ДТ-54 – основной советский гусеничный трактор 50-х
Советский Союз в послевоенные годы активно восстанавливался и развивался, поэтому возникла потребность в надежной технике. ДТ-54 стал первым отечественным серийным универсальным трактором, предназначенным для широкого круга задач, в котором вместо обычного керосинового работал дизельный двигатель.
Как на территории России, так и ряда других бывших союзных республик, сегодня можно встретить десятки памятников с легендарным тружеником села. Это и не удивительно, ведь нетребовательный и малопривлекательный (по нынешним меркам) ветеран раньше воспринимался совсем по-другому. Чего только стоит его участие во многих советских кинолентах. Да и объемы выполнения профильных работ также впечатляют.
Процесс проектирования новых двигателей и их усовершенствования осуществлялись в суровых условиях первой половины 40-х. Несмотря на это, дизельные моторы прошли успешные испытания на базе тракторов СТЗ-НАТИ. Именно они и стали прототипами для серийных моделей, позже устанавливаемых на ДТ-54. Уже на этом этапе советские инженеры видели значительное преимущество перед используемыми ранее «керосинками».
Строгие теоретические расчеты показывали, что при постоянном использовании гусеничной техники можно получить грандиозные размеры экономии. По сравнению с двигателями, работающими на керосине, это выливалось в солидную цифру: до 10 000 литров дизтоплива в год.
Даже если на практике получилось чуть скромнее, то прогресс все равно был налицо. Большая мощность и почти вдвое меньший расход топлива привел к значительному снижению общих эксплуатационных затрат. К тому же, дизельный трактор имел и ряд других плюсов:
✅ увеличенная стойкость к износу
✅ длительный срок службы деталей и комплектующих
✅ снижение общего количества простоев
Последнее достигалось за счет того, что новинка проводила намного меньше времени на обслуживании в боксах. К тому же, продлялся нормативный межремонтный срок и заметно снижалась потребность в запасных частях, что также могло уменьшить простой техники.
По сравнению с СТЗ-НАТИ, появившаяся в конце 40-х новинка отличалась не только двигателем. Приятным бонусом стала новая 5-ступенчатая коробка передач. Этот элемент значительно улучшил распределение мощности при работе в паре с почвообрабатывающим оборудованием.
Но и здесь скрывалась невероятная особенность. Еще нигде в мире инженеры не смогли сделать то, чего добились советские специалисты. Переход производственных мощностей на выпуск новых дизельных тракторов осуществлен без остановки общего процесса. Позже востребованный транспорт собирался сразу на трех отечественных предприятиях:
✅ в 1949/63 гг. – на сталинградском предприятии
✅ в 1949/61 гг. – в г. Харькове (ХТЗ)
✅ в 1952/79 гг. – на Алтайском заводе в Рубловске
Новая модель изначально предназначалась преимущественно для использования на селе. Труженики полей компоновали его плугами, боронами или культиваторами. Неплохо проявил себя трактор и с самой разнообразной прицепной сельхозтехникой. ДТ-54 отлично справился и со своей основной задачей – разработкой новых пашен. Поэтому над его улучшениями трудился целый конструкторский коллектив.
За долгие годы производства ДТ-54 претерпел несколько модернизаций и модификаций. Так, в 1952 году его показатели улучшили, применив целый ряд новых элементов:
✅ немного переработан задний мост
✅ использован иной водяной насос
✅ уменьшен вес на 25 кг
✅ двигатель получил счетчик моточасов
При широком применении техники в поле, много нареканий вызывало устройство рабочего места тракториста. Поэтому год спустя на ДТ-54 установили закрытую кабину. Инженеры во время производства довольно быстро реагировали на разные запросы советских колхозников. Тем более, что сельское хозяйство во второй половине 50-х переживало заметный подъем.
Гусеничная техника оказалась оптимальным транспортом для работы по основному профилю. Этому хорошо способствовала не только ее общая конструкция, а и успешный силовой агрегат. Мощность трактора позволяла глубоко вспахивать даже участки с тяжелыми структурами. Широкие гусеницы обеспечивали низкое давление на почву и возможность работы на труднопроходимой местности.
С точки зрения характеристик ДТ-54 следует отметить, что простота его комплектации позволяла любой дефект устранять очень быстро и легко. Некоторые острые на язык пользователи иногда шутили, что проще этого трактора может быть только лопата. Двигатель техники также в целом отличался высокой надежностью и доступностью в использовании. Вот его основные параметры и характеристики мотора:
✅ четырехцилиндровый дизель
✅ рабочий объем – ок. 7,5 л
✅ мощность – 54 л. с
✅ вес мотора – б. 1 т
✅ емкость бака – 185 л
Иногда устанавливалась и версия на 250 литров. Запуск осуществлялся от стартового 10-сильного движка ПД-10М. Понижение скорости было доступно по необходимости. Рабочая составляла от 4 до 8 км/ч в прямом движении и 2,5 км/ч – в обратном. Трансмиссия обеспечивала пять передач вперед и одну назад.
