
Первая в мире подводная лодка
Идея покорения подводных глубин преследовала человечество с самых давних времен. Первое упоминание о подобном опыте, основанное, в большей степени, на найденных рисунках того времени, датируется еще 332 годом до нашей эры.
Его инициатором выступил Александр Македонский, который приказал опустить под воду людей в полностью закрытом стеклянном сосуде. История умалчивает, чем закончился этот смелый эксперимент – неизвестно, выжили ли исполнители, и смогли ли они описать увиденное.
Иллюстрация на тему погружения людей под воду под руководством Александра Македонского. Фото: wikipedia
Однако, согласно письменному посланию известного философа Роджера Бэкона, жившего в 8 веке, Александр Великий успешно использовал инструменты для разведки тайны морей без всякого риска для тела человеческого, вплоть до самого дна. Он, впрочем, среди прочего, предсказал появление в будущем батискафов, и оказался прав.
Прародителем современного флота подводных судов принято считать аппарат, созданный нидерландским инженером-изобретателем – Корнелиусом Якобсоном Дреббелем. Родился он в Голландии, предположительно в 1572 году, и к началу 1600-х годов он стал уже достаточно известным, как у себя на родине, так и за ее пределами. К тому времени в числе его изобретений было несколько «вечных» двигателей и часовых механизмов, микроскоп, саморегулирующаяся печь и многое другое.
Естественно он привлек внимание короля Якова I Стюарта, который, как утверждается, был очень впечатлен «вечными» часами Дреббеля, и он пригласил его ко двору. И вот, уже работая на Британский флот, Корнелиус начинает работу над подводным аппаратом. Надо сказать, что он воспользовался чертежами и наработками англичанина Уильяма Борна, который озвучивал идею создания подводного корабля еще в 1578 году, но его проект ограничился лишь теорией – создать прототип ему, к сожалению, так и не удалось.
Зато это получилось у Корнелиуса Дреббеля, и именно он в 1620 году представил публике первую в мире полностью функциональную подводную лодку, которая могла оставаться под водой по несколько часов.
Примечательно, что согласно имеющимся на тот момент сведениям, он не ограничился одним экземпляром, а в течение нескольких лет построил целых три подводные лодки. При этом каждая последующая была крупнее и вместительнее предыдущей, и уже третья, оснащенная шестью парами весел, могла перевозить до 16 пассажиров.
От подводной лодки Дреббеля не сохранилось никаких достоверных иллюстраций или точных описаний. При этом остались свидетельства, что по крайне мере один из построенных прототипов, который представлял собой прилично модифицированную палубную гребную лодку, регулярно видели на реке Темзе во время испытаний. Ею управляли гребцы, орудующие каждый одним веслом, которые выступали из борта лодки через водонепроницаемые кожаные уплотнители.
Современная копия подводной лодки Дреббеля в Лондоне. Фото: lindahall.org
При этом вся подводная лодка была покрыта промасленной кожей, с водонепроницаемым люком посередине и рулем управления. Под сиденьями гребцов находились большие мочевые пузыри животных (предположительно свиней), соединенные трубками с внешней средой, то есть водой.
Непосредственно перед погружением крепко завязанные узлы на этих мешках развязывались и они наполнялись водой. Вес лодки увеличивался и она постепенно погружалась под воду. Когда возникала необходимость подняться на поверхность экипаж нехитрыми движениями выгонял воду из пузырей и лодка всплывала.
Самым загадочным остается факт подачи кислорода внутрь подводного судна. На этот счет есть несколько предположений, совершенно не исключающих друг друга. Согласно одному из них воздух на борт подавался по длинным трубкам, которые удерживались над поверхностью воды с помощью плавучих устройств. Это позволяло экипажу лодки находиться под водой в течение достаточно длительного времени.
Судя по отчетам, лодка могла пройти из Вестминстера в Гринвич и обратно под водой, затратив в общей сложности порядка трех часов. При этом двигалась она на глубине около 15 футов под поверхностью, что составляет приблизительно 4,6 метра.
При этом есть и другое предположение, согласно которому воздух вырабатывался непосредственно на судне. Хоть и звучит это мало правдоподобно, особенно учитывая временной период этого изобретения, но все же «зерно» такой логики вполне просматривается. Дреббель действительно имел большой багаж знаний в области химии и, как утверждается, имел некоторые средства и ряд новаторских идей для воплощения подобной задачи.
По крайней мере, в архивах Голландского Университета Твенте сохранилось немало сведений об этом изобретателе. И там, наряду с сообщениями об одних из самых знаковых изобретениях Дреббеля, в частности первого в мире термостата и микроскопа с двумя линзами, есть упоминание об освоении им технологии получения кислорода из нагретого нитрата калия (селитры).
