Химовозы – опасная работа
Для транспортировки водным путем агрессивных веществ используются химовозы – специально оборудованные танкеры. Они имеют оснащение, призванное сделать перевозку максимально безопасной: как для окружающей среды, так и экипажа. Одна из отличительных особенностей кораблей – более «мелкое» разделение пространства на множество изолированных отсеков.
Если у обычного нефтеналивного судна их количество варьируется между 6 и 12, то в химовозах число танков может доходить до 20-ти. Все они герметичны и подразделяются по категориям. Одни предназначены для перевозки опасных кислот, иных жидкостей, другие – под пищевые жидкие продукты и т. д. Провозить вещества в отсеках, которые для это не предназначены, не допускается.
Существует международный кодекс IBC Code, по которому все суда подобного типа в соответствии с конструкцией делятся на три типа. К первому относятся корабли, имеющие двойные борта и днище. Это сделано для недопущения вытекания химикатов наружу в природную среду в случае аварии – например, при столкновении, посадке на мель. Такие суда перевозят наиболее опасные грузы, в т. ч. те, что воспламеняются при температуре менее +65°. Минимальное расстояние от борта до танка – от 11,5 м.
Второй тип тоже имеет дублированную систему. Разница только в том, что здесь допускается меньшее расстояние до ближайшего танка – 7,6 м. Химовозы третьего типа не имеют двойной конструкции, только внутреннюю переборку, проходящую вдоль корабля. По дедвейту (массе коммерческой нагрузки) танкеры делятся также на три разновидности:
✅ Inland Chemical – речные суда (до 4 тысяч тонн)
✅ Coastal Chemical – прибрежное, а также морское плавание (до 10 тыс. т)
✅ Deep Sea – дальние перевозки (до 75 тыс. т)
На борту химовозов любого типа присутствует система безопасности, представляющая собой измерительную аппаратуру, показывающую уровень груза, его температуру, давление и наличие газов в танках.
Также в них предусмотрены целые магистрали трубопроводов, необходимые для охлаждения или подогрева перевозимых веществ. В противном случае некоторые из них могут взорваться, если не понижать температуру. Другие же склонны к затвердеванию до плотности бетона, если их не прогревать.
Перед отправкой очередной партии веществ в танки, их подвергают мойке, дезинфекции. В ходе этой процедуры применяется tank washing machine – особое устройство, обеспечивающее чистку всех внутренних поверхностей. Мойка иногда продолжается несколько суток, затем танки просушиваются. Но и это еще не все!
До загрузки продуктом отсеки заполняют азотом, чтобы не допустить возможное образование искры и возгорания вещества. Зачастую на судне имеется собственная установка для выработки газа, но иногда его закупают в порту. И только после этого начинается закачка в судно жидкостей, веществ.
Погрузка осуществляется посредством береговых насосов, освобождение танков – с помощью бортовых. А еще производится взятие проб химикатов до того, как они окажутся на корабле, затем после помещения их в танки и по прибытии в порт назначения.
Самый крупный танкер для перевозки химических веществ – Stolt Sagaland, спущенный на воду в 2008-м году и принадлежащий компании Stolt-Nielsen (Норвегия). Судно приспособлено для транспортировки жидких грузов, в т. ч. самых агрессивных. Для них предусмотрено 24 танка из «нержавейки» с эпоксидным покрытием. В других 15-ти перевозят сырье типа растительного масла, ароматизаторов.
В РФ постройкой химовозов занимается Астраханское предприятие «Лотос». В апреле прошлого года был сдан заказчику очередной танкер «Волготранс – 2501» проекта RST-25. У него шесть изолированных отсеков и он приспособлен для одновременной транспортировки растительного масла, химикатов, нефтепродуктов.
Если у обычного нефтеналивного судна их количество варьируется между 6 и 12, то в химовозах число танков может доходить до 20-ти. Все они герметичны и подразделяются по категориям. Одни предназначены для перевозки опасных кислот, иных жидкостей, другие – под пищевые жидкие продукты и т. д. Провозить вещества в отсеках, которые для это не предназначены, не допускается.
Разновидности химовозов
Существует международный кодекс IBC Code, по которому все суда подобного типа в соответствии с конструкцией делятся на три типа. К первому относятся корабли, имеющие двойные борта и днище. Это сделано для недопущения вытекания химикатов наружу в природную среду в случае аварии – например, при столкновении, посадке на мель. Такие суда перевозят наиболее опасные грузы, в т. ч. те, что воспламеняются при температуре менее +65°. Минимальное расстояние от борта до танка – от 11,5 м.
Схематическое изображение химовоза третьего типа. Фото: YouTube.com
Второй тип тоже имеет дублированную систему. Разница только в том, что здесь допускается меньшее расстояние до ближайшего танка – 7,6 м. Химовозы третьего типа не имеют двойной конструкции, только внутреннюю переборку, проходящую вдоль корабля. По дедвейту (массе коммерческой нагрузки) танкеры делятся также на три разновидности:
✅ Inland Chemical – речные суда (до 4 тысяч тонн)
✅ Coastal Chemical – прибрежное, а также морское плавание (до 10 тыс. т)
✅ Deep Sea – дальние перевозки (до 75 тыс. т)
На борту химовозов любого типа присутствует система безопасности, представляющая собой измерительную аппаратуру, показывающую уровень груза, его температуру, давление и наличие газов в танках.
Охлаждение палубы химовоза. Фото: YouTube.com
Также в них предусмотрены целые магистрали трубопроводов, необходимые для охлаждения или подогрева перевозимых веществ. В противном случае некоторые из них могут взорваться, если не понижать температуру. Другие же склонны к затвердеванию до плотности бетона, если их не прогревать.
Как загружаются и разгружаются химовозы
Перед отправкой очередной партии веществ в танки, их подвергают мойке, дезинфекции. В ходе этой процедуры применяется tank washing machine – особое устройство, обеспечивающее чистку всех внутренних поверхностей. Мойка иногда продолжается несколько суток, затем танки просушиваются. Но и это еще не все!
При загрузке химовоза используется спецодежда. Фото: YouTube.com
До загрузки продуктом отсеки заполняют азотом, чтобы не допустить возможное образование искры и возгорания вещества. Зачастую на судне имеется собственная установка для выработки газа, но иногда его закупают в порту. И только после этого начинается закачка в судно жидкостей, веществ.
Система насосов химовоза. Фото: YouTube.com
Погрузка осуществляется посредством береговых насосов, освобождение танков – с помощью бортовых. А еще производится взятие проб химикатов до того, как они окажутся на корабле, затем после помещения их в танки и по прибытии в порт назначения.
Химовозы в мире и России
Самый крупный танкер для перевозки химических веществ – Stolt Sagaland, спущенный на воду в 2008-м году и принадлежащий компании Stolt-Nielsen (Норвегия). Судно приспособлено для транспортировки жидких грузов, в т. ч. самых агрессивных. Для них предусмотрено 24 танка из «нержавейки» с эпоксидным покрытием. В других 15-ти перевозят сырье типа растительного масла, ароматизаторов.
Российский химовоз внутреннего плавания. Фото: YouTube.com
В РФ постройкой химовозов занимается Астраханское предприятие «Лотос». В апреле прошлого года был сдан заказчику очередной танкер «Волготранс – 2501» проекта RST-25. У него шесть изолированных отсеков и он приспособлен для одновременной транспортировки растительного масла, химикатов, нефтепродуктов.
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....