
Dornier Do 228 – универсальный немецкий самолет для местных линий
В середине 70-х немецкий производитель разработал новый вариант сверхкритического профиля крыла Dornier Do А-5. Это позволило приступить к последующим испытаниям на базе модифицированного образца модели Do 28 Skyservant.
В разгар лета 1979 года состоялся его первый полет, а четыре с половиной месяца спустя принято решение о подготовке к строительству новой транспортной модели Dornier Do 228. В ее конструкции планировалось применить испытанную новинку. Премьерный показ решили приурочить к Ганноверскому авиасалону-1980.
Dornier Do 228 с долгой историей. Фото: youtube.com
Все сборочные работы были закончены точно в срок, поэтому уже на следующий год компания намеревалась отправить новую модель в серию. Сразу же рассматривалась возможность предоставления будущим клиентам выбора из модификаций с разным количеством посадочных мест в салоне.
Первенцем стал 15-местный вариант от немецкого авиазавода. Он получил промышленный номер 4358 и впервые поднялся в воздух 28 марта 1981 года. Это произошло в баварском городке Оберпфаффенхофен, рядом с которым расположен Германский аэрокосмический центр. Более вместительная 19-местная версия отправилась в свой первый полет полтора месяца спустя.
Немецкий сертификат на технику выдан 18 декабря 1981 года, а первый Dornier 228-100 поступил в эксплуатацию в июле следующего. Подтверждение качества от FAA последовало 17 апреля 1984-го, а EASA – месяц спустя. Это открыло путь к производству и реализации летной техники на рынках разных стран мира.
Шасси Dornier Do 228. Фото: youtube.com
На тот период самолет оказался одним из лучших по характеристикам в своей категории. Это привело к тому, что он очень быстро оброс целым рядом иностранных пользователей, как среди гражданских компаний, так и правоохранителей или военных. Большую роль в этом сыграла универсальность высокоплана. Вот его ключевые особенности и преимущества:
✅ хорошая дальность полета
✅ разноплановость использования
✅ высокая полезная нагрузка
✅ довольно низкие эксплуатационные расходы
Многие пилоты 80-х сошлись во мнении, что в том десятилетии Do 228 оказался наиболее оптимальным сочетанием современных технологий и хорошей эффективности. К примеру, первые модификации самолета были способны перевозить от 2,16 до 2,3 тонны груза и иногда использовались в качестве учебной техники. Очень скоро появились новые вариации с увеличенной подъемной массой:
✅ 228-101 – 5,7 тонны
✅ 228-201 – 5,9 тонны
✅ 228-202 (с 1986 года) – 6,2 тонны
Все они получили усиленное шасси и позже производились также по лицензии индийской компанией Hindustan Aeronautics в Канпуре. Очень широко самолет стал использоваться во многих странах для различных форм морского патрулирования:
✅ контроль загрязнения
✅ поисково-спасательные операции
✅ пограничный контроль
✅ выслеживание браконьеров
Этому очень поспособствовала одна из выдающихся особенностей самолета из Оберпфаффенхофена – способность взлетать и приземляться на коротких дистанциях. Еще одним плюсом стала возможность его эксплуатации на грунтовых взлетно-посадочных полосах.
Do-228 имеет конструкцию моноплана с высоким крылом и прямоугольной секцией фюзеляжа. В его компоновку входит ряд необходимых элементов. Они применяются в зависимости от перспективного использования конкретного образца, а также с целью обеспечения универсальности машины:
✅ двойные грузовые или пассажирские двери
✅ два пузырьковых смотровых окна
✅ верхняя обшивка крыла из углеродного волокна
✅ комфортная кабина для пилотов
