Квадро-, гексо- и октокоптеры: отличия и перспективы
«Беспилотники» постепенно завоевывают воздушное пространство и начинают уверенно входить в бытовую жизнь обычных граждан. Эти аппараты мониторят обширные территории, вовремя сообщают о лесных пожарах, иных ЧП. И, конечно же, доставляют грузы.
Не стоит забывать: в нашей огромной стране есть множество населенных пунктов, куда иногда добраться можно только через небо. А гонять самолет ради небольшой партии корреспонденции или лекарств дорого. Вот тут на выручку и приходят дроны. Любой наблюдательный человек наверняка заметил, что БПЛА бывают разных типов хотя бы даже по внешнему виду и способу управления.
Профессиональные варианты этого типа транспорта могут напоминать мини-самолет или маленький вертолет. Но есть и другая версия компоновки, о которой – ниже.
Это самые популярные беспилотники – летательные аппараты вертикального взлета. Между собой они отличаются в первую очередь количеством пропеллеров. А какая разница, сколько их – три, четыре или больше? Самые привычные аппараты, которые мы видим по телевизору или воочию – с четырьмя несущими винтами. Причем такое количество пропеллеров часто встречается как на детских игрушках, так и профессиональных конструкциях. Но откуда вообще взялись коптеры?
Первые более-менее удачные опыты с аппаратами, имеющими на балках, разнесенных от центра, винты, осуществили в начале 20-х годов минувшего века. Авторами изобретений независимо друг от друга стали Э. Эмишен (Франция) и Г. Ботезат (Америка). Каждый из них представил пилотируемую машину с пропеллерами, размещенными на отдельных лучах, идущих от центра. В движение вся система приводилась одним ДВС, поэтому присутствовала сложная трансмиссия. Оба аппарата поднялись на высоту 5-15 м, а модель Эмишена сумела пролететь 1,1 км. Но все ограничилось испытаниями и дальше дело не пошло по определенным причинам:
✅ сложная трансмиссия снижала надежность аппарата, который часто ломался
✅ отсутствие стабилизационной системы делало управление крайне проблематичным
✅ общая конструкция получилась чрезмерно громоздкой
✅ идея вертолетов, изобретение автомата перекоса отвлекли внимание от коптеров
Об этих аппаратах вспомнили в 50-е: тот же Ботезат предложил новую версию машины – модель VZ-7. Она показала неплохие результаты, но в серию не пошла из-за неудовлетворительных эксплуатационных параметров. Надо сказать: все перечисленные выше аппараты были пилотируемыми. Главная же проблема заключалась в плохой стабилизации – все двигатели должны вращаться с идеально одинаковой скоростью. Достичь этого стало возможным лишь с появлением компьютеризированных систем управления, т. е. в ХХI веке.
Беспилотники-коптеры в том виде, в каком мы привыкли их видеть, стали появляться в начале 2000-х. Кто первым запустил в небо дрон, сказать сложно, но 2006-м в серию вышли немецкие модели от компании MikroKopter. На их борту имелся гироскоп, контроллер, обеспечивающий одинаковую скорость вращения винтов, а также барометр для определения высоты. Позднее БПЛА оснастили GPS-устройством. После этого распространение дронов по миру было стремительным.
Сначала их использовали, как игрушки, потом стали проводить аэрофотосъемки, далее аппаратами заинтересовались военные и различные гражданские организации, занимающиеся доставкой грузов. При этом создавалось множество моделей коптеров, отличающихся между собой количеством двигателей и пропеллеров.
Первый вариант имеет конструкцию, отличную от «многовинтовых» БПЛА. В ней используется 3 движка с пропеллерами, один из которых размещается на подвижном луче-платформе, работающем от сервопривода. Изменяя угол, оператор заставляет аппарат поворачивать. Такие конструкции отличаются невысокой надежностью, чувствительностью к ветру, необходимостью установки мощных двигателей. Поэтому трикоптеры мало распространены, но своих поклонников имеют: возможно, из-за самолетно-вертолетного принципа перемещения в воздухе.
