
Танкеры проекта 114К «Афромакс» – такие не строили даже в СССР
Речь идет об определенном типе судов, соответствующим общепринятым критериям. Наименование «Афромакс» не имеет отношения к «черному» континенту и произошло от аббревиатуры AFRA, которая по-английски расшифровывается, как Average Freight Rate Assessment. Если перевести, то получится «оценка среднего значения фрахта». Корабли данного типа относятся к категории LR2, которые способны перевозить 80-120 тыс. т полезного груза (параметр называется «дедвейт»). Их ширина не должна превышать 32 м (возможны варианты), осадка – 14 м, скорость – до 15-ти узлов.
Главное достоинство танкеров этого класса – габариты, позволяющие свободно заходить в большинство портов мира. Такие суда обслуживают страны или регионы, где отсутствуют крупные терминалы для приема транспортов с большим водоизмещением. Корабли класса Afromax способны перевозить 600 тыс. баррелей нефти, в то время, как у их более крупных «коллег» эта цифра доходит до 2 млн.
До недавнего времени главным препятствием для строительства танкеров подобного типа было отсутствие подходящей верфи. Теперь она появилась в Приморье (г. Большой Камень) в 2016-м году, когда запустили первую очередь производства (строительство стартовала еще в 2009-м). Речь – о комплексе «Звезда».
Судоверфь в г. Большой Камень специально построена для выпуска крупнотоннажных судов. Фото: YouTube.com
Благодаря ему были заложены танкеры класса Afromax (всего в портфеле заказов 12 таких транспортов), но не только – ССК занимается постройкой судов и другого типа.
Это танкер «Владимир Мономах», заложенный в сентябре 2017-го. В то время верфь еще не была готова полностью, поэтому большая часть работ (90 %) осуществлялась в Южной Корее. «Звезда» собрала пару носовых секций, произвела стыковку о окончательно достроила корабль. На воду его спустили в мае 2020-го. Процесс длился примерно сутки – настолько огромен танкер.
Пристыковка отдельной части к первому танкеру серии. Фото: YouTube.com
Все работы производились через передаточный док «Вымпел». Это технологичное сооружение, одно из крупнейших в РФ. Танкер «накатили» специальным поездом с достроечного стапеля, загрузили балластом в 10 тыс. тонн (собственная масса судна 25 тыс. т), чтобы не перевернулся. После того, как «Владимир Мономах» оказался на плавучем доке, его вывели в акваторию.
В длину танкер имеет 250 м, ширину – 44 м (это превышает нормы, но, видимо, допустимо). Дедвейт – 114 тыс. т, скорость – 14,6 узла. Однако главная особенность судна – его относительная экологическая безопасность. Роль топлива в двигателях танкера может играть как дизельное горючее, так и сжиженный газ природного происхождения.
«Владимир Мономах» отправляется на ходовые испытания. Фото: YouTube.com
Силовая установка судна развивает мощность до 17 тыс. кВт. Корабль рассчитан на эксплуатацию в Балтийском и северных морях. Его ледовый класс – ICE-1А, а это значит, что он способен преодолевать лед толщиной в метр.
В 2018-м заложили аналогичное «Владимиру Мономаху» судно с названием «Владимир Виноградов». На воду он был спущен в 2021-м. Танкер «Океанский проспект», заложенный в феврале 2019-го, был передан заказчику в конце 2022-го.
«Океанский проспект» назван в честь центральной улицы Владивостока. Фото: YouTube.com
На сегодня эти три судна эксплуатируются и совершают регулярные рейсы по перевозке нефтепродуктов. В 2019-м был дан старт строительству следующего танкера – «Академик Губкин», способного транспортировать до 130 тыс. т нефти. К водным испытаниям корабля приступили в апреле минувшего года. В ССК «Звезда» заложено еще пара судов подобного типа. Это «Академик Ивантер», который начали строить в марте 2021-го, и «Восточный проспект» (29.06.2023), изначально имевший название «Нурсултан Назарбаев».
Спуск на воду «Восточного проспекта». Фото: YouTube.com
Кто-то может сказать, что танкеры строятся не так быстро, как хотелось бы. Причина кроется в проблемах импортозамещения. Полной локализации производства, как заявило руководство «Звезды» в 2020-м, удастся достигнуть в этом году.
Главное достоинство танкеров этого класса – габариты, позволяющие свободно заходить в большинство портов мира. Такие суда обслуживают страны или регионы, где отсутствуют крупные терминалы для приема транспортов с большим водоизмещением. Корабли класса Afromax способны перевозить 600 тыс. баррелей нефти, в то время, как у их более крупных «коллег» эта цифра доходит до 2 млн.
«Афромаксы» в России
До недавнего времени главным препятствием для строительства танкеров подобного типа было отсутствие подходящей верфи. Теперь она появилась в Приморье (г. Большой Камень) в 2016-м году, когда запустили первую очередь производства (строительство стартовала еще в 2009-м). Речь – о комплексе «Звезда».

