Пашем на КАМАЗе, удобряем на «ГАЗоне»
Казалось бы – для чего создавать подобные гибриды? Ведь есть же специализированные трактора, автомобили, и каждый из них успешно решает свою задачу. Причина кроется в экономическом эффекте от использования техники в сельском хозяйстве.
Дело в том, что часть автомобилей в некоторые периоды года простаивают: например, когда поля уже засеяны, а новый урожай еще не подоспел. Любому хозяйству было бы выгодно иметь технику, которая загружена не в отдельные месяцы, а круглый год. Один из способов повышения эффективности транспорта – использование его не только для перевозки грузов, но и как тяговую единицу.
Идея использовать автомобили для выполнения сельхозопераций не нова и была реализована еще в СССР. Правда, в основном речь идет об автомобилях, вносивших удобрения на поля. Это машины марок ЗиЛ-130 и удлиненный ЗиЛ-133.
От серийных они отличались наличием кузова с механизмом разброса удобрений и увеличенными покрышками с «проходимым» протектором. Также использовали «Уралы», КрАЗы.
Кто-то может сказать: а почему бы не сделать наоборот – трактор превратить в автомобиль? Здесь много сложностей, в первую очередь заключающихся в необходимости переделки подвески, системы управления, тормозов и т. д. Цена такого «суперуниверсала» станет астрономической.
Гораздо дешевле «присмотреться» к машинам повышенной проходимости. Конечно, пахать на грузовиках и внедорожниках мало кто собирается (хотя такое возможно). Однако есть много сельскохозяйственных операций, для выполнения которых подобная техника подошла бы.
Это российская машиностроительная компания из Татарстана, с 2014-го года занимающаяся производством с/х оборудования, тракторов. Также в ассортименте продукции – техника на базе отечественных грузовиков, приспособленная к выполнению сельхозопераций. Ее называют «тракторно-технологическим средством». Одно из таких стоит рассмотреть подробнее.
Универсальная машина разработана на базе серийного КАМАЗ-65115. Первое, что бросается в глаза при взгляде на необычную технику – большие задние колеса 28.1-26: они взяты от гиганта «Кировца». Под них переделан задний мост, получивший усиленную конструкцию (как и вся рама) и новое передаточное число 1:22. Производитель утверждает, что данное техническое решение дает возможность КАМАЗу работать с прицепными с/х орудиями. На переднем мосту стоят обычные колеса от серийного грузовика.
Короба передач – тоже стандартная, штатная – 5 передних скоростей и одна задняя. Двигатель модели «740» в 11,8 л развивает 260 «лошадей» при крутящем моменте до 1080 Н*м. В задней части машина установлен саморазгружающийся кузов конструкции AGROMASTER, рассчитанный на 7,5 тонны. Возможна буксировка двадцатитонного прицепа. AUTOTRAC U-260 оснащается тракторной навеской, работающей от гидравлики.
Это позволяет прицеплять за кузовом дисковый культиватор, сеялку и даже оборотный плуг. Любое из этих орудий управляется посредством трех специальных рычагов, установленных в кабине. Оператор контролирует процесс обработки почвы с помощью видеокамеры. Длина «машинотрактора» получилась 6,63 м – меньше, чем у К-730 из линейки «Стандарт».
Это посевные комплексы (всего три разновидности), выпускаемые той же фирмой и предназначенные для работы совместно с грузовыми автомобилями. Первые две модели с индексами «8500», «9800» имеют ширину захвата 8,5 и 9,8 м соответственно. Работать они могут совместно с автомобилями КАМАЗ-43118 и КАМАЗ-65224.
Третья сеялка Агромастер-10000 Авто-П отличается увеличенным захватом, достигающим в ширину 10 м. Чтобы таскать такое с/х орудие, понадобится КАМАЗ-65221 с движком в 400 «лошадей».
