
Пашем на КАМАЗе, удобряем на «ГАЗоне»
Казалось бы – для чего создавать подобные гибриды? Ведь есть же специализированные трактора, автомобили, и каждый из них успешно решает свою задачу. Причина кроется в экономическом эффекте от использования техники в сельском хозяйстве.
Дело в том, что часть автомобилей в некоторые периоды года простаивают: например, когда поля уже засеяны, а новый урожай еще не подоспел. Любому хозяйству было бы выгодно иметь технику, которая загружена не в отдельные месяцы, а круглый год. Один из способов повышения эффективности транспорта – использование его не только для перевозки грузов, но и как тяговую единицу.
Идея использовать автомобили для выполнения сельхозопераций не нова и была реализована еще в СССР. Правда, в основном речь идет об автомобилях, вносивших удобрения на поля. Это машины марок ЗиЛ-130 и удлиненный ЗиЛ-133.
КрАЗ на сельхозработах в поле. Фото: YouTube.com
От серийных они отличались наличием кузова с механизмом разброса удобрений и увеличенными покрышками с «проходимым» протектором. Также использовали «Уралы», КрАЗы.
Кто-то может сказать: а почему бы не сделать наоборот – трактор превратить в автомобиль? Здесь много сложностей, в первую очередь заключающихся в необходимости переделки подвески, системы управления, тормозов и т. д. Цена такого «суперуниверсала» станет астрономической.
Гораздо дешевле «присмотреться» к машинам повышенной проходимости. Конечно, пахать на грузовиках и внедорожниках мало кто собирается (хотя такое возможно). Однако есть много сельскохозяйственных операций, для выполнения которых подобная техника подошла бы.
Это российская машиностроительная компания из Татарстана, с 2014-го года занимающаяся производством с/х оборудования, тракторов. Также в ассортименте продукции – техника на базе отечественных грузовиков, приспособленная к выполнению сельхозопераций. Ее называют «тракторно-технологическим средством». Одно из таких стоит рассмотреть подробнее.
Универсальная машина разработана на базе серийного КАМАЗ-65115. Первое, что бросается в глаза при взгляде на необычную технику – большие задние колеса 28.1-26: они взяты от гиганта «Кировца». Под них переделан задний мост, получивший усиленную конструкцию (как и вся рама) и новое передаточное число 1:22. Производитель утверждает, что данное техническое решение дает возможность КАМАЗу работать с прицепными с/х орудиями. На переднем мосту стоят обычные колеса от серийного грузовика.
Большие колеса сразу выделяют U-260 из ряда серийных КАМАЗов. Фото: YouTube.com
Короба передач – тоже стандартная, штатная – 5 передних скоростей и одна задняя. Двигатель модели «740» в 11,8 л развивает 260 «лошадей» при крутящем моменте до 1080 Н*м. В задней части машина установлен саморазгружающийся кузов конструкции AGROMASTER, рассчитанный на 7,5 тонны. Возможна буксировка двадцатитонного прицепа. AUTOTRAC U-260 оснащается тракторной навеской, работающей от гидравлики.
Прицепные орудия можно менять. Фото: YouTube.com
Это позволяет прицеплять за кузовом дисковый культиватор, сеялку и даже оборотный плуг. Любое из этих орудий управляется посредством трех специальных рычагов, установленных в кабине. Оператор контролирует процесс обработки почвы с помощью видеокамеры. Длина «машинотрактора» получилась 6,63 м – меньше, чем у К-730 из линейки «Стандарт».
Это посевные комплексы (всего три разновидности), выпускаемые той же фирмой и предназначенные для работы совместно с грузовыми автомобилями. Первые две модели с индексами «8500», «9800» имеют ширину захвата 8,5 и 9,8 м соответственно. Работать они могут совместно с автомобилями КАМАЗ-43118 и КАМАЗ-65224.
КАМАЗ-65224: здесь все колеса серийные, одинаковые. Фото: YouTube.com
Третья сеялка Агромастер-10000 Авто-П отличается увеличенным захватом, достигающим в ширину 10 м. Чтобы таскать такое с/х орудие, понадобится КАМАЗ-65221 с движком в 400 «лошадей».
Для самой широкой сеялки нужен соответствующий тягач – КАМАЗ-65221. Фото: YouTube.com
Это седельный тягач с полным приводом и тремя осями с односкатными колесами. В сравнении со стандартной сеялкой, бункер которой вмещает не более 10 куб. м, здесь установлена емкость объемом в 21 «куб». А какие еще грузовики приспосабливают к выполнению сельскохозяйственных операций?
