не допускается.
Разновидности химовозов
Существует международный кодекс IBC Code, по которому все суда подобного типа в соответствии с конструкцией делятся на три типа. К первому относятся корабли, имеющие двойные борта и днище. Это сделано для недопущения вытекания химикатов наружу в природную среду в случае аварии – например, при столкновении, посадке на мель. Такие суда перевозят наиболее опасные грузы, в т. ч. те, что воспламеняются при температуре менее +65°. Минимальное расстояние от борта до танка – от 11,5 м.

Второй тип тоже имеет дублированную систему. Разница только в том, что здесь допускается меньшее расстояние до ближайшего танка – 7,6 м. Химовозы третьего типа не имеют двойной конструкции, только внутреннюю переборку, проходящую вдоль корабля. По дедвейту (массе коммерческой нагрузки) танкеры делятся также на три разновидности:
✅ Inland Chemical – речные суда (до 4 тысяч тонн)
✅ Coastal Chemical – прибрежное, а также морское плавание (до 10 тыс. т)
✅ Deep Sea – дальние перевозки (до 75 тыс. т)
На борту химовозов любого типа присутствует система безопасности, представляющая собой измерительную аппаратуру, показывающую уровень груза, его температуру, давление и наличие газов в танках.

Также в них предусмотрены целые магистрали трубопроводов, необходимые для охлаждения или подогрева перевозимых веществ. В противном случае некоторые из них могут взорваться, если не понижать температуру. Другие же склонны к затвердеванию до плотности бетона, если их не прогревать.
Как загружаются и разгружаются химовозы
Перед отправкой очередной партии веществ в танки, их подвергают мойке, дезинфекции. В ходе этой процедуры применяется tank washing machine – особое устройство, обеспечивающее чистку всех внутренних поверхностей. Мойка иногда продолжается несколько суток, затем танки просушиваются. Но и это еще не все!

До загрузки продуктом отсеки заполняют азотом, чтобы не допустить возможное образование искры и возгорания вещества. Зачастую на судне имеется собственная установка для выработки газа, но иногда его закупают в порту. И только после этого начинается закачка в судно жидкостей, веществ.

Погрузка осуществляется посредством береговых насосов, освобождение танков – с помощью бортовых. А еще производится взятие проб химикатов до того, как они окажутся на корабле, затем после помещения их в танки и по прибытии в порт назначения.
Химовозы в мире и России
Самый крупный танкер для перевозки химических веществ – Stolt Sagaland, спущенный на воду в 2008-м году и принадлежащий компании Stolt-Nielsen (Норвегия). Судно приспособлено для транспортировки жидких грузов, в т. ч. самых агрессивных. Для них предусмотрено 24 танка из «нержавейки» с эпоксидным покрытием. В других 15-ти перевозят сырье типа растительного масла, ароматизаторов.

В РФ постройкой химовозов занимается Астраханское предприятие «Лотос». В апреле прошлого года был сдан заказчику очередной танкер «Волготранс – 2501» проекта RST-25. У него шесть изолированных отсеков и он приспособлен для одновременной транспортировки растительного масла, химикатов, нефтепродуктов.
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....