
Турецкие автобусы Otokar, успешно покоряющие восточноевропейский рынок
Один из ведущих турецких производителей пассажирской техники начал свой международный успех с микроавтобусов на грузовом шасси. Эти модели и в наше время многими считаются оптимальным вариантом при перевозке небольшого количества пассажиров. Сегодня компания предлагает самые современные дизайнерские и технологические решения и в других классах. Более 32 000 городских и туристических автобусов марки Otokar уже находятся в движении по всему миру.
Одновременно с созданием Otokar в 1963 году начался стремительный подъем производства профильной техники на территории Турции. За последующие шесть десятилетий она смогла войти в число ведущих стран по этому сегменту промышленности. С 1976 года компания входит в состав крупнейшего турецкого концерна Koc, и на первый план вышла разработка собственных моделей, адаптированных к внутреннему рынку. К ним относились как городские варианты, так и конкурентоспособные микроавтобусы на грузовых шасси.
Автобус Otokar с низким и удобным входом. Фото автора
В последующие годы компания Otokar не утратила своих позиций, прибегнув к постепенному расширению производственных мощностей. Имея успех на внутреннем рынке, в 1997 году открыт современный завод в Сакарье, расположенной на северо-западе Турции. Это стало предпосылкой для реализации амбициозных планов завоевания экспортных направлений.
Otokar вышел на европейский рынок в 2002 году с моделью Navigo. Универсальный бусик предлагался в нескольких вариантах транспорта. Можно было выбрать, в зависимости от последующего назначения:
✅ пассажирский
✅ городской
✅ школьный
После реорганизации отдела разработки, пять лет спустя к нему присоединился еще более универсальный мидибус Vectio. Он имел современное автобусное шасси и конкурентоспособную цену (если сравнивать с производителями малых серий). Привлекательный и функциональный дизайн неоднократно удостаивался наград, а модульная конструкция позволила создавать широкий спектр вариаций для различных целей.
Наибольшего успеха эти версии достигают на внутреннем рынке, где каждый третий автобус является продукцией Otokar. Но своей доступной ценой, современным низкопольным кузовом и технологией привода они доказали высокую конкурентоспособность и во многих других странах.
Теперь, благодаря сотрудничеству с известными мировыми производителями, доступны дизельный или газовый привод, а Otokar уже предлагал гибрид в 2007 году. С 2012-го разрабатывается и модификация с электроприводом. Это служит дополнительным бонусом для предложений на капризный европейский рынок.
Задняя часть регионального Otokar. Фото автора
Результаты крупных инвестиций и тщательного развития видны в новом поколении моделей, появление которого в 2018 году ознаменовалось Ulyso T. Проверенные пропорции кузова такие же, как у предыдущего Vectio T, но продуманный дизайн указывает на новое направление для «Отокара». То же самое относится и к другой новинке – Territo, доступной с дизельным двигателем или КПГ.
Низкопольный e-Kent C дополнен электроприводом и алюминиевой конструкцией, благодаря чему при длине 12 метров он весит всего 12,5 тонны. Очевидный статус Otokar как одного из ведущих производителей автобусов также подтверждает эффективность процесса: около 2000 сотрудников ежегодно собирают почти 6000 единиц пассажирской техники.
Городские автобусы Otokar имеют следующие параметры: длину – от 7,7 до 18,75 метров; вместимость – от 22 до 164 пассажиров. Они предлагают целый ряд возможностей для оптимизации парка общественных перевозчиков. Модели Otokar, спроектированные как простые и функциональные, неприхотливы в обслуживании и имеют низкие эксплуатационные расходы.
Рабочее место водителя. Фото автора
Для комфорта и безопасности пассажиров автобусы городского сегмента Otokar оснащены новейшими технологическими и коммуникационными устройствами. Эта техника отвечает всем критериям современного пассажирского транспорта. Несмотря на то, что это направление является ведущим в заводской линейке, турки освоили и другие варианты.
К примеру, производитель также предлагает и полный спектр междугородних автобусов. Привлекательными для линейных операторов, которым нужен выбор практичных и прибыльных транспортных средств, является ряд плюсов турецкой техники:
✅ надежность
✅ низкие эксплуатационные расходы
✅ универсальность
Благодаря обширному выбору, включающему размерную сетку от компактной Naviga U (7,72 м) до Territo U (13,26 м), Otokar может удовлетворить все потребности оператора. В придачу клиент получает сочетание комфорта пассажиров и их безопасности.
Последним направлением, освоенным компанией, стали туристические автобусы. Производителям пришлось немало потрудиться, чтобы их техника смогла обеспечить достаточный комфорт для водителя и пассажиров. При этом еще и довелось выдержать очень жесткую конкуренцию в данном спектре.
Им все удалось и теперь диапазон версий туристических Otokar от 7 до 10 метров отвечают различным требованиям перевозки даже на самых крутых маршрутах. Превосходная маневренность мидибусов, в сочетании с компактными размерами, идеально подходящими для небольших групп, означает, что они обеспечат любой из видов путешествий.
Все же, как упоминалось выше, в приоритете стоит именно городская техника. И здесь у турецкого производителя имеется ряд заманчивых предложений. К примеру, Otokar Navigo C представляет собой классический автобус для всех частей города, даже самых неудобных. Узкий кузов и короткий передний свес позволяют Navigo C преодолевать многочисленные сложные повороты и подъемы.
Салон Otokar с анатомическими сидениями. Фото автора
Благодаря низкопольному входу у задней двери и пандусу для инвалидов он доступен любому пассажиру и отвечает всем необходимым требованиям городского режима движения. Его маневренность и хорошие ходовые качества позволяют эксплуатацию даже в условиях значительного перепада высот. Вот его размеры:
✅ длина – 7721 мм
✅ ширина – 2265 мм
✅ высота – 3275 мм
✅ колесная база – 3866 мм
В салоне расположено всего 24 сиденья, из которых четыре – складные. На задней оси имеется пневматическая подвеска, а сама модель может похвалиться низкими затратами на эксплуатацию. Есть у турецкой компании и еще одно популярное предложение.
Это Otokar Vectio C – современный городской вариант, ценимый любителями поездок. Две разные длины и два разных двигателя – это лишь пара опций, которые клиенты могут выбрать при покупке данного автобуса. Хотя Vectio C короче классических городских версий, он вмещает до 71 пассажира (в зависимости от конфигурации сидений). Вот параметры короткой и удлиненной (в скобках) версий:
✅ длина – 9265/10100 мм
✅ ширина – 2350 мм
✅ высота – 3146 мм
✅ колесная база – 4271/5106 мм
Существуют разные конфигурации дверей: от низкого до среднего размера. Вход оборудован пандусом для людей с ограниченными возможностями. Салон с посадочными местами от 24 до 29. Под капотом у него находится двигатель Cummins isb 6.7 Евро-6 мощностью 250 или 280 л. с. Применена автоматическая коробка передач.
Рекламная надпись: «С нами вы можете проехать дешевле». Фото автора
В последние годы автобусы марки Otokar можно встретить на улицах многих европейских городов. Так, в странах бывшей Югославии имеются официальные представительства по продаже турецких автобусов (Сербия, Хорватия и др.). В Чехии, которая и сама производит неплохую технику, оценили вышеперечисленные преимущества импортных вариантов по достоинству. Сегодня Otokar является ведущей маркой на перевозках Устецкого края (Чехия) и других направлениях. Стали они и экспонатами прошедшей в ноябре прошлого года выставки CZECHBUS 2023 (Прага).
Одновременно с созданием Otokar в 1963 году начался стремительный подъем производства профильной техники на территории Турции. За последующие шесть десятилетий она смогла войти в число ведущих стран по этому сегменту промышленности. С 1976 года компания входит в состав крупнейшего турецкого концерна Koc, и на первый план вышла разработка собственных моделей, адаптированных к внутреннему рынку. К ним относились как городские варианты, так и конкурентоспособные микроавтобусы на грузовых шасси.

