
«Львенок» – российский трамвай идет на экспорт
Название этого трамвая произошло от его старшего «брата» – трехсекционной модели «Лев», вмещающей 382 пассажира. Здесь же возможности гораздо скромнее. Сидячих мест – 34, всего машина рассчитана, максимум, на 155 человек (в более поздних моделях 40 и 161 пассажир соответственно).
К концу 2023-го года трамвай эксплуатировался во многих российских городах. Это Тула, Екатеринбург, Ижевск, Курск, Москва, Красноярск, Улан-Удэ и другие. Также известно о поставках партии трамваев в Латвию – «война войной, а обед по распорядку»!
Она была довольно долгой и замысловатой. Модель, отличающаяся принципиально новыми тележками и вагоном, разрабатывалась с начала 2000-х Усть-Катавским заводом. Серийное производство наметили на 2002-й. Однако УКВЗ сменил планы и от реализации проекта отказался, отложив его до 2013-го. В этом году Торговый Дом завода провел торжественную презентацию трамвайных тележек, к выпуску которых предполагалось приступить в ближайшее время. Но в 2014-м УКВЗ поссорился с этой организацией и разорвал с ней отношения. Права на производство новой тележки остались у Торгового Дома. Позднее один из его соучредителей организовал собственную компанию и выкупил документацию. Выпуск новой модели (она получила индекс 71-911) фирма ПК «Транспортные системы» организовала на базе Тверского завода, занимавшегося производством вагонов.
Путь трамвая в серию был долгим. Фото: YouTube.com
Была создана пара прототипов с низким полом: одно- и трехсекционный вариант. Первый имел четыре оси, второй – шесть. Общие вложения в разработку трамваев нового типа – 10 млн евро. Первые модели состояли на 80 % из российских комплектующих. Но главные из них все же производились за рубежом. Это чешский силовой агрегат, редуктор из Австрии, двери из Финляндии.
Они стартовали в столице еще в 2014-м. После окончания тестирования вагон получил сертификат, разрешающий массовое производство. «Львенка» должна было поставить на свой баланс организация «Мосгортранс», но этого почему-то не случилось и модель вернулась в Тверь. Там ее обкатывали в 2015-м, а в 2017-м – в Перми. Первая более-менее крупная серия в количестве 63-х вагонов сошла с конвейера только в 2020-м.
В плане дизайна машина выглядит привлекательно, даже несколько футуристично. Стоит сказать: трамвай выпускается в Твери, но передняя и задняя секция, сделанные из стеклопластика, поставляет Нижегородское предприятия «Фабрика композитов».
У «Львенка» четыре двери. Фото: YouTube.com
Из особенностей конструкции выделяются низкопольные поворотные тележки (некоторые используемые в них технические решения запатентованы) и аккумуляторы. Благодаря последним, трамвай способен проехать не менее 1,5 км без контактной сети. И конструкторы на этом останавливаться не собираются: в будущем планируется обеспечить больший запас хода (предполагается использовать идеи, заложенные в электробус «Пионер»).
В него можно пройти через одну из четырех дверей. Две центральные с 4-мя створками, крайние – с 2-мя. Пол покрыт специальным нескользящим покрытием, похожим на ламинат. Сиденья расположены на подиумах, подняться на которые можно по ступенькам.
Салон современный и вместительный. Фото: YouTube.com
Предусмотрены USB порты для подзарядки гаджетов, имеются информационные табло, кнопки связи с водителем. «Львенок» оборудован двухзонным климат-контролем, позволяющим устанавливать разную температуру в кабине водителя и салоне. Сиденья различаются по габаритам: на больших удобно располагаться вместе с детьми, на маленьких – одиночным пассажирам.
В нее ведет отдельная сдвижная дверь, а перегородка – зеркальная. В кресле вагоновожатого – как в аквариуме: обзорность панорамная, даже стойки как-то не замечаются. Управление ведется с помощью рычага, выполняющего функции контроллера. Информацию о работе систем трамвая и ситуации в салоне можно считать с трех дисплеев.
Цифровые мониторы помогают контролировать работу систем трамвая. Фото: YouTube.com
Трамвай в своей основе имеет модульную конструкцию. Это дает возможность сборки целой линейки машин разной длины и пассажировместимости. С 2014-го по конец 2023-го произведено 235 вагонов. Стоимость зависит от комплектации и составляет 50-80 млн руб.
К концу 2023-го года трамвай эксплуатировался во многих российских городах. Это Тула, Екатеринбург, Ижевск, Курск, Москва, Красноярск, Улан-Удэ и другие. Также известно о поставках партии трамваев в Латвию – «война войной, а обед по распорядку»!
История создания
Она была довольно долгой и замысловатой. Модель, отличающаяся принципиально новыми тележками и вагоном, разрабатывалась с начала 2000-х Усть-Катавским заводом. Серийное производство наметили на 2002-й. Однако УКВЗ сменил планы и от реализации проекта отказался, отложив его до 2013-го. В этом году Торговый Дом завода провел торжественную презентацию трамвайных тележек, к выпуску которых предполагалось приступить в ближайшее время. Но в 2014-м УКВЗ поссорился с этой организацией и разорвал с ней отношения. Права на производство новой тележки остались у Торгового Дома. Позднее один из его соучредителей организовал собственную компанию и выкупил документацию. Выпуск новой модели (она получила индекс 71-911) фирма ПК «Транспортные системы» организовала на базе Тверского завода, занимавшегося производством вагонов.