В 80-е годы выпускался интересный самосвал Урал-5557, отличающийся мощным дизельным движком и медленной, «ползучей» передачей. Благодаря ей, машина двигалась со скоростью от 2-х до 4-х км/ч. Вместо кузова на грузовик поставили бункер, оснащенный оборудованием для внесения удобрений. Новая техника, кстати, неплохо зарекомендовавшая себя на испытаниях, получила индекс КСА-7. Удача на этом направлении вдохновила конструкторов, и они создали усовершенствованный вариант на том же шасси – МХА-7.
УРМ-10А: современный разбрасыватель удобрений на базе КАМАЗ-4310. Фото: YouTube.com
Здесь внутри бункера-цистерны использовалось два центробежных диска вместо одного, борта получили скосы, чтобы удобрения не прилипали. Емкость имела наклон назад – для удобства разгрузки. На автомобиль и полуприцеп устанавливались т. н. арочные шины, которые отличаются грубым рисунком протектора и возможностью эксплуатации при низком давлении. Все это в сумме улучшало проходимость грузовика.
Также Урал-5557 нередко агрегатируют с разбрасывателем удобрений типа ПРТ-7 (существуют и более поздние модификации ПРТ-7А, ПРТ-10, 11 и т. д.). Это двухосный полуприцеп (кузов-бункер) на четырех колесах с механизмом внесения химикатов в почву. Его плюс в том, что может работать не только и с грузовиками, и с колесными тракторами любых типов: например, «Белорусом».
Пахать и культивировать, пусть и на проходимой машине, все-таки проблематично – по сравнению, например, с гусеничным трактором. Особенно, если это чернозем. Другое дело – внесение сельхозудобрений. Эта операция требует меньше «лошадиных сил». Как раз для такого «случая» предназначена машина МХС-10, выполненная на базе МАЗ 631 705-264. Делают такую технику в Белоруссии (г. Бобруйск).
Белорусский «химик» на базе МАЗа. Фото: YouTube.com
Сзади на авто устанавливается бункер, вмещающий до 12 т химикатов. При необходимости его можно снять. Для внесения удобрений используется специальный металлический рукав (наподобие тех, что на комбайнах). В транспортном положении он устанавливается вертикально. При работе – горизонтально. Ширина захвата может быть разной и находится в диапазоне от 8-и до 32-х метров. Производительность техники при внесении известковых составов – до 3,7 гектара в час, минеральных – 20 га/ч. В механизме машины применены штанговые и центробежные метатели. Скорость авто в рабочем процессе не превышает 12 км/ч, при движении по дорогам общего пользования – 60 км/ч.
Если поискать, на рынке сельхозмашин можно найти еще один разбрасыватель удобрений, сделанный на шасси «Садко» (ГАЗ-3308). От серийной техники этот ГАЗ отличается (если не считать кузов) большеразмерными колесами, крыльями и дополнительными рычагами управления в кабине.
ГАЗ-3308 тоже умеет удобрять землю. Фото: YouTube.com
Кроме бункера с механизмом, на эту машину можно установить опрыскиватель с резервуаром в 2 тонны. В этой комбинации авто захватывает полосу в 24 м.
Менеджеры компаний, производящих подобную технику, говорят, что заказы на «машино-тракторы» и прицепные сеялки типа описанных выше «Аграторов» – редкость. Тем не менее спрос все-таки есть и производитель, например, тот же AGROMASTER, сворачивать выпуск этой необычной «смеси бульдога с носорогом» пока не собирается. Примерно такое же положение вещей с подобной техникой на Западе: она есть и там, но большим спросом не пользуется, но все равно производится.
Дело в том, что часть автомобилей в некоторые периоды года простаивают: например, когда поля уже засеяны, а новый урожай еще не подоспел. Любому хозяйству было бы выгодно иметь технику, которая загружена не в отдельные месяцы, а круглый год. Один из способов повышения эффективности транспорта – использование его не только для перевозки грузов, но и как тяговую единицу.
Из советской истории
Идея использовать автомобили для выполнения сельхозопераций не нова и была реализована еще в СССР. Правда, в основном речь идет об автомобилях, вносивших удобрения на поля. Это машины марок ЗиЛ-130 и удлиненный ЗиЛ-133.