Это седельный тягач с полным приводом и тремя осями с односкатными колесами. В сравнении со стандартной сеялкой, бункер которой вмещает не более 10 куб. м, здесь установлена емкость объемом в 21 «куб». А какие еще грузовики приспосабливают к выполнению сельскохозяйственных операций?
В 80-е годы выпускался интересный самосвал Урал-5557, отличающийся мощным дизельным движком и медленной, «ползучей» передачей. Благодаря ей, машина двигалась со скоростью от 2-х до 4-х км/ч. Вместо кузова на грузовик поставили бункер, оснащенный оборудованием для внесения удобрений. Новая техника, кстати, неплохо зарекомендовавшая себя на испытаниях, получила индекс КСА-7. Удача на этом направлении вдохновила конструкторов, и они создали усовершенствованный вариант на том же шасси – МХА-7.
Здесь внутри бункера-цистерны использовалось два центробежных диска вместо одного, борта получили скосы, чтобы удобрения не прилипали. Емкость имела наклон назад – для удобства разгрузки. На автомобиль и полуприцеп устанавливались т. н. арочные шины, которые отличаются грубым рисунком протектора и возможностью эксплуатации при низком давлении. Все это в сумме улучшало проходимость грузовика.
Также Урал-5557 нередко агрегатируют с разбрасывателем удобрений типа ПРТ-7 (существуют и более поздние модификации ПРТ-7А, ПРТ-10, 11 и т. д.). Это двухосный полуприцеп (кузов-бункер) на четырех колесах с механизмом внесения химикатов в почву. Его плюс в том, что может работать не только и с грузовиками, и с колесными тракторами любых типов: например, «Белорусом».
Пахать и культивировать, пусть и на проходимой машине, все-таки проблематично – по сравнению, например, с гусеничным трактором. Особенно, если это чернозем. Другое дело – внесение сельхозудобрений. Эта операция требует меньше «лошадиных сил». Как раз для такого «случая» предназначена машина МХС-10, выполненная на базе МАЗ 631 705-264. Делают такую технику в Белоруссии (г. Бобруйск).
Сзади на авто устанавливается бункер, вмещающий до 12 т химикатов. При необходимости его можно снять. Для внесения удобрений используется специальный металлический рукав (наподобие тех, что на комбайнах). В транспортном положении он устанавливается вертикально. При работе – горизонтально. Ширина захвата может быть разной и находится в диапазоне от 8-и до 32-х метров. Производительность техники при внесении известковых составов – до 3,7 гектара в час, минеральных – 20 га/ч. В механизме машины применены штанговые и центробежные метатели. Скорость авто в рабочем процессе не превышает 12 км/ч, при движении по дорогам общего пользования – 60 км/ч.
Если поискать, на рынке сельхозмашин можно найти еще один разбрасыватель удобрений, сделанный на шасси «Садко» (ГАЗ-3308). От серийной техники этот ГАЗ отличается (если не считать кузов) большеразмерными колесами, крыльями и дополнительными рычагами управления в кабине.
Кроме бункера с механизмом, на эту машину можно установить опрыскиватель с резервуаром в 2 тонны. В этой комбинации авто захватывает полосу в 24 м.
Менеджеры компаний, производящих подобную технику, говорят, что заказы на «машино-тракторы» и прицепные сеялки типа описанных выше «Аграторов» – редкость. Тем не менее спрос все-таки есть и производитель, например, тот же AGROMASTER, сворачивать выпуск этой необычной «смеси бульдога с носорогом» пока не собирается. Примерно такое же положение вещей с подобной техникой на Западе: она есть и там, но большим спросом не пользуется, но все равно производится.
Дело в том, что часть автомобилей в некоторые периоды года простаивают: например, когда поля уже засеяны, а новый урожай еще не подоспел. Любому хозяйству было бы выгодно иметь технику, которая загружена не в отдельные месяцы, а круглый год. Один из способов повышения эффективности транспорта – использование его не только для перевозки грузов, но и как тяговую единицу.
