
BYD: Tesla за бортом – очередь за Volkswagen
Пусть для кого-то это непривычно, но ситуация на мировом рынке электрокаров стремительно меняется не в пользу традиционных производителей. Конец минувшего года показал: BYD обогнала Tesla по количеству проданных автомобилей, относящихся к категории «полностью электрические». Сегодня китайская компания планомерно расширяет поставки своей продукции в страны ЕС, строит заводы-филиалы в Мексике и Индонезии, Таиланде и Бразилии, а также Венгрии и Узбекистане.
На внутреннем китайском рынке электромобилей пока лидирует VW Group (напомним, что в нее входит Audi). Однако большинство экспертов считает: первенство продлится не долго: BYD буквально «дышит в затылок» своим ближайшим конкурентам.
Компания начала свою деятельность в 1995-м году. Ее основатель – Ван Чуанфу, учившийся в элитном китайском образовательном учреждении – Центральном южном университете (г. Чанша). Он известен своими химическими исследованиями, направленными на усовершенствование аккумуляторов. Поэтому изначально компания BYD занималась производством АКБ для Motorola. Однако Ван мечтал делать свои автомобили.
Сегодня в цехах BYD – полная роботизация: людей и не видно. Фото: YouTube/com
В 2003-м компания приобрела предприятие в Сиане, выпускавшее машины с ДВС, работающими на бензине. Однако не все пошло сразу хорошо. Предыдущий владелец успел зарекомендовать себя с худшей стороны и продажи шли туго. Однако китайский авторынок развивался, а вместе с ним худо-бедно и BYD. Следующим этапом развития можно считать покупку 10 % акций за 230 млн долларов предпринимателем Уорреном Баффетом. Сделка не только финансово поддержало развитие компании, но и придала ей некоторую известность на мировом рынке.
Но машины на «батарейках» в то время стоили недешево, а модельный ряд был сильно ограничен. Очевидно, время полностью электрических машин еще не пришло. Тем не менее, производство нарастало.
Главе BYD пришлось пересмотреть свое обещание в 2011-м: компания сделала акцент на гибриды. Тем не менее, Ван оговорился: рынок КНР обладает «огромным потенциалом» в плане покупки электрокаров. К 2012-му количество выпускаемых в КНР автомобилей стало полностью удовлетворять спрос на них. Покупатели стали более разборчивыми и продажи продукции (а в т. ч. акций) BYD упали. Причина в том, что транснациональные объединения предлагали более «модные», стильные модели. Надо было что-то срочно предпринимать. Первое, что сделал Ван – пригласил автомобильного дизайнера (работал в «Ауди») Вольфганга Эггера.
Сегодня у BYD (модель SONG) с дизайном все в порядке. Фото: YouTube/com
А тот нанял сотню своих единомышленников – инженеров, не боящихся кардинальных решений. В результате все модели BYD получили новый внешний облик и претерпели технические изменения.
Глава компании постоянно решал главную проблему с АКБ – уменьшение ее стоимости. Поэтому начали заменять дорогие элементы в батареях более дешевыми. На смену литию, марганцу, никелю, кобальту пришли фосфат и железо. Первый опыт был не особо удачным: аккумуляторы приходилось заряжать слишком часто.
Гибрид BYD Seal – 3,6 л/100 км. Фото: YouTube.com
В 2020-м BYD начала производить батареи Blade, которые являлись неким компромиссом между стоимостью и временем их работы (расстоянием, преодолеваемым электромобилем). В том же году «Тесла» активизировала продажи своих «чисто» электрических машин, чем воодушевила население КНР. Но и в BYD не дремали и подготовили линейку новых химических АКБ. Получилось некое «разделение труда»: китайцы продавали относительно недорогие электрокары с дешевыми литий железо-фосфатными АКБ. «Тесла» ориентировалась в первую очередь на авто категории VIP с солидным запасом хода.
Банк из Швейцарии UBS, проводивший исследование мировых авторынков в прошедшем году, «внезапно» обнаружил: электрокар Seal от BYD дешевле европейского аналога VW ID.3 на 35 %. Откуда такая экономия?
Электрокар VW ID.3 меньше и дороже своего китайского аналога. Фото: YouTube.com
Литий-железо-фосфатные АКБ сыграли свою роль лишь частично. Не секрет: в КНР более дешевая рабочая сила, хотя и она, медленно, но стабильно дорожает: китайцы уже давно не «работают за чашку риса». В КНР полно зарубежных автопроизводителей и конкуренция за квалифицированных сотрудников довольно жесткая.
Гибрид BYD Seal – 3,6 л/100 км. Фото: YouTube.com
У компании – свой отдельный «город» в Шэньчжене. Это район с монорельсовой дорогой, охватывающей прилегающие дома в 18 этажей, в которых живут работники BYD. Поэтому доставка работников в офисы, лаборатории и научные центры – беспроблемная и оперативная.
Бытует мнение, что машины с ДВС, дополненные отдельными движками, питающимися от АКБ, гораздо дороже своих «чисто» электрических или сугубо бензиновых (дизельных) «собратьев». Об этом трудно судить, но обратимся к фактам. Огромный китайский авторынок (самый большой в мире) представляет собой 40 % машин с электрическими или гибридными силовыми установками. Эксперты предполагают: в следующем году доля такой техники перевалит за 50 %.
Рост темпа продаж BYD ошеломляет: за пару последних лет прирост составил по миллиону машин в год. Подобное было только в General Motors в 1946-м, и то, только за счет отгремевшей Второй мировой войны.
Каждую минуту с конвейеров BYD сходит примерно по 7 автомобилей. Фото: YouTube.com
Что касается беспилотников, то в BYD пока относятся к ним с «прохладцей», предпочитая сконцентрироваться на авто с расширенными опциями ассистента. Глава компании в январе этого года заявил, что у них есть 4 тыс. специалистов, занимающихся разработками машин с ограниченным автономным вождением. В это дело вложено 14 млрд долларов.
Стремительное развитие BYD не могло не заинтересовать Запад и побудило искать причины успеха. В ЕС провели расследование, основанное на отчетах китайской компании, публикуемых в масс-медиа. С 2008-й по 2022-й автопроизводитель получил государственную помощь в размере 2,6 млрд «зеленых». И это, не говоря уже о косвенных «поблажках» типа «обеспечения» закупок таксопарками в Шэеньчжене (там штаб-квартира) только моделей BYD. Руководство компании информацию о субсидиях игнорирует и никак не комментирует.
Электрокар Seagull доступен китайцам, а россиянам? Фото: YouTube.com
На китайском авторынке сегодня идет нешуточная война за покупателей между Tesla и BYD. Последняя в лучшем положении, т. к. имеет больший опыт производства гибридов, пользующихся спросом в стране. Нередко обеим компаниями приходится идти на скидки, иногда даже себе в убыток. Например, одна из последних моделей BYD – малолитражная электрическая легковушка Seagull продается в КНР за 11 тыс. «зеленых».
Причем тут это – спросит читатель: а все очень просто – если наступать, так по всем фронтам, решил китайский автопроизводитель и выпустил судно-автоперевозчик Explorer № 1. Это один из крупнейших кораблей такого рода в мире и BYD на этом останавливаться не собирается.
Explorer № 1 движется по назначенному маршруту. Фото: YouTube.com
А сегодня транспорт, способный перевозить до 5 тыс. электрокаров, движется по направлению к Голландии, где должен пришвартоваться 21 февраля текущего года.
На внутреннем рынке КНР BYD стремительно завоевывает лидирующие позиции, причем, весьма аккуратно, не «делая резких движений». Можно быть уверенным: в КНР эта компания в ближайшем будущем по объему продаж выйдет на первое место. А перспективы насчет экспорта? На эту тему в январе 2024-го высказался Илон Маск, который заметил, что если не будут «поставлены торговые барьеры», то китайская автоиндустрия «уничтожит» другие компании мира.
На внутреннем китайском рынке электромобилей пока лидирует VW Group (напомним, что в нее входит Audi). Однако большинство экспертов считает: первенство продлится не долго: BYD буквально «дышит в затылок» своим ближайшим конкурентам.
Как все начиналось
Компания начала свою деятельность в 1995-м году. Ее основатель – Ван Чуанфу, учившийся в элитном китайском образовательном учреждении – Центральном южном университете (г. Чанша). Он известен своими химическими исследованиями, направленными на усовершенствование аккумуляторов. Поэтому изначально компания BYD занималась производством АКБ для Motorola. Однако Ван мечтал делать свои автомобили.

