Dornier Do 228 – универсальный немецкий самолет для местных линий
В середине 70-х немецкий производитель разработал новый вариант сверхкритического профиля крыла Dornier Do А-5. Это позволило приступить к последующим испытаниям на базе модифицированного образца модели Do 28 Skyservant.
В разгар лета 1979 года состоялся его первый полет, а четыре с половиной месяца спустя принято решение о подготовке к строительству новой транспортной модели Dornier Do 228. В ее конструкции планировалось применить испытанную новинку. Премьерный показ решили приурочить к Ганноверскому авиасалону-1980.
Все сборочные работы были закончены точно в срок, поэтому уже на следующий год компания намеревалась отправить новую модель в серию. Сразу же рассматривалась возможность предоставления будущим клиентам выбора из модификаций с разным количеством посадочных мест в салоне.
Первенцем стал 15-местный вариант от немецкого авиазавода. Он получил промышленный номер 4358 и впервые поднялся в воздух 28 марта 1981 года. Это произошло в баварском городке Оберпфаффенхофен, рядом с которым расположен Германский аэрокосмический центр. Более вместительная 19-местная версия отправилась в свой первый полет полтора месяца спустя.
Немецкий сертификат на технику выдан 18 декабря 1981 года, а первый Dornier 228-100 поступил в эксплуатацию в июле следующего. Подтверждение качества от FAA последовало 17 апреля 1984-го, а EASA – месяц спустя. Это открыло путь к производству и реализации летной техники на рынках разных стран мира.
На тот период самолет оказался одним из лучших по характеристикам в своей категории. Это привело к тому, что он очень быстро оброс целым рядом иностранных пользователей, как среди гражданских компаний, так и правоохранителей или военных. Большую роль в этом сыграла универсальность высокоплана. Вот его ключевые особенности и преимущества:
✅ хорошая дальность полета
✅ разноплановость использования
✅ высокая полезная нагрузка
✅ довольно низкие эксплуатационные расходы
Многие пилоты 80-х сошлись во мнении, что в том десятилетии Do 228 оказался наиболее оптимальным сочетанием современных технологий и хорошей эффективности. К примеру, первые модификации самолета были способны перевозить от 2,16 до 2,3 тонны груза и иногда использовались в качестве учебной техники. Очень скоро появились новые вариации с увеличенной подъемной массой:
✅ 228-101 – 5,7 тонны
✅ 228-201 – 5,9 тонны
✅ 228-202 (с 1986 года) – 6,2 тонны
Все они получили усиленное шасси и позже производились также по лицензии индийской компанией Hindustan Aeronautics в Канпуре. Очень широко самолет стал использоваться во многих странах для различных форм морского патрулирования:
✅ контроль загрязнения
✅ поисково-спасательные операции
✅ пограничный контроль
✅ выслеживание браконьеров
Этому очень поспособствовала одна из выдающихся особенностей самолета из Оберпфаффенхофена – способность взлетать и приземляться на коротких дистанциях. Еще одним плюсом стала возможность его эксплуатации на грунтовых взлетно-посадочных полосах.
Do-228 имеет конструкцию моноплана с высоким крылом и прямоугольной секцией фюзеляжа. В его компоновку входит ряд необходимых элементов. Они применяются в зависимости от перспективного использования конкретного образца, а также с целью обеспечения универсальности машины:
✅ двойные грузовые или пассажирские двери
✅ два пузырьковых смотровых окна
✅ верхняя обшивка крыла из углеродного волокна
✅ комфортная кабина для пилотов
Если больше остановиться именно на этом элементе, то он получил следующие параметры: 6,3 х 1,34 х 1,5 метра. В стеклянной кабине Do-228 расположены два смежных сиденья для первого и второго пилотов. Там же имеются основные полетные дисплеи, многофункциональные Avidyne и глобальная навигационная система. К ним стоит добавить универсальное управление полетом 1F, Collins HF 9000 с селкалом, GPS-приемник Garmin GPS 155 и метеорологический радар WXR270.
Напомню, что более длинная модификация способна одновременно перевозить в салоне 19 человек либо 2,34 тонны груза. В случае пассажирского использования предусмотрены отдельные элементы дополнительного комфорта. Они могут разниться, в зависимости от модификации самолета и завода-изготовителя.
В салоне устанавливается система кондиционирования с воздуховыпускными отверстиями для обеспечения максимально приятного путешествия. Воздушная лестничная дверь с перилами улучшает доступ и предоставляет превосходную безопасность. Вход в багажное отделение осуществляется через большую внешнюю грузовую дверь.
Dornier 228 – это двухместный высокоплан короткого взлета и посадки, способный работать на неровных взлетно-посадочных полосах и в жарком климате. Он оснащен парой турбовинтовых двигателей Garrett TPE331 и имеет сверхкритическое крыло, создающее большую подъемную силу на малых скоростях.
