Первая в мире подводная лодка
Идея покорения подводных глубин преследовала человечество с самых давних времен. Первое упоминание о подобном опыте, основанное, в большей степени, на найденных рисунках того времени, датируется еще 332 годом до нашей эры.
Его инициатором выступил Александр Македонский, который приказал опустить под воду людей в полностью закрытом стеклянном сосуде. История умалчивает, чем закончился этот смелый эксперимент – неизвестно, выжили ли исполнители, и смогли ли они описать увиденное.
Однако, согласно письменному посланию известного философа Роджера Бэкона, жившего в 8 веке, Александр Великий успешно использовал инструменты для разведки тайны морей без всякого риска для тела человеческого, вплоть до самого дна. Он, впрочем, среди прочего, предсказал появление в будущем батискафов, и оказался прав.
Прародителем современного флота подводных судов принято считать аппарат, созданный нидерландским инженером-изобретателем – Корнелиусом Якобсоном Дреббелем. Родился он в Голландии, предположительно в 1572 году, и к началу 1600-х годов он стал уже достаточно известным, как у себя на родине, так и за ее пределами. К тому времени в числе его изобретений было несколько «вечных» двигателей и часовых механизмов, микроскоп, саморегулирующаяся печь и многое другое.
Естественно он привлек внимание короля Якова I Стюарта, который, как утверждается, был очень впечатлен «вечными» часами Дреббеля, и он пригласил его ко двору. И вот, уже работая на Британский флот, Корнелиус начинает работу над подводным аппаратом. Надо сказать, что он воспользовался чертежами и наработками англичанина Уильяма Борна, который озвучивал идею создания подводного корабля еще в 1578 году, но его проект ограничился лишь теорией – создать прототип ему, к сожалению, так и не удалось.
Зато это получилось у Корнелиуса Дреббеля, и именно он в 1620 году представил публике первую в мире полностью функциональную подводную лодку, которая могла оставаться под водой по несколько часов.
Примечательно, что согласно имеющимся на тот момент сведениям, он не ограничился одним экземпляром, а в течение нескольких лет построил целых три подводные лодки. При этом каждая последующая была крупнее и вместительнее предыдущей, и уже третья, оснащенная шестью парами весел, могла перевозить до 16 пассажиров.
От подводной лодки Дреббеля не сохранилось никаких достоверных иллюстраций или точных описаний. При этом остались свидетельства, что по крайне мере один из построенных прототипов, который представлял собой прилично модифицированную палубную гребную лодку, регулярно видели на реке Темзе во время испытаний. Ею управляли гребцы, орудующие каждый одним веслом, которые выступали из борта лодки через водонепроницаемые кожаные уплотнители.
При этом вся подводная лодка была покрыта промасленной кожей, с водонепроницаемым люком посередине и рулем управления. Под сиденьями гребцов находились большие мочевые пузыри животных (предположительно свиней), соединенные трубками с внешней средой, то есть водой.
Непосредственно перед погружением крепко завязанные узлы на этих мешках развязывались и они наполнялись водой. Вес лодки увеличивался и она постепенно погружалась под воду. Когда возникала необходимость подняться на поверхность экипаж нехитрыми движениями выгонял воду из пузырей и лодка всплывала.
Самым загадочным остается факт подачи кислорода внутрь подводного судна. На этот счет есть несколько предположений, совершенно не исключающих друг друга. Согласно одному из них воздух на борт подавался по длинным трубкам, которые удерживались над поверхностью воды с помощью плавучих устройств. Это позволяло экипажу лодки находиться под водой в течение достаточно длительного времени.
Судя по отчетам, лодка могла пройти из Вестминстера в Гринвич и обратно под водой, затратив в общей сложности порядка трех часов. При этом двигалась она на глубине около 15 футов под поверхностью, что составляет приблизительно 4,6 метра.
При этом есть и другое предположение, согласно которому воздух вырабатывался непосредственно на судне. Хоть и звучит это мало правдоподобно, особенно учитывая временной период этого изобретения, но все же «зерно» такой логики вполне просматривается. Дреббель действительно имел большой багаж знаний в области химии и, как утверждается, имел некоторые средства и ряд новаторских идей для воплощения подобной задачи.
По крайней мере, в архивах Голландского Университета Твенте сохранилось немало сведений об этом изобретателе. И там, наряду с сообщениями об одних из самых знаковых изобретениях Дреббеля, в частности первого в мире термостата и микроскопа с двумя линзами, есть упоминание об освоении им технологии получения кислорода из нагретого нитрата калия (селитры).