Иное дело – квадрокоптер. Это самый распространенный вариант. Здесь два пропеллера вращаются в одну сторону, другие – в противоположную. Это дает возможность отказаться от автомата перекоса и позволяет беспилотнику увереннее держаться в воздухе. Подобные конструкции характеризуются компактностью и неким компромиссом между тяговооруженностью и стоимостью. Лучшее применение для подобных аппаратов – видео и фотосъемка объектов с высоты. Также стоит отметить ремонтопригодность квадрокоптеров и доступность запчастей, связанную с распространенностью этого типа БПЛА.
Отличаются стабильностью, большими габаритами и массой. Изначальная цель их создания заключалась в возможности использования профессиональных тяжелых камер на подвесах. Однако позже аппараты с шестью или восемью винтами стали использовать для доставки грузов. Такие устройства уверенно ведут себя в воздухе и порывы ветра им не страшны. При отказе одного из двигателей октокоптер сможет без проблем добраться до места взлета.
Понятно, что количество преодолеваемых километров уменьшается с увеличением числа электромоторов. С другой стороны, чем общая мощность движков больше, тем более тяжелый груз поднимет аппарат. Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о плюсах устройств (их называют мультикоптерами) с шестью или восемью винтами (движками):
✅ надежность (отказ одного мотора не приведет к катастрофе)
✅ высокая грузоподъемность (у профессиональных моделей – до 30 кг)
✅ стабильность в полете
✅ большой потолок (камнем аппарат не сшибешь), обеспечивающий панорамный вид при съемке
✅ лучшая функциональность
Главных минусов у мультикоптеров два – сравнительно большие габариты, масса и высокая стоимость. Сюда можно добавить худшую маневренность. Еще стоит сказать о связи времени полета и грузоподъемности. Чем последняя больше, тем меньше минут, часов аппарат способен проводить в воздухе.
Здесь ничего нового нет – то же самое можно сказать о самолетах. Основная сфера применения гексо- и октокоптеров – доставка грузов. Как вариант – использование дронов для опыления сельскохозяйственных культур. Кстати, под это «дело» выпускают специальные аппараты, которые начинают пользоваться у фермеров популярностью. Если использовать БПЛА с ДВС, время беспрерывной работы беспилотника возрастает (как и стоимость).
Одна из проблем, тормозящих распространение дронов – стоимость. Речь идет не об игрушках или аппаратах для любительских съемок, а о более серьезных устройствах. Например, БПЛА DJI Agras T30 для опыления сельхозкультур в среднем стоит 1 млн 540 тыс. руб. Цена немалая, как у автомобиля. Зато такой гексакоптер с ДВС продержится в воздухе не менее 2 ч, а в бачок для химикатов поместится 25 л жидкости. Если купить на троих-четверых, то еще реально. По крайней мере, экономичнее, чем нанимать самолет.
А есть ли что-то подешевле, для «частного использования»? Если вы, например, решили послать другу небольшой подарок или нужную ему вещь. Подойдет, например, квадрокоптер Xiaomi Fimi X8 SE 2022 V2 Combo на электрической тяге.
БПЛА способен производить съемки в HDR разрешении с качеством 4К, в т. ч. и ночью. Дальность полета – 10 км, в воздухе БПЛА пробудет до 35 мин. Масса доставляемого груза – 0,2 кг, средняя цена – 61 тыс. руб.
Современные мультикоптеры – перспективное направление развития воздушного транспорта. Но пока широко распространены разве что небольшие по габаритам модели, используемые для съемок и стоящие недорого. Как выход из положения – кит-наборы для самостоятельной сборки БПЛА.
Более серьезные коптеры, рассчитанные на доставку грузов в несколько кг, стоят дорого – дешевле на машине доехать, а то и пешком дойти (нанять курьера). Исключение – случаи полетов в труднодоступные места. Но когда-то автомобили, а потом и самолеты тоже считались дорогой забавой…
Не стоит забывать: в нашей огромной стране есть множество населенных пунктов, куда иногда добраться можно только через небо. А гонять самолет ради небольшой партии корреспонденции или лекарств дорого. Вот тут на выручку и приходят дроны. Любой наблюдательный человек наверняка заметил, что БПЛА бывают разных типов хотя бы даже по внешнему виду и способу управления.
