Ан-2: «вечный самолет» снова в строю – а хотели закупать в КНР
На рассуждениях о том, что скоро «Байкал» будет выпускаться большими тиражами, далеко не улетишь. А пассажиров и грузы возить надо, причем, прямо сейчас. Нехватка самолетов, относящихся к категории малой авиации, например, особенно остро ощущается в Сибири, где есть множество труднодоступных населенных пунктов.
Буквально несколько лет назад авиаперевозчики заявляли, что их мало интересует российское самолетостроение. Мол, гораздо выгоднее закупать «бэушные аналоги» типа Cessna Grand Caravan. Однако даже в предсанкционное время от этой идеи постепенно отказались.
Капризные самолеты западного производства становились нерентабельными в суровых сибирских климатических условиях. Гораздо дешевле переоборудовать «кукурузник».
Эта машина, серийное производство которой стартовало в 1949-м году, перестала сходить с советского конвейера в 1971-м. Однако самолет продолжали выпускать по лицензии в Польше (большую их часть закупил СССР) и Китае вплоть до начала 2000-х. Не исключено: Ан-2, правда, модифицированный и под другим названием, производится в КНР до сих пор.
На начало года в ГК «Аэропром» (Красноярский край) летало девять «Аннушек», выпущенных в 1967-1987 годах. Эта компания работает с 2012-го, изначально специализируясь на патрулировании и тушении лесных пожаров. Однако в 2022-м «Аэропром» получает разрешение на транспортировку грузов, а в 2023-м – коммерческий сертификат. Наличие этого документа позволяет перевозить пассажиров.
Предполагается, что наряду с Ан-2 полеты на местных авиалиниях будут совершать модернизированные версии «кукурузника» – ТВС-2МС (расшифровка: «турбовинтовой самолет, рассчитанный на двух членов экипажа и созданный СибНИА»). Что касается этого самолета, то о возможности его использования еще в мае минувшего года заявлял другой сибирский перевозчик – «Сибаэрокрафт» из Томска.
Ситуация с местными авиамаршрутами в этой области сложная. Примерно два года полеты по ним почти не совершаются. Финансирование внутренних перевозок не осуществляется, своего авиапарка нет. И это при том, что вся инфраструктура (посадочные площадки) в области находится в исправном состоянии, небольшие аэродромы готовы немедленно принимать борта легкой авиации. На минувшее лето в регионе летало четыре ТВС-2МС (пара на Камчатке и столько же в Магадане), осенью перевозчик должен был получить еще три машины.
Модификация в первую очередь предполагает замену советского двигателя на (увы!) американский Honeywell TPE331 (о проблеме с двигателем и способе ее решения – ниже). Глубокой модернизацией «кукурузника» более десяти лет занимается новосибирская компания «Русавиапром».
Установка иного силового агрегата позволила улучшить многие технические характеристики машины. Мощность выросла до 1100 «лошадей» (у Ан-2 – 1000 л. с.). Масса уменьшилась с 3,4-3,69 т до 2,85 т. Благодаря использованию авиакеросина вместо бензина и пятилопастного винта, воздушное судно стало экономичнее.
При этом дальность полета с грузом в полторы тонны возросла до 1300 км (у «кукурузника» – до 900 км), а крейсерская скорость со 180-ти до 200 км/ч. Но главное – расход горючего, который упал с 180-200 л/ч до 119 л/ч. Производитель ТВС-2МС утверждает, что после проведенной им модернизации судно можно смело эксплуатировать на протяжении, как минимум, пятнадцати лет.
Понятно, что из США поставлять его не будут. Тут есть два варианта и первый из них – закупка агрегата в третьих странах, которые не поддержали антироссийские санкции. По самым осторожным подсчетам, в мире эксплуатируется не менее 15 тыс. таких авиамоторов. Второй вариант заключается в копировании американского двигателя – по «научному» это называется «реверс-инжиниринг». «Русавиапром», занимающийся производством ТВС-2МС, готов сделать российский аналог.