В 1983 году компания Hindustan Aeronautics (HAL) купила лицензию и два года спустя начала производство самолетов в Индии. Аппарат предлагался в модернизированных вариантах и с дополнительным оборудованием для выполнения различных специальных задач. В 1996 году принято решение все промышленные операции перевести на территорию этой южноазиатской страны. Вот некоторые технические данные Dornier 228:
✅ длина – 16,56 м
✅ высота – 4,86 м
✅ размах крыльев – 16,97 м
✅ скорость – 231 уз. (472 км/ч)
✅ вес пустого самолета – 3066 кг
✅ дальность полета – 1150 км
✅ длина посадки – 600 м
Турбовинтовыми двигатели Garrett AiResearch имеют мощность по 710 л. с (533 кВт) каждый. Они спроектированы и изготовлены компанией Honeywell Aerospace. Оснащены трехступенчатой осевой турбиной, кольцевой камерой сгорания с обратным ходом, двухступенчатым центробежным компрессором и четырехлопастным винтом Харцелля с постоянной скоростью вращения. Сухой вес одного – 153 кг, а межремонтный период достигает 2000 часов.
После окончания производства Do 228 в головной компании, причиной которого стало включение Dornier в состав Deutsche Aerospace AG, в октябре 2007 года на заводе стартовала программа его возобновления. Новый самолет, получивший обозначение RUAG Do 228 NG («новое поколение»), впервые поднялся в воздух 5 ноября 2009 года.
Новинка получила современный набор оборудования, включающий радиовысотомер, встроенную резервную, приборную и систему индикации двигателя и оповещения экипажа. Усовершенствована и концепция предупреждения о близости земли. Кроме того, авионика 228 NG получила УКВ-связь самописец полетных данных, кабинный диктофон, систему информирования о местности, автоматический пеленгатор и др. Основными клиентами компании стали правоохранители ряда стран.
За все время изготовлено 270 единиц Do 228 в различных модификациях, из них около 45 % – для гражданского грузопассажирского использования. Текущая цена последней версии 228 NG составляет примерно 5,9 млн. евро.
В разгар лета 1979 года состоялся его первый полет, а четыре с половиной месяца спустя принято решение о подготовке к строительству новой транспортной модели Dornier Do 228. В ее конструкции планировалось применить испытанную новинку. Премьерный показ решили приурочить к Ганноверскому авиасалону-1980.
Dornier Do 228 с долгой историей. Фото: youtube.com
Все сборочные работы были закончены точно в срок, поэтому уже на следующий год компания намеревалась отправить новую модель в серию. Сразу же рассматривалась возможность предоставления будущим клиентам выбора из модификаций с разным количеством посадочных мест в салоне.
Последние проверки и начало серийного производства
Первенцем стал 15-местный вариант от немецкого авиазавода. Он получил промышленный номер 4358 и впервые поднялся в воздух 28 марта 1981 года. Это произошло в баварском городке Оберпфаффенхофен, рядом с которым расположен Германский аэрокосмический центр. Более вместительная 19-местная версия отправилась в свой первый полет полтора месяца спустя.
Так, в начале серийного производства Dornier Do 228 выпускался в двух модификациях с разной длиной: 15,04 и 16,56 метра. Сразу же модель стала востребованной во многих направлениях, в том числе: грузопассажирском использовании, морском патрулировании, санавиации и т. д.
Немецкий сертификат на технику выдан 18 декабря 1981 года, а первый Dornier 228-100 поступил в эксплуатацию в июле следующего. Подтверждение качества от FAA последовало 17 апреля 1984-го, а EASA – месяц спустя. Это открыло путь к производству и реализации летной техники на рынках разных стран мира.
Шасси Dornier Do 228. Фото: youtube.com
На тот период самолет оказался одним из лучших по характеристикам в своей категории. Это привело к тому, что он очень быстро оброс целым рядом иностранных пользователей, как среди гражданских компаний, так и правоохранителей или военных. Большую роль в этом сыграла универсальность высокоплана. Вот его ключевые особенности и преимущества:
✅ хорошая дальность полета
✅ разноплановость использования
✅ высокая полезная нагрузка
✅ довольно низкие эксплуатационные расходы
Многие пилоты 80-х сошлись во мнении, что в том десятилетии Do 228 оказался наиболее оптимальным сочетанием современных технологий и хорошей эффективности. К примеру, первые модификации самолета были способны перевозить от 2,16 до 2,3 тонны груза и иногда использовались в качестве учебной техники. Очень скоро появились новые вариации с увеличенной подъемной массой:
✅ 228-101 – 5,7 тонны
✅ 228-201 – 5,9 тонны
✅ 228-202 (с 1986 года) – 6,2 тонны
Все они получили усиленное шасси и позже производились также по лицензии индийской компанией Hindustan Aeronautics в Канпуре. Очень широко самолет стал использоваться во многих странах для различных форм морского патрулирования:
✅ контроль загрязнения
✅ поисково-спасательные операции
✅ пограничный контроль
✅ выслеживание браконьеров
Этому очень поспособствовала одна из выдающихся особенностей самолета из Оберпфаффенхофена – способность взлетать и приземляться на коротких дистанциях. Еще одним плюсом стала возможность его эксплуатации на грунтовых взлетно-посадочных полосах.
