Атомный ледокол «Ленинград» – серия 22220 продолжается
«Ленинград» – пятое по счету серийное ледокольное судно из серии 22220 с атомной энергетической установкой. Входящие в линейку корабли будут использоваться для прокладывания пути в Северном Ледовитом океане и осуществления научных экспедиций. Отраслевой индекс – ЛК-60Я обозначает: «ледокол с ядерной установкой мощностью 60 МВт». Есть и еще одно название – УАЛ, что значит: «универсальный атомных ледокол».
Эта серия ледоколов придет на смену устаревающим кораблям проектов 10520, 10580 и 10521. По названиям – «Арктика», «Таймыр», «Россия» соответственно. Техника будет постепенно выводиться из эксплуатации в течение 2020-х годов. Уже построенные три ледокола серии 22220 сегодня успешно работают на Северном морском пути.
Им занималось с 2009-го года КБ «Айсберг» из Санкт-Петербурга. Корабельный ядерный реактор, создание которого началось в 2010-м – плод совместных усилий «Опытного КБ им. Африкантова» и непосредственного производителя – Подольского машиностроительного завода.
Строительство ледоколов ведется в Санкт-Петербурге на предприятии, входящим в состав судостроительной корпорации ОСК. Речь – о «Балтийском заводе».
«Сердцем» ледоколов является силовая ядерная установка «РИТМ-200». Ничего подобного в мире на сегодня нет. За разработку уникального реактора четыре специалиста ОКБ им. Африкантова получили государственные премии.
Самая главная из них – переменный уровень осадки. Он регулируется посредством специальных резервуаров. Если нужно, чтобы ледокол «сидел» ниже, в емкости закачивается вода. При необходимости всплытия она удаляется за борт. Последняя операция требуется при прокладке путей в реках Арктики – например, Енисее на участке в Обской губе. Всплывая, судно может спокойно проходить по мелководью. В океане – противоположная ситуация. Там требуется пониженная осадка, гарантирующая лучшую проходимость через ледовые поля и торосы. Технические характеристики судов проекта 22220:
✅ длина, ширина, высота бортов – 173,3\34\15,2 м
✅ осадка – 10,5 или 8,5 м
✅ силовая установка – пара реакторов «РИТМ-200» по 175 МВт
✅ скорость – до 40,7 км/ч
✅ толщина преодолеваемого льда – до 2,9 м
Корабль оснащается тремя гребными винтами, каждый из которых имеет по четыре лопасти (шаг фиксированный). В составе экипажа – 52 человека. Ледокол способен взять на борт такое количество провизии, которое обеспечит полгода непрерывного плавания. Если же взять время замены топливных элементов, то делать это можно раз в семь лет.
По расчетам специалистов «Росатома», использование одного судна серии 22220 позволит уменьшить затраты на проводку караванов в 1,5-1,8 раза. Попросту говоря, один ледокол с регулируемой осадкой заменит два обычных типа «Таймыр».
Особенность установки заключается в едином корпусе. В него интегрирован главный тракт теплоносителя 1-го контура, паровые генераторы и зона активности.
Подобное техническое решение позволило уменьшить массу реактора, его габариты, а также снизить возможность появления утечек. Эксплуатационный ресурс установки составляет не менее 320 тыс. часов, срок службы – до 40 лет.
Договор на изготовление головного судна «Атомфлотом» и «Балтийским заводом» был подписан 23.08.2012 года. В то время общая сумма контракта составляла 39 млрд 959 млн 060 тыс. руб. Через пару лет, в мае, судостроительное предприятие заключило соглашение на 84 млрд 409 млн с «Росатомом» на создание еще двух ледоколов такого же класса.
Первый корабль проекта должны были сдать заказчику в 2017-м, однако график оказался сорванным. По словам главы «Росатома» основная причина заключалась в том, что у подрядчиков «отсутствовали компетенции». Вторая была обусловлена «проблемами взаимодействия» участников проекта.
На первом этапе строительства головного судна было объявлено, что всего построят пять ледоколов серии 22220. Однако в 2022-м Правительством РФ во главе с М. Мишустиным было принято решение о выделении дополнительных средств на постройку еще двух кораблей.
Головное судно, заложенное 05.11.2013-го, спустили на воду менее чем через три года – летом 2016-го. Заказчику ледокол торжественно передали в конце октября 2020-го. А в декабре этого же года судно, которому дали название «Арктика», курсировало по Севморпути.
Ледокол «Сибирь», уже считающийся серийным, заложили 26.05.2015, а на воду спустили через два с небольшим года, осенью 2017-го. Но заказчик получил судно только в конце декабря 2021-го.
Третий по счету и второй серийный ледокол «Урал» заложили летом 2016-го и спустили на воду в мае 2019-го. Российский флаг на корабле подняли осенью 2022-го, при передаче заказчику.
