Dornier Do 228 – универсальный немецкий самолет для местных линий
В середине 70-х немецкий производитель разработал новый вариант сверхкритического профиля крыла Dornier Do А-5. Это позволило приступить к последующим испытаниям на базе модифицированного образца модели Do 28 Skyservant.
В разгар лета 1979 года состоялся его первый полет, а четыре с половиной месяца спустя принято решение о подготовке к строительству новой транспортной модели Dornier Do 228. В ее конструкции планировалось применить испытанную новинку. Премьерный показ решили приурочить к Ганноверскому авиасалону-1980.
Все сборочные работы были закончены точно в срок, поэтому уже на следующий год компания намеревалась отправить новую модель в серию. Сразу же рассматривалась возможность предоставления будущим клиентам выбора из модификаций с разным количеством посадочных мест в салоне.
Первенцем стал 15-местный вариант от немецкого авиазавода. Он получил промышленный номер 4358 и впервые поднялся в воздух 28 марта 1981 года. Это произошло в баварском городке Оберпфаффенхофен, рядом с которым расположен Германский аэрокосмический центр. Более вместительная 19-местная версия отправилась в свой первый полет полтора месяца спустя.
Немецкий сертификат на технику выдан 18 декабря 1981 года, а первый Dornier 228-100 поступил в эксплуатацию в июле следующего. Подтверждение качества от FAA последовало 17 апреля 1984-го, а EASA – месяц спустя. Это открыло путь к производству и реализации летной техники на рынках разных стран мира.
На тот период самолет оказался одним из лучших по характеристикам в своей категории. Это привело к тому, что он очень быстро оброс целым рядом иностранных пользователей, как среди гражданских компаний, так и правоохранителей или военных. Большую роль в этом сыграла универсальность высокоплана. Вот его ключевые особенности и преимущества:
✅ хорошая дальность полета
✅ разноплановость использования
✅ высокая полезная нагрузка
✅ довольно низкие эксплуатационные расходы
Многие пилоты 80-х сошлись во мнении, что в том десятилетии Do 228 оказался наиболее оптимальным сочетанием современных технологий и хорошей эффективности. К примеру, первые модификации самолета были способны перевозить от 2,16 до 2,3 тонны груза и иногда использовались в качестве учебной техники. Очень скоро появились новые вариации с увеличенной подъемной массой:
✅ 228-101 – 5,7 тонны
✅ 228-201 – 5,9 тонны
✅ 228-202 (с 1986 года) – 6,2 тонны
Все они получили усиленное шасси и позже производились также по лицензии индийской компанией Hindustan Aeronautics в Канпуре. Очень широко самолет стал использоваться во многих странах для различных форм морского патрулирования:
✅ контроль загрязнения
✅ поисково-спасательные операции
✅ пограничный контроль
✅ выслеживание браконьеров
Этому очень поспособствовала одна из выдающихся особенностей самолета из Оберпфаффенхофена – способность взлетать и приземляться на коротких дистанциях. Еще одним плюсом стала возможность его эксплуатации на грунтовых взлетно-посадочных полосах.
Do-228 имеет конструкцию моноплана с высоким крылом и прямоугольной секцией фюзеляжа. В его компоновку входит ряд необходимых элементов. Они применяются в зависимости от перспективного использования конкретного образца, а также с целью обеспечения универсальности машины:
✅ двойные грузовые или пассажирские двери
✅ два пузырьковых смотровых окна
✅ верхняя обшивка крыла из углеродного волокна
✅ комфортная кабина для пилотов
Если больше остановиться именно на этом элементе, то он получил следующие параметры: 6,3 х 1,34 х 1,5 метра. В стеклянной кабине Do-228 расположены два смежных сиденья для первого и второго пилотов. Там же имеются основные полетные дисплеи, многофункциональные Avidyne и глобальная навигационная система. К ним стоит добавить универсальное управление полетом 1F, Collins HF 9000 с селкалом, GPS-приемник Garmin GPS 155 и метеорологический радар WXR270.
Напомню, что более длинная модификация способна одновременно перевозить в салоне 19 человек либо 2,34 тонны груза. В случае пассажирского использования предусмотрены отдельные элементы дополнительного комфорта. Они могут разниться, в зависимости от модификации самолета и завода-изготовителя.
В салоне устанавливается система кондиционирования с воздуховыпускными отверстиями для обеспечения максимально приятного путешествия. Воздушная лестничная дверь с перилами улучшает доступ и предоставляет превосходную безопасность. Вход в багажное отделение осуществляется через большую внешнюю грузовую дверь.
Dornier 228 – это двухместный высокоплан короткого взлета и посадки, способный работать на неровных взлетно-посадочных полосах и в жарком климате. Он оснащен парой турбовинтовых двигателей Garrett TPE331 и имеет сверхкритическое крыло, создающее большую подъемную силу на малых скоростях.
