BYD: Tesla за бортом – очередь за Volkswagen
Пусть для кого-то это непривычно, но ситуация на мировом рынке электрокаров стремительно меняется не в пользу традиционных производителей. Конец минувшего года показал: BYD обогнала Tesla по количеству проданных автомобилей, относящихся к категории «полностью электрические». Сегодня китайская компания планомерно расширяет поставки своей продукции в страны ЕС, строит заводы-филиалы в Мексике и Индонезии, Таиланде и Бразилии, а также Венгрии и Узбекистане.
На внутреннем китайском рынке электромобилей пока лидирует VW Group (напомним, что в нее входит Audi). Однако большинство экспертов считает: первенство продлится не долго: BYD буквально «дышит в затылок» своим ближайшим конкурентам.
Компания начала свою деятельность в 1995-м году. Ее основатель – Ван Чуанфу, учившийся в элитном китайском образовательном учреждении – Центральном южном университете (г. Чанша). Он известен своими химическими исследованиями, направленными на усовершенствование аккумуляторов. Поэтому изначально компания BYD занималась производством АКБ для Motorola. Однако Ван мечтал делать свои автомобили.
В 2003-м компания приобрела предприятие в Сиане, выпускавшее машины с ДВС, работающими на бензине. Однако не все пошло сразу хорошо. Предыдущий владелец успел зарекомендовать себя с худшей стороны и продажи шли туго. Однако китайский авторынок развивался, а вместе с ним худо-бедно и BYD. Следующим этапом развития можно считать покупку 10 % акций за 230 млн долларов предпринимателем Уорреном Баффетом. Сделка не только финансово поддержало развитие компании, но и придала ей некоторую известность на мировом рынке.
Но машины на «батарейках» в то время стоили недешево, а модельный ряд был сильно ограничен. Очевидно, время полностью электрических машин еще не пришло. Тем не менее, производство нарастало.
Главе BYD пришлось пересмотреть свое обещание в 2011-м: компания сделала акцент на гибриды. Тем не менее, Ван оговорился: рынок КНР обладает «огромным потенциалом» в плане покупки электрокаров. К 2012-му количество выпускаемых в КНР автомобилей стало полностью удовлетворять спрос на них. Покупатели стали более разборчивыми и продажи продукции (а в т. ч. акций) BYD упали. Причина в том, что транснациональные объединения предлагали более «модные», стильные модели. Надо было что-то срочно предпринимать. Первое, что сделал Ван – пригласил автомобильного дизайнера (работал в «Ауди») Вольфганга Эггера.
А тот нанял сотню своих единомышленников – инженеров, не боящихся кардинальных решений. В результате все модели BYD получили новый внешний облик и претерпели технические изменения.
Глава компании постоянно решал главную проблему с АКБ – уменьшение ее стоимости. Поэтому начали заменять дорогие элементы в батареях более дешевыми. На смену литию, марганцу, никелю, кобальту пришли фосфат и железо. Первый опыт был не особо удачным: аккумуляторы приходилось заряжать слишком часто.
В 2020-м BYD начала производить батареи Blade, которые являлись неким компромиссом между стоимостью и временем их работы (расстоянием, преодолеваемым электромобилем). В том же году «Тесла» активизировала продажи своих «чисто» электрических машин, чем воодушевила население КНР. Но и в BYD не дремали и подготовили линейку новых химических АКБ. Получилось некое «разделение труда»: китайцы продавали относительно недорогие электрокары с дешевыми литий железо-фосфатными АКБ. «Тесла» ориентировалась в первую очередь на авто категории VIP с солидным запасом хода.
Банк из Швейцарии UBS, проводивший исследование мировых авторынков в прошедшем году, «внезапно» обнаружил: электрокар Seal от BYD дешевле европейского аналога VW ID.3 на 35 %. Откуда такая экономия?
Литий-железо-фосфатные АКБ сыграли свою роль лишь частично. Не секрет: в КНР более дешевая рабочая сила, хотя и она, медленно, но стабильно дорожает: китайцы уже давно не «работают за чашку риса». В КНР полно зарубежных автопроизводителей и конкуренция за квалифицированных сотрудников довольно жесткая.
У компании – свой отдельный «город» в Шэньчжене. Это район с монорельсовой дорогой, охватывающей прилегающие дома в 18 этажей, в которых живут работники BYD. Поэтому доставка работников в офисы, лаборатории и научные центры – беспроблемная и оперативная.
Бытует мнение, что машины с ДВС, дополненные отдельными движками, питающимися от АКБ, гораздо дороже своих «чисто» электрических или сугубо бензиновых (дизельных) «собратьев». Об этом трудно судить, но обратимся к фактам. Огромный китайский авторынок (самый большой в мире) представляет собой 40 % машин с электрическими или гибридными силовыми установками. Эксперты предполагают: в следующем году доля такой техники перевалит за 50 %.
Рост темпа продаж BYD ошеломляет: за пару последних лет прирост составил по миллиону машин в год. Подобное было только в General Motors в 1946-м, и то, только за счет отгремевшей Второй мировой войны.
