Ан-2: «вечный самолет» снова в строю – а хотели закупать в КНР
На рассуждениях о том, что скоро «Байкал» будет выпускаться большими тиражами, далеко не улетишь. А пассажиров и грузы возить надо, причем, прямо сейчас. Нехватка самолетов, относящихся к категории малой авиации, например, особенно остро ощущается в Сибири, где есть множество труднодоступных населенных пунктов.
Буквально несколько лет назад авиаперевозчики заявляли, что их мало интересует российское самолетостроение. Мол, гораздо выгоднее закупать «бэушные аналоги» типа Cessna Grand Caravan. Однако даже в предсанкционное время от этой идеи постепенно отказались.
Капризные самолеты западного производства становились нерентабельными в суровых сибирских климатических условиях. Гораздо дешевле переоборудовать «кукурузник».
Эта машина, серийное производство которой стартовало в 1949-м году, перестала сходить с советского конвейера в 1971-м. Однако самолет продолжали выпускать по лицензии в Польше (большую их часть закупил СССР) и Китае вплоть до начала 2000-х. Не исключено: Ан-2, правда, модифицированный и под другим названием, производится в КНР до сих пор.
На начало года в ГК «Аэропром» (Красноярский край) летало девять «Аннушек», выпущенных в 1967-1987 годах. Эта компания работает с 2012-го, изначально специализируясь на патрулировании и тушении лесных пожаров. Однако в 2022-м «Аэропром» получает разрешение на транспортировку грузов, а в 2023-м – коммерческий сертификат. Наличие этого документа позволяет перевозить пассажиров.
Предполагается, что наряду с Ан-2 полеты на местных авиалиниях будут совершать модернизированные версии «кукурузника» – ТВС-2МС (расшифровка: «турбовинтовой самолет, рассчитанный на двух членов экипажа и созданный СибНИА»). Что касается этого самолета, то о возможности его использования еще в мае минувшего года заявлял другой сибирский перевозчик – «Сибаэрокрафт» из Томска.
Ситуация с местными авиамаршрутами в этой области сложная. Примерно два года полеты по ним почти не совершаются. Финансирование внутренних перевозок не осуществляется, своего авиапарка нет. И это при том, что вся инфраструктура (посадочные площадки) в области находится в исправном состоянии, небольшие аэродромы готовы немедленно принимать борта легкой авиации. На минувшее лето в регионе летало четыре ТВС-2МС (пара на Камчатке и столько же в Магадане), осенью перевозчик должен был получить еще три машины.
Модификация в первую очередь предполагает замену советского двигателя на (увы!) американский Honeywell TPE331 (о проблеме с двигателем и способе ее решения – ниже). Глубокой модернизацией «кукурузника» более десяти лет занимается новосибирская компания «Русавиапром».
Установка иного силового агрегата позволила улучшить многие технические характеристики машины. Мощность выросла до 1100 «лошадей» (у Ан-2 – 1000 л. с.). Масса уменьшилась с 3,4-3,69 т до 2,85 т. Благодаря использованию авиакеросина вместо бензина и пятилопастного винта, воздушное судно стало экономичнее.
При этом дальность полета с грузом в полторы тонны возросла до 1300 км (у «кукурузника» – до 900 км), а крейсерская скорость со 180-ти до 200 км/ч. Но главное – расход горючего, который упал с 180-200 л/ч до 119 л/ч. Производитель ТВС-2МС утверждает, что после проведенной им модернизации судно можно смело эксплуатировать на протяжении, как минимум, пятнадцати лет.
Понятно, что из США поставлять его не будут. Тут есть два варианта и первый из них – закупка агрегата в третьих странах, которые не поддержали антироссийские санкции. По самым осторожным подсчетам, в мире эксплуатируется не менее 15 тыс. таких авиамоторов. Второй вариант заключается в копировании американского двигателя – по «научному» это называется «реверс-инжиниринг». «Русавиапром», занимающийся производством ТВС-2МС, готов сделать российский аналог.
