В России появилась первая серийная автоматическая КПП для «Кировца»
На проходившей в 2022-м году выставке «Агросалон» завод из Санкт-Петербурга представил две машины – К-742М и К-525. Однако специалистов заинтересовали не столько новые модели, сколько одна из главных их составляющих – АКПП, разработанная для «Кировца» центром компетенций по трансмиссиям (специальный отдел предприятия, открытый несколько лет назад).
И вот в конце января текущего года стало известно: ПТЗ приступил к масштабному выпуску агрегата, получившего обозначение Т5-А. Коробка будет устанавливаться на технику, развивающую до 300 «лошадей». КПП уже используется на К-525, в этом году планируется приступить к выпуску более мощной модели К-530Т, на которую также поставят описываемый механизм.
Цель разработки достигнута – общая производительность сельхозмашины выросла на 10%, а расход горючего упал до 8%, что зависит от типа выполняемых операций.
Теперь машинист получил два диапазона вместо прежних четырех, что упростило управление. Шестнадцать передач вперед преобразовали в пару рядов. Каждый из них перекрывает все скорости движения: от операций в поле до перемещения в транспортном режиме. Это снижает утомляемость тракториста. Трогаться с места с массивным прицепом или пахать в поле стало проще. Еще один плюс заключается в снижении нагрузки на механические узлы: «Кировец» начнет двигаться на самой низкой скорости, постепенно переходя на высшие.
Механизатор может выбрать один из двух методов управления (оно называется «КОМАНДОПОСТ»). Например, если активировать «Круиз», то необходимо только задать требуемую скорость, а система сама выберет наилучшее передаточное число и обороты коленвала двигателя. Второй алгоритм «Автомат» удобен при перегонах или в случае выполнения сравнительно легких полевых работ. Здесь система сама «решает», как лучше эксплуатировать дизель, какая требуется передача.
В итоге вышеперечисленных нововведений число кнопок уменьшилось, а скорость передвижения достигла 50 км/ч, вместо предыдущих 36-ти. Все остальное, что касается трансмиссии, не изменились, и для тех, кто ранее работал на «Кировцах», все останется «на своих местах». На испытаниях десять тракторов с Т-5А отработали по 3 тыс. моточасов в разных регионах РФ. Нареканий новая АКПП не вызвала.
В заводских документах он имеет индекс 428-17.00.000-2, а классифицируется как механический агрегат, которым можно управлять вручную или автоматически. Переключение осуществляется без разрыва потока мощности в каждом из восьми «поддиапазонов». Остановка технике потребуется только в случае перехода в транспортный режим или при смене направления хода.
Первый диапазон обеспечивает движение со скоростью 3,9-14,6 км/ч, второй – 12,2-50 км/ч. «КОМАНДОПОСТ» собирает и выдает на монитор данные о состоянии устройства. Предусмотрено звуковое оповещение, диагностика, при возникновении аварийной ситуации машина останавливается.
Фрикционные муфты, осуществляющие переключения, управляются посредством электрогидравлики: промежуточные пневматические цилиндры отсутствуют. В КПП осталась традиционная схема, подразумевающая использование постоянно зацепленных прямозубых шестеренок. С одной из них на другую крутящий момент поступает напрямую: осевая нагрузка исключена. В результате подшипники, картер в этом направлении функционируют более свободно. Это гарантирует увеличение ресурса КПП и повышение ее надежности.
Т-5А – первый «автомат» для тяжелых тракторов «Кировец», выпускаемый серийно. В разработку конструкции и закупку оборудования инвестировали средства ФРП РФ (миллиард рублей), Нацпромлизинг (1,2 млрд в российской валюте) и сам завод – 1,7 млрд «целковых».
И вот в конце января текущего года стало известно: ПТЗ приступил к масштабному выпуску агрегата, получившего обозначение Т5-А. Коробка будет устанавливаться на технику, развивающую до 300 «лошадей». КПП уже используется на К-525, в этом году планируется приступить к выпуску более мощной модели К-530Т, на которую также поставят описываемый механизм.
Какие достоинства у российского «автомата»
Цель разработки достигнута – общая производительность сельхозмашины выросла на 10%, а расход горючего упал до 8%, что зависит от типа выполняемых операций.
О режимах
Теперь машинист получил два диапазона вместо прежних четырех, что упростило управление. Шестнадцать передач вперед преобразовали в пару рядов. Каждый из них перекрывает все скорости движения: от операций в поле до перемещения в транспортном режиме. Это снижает утомляемость тракториста. Трогаться с места с массивным прицепом или пахать в поле стало проще. Еще один плюс заключается в снижении нагрузки на механические узлы: «Кировец» начнет двигаться на самой низкой скорости, постепенно переходя на высшие.
Механизатор может выбрать один из двух методов управления (оно называется «КОМАНДОПОСТ»). Например, если активировать «Круиз», то необходимо только задать требуемую скорость, а система сама выберет наилучшее передаточное число и обороты коленвала двигателя. Второй алгоритм «Автомат» удобен при перегонах или в случае выполнения сравнительно легких полевых работ. Здесь система сама «решает», как лучше эксплуатировать дизель, какая требуется передача.
Автоматическое управление КПП позволит механизатору лучше контролировать работу прицепных орудий. Фото: YouTube.com
В итоге вышеперечисленных нововведений число кнопок уменьшилось, а скорость передвижения достигла 50 км/ч, вместо предыдущих 36-ти. Все остальное, что касается трансмиссии, не изменились, и для тех, кто ранее работал на «Кировцах», все останется «на своих местах». На испытаниях десять тракторов с Т-5А отработали по 3 тыс. моточасов в разных регионах РФ. Нареканий новая АКПП не вызвала.
Конструкционные особенности «автомата»
В заводских документах он имеет индекс 428-17.00.000-2, а классифицируется как механический агрегат, которым можно управлять вручную или автоматически. Переключение осуществляется без разрыва потока мощности в каждом из восьми «поддиапазонов». Остановка технике потребуется только в случае перехода в транспортный режим или при смене направления хода.
«КОМАНДОПОСТ» – система управления трансмиссией. Фото: YouTube.com
Первый диапазон обеспечивает движение со скоростью 3,9-14,6 км/ч, второй – 12,2-50 км/ч. «КОМАНДОПОСТ» собирает и выдает на монитор данные о состоянии устройства. Предусмотрено звуковое оповещение, диагностика, при возникновении аварийной ситуации машина останавливается.
Работа трансмиссии контролируется через общий дисплей. Фото: YouTube.com
Фрикционные муфты, осуществляющие переключения, управляются посредством электрогидравлики: промежуточные пневматические цилиндры отсутствуют. В КПП осталась традиционная схема, подразумевающая использование постоянно зацепленных прямозубых шестеренок. С одной из них на другую крутящий момент поступает напрямую: осевая нагрузка исключена. В результате подшипники, картер в этом направлении функционируют более свободно. Это гарантирует увеличение ресурса КПП и повышение ее надежности.
Т-5А – первый «автомат» для тяжелых тракторов «Кировец», выпускаемый серийно. В разработку конструкции и закупку оборудования инвестировали средства ФРП РФ (миллиард рублей), Нацпромлизинг (1,2 млрд в российской валюте) и сам завод – 1,7 млрд «целковых».
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...