Но есть нюанс – на это требуется 9 млрд руб., которые компания запросила у правительства РФ. Видимо, ответа нет, и в Минпромторге решили сконцентрировать все силы и средства на строительстве «Байкала».
Если речь идет о Томской области, то глава «Сибаэрокрафта» Р. Моисеев утверждает, что для обеспечения всех маршрутных линий понадобится не более 12 воздушных судов. Другой авиаперевозчик – СиЛА (Сибирская легкая авиация) тоже не против закупить ТВС-2МС и возобновить полеты по местным линиям. Но только в случае государственного субсидирования.
По подсчетам «Авиапрома» в российском реестре насчитывалось примерно 800 Ан-2, из которых летают 300. При этом далеко не у всех имеется сертификат на перевозку пассажиров (по данным полуторалетней давности он был у 218-ти самолетов). Получается, что 500 самолетов можно модернизировать.
В «Русавиапроме» утверждают, что им удалось наладить параллельный импорт для комплектования своих ТВС-2МС. Но сколько будут стоить такие модернизированные машины? В мае 2023-го была озвучена цифра в 145 млн. руб. Для сравнения: за Cessna Grand Caravan б/у 2000-го года выпуска просят 122 млн 701 тыс. руб. А новый самолет «Байкал», который нужно еще дождаться, осенью 2023-го оценивался в 178 млн руб. (на первом этапе стоил 120 млн руб.). Пока подойдет ваша очередь, стоимость наверняка увеличится.
Но и здесь не все так гладко, даже если оставлять Ан-2 в том виде, в каком он «появился на свет» – т. е. отремонтировать советский (польский) движок АШ-62ИР, другие агрегаты, узлы, системы и снова отправить «вечный самолет» на какую-нибудь местную линию.
Хотя бы так поддержать малую авиацию, пока не появятся «Байкалы» в нужном количестве! А потребность в них велика – заказы на эти машины расписаны на несколько лет вперед.
При ремонте Ан-2 «внезапно» выяснилось, что примерно шестьдесят деталей, узлов в России давно не выпускается. Наблюдается парадокс: страна, которая произвела самолет, попавшей по тиражу в Книгу рекордов Гиннесса, теперь не может его ремонтировать. Это все равно, что в Германии забыли, как делать машины, а Швейцарии – часы. Да, «кукурузники» производили еще в Польше и КНР. Первая, разумеется, ничего продавать не будет.
Китайские запчасти сегодня отличаются неплохим качеством, но все-таки они предназначены в первую очередь для самолетов, произведенных в «Поднебесной». Поэтому нельзя просто так детали из КНР ставить на воздушные суда, сделанные в СССР или Польше. Потребуется сертификация, а на ее проведение нужно определенное время.
На сегодня выпущено 25 самолетов ТВС-2МС. Машина получила сертификат летной годности еще в 2015-м году. Воздушные суда эксплуатируются как частными, так и государственными компаниями: например, «Амурской авиабазой». Еще ТВС-2МС летают в аэроклубах Саратова и Минска, где самолеты используют для обучения пилотов и выброски парашютистов. Но и Ан-2, пусть в небольших количествах, по-прежнему бороздят небо и, наверное, скоро получат очередное место в Книге рекордов Гиннесса, как воздушные суда, имеющие самый долгий срок службы.
Буквально несколько лет назад авиаперевозчики заявляли, что их мало интересует российское самолетостроение. Мол, гораздо выгоднее закупать «бэушные аналоги» типа Cessna Grand Caravan. Однако даже в предсанкционное время от этой идеи постепенно отказались.
Cessna Grand Caravan в РФ кое-где летает. Фото: YouTube.com
Капризные самолеты западного производства становились нерентабельными в суровых сибирских климатических условиях. Гораздо дешевле переоборудовать «кукурузник».
