
Darracq AX – оригинальный 2-местный автомобиль начала ХХ века
Если вернуться лет на 120 назад, то мы увидим совсем другой автопром. Да, в те времена транспортная промышленность только делала первые скромные шаги. Создаваемые конструкции, по сегодняшним меркам, были более чем примитивными. Несмотря на это, и в начале ХХ века имелись интересные экземпляры, об одном из которых мы и расскажем вам сейчас.
Понятное дело, что в те времена купить новомодный моторизованный экипаж могли себе позволить только члены королевских семей, руководители государств или очень богатые люди. Да и европейское производство, большей частью, сосредоточилось в таких странах, как Франция или Великобритания.
В красивом цвете – автомобиль Darracq AX. Фото: youtube.com
Одним из энтузиастов данного направления являлся Александр Даррак (1855-1931), тесно связанный с обеими странами. Он родился во Франции и к 1904 году выпускал каждый десятый автомобиль, производимый в этой стране. Ему приходилось выступать не только в качестве транспортного промышленника, но и инвестора или инженера.
Начинал будущий бизнесмен с обучения рисованию. Позже, в молодые годы, трудился на швейном производстве. Здесь впервые проявился его конструкторский талант, вылившийся в изобретение оригинальной машины. Впоследствии она даже стала экспонатом Парижской выставки-1889.
Позднее он организовал компанию, в итоге придя к выпуску популярного в тот период личного транспорта. Начинал он с велосипедов и мотоциклов, дойдя в начале ХХ века и до более серьезного направления – конструирования и сборки первых автомобилей. Но главной его страстью стали роторные двигатели, которые он старался использовать в каждой из своих моделей от компании Darracq & Cie.
Хороших результатов Даррак добился благодаря двум примененным в технологическом процессе моментам: использовании прессованной стали как базы для изготовления шасси и частичного отказа от ручного труда. Вместо него впервые применена сборка на промышленном оборудовании.
Самое удивительное, что сам бизнесмен не являлся фанатом автомобилей и редко садился за руль. Его, скорее всего, можно считать талантливый теоретиком, которого больше занимал технический процесс производства, а не конечный результат. Тем не менее созданные им модели являлись авторами рекордов скорости на твердой поверхности в 1904/1905 годах. В тот же период они выиграли несколько крупных соревнований, среди которых – знаменитый американский Кубок Вандербильта (второй и третий розыгрыш 1905/1906 годов).
Задняя часть Darracq AX. Фото: youtube.com
Такие заметные успехи положительно сказались на имидже компании и ее владельца. Бизнес расширился, принеся лицензионное партнерство с английскими производителями. К сожалению, упорное желание продвигать идею роторного двигателя привело Даррака к печальным последствиям.
Уже к 1904 году контроль оказался в руках британских инвесторов, француз лишь владел некоторым пакетом акций, сохранив за собой и директорское кресло. В июне 1912 года обстоятельства вынудили его удалится на преждевременный заслуженный отдых. А в 20-х имя Даррака вовсе исчезло из названия теперь уже не принадлежащей французскому бизнесмену компании.
Но память о талантливом производителе и конструкторе неожиданно дошла до наших времен. Все это благодаря сохранившемуся образцу автомобиля Darracq AX 1907 года выпуска. Конечно, древняя конструкция, попавшая в руки современных энтузиастов, находилась в плачевном и полностью нерабочем состоянии. Но желание и усердный труд смогли ее кардинально преобразить, вернув былой шик и лоск.
Небольшое багажное отделение Darracq AX. Фото: youtube.com
При выполнении реставрационных работ главной задачей ставилось сохранение первозданных элементов. Это относилось и к основным частям конструкции экипажа, и к цветовому исполнению, и к дизайнерским решениям. У автомобиля остался также оригинальный силовой агрегат со следующими характеристиками:
✅ двухцилиндровой вариант
✅ применение водяного охлаждения
✅ номинальная мощность – 10-12 л. с
Кроме всего прочего, при запуске этого автомобиля не требовалась заводная ручка (хотя и имелась, на всякий случай). Конструкторы изначально предусмотрели установку на превосходную эдвардианскую модель диковинный для начала ХХ века электрический запуск двигателя. Тогда это было заметным техническим прорывом, и вовсе не считалось чем-то само собой разумеющимся.
После реконструкции, которая распространилась на 95 % элементов ретромобиля, скромный движок работает довольно мощно и надежно. А сам экипаж получил почти первозданный вид и полную готовность для участия в соревнованиях VCC. Также стоит отметить восстановленные элементы дизайна Darracq AX:
✅ общий насыщенно-красный окрас
✅ спицы колес – в том же тоне
✅ выделение во внешнем дизайне золотых акцентов
✅ шикарный салон из зеленых кожаных сидений
Отреставрированный образец прекрасно показывает, что люксовое оформление для начала прошлого века считалось в порядке вещей. Ведь, как уже упоминалось, на тот период автомобиль не был массовым транспортом. Им могли владеть лишь единицы из категории избранных. Понятное дело, что для представителей высшего общества создавалось особое сочетание дизайна и набора элементов конструкции:
✅ обивка сидений с пуговицами
✅ стильные крылья
✅ применение в автомобиле латуни
✅ ножной и ручной тормоз
Если вернуться к обустройству силового агрегата, то здесь можно найти еще несколько интересных решений от производителей. То, что для его запуска достаточно потянуть компактный рычаг, сочетается с рядом прогрессивных элементов:
✅ дроссельная заслонка
✅ водяной насос
✅ мокрый картер
Вся эта «нафаршированность» оправдывалась нацеленностью автомобиля на спортивное назначение. Ну, и в повседневном использовании он также выглядел всегда на высоте. Это обеспечивал, в том числе, и приятный внешний вид.
Шикарные сиденья и рулевое управление. Фото: youtube.com
Например, удобное двухместное сидение позволяло взять с собой в поездку супругу или приятеля. Конечно, кузов имел открытую конструкцию (что являлось золотым стандартом начала прошлого века) и правосторонний руль.
Установленные на машину спицованные пневмошины можно считать отличным решением. Как и широкие крылья, покрывающие все четыре колеса конструкции. Компактный двигатель расположился под передним капотом со стильным золотым кантом. А вот в задней части имеется небольшое багажное отделение, предусмотренное под изогнутой крышкой.
Впереди у автомобиля Darracq AX имеется всего одна большая фара, расположенная с правой стороны. Напомним, что тогда еще не было строгих требований активной безопасности, включающих наличие пары фар и габаритов. Зато имеется звуковой сигнал типа клаксон, удобно установленный под правой рукой у водителя.
Крошечный двигатель Darracq AX. Фото: youtube.com
Всем понятно, что сегодня от этой архаичной конструкции не приходится ждать каких-то сверхрезультатов скорости. Тем не менее ее двигатель уверенно рокочет, создавая впечатление достаточной мощи и тяги. Поэтому подобный автомобиль может вполне подойти для участия в соревнованиях ретро-техники. Вот только в своей «возрастной» группе он вряд ли найдет достаточно конкурентов. Ведь ровесники этого «Мафусала» уже давно превратились в металлолом, пройдя неоднократную переработку.
Понятное дело, что в те времена купить новомодный моторизованный экипаж могли себе позволить только члены королевских семей, руководители государств или очень богатые люди. Да и европейское производство, большей частью, сосредоточилось в таких странах, как Франция или Великобритания.

