Пашем на КАМАЗе, удобряем на «ГАЗоне»
Казалось бы – для чего создавать подобные гибриды? Ведь есть же специализированные трактора, автомобили, и каждый из них успешно решает свою задачу. Причина кроется в экономическом эффекте от использования техники в сельском хозяйстве.
Дело в том, что часть автомобилей в некоторые периоды года простаивают: например, когда поля уже засеяны, а новый урожай еще не подоспел. Любому хозяйству было бы выгодно иметь технику, которая загружена не в отдельные месяцы, а круглый год. Один из способов повышения эффективности транспорта – использование его не только для перевозки грузов, но и как тяговую единицу.
Идея использовать автомобили для выполнения сельхозопераций не нова и была реализована еще в СССР. Правда, в основном речь идет об автомобилях, вносивших удобрения на поля. Это машины марок ЗиЛ-130 и удлиненный ЗиЛ-133.
От серийных они отличались наличием кузова с механизмом разброса удобрений и увеличенными покрышками с «проходимым» протектором. Также использовали «Уралы», КрАЗы.
Кто-то может сказать: а почему бы не сделать наоборот – трактор превратить в автомобиль? Здесь много сложностей, в первую очередь заключающихся в необходимости переделки подвески, системы управления, тормозов и т. д. Цена такого «суперуниверсала» станет астрономической.
Гораздо дешевле «присмотреться» к машинам повышенной проходимости. Конечно, пахать на грузовиках и внедорожниках мало кто собирается (хотя такое возможно). Однако есть много сельскохозяйственных операций, для выполнения которых подобная техника подошла бы.
Это российская машиностроительная компания из Татарстана, с 2014-го года занимающаяся производством с/х оборудования, тракторов. Также в ассортименте продукции – техника на базе отечественных грузовиков, приспособленная к выполнению сельхозопераций. Ее называют «тракторно-технологическим средством». Одно из таких стоит рассмотреть подробнее.
Универсальная машина разработана на базе серийного КАМАЗ-65115. Первое, что бросается в глаза при взгляде на необычную технику – большие задние колеса 28.1-26: они взяты от гиганта «Кировца». Под них переделан задний мост, получивший усиленную конструкцию (как и вся рама) и новое передаточное число 1:22. Производитель утверждает, что данное техническое решение дает возможность КАМАЗу работать с прицепными с/х орудиями. На переднем мосту стоят обычные колеса от серийного грузовика.
Короба передач – тоже стандартная, штатная – 5 передних скоростей и одна задняя. Двигатель модели «740» в 11,8 л развивает 260 «лошадей» при крутящем моменте до 1080 Н*м. В задней части машина установлен саморазгружающийся кузов конструкции AGROMASTER, рассчитанный на 7,5 тонны. Возможна буксировка двадцатитонного прицепа. AUTOTRAC U-260 оснащается тракторной навеской, работающей от гидравлики.
Это позволяет прицеплять за кузовом дисковый культиватор, сеялку и даже оборотный плуг. Любое из этих орудий управляется посредством трех специальных рычагов, установленных в кабине. Оператор контролирует процесс обработки почвы с помощью видеокамеры. Длина «машинотрактора» получилась 6,63 м – меньше, чем у К-730 из линейки «Стандарт».
Это посевные комплексы (всего три разновидности), выпускаемые той же фирмой и предназначенные для работы совместно с грузовыми автомобилями. Первые две модели с индексами «8500», «9800» имеют ширину захвата 8,5 и 9,8 м соответственно. Работать они могут совместно с автомобилями КАМАЗ-43118 и КАМАЗ-65224.
Третья сеялка Агромастер-10000 Авто-П отличается увеличенным захватом, достигающим в ширину 10 м. Чтобы таскать такое с/х орудие, понадобится КАМАЗ-65221 с движком в 400 «лошадей».