Но есть нюанс – на это требуется 9 млрд руб., которые компания запросила у правительства РФ. Видимо, ответа нет, и в Минпромторге решили сконцентрировать все силы и средства на строительстве «Байкала».
Если речь идет о Томской области, то глава «Сибаэрокрафта» Р. Моисеев утверждает, что для обеспечения всех маршрутных линий понадобится не более 12 воздушных судов. Другой авиаперевозчик – СиЛА (Сибирская легкая авиация) тоже не против закупить ТВС-2МС и возобновить полеты по местным линиям. Но только в случае государственного субсидирования.
По подсчетам «Авиапрома» в российском реестре насчитывалось примерно 800 Ан-2, из которых летают 300. При этом далеко не у всех имеется сертификат на перевозку пассажиров (по данным полуторалетней давности он был у 218-ти самолетов). Получается, что 500 самолетов можно модернизировать.
В «Русавиапроме» утверждают, что им удалось наладить параллельный импорт для комплектования своих ТВС-2МС. Но сколько будут стоить такие модернизированные машины? В мае 2023-го была озвучена цифра в 145 млн. руб. Для сравнения: за Cessna Grand Caravan б/у 2000-го года выпуска просят 122 млн 701 тыс. руб. А новый самолет «Байкал», который нужно еще дождаться, осенью 2023-го оценивался в 178 млн руб. (на первом этапе стоил 120 млн руб.). Пока подойдет ваша очередь, стоимость наверняка увеличится.
Но и здесь не все так гладко, даже если оставлять Ан-2 в том виде, в каком он «появился на свет» – т. е. отремонтировать советский (польский) движок АШ-62ИР, другие агрегаты, узлы, системы и снова отправить «вечный самолет» на какую-нибудь местную линию.
Хотя бы так поддержать малую авиацию, пока не появятся «Байкалы» в нужном количестве! А потребность в них велика – заказы на эти машины расписаны на несколько лет вперед.
При ремонте Ан-2 «внезапно» выяснилось, что примерно шестьдесят деталей, узлов в России давно не выпускается. Наблюдается парадокс: страна, которая произвела самолет, попавшей по тиражу в Книгу рекордов Гиннесса, теперь не может его ремонтировать. Это все равно, что в Германии забыли, как делать машины, а Швейцарии – часы. Да, «кукурузники» производили еще в Польше и КНР. Первая, разумеется, ничего продавать не будет.
Китайские запчасти сегодня отличаются неплохим качеством, но все-таки они предназначены в первую очередь для самолетов, произведенных в «Поднебесной». Поэтому нельзя просто так детали из КНР ставить на воздушные суда, сделанные в СССР или Польше. Потребуется сертификация, а на ее проведение нужно определенное время.
На сегодня выпущено 25 самолетов ТВС-2МС. Машина получила сертификат летной годности еще в 2015-м году. Воздушные суда эксплуатируются как частными, так и государственными компаниями: например, «Амурской авиабазой». Еще ТВС-2МС летают в аэроклубах Саратова и Минска, где самолеты используют для обучения пилотов и выброски парашютистов. Но и Ан-2, пусть в небольших количествах, по-прежнему бороздят небо и, наверное, скоро получат очередное место в Книге рекордов Гиннесса, как воздушные суда, имеющие самый долгий срок службы.
Буквально несколько лет назад авиаперевозчики заявляли, что их мало интересует российское самолетостроение. Мол, гораздо выгоднее закупать «бэушные аналоги» типа Cessna Grand Caravan. Однако даже в предсанкционное время от этой идеи постепенно отказались.
Cessna Grand Caravan в РФ кое-где летает. Фото: YouTube.com
Капризные самолеты западного производства становились нерентабельными в суровых сибирских климатических условиях. Гораздо дешевле переоборудовать «кукурузник».
