Атомный ледокол «Ленинград» – серия 22220 продолжается
«Ленинград» – пятое по счету серийное ледокольное судно из серии 22220 с атомной энергетической установкой. Входящие в линейку корабли будут использоваться для прокладывания пути в Северном Ледовитом океане и осуществления научных экспедиций. Отраслевой индекс – ЛК-60Я обозначает: «ледокол с ядерной установкой мощностью 60 МВт». Есть и еще одно название – УАЛ, что значит: «универсальный атомных ледокол».
Эта серия ледоколов придет на смену устаревающим кораблям проектов 10520, 10580 и 10521. По названиям – «Арктика», «Таймыр», «Россия» соответственно. Техника будет постепенно выводиться из эксплуатации в течение 2020-х годов. Уже построенные три ледокола серии 22220 сегодня успешно работают на Северном морском пути.
Им занималось с 2009-го года КБ «Айсберг» из Санкт-Петербурга. Корабельный ядерный реактор, создание которого началось в 2010-м – плод совместных усилий «Опытного КБ им. Африкантова» и непосредственного производителя – Подольского машиностроительного завода.
Строительство ледоколов ведется в Санкт-Петербурге на предприятии, входящим в состав судостроительной корпорации ОСК. Речь – о «Балтийском заводе».
«Сердцем» ледоколов является силовая ядерная установка «РИТМ-200». Ничего подобного в мире на сегодня нет. За разработку уникального реактора четыре специалиста ОКБ им. Африкантова получили государственные премии.
Самая главная из них – переменный уровень осадки. Он регулируется посредством специальных резервуаров. Если нужно, чтобы ледокол «сидел» ниже, в емкости закачивается вода. При необходимости всплытия она удаляется за борт. Последняя операция требуется при прокладке путей в реках Арктики – например, Енисее на участке в Обской губе. Всплывая, судно может спокойно проходить по мелководью. В океане – противоположная ситуация. Там требуется пониженная осадка, гарантирующая лучшую проходимость через ледовые поля и торосы. Технические характеристики судов проекта 22220:
✅ длина, ширина, высота бортов – 173,3\34\15,2 м
✅ осадка – 10,5 или 8,5 м
✅ силовая установка – пара реакторов «РИТМ-200» по 175 МВт
✅ скорость – до 40,7 км/ч
✅ толщина преодолеваемого льда – до 2,9 м
Корабль оснащается тремя гребными винтами, каждый из которых имеет по четыре лопасти (шаг фиксированный). В составе экипажа – 52 человека. Ледокол способен взять на борт такое количество провизии, которое обеспечит полгода непрерывного плавания. Если же взять время замены топливных элементов, то делать это можно раз в семь лет.
По расчетам специалистов «Росатома», использование одного судна серии 22220 позволит уменьшить затраты на проводку караванов в 1,5-1,8 раза. Попросту говоря, один ледокол с регулируемой осадкой заменит два обычных типа «Таймыр».
Особенность установки заключается в едином корпусе. В него интегрирован главный тракт теплоносителя 1-го контура, паровые генераторы и зона активности.
Подобное техническое решение позволило уменьшить массу реактора, его габариты, а также снизить возможность появления утечек. Эксплуатационный ресурс установки составляет не менее 320 тыс. часов, срок службы – до 40 лет.
Договор на изготовление головного судна «Атомфлотом» и «Балтийским заводом» был подписан 23.08.2012 года. В то время общая сумма контракта составляла 39 млрд 959 млн 060 тыс. руб. Через пару лет, в мае, судостроительное предприятие заключило соглашение на 84 млрд 409 млн с «Росатомом» на создание еще двух ледоколов такого же класса.
Первый корабль проекта должны были сдать заказчику в 2017-м, однако график оказался сорванным. По словам главы «Росатома» основная причина заключалась в том, что у подрядчиков «отсутствовали компетенции». Вторая была обусловлена «проблемами взаимодействия» участников проекта.
На первом этапе строительства головного судна было объявлено, что всего построят пять ледоколов серии 22220. Однако в 2022-м Правительством РФ во главе с М. Мишустиным было принято решение о выделении дополнительных средств на постройку еще двух кораблей.