Что касается беспилотников, то в BYD пока относятся к ним с «прохладцей», предпочитая сконцентрироваться на авто с расширенными опциями ассистента. Глава компании в январе этого года заявил, что у них есть 4 тыс. специалистов, занимающихся разработками машин с ограниченным автономным вождением. В это дело вложено 14 млрд долларов.
Стремительное развитие BYD не могло не заинтересовать Запад и побудило искать причины успеха. В ЕС провели расследование, основанное на отчетах китайской компании, публикуемых в масс-медиа. С 2008-й по 2022-й автопроизводитель получил государственную помощь в размере 2,6 млрд «зеленых». И это, не говоря уже о косвенных «поблажках» типа «обеспечения» закупок таксопарками в Шэеньчжене (там штаб-квартира) только моделей BYD. Руководство компании информацию о субсидиях игнорирует и никак не комментирует.
На китайском авторынке сегодня идет нешуточная война за покупателей между Tesla и BYD. Последняя в лучшем положении, т. к. имеет больший опыт производства гибридов, пользующихся спросом в стране. Нередко обеим компаниями приходится идти на скидки, иногда даже себе в убыток. Например, одна из последних моделей BYD – малолитражная электрическая легковушка Seagull продается в КНР за 11 тыс. «зеленых».
Причем тут это – спросит читатель: а все очень просто – если наступать, так по всем фронтам, решил китайский автопроизводитель и выпустил судно-автоперевозчик Explorer № 1. Это один из крупнейших кораблей такого рода в мире и BYD на этом останавливаться не собирается.
А сегодня транспорт, способный перевозить до 5 тыс. электрокаров, движется по направлению к Голландии, где должен пришвартоваться 21 февраля текущего года.
На внутреннем рынке КНР BYD стремительно завоевывает лидирующие позиции, причем, весьма аккуратно, не «делая резких движений». Можно быть уверенным: в КНР эта компания в ближайшем будущем по объему продаж выйдет на первое место. А перспективы насчет экспорта? На эту тему в январе 2024-го высказался Илон Маск, который заметил, что если не будут «поставлены торговые барьеры», то китайская автоиндустрия «уничтожит» другие компании мира.
На внутреннем китайском рынке электромобилей пока лидирует VW Group (напомним, что в нее входит Audi). Однако большинство экспертов считает: первенство продлится не долго: BYD буквально «дышит в затылок» своим ближайшим конкурентам.
Как все начиналось
Компания начала свою деятельность в 1995-м году. Ее основатель – Ван Чуанфу, учившийся в элитном китайском образовательном учреждении – Центральном южном университете (г. Чанша). Он известен своими химическими исследованиями, направленными на усовершенствование аккумуляторов. Поэтому изначально компания BYD занималась производством АКБ для Motorola. Однако Ван мечтал делать свои автомобили.
Сегодня в цехах BYD – полная роботизация: людей и не видно. Фото: YouTube/com
В 2003-м компания приобрела предприятие в Сиане, выпускавшее машины с ДВС, работающими на бензине. Однако не все пошло сразу хорошо. Предыдущий владелец успел зарекомендовать себя с худшей стороны и продажи шли туго. Однако китайский авторынок развивался, а вместе с ним худо-бедно и BYD. Следующим этапом развития можно считать покупку 10 % акций за 230 млн долларов предпринимателем Уорреном Баффетом. Сделка не только финансово поддержало развитие компании, но и придала ей некоторую известность на мировом рынке.
Рост производства и проблемы
Но машины на «батарейках» в то время стоили недешево, а модельный ряд был сильно ограничен. Очевидно, время полностью электрических машин еще не пришло. Тем не менее, производство нарастало.
Г-н Чуанфу тогда заявил, что через пару лет он выйдет на рынок США.
Главе BYD пришлось пересмотреть свое обещание в 2011-м: компания сделала акцент на гибриды. Тем не менее, Ван оговорился: рынок КНР обладает «огромным потенциалом» в плане покупки электрокаров. К 2012-му количество выпускаемых в КНР автомобилей стало полностью удовлетворять спрос на них. Покупатели стали более разборчивыми и продажи продукции (а в т. ч. акций) BYD упали. Причина в том, что транснациональные объединения предлагали более «модные», стильные модели. Надо было что-то срочно предпринимать. Первое, что сделал Ван – пригласил автомобильного дизайнера (работал в «Ауди») Вольфганга Эггера.
Сегодня у BYD (модель SONG) с дизайном все в порядке. Фото: YouTube/com
А тот нанял сотню своих единомышленников – инженеров, не боящихся кардинальных решений. В результате все модели BYD получили новый внешний облик и претерпели технические изменения.
Эпопея с аккумуляторами
Глава компании постоянно решал главную проблему с АКБ – уменьшение ее стоимости. Поэтому начали заменять дорогие элементы в батареях более дешевыми. На смену литию, марганцу, никелю, кобальту пришли фосфат и железо. Первый опыт был не особо удачным: аккумуляторы приходилось заряжать слишком часто.