Из советской истории
Идея использовать автомобили для выполнения сельхозопераций не нова и была реализована еще в СССР. Правда, в основном речь идет об автомобилях, вносивших удобрения на поля. Это машины марок ЗиЛ-130 и удлиненный ЗиЛ-133.
КрАЗ на сельхозработах в поле. Фото: YouTube.com
От серийных они отличались наличием кузова с механизмом разброса удобрений и увеличенными покрышками с «проходимым» протектором. Также использовали «Уралы», КрАЗы.
Сегодня
Кто-то может сказать: а почему бы не сделать наоборот – трактор превратить в автомобиль? Здесь много сложностей, в первую очередь заключающихся в необходимости переделки подвески, системы управления, тормозов и т. д. Цена такого «суперуниверсала» станет астрономической.
Попытки самодельщиков сделать из трактора авто были и есть. Например, одна из компаний ставит б/у кабины от MAN на К-700, Т-150. И такие гибриды пользуются спросом (хоть и небольшим)!
Гораздо дешевле «присмотреться» к машинам повышенной проходимости. Конечно, пахать на грузовиках и внедорожниках мало кто собирается (хотя такое возможно). Однако есть много сельскохозяйственных операций, для выполнения которых подобная техника подошла бы.
AGROMASTER
Это российская машиностроительная компания из Татарстана, с 2014-го года занимающаяся производством с/х оборудования, тракторов. Также в ассортименте продукции – техника на базе отечественных грузовиков, приспособленная к выполнению сельхозопераций. Ее называют «тракторно-технологическим средством». Одно из таких стоит рассмотреть подробнее.
AUTOTRAC U-260
Универсальная машина разработана на базе серийного КАМАЗ-65115. Первое, что бросается в глаза при взгляде на необычную технику – большие задние колеса 28.1-26: они взяты от гиганта «Кировца». Под них переделан задний мост, получивший усиленную конструкцию (как и вся рама) и новое передаточное число 1:22. Производитель утверждает, что данное техническое решение дает возможность КАМАЗу работать с прицепными с/х орудиями. На переднем мосту стоят обычные колеса от серийного грузовика.
Большие колеса сразу выделяют U-260 из ряда серийных КАМАЗов. Фото: YouTube.com
Короба передач – тоже стандартная, штатная – 5 передних скоростей и одна задняя. Двигатель модели «740» в 11,8 л развивает 260 «лошадей» при крутящем моменте до 1080 Н*м. В задней части машина установлен саморазгружающийся кузов конструкции AGROMASTER, рассчитанный на 7,5 тонны. Возможна буксировка двадцатитонного прицепа. AUTOTRAC U-260 оснащается тракторной навеской, работающей от гидравлики.
Прицепные орудия можно менять. Фото: YouTube.com
Это позволяет прицеплять за кузовом дисковый культиватор, сеялку и даже оборотный плуг. Любое из этих орудий управляется посредством трех специальных рычагов, установленных в кабине. Оператор контролирует процесс обработки почвы с помощью видеокамеры. Длина «машинотрактора» получилась 6,63 м – меньше, чем у К-730 из линейки «Стандарт».
Agrator
Это посевные комплексы (всего три разновидности), выпускаемые той же фирмой и предназначенные для работы совместно с грузовыми автомобилями. Первые две модели с индексами «8500», «9800» имеют ширину захвата 8,5 и 9,8 м соответственно. Работать они могут совместно с автомобилями КАМАЗ-43118 и КАМАЗ-65224.
КАМАЗ-65224: здесь все колеса серийные, одинаковые. Фото: YouTube.com
Третья сеялка Агромастер-10000 Авто-П отличается увеличенным захватом, достигающим в ширину 10 м. Чтобы таскать такое с/х орудие, понадобится КАМАЗ-65221 с движком в 400 «лошадей».
