Танкеры проекта 114К «Афромакс» – такие не строили даже в СССР
Речь идет об определенном типе судов, соответствующим общепринятым критериям. Наименование «Афромакс» не имеет отношения к «черному» континенту и произошло от аббревиатуры AFRA, которая по-английски расшифровывается, как Average Freight Rate Assessment. Если перевести, то получится «оценка среднего значения фрахта». Корабли данного типа относятся к категории LR2, которые способны перевозить 80-120 тыс. т полезного груза (параметр называется «дедвейт»). Их ширина не должна превышать 32 м (возможны варианты), осадка – 14 м, скорость – до 15-ти узлов.
Главное достоинство танкеров этого класса – габариты, позволяющие свободно заходить в большинство портов мира. Такие суда обслуживают страны или регионы, где отсутствуют крупные терминалы для приема транспортов с большим водоизмещением. Корабли класса Afromax способны перевозить 600 тыс. баррелей нефти, в то время, как у их более крупных «коллег» эта цифра доходит до 2 млн.
До недавнего времени главным препятствием для строительства танкеров подобного типа было отсутствие подходящей верфи. Теперь она появилась в Приморье (г. Большой Камень) в 2016-м году, когда запустили первую очередь производства (строительство стартовала еще в 2009-м). Речь – о комплексе «Звезда».
Благодаря ему были заложены танкеры класса Afromax (всего в портфеле заказов 12 таких транспортов), но не только – ССК занимается постройкой судов и другого типа.
Это танкер «Владимир Мономах», заложенный в сентябре 2017-го. В то время верфь еще не была готова полностью, поэтому большая часть работ (90 %) осуществлялась в Южной Корее. «Звезда» собрала пару носовых секций, произвела стыковку о окончательно достроила корабль. На воду его спустили в мае 2020-го. Процесс длился примерно сутки – настолько огромен танкер.
Все работы производились через передаточный док «Вымпел». Это технологичное сооружение, одно из крупнейших в РФ. Танкер «накатили» специальным поездом с достроечного стапеля, загрузили балластом в 10 тыс. тонн (собственная масса судна 25 тыс. т), чтобы не перевернулся. После того, как «Владимир Мономах» оказался на плавучем доке, его вывели в акваторию.
В длину танкер имеет 250 м, ширину – 44 м (это превышает нормы, но, видимо, допустимо). Дедвейт – 114 тыс. т, скорость – 14,6 узла. Однако главная особенность судна – его относительная экологическая безопасность. Роль топлива в двигателях танкера может играть как дизельное горючее, так и сжиженный газ природного происхождения.
Силовая установка судна развивает мощность до 17 тыс. кВт. Корабль рассчитан на эксплуатацию в Балтийском и северных морях. Его ледовый класс – ICE-1А, а это значит, что он способен преодолевать лед толщиной в метр.
В 2018-м заложили аналогичное «Владимиру Мономаху» судно с названием «Владимир Виноградов». На воду он был спущен в 2021-м. Танкер «Океанский проспект», заложенный в феврале 2019-го, был передан заказчику в конце 2022-го.
На сегодня эти три судна эксплуатируются и совершают регулярные рейсы по перевозке нефтепродуктов. В 2019-м был дан старт строительству следующего танкера – «Академик Губкин», способного транспортировать до 130 тыс. т нефти. К водным испытаниям корабля приступили в апреле минувшего года. В ССК «Звезда» заложено еще пара судов подобного типа. Это «Академик Ивантер», который начали строить в марте 2021-го, и «Восточный проспект» (29.06.2023), изначально имевший название «Нурсултан Назарбаев».
Кто-то может сказать, что танкеры строятся не так быстро, как хотелось бы. Причина кроется в проблемах импортозамещения. Полной локализации производства, как заявило руководство «Звезды» в 2020-м, удастся достигнуть в этом году.
