Dornier Do 228 – универсальный немецкий самолет для местных линий
1 954

Dornier Do 228 – универсальный немецкий самолет для местных линий

В середине 70-х немецкий производитель разработал новый вариант сверхкритического профиля крыла Dornier Do А-5. Это позволило приступить к последующим испытаниям на базе модифицированного образца модели Do 28 Skyservant.


В разгар лета 1979 года состоялся его первый полет, а четыре с половиной месяца спустя принято решение о подготовке к строительству новой транспортной модели Dornier Do 228. В ее конструкции планировалось применить испытанную новинку. Премьерный показ решили приурочить к Ганноверскому авиасалону-1980.

Dornier Do 228 – универсальный немецкий самолет для местных линийDornier Do 228 с долгой историей. Фото: youtube.com

Все сборочные работы были закончены точно в срок, поэтому уже на следующий год компания намеревалась отправить новую модель в серию. Сразу же рассматривалась возможность предоставления будущим клиентам выбора из модификаций с разным количеством посадочных мест в салоне.

Последние проверки и начало серийного производства


Первенцем стал 15-местный вариант от немецкого авиазавода. Он получил промышленный номер 4358 и впервые поднялся в воздух 28 марта 1981 года. Это произошло в баварском городке Оберпфаффенхофен, рядом с которым расположен Германский аэрокосмический центр. Более вместительная 19-местная версия отправилась в свой первый полет полтора месяца спустя.


Так, в начале серийного производства Dornier Do 228 выпускался в двух модификациях с разной длиной: 15,04 и 16,56 метра. Сразу же модель стала востребованной во многих направлениях, в том числе: грузопассажирском использовании, морском патрулировании, санавиации и т. д.


Немецкий сертификат на технику выдан 18 декабря 1981 года, а первый Dornier 228-100 поступил в эксплуатацию в июле следующего. Подтверждение качества от FAA последовало 17 апреля 1984-го, а EASA – месяц спустя. Это открыло путь к производству и реализации летной техники на рынках разных стран мира.

Шасси Dornier Do 228. Фото: youtube.com

На тот период самолет оказался одним из лучших по характеристикам в своей категории. Это привело к тому, что он очень быстро оброс целым рядом иностранных пользователей, как среди гражданских компаний, так и правоохранителей или военных. Большую роль в этом сыграла универсальность высокоплана. Вот его ключевые особенности и преимущества:

✅ хорошая дальность полета
✅ разноплановость использования
✅ высокая полезная нагрузка
✅ довольно низкие эксплуатационные расходы

Многие пилоты 80-х сошлись во мнении, что в том десятилетии Do 228 оказался наиболее оптимальным сочетанием современных технологий и хорошей эффективности. К примеру, первые модификации самолета были способны перевозить от 2,16 до 2,3 тонны груза и иногда использовались в качестве учебной техники. Очень скоро появились новые вариации с увеличенной подъемной массой:

✅ 228-101 – 5,7 тонны
✅ 228-201 – 5,9 тонны
✅ 228-202 (с 1986 года) – 6,2 тонны

Все они получили усиленное шасси и позже производились также по лицензии индийской компанией Hindustan Aeronautics в Канпуре. Очень широко самолет стал использоваться во многих странах для различных форм морского патрулирования:

✅ контроль загрязнения
✅ поисково-спасательные операции
✅ пограничный контроль
✅ выслеживание браконьеров

Этому очень поспособствовала одна из выдающихся особенностей самолета из Оберпфаффенхофена – способность взлетать и приземляться на коротких дистанциях. Еще одним плюсом стала возможность его эксплуатации на грунтовых взлетно-посадочных полосах.