Это седельный тягач с полным приводом и тремя осями с односкатными колесами. В сравнении со стандартной сеялкой, бункер которой вмещает не более 10 куб. м, здесь установлена емкость объемом в 21 «куб». А какие еще грузовики приспосабливают к выполнению сельскохозяйственных операций?
В 80-е годы выпускался интересный самосвал Урал-5557, отличающийся мощным дизельным движком и медленной, «ползучей» передачей. Благодаря ей, машина двигалась со скоростью от 2-х до 4-х км/ч. Вместо кузова на грузовик поставили бункер, оснащенный оборудованием для внесения удобрений. Новая техника, кстати, неплохо зарекомендовавшая себя на испытаниях, получила индекс КСА-7. Удача на этом направлении вдохновила конструкторов, и они создали усовершенствованный вариант на том же шасси – МХА-7.
Здесь внутри бункера-цистерны использовалось два центробежных диска вместо одного, борта получили скосы, чтобы удобрения не прилипали. Емкость имела наклон назад – для удобства разгрузки. На автомобиль и полуприцеп устанавливались т. н. арочные шины, которые отличаются грубым рисунком протектора и возможностью эксплуатации при низком давлении. Все это в сумме улучшало проходимость грузовика.
Также Урал-5557 нередко агрегатируют с разбрасывателем удобрений типа ПРТ-7 (существуют и более поздние модификации ПРТ-7А, ПРТ-10, 11 и т. д.). Это двухосный полуприцеп (кузов-бункер) на четырех колесах с механизмом внесения химикатов в почву. Его плюс в том, что может работать не только и с грузовиками, и с колесными тракторами любых типов: например, «Белорусом».
Пахать и культивировать, пусть и на проходимой машине, все-таки проблематично – по сравнению, например, с гусеничным трактором. Особенно, если это чернозем. Другое дело – внесение сельхозудобрений. Эта операция требует меньше «лошадиных сил». Как раз для такого «случая» предназначена машина МХС-10, выполненная на базе МАЗ 631 705-264. Делают такую технику в Белоруссии (г. Бобруйск).
Сзади на авто устанавливается бункер, вмещающий до 12 т химикатов. При необходимости его можно снять. Для внесения удобрений используется специальный металлический рукав (наподобие тех, что на комбайнах). В транспортном положении он устанавливается вертикально. При работе – горизонтально. Ширина захвата может быть разной и находится в диапазоне от 8-и до 32-х метров. Производительность техники при внесении известковых составов – до 3,7 гектара в час, минеральных – 20 га/ч. В механизме машины применены штанговые и центробежные метатели. Скорость авто в рабочем процессе не превышает 12 км/ч, при движении по дорогам общего пользования – 60 км/ч.
Если поискать, на рынке сельхозмашин можно найти еще один разбрасыватель удобрений, сделанный на шасси «Садко» (ГАЗ-3308). От серийной техники этот ГАЗ отличается (если не считать кузов) большеразмерными колесами, крыльями и дополнительными рычагами управления в кабине.
Кроме бункера с механизмом, на эту машину можно установить опрыскиватель с резервуаром в 2 тонны. В этой комбинации авто захватывает полосу в 24 м.
Менеджеры компаний, производящих подобную технику, говорят, что заказы на «машино-тракторы» и прицепные сеялки типа описанных выше «Аграторов» – редкость. Тем не менее спрос все-таки есть и производитель, например, тот же AGROMASTER, сворачивать выпуск этой необычной «смеси бульдога с носорогом» пока не собирается. Примерно такое же положение вещей с подобной техникой на Западе: она есть и там, но большим спросом не пользуется, но все равно производится.
Дело в том, что часть автомобилей в некоторые периоды года простаивают: например, когда поля уже засеяны, а новый урожай еще не подоспел. Любому хозяйству было бы выгодно иметь технику, которая загружена не в отдельные месяцы, а круглый год. Один из способов повышения эффективности транспорта – использование его не только для перевозки грузов, но и как тяговую единицу.