Ан-2 сегодня
Эта машина, серийное производство которой стартовало в 1949-м году, перестала сходить с советского конвейера в 1971-м. Однако самолет продолжали выпускать по лицензии в Польше (большую их часть закупил СССР) и Китае вплоть до начала 2000-х. Не исключено: Ан-2, правда, модифицированный и под другим названием, производится в КНР до сих пор.
Польский Ан-2. Фото: YouTube.com
На начало года в ГК «Аэропром» (Красноярский край) летало девять «Аннушек», выпущенных в 1967-1987 годах. Эта компания работает с 2012-го, изначально специализируясь на патрулировании и тушении лесных пожаров. Однако в 2022-м «Аэропром» получает разрешение на транспортировку грузов, а в 2023-м – коммерческий сертификат. Наличие этого документа позволяет перевозить пассажиров.
Предполагается, что наряду с Ан-2 полеты на местных авиалиниях будут совершать модернизированные версии «кукурузника» – ТВС-2МС (расшифровка: «турбовинтовой самолет, рассчитанный на двух членов экипажа и созданный СибНИА»). Что касается этого самолета, то о возможности его использования еще в мае минувшего года заявлял другой сибирский перевозчик – «Сибаэрокрафт» из Томска.
ТВС-2МС на взлете. Фото: YouTube.com
Ситуация с местными авиамаршрутами в этой области сложная. Примерно два года полеты по ним почти не совершаются. Финансирование внутренних перевозок не осуществляется, своего авиапарка нет. И это при том, что вся инфраструктура (посадочные площадки) в области находится в исправном состоянии, небольшие аэродромы готовы немедленно принимать борта легкой авиации. На минувшее лето в регионе летало четыре ТВС-2МС (пара на Камчатке и столько же в Магадане), осенью перевозчик должен был получить еще три машины.
Чем ТВС-2МС лучше Ан-2
Модификация в первую очередь предполагает замену советского двигателя на (увы!) американский Honeywell TPE331 (о проблеме с двигателем и способе ее решения – ниже). Глубокой модернизацией «кукурузника» более десяти лет занимается новосибирская компания «Русавиапром».
Когда читаешь о новом воздушном судне, возникает вопрос – почему нельзя было назвать модернизированный самолет, например, Ан-2-1М или как-то еще? Однако наименование «Ан» уже зарегистрировано ГП «Антонов», находящемся в другом государстве – Украине.
Установка иного силового агрегата позволила улучшить многие технические характеристики машины. Мощность выросла до 1100 «лошадей» (у Ан-2 – 1000 л. с.). Масса уменьшилась с 3,4-3,69 т до 2,85 т. Благодаря использованию авиакеросина вместо бензина и пятилопастного винта, воздушное судно стало экономичнее.
Двигатель Honeywell TPE331, как и планер «кукурузника» относятся к категории «вечных»: т. е. оба предполагают возможность «бесконечного» ремонта – замены изношенных деталей.
При этом дальность полета с грузом в полторы тонны возросла до 1300 км (у «кукурузника» – до 900 км), а крейсерская скорость со 180-ти до 200 км/ч. Но главное – расход горючего, который упал с 180-200 л/ч до 119 л/ч. Производитель ТВС-2МС утверждает, что после проведенной им модернизации судно можно смело эксплуатировать на протяжении, как минимум, пятнадцати лет.
Как быть с американским двигателем?
Понятно, что из США поставлять его не будут. Тут есть два варианта и первый из них – закупка агрегата в третьих странах, которые не поддержали антироссийские санкции. По самым осторожным подсчетам, в мире эксплуатируется не менее 15 тыс. таких авиамоторов. Второй вариант заключается в копировании американского двигателя – по «научному» это называется «реверс-инжиниринг». «Русавиапром», занимающийся производством ТВС-2МС, готов сделать российский аналог.
