Главное достоинство танкеров этого класса – габариты, позволяющие свободно заходить в большинство портов мира. Такие суда обслуживают страны или регионы, где отсутствуют крупные терминалы для приема транспортов с большим водоизмещением. Корабли класса Afromax способны перевозить 600 тыс. баррелей нефти, в то время, как у их более крупных «коллег» эта цифра доходит до 2 млн.
«Афромаксы» в России
До недавнего времени главным препятствием для строительства танкеров подобного типа было отсутствие подходящей верфи. Теперь она появилась в Приморье (г. Большой Камень) в 2016-м году, когда запустили первую очередь производства (строительство стартовала еще в 2009-м). Речь – о комплексе «Звезда».
Судоверфь в г. Большой Камень специально построена для выпуска крупнотоннажных судов. Фото: YouTube.com
Благодаря ему были заложены танкеры класса Afromax (всего в портфеле заказов 12 таких транспортов), но не только – ССК занимается постройкой судов и другого типа.
Первенец класса «Афромакс»
Это танкер «Владимир Мономах», заложенный в сентябре 2017-го. В то время верфь еще не была готова полностью, поэтому большая часть работ (90 %) осуществлялась в Южной Корее. «Звезда» собрала пару носовых секций, произвела стыковку о окончательно достроила корабль. На воду его спустили в мае 2020-го. Процесс длился примерно сутки – настолько огромен танкер.
Пристыковка отдельной части к первому танкеру серии. Фото: YouTube.com
Все работы производились через передаточный док «Вымпел». Это технологичное сооружение, одно из крупнейших в РФ. Танкер «накатили» специальным поездом с достроечного стапеля, загрузили балластом в 10 тыс. тонн (собственная масса судна 25 тыс. т), чтобы не перевернулся. После того, как «Владимир Мономах» оказался на плавучем доке, его вывели в акваторию.
Достроечный стапель имеет 3 дорожки и 4 портальных крана, в т. ч. «Голиаф», рассчитанный на работу с грузами весом до 1200 т. Для сравнения: самые большие подъемные механизмы на других верфях РФ не осиливают более 500 т.
В длину танкер имеет 250 м, ширину – 44 м (это превышает нормы, но, видимо, допустимо). Дедвейт – 114 тыс. т, скорость – 14,6 узла. Однако главная особенность судна – его относительная экологическая безопасность. Роль топлива в двигателях танкера может играть как дизельное горючее, так и сжиженный газ природного происхождения.
«Владимир Мономах» отправляется на ходовые испытания. Фото: YouTube.com
Силовая установка судна развивает мощность до 17 тыс. кВт. Корабль рассчитан на эксплуатацию в Балтийском и северных морях. Его ледовый класс – ICE-1А, а это значит, что он способен преодолевать лед толщиной в метр.
Другие танкеры типа «Афромакс» (проекта 114К)
В 2018-м заложили аналогичное «Владимиру Мономаху» судно с названием «Владимир Виноградов». На воду он был спущен в 2021-м. Танкер «Океанский проспект», заложенный в феврале 2019-го, был передан заказчику в конце 2022-го.
«Океанский проспект» назван в честь центральной улицы Владивостока. Фото: YouTube.com
На сегодня эти три судна эксплуатируются и совершают регулярные рейсы по перевозке нефтепродуктов. В 2019-м был дан старт строительству следующего танкера – «Академик Губкин», способного транспортировать до 130 тыс. т нефти. К водным испытаниям корабля приступили в апреле минувшего года. В ССК «Звезда» заложено еще пара судов подобного типа. Это «Академик Ивантер», который начали строить в марте 2021-го, и «Восточный проспект» (29.06.2023), изначально имевший название «Нурсултан Назарбаев».
Спуск на воду «Восточного проспекта». Фото: YouTube.com
Кто-то может сказать, что танкеры строятся не так быстро, как хотелось бы. Причина кроется в проблемах импортозамещения. Полной локализации производства, как заявило руководство «Звезды» в 2020-м, удастся достигнуть в этом году.