Была создана пара прототипов с низким полом: одно- и трехсекционный вариант. Первый имел четыре оси, второй – шесть. Общие вложения в разработку трамваев нового типа – 10 млн евро. Первые модели состояли на 80 % из российских комплектующих. Но главные из них все же производились за рубежом. Это чешский силовой агрегат, редуктор из Австрии, двери из Финляндии.
Испытания
Они стартовали в столице еще в 2014-м. После окончания тестирования вагон получил сертификат, разрешающий массовое производство. «Львенка» должна было поставить на свой баланс организация «Мосгортранс», но этого почему-то не случилось и модель вернулась в Тверь. Там ее обкатывали в 2015-м, а в 2017-м – в Перми. Первая более-менее крупная серия в количестве 63-х вагонов сошла с конвейера только в 2020-м.
О конструкции
В плане дизайна машина выглядит привлекательно, даже несколько футуристично. Стоит сказать: трамвай выпускается в Твери, но передняя и задняя секция, сделанные из стеклопластика, поставляет Нижегородское предприятия «Фабрика композитов».

Из особенностей конструкции выделяются низкопольные поворотные тележки (некоторые используемые в них технические решения запатентованы) и аккумуляторы. Благодаря последним, трамвай способен проехать не менее 1,5 км без контактной сети. И конструкторы на этом останавливаться не собираются: в будущем планируется обеспечить больший запас хода (предполагается использовать идеи, заложенные в электробус «Пионер»).
Пассажирский салон
В него можно пройти через одну из четырех дверей. Две центральные с 4-мя створками, крайние – с 2-мя. Пол покрыт специальным нескользящим покрытием, похожим на ламинат. Сиденья расположены на подиумах, подняться на которые можно по ступенькам.

Предусмотрены USB порты для подзарядки гаджетов, имеются информационные табло, кнопки связи с водителем. «Львенок» оборудован двухзонным климат-контролем, позволяющим устанавливать разную температуру в кабине водителя и салоне. Сиденья различаются по габаритам: на больших удобно располагаться вместе с детьми, на маленьких – одиночным пассажирам.
Кабина
В нее ведет отдельная сдвижная дверь, а перегородка – зеркальная. В кресле вагоновожатого – как в аквариуме: обзорность панорамная, даже стойки как-то не замечаются. Управление ведется с помощью рычага, выполняющего функции контроллера. Информацию о работе систем трамвая и ситуации в салоне можно считать с трех дисплеев.

Трамвай в своей основе имеет модульную конструкцию. Это дает возможность сборки целой линейки машин разной длины и пассажировместимости. С 2014-го по конец 2023-го произведено 235 вагонов. Стоимость зависит от комплектации и составляет 50-80 млн руб.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....