.d-md-none .d-lg-block bibimot

BYD: Tesla за бортом – очередь за Volkswagen

BYD: Tesla за бортом – очередь за Volkswagen
Пусть для кого-то это непривычно, но ситуация на мировом рынке электрокаров стремительно меняется не в пользу традиционных производителей. Конец минувшего года показал: BYD обогнала Tesla по количеству проданных автомобилей, относящихся к категории «полностью электрические». Сегодня китайская компания планомерно расширяет поставки своей продукции в страны ЕС, строит заводы-филиалы в Мексике и Индонезии, Таиланде и Бразилии, а также Венгрии и Узбекистане.


На внутреннем китайском рынке электромобилей пока лидирует VW Group (напомним, что в нее входит Audi). Однако большинство экспертов считает: первенство продлится не долго: BYD буквально «дышит в затылок» своим ближайшим конкурентам.

Как все начиналось


Компания начала свою деятельность в 1995-м году. Ее основатель – Ван Чуанфу, учившийся в элитном китайском образовательном учреждении – Центральном южном университете (г. Чанша). Он известен своими химическими исследованиями, направленными на усовершенствование аккумуляторов. Поэтому изначально компания BYD занималась производством АКБ для Motorola. Однако Ван мечтал делать свои автомобили.

BYD: Tesla за бортом – очередь за VolkswagenСегодня в цехах BYD – полная роботизация: людей и не видно. Фото: YouTube/com

В 2003-м компания приобрела предприятие в Сиане, выпускавшее машины с ДВС, работающими на бензине. Однако не все пошло сразу хорошо. Предыдущий владелец успел зарекомендовать себя с худшей стороны и продажи шли туго. Однако китайский авторынок развивался, а вместе с ним худо-бедно и BYD. Следующим этапом развития можно считать покупку 10 % акций за 230 млн долларов предпринимателем Уорреном Баффетом. Сделка не только финансово поддержало развитие компании, но и придала ей некоторую известность на мировом рынке.

Рост производства и проблемы


Но машины на «батарейках» в то время стоили недешево, а модельный ряд был сильно ограничен. Очевидно, время полностью электрических машин еще не пришло. Тем не менее, производство нарастало.

Г-н Чуанфу тогда заявил, что через пару лет он выйдет на рынок США.

Главе BYD пришлось пересмотреть свое обещание в 2011-м: компания сделала акцент на гибриды. Тем не менее, Ван оговорился: рынок КНР обладает «огромным потенциалом» в плане покупки электрокаров. К 2012-му количество выпускаемых в КНР автомобилей стало полностью удовлетворять спрос на них. Покупатели стали более разборчивыми и продажи продукции (а в т. ч. акций) BYD упали. Причина в том, что транснациональные объединения предлагали более «модные», стильные модели. Надо было что-то срочно предпринимать. Первое, что сделал Ван – пригласил автомобильного дизайнера (работал в «Ауди») Вольфганга Эггера.

Сегодня у BYD (модель SONG) с дизайном все в порядке. Фото: YouTube/com

А тот нанял сотню своих единомышленников – инженеров, не боящихся кардинальных решений. В результате все модели BYD получили новый внешний облик и претерпели технические изменения.

Эпопея с аккумуляторами


Глава компании постоянно решал главную проблему с АКБ – уменьшение ее стоимости. Поэтому начали заменять дорогие элементы в батареях более дешевыми. На смену литию, марганцу, никелю, кобальту пришли фосфат и железо. Первый опыт был не особо удачным: аккумуляторы приходилось заряжать слишком часто.

Гибрид BYD Seal – 3,6 л/100 км. Фото: YouTube.com

В 2020-м BYD начала производить батареи Blade, которые являлись неким компромиссом между стоимостью и временем их работы (расстоянием, преодолеваемым электромобилем). В том же году «Тесла» активизировала продажи своих «чисто» электрических машин, чем воодушевила население КНР. Но и в BYD не дремали и подготовили линейку новых химических АКБ. Получилось некое «разделение труда»: китайцы продавали относительно недорогие электрокары с дешевыми литий железо-фосфатными АКБ. «Тесла» ориентировалась в первую очередь на авто категории VIP с солидным запасом хода.

Модели BYD


Банк из Швейцарии UBS, проводивший исследование мировых авторынков в прошедшем году, «внезапно» обнаружил: электрокар Seal от BYD дешевле европейского аналога VW ID.3 на 35 %. Откуда такая экономия?

