В России появилась первая серийная автоматическая КПП для «Кировца»
На проходившей в 2022-м году выставке «Агросалон» завод из Санкт-Петербурга представил две машины – К-742М и К-525. Однако специалистов заинтересовали не столько новые модели, сколько одна из главных их составляющих – АКПП, разработанная для «Кировца» центром компетенций по трансмиссиям (специальный отдел предприятия, открытый несколько лет назад).
И вот в конце января текущего года стало известно: ПТЗ приступил к масштабному выпуску агрегата, получившего обозначение Т5-А. Коробка будет устанавливаться на технику, развивающую до 300 «лошадей». КПП уже используется на К-525, в этом году планируется приступить к выпуску более мощной модели К-530Т, на которую также поставят описываемый механизм.
Цель разработки достигнута – общая производительность сельхозмашины выросла на 10%, а расход горючего упал до 8%, что зависит от типа выполняемых операций.
Теперь машинист получил два диапазона вместо прежних четырех, что упростило управление. Шестнадцать передач вперед преобразовали в пару рядов. Каждый из них перекрывает все скорости движения: от операций в поле до перемещения в транспортном режиме. Это снижает утомляемость тракториста. Трогаться с места с массивным прицепом или пахать в поле стало проще. Еще один плюс заключается в снижении нагрузки на механические узлы: «Кировец» начнет двигаться на самой низкой скорости, постепенно переходя на высшие.
Механизатор может выбрать один из двух методов управления (оно называется «КОМАНДОПОСТ»). Например, если активировать «Круиз», то необходимо только задать требуемую скорость, а система сама выберет наилучшее передаточное число и обороты коленвала двигателя. Второй алгоритм «Автомат» удобен при перегонах или в случае выполнения сравнительно легких полевых работ. Здесь система сама «решает», как лучше эксплуатировать дизель, какая требуется передача.
В итоге вышеперечисленных нововведений число кнопок уменьшилось, а скорость передвижения достигла 50 км/ч, вместо предыдущих 36-ти. Все остальное, что касается трансмиссии, не изменились, и для тех, кто ранее работал на «Кировцах», все останется «на своих местах». На испытаниях десять тракторов с Т-5А отработали по 3 тыс. моточасов в разных регионах РФ. Нареканий новая АКПП не вызвала.
В заводских документах он имеет индекс 428-17.00.000-2, а классифицируется как механический агрегат, которым можно управлять вручную или автоматически. Переключение осуществляется без разрыва потока мощности в каждом из восьми «поддиапазонов». Остановка технике потребуется только в случае перехода в транспортный режим или при смене направления хода.
Первый диапазон обеспечивает движение со скоростью 3,9-14,6 км/ч, второй – 12,2-50 км/ч. «КОМАНДОПОСТ» собирает и выдает на монитор данные о состоянии устройства. Предусмотрено звуковое оповещение, диагностика, при возникновении аварийной ситуации машина останавливается.
Фрикционные муфты, осуществляющие переключения, управляются посредством электрогидравлики: промежуточные пневматические цилиндры отсутствуют. В КПП осталась традиционная схема, подразумевающая использование постоянно зацепленных прямозубых шестеренок. С одной из них на другую крутящий момент поступает напрямую: осевая нагрузка исключена. В результате подшипники, картер в этом направлении функционируют более свободно. Это гарантирует увеличение ресурса КПП и повышение ее надежности.
Т-5А – первый «автомат» для тяжелых тракторов «Кировец», выпускаемый серийно. В разработку конструкции и закупку оборудования инвестировали средства ФРП РФ (миллиард рублей), Нацпромлизинг (1,2 млрд в российской валюте) и сам завод – 1,7 млрд «целковых».
И вот в конце января текущего года стало известно: ПТЗ приступил к масштабному выпуску агрегата, получившего обозначение Т5-А. Коробка будет устанавливаться на технику, развивающую до 300 «лошадей». КПП уже используется на К-525, в этом году планируется приступить к выпуску более мощной модели К-530Т, на которую также поставят описываемый механизм.
Какие достоинства у российского «автомата»
Цель разработки достигнута – общая производительность сельхозмашины выросла на 10%, а расход горючего упал до 8%, что зависит от типа выполняемых операций.
О режимах
Теперь машинист получил два диапазона вместо прежних четырех, что упростило управление. Шестнадцать передач вперед преобразовали в пару рядов. Каждый из них перекрывает все скорости движения: от операций в поле до перемещения в транспортном режиме. Это снижает утомляемость тракториста. Трогаться с места с массивным прицепом или пахать в поле стало проще. Еще один плюс заключается в снижении нагрузки на механические узлы: «Кировец» начнет двигаться на самой низкой скорости, постепенно переходя на высшие.
Механизатор может выбрать один из двух методов управления (оно называется «КОМАНДОПОСТ»). Например, если активировать «Круиз», то необходимо только задать требуемую скорость, а система сама выберет наилучшее передаточное число и обороты коленвала двигателя. Второй алгоритм «Автомат» удобен при перегонах или в случае выполнения сравнительно легких полевых работ. Здесь система сама «решает», как лучше эксплуатировать дизель, какая требуется передача.
Автоматическое управление КПП позволит механизатору лучше контролировать работу прицепных орудий. Фото: YouTube.com
В итоге вышеперечисленных нововведений число кнопок уменьшилось, а скорость передвижения достигла 50 км/ч, вместо предыдущих 36-ти. Все остальное, что касается трансмиссии, не изменились, и для тех, кто ранее работал на «Кировцах», все останется «на своих местах». На испытаниях десять тракторов с Т-5А отработали по 3 тыс. моточасов в разных регионах РФ. Нареканий новая АКПП не вызвала.
Конструкционные особенности «автомата»
В заводских документах он имеет индекс 428-17.00.000-2, а классифицируется как механический агрегат, которым можно управлять вручную или автоматически. Переключение осуществляется без разрыва потока мощности в каждом из восьми «поддиапазонов». Остановка технике потребуется только в случае перехода в транспортный режим или при смене направления хода.
«КОМАНДОПОСТ» – система управления трансмиссией. Фото: YouTube.com
Первый диапазон обеспечивает движение со скоростью 3,9-14,6 км/ч, второй – 12,2-50 км/ч. «КОМАНДОПОСТ» собирает и выдает на монитор данные о состоянии устройства. Предусмотрено звуковое оповещение, диагностика, при возникновении аварийной ситуации машина останавливается.
Работа трансмиссии контролируется через общий дисплей. Фото: YouTube.com
Фрикционные муфты, осуществляющие переключения, управляются посредством электрогидравлики: промежуточные пневматические цилиндры отсутствуют. В КПП осталась традиционная схема, подразумевающая использование постоянно зацепленных прямозубых шестеренок. С одной из них на другую крутящий момент поступает напрямую: осевая нагрузка исключена. В результате подшипники, картер в этом направлении функционируют более свободно. Это гарантирует увеличение ресурса КПП и повышение ее надежности.
Т-5А – первый «автомат» для тяжелых тракторов «Кировец», выпускаемый серийно. В разработку конструкции и закупку оборудования инвестировали средства ФРП РФ (миллиард рублей), Нацпромлизинг (1,2 млрд в российской валюте) и сам завод – 1,7 млрд «целковых».
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...