Из советской истории
Идея использовать автомобили для выполнения сельхозопераций не нова и была реализована еще в СССР. Правда, в основном речь идет об автомобилях, вносивших удобрения на поля. Это машины марок ЗиЛ-130 и удлиненный ЗиЛ-133.
КрАЗ на сельхозработах в поле. Фото: YouTube.com
От серийных они отличались наличием кузова с механизмом разброса удобрений и увеличенными покрышками с «проходимым» протектором. Также использовали «Уралы», КрАЗы.
Сегодня
Кто-то может сказать: а почему бы не сделать наоборот – трактор превратить в автомобиль? Здесь много сложностей, в первую очередь заключающихся в необходимости переделки подвески, системы управления, тормозов и т. д. Цена такого «суперуниверсала» станет астрономической.
Попытки самодельщиков сделать из трактора авто были и есть. Например, одна из компаний ставит б/у кабины от MAN на К-700, Т-150. И такие гибриды пользуются спросом (хоть и небольшим)!
Гораздо дешевле «присмотреться» к машинам повышенной проходимости. Конечно, пахать на грузовиках и внедорожниках мало кто собирается (хотя такое возможно). Однако есть много сельскохозяйственных операций, для выполнения которых подобная техника подошла бы.
AGROMASTER
Это российская машиностроительная компания из Татарстана, с 2014-го года занимающаяся производством с/х оборудования, тракторов. Также в ассортименте продукции – техника на базе отечественных грузовиков, приспособленная к выполнению сельхозопераций. Ее называют «тракторно-технологическим средством». Одно из таких стоит рассмотреть подробнее.
AUTOTRAC U-260
Универсальная машина разработана на базе серийного КАМАЗ-65115. Первое, что бросается в глаза при взгляде на необычную технику – большие задние колеса 28.1-26: они взяты от гиганта «Кировца». Под них переделан задний мост, получивший усиленную конструкцию (как и вся рама) и новое передаточное число 1:22. Производитель утверждает, что данное техническое решение дает возможность КАМАЗу работать с прицепными с/х орудиями. На переднем мосту стоят обычные колеса от серийного грузовика.
Большие колеса сразу выделяют U-260 из ряда серийных КАМАЗов. Фото: YouTube.com
Короба передач – тоже стандартная, штатная – 5 передних скоростей и одна задняя. Двигатель модели «740» в 11,8 л развивает 260 «лошадей» при крутящем моменте до 1080 Н*м. В задней части машина установлен саморазгружающийся кузов конструкции AGROMASTER, рассчитанный на 7,5 тонны. Возможна буксировка двадцатитонного прицепа. AUTOTRAC U-260 оснащается тракторной навеской, работающей от гидравлики.
Прицепные орудия можно менять. Фото: YouTube.com
Это позволяет прицеплять за кузовом дисковый культиватор, сеялку и даже оборотный плуг. Любое из этих орудий управляется посредством трех специальных рычагов, установленных в кабине. Оператор контролирует процесс обработки почвы с помощью видеокамеры. Длина «машинотрактора» получилась 6,63 м – меньше, чем у К-730 из линейки «Стандарт».
Agrator
Это посевные комплексы (всего три разновидности), выпускаемые той же фирмой и предназначенные для работы совместно с грузовыми автомобилями. Первые две модели с индексами «8500», «9800» имеют ширину захвата 8,5 и 9,8 м соответственно. Работать они могут совместно с автомобилями КАМАЗ-43118 и КАМАЗ-65224.
КАМАЗ-65224: здесь все колеса серийные, одинаковые. Фото: YouTube.com
Третья сеялка Агромастер-10000 Авто-П отличается увеличенным захватом, достигающим в ширину 10 м. Чтобы таскать такое с/х орудие, понадобится КАМАЗ-65221 с движком в 400 «лошадей».