В 2003-м компания приобрела предприятие в Сиане, выпускавшее машины с ДВС, работающими на бензине. Однако не все пошло сразу хорошо. Предыдущий владелец успел зарекомендовать себя с худшей стороны и продажи шли туго. Однако китайский авторынок развивался, а вместе с ним худо-бедно и BYD. Следующим этапом развития можно считать покупку 10 % акций за 230 млн долларов предпринимателем Уорреном Баффетом. Сделка не только финансово поддержало развитие компании, но и придала ей некоторую известность на мировом рынке.
Рост производства и проблемы
Но машины на «батарейках» в то время стоили недешево, а модельный ряд был сильно ограничен. Очевидно, время полностью электрических машин еще не пришло. Тем не менее, производство нарастало.
Г-н Чуанфу тогда заявил, что через пару лет он выйдет на рынок США.
Главе BYD пришлось пересмотреть свое обещание в 2011-м: компания сделала акцент на гибриды. Тем не менее, Ван оговорился: рынок КНР обладает «огромным потенциалом» в плане покупки электрокаров. К 2012-му количество выпускаемых в КНР автомобилей стало полностью удовлетворять спрос на них. Покупатели стали более разборчивыми и продажи продукции (а в т. ч. акций) BYD упали. Причина в том, что транснациональные объединения предлагали более «модные», стильные модели. Надо было что-то срочно предпринимать. Первое, что сделал Ван – пригласил автомобильного дизайнера (работал в «Ауди») Вольфганга Эггера.