Головное судно, заложенное 05.11.2013-го, спустили на воду менее чем через три года – летом 2016-го. Заказчику ледокол торжественно передали в конце октября 2020-го. А в декабре этого же года судно, которому дали название «Арктика», курсировало по Севморпути.
Ледокол «Сибирь», уже считающийся серийным, заложили 26.05.2015, а на воду спустили через два с небольшим года, осенью 2017-го. Но заказчик получил судно только в конце декабря 2021-го.
Третий по счету и второй серийный ледокол «Урал» заложили летом 2016-го и спустили на воду в мае 2019-го. Российский флаг на корабле подняли осенью 2022-го, при передаче заказчику.
Следующий ледокол «Якутия» заложили в конце весны 2020-го: со стапелей корабль сошел в ноябре 2022-го. Сейчас проводится доводка, испытания. Сдача заказчику запланирована на 2024-й. Строительство четвертого серийного корабля «Чукотка» стартовало в 2020-м. В эксплуатацию судно должно поступить в 2026-м.
«Ленинград» заложили 26.01.2024 года. В церемонии принимал участие президент РФ В. В. Путин, губернатор Северной столицы А. Беглов, глава «Росатома» А. Лихачев и гендиректор ВТБ А. Костин. Стоимость контракта на изготовление ледокола оценивается в 56 млрд 612 млн 82 тыс. руб. Судно планируется передать заказчику в конце 2028-го. Сейчас уже ведется раскрой листов стали для изготовления корпуса.
В 2025-м предполагается начать строительство последнего (хотя, как знать!) корабля серии – «Сталинград». Собственное имя было предложено ветеранами Великой Отечественной. Стоимость судна – 61 млрд 344 млн 688 тыс. руб. Поднятие государственного флага и церемония передачи ледокола (ориентировочно) – декабрь 2030-го.
Ближе к концу 2023-го стало понятно: выделенных средств на строительство двух последних ледоколов серии может не хватить – требуются дополнительные финансовые вливания. Причем новая сумма от начальной контрактной отличается чуть ли не вдвое. В то же время Правительство РФ вносит предложение сократить ассигнования на постройку пары последних судов на 3,72 млрд руб.
Необходимость в дополнительном финансировании объясняют поиском другого поставщика гребных электромоторов и вынужденном применением иной элементной базы. Здесь имеются в виду замена некоторых элементов СЭД – системы электродвижения, вызванная санкциями. Кроме того, был обобщен опыт эксплуатации уже действующих судов данной серии. В результате появилась потребность внесения технических изменений в СЭД, чтобы увеличить ее ресурс. Тем не менее процесс постройки ледоколов продолжается, и есть надежда, что в графики все-таки уложатся.
Эта серия ледоколов придет на смену устаревающим кораблям проектов 10520, 10580 и 10521. По названиям – «Арктика», «Таймыр», «Россия» соответственно. Техника будет постепенно выводиться из эксплуатации в течение 2020-х годов. Уже построенные три ледокола серии 22220 сегодня успешно работают на Северном морском пути.
Разработка проекта
Им занималось с 2009-го года КБ «Айсберг» из Санкт-Петербурга. Корабельный ядерный реактор, создание которого началось в 2010-м – плод совместных усилий «Опытного КБ им. Африкантова» и непосредственного производителя – Подольского машиностроительного завода.
Севморпуть – стратегически важное направление развития экономики РФ. Фото: YouTube.com
Строительство ледоколов ведется в Санкт-Петербурге на предприятии, входящим в состав судостроительной корпорации ОСК. Речь – о «Балтийском заводе».
Замглавы по морской технике «Атомэнергомаша» В. Аптекарев сообщил, что корабли проекта 22220 на данный момент считаются наиболее локализованными судами, строящимися и уже использующимися в России.
«Сердцем» ледоколов является силовая ядерная установка «РИТМ-200». Ничего подобного в мире на сегодня нет. За разработку уникального реактора четыре специалиста ОКБ им. Африкантова получили государственные премии.