Для контроля над полетом тяжелого дрона нужен специально обученный оператор. Фото: YouTube.com
Профессиональные варианты этого типа транспорта могут напоминать мини-самолет или маленький вертолет. Но есть и другая версия компоновки, о которой – ниже.
Коптеры
Это самые популярные беспилотники – летательные аппараты вертикального взлета. Между собой они отличаются в первую очередь количеством пропеллеров. А какая разница, сколько их – три, четыре или больше? Самые привычные аппараты, которые мы видим по телевизору или воочию – с четырьмя несущими винтами. Причем такое количество пропеллеров часто встречается как на детских игрушках, так и профессиональных конструкциях. Но откуда вообще взялись коптеры?
Немного истории
Первые более-менее удачные опыты с аппаратами, имеющими на балках, разнесенных от центра, винты, осуществили в начале 20-х годов минувшего века. Авторами изобретений независимо друг от друга стали Э. Эмишен (Франция) и Г. Ботезат (Америка). Каждый из них представил пилотируемую машину с пропеллерами, размещенными на отдельных лучах, идущих от центра. В движение вся система приводилась одним ДВС, поэтому присутствовала сложная трансмиссия. Оба аппарата поднялись на высоту 5-15 м, а модель Эмишена сумела пролететь 1,1 км. Но все ограничилось испытаниями и дальше дело не пошло по определенным причинам:
✅ сложная трансмиссия снижала надежность аппарата, который часто ломался
✅ отсутствие стабилизационной системы делало управление крайне проблематичным
✅ общая конструкция получилась чрезмерно громоздкой
✅ идея вертолетов, изобретение автомата перекоса отвлекли внимание от коптеров
Об этих аппаратах вспомнили в 50-е: тот же Ботезат предложил новую версию машины – модель VZ-7. Она показала неплохие результаты, но в серию не пошла из-за неудовлетворительных эксплуатационных параметров. Надо сказать: все перечисленные выше аппараты были пилотируемыми. Главная же проблема заключалась в плохой стабилизации – все двигатели должны вращаться с идеально одинаковой скоростью. Достичь этого стало возможным лишь с появлением компьютеризированных систем управления, т. е. в ХХI веке.
Изначальное предназначение коптеров – съемка. Фото: YouTube.com
Беспилотники-коптеры в том виде, в каком мы привыкли их видеть, стали появляться в начале 2000-х. Кто первым запустил в небо дрон, сказать сложно, но 2006-м в серию вышли немецкие модели от компании MikroKopter. На их борту имелся гироскоп, контроллер, обеспечивающий одинаковую скорость вращения винтов, а также барометр для определения высоты. Позднее БПЛА оснастили GPS-устройством. После этого распространение дронов по миру было стремительным.
Сегодня беспилотники доставляют грузы (российский дрон Hi-Fly Cargo с медикаментами). Фото: YouTube.com
Сначала их использовали, как игрушки, потом стали проводить аэрофотосъемки, далее аппаратами заинтересовались военные и различные гражданские организации, занимающиеся доставкой грузов. При этом создавалось множество моделей коптеров, отличающихся между собой количеством двигателей и пропеллеров.
Три- и квадрокоптеры
Первый вариант имеет конструкцию, отличную от «многовинтовых» БПЛА. В ней используется 3 движка с пропеллерами, один из которых размещается на подвижном луче-платформе, работающем от сервопривода. Изменяя угол, оператор заставляет аппарат поворачивать. Такие конструкции отличаются невысокой надежностью, чувствительностью к ветру, необходимостью установки мощных двигателей. Поэтому трикоптеры мало распространены, но своих поклонников имеют: возможно, из-за самолетно-вертолетного принципа перемещения в воздухе.
Трикоптеры встречаются все реже (модель Cheerson CX-33W, средняя цена: 5453 руб.). Фото: YouTube.com
Иное дело – квадрокоптер. Это самый распространенный вариант. Здесь два пропеллера вращаются в одну сторону, другие – в противоположную. Это дает возможность отказаться от автомата перекоса и позволяет беспилотнику увереннее держаться в воздухе. Подобные конструкции характеризуются компактностью и неким компромиссом между тяговооруженностью и стоимостью. Лучшее применение для подобных аппаратов – видео и фотосъемка объектов с высоты. Также стоит отметить ремонтопригодность квадрокоптеров и доступность запчастей, связанную с распространенностью этого типа БПЛА.