Технические особенности и показатели Dornier Do 228


Do-228 имеет конструкцию моноплана с высоким крылом и прямоугольной секцией фюзеляжа. В его компоновку входит ряд необходимых элементов. Они применяются в зависимости от перспективного использования конкретного образца, а также с целью обеспечения универсальности машины:

✅ двойные грузовые или пассажирские двери
✅ два пузырьковых смотровых окна
✅ верхняя обшивка крыла из углеродного волокна
✅ комфортная кабина для пилотов

Если больше остановиться именно на этом элементе, то он получил следующие параметры: 6,3 х 1,34 х 1,5 метра. В стеклянной кабине Do-228 расположены два смежных сиденья для первого и второго пилотов. Там же имеются основные полетные дисплеи, многофункциональные Avidyne и глобальная навигационная система. К ним стоит добавить универсальное управление полетом 1F, Collins HF 9000 с селкалом, GPS-приемник Garmin GPS 155 и метеорологический радар WXR270.

В кабине самолета Do 228. Фото: youtube.com

Напомню, что более длинная модификация способна одновременно перевозить в салоне 19 человек либо 2,34 тонны груза. В случае пассажирского использования предусмотрены отдельные элементы дополнительного комфорта. Они могут разниться, в зависимости от модификации самолета и завода-изготовителя.

В салоне устанавливается система кондиционирования с воздуховыпускными отверстиями для обеспечения максимально приятного путешествия. Воздушная лестничная дверь с перилами улучшает доступ и предоставляет превосходную безопасность. Вход в багажное отделение осуществляется через большую внешнюю грузовую дверь.

Двигатели и скоростные характеристики самолета


Dornier 228 – это двухместный высокоплан короткого взлета и посадки, способный работать на неровных взлетно-посадочных полосах и в жарком климате. Он оснащен парой турбовинтовых двигателей Garrett TPE331 и имеет сверхкритическое крыло, создающее большую подъемную силу на малых скоростях.

Пассажирский салон Dornier Do 228. Фото: youtube.com

В 1983 году компания Hindustan Aeronautics (HAL) купила лицензию и два года спустя начала производство самолетов в Индии. Аппарат предлагался в модернизированных вариантах и с дополнительным оборудованием для выполнения различных специальных задач. В 1996 году принято решение все промышленные операции перевести на территорию этой южноазиатской страны. Вот некоторые технические данные Dornier 228:

✅ длина – 16,56 м
✅ высота – 4,86 м
✅ размах крыльев – 16,97 м
✅ скорость – 231 уз. (472 км/ч)
✅ вес пустого самолета – 3066 кг
✅ дальность полета – 1150 км
✅ длина посадки – 600 м

Турбовинтовыми двигатели Garrett AiResearch имеют мощность по 710 л. с (533 кВт) каждый. Они спроектированы и изготовлены компанией Honeywell Aerospace. Оснащены трехступенчатой осевой турбиной, кольцевой камерой сгорания с обратным ходом, двухступенчатым центробежным компрессором и четырехлопастным винтом Харцелля с постоянной скоростью вращения. Сухой вес одного – 153 кг, а межремонтный период достигает 2000 часов.

После окончания производства Do 228 в головной компании, причиной которого стало включение Dornier в состав Deutsche Aerospace AG, в октябре 2007 года на заводе стартовала программа его возобновления. Новый самолет, получивший обозначение RUAG Do 228 NG («новое поколение»), впервые поднялся в воздух 5 ноября 2009 года.

Dornier Do 228 на взлетной площадке. Фото: youtube.com

Новинка получила современный набор оборудования, включающий радиовысотомер, встроенную резервную, приборную и систему индикации двигателя и оповещения экипажа. Усовершенствована и концепция предупреждения о близости земли. Кроме того, авионика 228 NG получила УКВ-связь самописец полетных данных, кабинный диктофон, систему информирования о местности, автоматический пеленгатор и др. Основными клиентами компании стали правоохранители ряда стран.

За все время изготовлено 270 единиц Do 228 в различных модификациях, из них около 45 % – для гражданского грузопассажирского использования. Текущая цена последней версии 228 NG составляет примерно 5,9 млн. евро.
Как считаете, немецкий Dornier Do 228 – достойный аппарат?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....