Конструкционные особенности
Самая главная из них – переменный уровень осадки. Он регулируется посредством специальных резервуаров. Если нужно, чтобы ледокол «сидел» ниже, в емкости закачивается вода. При необходимости всплытия она удаляется за борт. Последняя операция требуется при прокладке путей в реках Арктики – например, Енисее на участке в Обской губе. Всплывая, судно может спокойно проходить по мелководью. В океане – противоположная ситуация. Там требуется пониженная осадка, гарантирующая лучшую проходимость через ледовые поля и торосы. Технические характеристики судов проекта 22220:
✅ длина, ширина, высота бортов – 173,3\34\15,2 м
✅ осадка – 10,5 или 8,5 м
✅ силовая установка – пара реакторов «РИТМ-200» по 175 МВт
✅ скорость – до 40,7 км/ч
✅ толщина преодолеваемого льда – до 2,9 м
Корабль оснащается тремя гребными винтами, каждый из которых имеет по четыре лопасти (шаг фиксированный). В составе экипажа – 52 человека. Ледокол способен взять на борт такое количество провизии, которое обеспечит полгода непрерывного плавания. Если же взять время замены топливных элементов, то делать это можно раз в семь лет.
Один «Ленинград» заменит пару таких гигантов, как «Таймыр». Фото: YouTube.com
По расчетам специалистов «Росатома», использование одного судна серии 22220 позволит уменьшить затраты на проводку караванов в 1,5-1,8 раза. Попросту говоря, один ледокол с регулируемой осадкой заменит два обычных типа «Таймыр».
«РИТМ-200»
Особенность установки заключается в едином корпусе. В него интегрирован главный тракт теплоносителя 1-го контура, паровые генераторы и зона активности.
Сборка очередной установки «РИТМ-200» идет полным ходом. Фото: YouTube.com
Подобное техническое решение позволило уменьшить массу реактора, его габариты, а также снизить возможность появления утечек. Эксплуатационный ресурс установки составляет не менее 320 тыс. часов, срок службы – до 40 лет.
Как строили и строят ледоколы проекта 22220
Договор на изготовление головного судна «Атомфлотом» и «Балтийским заводом» был подписан 23.08.2012 года. В то время общая сумма контракта составляла 39 млрд 959 млн 060 тыс. руб. Через пару лет, в мае, судостроительное предприятие заключило соглашение на 84 млрд 409 млн с «Росатомом» на создание еще двух ледоколов такого же класса.
Первый серийный и второй по счету ледокол «Сибирь». Фото: YouTube.com
Первый корабль проекта должны были сдать заказчику в 2017-м, однако график оказался сорванным. По словам главы «Росатома» основная причина заключалась в том, что у подрядчиков «отсутствовали компетенции». Вторая была обусловлена «проблемами взаимодействия» участников проекта.
Сегодня ледокольный флот РФ насчитывает семь судов с ядерными реакторами и 34 с дизельными силовыми установками. Такого количества ледоколов нет ни у одной страны мира.
На первом этапе строительства головного судна было объявлено, что всего построят пять ледоколов серии 22220. Однако в 2022-м Правительством РФ во главе с М. Мишустиным было принято решение о выделении дополнительных средств на постройку еще двух кораблей.
Действующие ледоколы серии 22220
Головное судно, заложенное 05.11.2013-го, спустили на воду менее чем через три года – летом 2016-го. Заказчику ледокол торжественно передали в конце октября 2020-го. А в декабре этого же года судно, которому дали название «Арктика», курсировало по Севморпути.
Ледокол «Арктика» в работе. Фото: YouTube.com
Ледокол «Сибирь», уже считающийся серийным, заложили 26.05.2015, а на воду спустили через два с небольшим года, осенью 2017-го. Но заказчик получил судно только в конце декабря 2021-го.
Наименования «Сибирь» и «Арктика» были у кораблей с атомными реакторами, которые относились ко второму поколению серии 10520. Суда построены в 1977-м и 1975-м годах и на сегодня не используются.
Третий по счету и второй серийный ледокол «Урал» заложили летом 2016-го и спустили на воду в мае 2019-го. Российский флаг на корабле подняли осенью 2022-го, при передаче заказчику.
Еще не готовые ледоколы
Следующий ледокол «Якутия» заложили в конце весны 2020-го: со стапелей корабль сошел в ноябре 2022-го. Сейчас проводится доводка, испытания. Сдача заказчику запланирована на 2024-й. Строительство четвертого серийного корабля «Чукотка» стартовало в 2020-м. В эксплуатацию судно должно поступить в 2026-м.
