«РИТМ-400» поможет ломать четырехметровые льды
Проект 10510, имеющий второе название «Лидер», подразумевает создание мощнейшего атомного реактора «РИТМ-400», которым будет оборудовано головное судно серии, получившее название «Россия». Зачем нужна еще более могучая силовая установка – неужели не хватает уже существующей?
Сегодня на последних атомных ледоколах РФ – агрегат «РИТМ-200». Но, как оказалось, его мощности недостаточно для оперативной проводки судов с достаточной скоростью в высоких широтах. Новая установка сильнее своей предшественницы в 1,8 раза (два реактора выдают 630 МВт). Это позволит ледоколу преодолевать более толстые льды.
При этом подразумевается, что судно будет способно ходить в более высоких, по сравнению с Северным морским путем, широтах. А проводка каравана со скоростью 12 узлов станет возможной при толщине ледового покрова до 2-х метров. Это своеобразный рекорд – ни один корабль в мире пока не способен на такое.
Его изготовлением занимается предприятие «ЗиО-Подольск», являющееся подразделением «Атомэнергомаша». Сразу стоит отметить: установка предназначена не только для конкретного ледокола. Подразумевается, что ею будут оснащать плавучие энергетические блоки. Это новый класс источников энергии, нужный для обеспечения электричеством приморских городов, комплексов по шельфовой добыче углеводородов.
Мобильные энергоблоки предназначены для использования в составе ПАТЭС – плавучих атомных станций. Примером может служить модуль «Академик Ломоносов», базирующийся в Певеке.
Чтобы провести караван коммерческих судов с большой осадкой в широтах, выше Севморпути, необходимо пробивать лед при скорости 13-14 узлов. Ширина образуемого канала должна составлять не менее 53-54 м. Очевидно: от борта до борта ледоколу требуется расстояние в 47 м. По бокам корабля будут трещины на 2,5-3,5 м в каждую сторону. Чтобы добиться такого, необходима мощная силовая установка. Вот поэтому и создается «РИТМ-400».
Первый строящийся корабль будет двухосадочным. Один уровень предназначается для хождения в высоких широтах, второй – по Севморпути. Все дело в том, что по нему очень крупные суда не могут ходить из-за большой осадки.
Как это ни странно …ничего. Ведущий конструктор проекта «Лидер» В. Воробьев заметил, что в новом реакторе используются те же принципы, что и на ледоколе «Ленин». Имеется в виду атомная установка, паровая турбина, получение электроэнергии. Технически реактор «РИТМ-400» похож на своего «младшего брата». Вся разница – в мощности. В двух установках даже предусмотрена взаимозаменяемость некоторых узлов.
Возникает вопрос: новый реактор будет больше «РИТМ-200» в 1,8 раза (это же логично!)? Вот здесь – нет. Дело в том, что увеличение мощности атомной установки не прямо пропорционально возрастанию габаритов, как, например, в случае с дизелем. Нарастание идет более полого. И еще один важный момент: ядерный реактор показывает лучшую эффективность при большей мощности.
К началу декабря минувшего года «Росатом» сообщил об успешном завершении тестирования стержней компенсирующих групп. Это рабочий орган, с помощью которого происходит управление установкой (изменение температуры, мощности и т. д.). Одиночные стержни малоэффективны, поэтому объединяются в группы (в данном случае их семь). В заключение стоит выделить некоторые эксплуатационные характеристики «РИТМ-400», которые действительно впечатляют:
✅ минимальный срок службы – 40 лет
✅ беспрерывность работы – до 26 тыс. ч
✅ перезагрузка – каждые 5,7 лет
Головной ледокол проекта планируется передать заказчику в 2027-м году. Разумеется, его «сердце» – ядерный реактор, закончат строить еще раньше.
Сегодня на последних атомных ледоколах РФ – агрегат «РИТМ-200». Но, как оказалось, его мощности недостаточно для оперативной проводки судов с достаточной скоростью в высоких широтах. Новая установка сильнее своей предшественницы в 1,8 раза (два реактора выдают 630 МВт). Это позволит ледоколу преодолевать более толстые льды.
Ледокол «Ямал» с реакторами ОК-900А в 342 МВт общей мощности уже кажется слабоватым. Фото: YouTube.com
При этом подразумевается, что судно будет способно ходить в более высоких, по сравнению с Северным морским путем, широтах. А проводка каравана со скоростью 12 узлов станет возможной при толщине ледового покрова до 2-х метров. Это своеобразный рекорд – ни один корабль в мире пока не способен на такое.
Где и как делают реактор
Его изготовлением занимается предприятие «ЗиО-Подольск», являющееся подразделением «Атомэнергомаша». Сразу стоит отметить: установка предназначена не только для конкретного ледокола. Подразумевается, что ею будут оснащать плавучие энергетические блоки. Это новый класс источников энергии, нужный для обеспечения электричеством приморских городов, комплексов по шельфовой добыче углеводородов.
«РИТМ-400» схематически. Фото: YouTube.com
Мобильные энергоблоки предназначены для использования в составе ПАТЭС – плавучих атомных станций. Примером может служить модуль «Академик Ломоносов», базирующийся в Певеке.
О головном ледоходе проекта
Чтобы провести караван коммерческих судов с большой осадкой в широтах, выше Севморпути, необходимо пробивать лед при скорости 13-14 узлов. Ширина образуемого канала должна составлять не менее 53-54 м. Очевидно: от борта до борта ледоколу требуется расстояние в 47 м. По бокам корабля будут трещины на 2,5-3,5 м в каждую сторону. Чтобы добиться такого, необходима мощная силовая установка. Вот поэтому и создается «РИТМ-400».
В крайних северных широтах нужен более мощный ледокол. Фото: YouTube.com
Первый строящийся корабль будет двухосадочным. Один уровень предназначается для хождения в высоких широтах, второй – по Севморпути. Все дело в том, что по нему очень крупные суда не могут ходить из-за большой осадки.
Что интересного в «РИТМ-400»
Как это ни странно …ничего. Ведущий конструктор проекта «Лидер» В. Воробьев заметил, что в новом реакторе используются те же принципы, что и на ледоколе «Ленин». Имеется в виду атомная установка, паровая турбина, получение электроэнергии. Технически реактор «РИТМ-400» похож на своего «младшего брата». Вся разница – в мощности. В двух установках даже предусмотрена взаимозаменяемость некоторых узлов.
Принципиально современные ледоколы не отличаются от «Ленина». Фото: YouTube.com
Возникает вопрос: новый реактор будет больше «РИТМ-200» в 1,8 раза (это же логично!)? Вот здесь – нет. Дело в том, что увеличение мощности атомной установки не прямо пропорционально возрастанию габаритов, как, например, в случае с дизелем. Нарастание идет более полого. И еще один важный момент: ядерный реактор показывает лучшую эффективность при большей мощности.
На какой стадии строительства «РИТМ-400» сегодня
К началу декабря минувшего года «Росатом» сообщил об успешном завершении тестирования стержней компенсирующих групп. Это рабочий орган, с помощью которого происходит управление установкой (изменение температуры, мощности и т. д.). Одиночные стержни малоэффективны, поэтому объединяются в группы (в данном случае их семь). В заключение стоит выделить некоторые эксплуатационные характеристики «РИТМ-400», которые действительно впечатляют:
✅ минимальный срок службы – 40 лет
✅ беспрерывность работы – до 26 тыс. ч
✅ перезагрузка – каждые 5,7 лет
Головной ледокол проекта планируется передать заказчику в 2027-м году. Разумеется, его «сердце» – ядерный реактор, закончат строить еще раньше.
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....