Полноразмерная копия первой боевой подводной лодки «Черепаха» в музее США. Фото: wikipedia
Что касается дальнейшей судьбы «кожаной» подлодки, то она как-то не сложилась, даже несмотря на повышенное внимание к ней самого короля Якова I. Он даже лично принимал участие в испытаниях новинки. Есть информация, что в 1626 году он присутствовал на борту третьего экземпляра, во время его путешествия под Темзой. Но даже благосклонность главы королевства не способствовала, как это не удивительно, заинтересованности в этом изобретении британского флота.
За 15 лет подводная лодка Дреббеля так и не вышла из стадии испытаний. По иронии судьбы, триста лет спустя подводная лодка стала самой грозной из всех военных кораблей. Но его первому создателю это не принесло ни должной славы, ни богатства.
Были в 17 веке и другие попытки покорить подводное «царство», правда чаще всего они уже сопровождались желанием опередить соперника в военном плане. Так во время Первой англо-голландской войны, 1654 году, Луи де Сон построил свою подводную лодку. Она была в длину 21 метр, и по задумке должна была, приблизившись к вражескому судну, потопить его, но ее испытания провалились.
Намного позже, в 1776 году была еще одна, более известная попытка. Американец Дэвид Бушнелл построил полностью функциональный боевой подводный корабль, который получил название «Черепаха». Аппарат был одноместный, и рулевому приходилось в одиночку управлять довольно сложной конструкцией. В числе различных механизмов в ней были предусмотрены глубиномер, компас, вентилятор для принудительной подачи воздуха и др.
«Черепаха» даже, как утверждается, принимала непосредственное участие в реализации самых настоящих боевых задач во время войны США за свою независимость. Но тут тоже возникли определенные вопросы к ее эффективности.
Наша страна также не отставала. В России первая подводная лодка появилась при Петре I. Русский плотник Ефим Никонов в 1721 году собрал первый опытный образец, который успешно прошел все испытание. Тогда, по приказу императора, приступили к сборке полноразмерного функционального подводного судна, которое получило название «Потаенное судно».
Макет «Потаенного судна» в городе Сестрорецк. Фото: wikipedia
Корпус аппарата, напоминающий своим видом бочку, был изготовлен из дерева и оснащен огнеметами. Он был рассчитан на четырех гребцов и в нем был предусмотрен даже воздушный шлюз.
Однако этот проект также не увенчался успехом. В 1724 году, во время испытаний готовой лодки, она затонула, получив при этом пробоину борта. Членам экипажа, как и самому Никонову, который лично принимал участие в мероприятии, удалось спастись.
Его инициатором выступил Александр Македонский, который приказал опустить под воду людей в полностью закрытом стеклянном сосуде. История умалчивает, чем закончился этот смелый эксперимент – неизвестно, выжили ли исполнители, и смогли ли они описать увиденное.

Однако, согласно письменному посланию известного философа Роджера Бэкона, жившего в 8 веке, Александр Великий успешно использовал инструменты для разведки тайны морей без всякого риска для тела человеческого, вплоть до самого дна. Он, впрочем, среди прочего, предсказал появление в будущем батискафов, и оказался прав.
Голландский изобретатель
Прародителем современного флота подводных судов принято считать аппарат, созданный нидерландским инженером-изобретателем – Корнелиусом Якобсоном Дреббелем. Родился он в Голландии, предположительно в 1572 году, и к началу 1600-х годов он стал уже достаточно известным, как у себя на родине, так и за ее пределами. К тому времени в числе его изобретений было несколько «вечных» двигателей и часовых механизмов, микроскоп, саморегулирующаяся печь и многое другое.
Естественно он привлек внимание короля Якова I Стюарта, который, как утверждается, был очень впечатлен «вечными» часами Дреббеля, и он пригласил его ко двору. И вот, уже работая на Британский флот, Корнелиус начинает работу над подводным аппаратом. Надо сказать, что он воспользовался чертежами и наработками англичанина Уильяма Борна, который озвучивал идею создания подводного корабля еще в 1578 году, но его проект ограничился лишь теорией – создать прототип ему, к сожалению, так и не удалось.
Первое в мире подводное судно
Зато это получилось у Корнелиуса Дреббеля, и именно он в 1620 году представил публике первую в мире полностью функциональную подводную лодку, которая могла оставаться под водой по несколько часов.
Примечательно, что согласно имеющимся на тот момент сведениям, он не ограничился одним экземпляром, а в течение нескольких лет построил целых три подводные лодки. При этом каждая последующая была крупнее и вместительнее предыдущей, и уже третья, оснащенная шестью парами весел, могла перевозить до 16 пассажиров.
