Если у обычного нефтеналивного судна их количество варьируется между 6 и 12, то в химовозах число танков может доходить до 20-ти. Все они герметичны и подразделяются по категориям. Одни предназначены для перевозки опасных кислот, иных жидкостей, другие – под пищевые жидкие продукты и т. д. Провозить вещества в отсеках, которые для это не предназначены, не допускается.
Разновидности химовозов
Существует международный кодекс IBC Code, по которому все суда подобного типа в соответствии с конструкцией делятся на три типа. К первому относятся корабли, имеющие двойные борта и днище. Это сделано для недопущения вытекания химикатов наружу в природную среду в случае аварии – например, при столкновении, посадке на мель. Такие суда перевозят наиболее опасные грузы, в т. ч. те, что воспламеняются при температуре менее +65°. Минимальное расстояние от борта до танка – от 11,5 м.
Схематическое изображение химовоза третьего типа. Фото: YouTube.com
Второй тип тоже имеет дублированную систему. Разница только в том, что здесь допускается меньшее расстояние до ближайшего танка – 7,6 м. Химовозы третьего типа не имеют двойной конструкции, только внутреннюю переборку, проходящую вдоль корабля. По дедвейту (массе коммерческой нагрузки) танкеры делятся также на три разновидности:
✅ Inland Chemical – речные суда (до 4 тысяч тонн)
✅ Coastal Chemical – прибрежное, а также морское плавание (до 10 тыс. т)
✅ Deep Sea – дальние перевозки (до 75 тыс. т)
На борту химовозов любого типа присутствует система безопасности, представляющая собой измерительную аппаратуру, показывающую уровень груза, его температуру, давление и наличие газов в танках.
Охлаждение палубы химовоза. Фото: YouTube.com
Также в них предусмотрены целые магистрали трубопроводов, необходимые для охлаждения или подогрева перевозимых веществ. В противном случае некоторые из них могут взорваться, если не понижать температуру. Другие же склонны к затвердеванию до плотности бетона, если их не прогревать.
Как загружаются и разгружаются химовозы
Перед отправкой очередной партии веществ в танки, их подвергают мойке, дезинфекции. В ходе этой процедуры применяется tank washing machine – особое устройство, обеспечивающее чистку всех внутренних поверхностей. Мойка иногда продолжается несколько суток, затем танки просушиваются. Но и это еще не все!
При загрузке химовоза используется спецодежда. Фото: YouTube.com
До загрузки продуктом отсеки заполняют азотом, чтобы не допустить возможное образование искры и возгорания вещества. Зачастую на судне имеется собственная установка для выработки газа, но иногда его закупают в порту. И только после этого начинается закачка в судно жидкостей, веществ.
Система насосов химовоза. Фото: YouTube.com
Погрузка осуществляется посредством береговых насосов, освобождение танков – с помощью бортовых. А еще производится взятие проб химикатов до того, как они окажутся на корабле, затем после помещения их в танки и по прибытии в порт назначения.
Химовозы в мире и России
Самый крупный танкер для перевозки химических веществ – Stolt Sagaland, спущенный на воду в 2008-м году и принадлежащий компании Stolt-Nielsen (Норвегия). Судно приспособлено для транспортировки жидких грузов, в т. ч. самых агрессивных. Для них предусмотрено 24 танка из «нержавейки» с эпоксидным покрытием. В других 15-ти перевозят сырье типа растительного масла, ароматизаторов.
Российский химовоз внутреннего плавания. Фото: YouTube.com
В РФ постройкой химовозов занимается Астраханское предприятие «Лотос». В апреле прошлого года был сдан заказчику очередной танкер «Волготранс – 2501» проекта RST-25. У него шесть изолированных отсеков и он приспособлен для одновременной транспортировки растительного масла, химикатов, нефтепродуктов.