Что касается дальнейшей судьбы «кожаной» подлодки, то она как-то не сложилась, даже несмотря на повышенное внимание к ней самого короля Якова I. Он даже лично принимал участие в испытаниях новинки. Есть информация, что в 1626 году он присутствовал на борту третьего экземпляра, во время его путешествия под Темзой. Но даже благосклонность главы королевства не способствовала, как это не удивительно, заинтересованности в этом изобретении британского флота.
За 15 лет подводная лодка Дреббеля так и не вышла из стадии испытаний. По иронии судьбы, триста лет спустя подводная лодка стала самой грозной из всех военных кораблей. Но его первому создателю это не принесло ни должной славы, ни богатства.
Были в 17 веке и другие попытки покорить подводное «царство», правда чаще всего они уже сопровождались желанием опередить соперника в военном плане. Так во время Первой англо-голландской войны, 1654 году, Луи де Сон построил свою подводную лодку. Она была в длину 21 метр, и по задумке должна была, приблизившись к вражескому судну, потопить его, но ее испытания провалились.
Намного позже, в 1776 году была еще одна, более известная попытка. Американец Дэвид Бушнелл построил полностью функциональный боевой подводный корабль, который получил название «Черепаха». Аппарат был одноместный, и рулевому приходилось в одиночку управлять довольно сложной конструкцией. В числе различных механизмов в ней были предусмотрены глубиномер, компас, вентилятор для принудительной подачи воздуха и др.
«Черепаха» даже, как утверждается, принимала непосредственное участие в реализации самых настоящих боевых задач во время войны США за свою независимость. Но тут тоже возникли определенные вопросы к ее эффективности.
Наша страна также не отставала. В России первая подводная лодка появилась при Петре I. Русский плотник Ефим Никонов в 1721 году собрал первый опытный образец, который успешно прошел все испытание. Тогда, по приказу императора, приступили к сборке полноразмерного функционального подводного судна, которое получило название «Потаенное судно».
Корпус аппарата, напоминающий своим видом бочку, был изготовлен из дерева и оснащен огнеметами. Он был рассчитан на четырех гребцов и в нем был предусмотрен даже воздушный шлюз.
Однако этот проект также не увенчался успехом. В 1724 году, во время испытаний готовой лодки, она затонула, получив при этом пробоину борта. Членам экипажа, как и самому Никонову, который лично принимал участие в мероприятии, удалось спастись.
Его инициатором выступил Александр Македонский, который приказал опустить под воду людей в полностью закрытом стеклянном сосуде. История умалчивает, чем закончился этот смелый эксперимент – неизвестно, выжили ли исполнители, и смогли ли они описать увиденное.
Иллюстрация на тему погружения людей под воду под руководством Александра Македонского. Фото: wikipedia
Однако, согласно письменному посланию известного философа Роджера Бэкона, жившего в 8 веке, Александр Великий успешно использовал инструменты для разведки тайны морей без всякого риска для тела человеческого, вплоть до самого дна. Он, впрочем, среди прочего, предсказал появление в будущем батискафов, и оказался прав.
Голландский изобретатель
Прародителем современного флота подводных судов принято считать аппарат, созданный нидерландским инженером-изобретателем – Корнелиусом Якобсоном Дреббелем. Родился он в Голландии, предположительно в 1572 году, и к началу 1600-х годов он стал уже достаточно известным, как у себя на родине, так и за ее пределами. К тому времени в числе его изобретений было несколько «вечных» двигателей и часовых механизмов, микроскоп, саморегулирующаяся печь и многое другое.
Естественно он привлек внимание короля Якова I Стюарта, который, как утверждается, был очень впечатлен «вечными» часами Дреббеля, и он пригласил его ко двору. И вот, уже работая на Британский флот, Корнелиус начинает работу над подводным аппаратом. Надо сказать, что он воспользовался чертежами и наработками англичанина Уильяма Борна, который озвучивал идею создания подводного корабля еще в 1578 году, но его проект ограничился лишь теорией – создать прототип ему, к сожалению, так и не удалось.
Первое в мире подводное судно
Зато это получилось у Корнелиуса Дреббеля, и именно он в 1620 году представил публике первую в мире полностью функциональную подводную лодку, которая могла оставаться под водой по несколько часов.
Примечательно, что согласно имеющимся на тот момент сведениям, он не ограничился одним экземпляром, а в течение нескольких лет построил целых три подводные лодки. При этом каждая последующая была крупнее и вместительнее предыдущей, и уже третья, оснащенная шестью парами весел, могла перевозить до 16 пассажиров.
От подводной лодки Дреббеля не сохранилось никаких достоверных иллюстраций или точных описаний. При этом остались свидетельства, что по крайне мере один из построенных прототипов, который представлял собой прилично модифицированную палубную гребную лодку, регулярно видели на реке Темзе во время испытаний. Ею управляли гребцы, орудующие каждый одним веслом, которые выступали из борта лодки через водонепроницаемые кожаные уплотнители.