От серийных они отличались наличием кузова с механизмом разброса удобрений и увеличенными покрышками с «проходимым» протектором. Также использовали «Уралы», КрАЗы.
Сегодня
Кто-то может сказать: а почему бы не сделать наоборот – трактор превратить в автомобиль? Здесь много сложностей, в первую очередь заключающихся в необходимости переделки подвески, системы управления, тормозов и т. д. Цена такого «суперуниверсала» станет астрономической.
Попытки самодельщиков сделать из трактора авто были и есть. Например, одна из компаний ставит б/у кабины от MAN на К-700, Т-150. И такие гибриды пользуются спросом (хоть и небольшим)!
Гораздо дешевле «присмотреться» к машинам повышенной проходимости. Конечно, пахать на грузовиках и внедорожниках мало кто собирается (хотя такое возможно). Однако есть много сельскохозяйственных операций, для выполнения которых подобная техника подошла бы.
AGROMASTER
Это российская машиностроительная компания из Татарстана, с 2014-го года занимающаяся производством с/х оборудования, тракторов. Также в ассортименте продукции – техника на базе отечественных грузовиков, приспособленная к выполнению сельхозопераций. Ее называют «тракторно-технологическим средством». Одно из таких стоит рассмотреть подробнее.
AUTOTRAC U-260
Универсальная машина разработана на базе серийного КАМАЗ-65115. Первое, что бросается в глаза при взгляде на необычную технику – большие задние колеса 28.1-26: они взяты от гиганта «Кировца». Под них переделан задний мост, получивший усиленную конструкцию (как и вся рама) и новое передаточное число 1:22. Производитель утверждает, что данное техническое решение дает возможность КАМАЗу работать с прицепными с/х орудиями. На переднем мосту стоят обычные колеса от серийного грузовика.