Технические особенности и показатели Dornier Do 228
Do-228 имеет конструкцию моноплана с высоким крылом и прямоугольной секцией фюзеляжа. В его компоновку входит ряд необходимых элементов. Они применяются в зависимости от перспективного использования конкретного образца, а также с целью обеспечения универсальности машины:
✅ двойные грузовые или пассажирские двери
✅ два пузырьковых смотровых окна
✅ верхняя обшивка крыла из углеродного волокна
✅ комфортная кабина для пилотов
Если больше остановиться именно на этом элементе, то он получил следующие параметры: 6,3 х 1,34 х 1,5 метра. В стеклянной кабине Do-228 расположены два смежных сиденья для первого и второго пилотов. Там же имеются основные полетные дисплеи, многофункциональные Avidyne и глобальная навигационная система. К ним стоит добавить универсальное управление полетом 1F, Collins HF 9000 с селкалом, GPS-приемник Garmin GPS 155 и метеорологический радар WXR270.
В кабине самолета Do 228. Фото: youtube.com
Напомню, что более длинная модификация способна одновременно перевозить в салоне 19 человек либо 2,34 тонны груза. В случае пассажирского использования предусмотрены отдельные элементы дополнительного комфорта. Они могут разниться, в зависимости от модификации самолета и завода-изготовителя.
В салоне устанавливается система кондиционирования с воздуховыпускными отверстиями для обеспечения максимально приятного путешествия. Воздушная лестничная дверь с перилами улучшает доступ и предоставляет превосходную безопасность. Вход в багажное отделение осуществляется через большую внешнюю грузовую дверь.
Двигатели и скоростные характеристики самолета
Dornier 228 – это двухместный высокоплан короткого взлета и посадки, способный работать на неровных взлетно-посадочных полосах и в жарком климате. Он оснащен парой турбовинтовых двигателей Garrett TPE331 и имеет сверхкритическое крыло, создающее большую подъемную силу на малых скоростях.
Пассажирский салон Dornier Do 228. Фото: youtube.com
В 1983 году компания Hindustan Aeronautics (HAL) купила лицензию и два года спустя начала производство самолетов в Индии. Аппарат предлагался в модернизированных вариантах и с дополнительным оборудованием для выполнения различных специальных задач. В 1996 году принято решение все промышленные операции перевести на территорию этой южноазиатской страны. Вот некоторые технические данные Dornier 228:
✅ длина – 16,56 м
✅ высота – 4,86 м
✅ размах крыльев – 16,97 м
✅ скорость – 231 уз. (472 км/ч)
✅ вес пустого самолета – 3066 кг
✅ дальность полета – 1150 км
✅ длина посадки – 600 м
Турбовинтовыми двигатели Garrett AiResearch имеют мощность по 710 л. с (533 кВт) каждый. Они спроектированы и изготовлены компанией Honeywell Aerospace. Оснащены трехступенчатой осевой турбиной, кольцевой камерой сгорания с обратным ходом, двухступенчатым центробежным компрессором и четырехлопастным винтом Харцелля с постоянной скоростью вращения. Сухой вес одного – 153 кг, а межремонтный период достигает 2000 часов.
После окончания производства Do 228 в головной компании, причиной которого стало включение Dornier в состав Deutsche Aerospace AG, в октябре 2007 года на заводе стартовала программа его возобновления. Новый самолет, получивший обозначение RUAG Do 228 NG («новое поколение»), впервые поднялся в воздух 5 ноября 2009 года.
Dornier Do 228 на взлетной площадке. Фото: youtube.com
Новинка получила современный набор оборудования, включающий радиовысотомер, встроенную резервную, приборную и систему индикации двигателя и оповещения экипажа. Усовершенствована и концепция предупреждения о близости земли. Кроме того, авионика 228 NG получила УКВ-связь самописец полетных данных, кабинный диктофон, систему информирования о местности, автоматический пеленгатор и др. Основными клиентами компании стали правоохранители ряда стран.
За все время изготовлено 270 единиц Do 228 в различных модификациях, из них около 45 % – для гражданского грузопассажирского использования. Текущая цена последней версии 228 NG составляет примерно 5,9 млн. евро.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....