BYD: Tesla за бортом – очередь за Volkswagen
Пусть для кого-то это непривычно, но ситуация на мировом рынке электрокаров стремительно меняется не в пользу традиционных производителей. Конец минувшего года показал: BYD обогнала Tesla по количеству проданных автомобилей, относящихся к категории «полностью электрические». Сегодня китайская компания планомерно расширяет поставки своей продукции в страны ЕС, строит заводы-филиалы в Мексике и Индонезии, Таиланде и Бразилии, а также Венгрии и Узбекистане.
На внутреннем китайском рынке электромобилей пока лидирует VW Group (напомним, что в нее входит Audi). Однако большинство экспертов считает: первенство продлится не долго: BYD буквально «дышит в затылок» своим ближайшим конкурентам.
Компания начала свою деятельность в 1995-м году. Ее основатель – Ван Чуанфу, учившийся в элитном китайском образовательном учреждении – Центральном южном университете (г. Чанша). Он известен своими химическими исследованиями, направленными на усовершенствование аккумуляторов. Поэтому изначально компания BYD занималась производством АКБ для Motorola. Однако Ван мечтал делать свои автомобили.
В 2003-м компания приобрела предприятие в Сиане, выпускавшее машины с ДВС, работающими на бензине. Однако не все пошло сразу хорошо. Предыдущий владелец успел зарекомендовать себя с худшей стороны и продажи шли туго. Однако китайский авторынок развивался, а вместе с ним худо-бедно и BYD. Следующим этапом развития можно считать покупку 10 % акций за 230 млн долларов предпринимателем Уорреном Баффетом. Сделка не только финансово поддержало развитие компании, но и придала ей некоторую известность на мировом рынке.
Но машины на «батарейках» в то время стоили недешево, а модельный ряд был сильно ограничен. Очевидно, время полностью электрических машин еще не пришло. Тем не менее, производство нарастало.
Главе BYD пришлось пересмотреть свое обещание в 2011-м: компания сделала акцент на гибриды. Тем не менее, Ван оговорился: рынок КНР обладает «огромным потенциалом» в плане покупки электрокаров. К 2012-му количество выпускаемых в КНР автомобилей стало полностью удовлетворять спрос на них. Покупатели стали более разборчивыми и продажи продукции (а в т. ч. акций) BYD упали. Причина в том, что транснациональные объединения предлагали более «модные», стильные модели. Надо было что-то срочно предпринимать. Первое, что сделал Ван – пригласил автомобильного дизайнера (работал в «Ауди») Вольфганга Эггера.
А тот нанял сотню своих единомышленников – инженеров, не боящихся кардинальных решений. В результате все модели BYD получили новый внешний облик и претерпели технические изменения.
Глава компании постоянно решал главную проблему с АКБ – уменьшение ее стоимости. Поэтому начали заменять дорогие элементы в батареях более дешевыми. На смену литию, марганцу, никелю, кобальту пришли фосфат и железо. Первый опыт был не особо удачным: аккумуляторы приходилось заряжать слишком часто.
В 2020-м BYD начала производить батареи Blade, которые являлись неким компромиссом между стоимостью и временем их работы (расстоянием, преодолеваемым электромобилем). В том же году «Тесла» активизировала продажи своих «чисто» электрических машин, чем воодушевила население КНР. Но и в BYD не дремали и подготовили линейку новых химических АКБ. Получилось некое «разделение труда»: китайцы продавали относительно недорогие электрокары с дешевыми литий железо-фосфатными АКБ. «Тесла» ориентировалась в первую очередь на авто категории VIP с солидным запасом хода.
Банк из Швейцарии UBS, проводивший исследование мировых авторынков в прошедшем году, «внезапно» обнаружил: электрокар Seal от BYD дешевле европейского аналога VW ID.3 на 35 %. Откуда такая экономия?
Литий-железо-фосфатные АКБ сыграли свою роль лишь частично. Не секрет: в КНР более дешевая рабочая сила, хотя и она, медленно, но стабильно дорожает: китайцы уже давно не «работают за чашку риса». В КНР полно зарубежных автопроизводителей и конкуренция за квалифицированных сотрудников довольно жесткая.
У компании – свой отдельный «город» в Шэньчжене. Это район с монорельсовой дорогой, охватывающей прилегающие дома в 18 этажей, в которых живут работники BYD. Поэтому доставка работников в офисы, лаборатории и научные центры – беспроблемная и оперативная.
Бытует мнение, что машины с ДВС, дополненные отдельными движками, питающимися от АКБ, гораздо дороже своих «чисто» электрических или сугубо бензиновых (дизельных) «собратьев». Об этом трудно судить, но обратимся к фактам. Огромный китайский авторынок (самый большой в мире) представляет собой 40 % машин с электрическими или гибридными силовыми установками. Эксперты предполагают: в следующем году доля такой техники перевалит за 50 %.
Рост темпа продаж BYD ошеломляет: за пару последних лет прирост составил по миллиону машин в год. Подобное было только в General Motors в 1946-м, и то, только за счет отгремевшей Второй мировой войны.