Короба передач – тоже стандартная, штатная – 5 передних скоростей и одна задняя. Двигатель модели «740» в 11,8 л развивает 260 «лошадей» при крутящем моменте до 1080 Н*м. В задней части машина установлен саморазгружающийся кузов конструкции AGROMASTER, рассчитанный на 7,5 тонны. Возможна буксировка двадцатитонного прицепа. AUTOTRAC U-260 оснащается тракторной навеской, работающей от гидравлики.

Это позволяет прицеплять за кузовом дисковый культиватор, сеялку и даже оборотный плуг. Любое из этих орудий управляется посредством трех специальных рычагов, установленных в кабине. Оператор контролирует процесс обработки почвы с помощью видеокамеры. Длина «машинотрактора» получилась 6,63 м – меньше, чем у К-730 из линейки «Стандарт».
Agrator
Это посевные комплексы (всего три разновидности), выпускаемые той же фирмой и предназначенные для работы совместно с грузовыми автомобилями. Первые две модели с индексами «8500», «9800» имеют ширину захвата 8,5 и 9,8 м соответственно. Работать они могут совместно с автомобилями КАМАЗ-43118 и КАМАЗ-65224.

Третья сеялка Агромастер-10000 Авто-П отличается увеличенным захватом, достигающим в ширину 10 м. Чтобы таскать такое с/х орудие, понадобится КАМАЗ-65221 с движком в 400 «лошадей».

Это седельный тягач с полным приводом и тремя осями с односкатными колесами. В сравнении со стандартной сеялкой, бункер которой вмещает не более 10 куб. м, здесь установлена емкость объемом в 21 «куб». А какие еще грузовики приспосабливают к выполнению сельскохозяйственных операций?
МХА-7
В 80-е годы выпускался интересный самосвал Урал-5557, отличающийся мощным дизельным движком и медленной, «ползучей» передачей. Благодаря ей, машина двигалась со скоростью от 2-х до 4-х км/ч. Вместо кузова на грузовик поставили бункер, оснащенный оборудованием для внесения удобрений. Новая техника, кстати, неплохо зарекомендовавшая себя на испытаниях, получила индекс КСА-7. Удача на этом направлении вдохновила конструкторов, и они создали усовершенствованный вариант на том же шасси – МХА-7.

Здесь внутри бункера-цистерны использовалось два центробежных диска вместо одного, борта получили скосы, чтобы удобрения не прилипали. Емкость имела наклон назад – для удобства разгрузки. На автомобиль и полуприцеп устанавливались т. н. арочные шины, которые отличаются грубым рисунком протектора и возможностью эксплуатации при низком давлении. Все это в сумме улучшало проходимость грузовика.
Также Урал-5557 нередко агрегатируют с разбрасывателем удобрений типа ПРТ-7 (существуют и более поздние модификации ПРТ-7А, ПРТ-10, 11 и т. д.). Это двухосный полуприцеп (кузов-бункер) на четырех колесах с механизмом внесения химикатов в почву. Его плюс в том, что может работать не только и с грузовиками, и с колесными тракторами любых типов: например, «Белорусом».
МХС-10
Пахать и культивировать, пусть и на проходимой машине, все-таки проблематично – по сравнению, например, с гусеничным трактором. Особенно, если это чернозем. Другое дело – внесение сельхозудобрений. Эта операция требует меньше «лошадиных сил». Как раз для такого «случая» предназначена машина МХС-10, выполненная на базе МАЗ 631 705-264. Делают такую технику в Белоруссии (г. Бобруйск).

Сзади на авто устанавливается бункер, вмещающий до 12 т химикатов. При необходимости его можно снять. Для внесения удобрений используется специальный металлический рукав (наподобие тех, что на комбайнах). В транспортном положении он устанавливается вертикально. При работе – горизонтально. Ширина захвата может быть разной и находится в диапазоне от 8-и до 32-х метров. Производительность техники при внесении известковых составов – до 3,7 гектара в час, минеральных – 20 га/ч. В механизме машины применены штанговые и центробежные метатели. Скорость авто в рабочем процессе не превышает 12 км/ч, при движении по дорогам общего пользования – 60 км/ч.
ГАЗ
Если поискать, на рынке сельхозмашин можно найти еще один разбрасыватель удобрений, сделанный на шасси «Садко» (ГАЗ-3308). От серийной техники этот ГАЗ отличается (если не считать кузов) большеразмерными колесами, крыльями и дополнительными рычагами управления в кабине.

Кроме бункера с механизмом, на эту машину можно установить опрыскиватель с резервуаром в 2 тонны. В этой комбинации авто захватывает полосу в 24 м.
Перспективы?
Менеджеры компаний, производящих подобную технику, говорят, что заказы на «машино-тракторы» и прицепные сеялки типа описанных выше «Аграторов» – редкость. Тем не менее спрос все-таки есть и производитель, например, тот же AGROMASTER, сворачивать выпуск этой необычной «смеси бульдога с носорогом» пока не собирается. Примерно такое же положение вещей с подобной техникой на Западе: она есть и там, но большим спросом не пользуется, но все равно производится.
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....