Ан-2 сегодня
Эта машина, серийное производство которой стартовало в 1949-м году, перестала сходить с советского конвейера в 1971-м. Однако самолет продолжали выпускать по лицензии в Польше (большую их часть закупил СССР) и Китае вплоть до начала 2000-х. Не исключено: Ан-2, правда, модифицированный и под другим названием, производится в КНР до сих пор.
Польский Ан-2. Фото: YouTube.com
На начало года в ГК «Аэропром» (Красноярский край) летало девять «Аннушек», выпущенных в 1967-1987 годах. Эта компания работает с 2012-го, изначально специализируясь на патрулировании и тушении лесных пожаров. Однако в 2022-м «Аэропром» получает разрешение на транспортировку грузов, а в 2023-м – коммерческий сертификат. Наличие этого документа позволяет перевозить пассажиров.
Предполагается, что наряду с Ан-2 полеты на местных авиалиниях будут совершать модернизированные версии «кукурузника» – ТВС-2МС (расшифровка: «турбовинтовой самолет, рассчитанный на двух членов экипажа и созданный СибНИА»). Что касается этого самолета, то о возможности его использования еще в мае минувшего года заявлял другой сибирский перевозчик – «Сибаэрокрафт» из Томска.
ТВС-2МС на взлете. Фото: YouTube.com
Ситуация с местными авиамаршрутами в этой области сложная. Примерно два года полеты по ним почти не совершаются. Финансирование внутренних перевозок не осуществляется, своего авиапарка нет. И это при том, что вся инфраструктура (посадочные площадки) в области находится в исправном состоянии, небольшие аэродромы готовы немедленно принимать борта легкой авиации. На минувшее лето в регионе летало четыре ТВС-2МС (пара на Камчатке и столько же в Магадане), осенью перевозчик должен был получить еще три машины.
Чем ТВС-2МС лучше Ан-2
Модификация в первую очередь предполагает замену советского двигателя на (увы!) американский Honeywell TPE331 (о проблеме с двигателем и способе ее решения – ниже). Глубокой модернизацией «кукурузника» более десяти лет занимается новосибирская компания «Русавиапром».
Когда читаешь о новом воздушном судне, возникает вопрос – почему нельзя было назвать модернизированный самолет, например, Ан-2-1М или как-то еще? Однако наименование «Ан» уже зарегистрировано ГП «Антонов», находящемся в другом государстве – Украине.
Установка иного силового агрегата позволила улучшить многие технические характеристики машины. Мощность выросла до 1100 «лошадей» (у Ан-2 – 1000 л. с.). Масса уменьшилась с 3,4-3,69 т до 2,85 т. Благодаря использованию авиакеросина вместо бензина и пятилопастного винта, воздушное судно стало экономичнее.
Двигатель Honeywell TPE331, как и планер «кукурузника» относятся к категории «вечных»: т. е. оба предполагают возможность «бесконечного» ремонта – замены изношенных деталей.
При этом дальность полета с грузом в полторы тонны возросла до 1300 км (у «кукурузника» – до 900 км), а крейсерская скорость со 180-ти до 200 км/ч. Но главное – расход горючего, который упал с 180-200 л/ч до 119 л/ч. Производитель ТВС-2МС утверждает, что после проведенной им модернизации судно можно смело эксплуатировать на протяжении, как минимум, пятнадцати лет.
Как быть с американским двигателем?
Понятно, что из США поставлять его не будут. Тут есть два варианта и первый из них – закупка агрегата в третьих странах, которые не поддержали антироссийские санкции. По самым осторожным подсчетам, в мире эксплуатируется не менее 15 тыс. таких авиамоторов. Второй вариант заключается в копировании американского двигателя – по «научному» это называется «реверс-инжиниринг». «Русавиапром», занимающийся производством ТВС-2МС, готов сделать российский аналог.