Электрокар VW ID.3 меньше и дороже своего китайского аналога. Фото: YouTube.com

Литий-железо-фосфатные АКБ сыграли свою роль лишь частично. Не секрет: в КНР более дешевая рабочая сила, хотя и она, медленно, но стабильно дорожает: китайцы уже давно не «работают за чашку риса». В КНР полно зарубежных автопроизводителей и конкуренция за квалифицированных сотрудников довольно жесткая.

Гибрид BYD Seal – 3,6 л/100 км. Фото: YouTube.com

У компании – свой отдельный «город» в Шэньчжене. Это район с монорельсовой дорогой, охватывающей прилегающие дома в 18 этажей, в которых живут работники BYD. Поэтому доставка работников в офисы, лаборатории и научные центры – беспроблемная и оперативная.

Гибридные авто и беспилотники


Бытует мнение, что машины с ДВС, дополненные отдельными движками, питающимися от АКБ, гораздо дороже своих «чисто» электрических или сугубо бензиновых (дизельных) «собратьев». Об этом трудно судить, но обратимся к фактам. Огромный китайский авторынок (самый большой в мире) представляет собой 40 % машин с электрическими или гибридными силовыми установками. Эксперты предполагают: в следующем году доля такой техники перевалит за 50 %.

BYD, как и почти все китайские автопроизводители, не экспортирует свои легковушки в США, ограничиваясь автобусами. Но в другие страны – пожалуйста!

Рост темпа продаж BYD ошеломляет: за пару последних лет прирост составил по миллиону машин в год. Подобное было только в General Motors в 1946-м, и то, только за счет отгремевшей Второй мировой войны.

Каждую минуту с конвейеров BYD сходит примерно по 7 автомобилей. Фото: YouTube.com

Что касается беспилотников, то в BYD пока относятся к ним с «прохладцей», предпочитая сконцентрироваться на авто с расширенными опциями ассистента. Глава компании в январе этого года заявил, что у них есть 4 тыс. специалистов, занимающихся разработками машин с ограниченным автономным вождением. В это дело вложено 14 млрд долларов.

О субсидиях


Стремительное развитие BYD не могло не заинтересовать Запад и побудило искать причины успеха. В ЕС провели расследование, основанное на отчетах китайской компании, публикуемых в масс-медиа. С 2008-й по 2022-й автопроизводитель получил государственную помощь в размере 2,6 млрд «зеленых». И это, не говоря уже о косвенных «поблажках» типа «обеспечения» закупок таксопарками в Шэеньчжене (там штаб-квартира) только моделей BYD. Руководство компании информацию о субсидиях игнорирует и никак не комментирует.

Электрокар Seagull доступен китайцам, а россиянам? Фото: YouTube.com

На китайском авторынке сегодня идет нешуточная война за покупателей между Tesla и BYD. Последняя в лучшем положении, т. к. имеет больший опыт производства гибридов, пользующихся спросом в стране. Нередко обеим компаниями приходится идти на скидки, иногда даже себе в убыток. Например, одна из последних моделей BYD – малолитражная электрическая легковушка Seagull продается в КНР за 11 тыс. «зеленых».

О кораблестроении


Причем тут это – спросит читатель: а все очень просто – если наступать, так по всем фронтам, решил китайский автопроизводитель и выпустил судно-автоперевозчик Explorer № 1. Это один из крупнейших кораблей такого рода в мире и BYD на этом останавливаться не собирается.

Explorer № 1 движется по назначенному маршруту. Фото: YouTube.com

А сегодня транспорт, способный перевозить до 5 тыс. электрокаров, движется по направлению к Голландии, где должен пришвартоваться 21 февраля текущего года.

Резюме


На внутреннем рынке КНР BYD стремительно завоевывает лидирующие позиции, причем, весьма аккуратно, не «делая резких движений». Можно быть уверенным: в КНР эта компания в ближайшем будущем по объему продаж выйдет на первое место. А перспективы насчет экспорта? На эту тему в январе 2024-го высказался Илон Маск, который заметил, что если не будут «поставлены торговые барьеры», то китайская автоиндустрия «уничтожит» другие компании мира.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете об успехах BYD?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Автомобильная Индонезия – самая беззаботная страна в миреTerra Incognita: транспорт и дороги Бразилии

Метропоезд Siemens M1 для Праги и Венесуэлы

Метропоезд Siemens M1 для Праги и Венесуэлы

Siemens M1 создавался специально для пражского метро. Его конструкция оказалась очень надёжной, поэтому составы находятся в эксплуатации по сей день....
  • 157