Действующий атомоход проекта 22220 «Урал». Фото: YouTube.com
«Ленинград» заложили 26.01.2024 года. В церемонии принимал участие президент РФ В. В. Путин, губернатор Северной столицы А. Беглов, глава «Росатома» А. Лихачев и гендиректор ВТБ А. Костин. Стоимость контракта на изготовление ледокола оценивается в 56 млрд 612 млн 82 тыс. руб. Судно планируется передать заказчику в конце 2028-го. Сейчас уже ведется раскрой листов стали для изготовления корпуса.
Закладная табличка «Ленинграда». Фото: YouTube.com
В 2025-м предполагается начать строительство последнего (хотя, как знать!) корабля серии – «Сталинград». Собственное имя было предложено ветеранами Великой Отечественной. Стоимость судна – 61 млрд 344 млн 688 тыс. руб. Поднятие государственного флага и церемония передачи ледокола (ориентировочно) – декабрь 2030-го.
Проблемы
Ближе к концу 2023-го стало понятно: выделенных средств на строительство двух последних ледоколов серии может не хватить – требуются дополнительные финансовые вливания. Причем новая сумма от начальной контрактной отличается чуть ли не вдвое. В то же время Правительство РФ вносит предложение сократить ассигнования на постройку пары последних судов на 3,72 млрд руб.
Севморпуть ждет новых ледоколов. Фото: YouTube.com
Необходимость в дополнительном финансировании объясняют поиском другого поставщика гребных электромоторов и вынужденном применением иной элементной базы. Здесь имеются в виду замена некоторых элементов СЭД – системы электродвижения, вызванная санкциями. Кроме того, был обобщен опыт эксплуатации уже действующих судов данной серии. В результате появилась потребность внесения технических изменений в СЭД, чтобы увеличить ее ресурс. Тем не менее процесс постройки ледоколов продолжается, и есть надежда, что в графики все-таки уложатся.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Байконур»: почему самый большой космодром планеты Земля могут забросить
Уникальный космодром служит человечеству уже почти 70 лет. Но его будущее остается неопределенным....
На производственных площадках бывшего завода John Deere снова «закипела» работа
Предприятие заработало после длительного простоя. О планах и перспективах нового проекта читайте в нашем материале....
Северный широтный ход – российский мегапроект в Арктике: проблемы и перспективы
Магистраль должны были открыть еще в 2015-м году. К тому же, остается неясной судьба Салехардского моста....
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Для российских автомобилистов готовят неожиданные запреты
Уже опубликован текст проекта поправок к соответствующему постановлению правительства. Новые запреты коснутся как «обычных» автолюбителей, так и...
Отечественный самолет «Партизан» подвергся глубокой модернизации
Все доработки были успешно протестированы. Также ведутся работы по улучшению систем автоматического пилотирования. Подробности читайте в нашем материале....
Этот седан опередил свое время, став и революцией, и провалом
Как роторный двигатель Ванкеля стал роковой фишкой автомобиля и привел компанию в упадок?...
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
Российские автономные паромы признаны перспективными
Это первые в нашей стране суда такого типа. Автономная навигация доказала свои преимущества....
«Он едет», или на что еще способен автомобиль за 250 тысяч рублей
Автомобили продолжают дорожать, и водители начинают задумываться, а стоит ли обновлять свою машину. У некоторых рефлексия и вовсе доходит до вопроса: «А нужна...
Российский «Атом» готовится к выходу на международный рынок
Стали известны подробности касательно выбранной методики расширения географии будущих продаж «Атома». В этом материале вы также узнаете, на каком этапе...
АВТОВАЗ еще не выпустил «Искру», но уже занимается удешевлением
Перспективный седан, который займет нишу между «Грантой» и «Вестой», решили немного упростить. Но повлияет ли это на цену машины?...
В Белоруссии наладят производство сразу трех автомобилей зарубежного бренда
И это не китайская компания. Машины будут стоить на уровне наших Lada, при этом по части оснащения будут даже в чем-то лучше....
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
Ледокол «Ленин» вернулся на «постоянное место жительства»
Причиной кратковременного отсутствия в месте «дислокации» первого в мире надводного судна с ядерной установкой стал регламентированный технический осмотр и...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....