Главное достоинство танкеров этого класса – габариты, позволяющие свободно заходить в большинство портов мира. Такие суда обслуживают страны или регионы, где отсутствуют крупные терминалы для приема транспортов с большим водоизмещением. Корабли класса Afromax способны перевозить 600 тыс. баррелей нефти, в то время, как у их более крупных «коллег» эта цифра доходит до 2 млн.
«Афромаксы» в России
До недавнего времени главным препятствием для строительства танкеров подобного типа было отсутствие подходящей верфи. Теперь она появилась в Приморье (г. Большой Камень) в 2016-м году, когда запустили первую очередь производства (строительство стартовала еще в 2009-м). Речь – о комплексе «Звезда».
Судоверфь в г. Большой Камень специально построена для выпуска крупнотоннажных судов. Фото: YouTube.com
Благодаря ему были заложены танкеры класса Afromax (всего в портфеле заказов 12 таких транспортов), но не только – ССК занимается постройкой судов и другого типа.
Первенец класса «Афромакс»
Это танкер «Владимир Мономах», заложенный в сентябре 2017-го. В то время верфь еще не была готова полностью, поэтому большая часть работ (90 %) осуществлялась в Южной Корее. «Звезда» собрала пару носовых секций, произвела стыковку о окончательно достроила корабль. На воду его спустили в мае 2020-го. Процесс длился примерно сутки – настолько огромен танкер.
Пристыковка отдельной части к первому танкеру серии. Фото: YouTube.com
Все работы производились через передаточный док «Вымпел». Это технологичное сооружение, одно из крупнейших в РФ. Танкер «накатили» специальным поездом с достроечного стапеля, загрузили балластом в 10 тыс. тонн (собственная масса судна 25 тыс. т), чтобы не перевернулся. После того, как «Владимир Мономах» оказался на плавучем доке, его вывели в акваторию.
Достроечный стапель имеет 3 дорожки и 4 портальных крана, в т. ч. «Голиаф», рассчитанный на работу с грузами весом до 1200 т. Для сравнения: самые большие подъемные механизмы на других верфях РФ не осиливают более 500 т.
В длину танкер имеет 250 м, ширину – 44 м (это превышает нормы, но, видимо, допустимо). Дедвейт – 114 тыс. т, скорость – 14,6 узла. Однако главная особенность судна – его относительная экологическая безопасность. Роль топлива в двигателях танкера может играть как дизельное горючее, так и сжиженный газ природного происхождения.
«Владимир Мономах» отправляется на ходовые испытания. Фото: YouTube.com
Силовая установка судна развивает мощность до 17 тыс. кВт. Корабль рассчитан на эксплуатацию в Балтийском и северных морях. Его ледовый класс – ICE-1А, а это значит, что он способен преодолевать лед толщиной в метр.
Другие танкеры типа «Афромакс» (проекта 114К)
В 2018-м заложили аналогичное «Владимиру Мономаху» судно с названием «Владимир Виноградов». На воду он был спущен в 2021-м. Танкер «Океанский проспект», заложенный в феврале 2019-го, был передан заказчику в конце 2022-го.
«Океанский проспект» назван в честь центральной улицы Владивостока. Фото: YouTube.com
На сегодня эти три судна эксплуатируются и совершают регулярные рейсы по перевозке нефтепродуктов. В 2019-м был дан старт строительству следующего танкера – «Академик Губкин», способного транспортировать до 130 тыс. т нефти. К водным испытаниям корабля приступили в апреле минувшего года. В ССК «Звезда» заложено еще пара судов подобного типа. Это «Академик Ивантер», который начали строить в марте 2021-го, и «Восточный проспект» (29.06.2023), изначально имевший название «Нурсултан Назарбаев».
Спуск на воду «Восточного проспекта». Фото: YouTube.com
Кто-то может сказать, что танкеры строятся не так быстро, как хотелось бы. Причина кроется в проблемах импортозамещения. Полной локализации производства, как заявило руководство «Звезды» в 2020-м, удастся достигнуть в этом году.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....