Если больше остановиться именно на этом элементе, то он получил следующие параметры: 6,3 х 1,34 х 1,5 метра. В стеклянной кабине Do-228 расположены два смежных сиденья для первого и второго пилотов. Там же имеются основные полетные дисплеи, многофункциональные Avidyne и глобальная навигационная система. К ним стоит добавить универсальное управление полетом 1F, Collins HF 9000 с селкалом, GPS-приемник Garmin GPS 155 и метеорологический радар WXR270.
В кабине самолета Do 228. Фото: youtube.com
Напомню, что более длинная модификация способна одновременно перевозить в салоне 19 человек либо 2,34 тонны груза. В случае пассажирского использования предусмотрены отдельные элементы дополнительного комфорта. Они могут разниться, в зависимости от модификации самолета и завода-изготовителя.
В салоне устанавливается система кондиционирования с воздуховыпускными отверстиями для обеспечения максимально приятного путешествия. Воздушная лестничная дверь с перилами улучшает доступ и предоставляет превосходную безопасность. Вход в багажное отделение осуществляется через большую внешнюю грузовую дверь.
Dornier 228 – это двухместный высокоплан короткого взлета и посадки, способный работать на неровных взлетно-посадочных полосах и в жарком климате. Он оснащен парой турбовинтовых двигателей Garrett TPE331 и имеет сверхкритическое крыло, создающее большую подъемную силу на малых скоростях.
Пассажирский салон Dornier Do 228. Фото: youtube.com
В 1983 году компания Hindustan Aeronautics (HAL) купила лицензию и два года спустя начала производство самолетов в Индии. Аппарат предлагался в модернизированных вариантах и с дополнительным оборудованием для выполнения различных специальных задач. В 1996 году принято решение все промышленные операции перевести на территорию этой южноазиатской страны. Вот некоторые технические данные Dornier 228:
✅ длина – 16,56 м
✅ высота – 4,86 м
✅ размах крыльев – 16,97 м
✅ скорость – 231 уз. (472 км/ч)
✅ вес пустого самолета – 3066 кг
✅ дальность полета – 1150 км
✅ длина посадки – 600 м
Турбовинтовыми двигатели Garrett AiResearch имеют мощность по 710 л. с (533 кВт) каждый. Они спроектированы и изготовлены компанией Honeywell Aerospace. Оснащены трехступенчатой осевой турбиной, кольцевой камерой сгорания с обратным ходом, двухступенчатым центробежным компрессором и четырехлопастным винтом Харцелля с постоянной скоростью вращения. Сухой вес одного – 153 кг, а межремонтный период достигает 2000 часов.
После окончания производства Do 228 в головной компании, причиной которого стало включение Dornier в состав Deutsche Aerospace AG, в октябре 2007 года на заводе стартовала программа его возобновления. Новый самолет, получивший обозначение RUAG Do 228 NG («новое поколение»), впервые поднялся в воздух 5 ноября 2009 года.
Dornier Do 228 на взлетной площадке. Фото: youtube.com
Новинка получила современный набор оборудования, включающий радиовысотомер, встроенную резервную, приборную и систему индикации двигателя и оповещения экипажа. Усовершенствована и концепция предупреждения о близости земли. Кроме того, авионика 228 NG получила УКВ-связь самописец полетных данных, кабинный диктофон, систему информирования о местности, автоматический пеленгатор и др. Основными клиентами компании стали правоохранители ряда стран.
За все время изготовлено 270 единиц Do 228 в различных модификациях, из них около 45 % – для гражданского грузопассажирского использования. Текущая цена последней версии 228 NG составляет примерно 5,9 млн. евро.
В разгар лета 1979 года состоялся его первый полет, а четыре с половиной месяца спустя принято решение о подготовке к строительству новой транспортной модели Dornier Do 228. В ее конструкции планировалось применить испытанную новинку. Премьерный показ решили приурочить к Ганноверскому авиасалону-1980.