Что касается беспилотников, то в BYD пока относятся к ним с «прохладцей», предпочитая сконцентрироваться на авто с расширенными опциями ассистента. Глава компании в январе этого года заявил, что у них есть 4 тыс. специалистов, занимающихся разработками машин с ограниченным автономным вождением. В это дело вложено 14 млрд долларов.
Стремительное развитие BYD не могло не заинтересовать Запад и побудило искать причины успеха. В ЕС провели расследование, основанное на отчетах китайской компании, публикуемых в масс-медиа. С 2008-й по 2022-й автопроизводитель получил государственную помощь в размере 2,6 млрд «зеленых». И это, не говоря уже о косвенных «поблажках» типа «обеспечения» закупок таксопарками в Шэеньчжене (там штаб-квартира) только моделей BYD. Руководство компании информацию о субсидиях игнорирует и никак не комментирует.
На китайском авторынке сегодня идет нешуточная война за покупателей между Tesla и BYD. Последняя в лучшем положении, т. к. имеет больший опыт производства гибридов, пользующихся спросом в стране. Нередко обеим компаниями приходится идти на скидки, иногда даже себе в убыток. Например, одна из последних моделей BYD – малолитражная электрическая легковушка Seagull продается в КНР за 11 тыс. «зеленых».
Причем тут это – спросит читатель: а все очень просто – если наступать, так по всем фронтам, решил китайский автопроизводитель и выпустил судно-автоперевозчик Explorer № 1. Это один из крупнейших кораблей такого рода в мире и BYD на этом останавливаться не собирается.
А сегодня транспорт, способный перевозить до 5 тыс. электрокаров, движется по направлению к Голландии, где должен пришвартоваться 21 февраля текущего года.
На внутреннем рынке КНР BYD стремительно завоевывает лидирующие позиции, причем, весьма аккуратно, не «делая резких движений». Можно быть уверенным: в КНР эта компания в ближайшем будущем по объему продаж выйдет на первое место. А перспективы насчет экспорта? На эту тему в январе 2024-го высказался Илон Маск, который заметил, что если не будут «поставлены торговые барьеры», то китайская автоиндустрия «уничтожит» другие компании мира.
На внутреннем китайском рынке электромобилей пока лидирует VW Group (напомним, что в нее входит Audi). Однако большинство экспертов считает: первенство продлится не долго: BYD буквально «дышит в затылок» своим ближайшим конкурентам.
Как все начиналось
Компания начала свою деятельность в 1995-м году. Ее основатель – Ван Чуанфу, учившийся в элитном китайском образовательном учреждении – Центральном южном университете (г. Чанша). Он известен своими химическими исследованиями, направленными на усовершенствование аккумуляторов. Поэтому изначально компания BYD занималась производством АКБ для Motorola. Однако Ван мечтал делать свои автомобили.
Сегодня в цехах BYD – полная роботизация: людей и не видно. Фото: YouTube/com
В 2003-м компания приобрела предприятие в Сиане, выпускавшее машины с ДВС, работающими на бензине. Однако не все пошло сразу хорошо. Предыдущий владелец успел зарекомендовать себя с худшей стороны и продажи шли туго. Однако китайский авторынок развивался, а вместе с ним худо-бедно и BYD. Следующим этапом развития можно считать покупку 10 % акций за 230 млн долларов предпринимателем Уорреном Баффетом. Сделка не только финансово поддержало развитие компании, но и придала ей некоторую известность на мировом рынке.
Рост производства и проблемы
Но машины на «батарейках» в то время стоили недешево, а модельный ряд был сильно ограничен. Очевидно, время полностью электрических машин еще не пришло. Тем не менее, производство нарастало.
Г-н Чуанфу тогда заявил, что через пару лет он выйдет на рынок США.
Главе BYD пришлось пересмотреть свое обещание в 2011-м: компания сделала акцент на гибриды. Тем не менее, Ван оговорился: рынок КНР обладает «огромным потенциалом» в плане покупки электрокаров. К 2012-му количество выпускаемых в КНР автомобилей стало полностью удовлетворять спрос на них. Покупатели стали более разборчивыми и продажи продукции (а в т. ч. акций) BYD упали. Причина в том, что транснациональные объединения предлагали более «модные», стильные модели. Надо было что-то срочно предпринимать. Первое, что сделал Ван – пригласил автомобильного дизайнера (работал в «Ауди») Вольфганга Эггера.
Сегодня у BYD (модель SONG) с дизайном все в порядке. Фото: YouTube/com
А тот нанял сотню своих единомышленников – инженеров, не боящихся кардинальных решений. В результате все модели BYD получили новый внешний облик и претерпели технические изменения.
Эпопея с аккумуляторами
Глава компании постоянно решал главную проблему с АКБ – уменьшение ее стоимости. Поэтому начали заменять дорогие элементы в батареях более дешевыми. На смену литию, марганцу, никелю, кобальту пришли фосфат и железо. Первый опыт был не особо удачным: аккумуляторы приходилось заряжать слишком часто.
