.d-md-none .d-lg-block bibimot

Пашем на КАМАЗе, удобряем на «ГАЗоне»

Пашем на КАМАЗе, удобряем на «ГАЗоне»
Казалось бы – для чего создавать подобные гибриды? Ведь есть же специализированные трактора, автомобили, и каждый из них успешно решает свою задачу. Причина кроется в экономическом эффекте от использования техники в сельском хозяйстве.


Дело в том, что часть автомобилей в некоторые периоды года простаивают: например, когда поля уже засеяны, а новый урожай еще не подоспел. Любому хозяйству было бы выгодно иметь технику, которая загружена не в отдельные месяцы, а круглый год. Один из способов повышения эффективности транспорта – использование его не только для перевозки грузов, но и как тяговую единицу.

Из советской истории


Идея использовать автомобили для выполнения сельхозопераций не нова и была реализована еще в СССР. Правда, в основном речь идет об автомобилях, вносивших удобрения на поля. Это машины марок ЗиЛ-130 и удлиненный ЗиЛ-133.

Пашем на КАМАЗе, удобряем на «ГАЗоне»КрАЗ на сельхозработах в поле. Фото: YouTube.com

От серийных они отличались наличием кузова с механизмом разброса удобрений и увеличенными покрышками с «проходимым» протектором. Также использовали «Уралы», КрАЗы.

Сегодня


Кто-то может сказать: а почему бы не сделать наоборот – трактор превратить в автомобиль? Здесь много сложностей, в первую очередь заключающихся в необходимости переделки подвески, системы управления, тормозов и т. д. Цена такого «суперуниверсала» станет астрономической.

Попытки самодельщиков сделать из трактора авто были и есть. Например, одна из компаний ставит б/у кабины от MAN на К-700, Т-150. И такие гибриды пользуются спросом (хоть и небольшим)!

Гораздо дешевле «присмотреться» к машинам повышенной проходимости. Конечно, пахать на грузовиках и внедорожниках мало кто собирается (хотя такое возможно). Однако есть много сельскохозяйственных операций, для выполнения которых подобная техника подошла бы.

AGROMASTER


Это российская машиностроительная компания из Татарстана, с 2014-го года занимающаяся производством с/х оборудования, тракторов. Также в ассортименте продукции – техника на базе отечественных грузовиков, приспособленная к выполнению сельхозопераций. Ее называют «тракторно-технологическим средством». Одно из таких стоит рассмотреть подробнее.

AUTOTRAC U-260



Универсальная машина разработана на базе серийного КАМАЗ-65115. Первое, что бросается в глаза при взгляде на необычную технику – большие задние колеса 28.1-26: они взяты от гиганта «Кировца». Под них переделан задний мост, получивший усиленную конструкцию (как и вся рама) и новое передаточное число 1:22. Производитель утверждает, что данное техническое решение дает возможность КАМАЗу работать с прицепными с/х орудиями. На переднем мосту стоят обычные колеса от серийного грузовика.

Большие колеса сразу выделяют U-260 из ряда серийных КАМАЗов. Фото: YouTube.com

Короба передач – тоже стандартная, штатная – 5 передних скоростей и одна задняя. Двигатель модели «740» в 11,8 л развивает 260 «лошадей» при крутящем моменте до 1080 Н*м. В задней части машина установлен саморазгружающийся кузов конструкции AGROMASTER, рассчитанный на 7,5 тонны. Возможна буксировка двадцатитонного прицепа. AUTOTRAC U-260 оснащается тракторной навеской, работающей от гидравлики.

Прицепные орудия можно менять. Фото: YouTube.com

Это позволяет прицеплять за кузовом дисковый культиватор, сеялку и даже оборотный плуг. Любое из этих орудий управляется посредством трех специальных рычагов, установленных в кабине. Оператор контролирует процесс обработки почвы с помощью видеокамеры. Длина «машинотрактора» получилась 6,63 м – меньше, чем у К-730 из линейки «Стандарт».

Agrator


Это посевные комплексы (всего три разновидности), выпускаемые той же фирмой и предназначенные для работы совместно с грузовыми автомобилями. Первые две модели с индексами «8500», «9800» имеют ширину захвата 8,5 и 9,8 м соответственно. Работать они могут совместно с автомобилями КАМАЗ-43118 и КАМАЗ-65224.

КАМАЗ-65224: здесь все колеса серийные, одинаковые. Фото: YouTube.com

Третья сеялка Агромастер-10000 Авто-П отличается увеличенным захватом, достигающим в ширину 10 м. Чтобы таскать такое с/х орудие, понадобится КАМАЗ-65221 с движком в 400 «лошадей».

