«РИТМ-400» поможет ломать четырехметровые льды
Проект 10510, имеющий второе название «Лидер», подразумевает создание мощнейшего атомного реактора «РИТМ-400», которым будет оборудовано головное судно серии, получившее название «Россия». Зачем нужна еще более могучая силовая установка – неужели не хватает уже существующей?
Сегодня на последних атомных ледоколах РФ – агрегат «РИТМ-200». Но, как оказалось, его мощности недостаточно для оперативной проводки судов с достаточной скоростью в высоких широтах. Новая установка сильнее своей предшественницы в 1,8 раза (два реактора выдают 630 МВт). Это позволит ледоколу преодолевать более толстые льды.
При этом подразумевается, что судно будет способно ходить в более высоких, по сравнению с Северным морским путем, широтах. А проводка каравана со скоростью 12 узлов станет возможной при толщине ледового покрова до 2-х метров. Это своеобразный рекорд – ни один корабль в мире пока не способен на такое.
Его изготовлением занимается предприятие «ЗиО-Подольск», являющееся подразделением «Атомэнергомаша». Сразу стоит отметить: установка предназначена не только для конкретного ледокола. Подразумевается, что ею будут оснащать плавучие энергетические блоки. Это новый класс источников энергии, нужный для обеспечения электричеством приморских городов, комплексов по шельфовой добыче углеводородов.
Мобильные энергоблоки предназначены для использования в составе ПАТЭС – плавучих атомных станций. Примером может служить модуль «Академик Ломоносов», базирующийся в Певеке.
Чтобы провести караван коммерческих судов с большой осадкой в широтах, выше Севморпути, необходимо пробивать лед при скорости 13-14 узлов. Ширина образуемого канала должна составлять не менее 53-54 м. Очевидно: от борта до борта ледоколу требуется расстояние в 47 м. По бокам корабля будут трещины на 2,5-3,5 м в каждую сторону. Чтобы добиться такого, необходима мощная силовая установка. Вот поэтому и создается «РИТМ-400».
Первый строящийся корабль будет двухосадочным. Один уровень предназначается для хождения в высоких широтах, второй – по Севморпути. Все дело в том, что по нему очень крупные суда не могут ходить из-за большой осадки.
Как это ни странно …ничего. Ведущий конструктор проекта «Лидер» В. Воробьев заметил, что в новом реакторе используются те же принципы, что и на ледоколе «Ленин». Имеется в виду атомная установка, паровая турбина, получение электроэнергии. Технически реактор «РИТМ-400» похож на своего «младшего брата». Вся разница – в мощности. В двух установках даже предусмотрена взаимозаменяемость некоторых узлов.
Возникает вопрос: новый реактор будет больше «РИТМ-200» в 1,8 раза (это же логично!)? Вот здесь – нет. Дело в том, что увеличение мощности атомной установки не прямо пропорционально возрастанию габаритов, как, например, в случае с дизелем. Нарастание идет более полого. И еще один важный момент: ядерный реактор показывает лучшую эффективность при большей мощности.
К началу декабря минувшего года «Росатом» сообщил об успешном завершении тестирования стержней компенсирующих групп. Это рабочий орган, с помощью которого происходит управление установкой (изменение температуры, мощности и т. д.). Одиночные стержни малоэффективны, поэтому объединяются в группы (в данном случае их семь). В заключение стоит выделить некоторые эксплуатационные характеристики «РИТМ-400», которые действительно впечатляют:
✅ минимальный срок службы – 40 лет
✅ беспрерывность работы – до 26 тыс. ч
✅ перезагрузка – каждые 5,7 лет
Головной ледокол проекта планируется передать заказчику в 2027-м году. Разумеется, его «сердце» – ядерный реактор, закончат строить еще раньше.
Сегодня на последних атомных ледоколах РФ – агрегат «РИТМ-200». Но, как оказалось, его мощности недостаточно для оперативной проводки судов с достаточной скоростью в высоких широтах. Новая установка сильнее своей предшественницы в 1,8 раза (два реактора выдают 630 МВт). Это позволит ледоколу преодолевать более толстые льды.
Ледокол «Ямал» с реакторами ОК-900А в 342 МВт общей мощности уже кажется слабоватым. Фото: YouTube.com
При этом подразумевается, что судно будет способно ходить в более высоких, по сравнению с Северным морским путем, широтах. А проводка каравана со скоростью 12 узлов станет возможной при толщине ледового покрова до 2-х метров. Это своеобразный рекорд – ни один корабль в мире пока не способен на такое.
Где и как делают реактор
Его изготовлением занимается предприятие «ЗиО-Подольск», являющееся подразделением «Атомэнергомаша». Сразу стоит отметить: установка предназначена не только для конкретного ледокола. Подразумевается, что ею будут оснащать плавучие энергетические блоки. Это новый класс источников энергии, нужный для обеспечения электричеством приморских городов, комплексов по шельфовой добыче углеводородов.
«РИТМ-400» схематически. Фото: YouTube.com
Мобильные энергоблоки предназначены для использования в составе ПАТЭС – плавучих атомных станций. Примером может служить модуль «Академик Ломоносов», базирующийся в Певеке.
О головном ледоходе проекта
Чтобы провести караван коммерческих судов с большой осадкой в широтах, выше Севморпути, необходимо пробивать лед при скорости 13-14 узлов. Ширина образуемого канала должна составлять не менее 53-54 м. Очевидно: от борта до борта ледоколу требуется расстояние в 47 м. По бокам корабля будут трещины на 2,5-3,5 м в каждую сторону. Чтобы добиться такого, необходима мощная силовая установка. Вот поэтому и создается «РИТМ-400».
В крайних северных широтах нужен более мощный ледокол. Фото: YouTube.com
Первый строящийся корабль будет двухосадочным. Один уровень предназначается для хождения в высоких широтах, второй – по Севморпути. Все дело в том, что по нему очень крупные суда не могут ходить из-за большой осадки.
Что интересного в «РИТМ-400»
Как это ни странно …ничего. Ведущий конструктор проекта «Лидер» В. Воробьев заметил, что в новом реакторе используются те же принципы, что и на ледоколе «Ленин». Имеется в виду атомная установка, паровая турбина, получение электроэнергии. Технически реактор «РИТМ-400» похож на своего «младшего брата». Вся разница – в мощности. В двух установках даже предусмотрена взаимозаменяемость некоторых узлов.
Принципиально современные ледоколы не отличаются от «Ленина». Фото: YouTube.com
Возникает вопрос: новый реактор будет больше «РИТМ-200» в 1,8 раза (это же логично!)? Вот здесь – нет. Дело в том, что увеличение мощности атомной установки не прямо пропорционально возрастанию габаритов, как, например, в случае с дизелем. Нарастание идет более полого. И еще один важный момент: ядерный реактор показывает лучшую эффективность при большей мощности.
На какой стадии строительства «РИТМ-400» сегодня
К началу декабря минувшего года «Росатом» сообщил об успешном завершении тестирования стержней компенсирующих групп. Это рабочий орган, с помощью которого происходит управление установкой (изменение температуры, мощности и т. д.). Одиночные стержни малоэффективны, поэтому объединяются в группы (в данном случае их семь). В заключение стоит выделить некоторые эксплуатационные характеристики «РИТМ-400», которые действительно впечатляют:
✅ минимальный срок службы – 40 лет
✅ беспрерывность работы – до 26 тыс. ч
✅ перезагрузка – каждые 5,7 лет
Головной ледокол проекта планируется передать заказчику в 2027-м году. Разумеется, его «сердце» – ядерный реактор, закончат строить еще раньше.
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...