Для самой широкой сеялки нужен соответствующий тягач – КАМАЗ-65221. Фото: YouTube.com
Это седельный тягач с полным приводом и тремя осями с односкатными колесами. В сравнении со стандартной сеялкой, бункер которой вмещает не более 10 куб. м, здесь установлена емкость объемом в 21 «куб». А какие еще грузовики приспосабливают к выполнению сельскохозяйственных операций?
МХА-7
В 80-е годы выпускался интересный самосвал Урал-5557, отличающийся мощным дизельным движком и медленной, «ползучей» передачей. Благодаря ей, машина двигалась со скоростью от 2-х до 4-х км/ч. Вместо кузова на грузовик поставили бункер, оснащенный оборудованием для внесения удобрений. Новая техника, кстати, неплохо зарекомендовавшая себя на испытаниях, получила индекс КСА-7. Удача на этом направлении вдохновила конструкторов, и они создали усовершенствованный вариант на том же шасси – МХА-7.
УРМ-10А: современный разбрасыватель удобрений на базе КАМАЗ-4310. Фото: YouTube.com
Здесь внутри бункера-цистерны использовалось два центробежных диска вместо одного, борта получили скосы, чтобы удобрения не прилипали. Емкость имела наклон назад – для удобства разгрузки. На автомобиль и полуприцеп устанавливались т. н. арочные шины, которые отличаются грубым рисунком протектора и возможностью эксплуатации при низком давлении. Все это в сумме улучшало проходимость грузовика.
Также Урал-5557 нередко агрегатируют с разбрасывателем удобрений типа ПРТ-7 (существуют и более поздние модификации ПРТ-7А, ПРТ-10, 11 и т. д.). Это двухосный полуприцеп (кузов-бункер) на четырех колесах с механизмом внесения химикатов в почву. Его плюс в том, что может работать не только и с грузовиками, и с колесными тракторами любых типов: например, «Белорусом».
МХС-10
Пахать и культивировать, пусть и на проходимой машине, все-таки проблематично – по сравнению, например, с гусеничным трактором. Особенно, если это чернозем. Другое дело – внесение сельхозудобрений. Эта операция требует меньше «лошадиных сил». Как раз для такого «случая» предназначена машина МХС-10, выполненная на базе МАЗ 631 705-264. Делают такую технику в Белоруссии (г. Бобруйск).
Белорусский «химик» на базе МАЗа. Фото: YouTube.com
Сзади на авто устанавливается бункер, вмещающий до 12 т химикатов. При необходимости его можно снять. Для внесения удобрений используется специальный металлический рукав (наподобие тех, что на комбайнах). В транспортном положении он устанавливается вертикально. При работе – горизонтально. Ширина захвата может быть разной и находится в диапазоне от 8-и до 32-х метров. Производительность техники при внесении известковых составов – до 3,7 гектара в час, минеральных – 20 га/ч. В механизме машины применены штанговые и центробежные метатели. Скорость авто в рабочем процессе не превышает 12 км/ч, при движении по дорогам общего пользования – 60 км/ч.
ГАЗ
Если поискать, на рынке сельхозмашин можно найти еще один разбрасыватель удобрений, сделанный на шасси «Садко» (ГАЗ-3308). От серийной техники этот ГАЗ отличается (если не считать кузов) большеразмерными колесами, крыльями и дополнительными рычагами управления в кабине.
ГАЗ-3308 тоже умеет удобрять землю. Фото: YouTube.com
Кроме бункера с механизмом, на эту машину можно установить опрыскиватель с резервуаром в 2 тонны. В этой комбинации авто захватывает полосу в 24 м.
Перспективы?
Менеджеры компаний, производящих подобную технику, говорят, что заказы на «машино-тракторы» и прицепные сеялки типа описанных выше «Аграторов» – редкость. Тем не менее спрос все-таки есть и производитель, например, тот же AGROMASTER, сворачивать выпуск этой необычной «смеси бульдога с носорогом» пока не собирается. Примерно такое же положение вещей с подобной техникой на Западе: она есть и там, но большим спросом не пользуется, но все равно производится.
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...