Современная копия подводной лодки Дреббеля в Лондоне. Фото: lindahall.org
При этом вся подводная лодка была покрыта промасленной кожей, с водонепроницаемым люком посередине и рулем управления. Под сиденьями гребцов находились большие мочевые пузыри животных (предположительно свиней), соединенные трубками с внешней средой, то есть водой.
Непосредственно перед погружением крепко завязанные узлы на этих мешках развязывались и они наполнялись водой. Вес лодки увеличивался и она постепенно погружалась под воду. Когда возникала необходимость подняться на поверхность экипаж нехитрыми движениями выгонял воду из пузырей и лодка всплывала.
Главная загадка
Самым загадочным остается факт подачи кислорода внутрь подводного судна. На этот счет есть несколько предположений, совершенно не исключающих друг друга. Согласно одному из них воздух на борт подавался по длинным трубкам, которые удерживались над поверхностью воды с помощью плавучих устройств. Это позволяло экипажу лодки находиться под водой в течение достаточно длительного времени.
Судя по отчетам, лодка могла пройти из Вестминстера в Гринвич и обратно под водой, затратив в общей сложности порядка трех часов. При этом двигалась она на глубине около 15 футов под поверхностью, что составляет приблизительно 4,6 метра.
При этом есть и другое предположение, согласно которому воздух вырабатывался непосредственно на судне. Хоть и звучит это мало правдоподобно, особенно учитывая временной период этого изобретения, но все же «зерно» такой логики вполне просматривается. Дреббель действительно имел большой багаж знаний в области химии и, как утверждается, имел некоторые средства и ряд новаторских идей для воплощения подобной задачи.
По крайней мере, в архивах Голландского Университета Твенте сохранилось немало сведений об этом изобретателе. И там, наряду с сообщениями об одних из самых знаковых изобретениях Дреббеля, в частности первого в мире термостата и микроскопа с двумя линзами, есть упоминание об освоении им технологии получения кислорода из нагретого нитрата калия (селитры).
Полноразмерная копия первой боевой подводной лодки «Черепаха» в музее США. Фото: wikipedia
Что касается дальнейшей судьбы «кожаной» подлодки, то она как-то не сложилась, даже несмотря на повышенное внимание к ней самого короля Якова I. Он даже лично принимал участие в испытаниях новинки. Есть информация, что в 1626 году он присутствовал на борту третьего экземпляра, во время его путешествия под Темзой. Но даже благосклонность главы королевства не способствовала, как это не удивительно, заинтересованности в этом изобретении британского флота.
За 15 лет подводная лодка Дреббеля так и не вышла из стадии испытаний. По иронии судьбы, триста лет спустя подводная лодка стала самой грозной из всех военных кораблей. Но его первому создателю это не принесло ни должной славы, ни богатства.
А что в других странах
Были в 17 веке и другие попытки покорить подводное «царство», правда чаще всего они уже сопровождались желанием опередить соперника в военном плане. Так во время Первой англо-голландской войны, 1654 году, Луи де Сон построил свою подводную лодку. Она была в длину 21 метр, и по задумке должна была, приблизившись к вражескому судну, потопить его, но ее испытания провалились.
Намного позже, в 1776 году была еще одна, более известная попытка. Американец Дэвид Бушнелл построил полностью функциональный боевой подводный корабль, который получил название «Черепаха». Аппарат был одноместный, и рулевому приходилось в одиночку управлять довольно сложной конструкцией. В числе различных механизмов в ней были предусмотрены глубиномер, компас, вентилятор для принудительной подачи воздуха и др.
«Черепаха» даже, как утверждается, принимала непосредственное участие в реализации самых настоящих боевых задач во время войны США за свою независимость. Но тут тоже возникли определенные вопросы к ее эффективности.
Наша страна также не отставала. В России первая подводная лодка появилась при Петре I. Русский плотник Ефим Никонов в 1721 году собрал первый опытный образец, который успешно прошел все испытание. Тогда, по приказу императора, приступили к сборке полноразмерного функционального подводного судна, которое получило название «Потаенное судно».
Макет «Потаенного судна» в городе Сестрорецк. Фото: wikipedia
Корпус аппарата, напоминающий своим видом бочку, был изготовлен из дерева и оснащен огнеметами. Он был рассчитан на четырех гребцов и в нем был предусмотрен даже воздушный шлюз.
Однако этот проект также не увенчался успехом. В 1724 году, во время испытаний готовой лодки, она затонула, получив при этом пробоину борта. Членам экипажа, как и самому Никонову, который лично принимал участие в мероприятии, удалось спастись.
- Lilu
- www.youtube.com, lindahall.org, wikipedia
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...