Одним из энтузиастов данного направления являлся Александр Даррак (1855-1931), тесно связанный с обеими странами. Он родился во Франции и к 1904 году выпускал каждый десятый автомобиль, производимый в этой стране. Ему приходилось выступать не только в качестве транспортного промышленника, но и инвестора или инженера.
Талантливый французский проектировщик
Начинал будущий бизнесмен с обучения рисованию. Позже, в молодые годы, трудился на швейном производстве. Здесь впервые проявился его конструкторский талант, вылившийся в изобретение оригинальной машины. Впоследствии она даже стала экспонатом Парижской выставки-1889.
Позднее он организовал компанию, в итоге придя к выпуску популярного в тот период личного транспорта. Начинал он с велосипедов и мотоциклов, дойдя в начале ХХ века и до более серьезного направления – конструирования и сборки первых автомобилей. Но главной его страстью стали роторные двигатели, которые он старался использовать в каждой из своих моделей от компании Darracq & Cie.
Одним из самых известных творений талантливого француза считается автомобиль Darracq AX, производившийся с 1900 по 1907 годы. Эта модель создавалась, в первую очередь, для участия в спортивных соревнованиях того времени.
Хороших результатов Даррак добился благодаря двум примененным в технологическом процессе моментам: использовании прессованной стали как базы для изготовления шасси и частичного отказа от ручного труда. Вместо него впервые применена сборка на промышленном оборудовании.
Самое удивительное, что сам бизнесмен не являлся фанатом автомобилей и редко садился за руль. Его, скорее всего, можно считать талантливый теоретиком, которого больше занимал технический процесс производства, а не конечный результат. Тем не менее созданные им модели являлись авторами рекордов скорости на твердой поверхности в 1904/1905 годах. В тот же период они выиграли несколько крупных соревнований, среди которых – знаменитый американский Кубок Вандербильта (второй и третий розыгрыш 1905/1906 годов).

