
«РИТМ-400» поможет ломать четырехметровые льды
Проект 10510, имеющий второе название «Лидер», подразумевает создание мощнейшего атомного реактора «РИТМ-400», которым будет оборудовано головное судно серии, получившее название «Россия». Зачем нужна еще более могучая силовая установка – неужели не хватает уже существующей?
Сегодня на последних атомных ледоколах РФ – агрегат «РИТМ-200». Но, как оказалось, его мощности недостаточно для оперативной проводки судов с достаточной скоростью в высоких широтах. Новая установка сильнее своей предшественницы в 1,8 раза (два реактора выдают 630 МВт). Это позволит ледоколу преодолевать более толстые льды.
Ледокол «Ямал» с реакторами ОК-900А в 342 МВт общей мощности уже кажется слабоватым. Фото: YouTube.com
При этом подразумевается, что судно будет способно ходить в более высоких, по сравнению с Северным морским путем, широтах. А проводка каравана со скоростью 12 узлов станет возможной при толщине ледового покрова до 2-х метров. Это своеобразный рекорд – ни один корабль в мире пока не способен на такое.
Его изготовлением занимается предприятие «ЗиО-Подольск», являющееся подразделением «Атомэнергомаша». Сразу стоит отметить: установка предназначена не только для конкретного ледокола. Подразумевается, что ею будут оснащать плавучие энергетические блоки. Это новый класс источников энергии, нужный для обеспечения электричеством приморских городов, комплексов по шельфовой добыче углеводородов.
«РИТМ-400» схематически. Фото: YouTube.com
Мобильные энергоблоки предназначены для использования в составе ПАТЭС – плавучих атомных станций. Примером может служить модуль «Академик Ломоносов», базирующийся в Певеке.
Чтобы провести караван коммерческих судов с большой осадкой в широтах, выше Севморпути, необходимо пробивать лед при скорости 13-14 узлов. Ширина образуемого канала должна составлять не менее 53-54 м. Очевидно: от борта до борта ледоколу требуется расстояние в 47 м. По бокам корабля будут трещины на 2,5-3,5 м в каждую сторону. Чтобы добиться такого, необходима мощная силовая установка. Вот поэтому и создается «РИТМ-400».
В крайних северных широтах нужен более мощный ледокол. Фото: YouTube.com
Первый строящийся корабль будет двухосадочным. Один уровень предназначается для хождения в высоких широтах, второй – по Севморпути. Все дело в том, что по нему очень крупные суда не могут ходить из-за большой осадки.
Как это ни странно …ничего. Ведущий конструктор проекта «Лидер» В. Воробьев заметил, что в новом реакторе используются те же принципы, что и на ледоколе «Ленин». Имеется в виду атомная установка, паровая турбина, получение электроэнергии. Технически реактор «РИТМ-400» похож на своего «младшего брата». Вся разница – в мощности. В двух установках даже предусмотрена взаимозаменяемость некоторых узлов.
Принципиально современные ледоколы не отличаются от «Ленина». Фото: YouTube.com
Возникает вопрос: новый реактор будет больше «РИТМ-200» в 1,8 раза (это же логично!)? Вот здесь – нет. Дело в том, что увеличение мощности атомной установки не прямо пропорционально возрастанию габаритов, как, например, в случае с дизелем. Нарастание идет более полого. И еще один важный момент: ядерный реактор показывает лучшую эффективность при большей мощности.
К началу декабря минувшего года «Росатом» сообщил об успешном завершении тестирования стержней компенсирующих групп. Это рабочий орган, с помощью которого происходит управление установкой (изменение температуры, мощности и т. д.). Одиночные стержни малоэффективны, поэтому объединяются в группы (в данном случае их семь). В заключение стоит выделить некоторые эксплуатационные характеристики «РИТМ-400», которые действительно впечатляют:
✅ минимальный срок службы – 40 лет
✅ беспрерывность работы – до 26 тыс. ч
✅ перезагрузка – каждые 5,7 лет
Головной ледокол проекта планируется передать заказчику в 2027-м году. Разумеется, его «сердце» – ядерный реактор, закончат строить еще раньше.
Сегодня на последних атомных ледоколах РФ – агрегат «РИТМ-200». Но, как оказалось, его мощности недостаточно для оперативной проводки судов с достаточной скоростью в высоких широтах. Новая установка сильнее своей предшественницы в 1,8 раза (два реактора выдают 630 МВт). Это позволит ледоколу преодолевать более толстые льды.

При этом подразумевается, что судно будет способно ходить в более высоких, по сравнению с Северным морским путем, широтах. А проводка каравана со скоростью 12 узлов станет возможной при толщине ледового покрова до 2-х метров. Это своеобразный рекорд – ни один корабль в мире пока не способен на такое.
Где и как делают реактор
Его изготовлением занимается предприятие «ЗиО-Подольск», являющееся подразделением «Атомэнергомаша». Сразу стоит отметить: установка предназначена не только для конкретного ледокола. Подразумевается, что ею будут оснащать плавучие энергетические блоки. Это новый класс источников энергии, нужный для обеспечения электричеством приморских городов, комплексов по шельфовой добыче углеводородов.

Мобильные энергоблоки предназначены для использования в составе ПАТЭС – плавучих атомных станций. Примером может служить модуль «Академик Ломоносов», базирующийся в Певеке.
О головном ледоходе проекта
Чтобы провести караван коммерческих судов с большой осадкой в широтах, выше Севморпути, необходимо пробивать лед при скорости 13-14 узлов. Ширина образуемого канала должна составлять не менее 53-54 м. Очевидно: от борта до борта ледоколу требуется расстояние в 47 м. По бокам корабля будут трещины на 2,5-3,5 м в каждую сторону. Чтобы добиться такого, необходима мощная силовая установка. Вот поэтому и создается «РИТМ-400».

Первый строящийся корабль будет двухосадочным. Один уровень предназначается для хождения в высоких широтах, второй – по Севморпути. Все дело в том, что по нему очень крупные суда не могут ходить из-за большой осадки.
Что интересного в «РИТМ-400»
Как это ни странно …ничего. Ведущий конструктор проекта «Лидер» В. Воробьев заметил, что в новом реакторе используются те же принципы, что и на ледоколе «Ленин». Имеется в виду атомная установка, паровая турбина, получение электроэнергии. Технически реактор «РИТМ-400» похож на своего «младшего брата». Вся разница – в мощности. В двух установках даже предусмотрена взаимозаменяемость некоторых узлов.

Возникает вопрос: новый реактор будет больше «РИТМ-200» в 1,8 раза (это же логично!)? Вот здесь – нет. Дело в том, что увеличение мощности атомной установки не прямо пропорционально возрастанию габаритов, как, например, в случае с дизелем. Нарастание идет более полого. И еще один важный момент: ядерный реактор показывает лучшую эффективность при большей мощности.
На какой стадии строительства «РИТМ-400» сегодня
К началу декабря минувшего года «Росатом» сообщил об успешном завершении тестирования стержней компенсирующих групп. Это рабочий орган, с помощью которого происходит управление установкой (изменение температуры, мощности и т. д.). Одиночные стержни малоэффективны, поэтому объединяются в группы (в данном случае их семь). В заключение стоит выделить некоторые эксплуатационные характеристики «РИТМ-400», которые действительно впечатляют:
✅ минимальный срок службы – 40 лет
✅ беспрерывность работы – до 26 тыс. ч
✅ перезагрузка – каждые 5,7 лет
Головной ледокол проекта планируется передать заказчику в 2027-м году. Разумеется, его «сердце» – ядерный реактор, закончат строить еще раньше.
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....