От подводной лодки Дреббеля не сохранилось никаких достоверных иллюстраций или точных описаний. При этом остались свидетельства, что по крайне мере один из построенных прототипов, который представлял собой прилично модифицированную палубную гребную лодку, регулярно видели на реке Темзе во время испытаний. Ею управляли гребцы, орудующие каждый одним веслом, которые выступали из борта лодки через водонепроницаемые кожаные уплотнители.

При этом вся подводная лодка была покрыта промасленной кожей, с водонепроницаемым люком посередине и рулем управления. Под сиденьями гребцов находились большие мочевые пузыри животных (предположительно свиней), соединенные трубками с внешней средой, то есть водой.
Непосредственно перед погружением крепко завязанные узлы на этих мешках развязывались и они наполнялись водой. Вес лодки увеличивался и она постепенно погружалась под воду. Когда возникала необходимость подняться на поверхность экипаж нехитрыми движениями выгонял воду из пузырей и лодка всплывала.
Главная загадка
Самым загадочным остается факт подачи кислорода внутрь подводного судна. На этот счет есть несколько предположений, совершенно не исключающих друг друга. Согласно одному из них воздух на борт подавался по длинным трубкам, которые удерживались над поверхностью воды с помощью плавучих устройств. Это позволяло экипажу лодки находиться под водой в течение достаточно длительного времени.
Судя по отчетам, лодка могла пройти из Вестминстера в Гринвич и обратно под водой, затратив в общей сложности порядка трех часов. При этом двигалась она на глубине около 15 футов под поверхностью, что составляет приблизительно 4,6 метра.
При этом есть и другое предположение, согласно которому воздух вырабатывался непосредственно на судне. Хоть и звучит это мало правдоподобно, особенно учитывая временной период этого изобретения, но все же «зерно» такой логики вполне просматривается. Дреббель действительно имел большой багаж знаний в области химии и, как утверждается, имел некоторые средства и ряд новаторских идей для воплощения подобной задачи.
По крайней мере, в архивах Голландского Университета Твенте сохранилось немало сведений об этом изобретателе. И там, наряду с сообщениями об одних из самых знаковых изобретениях Дреббеля, в частности первого в мире термостата и микроскопа с двумя линзами, есть упоминание об освоении им технологии получения кислорода из нагретого нитрата калия (селитры).

Что касается дальнейшей судьбы «кожаной» подлодки, то она как-то не сложилась, даже несмотря на повышенное внимание к ней самого короля Якова I. Он даже лично принимал участие в испытаниях новинки. Есть информация, что в 1626 году он присутствовал на борту третьего экземпляра, во время его путешествия под Темзой. Но даже благосклонность главы королевства не способствовала, как это не удивительно, заинтересованности в этом изобретении британского флота.
За 15 лет подводная лодка Дреббеля так и не вышла из стадии испытаний. По иронии судьбы, триста лет спустя подводная лодка стала самой грозной из всех военных кораблей. Но его первому создателю это не принесло ни должной славы, ни богатства.
А что в других странах
Были в 17 веке и другие попытки покорить подводное «царство», правда чаще всего они уже сопровождались желанием опередить соперника в военном плане. Так во время Первой англо-голландской войны, 1654 году, Луи де Сон построил свою подводную лодку. Она была в длину 21 метр, и по задумке должна была, приблизившись к вражескому судну, потопить его, но ее испытания провалились.
Намного позже, в 1776 году была еще одна, более известная попытка. Американец Дэвид Бушнелл построил полностью функциональный боевой подводный корабль, который получил название «Черепаха». Аппарат был одноместный, и рулевому приходилось в одиночку управлять довольно сложной конструкцией. В числе различных механизмов в ней были предусмотрены глубиномер, компас, вентилятор для принудительной подачи воздуха и др.
«Черепаха» даже, как утверждается, принимала непосредственное участие в реализации самых настоящих боевых задач во время войны США за свою независимость. Но тут тоже возникли определенные вопросы к ее эффективности.
Наша страна также не отставала. В России первая подводная лодка появилась при Петре I. Русский плотник Ефим Никонов в 1721 году собрал первый опытный образец, который успешно прошел все испытание. Тогда, по приказу императора, приступили к сборке полноразмерного функционального подводного судна, которое получило название «Потаенное судно».

Корпус аппарата, напоминающий своим видом бочку, был изготовлен из дерева и оснащен огнеметами. Он был рассчитан на четырех гребцов и в нем был предусмотрен даже воздушный шлюз.
Однако этот проект также не увенчался успехом. В 1724 году, во время испытаний готовой лодки, она затонула, получив при этом пробоину борта. Членам экипажа, как и самому Никонову, который лично принимал участие в мероприятии, удалось спастись.
- Lilu
- www.youtube.com, lindahall.org, wikipedia
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....