Гибрид BYD Seal – 3,6 л/100 км. Фото: YouTube.com
В 2020-м BYD начала производить батареи Blade, которые являлись неким компромиссом между стоимостью и временем их работы (расстоянием, преодолеваемым электромобилем). В том же году «Тесла» активизировала продажи своих «чисто» электрических машин, чем воодушевила население КНР. Но и в BYD не дремали и подготовили линейку новых химических АКБ. Получилось некое «разделение труда»: китайцы продавали относительно недорогие электрокары с дешевыми литий железо-фосфатными АКБ. «Тесла» ориентировалась в первую очередь на авто категории VIP с солидным запасом хода.
Модели BYD
Банк из Швейцарии UBS, проводивший исследование мировых авторынков в прошедшем году, «внезапно» обнаружил: электрокар Seal от BYD дешевле европейского аналога VW ID.3 на 35 %. Откуда такая экономия?
Электрокар VW ID.3 меньше и дороже своего китайского аналога. Фото: YouTube.com
Литий-железо-фосфатные АКБ сыграли свою роль лишь частично. Не секрет: в КНР более дешевая рабочая сила, хотя и она, медленно, но стабильно дорожает: китайцы уже давно не «работают за чашку риса». В КНР полно зарубежных автопроизводителей и конкуренция за квалифицированных сотрудников довольно жесткая.
Гибрид BYD Seal – 3,6 л/100 км. Фото: YouTube.com
У компании – свой отдельный «город» в Шэньчжене. Это район с монорельсовой дорогой, охватывающей прилегающие дома в 18 этажей, в которых живут работники BYD. Поэтому доставка работников в офисы, лаборатории и научные центры – беспроблемная и оперативная.
Гибридные авто и беспилотники
Бытует мнение, что машины с ДВС, дополненные отдельными движками, питающимися от АКБ, гораздо дороже своих «чисто» электрических или сугубо бензиновых (дизельных) «собратьев». Об этом трудно судить, но обратимся к фактам. Огромный китайский авторынок (самый большой в мире) представляет собой 40 % машин с электрическими или гибридными силовыми установками. Эксперты предполагают: в следующем году доля такой техники перевалит за 50 %.
BYD, как и почти все китайские автопроизводители, не экспортирует свои легковушки в США, ограничиваясь автобусами. Но в другие страны – пожалуйста!
Рост темпа продаж BYD ошеломляет: за пару последних лет прирост составил по миллиону машин в год. Подобное было только в General Motors в 1946-м, и то, только за счет отгремевшей Второй мировой войны.
Каждую минуту с конвейеров BYD сходит примерно по 7 автомобилей. Фото: YouTube.com
Что касается беспилотников, то в BYD пока относятся к ним с «прохладцей», предпочитая сконцентрироваться на авто с расширенными опциями ассистента. Глава компании в январе этого года заявил, что у них есть 4 тыс. специалистов, занимающихся разработками машин с ограниченным автономным вождением. В это дело вложено 14 млрд долларов.
О субсидиях
Стремительное развитие BYD не могло не заинтересовать Запад и побудило искать причины успеха. В ЕС провели расследование, основанное на отчетах китайской компании, публикуемых в масс-медиа. С 2008-й по 2022-й автопроизводитель получил государственную помощь в размере 2,6 млрд «зеленых». И это, не говоря уже о косвенных «поблажках» типа «обеспечения» закупок таксопарками в Шэеньчжене (там штаб-квартира) только моделей BYD. Руководство компании информацию о субсидиях игнорирует и никак не комментирует.
Электрокар Seagull доступен китайцам, а россиянам? Фото: YouTube.com
На китайском авторынке сегодня идет нешуточная война за покупателей между Tesla и BYD. Последняя в лучшем положении, т. к. имеет больший опыт производства гибридов, пользующихся спросом в стране. Нередко обеим компаниями приходится идти на скидки, иногда даже себе в убыток. Например, одна из последних моделей BYD – малолитражная электрическая легковушка Seagull продается в КНР за 11 тыс. «зеленых».
О кораблестроении
Причем тут это – спросит читатель: а все очень просто – если наступать, так по всем фронтам, решил китайский автопроизводитель и выпустил судно-автоперевозчик Explorer № 1. Это один из крупнейших кораблей такого рода в мире и BYD на этом останавливаться не собирается.
Explorer № 1 движется по назначенному маршруту. Фото: YouTube.com
А сегодня транспорт, способный перевозить до 5 тыс. электрокаров, движется по направлению к Голландии, где должен пришвартоваться 21 февраля текущего года.
Резюме
На внутреннем рынке КНР BYD стремительно завоевывает лидирующие позиции, причем, весьма аккуратно, не «делая резких движений». Можно быть уверенным: в КНР эта компания в ближайшем будущем по объему продаж выйдет на первое место. А перспективы насчет экспорта? На эту тему в январе 2024-го высказался Илон Маск, который заметил, что если не будут «поставлены торговые барьеры», то китайская автоиндустрия «уничтожит» другие компании мира.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....