.d-md-none .d-lg-block bibimot

В России появилась первая серийная автоматическая КПП для «Кировца»

В России появилась первая серийная автоматическая КПП для «Кировца»
На проходившей в 2022-м году выставке «Агросалон» завод из Санкт-Петербурга представил две машины – К-742М и К-525. Однако специалистов заинтересовали не столько новые модели, сколько одна из главных их составляющих – АКПП, разработанная для «Кировца» центром компетенций по трансмиссиям (специальный отдел предприятия, открытый несколько лет назад).


И вот в конце января текущего года стало известно: ПТЗ приступил к масштабному выпуску агрегата, получившего обозначение Т5-А. Коробка будет устанавливаться на технику, развивающую до 300 «лошадей». КПП уже используется на К-525, в этом году планируется приступить к выпуску более мощной модели К-530Т, на которую также поставят описываемый механизм.

Какие достоинства у российского «автомата»


Цель разработки достигнута – общая производительность сельхозмашины выросла на 10%, а расход горючего упал до 8%, что зависит от типа выполняемых операций.

О режимах


Теперь машинист получил два диапазона вместо прежних четырех, что упростило управление. Шестнадцать передач вперед преобразовали в пару рядов. Каждый из них перекрывает все скорости движения: от операций в поле до перемещения в транспортном режиме. Это снижает утомляемость тракториста. Трогаться с места с массивным прицепом или пахать в поле стало проще. Еще один плюс заключается в снижении нагрузки на механические узлы: «Кировец» начнет двигаться на самой низкой скорости, постепенно переходя на высшие.

Механизатор может выбрать один из двух методов управления (оно называется «КОМАНДОПОСТ»). Например, если активировать «Круиз», то необходимо только задать требуемую скорость, а система сама выберет наилучшее передаточное число и обороты коленвала двигателя. Второй алгоритм «Автомат» удобен при перегонах или в случае выполнения сравнительно легких полевых работ. Здесь система сама «решает», как лучше эксплуатировать дизель, какая требуется передача.

В России появилась первая серийная автоматическая КПП для «Кировца»Автоматическое управление КПП позволит механизатору лучше контролировать работу прицепных орудий. Фото: YouTube.com

В итоге вышеперечисленных нововведений число кнопок уменьшилось, а скорость передвижения достигла 50 км/ч, вместо предыдущих 36-ти. Все остальное, что касается трансмиссии, не изменились, и для тех, кто ранее работал на «Кировцах», все останется «на своих местах». На испытаниях десять тракторов с Т-5А отработали по 3 тыс. моточасов в разных регионах РФ. Нареканий новая АКПП не вызвала.

Конструкционные особенности «автомата»


В заводских документах он имеет индекс 428-17.00.000-2, а классифицируется как механический агрегат, которым можно управлять вручную или автоматически. Переключение осуществляется без разрыва потока мощности в каждом из восьми «поддиапазонов». Остановка технике потребуется только в случае перехода в транспортный режим или при смене направления хода.

«КОМАНДОПОСТ» – система управления трансмиссией. Фото: YouTube.com

Первый диапазон обеспечивает движение со скоростью 3,9-14,6 км/ч, второй – 12,2-50 км/ч. «КОМАНДОПОСТ» собирает и выдает на монитор данные о состоянии устройства. Предусмотрено звуковое оповещение, диагностика, при возникновении аварийной ситуации машина останавливается.

Работа трансмиссии контролируется через общий дисплей. Фото: YouTube.com

Фрикционные муфты, осуществляющие переключения, управляются посредством электрогидравлики: промежуточные пневматические цилиндры отсутствуют. В КПП осталась традиционная схема, подразумевающая использование постоянно зацепленных прямозубых шестеренок. С одной из них на другую крутящий момент поступает напрямую: осевая нагрузка исключена. В результате подшипники, картер в этом направлении функционируют более свободно. Это гарантирует увеличение ресурса КПП и повышение ее надежности.

Т-5А – первый «автомат» для тяжелых тракторов «Кировец», выпускаемый серийно. В разработку конструкции и закупку оборудования инвестировали средства ФРП РФ (миллиард рублей), Нацпромлизинг (1,2 млрд в российской валюте) и сам завод – 1,7 млрд «целковых».

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о новой КПП?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
К-742М-Ст1 – достоин славной истории «предка»!Брянский тракторный завод – как «живет» и чем «дышит» предприятие?

Шедевр Pininfarina: Fiat 124 Spider 1800

Шедевр Pininfarina: Fiat 124 Spider 1800

Создавая спортивный кабриолет Fiat 124 Spider, компания Pininfarina преследовала определенные цели. Кажется, все прошло отлично, ведь этот автомобиль и сегодня...
  • 668