В 1983 году компания Hindustan Aeronautics (HAL) купила лицензию и два года спустя начала производство самолетов в Индии. Аппарат предлагался в модернизированных вариантах и с дополнительным оборудованием для выполнения различных специальных задач. В 1996 году принято решение все промышленные операции перевести на территорию этой южноазиатской страны. Вот некоторые технические данные Dornier 228:
✅ длина – 16,56 м
✅ высота – 4,86 м
✅ размах крыльев – 16,97 м
✅ скорость – 231 уз. (472 км/ч)
✅ вес пустого самолета – 3066 кг
✅ дальность полета – 1150 км
✅ длина посадки – 600 м
Турбовинтовыми двигатели Garrett AiResearch имеют мощность по 710 л. с (533 кВт) каждый. Они спроектированы и изготовлены компанией Honeywell Aerospace. Оснащены трехступенчатой осевой турбиной, кольцевой камерой сгорания с обратным ходом, двухступенчатым центробежным компрессором и четырехлопастным винтом Харцелля с постоянной скоростью вращения. Сухой вес одного – 153 кг, а межремонтный период достигает 2000 часов.
После окончания производства Do 228 в головной компании, причиной которого стало включение Dornier в состав Deutsche Aerospace AG, в октябре 2007 года на заводе стартовала программа его возобновления. Новый самолет, получивший обозначение RUAG Do 228 NG («новое поколение»), впервые поднялся в воздух 5 ноября 2009 года.
Новинка получила современный набор оборудования, включающий радиовысотомер, встроенную резервную, приборную и систему индикации двигателя и оповещения экипажа. Усовершенствована и концепция предупреждения о близости земли. Кроме того, авионика 228 NG получила УКВ-связь самописец полетных данных, кабинный диктофон, систему информирования о местности, автоматический пеленгатор и др. Основными клиентами компании стали правоохранители ряда стран.
За все время изготовлено 270 единиц Do 228 в различных модификациях, из них около 45 % – для гражданского грузопассажирского использования. Текущая цена последней версии 228 NG составляет примерно 5,9 млн. евро.
В разгар лета 1979 года состоялся его первый полет, а четыре с половиной месяца спустя принято решение о подготовке к строительству новой транспортной модели Dornier Do 228. В ее конструкции планировалось применить испытанную новинку. Премьерный показ решили приурочить к Ганноверскому авиасалону-1980.
Dornier Do 228 с долгой историей. Фото: youtube.com
Все сборочные работы были закончены точно в срок, поэтому уже на следующий год компания намеревалась отправить новую модель в серию. Сразу же рассматривалась возможность предоставления будущим клиентам выбора из модификаций с разным количеством посадочных мест в салоне.
Последние проверки и начало серийного производства
Первенцем стал 15-местный вариант от немецкого авиазавода. Он получил промышленный номер 4358 и впервые поднялся в воздух 28 марта 1981 года. Это произошло в баварском городке Оберпфаффенхофен, рядом с которым расположен Германский аэрокосмический центр. Более вместительная 19-местная версия отправилась в свой первый полет полтора месяца спустя.
Так, в начале серийного производства Dornier Do 228 выпускался в двух модификациях с разной длиной: 15,04 и 16,56 метра. Сразу же модель стала востребованной во многих направлениях, в том числе: грузопассажирском использовании, морском патрулировании, санавиации и т. д.
Немецкий сертификат на технику выдан 18 декабря 1981 года, а первый Dornier 228-100 поступил в эксплуатацию в июле следующего. Подтверждение качества от FAA последовало 17 апреля 1984-го, а EASA – месяц спустя. Это открыло путь к производству и реализации летной техники на рынках разных стран мира.
Шасси Dornier Do 228. Фото: youtube.com
На тот период самолет оказался одним из лучших по характеристикам в своей категории. Это привело к тому, что он очень быстро оброс целым рядом иностранных пользователей, как среди гражданских компаний, так и правоохранителей или военных. Большую роль в этом сыграла универсальность высокоплана. Вот его ключевые особенности и преимущества:
✅ хорошая дальность полета
✅ разноплановость использования
✅ высокая полезная нагрузка
✅ довольно низкие эксплуатационные расходы
Многие пилоты 80-х сошлись во мнении, что в том десятилетии Do 228 оказался наиболее оптимальным сочетанием современных технологий и хорошей эффективности. К примеру, первые модификации самолета были способны перевозить от 2,16 до 2,3 тонны груза и иногда использовались в качестве учебной техники. Очень скоро появились новые вариации с увеличенной подъемной массой:
✅ 228-101 – 5,7 тонны
✅ 228-201 – 5,9 тонны
✅ 228-202 (с 1986 года) – 6,2 тонны
Все они получили усиленное шасси и позже производились также по лицензии индийской компанией Hindustan Aeronautics в Канпуре. Очень широко самолет стал использоваться во многих странах для различных форм морского патрулирования:
✅ контроль загрязнения
✅ поисково-спасательные операции
✅ пограничный контроль
✅ выслеживание браконьеров
Этому очень поспособствовала одна из выдающихся особенностей самолета из Оберпфаффенхофена – способность взлетать и приземляться на коротких дистанциях. Еще одним плюсом стала возможность его эксплуатации на грунтовых взлетно-посадочных полосах.