Такие заметные успехи положительно сказались на имидже компании и ее владельца. Бизнес расширился, принеся лицензионное партнерство с английскими производителями. К сожалению, упорное желание продвигать идею роторного двигателя привело Даррака к печальным последствиям.
Уже к 1904 году контроль оказался в руках британских инвесторов, француз лишь владел некоторым пакетом акций, сохранив за собой и директорское кресло. В июне 1912 года обстоятельства вынудили его удалится на преждевременный заслуженный отдых. А в 20-х имя Даррака вовсе исчезло из названия теперь уже не принадлежащей французскому бизнесмену компании.
Darracq AX – как воспоминание о французском производителе
Но память о талантливом производителе и конструкторе неожиданно дошла до наших времен. Все это благодаря сохранившемуся образцу автомобиля Darracq AX 1907 года выпуска. Конечно, древняя конструкция, попавшая в руки современных энтузиастов, находилась в плачевном и полностью нерабочем состоянии. Но желание и усердный труд смогли ее кардинально преобразить, вернув былой шик и лоск.

При выполнении реставрационных работ главной задачей ставилось сохранение первозданных элементов. Это относилось и к основным частям конструкции экипажа, и к цветовому исполнению, и к дизайнерским решениям. У автомобиля остался также оригинальный силовой агрегат со следующими характеристиками:
✅ двухцилиндровой вариант
✅ применение водяного охлаждения
✅ номинальная мощность – 10-12 л. с
Кроме всего прочего, при запуске этого автомобиля не требовалась заводная ручка (хотя и имелась, на всякий случай). Конструкторы изначально предусмотрели установку на превосходную эдвардианскую модель диковинный для начала ХХ века электрический запуск двигателя. Тогда это было заметным техническим прорывом, и вовсе не считалось чем-то само собой разумеющимся.
После реконструкции, которая распространилась на 95 % элементов ретромобиля, скромный движок работает довольно мощно и надежно. А сам экипаж получил почти первозданный вид и полную готовность для участия в соревнованиях VCC. Также стоит отметить восстановленные элементы дизайна Darracq AX:
✅ общий насыщенно-красный окрас
✅ спицы колес – в том же тоне
✅ выделение во внешнем дизайне золотых акцентов
✅ шикарный салон из зеленых кожаных сидений
Отреставрированный образец прекрасно показывает, что люксовое оформление для начала прошлого века считалось в порядке вещей. Ведь, как уже упоминалось, на тот период автомобиль не был массовым транспортом. Им могли владеть лишь единицы из категории избранных. Понятное дело, что для представителей высшего общества создавалось особое сочетание дизайна и набора элементов конструкции:
✅ обивка сидений с пуговицами
✅ стильные крылья
✅ применение в автомобиле латуни
✅ ножной и ручной тормоз
Если вернуться к обустройству силового агрегата, то здесь можно найти еще несколько интересных решений от производителей. То, что для его запуска достаточно потянуть компактный рычаг, сочетается с рядом прогрессивных элементов:
✅ дроссельная заслонка
✅ водяной насос
✅ мокрый картер
Вся эта «нафаршированность» оправдывалась нацеленностью автомобиля на спортивное назначение. Ну, и в повседневном использовании он также выглядел всегда на высоте. Это обеспечивал, в том числе, и приятный внешний вид.