Благодаря ему были заложены танкеры класса Afromax (всего в портфеле заказов 12 таких транспортов), но не только – ССК занимается постройкой судов и другого типа.
Первенец класса «Афромакс»
Это танкер «Владимир Мономах», заложенный в сентябре 2017-го. В то время верфь еще не была готова полностью, поэтому большая часть работ (90 %) осуществлялась в Южной Корее. «Звезда» собрала пару носовых секций, произвела стыковку о окончательно достроила корабль. На воду его спустили в мае 2020-го. Процесс длился примерно сутки – настолько огромен танкер.

Все работы производились через передаточный док «Вымпел». Это технологичное сооружение, одно из крупнейших в РФ. Танкер «накатили» специальным поездом с достроечного стапеля, загрузили балластом в 10 тыс. тонн (собственная масса судна 25 тыс. т), чтобы не перевернулся. После того, как «Владимир Мономах» оказался на плавучем доке, его вывели в акваторию.
Достроечный стапель имеет 3 дорожки и 4 портальных крана, в т. ч. «Голиаф», рассчитанный на работу с грузами весом до 1200 т. Для сравнения: самые большие подъемные механизмы на других верфях РФ не осиливают более 500 т.
В длину танкер имеет 250 м, ширину – 44 м (это превышает нормы, но, видимо, допустимо). Дедвейт – 114 тыс. т, скорость – 14,6 узла. Однако главная особенность судна – его относительная экологическая безопасность. Роль топлива в двигателях танкера может играть как дизельное горючее, так и сжиженный газ природного происхождения.

Силовая установка судна развивает мощность до 17 тыс. кВт. Корабль рассчитан на эксплуатацию в Балтийском и северных морях. Его ледовый класс – ICE-1А, а это значит, что он способен преодолевать лед толщиной в метр.
Другие танкеры типа «Афромакс» (проекта 114К)
В 2018-м заложили аналогичное «Владимиру Мономаху» судно с названием «Владимир Виноградов». На воду он был спущен в 2021-м. Танкер «Океанский проспект», заложенный в феврале 2019-го, был передан заказчику в конце 2022-го.

На сегодня эти три судна эксплуатируются и совершают регулярные рейсы по перевозке нефтепродуктов. В 2019-м был дан старт строительству следующего танкера – «Академик Губкин», способного транспортировать до 130 тыс. т нефти. К водным испытаниям корабля приступили в апреле минувшего года. В ССК «Звезда» заложено еще пара судов подобного типа. Это «Академик Ивантер», который начали строить в марте 2021-го, и «Восточный проспект» (29.06.2023), изначально имевший название «Нурсултан Назарбаев».

Кто-то может сказать, что танкеры строятся не так быстро, как хотелось бы. Причина кроется в проблемах импортозамещения. Полной локализации производства, как заявило руководство «Звезды» в 2020-м, удастся достигнуть в этом году.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....