Технические особенности и показатели Dornier Do 228
Do-228 имеет конструкцию моноплана с высоким крылом и прямоугольной секцией фюзеляжа. В его компоновку входит ряд необходимых элементов. Они применяются в зависимости от перспективного использования конкретного образца, а также с целью обеспечения универсальности машины:
✅ двойные грузовые или пассажирские двери
✅ два пузырьковых смотровых окна
✅ верхняя обшивка крыла из углеродного волокна
✅ комфортная кабина для пилотов
Если больше остановиться именно на этом элементе, то он получил следующие параметры: 6,3 х 1,34 х 1,5 метра. В стеклянной кабине Do-228 расположены два смежных сиденья для первого и второго пилотов. Там же имеются основные полетные дисплеи, многофункциональные Avidyne и глобальная навигационная система. К ним стоит добавить универсальное управление полетом 1F, Collins HF 9000 с селкалом, GPS-приемник Garmin GPS 155 и метеорологический радар WXR270.
В кабине самолета Do 228. Фото: youtube.com
Напомню, что более длинная модификация способна одновременно перевозить в салоне 19 человек либо 2,34 тонны груза. В случае пассажирского использования предусмотрены отдельные элементы дополнительного комфорта. Они могут разниться, в зависимости от модификации самолета и завода-изготовителя.
В салоне устанавливается система кондиционирования с воздуховыпускными отверстиями для обеспечения максимально приятного путешествия. Воздушная лестничная дверь с перилами улучшает доступ и предоставляет превосходную безопасность. Вход в багажное отделение осуществляется через большую внешнюю грузовую дверь.
Двигатели и скоростные характеристики самолета
Dornier 228 – это двухместный высокоплан короткого взлета и посадки, способный работать на неровных взлетно-посадочных полосах и в жарком климате. Он оснащен парой турбовинтовых двигателей Garrett TPE331 и имеет сверхкритическое крыло, создающее большую подъемную силу на малых скоростях.
Пассажирский салон Dornier Do 228. Фото: youtube.com
В 1983 году компания Hindustan Aeronautics (HAL) купила лицензию и два года спустя начала производство самолетов в Индии. Аппарат предлагался в модернизированных вариантах и с дополнительным оборудованием для выполнения различных специальных задач. В 1996 году принято решение все промышленные операции перевести на территорию этой южноазиатской страны. Вот некоторые технические данные Dornier 228:
✅ длина – 16,56 м
✅ высота – 4,86 м
✅ размах крыльев – 16,97 м
✅ скорость – 231 уз. (472 км/ч)
✅ вес пустого самолета – 3066 кг
✅ дальность полета – 1150 км
✅ длина посадки – 600 м
Турбовинтовыми двигатели Garrett AiResearch имеют мощность по 710 л. с (533 кВт) каждый. Они спроектированы и изготовлены компанией Honeywell Aerospace. Оснащены трехступенчатой осевой турбиной, кольцевой камерой сгорания с обратным ходом, двухступенчатым центробежным компрессором и четырехлопастным винтом Харцелля с постоянной скоростью вращения. Сухой вес одного – 153 кг, а межремонтный период достигает 2000 часов.
После окончания производства Do 228 в головной компании, причиной которого стало включение Dornier в состав Deutsche Aerospace AG, в октябре 2007 года на заводе стартовала программа его возобновления. Новый самолет, получивший обозначение RUAG Do 228 NG («новое поколение»), впервые поднялся в воздух 5 ноября 2009 года.
Dornier Do 228 на взлетной площадке. Фото: youtube.com
Новинка получила современный набор оборудования, включающий радиовысотомер, встроенную резервную, приборную и систему индикации двигателя и оповещения экипажа. Усовершенствована и концепция предупреждения о близости земли. Кроме того, авионика 228 NG получила УКВ-связь самописец полетных данных, кабинный диктофон, систему информирования о местности, автоматический пеленгатор и др. Основными клиентами компании стали правоохранители ряда стран.
За все время изготовлено 270 единиц Do 228 в различных модификациях, из них около 45 % – для гражданского грузопассажирского использования. Текущая цена последней версии 228 NG составляет примерно 5,9 млн. евро.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...