Гекса- и октокоптеры
Отличаются стабильностью, большими габаритами и массой. Изначальная цель их создания заключалась в возможности использования профессиональных тяжелых камер на подвесах. Однако позже аппараты с шестью или восемью винтами стали использовать для доставки грузов. Такие устройства уверенно ведут себя в воздухе и порывы ветра им не страшны. При отказе одного из двигателей октокоптер сможет без проблем добраться до места взлета.
Гекса – по-гречески значит шесть (винтов). Фото: YouTube.com
Понятно, что количество преодолеваемых километров уменьшается с увеличением числа электромоторов. С другой стороны, чем общая мощность движков больше, тем более тяжелый груз поднимет аппарат. Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о плюсах устройств (их называют мультикоптерами) с шестью или восемью винтами (движками):
✅ надежность (отказ одного мотора не приведет к катастрофе)
✅ высокая грузоподъемность (у профессиональных моделей – до 30 кг)
✅ стабильность в полете
✅ большой потолок (камнем аппарат не сшибешь), обеспечивающий панорамный вид при съемке
✅ лучшая функциональность
Главных минусов у мультикоптеров два – сравнительно большие габариты, масса и высокая стоимость. Сюда можно добавить худшую маневренность. Еще стоит сказать о связи времени полета и грузоподъемности. Чем последняя больше, тем меньше минут, часов аппарат способен проводить в воздухе.
У октокоптера 8 винтов и столько же моторов. Фото: YouTube.com
Здесь ничего нового нет – то же самое можно сказать о самолетах. Основная сфера применения гексо- и октокоптеров – доставка грузов. Как вариант – использование дронов для опыления сельскохозяйственных культур. Кстати, под это «дело» выпускают специальные аппараты, которые начинают пользоваться у фермеров популярностью. Если использовать БПЛА с ДВС, время беспрерывной работы беспилотника возрастает (как и стоимость).
Купить коптер для дела
Одна из проблем, тормозящих распространение дронов – стоимость. Речь идет не об игрушках или аппаратах для любительских съемок, а о более серьезных устройствах. Например, БПЛА DJI Agras T30 для опыления сельхозкультур в среднем стоит 1 млн 540 тыс. руб. Цена немалая, как у автомобиля. Зато такой гексакоптер с ДВС продержится в воздухе не менее 2 ч, а в бачок для химикатов поместится 25 л жидкости. Если купить на троих-четверых, то еще реально. По крайней мере, экономичнее, чем нанимать самолет.
Дрон DJI Agras T30 в работе. Фото: YouTube.com
А есть ли что-то подешевле, для «частного использования»? Если вы, например, решили послать другу небольшой подарок или нужную ему вещь. Подойдет, например, квадрокоптер Xiaomi Fimi X8 SE 2022 V2 Combo на электрической тяге.
Xiaomi Fimi X8 SE взлетает. Фото: YouTube.com
БПЛА способен производить съемки в HDR разрешении с качеством 4К, в т. ч. и ночью. Дальность полета – 10 км, в воздухе БПЛА пробудет до 35 мин. Масса доставляемого груза – 0,2 кг, средняя цена – 61 тыс. руб.
Резюме
Современные мультикоптеры – перспективное направление развития воздушного транспорта. Но пока широко распространены разве что небольшие по габаритам модели, используемые для съемок и стоящие недорого. Как выход из положения – кит-наборы для самостоятельной сборки БПЛА.
Агродрон можно собрать и самому – снизу видна емкость под химикаты. Фото: YouTube.com
Более серьезные коптеры, рассчитанные на доставку грузов в несколько кг, стоят дорого – дешевле на машине доехать, а то и пешком дойти (нанять курьера). Исключение – случаи полетов в труднодоступные места. Но когда-то автомобили, а потом и самолеты тоже считались дорогой забавой…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....