Двигатель Ан-2 АШ-62ИР на испытательном стенде. Фото: YouTube.com
Но есть нюанс – на это требуется 9 млрд руб., которые компания запросила у правительства РФ. Видимо, ответа нет, и в Минпромторге решили сконцентрировать все силы и средства на строительстве «Байкала».
На чем летать сегодня?
Если речь идет о Томской области, то глава «Сибаэрокрафта» Р. Моисеев утверждает, что для обеспечения всех маршрутных линий понадобится не более 12 воздушных судов. Другой авиаперевозчик – СиЛА (Сибирская легкая авиация) тоже не против закупить ТВС-2МС и возобновить полеты по местным линиям. Но только в случае государственного субсидирования.
В Сибири и по России Ан-2 еще остались, и немало. Фото: YouTube.com
По подсчетам «Авиапрома» в российском реестре насчитывалось примерно 800 Ан-2, из которых летают 300. При этом далеко не у всех имеется сертификат на перевозку пассажиров (по данным полуторалетней давности он был у 218-ти самолетов). Получается, что 500 самолетов можно модернизировать.
Четыре года назад РФ (одна из уральских компаний) собиралась закупить партию лицензионных Ан-2 (Y-5BG) в Китае! Правда, состоялась сделка или нет – неизвестно.
В «Русавиапроме» утверждают, что им удалось наладить параллельный импорт для комплектования своих ТВС-2МС. Но сколько будут стоить такие модернизированные машины? В мае 2023-го была озвучена цифра в 145 млн. руб. Для сравнения: за Cessna Grand Caravan б/у 2000-го года выпуска просят 122 млн 701 тыс. руб. А новый самолет «Байкал», который нужно еще дождаться, осенью 2023-го оценивался в 178 млн руб. (на первом этапе стоил 120 млн руб.). Пока подойдет ваша очередь, стоимость наверняка увеличится.
У Ан-2 свои проблемы
Но и здесь не все так гладко, даже если оставлять Ан-2 в том виде, в каком он «появился на свет» – т. е. отремонтировать советский (польский) движок АШ-62ИР, другие агрегаты, узлы, системы и снова отправить «вечный самолет» на какую-нибудь местную линию.
ЛМС-901 очень ждут в регионах. Фото: YouTube.com
Хотя бы так поддержать малую авиацию, пока не появятся «Байкалы» в нужном количестве! А потребность в них велика – заказы на эти машины расписаны на несколько лет вперед.
Наземные испытания Ан-2 после восстановления. Фото: YouTube.com
При ремонте Ан-2 «внезапно» выяснилось, что примерно шестьдесят деталей, узлов в России давно не выпускается. Наблюдается парадокс: страна, которая произвела самолет, попавшей по тиражу в Книгу рекордов Гиннесса, теперь не может его ремонтировать. Это все равно, что в Германии забыли, как делать машины, а Швейцарии – часы. Да, «кукурузники» производили еще в Польше и КНР. Первая, разумеется, ничего продавать не будет.
Ан-2 своим ходом прилетел из Архангельска на площадку Московского авиаремонтного завода. Фото: YouTube.com
Китайские запчасти сегодня отличаются неплохим качеством, но все-таки они предназначены в первую очередь для самолетов, произведенных в «Поднебесной». Поэтому нельзя просто так детали из КНР ставить на воздушные суда, сделанные в СССР или Польше. Потребуется сертификация, а на ее проведение нужно определенное время.
Что в итоге
На сегодня выпущено 25 самолетов ТВС-2МС. Машина получила сертификат летной годности еще в 2015-м году. Воздушные суда эксплуатируются как частными, так и государственными компаниями: например, «Амурской авиабазой». Еще ТВС-2МС летают в аэроклубах Саратова и Минска, где самолеты используют для обучения пилотов и выброски парашютистов. Но и Ан-2, пусть в небольших количествах, по-прежнему бороздят небо и, наверное, скоро получат очередное место в Книге рекордов Гиннесса, как воздушные суда, имеющие самый долгий срок службы.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...