Для самой широкой сеялки нужен соответствующий тягач – КАМАЗ-65221. Фото: YouTube.com
Это седельный тягач с полным приводом и тремя осями с односкатными колесами. В сравнении со стандартной сеялкой, бункер которой вмещает не более 10 куб. м, здесь установлена емкость объемом в 21 «куб». А какие еще грузовики приспосабливают к выполнению сельскохозяйственных операций?
МХА-7
В 80-е годы выпускался интересный самосвал Урал-5557, отличающийся мощным дизельным движком и медленной, «ползучей» передачей. Благодаря ей, машина двигалась со скоростью от 2-х до 4-х км/ч. Вместо кузова на грузовик поставили бункер, оснащенный оборудованием для внесения удобрений. Новая техника, кстати, неплохо зарекомендовавшая себя на испытаниях, получила индекс КСА-7. Удача на этом направлении вдохновила конструкторов, и они создали усовершенствованный вариант на том же шасси – МХА-7.
УРМ-10А: современный разбрасыватель удобрений на базе КАМАЗ-4310. Фото: YouTube.com
Здесь внутри бункера-цистерны использовалось два центробежных диска вместо одного, борта получили скосы, чтобы удобрения не прилипали. Емкость имела наклон назад – для удобства разгрузки. На автомобиль и полуприцеп устанавливались т. н. арочные шины, которые отличаются грубым рисунком протектора и возможностью эксплуатации при низком давлении. Все это в сумме улучшало проходимость грузовика.
Также Урал-5557 нередко агрегатируют с разбрасывателем удобрений типа ПРТ-7 (существуют и более поздние модификации ПРТ-7А, ПРТ-10, 11 и т. д.). Это двухосный полуприцеп (кузов-бункер) на четырех колесах с механизмом внесения химикатов в почву. Его плюс в том, что может работать не только и с грузовиками, и с колесными тракторами любых типов: например, «Белорусом».
МХС-10
Пахать и культивировать, пусть и на проходимой машине, все-таки проблематично – по сравнению, например, с гусеничным трактором. Особенно, если это чернозем. Другое дело – внесение сельхозудобрений. Эта операция требует меньше «лошадиных сил». Как раз для такого «случая» предназначена машина МХС-10, выполненная на базе МАЗ 631 705-264. Делают такую технику в Белоруссии (г. Бобруйск).
Белорусский «химик» на базе МАЗа. Фото: YouTube.com
Сзади на авто устанавливается бункер, вмещающий до 12 т химикатов. При необходимости его можно снять. Для внесения удобрений используется специальный металлический рукав (наподобие тех, что на комбайнах). В транспортном положении он устанавливается вертикально. При работе – горизонтально. Ширина захвата может быть разной и находится в диапазоне от 8-и до 32-х метров. Производительность техники при внесении известковых составов – до 3,7 гектара в час, минеральных – 20 га/ч. В механизме машины применены штанговые и центробежные метатели. Скорость авто в рабочем процессе не превышает 12 км/ч, при движении по дорогам общего пользования – 60 км/ч.
ГАЗ
Если поискать, на рынке сельхозмашин можно найти еще один разбрасыватель удобрений, сделанный на шасси «Садко» (ГАЗ-3308). От серийной техники этот ГАЗ отличается (если не считать кузов) большеразмерными колесами, крыльями и дополнительными рычагами управления в кабине.
ГАЗ-3308 тоже умеет удобрять землю. Фото: YouTube.com
Кроме бункера с механизмом, на эту машину можно установить опрыскиватель с резервуаром в 2 тонны. В этой комбинации авто захватывает полосу в 24 м.
Перспективы?
Менеджеры компаний, производящих подобную технику, говорят, что заказы на «машино-тракторы» и прицепные сеялки типа описанных выше «Аграторов» – редкость. Тем не менее спрос все-таки есть и производитель, например, тот же AGROMASTER, сворачивать выпуск этой необычной «смеси бульдога с носорогом» пока не собирается. Примерно такое же положение вещей с подобной техникой на Западе: она есть и там, но большим спросом не пользуется, но все равно производится.
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...