А тот нанял сотню своих единомышленников – инженеров, не боящихся кардинальных решений. В результате все модели BYD получили новый внешний облик и претерпели технические изменения.
Эпопея с аккумуляторами
Глава компании постоянно решал главную проблему с АКБ – уменьшение ее стоимости. Поэтому начали заменять дорогие элементы в батареях более дешевыми. На смену литию, марганцу, никелю, кобальту пришли фосфат и железо. Первый опыт был не особо удачным: аккумуляторы приходилось заряжать слишком часто.

В 2020-м BYD начала производить батареи Blade, которые являлись неким компромиссом между стоимостью и временем их работы (расстоянием, преодолеваемым электромобилем). В том же году «Тесла» активизировала продажи своих «чисто» электрических машин, чем воодушевила население КНР. Но и в BYD не дремали и подготовили линейку новых химических АКБ. Получилось некое «разделение труда»: китайцы продавали относительно недорогие электрокары с дешевыми литий железо-фосфатными АКБ. «Тесла» ориентировалась в первую очередь на авто категории VIP с солидным запасом хода.
Модели BYD
Банк из Швейцарии UBS, проводивший исследование мировых авторынков в прошедшем году, «внезапно» обнаружил: электрокар Seal от BYD дешевле европейского аналога VW ID.3 на 35 %. Откуда такая экономия?

Литий-железо-фосфатные АКБ сыграли свою роль лишь частично. Не секрет: в КНР более дешевая рабочая сила, хотя и она, медленно, но стабильно дорожает: китайцы уже давно не «работают за чашку риса». В КНР полно зарубежных автопроизводителей и конкуренция за квалифицированных сотрудников довольно жесткая.

У компании – свой отдельный «город» в Шэньчжене. Это район с монорельсовой дорогой, охватывающей прилегающие дома в 18 этажей, в которых живут работники BYD. Поэтому доставка работников в офисы, лаборатории и научные центры – беспроблемная и оперативная.
Гибридные авто и беспилотники
Бытует мнение, что машины с ДВС, дополненные отдельными движками, питающимися от АКБ, гораздо дороже своих «чисто» электрических или сугубо бензиновых (дизельных) «собратьев». Об этом трудно судить, но обратимся к фактам. Огромный китайский авторынок (самый большой в мире) представляет собой 40 % машин с электрическими или гибридными силовыми установками. Эксперты предполагают: в следующем году доля такой техники перевалит за 50 %.
BYD, как и почти все китайские автопроизводители, не экспортирует свои легковушки в США, ограничиваясь автобусами. Но в другие страны – пожалуйста!
Рост темпа продаж BYD ошеломляет: за пару последних лет прирост составил по миллиону машин в год. Подобное было только в General Motors в 1946-м, и то, только за счет отгремевшей Второй мировой войны.

Что касается беспилотников, то в BYD пока относятся к ним с «прохладцей», предпочитая сконцентрироваться на авто с расширенными опциями ассистента. Глава компании в январе этого года заявил, что у них есть 4 тыс. специалистов, занимающихся разработками машин с ограниченным автономным вождением. В это дело вложено 14 млрд долларов.
О субсидиях
Стремительное развитие BYD не могло не заинтересовать Запад и побудило искать причины успеха. В ЕС провели расследование, основанное на отчетах китайской компании, публикуемых в масс-медиа. С 2008-й по 2022-й автопроизводитель получил государственную помощь в размере 2,6 млрд «зеленых». И это, не говоря уже о косвенных «поблажках» типа «обеспечения» закупок таксопарками в Шэеньчжене (там штаб-квартира) только моделей BYD. Руководство компании информацию о субсидиях игнорирует и никак не комментирует.

На китайском авторынке сегодня идет нешуточная война за покупателей между Tesla и BYD. Последняя в лучшем положении, т. к. имеет больший опыт производства гибридов, пользующихся спросом в стране. Нередко обеим компаниями приходится идти на скидки, иногда даже себе в убыток. Например, одна из последних моделей BYD – малолитражная электрическая легковушка Seagull продается в КНР за 11 тыс. «зеленых».
О кораблестроении
Причем тут это – спросит читатель: а все очень просто – если наступать, так по всем фронтам, решил китайский автопроизводитель и выпустил судно-автоперевозчик Explorer № 1. Это один из крупнейших кораблей такого рода в мире и BYD на этом останавливаться не собирается.

А сегодня транспорт, способный перевозить до 5 тыс. электрокаров, движется по направлению к Голландии, где должен пришвартоваться 21 февраля текущего года.
Резюме
На внутреннем рынке КНР BYD стремительно завоевывает лидирующие позиции, причем, весьма аккуратно, не «делая резких движений». Можно быть уверенным: в КНР эта компания в ближайшем будущем по объему продаж выйдет на первое место. А перспективы насчет экспорта? На эту тему в январе 2024-го высказался Илон Маск, который заметил, что если не будут «поставлены торговые барьеры», то китайская автоиндустрия «уничтожит» другие компании мира.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....