Следующий ледокол «Якутия» заложили в конце весны 2020-го: со стапелей корабль сошел в ноябре 2022-го. Сейчас проводится доводка, испытания. Сдача заказчику запланирована на 2024-й. Строительство четвертого серийного корабля «Чукотка» стартовало в 2020-м. В эксплуатацию судно должно поступить в 2026-м.
«Ленинград» заложили 26.01.2024 года. В церемонии принимал участие президент РФ В. В. Путин, губернатор Северной столицы А. Беглов, глава «Росатома» А. Лихачев и гендиректор ВТБ А. Костин. Стоимость контракта на изготовление ледокола оценивается в 56 млрд 612 млн 82 тыс. руб. Судно планируется передать заказчику в конце 2028-го. Сейчас уже ведется раскрой листов стали для изготовления корпуса.
В 2025-м предполагается начать строительство последнего (хотя, как знать!) корабля серии – «Сталинград». Собственное имя было предложено ветеранами Великой Отечественной. Стоимость судна – 61 млрд 344 млн 688 тыс. руб. Поднятие государственного флага и церемония передачи ледокола (ориентировочно) – декабрь 2030-го.
Ближе к концу 2023-го стало понятно: выделенных средств на строительство двух последних ледоколов серии может не хватить – требуются дополнительные финансовые вливания. Причем новая сумма от начальной контрактной отличается чуть ли не вдвое. В то же время Правительство РФ вносит предложение сократить ассигнования на постройку пары последних судов на 3,72 млрд руб.
Необходимость в дополнительном финансировании объясняют поиском другого поставщика гребных электромоторов и вынужденном применением иной элементной базы. Здесь имеются в виду замена некоторых элементов СЭД – системы электродвижения, вызванная санкциями. Кроме того, был обобщен опыт эксплуатации уже действующих судов данной серии. В результате появилась потребность внесения технических изменений в СЭД, чтобы увеличить ее ресурс. Тем не менее процесс постройки ледоколов продолжается, и есть надежда, что в графики все-таки уложатся.
Эта серия ледоколов придет на смену устаревающим кораблям проектов 10520, 10580 и 10521. По названиям – «Арктика», «Таймыр», «Россия» соответственно. Техника будет постепенно выводиться из эксплуатации в течение 2020-х годов. Уже построенные три ледокола серии 22220 сегодня успешно работают на Северном морском пути.
Разработка проекта
Им занималось с 2009-го года КБ «Айсберг» из Санкт-Петербурга. Корабельный ядерный реактор, создание которого началось в 2010-м – плод совместных усилий «Опытного КБ им. Африкантова» и непосредственного производителя – Подольского машиностроительного завода.
Севморпуть – стратегически важное направление развития экономики РФ. Фото: YouTube.com
Строительство ледоколов ведется в Санкт-Петербурге на предприятии, входящим в состав судостроительной корпорации ОСК. Речь – о «Балтийском заводе».
Замглавы по морской технике «Атомэнергомаша» В. Аптекарев сообщил, что корабли проекта 22220 на данный момент считаются наиболее локализованными судами, строящимися и уже использующимися в России.
«Сердцем» ледоколов является силовая ядерная установка «РИТМ-200». Ничего подобного в мире на сегодня нет. За разработку уникального реактора четыре специалиста ОКБ им. Африкантова получили государственные премии.
Конструкционные особенности
Самая главная из них – переменный уровень осадки. Он регулируется посредством специальных резервуаров. Если нужно, чтобы ледокол «сидел» ниже, в емкости закачивается вода. При необходимости всплытия она удаляется за борт. Последняя операция требуется при прокладке путей в реках Арктики – например, Енисее на участке в Обской губе. Всплывая, судно может спокойно проходить по мелководью. В океане – противоположная ситуация. Там требуется пониженная осадка, гарантирующая лучшую проходимость через ледовые поля и торосы. Технические характеристики судов проекта 22220:
✅ длина, ширина, высота бортов – 173,3\34\15,2 м
✅ осадка – 10,5 или 8,5 м
✅ силовая установка – пара реакторов «РИТМ-200» по 175 МВт
✅ скорость – до 40,7 км/ч
✅ толщина преодолеваемого льда – до 2,9 м
Корабль оснащается тремя гребными винтами, каждый из которых имеет по четыре лопасти (шаг фиксированный). В составе экипажа – 52 человека. Ледокол способен взять на борт такое количество провизии, которое обеспечит полгода непрерывного плавания. Если же взять время замены топливных элементов, то делать это можно раз в семь лет.
Один «Ленинград» заменит пару таких гигантов, как «Таймыр». Фото: YouTube.com
По расчетам специалистов «Росатома», использование одного судна серии 22220 позволит уменьшить затраты на проводку караванов в 1,5-1,8 раза. Попросту говоря, один ледокол с регулируемой осадкой заменит два обычных типа «Таймыр».
