
В России появилась первая серийная автоматическая КПП для «Кировца»
На проходившей в 2022-м году выставке «Агросалон» завод из Санкт-Петербурга представил две машины – К-742М и К-525. Однако специалистов заинтересовали не столько новые модели, сколько одна из главных их составляющих – АКПП, разработанная для «Кировца» центром компетенций по трансмиссиям (специальный отдел предприятия, открытый несколько лет назад).
И вот в конце января текущего года стало известно: ПТЗ приступил к масштабному выпуску агрегата, получившего обозначение Т5-А. Коробка будет устанавливаться на технику, развивающую до 300 «лошадей». КПП уже используется на К-525, в этом году планируется приступить к выпуску более мощной модели К-530Т, на которую также поставят описываемый механизм.
Цель разработки достигнута – общая производительность сельхозмашины выросла на 10%, а расход горючего упал до 8%, что зависит от типа выполняемых операций.
Теперь машинист получил два диапазона вместо прежних четырех, что упростило управление. Шестнадцать передач вперед преобразовали в пару рядов. Каждый из них перекрывает все скорости движения: от операций в поле до перемещения в транспортном режиме. Это снижает утомляемость тракториста. Трогаться с места с массивным прицепом или пахать в поле стало проще. Еще один плюс заключается в снижении нагрузки на механические узлы: «Кировец» начнет двигаться на самой низкой скорости, постепенно переходя на высшие.
Механизатор может выбрать один из двух методов управления (оно называется «КОМАНДОПОСТ»). Например, если активировать «Круиз», то необходимо только задать требуемую скорость, а система сама выберет наилучшее передаточное число и обороты коленвала двигателя. Второй алгоритм «Автомат» удобен при перегонах или в случае выполнения сравнительно легких полевых работ. Здесь система сама «решает», как лучше эксплуатировать дизель, какая требуется передача.
Автоматическое управление КПП позволит механизатору лучше контролировать работу прицепных орудий. Фото: YouTube.com
В итоге вышеперечисленных нововведений число кнопок уменьшилось, а скорость передвижения достигла 50 км/ч, вместо предыдущих 36-ти. Все остальное, что касается трансмиссии, не изменились, и для тех, кто ранее работал на «Кировцах», все останется «на своих местах». На испытаниях десять тракторов с Т-5А отработали по 3 тыс. моточасов в разных регионах РФ. Нареканий новая АКПП не вызвала.
В заводских документах он имеет индекс 428-17.00.000-2, а классифицируется как механический агрегат, которым можно управлять вручную или автоматически. Переключение осуществляется без разрыва потока мощности в каждом из восьми «поддиапазонов». Остановка технике потребуется только в случае перехода в транспортный режим или при смене направления хода.
«КОМАНДОПОСТ» – система управления трансмиссией. Фото: YouTube.com
Первый диапазон обеспечивает движение со скоростью 3,9-14,6 км/ч, второй – 12,2-50 км/ч. «КОМАНДОПОСТ» собирает и выдает на монитор данные о состоянии устройства. Предусмотрено звуковое оповещение, диагностика, при возникновении аварийной ситуации машина останавливается.
Работа трансмиссии контролируется через общий дисплей. Фото: YouTube.com
Фрикционные муфты, осуществляющие переключения, управляются посредством электрогидравлики: промежуточные пневматические цилиндры отсутствуют. В КПП осталась традиционная схема, подразумевающая использование постоянно зацепленных прямозубых шестеренок. С одной из них на другую крутящий момент поступает напрямую: осевая нагрузка исключена. В результате подшипники, картер в этом направлении функционируют более свободно. Это гарантирует увеличение ресурса КПП и повышение ее надежности.
Т-5А – первый «автомат» для тяжелых тракторов «Кировец», выпускаемый серийно. В разработку конструкции и закупку оборудования инвестировали средства ФРП РФ (миллиард рублей), Нацпромлизинг (1,2 млрд в российской валюте) и сам завод – 1,7 млрд «целковых».
И вот в конце января текущего года стало известно: ПТЗ приступил к масштабному выпуску агрегата, получившего обозначение Т5-А. Коробка будет устанавливаться на технику, развивающую до 300 «лошадей». КПП уже используется на К-525, в этом году планируется приступить к выпуску более мощной модели К-530Т, на которую также поставят описываемый механизм.
Какие достоинства у российского «автомата»
Цель разработки достигнута – общая производительность сельхозмашины выросла на 10%, а расход горючего упал до 8%, что зависит от типа выполняемых операций.
О режимах
Теперь машинист получил два диапазона вместо прежних четырех, что упростило управление. Шестнадцать передач вперед преобразовали в пару рядов. Каждый из них перекрывает все скорости движения: от операций в поле до перемещения в транспортном режиме. Это снижает утомляемость тракториста. Трогаться с места с массивным прицепом или пахать в поле стало проще. Еще один плюс заключается в снижении нагрузки на механические узлы: «Кировец» начнет двигаться на самой низкой скорости, постепенно переходя на высшие.
Механизатор может выбрать один из двух методов управления (оно называется «КОМАНДОПОСТ»). Например, если активировать «Круиз», то необходимо только задать требуемую скорость, а система сама выберет наилучшее передаточное число и обороты коленвала двигателя. Второй алгоритм «Автомат» удобен при перегонах или в случае выполнения сравнительно легких полевых работ. Здесь система сама «решает», как лучше эксплуатировать дизель, какая требуется передача.

В итоге вышеперечисленных нововведений число кнопок уменьшилось, а скорость передвижения достигла 50 км/ч, вместо предыдущих 36-ти. Все остальное, что касается трансмиссии, не изменились, и для тех, кто ранее работал на «Кировцах», все останется «на своих местах». На испытаниях десять тракторов с Т-5А отработали по 3 тыс. моточасов в разных регионах РФ. Нареканий новая АКПП не вызвала.
Конструкционные особенности «автомата»
В заводских документах он имеет индекс 428-17.00.000-2, а классифицируется как механический агрегат, которым можно управлять вручную или автоматически. Переключение осуществляется без разрыва потока мощности в каждом из восьми «поддиапазонов». Остановка технике потребуется только в случае перехода в транспортный режим или при смене направления хода.

Первый диапазон обеспечивает движение со скоростью 3,9-14,6 км/ч, второй – 12,2-50 км/ч. «КОМАНДОПОСТ» собирает и выдает на монитор данные о состоянии устройства. Предусмотрено звуковое оповещение, диагностика, при возникновении аварийной ситуации машина останавливается.

Фрикционные муфты, осуществляющие переключения, управляются посредством электрогидравлики: промежуточные пневматические цилиндры отсутствуют. В КПП осталась традиционная схема, подразумевающая использование постоянно зацепленных прямозубых шестеренок. С одной из них на другую крутящий момент поступает напрямую: осевая нагрузка исключена. В результате подшипники, картер в этом направлении функционируют более свободно. Это гарантирует увеличение ресурса КПП и повышение ее надежности.
Т-5А – первый «автомат» для тяжелых тракторов «Кировец», выпускаемый серийно. В разработку конструкции и закупку оборудования инвестировали средства ФРП РФ (миллиард рублей), Нацпромлизинг (1,2 млрд в российской валюте) и сам завод – 1,7 млрд «целковых».
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....