Двигатель Ан-2 АШ-62ИР на испытательном стенде. Фото: YouTube.com
Но есть нюанс – на это требуется 9 млрд руб., которые компания запросила у правительства РФ. Видимо, ответа нет, и в Минпромторге решили сконцентрировать все силы и средства на строительстве «Байкала».
На чем летать сегодня?
Если речь идет о Томской области, то глава «Сибаэрокрафта» Р. Моисеев утверждает, что для обеспечения всех маршрутных линий понадобится не более 12 воздушных судов. Другой авиаперевозчик – СиЛА (Сибирская легкая авиация) тоже не против закупить ТВС-2МС и возобновить полеты по местным линиям. Но только в случае государственного субсидирования.
В Сибири и по России Ан-2 еще остались, и немало. Фото: YouTube.com
По подсчетам «Авиапрома» в российском реестре насчитывалось примерно 800 Ан-2, из которых летают 300. При этом далеко не у всех имеется сертификат на перевозку пассажиров (по данным полуторалетней давности он был у 218-ти самолетов). Получается, что 500 самолетов можно модернизировать.
Четыре года назад РФ (одна из уральских компаний) собиралась закупить партию лицензионных Ан-2 (Y-5BG) в Китае! Правда, состоялась сделка или нет – неизвестно.
В «Русавиапроме» утверждают, что им удалось наладить параллельный импорт для комплектования своих ТВС-2МС. Но сколько будут стоить такие модернизированные машины? В мае 2023-го была озвучена цифра в 145 млн. руб. Для сравнения: за Cessna Grand Caravan б/у 2000-го года выпуска просят 122 млн 701 тыс. руб. А новый самолет «Байкал», который нужно еще дождаться, осенью 2023-го оценивался в 178 млн руб. (на первом этапе стоил 120 млн руб.). Пока подойдет ваша очередь, стоимость наверняка увеличится.
У Ан-2 свои проблемы
Но и здесь не все так гладко, даже если оставлять Ан-2 в том виде, в каком он «появился на свет» – т. е. отремонтировать советский (польский) движок АШ-62ИР, другие агрегаты, узлы, системы и снова отправить «вечный самолет» на какую-нибудь местную линию.
ЛМС-901 очень ждут в регионах. Фото: YouTube.com
Хотя бы так поддержать малую авиацию, пока не появятся «Байкалы» в нужном количестве! А потребность в них велика – заказы на эти машины расписаны на несколько лет вперед.
Наземные испытания Ан-2 после восстановления. Фото: YouTube.com
При ремонте Ан-2 «внезапно» выяснилось, что примерно шестьдесят деталей, узлов в России давно не выпускается. Наблюдается парадокс: страна, которая произвела самолет, попавшей по тиражу в Книгу рекордов Гиннесса, теперь не может его ремонтировать. Это все равно, что в Германии забыли, как делать машины, а Швейцарии – часы. Да, «кукурузники» производили еще в Польше и КНР. Первая, разумеется, ничего продавать не будет.
Ан-2 своим ходом прилетел из Архангельска на площадку Московского авиаремонтного завода. Фото: YouTube.com
Китайские запчасти сегодня отличаются неплохим качеством, но все-таки они предназначены в первую очередь для самолетов, произведенных в «Поднебесной». Поэтому нельзя просто так детали из КНР ставить на воздушные суда, сделанные в СССР или Польше. Потребуется сертификация, а на ее проведение нужно определенное время.
Что в итоге
На сегодня выпущено 25 самолетов ТВС-2МС. Машина получила сертификат летной годности еще в 2015-м году. Воздушные суда эксплуатируются как частными, так и государственными компаниями: например, «Амурской авиабазой». Еще ТВС-2МС летают в аэроклубах Саратова и Минска, где самолеты используют для обучения пилотов и выброски парашютистов. Но и Ан-2, пусть в небольших количествах, по-прежнему бороздят небо и, наверное, скоро получат очередное место в Книге рекордов Гиннесса, как воздушные суда, имеющие самый долгий срок службы.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....