Преимуществом ДТ-54 над предшественником можно считать значительно улучшенную ходовую часть. Использовалась металлическая самозатягивающаяся прокладка. Все детали и подшипники надлежащим образом герметизированы, чтобы предотвратить попадание грязи, влаги и пыли. В качестве материала для поршневой группы выступал специальный алюминиевый сплав.
Ходовая часть включала ведущие и направляющие колеса, гусеницу. Трактор имел отдельную гидросистему, облегчавшую использование любого оборудования (буксируемого или навесного). Доступна как двухточечная, так и трехточечная навеска. Транспорт оснастили освещением и возможностью его подключения на прицепном инвентаре.
ДТ-54 получил 2-местную кабину закрытого типа, с мягким сиденьем внутри и самым необходимым набором органов управления. Его также дополнили обогревателем и котелком. Рабочее место хотя и являлось закрытым, но не герметизированным, поэтому не защищало водителя от шума, вибрации и пыли. Так что о комфорте речь вообще не шла.
Топливный бак располагался на месте задней стенки кабины. Поэтому, после пахоты владельцы говорили, что на раскаленном кузове можно даже жарить яйца. Несмотря на широкое использование, имелись у этого трактора и другие слабые места.
К примеру, часто он очень капризно заводился при низких температурах, что создавало дополнительные сложности для пользователей более холодных районов. Добавляла проблем и дверь кабины, которую впору назвать «условно закрывающейся». Просто она очень плохо фиксировалась и постоянно распахивалась во время движения.
Общее количество собранных экземпляров немного не дотянуло до миллиона – 957 900 единиц. А вот лицензионное производство в КНР превысило эту цифру. Экспортировалась модель и во Вьетнам, где она даже изображена на одной из местных денежных купюр.
Преемником стал ДТ-75, выпускавшийся вплоть до 2009 года, общим тиражом 2,74 млн. штук! А вот «пятьдесят четвертый» и сегодня можно встретить у некоторых частников. В то же время, модели в хорошем состоянии являются ценным предметом коллекционирования для энтузиастов.
Как на территории России, так и ряда других бывших союзных республик, сегодня можно встретить десятки памятников с легендарным тружеником села. Это и не удивительно, ведь нетребовательный и малопривлекательный (по нынешним меркам) ветеран раньше воспринимался совсем по-другому. Чего только стоит его участие во многих советских кинолентах. Да и объемы выполнения профильных работ также впечатляют.
Рабочая лошадка прошлого ДТ-54. Фото: youtube.com
Процесс проектирования новых двигателей и их усовершенствования осуществлялись в суровых условиях первой половины 40-х. Несмотря на это, дизельные моторы прошли успешные испытания на базе тракторов СТЗ-НАТИ. Именно они и стали прототипами для серийных моделей, позже устанавливаемых на ДТ-54. Уже на этом этапе советские инженеры видели значительное преимущество перед используемыми ранее «керосинками».
Уникальный переход на новую модель без остановки производства
Строгие теоретические расчеты показывали, что при постоянном использовании гусеничной техники можно получить грандиозные размеры экономии. По сравнению с двигателями, работающими на керосине, это выливалось в солидную цифру: до 10 000 литров дизтоплива в год.
Даже если на практике получилось чуть скромнее, то прогресс все равно был налицо. Большая мощность и почти вдвое меньший расход топлива привел к значительному снижению общих эксплуатационных затрат. К тому же, дизельный трактор имел и ряд других плюсов:
✅ увеличенная стойкость к износу
✅ длительный срок службы деталей и комплектующих
✅ снижение общего количества простоев
Последнее достигалось за счет того, что новинка проводила намного меньше времени на обслуживании в боксах. К тому же, продлялся нормативный межремонтный срок и заметно снижалась потребность в запасных частях, что также могло уменьшить простой техники.
Старичок еще может проявить себя на бездорожье. Фото: youtube.com
По сравнению с СТЗ-НАТИ, появившаяся в конце 40-х новинка отличалась не только двигателем. Приятным бонусом стала новая 5-ступенчатая коробка передач. Этот элемент значительно улучшил распределение мощности при работе в паре с почвообрабатывающим оборудованием.
Весь 1949 год ушел на подготовку к выпуску новой модели ДТ-54. После того как она была полностью завершена, 7 ноября трактор представили широкой публике.