Все сборочные работы были закончены точно в срок, поэтому уже на следующий год компания намеревалась отправить новую модель в серию. Сразу же рассматривалась возможность предоставления будущим клиентам выбора из модификаций с разным количеством посадочных мест в салоне.
Последние проверки и начало серийного производства
Первенцем стал 15-местный вариант от немецкого авиазавода. Он получил промышленный номер 4358 и впервые поднялся в воздух 28 марта 1981 года. Это произошло в баварском городке Оберпфаффенхофен, рядом с которым расположен Германский аэрокосмический центр. Более вместительная 19-местная версия отправилась в свой первый полет полтора месяца спустя.
Так, в начале серийного производства Dornier Do 228 выпускался в двух модификациях с разной длиной: 15,04 и 16,56 метра. Сразу же модель стала востребованной во многих направлениях, в том числе: грузопассажирском использовании, морском патрулировании, санавиации и т. д.
Немецкий сертификат на технику выдан 18 декабря 1981 года, а первый Dornier 228-100 поступил в эксплуатацию в июле следующего. Подтверждение качества от FAA последовало 17 апреля 1984-го, а EASA – месяц спустя. Это открыло путь к производству и реализации летной техники на рынках разных стран мира.

На тот период самолет оказался одним из лучших по характеристикам в своей категории. Это привело к тому, что он очень быстро оброс целым рядом иностранных пользователей, как среди гражданских компаний, так и правоохранителей или военных. Большую роль в этом сыграла универсальность высокоплана. Вот его ключевые особенности и преимущества:
✅ хорошая дальность полета
✅ разноплановость использования
✅ высокая полезная нагрузка
✅ довольно низкие эксплуатационные расходы
Многие пилоты 80-х сошлись во мнении, что в том десятилетии Do 228 оказался наиболее оптимальным сочетанием современных технологий и хорошей эффективности. К примеру, первые модификации самолета были способны перевозить от 2,16 до 2,3 тонны груза и иногда использовались в качестве учебной техники. Очень скоро появились новые вариации с увеличенной подъемной массой:
✅ 228-101 – 5,7 тонны
✅ 228-201 – 5,9 тонны
✅ 228-202 (с 1986 года) – 6,2 тонны
Все они получили усиленное шасси и позже производились также по лицензии индийской компанией Hindustan Aeronautics в Канпуре. Очень широко самолет стал использоваться во многих странах для различных форм морского патрулирования:
✅ контроль загрязнения
✅ поисково-спасательные операции
✅ пограничный контроль
✅ выслеживание браконьеров
Этому очень поспособствовала одна из выдающихся особенностей самолета из Оберпфаффенхофена – способность взлетать и приземляться на коротких дистанциях. Еще одним плюсом стала возможность его эксплуатации на грунтовых взлетно-посадочных полосах.
Технические особенности и показатели Dornier Do 228
Do-228 имеет конструкцию моноплана с высоким крылом и прямоугольной секцией фюзеляжа. В его компоновку входит ряд необходимых элементов. Они применяются в зависимости от перспективного использования конкретного образца, а также с целью обеспечения универсальности машины:
✅ двойные грузовые или пассажирские двери
✅ два пузырьковых смотровых окна
✅ верхняя обшивка крыла из углеродного волокна
✅ комфортная кабина для пилотов
Если больше остановиться именно на этом элементе, то он получил следующие параметры: 6,3 х 1,34 х 1,5 метра. В стеклянной кабине Do-228 расположены два смежных сиденья для первого и второго пилотов. Там же имеются основные полетные дисплеи, многофункциональные Avidyne и глобальная навигационная система. К ним стоит добавить универсальное управление полетом 1F, Collins HF 9000 с селкалом, GPS-приемник Garmin GPS 155 и метеорологический радар WXR270.

Напомню, что более длинная модификация способна одновременно перевозить в салоне 19 человек либо 2,34 тонны груза. В случае пассажирского использования предусмотрены отдельные элементы дополнительного комфорта. Они могут разниться, в зависимости от модификации самолета и завода-изготовителя.
В салоне устанавливается система кондиционирования с воздуховыпускными отверстиями для обеспечения максимально приятного путешествия. Воздушная лестничная дверь с перилами улучшает доступ и предоставляет превосходную безопасность. Вход в багажное отделение осуществляется через большую внешнюю грузовую дверь.
Двигатели и скоростные характеристики самолета
Dornier 228 – это двухместный высокоплан короткого взлета и посадки, способный работать на неровных взлетно-посадочных полосах и в жарком климате. Он оснащен парой турбовинтовых двигателей Garrett TPE331 и имеет сверхкритическое крыло, создающее большую подъемную силу на малых скоростях.

В 1983 году компания Hindustan Aeronautics (HAL) купила лицензию и два года спустя начала производство самолетов в Индии. Аппарат предлагался в модернизированных вариантах и с дополнительным оборудованием для выполнения различных специальных задач. В 1996 году принято решение все промышленные операции перевести на территорию этой южноазиатской страны. Вот некоторые технические данные Dornier 228:
✅ длина – 16,56 м
✅ высота – 4,86 м
✅ размах крыльев – 16,97 м
✅ скорость – 231 уз. (472 км/ч)
✅ вес пустого самолета – 3066 кг
✅ дальность полета – 1150 км
✅ длина посадки – 600 м
Турбовинтовыми двигатели Garrett AiResearch имеют мощность по 710 л. с (533 кВт) каждый. Они спроектированы и изготовлены компанией Honeywell Aerospace. Оснащены трехступенчатой осевой турбиной, кольцевой камерой сгорания с обратным ходом, двухступенчатым центробежным компрессором и четырехлопастным винтом Харцелля с постоянной скоростью вращения. Сухой вес одного – 153 кг, а межремонтный период достигает 2000 часов.
После окончания производства Do 228 в головной компании, причиной которого стало включение Dornier в состав Deutsche Aerospace AG, в октябре 2007 года на заводе стартовала программа его возобновления. Новый самолет, получивший обозначение RUAG Do 228 NG («новое поколение»), впервые поднялся в воздух 5 ноября 2009 года.

Новинка получила современный набор оборудования, включающий радиовысотомер, встроенную резервную, приборную и систему индикации двигателя и оповещения экипажа. Усовершенствована и концепция предупреждения о близости земли. Кроме того, авионика 228 NG получила УКВ-связь самописец полетных данных, кабинный диктофон, систему информирования о местности, автоматический пеленгатор и др. Основными клиентами компании стали правоохранители ряда стран.
За все время изготовлено 270 единиц Do 228 в различных модификациях, из них около 45 % – для гражданского грузопассажирского использования. Текущая цена последней версии 228 NG составляет примерно 5,9 млн. евро.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....