Например, удобное двухместное сидение позволяло взять с собой в поездку супругу или приятеля. Конечно, кузов имел открытую конструкцию (что являлось золотым стандартом начала прошлого века) и правосторонний руль.
Другие элементы конструкции
Установленные на машину спицованные пневмошины можно считать отличным решением. Как и широкие крылья, покрывающие все четыре колеса конструкции. Компактный двигатель расположился под передним капотом со стильным золотым кантом. А вот в задней части имеется небольшое багажное отделение, предусмотренное под изогнутой крышкой.
Впереди у автомобиля Darracq AX имеется всего одна большая фара, расположенная с правой стороны. Напомним, что тогда еще не было строгих требований активной безопасности, включающих наличие пары фар и габаритов. Зато имеется звуковой сигнал типа клаксон, удобно установленный под правой рукой у водителя.

Всем понятно, что сегодня от этой архаичной конструкции не приходится ждать каких-то сверхрезультатов скорости. Тем не менее ее двигатель уверенно рокочет, создавая впечатление достаточной мощи и тяги. Поэтому подобный автомобиль может вполне подойти для участия в соревнованиях ретро-техники. Вот только в своей «возрастной» группе он вряд ли найдет достаточно конкурентов. Ведь ровесники этого «Мафусала» уже давно превратились в металлолом, пройдя неоднократную переработку.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Shacman «приехал» – китайские самосвалы перестанут продавать в России
У Генеральной прокуратуры и главы Минпромторга возникли вопросы к качеству китайской продукции. Все подробности прошедшей проверки можно узнать из нашего...

«Кто крайний?» – строительство нового ракетно-космического комплекса выходит на финишную прямую
И уже формируется очередь из желающих совершить пуски с «Байтерека». Россия оттуда будет запускать свой «Союз-5». Все подробности читайте в нашем материале....

Третьему мосту через Волгу быть – проект одобрен и профинансирован
Президент поспособствовал скорейшему началу возведения. Вместе с ним построят новую магистраль, которая решит транспортные проблемы Ярославля, но не все жители...

Ограничения сняты – ПД-14 получил новый сертификат
Двигатель стал еще на шаг ближе к серийному производству. Силовой установке дали важное разрешение....

МС-21 получит инновационный двигатель
Это будет все тот же ПД-14, но созданный с привлечением новых передовых технологий. Подробнее об этом читайте в нашем материале....

Новый грузовой самолет Nuuva V300 совершил свой первый полет
По сути это беспилотный летательный контейнер, получивший нетипичную для таких аппаратов конструкцию и впечатляющий запас хода. Подробнее о проекте читайте в...

Стало известно, какой ресурс закладывает в новые двигатели АВТОВАЗ – мнения водителей
Инженеры и руководство компании назвали минимальные цифры, на которые нужно ориентироваться. А вот окажутся ли они выше – зависит от множества факторов....

Новинка Алексея Гарагашьяна: что на смену «Шерпа»
Изобретатель, инженер, автогонщик, конструктор. Алексей произвел если не революцию, то уж точно фурор в мире внедорожной техники. При этом скромный и...

В Нижнем Новгороде построят еще 158 кораблей
В их числе сухогрузы и круизные лайнеры. Сумма контракта превышает 162 млрд рублей....

Новый перронный автобус МАЗ умеет то, чего не могут другие
Минский автомобильный завод показал автобус, который может изменить представление о транспорте в аэропортах. На первый взгляд ничего нестандартного. Казалось...

Серийное производство самолетов «Байкал» стартует до конца года
По крайней мере, новый производственный корпус к этому времени построят. И проект контролируется президентом России....

Еще один российский пикап поступил в продажу – у него пять мест и большой грузовой отсек
Это новинка от российского бренда Sollers. Автомобиль, известный как ST8, предлагается с разными типами двигателей....

МАЗ-200 АДС-50: редкое наследие великой страны
Мало кто из современников видел машину воочию, уникальную конструктивно и по функционалу. Разве что посетители саратовского Парка Победы и автомобильного музея...

Новая Honda CR-V – воплощение экономичного и надежного кроссовера
Российский автомобильный рынок давно привык к китайскому автопрому. Поэтому появление новых моделей от ведущих мировых производителей – это всегда событие. Не...

Советские грузовики, которые буквально уничтожали топливо
Советский Союз не страдал от нехватки бензина, поэтому дизельные автомобили там появились достаточно поздно. И не потому, что топливо вдруг начали экономить....

Российский авиалайнер SJ-100 уже почти готов – осталось только совместить два самолета
Сейчас испытания проходят два авиалайнера. Если собрать их в один, получится на 100% импортозамещенный SJ-100....