«РИТМ-200»
Особенность установки заключается в едином корпусе. В него интегрирован главный тракт теплоносителя 1-го контура, паровые генераторы и зона активности.
Сборка очередной установки «РИТМ-200» идет полным ходом. Фото: YouTube.com
Подобное техническое решение позволило уменьшить массу реактора, его габариты, а также снизить возможность появления утечек. Эксплуатационный ресурс установки составляет не менее 320 тыс. часов, срок службы – до 40 лет.
Как строили и строят ледоколы проекта 22220
Договор на изготовление головного судна «Атомфлотом» и «Балтийским заводом» был подписан 23.08.2012 года. В то время общая сумма контракта составляла 39 млрд 959 млн 060 тыс. руб. Через пару лет, в мае, судостроительное предприятие заключило соглашение на 84 млрд 409 млн с «Росатомом» на создание еще двух ледоколов такого же класса.
Первый серийный и второй по счету ледокол «Сибирь». Фото: YouTube.com
Первый корабль проекта должны были сдать заказчику в 2017-м, однако график оказался сорванным. По словам главы «Росатома» основная причина заключалась в том, что у подрядчиков «отсутствовали компетенции». Вторая была обусловлена «проблемами взаимодействия» участников проекта.
Сегодня ледокольный флот РФ насчитывает семь судов с ядерными реакторами и 34 с дизельными силовыми установками. Такого количества ледоколов нет ни у одной страны мира.
На первом этапе строительства головного судна было объявлено, что всего построят пять ледоколов серии 22220. Однако в 2022-м Правительством РФ во главе с М. Мишустиным было принято решение о выделении дополнительных средств на постройку еще двух кораблей.
Действующие ледоколы серии 22220
Головное судно, заложенное 05.11.2013-го, спустили на воду менее чем через три года – летом 2016-го. Заказчику ледокол торжественно передали в конце октября 2020-го. А в декабре этого же года судно, которому дали название «Арктика», курсировало по Севморпути.
Ледокол «Арктика» в работе. Фото: YouTube.com
Ледокол «Сибирь», уже считающийся серийным, заложили 26.05.2015, а на воду спустили через два с небольшим года, осенью 2017-го. Но заказчик получил судно только в конце декабря 2021-го.
Наименования «Сибирь» и «Арктика» были у кораблей с атомными реакторами, которые относились ко второму поколению серии 10520. Суда построены в 1977-м и 1975-м годах и на сегодня не используются.
Третий по счету и второй серийный ледокол «Урал» заложили летом 2016-го и спустили на воду в мае 2019-го. Российский флаг на корабле подняли осенью 2022-го, при передаче заказчику.
Еще не готовые ледоколы
Следующий ледокол «Якутия» заложили в конце весны 2020-го: со стапелей корабль сошел в ноябре 2022-го. Сейчас проводится доводка, испытания. Сдача заказчику запланирована на 2024-й. Строительство четвертого серийного корабля «Чукотка» стартовало в 2020-м. В эксплуатацию судно должно поступить в 2026-м.
Действующий атомоход проекта 22220 «Урал». Фото: YouTube.com
«Ленинград» заложили 26.01.2024 года. В церемонии принимал участие президент РФ В. В. Путин, губернатор Северной столицы А. Беглов, глава «Росатома» А. Лихачев и гендиректор ВТБ А. Костин. Стоимость контракта на изготовление ледокола оценивается в 56 млрд 612 млн 82 тыс. руб. Судно планируется передать заказчику в конце 2028-го. Сейчас уже ведется раскрой листов стали для изготовления корпуса.
Закладная табличка «Ленинграда». Фото: YouTube.com
В 2025-м предполагается начать строительство последнего (хотя, как знать!) корабля серии – «Сталинград». Собственное имя было предложено ветеранами Великой Отечественной. Стоимость судна – 61 млрд 344 млн 688 тыс. руб. Поднятие государственного флага и церемония передачи ледокола (ориентировочно) – декабрь 2030-го.
Проблемы
Ближе к концу 2023-го стало понятно: выделенных средств на строительство двух последних ледоколов серии может не хватить – требуются дополнительные финансовые вливания. Причем новая сумма от начальной контрактной отличается чуть ли не вдвое. В то же время Правительство РФ вносит предложение сократить ассигнования на постройку пары последних судов на 3,72 млрд руб.
Севморпуть ждет новых ледоколов. Фото: YouTube.com
Необходимость в дополнительном финансировании объясняют поиском другого поставщика гребных электромоторов и вынужденном применением иной элементной базы. Здесь имеются в виду замена некоторых элементов СЭД – системы электродвижения, вызванная санкциями. Кроме того, был обобщен опыт эксплуатации уже действующих судов данной серии. В результате появилась потребность внесения технических изменений в СЭД, чтобы увеличить ее ресурс. Тем не менее процесс постройки ледоколов продолжается, и есть надежда, что в графики все-таки уложатся.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...