Но и здесь скрывалась невероятная особенность. Еще нигде в мире инженеры не смогли сделать то, чего добились советские специалисты. Переход производственных мощностей на выпуск новых дизельных тракторов осуществлен без остановки общего процесса. Позже востребованный транспорт собирался сразу на трех отечественных предприятиях:
✅ в 1949/63 гг. – на сталинградском предприятии
✅ в 1949/61 гг. – в г. Харькове (ХТЗ)
✅ в 1952/79 гг. – на Алтайском заводе в Рубловске
Новая модель изначально предназначалась преимущественно для использования на селе. Труженики полей компоновали его плугами, боронами или культиваторами. Неплохо проявил себя трактор и с самой разнообразной прицепной сельхозтехникой. ДТ-54 отлично справился и со своей основной задачей – разработкой новых пашен. Поэтому над его улучшениями трудился целый конструкторский коллектив.
Модернизации и технические изменения
За долгие годы производства ДТ-54 претерпел несколько модернизаций и модификаций. Так, в 1952 году его показатели улучшили, применив целый ряд новых элементов:
✅ немного переработан задний мост
✅ использован иной водяной насос
✅ уменьшен вес на 25 кг
✅ двигатель получил счетчик моточасов
При широком применении техники в поле, много нареканий вызывало устройство рабочего места тракториста. Поэтому год спустя на ДТ-54 установили закрытую кабину. Инженеры во время производства довольно быстро реагировали на разные запросы советских колхозников. Тем более, что сельское хозяйство во второй половине 50-х переживало заметный подъем.
Идеальный инструмент для использования по назначению
Гусеничная техника оказалась оптимальным транспортом для работы по основному профилю. Этому хорошо способствовала не только ее общая конструкция, а и успешный силовой агрегат. Мощность трактора позволяла глубоко вспахивать даже участки с тяжелыми структурами. Широкие гусеницы обеспечивали низкое давление на почву и возможность работы на труднопроходимой местности.
Органы управления и приборы гусеничного ДТ-54. Фото: youtube.com
С точки зрения характеристик ДТ-54 следует отметить, что простота его комплектации позволяла любой дефект устранять очень быстро и легко. Некоторые острые на язык пользователи иногда шутили, что проще этого трактора может быть только лопата. Двигатель техники также в целом отличался высокой надежностью и доступностью в использовании. Вот его основные параметры и характеристики мотора:
✅ четырехцилиндровый дизель
✅ рабочий объем – ок. 7,5 л
✅ мощность – 54 л. с
✅ вес мотора – б. 1 т
✅ емкость бака – 185 л
Иногда устанавливалась и версия на 250 литров. Запуск осуществлялся от стартового 10-сильного движка ПД-10М. Понижение скорости было доступно по необходимости. Рабочая составляла от 4 до 8 км/ч в прямом движении и 2,5 км/ч – в обратном. Трансмиссия обеспечивала пять передач вперед и одну назад.
Преимуществом ДТ-54 над предшественником можно считать значительно улучшенную ходовую часть. Использовалась металлическая самозатягивающаяся прокладка. Все детали и подшипники надлежащим образом герметизированы, чтобы предотвратить попадание грязи, влаги и пыли. В качестве материала для поршневой группы выступал специальный алюминиевый сплав.
Четырехцилиндровый дизель ДТ-54 с вихревой камерой сгорания. Фото: youtube.com
Ходовая часть включала ведущие и направляющие колеса, гусеницу. Трактор имел отдельную гидросистему, облегчавшую использование любого оборудования (буксируемого или навесного). Доступна как двухточечная, так и трехточечная навеска. Транспорт оснастили освещением и возможностью его подключения на прицепном инвентаре.
Интерьер, минусы и достойный преемник
ДТ-54 получил 2-местную кабину закрытого типа, с мягким сиденьем внутри и самым необходимым набором органов управления. Его также дополнили обогревателем и котелком. Рабочее место хотя и являлось закрытым, но не герметизированным, поэтому не защищало водителя от шума, вибрации и пыли. Так что о комфорте речь вообще не шла.
Топливный бак располагался на месте задней стенки кабины. Поэтому, после пахоты владельцы говорили, что на раскаленном кузове можно даже жарить яйца. Несмотря на широкое использование, имелись у этого трактора и другие слабые места.
К примеру, часто он очень капризно заводился при низких температурах, что создавало дополнительные сложности для пользователей более холодных районов. Добавляла проблем и дверь кабины, которую впору назвать «условно закрывающейся». Просто она очень плохо фиксировалась и постоянно распахивалась во время движения.
Подпружиненные гусеницы дают преимущество перед конкурентами. Фото: youtube.com
Общее количество собранных экземпляров немного не дотянуло до миллиона – 957 900 единиц. А вот лицензионное производство в КНР превысило эту цифру. Экспортировалась модель и во Вьетнам, где она даже изображена на одной из местных денежных купюр.
Преемником стал ДТ-75, выпускавшийся вплоть до 2009 года, общим тиражом 2,74 млн. штук! А вот «пятьдесят четвертый» и сегодня можно встретить у некоторых частников. В то же время, модели в хорошем состоянии являются ценным предметом коллекционирования для энтузиастов.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...