Для самой широкой сеялки нужен соответствующий тягач – КАМАЗ-65221. Фото: YouTube.com

Это седельный тягач с полным приводом и тремя осями с односкатными колесами. В сравнении со стандартной сеялкой, бункер которой вмещает не более 10 куб. м, здесь установлена емкость объемом в 21 «куб». А какие еще грузовики приспосабливают к выполнению сельскохозяйственных операций?

МХА-7


В 80-е годы выпускался интересный самосвал Урал-5557, отличающийся мощным дизельным движком и медленной, «ползучей» передачей. Благодаря ей, машина двигалась со скоростью от 2-х до 4-х км/ч. Вместо кузова на грузовик поставили бункер, оснащенный оборудованием для внесения удобрений. Новая техника, кстати, неплохо зарекомендовавшая себя на испытаниях, получила индекс КСА-7. Удача на этом направлении вдохновила конструкторов, и они создали усовершенствованный вариант на том же шасси – МХА-7.

УРМ-10А: современный разбрасыватель удобрений на базе КАМАЗ-4310. Фото: YouTube.com

Здесь внутри бункера-цистерны использовалось два центробежных диска вместо одного, борта получили скосы, чтобы удобрения не прилипали. Емкость имела наклон назад – для удобства разгрузки. На автомобиль и полуприцеп устанавливались т. н. арочные шины, которые отличаются грубым рисунком протектора и возможностью эксплуатации при низком давлении. Все это в сумме улучшало проходимость грузовика.

Также Урал-5557 нередко агрегатируют с разбрасывателем удобрений типа ПРТ-7 (существуют и более поздние модификации ПРТ-7А, ПРТ-10, 11 и т. д.). Это двухосный полуприцеп (кузов-бункер) на четырех колесах с механизмом внесения химикатов в почву. Его плюс в том, что может работать не только и с грузовиками, и с колесными тракторами любых типов: например, «Белорусом».

МХС-10


Пахать и культивировать, пусть и на проходимой машине, все-таки проблематично – по сравнению, например, с гусеничным трактором. Особенно, если это чернозем. Другое дело – внесение сельхозудобрений. Эта операция требует меньше «лошадиных сил». Как раз для такого «случая» предназначена машина МХС-10, выполненная на базе МАЗ 631 705-264. Делают такую технику в Белоруссии (г. Бобруйск).

Белорусский «химик» на базе МАЗа. Фото: YouTube.com

Сзади на авто устанавливается бункер, вмещающий до 12 т химикатов. При необходимости его можно снять. Для внесения удобрений используется специальный металлический рукав (наподобие тех, что на комбайнах). В транспортном положении он устанавливается вертикально. При работе – горизонтально. Ширина захвата может быть разной и находится в диапазоне от 8-и до 32-х метров. Производительность техники при внесении известковых составов – до 3,7 гектара в час, минеральных – 20 га/ч. В механизме машины применены штанговые и центробежные метатели. Скорость авто в рабочем процессе не превышает 12 км/ч, при движении по дорогам общего пользования – 60 км/ч.

ГАЗ


Если поискать, на рынке сельхозмашин можно найти еще один разбрасыватель удобрений, сделанный на шасси «Садко» (ГАЗ-3308). От серийной техники этот ГАЗ отличается (если не считать кузов) большеразмерными колесами, крыльями и дополнительными рычагами управления в кабине.

ГАЗ-3308 тоже умеет удобрять землю. Фото: YouTube.com

Кроме бункера с механизмом, на эту машину можно установить опрыскиватель с резервуаром в 2 тонны. В этой комбинации авто захватывает полосу в 24 м.

Перспективы?


Менеджеры компаний, производящих подобную технику, говорят, что заказы на «машино-тракторы» и прицепные сеялки типа описанных выше «Аграторов» – редкость. Тем не менее спрос все-таки есть и производитель, например, тот же AGROMASTER, сворачивать выпуск этой необычной «смеси бульдога с носорогом» пока не собирается. Примерно такое же положение вещей с подобной техникой на Западе: она есть и там, но большим спросом не пользуется, но все равно производится.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о соединении трактора с автомобилем?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
ЗИЛ-133 – мощный трехосный грузовик из СССРКрАЗ-257 – легендарный советский грузовик с кабиной на деревянном каркасе

Dassault Falcon 900 – зачем ему третий двигатель

Dassault Falcon 900 – зачем ему третий двигатель

Сравнительно небольшой, но очень популярный в узких кругах бизнес-джет Dassault Falcon 900 кроме роскошного салона имеет одну удивительную особенность. Она...
  • 2 572