Гибрид BYD Seal – 3,6 л/100 км. Фото: YouTube.com
В 2020-м BYD начала производить батареи Blade, которые являлись неким компромиссом между стоимостью и временем их работы (расстоянием, преодолеваемым электромобилем). В том же году «Тесла» активизировала продажи своих «чисто» электрических машин, чем воодушевила население КНР. Но и в BYD не дремали и подготовили линейку новых химических АКБ. Получилось некое «разделение труда»: китайцы продавали относительно недорогие электрокары с дешевыми литий железо-фосфатными АКБ. «Тесла» ориентировалась в первую очередь на авто категории VIP с солидным запасом хода.
Модели BYD
Банк из Швейцарии UBS, проводивший исследование мировых авторынков в прошедшем году, «внезапно» обнаружил: электрокар Seal от BYD дешевле европейского аналога VW ID.3 на 35 %. Откуда такая экономия?
Электрокар VW ID.3 меньше и дороже своего китайского аналога. Фото: YouTube.com
Литий-железо-фосфатные АКБ сыграли свою роль лишь частично. Не секрет: в КНР более дешевая рабочая сила, хотя и она, медленно, но стабильно дорожает: китайцы уже давно не «работают за чашку риса». В КНР полно зарубежных автопроизводителей и конкуренция за квалифицированных сотрудников довольно жесткая.
Гибрид BYD Seal – 3,6 л/100 км. Фото: YouTube.com
У компании – свой отдельный «город» в Шэньчжене. Это район с монорельсовой дорогой, охватывающей прилегающие дома в 18 этажей, в которых живут работники BYD. Поэтому доставка работников в офисы, лаборатории и научные центры – беспроблемная и оперативная.
Гибридные авто и беспилотники
Бытует мнение, что машины с ДВС, дополненные отдельными движками, питающимися от АКБ, гораздо дороже своих «чисто» электрических или сугубо бензиновых (дизельных) «собратьев». Об этом трудно судить, но обратимся к фактам. Огромный китайский авторынок (самый большой в мире) представляет собой 40 % машин с электрическими или гибридными силовыми установками. Эксперты предполагают: в следующем году доля такой техники перевалит за 50 %.
BYD, как и почти все китайские автопроизводители, не экспортирует свои легковушки в США, ограничиваясь автобусами. Но в другие страны – пожалуйста!
Рост темпа продаж BYD ошеломляет: за пару последних лет прирост составил по миллиону машин в год. Подобное было только в General Motors в 1946-м, и то, только за счет отгремевшей Второй мировой войны.
Каждую минуту с конвейеров BYD сходит примерно по 7 автомобилей. Фото: YouTube.com
Что касается беспилотников, то в BYD пока относятся к ним с «прохладцей», предпочитая сконцентрироваться на авто с расширенными опциями ассистента. Глава компании в январе этого года заявил, что у них есть 4 тыс. специалистов, занимающихся разработками машин с ограниченным автономным вождением. В это дело вложено 14 млрд долларов.
О субсидиях
Стремительное развитие BYD не могло не заинтересовать Запад и побудило искать причины успеха. В ЕС провели расследование, основанное на отчетах китайской компании, публикуемых в масс-медиа. С 2008-й по 2022-й автопроизводитель получил государственную помощь в размере 2,6 млрд «зеленых». И это, не говоря уже о косвенных «поблажках» типа «обеспечения» закупок таксопарками в Шэеньчжене (там штаб-квартира) только моделей BYD. Руководство компании информацию о субсидиях игнорирует и никак не комментирует.
Электрокар Seagull доступен китайцам, а россиянам? Фото: YouTube.com
На китайском авторынке сегодня идет нешуточная война за покупателей между Tesla и BYD. Последняя в лучшем положении, т. к. имеет больший опыт производства гибридов, пользующихся спросом в стране. Нередко обеим компаниями приходится идти на скидки, иногда даже себе в убыток. Например, одна из последних моделей BYD – малолитражная электрическая легковушка Seagull продается в КНР за 11 тыс. «зеленых».
О кораблестроении
Причем тут это – спросит читатель: а все очень просто – если наступать, так по всем фронтам, решил китайский автопроизводитель и выпустил судно-автоперевозчик Explorer № 1. Это один из крупнейших кораблей такого рода в мире и BYD на этом останавливаться не собирается.
Explorer № 1 движется по назначенному маршруту. Фото: YouTube.com
А сегодня транспорт, способный перевозить до 5 тыс. электрокаров, движется по направлению к Голландии, где должен пришвартоваться 21 февраля текущего года.
Резюме
На внутреннем рынке КНР BYD стремительно завоевывает лидирующие позиции, причем, весьма аккуратно, не «делая резких движений». Можно быть уверенным: в КНР эта компания в ближайшем будущем по объему продаж выйдет на первое место. А перспективы насчет экспорта? На эту тему в январе 2024-го высказался Илон Маск, который заметил, что если не будут «поставлены торговые барьеры», то китайская автоиндустрия «уничтожит» другие компании мира.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....