В последующие годы компания Otokar не утратила своих позиций, прибегнув к постепенному расширению производственных мощностей. Имея успех на внутреннем рынке, в 1997 году открыт современный завод в Сакарье, расположенной на северо-западе Турции. Это стало предпосылкой для реализации амбициозных планов завоевания экспортных направлений.
Успешное покорение Европы
Otokar вышел на европейский рынок в 2002 году с моделью Navigo. Универсальный бусик предлагался в нескольких вариантах транспорта. Можно было выбрать, в зависимости от последующего назначения:
✅ пассажирский
✅ городской
✅ школьный
После реорганизации отдела разработки, пять лет спустя к нему присоединился еще более универсальный мидибус Vectio. Он имел современное автобусное шасси и конкурентоспособную цену (если сравнивать с производителями малых серий). Привлекательный и функциональный дизайн неоднократно удостаивался наград, а модульная конструкция позволила создавать широкий спектр вариаций для различных целей.
С 2009 года Otokar работает в тех сегментах рынка, где конкуренция наиболее сильная, но региональный Territo легко находит своих покупателей. Как и низкопольная 12-метровая городская модель Kent, частично основанная на удачном дизайне Vectio. С 2015 года предложение пополнилось и сочлененной версией.
Наибольшего успеха эти версии достигают на внутреннем рынке, где каждый третий автобус является продукцией Otokar. Но своей доступной ценой, современным низкопольным кузовом и технологией привода они доказали высокую конкурентоспособность и во многих других странах.
Теперь, благодаря сотрудничеству с известными мировыми производителями, доступны дизельный или газовый привод, а Otokar уже предлагал гибрид в 2007 году. С 2012-го разрабатывается и модификация с электроприводом. Это служит дополнительным бонусом для предложений на капризный европейский рынок.

Результаты крупных инвестиций и тщательного развития видны в новом поколении моделей, появление которого в 2018 году ознаменовалось Ulyso T. Проверенные пропорции кузова такие же, как у предыдущего Vectio T, но продуманный дизайн указывает на новое направление для «Отокара». То же самое относится и к другой новинке – Territo, доступной с дизельным двигателем или КПГ.
Низкопольный e-Kent C дополнен электроприводом и алюминиевой конструкцией, благодаря чему при длине 12 метров он весит всего 12,5 тонны. Очевидный статус Otokar как одного из ведущих производителей автобусов также подтверждает эффективность процесса: около 2000 сотрудников ежегодно собирают почти 6000 единиц пассажирской техники.
Городские и другие версии от Otokar
Городские автобусы Otokar имеют следующие параметры: длину – от 7,7 до 18,75 метров; вместимость – от 22 до 164 пассажиров. Они предлагают целый ряд возможностей для оптимизации парка общественных перевозчиков. Модели Otokar, спроектированные как простые и функциональные, неприхотливы в обслуживании и имеют низкие эксплуатационные расходы.

Для комфорта и безопасности пассажиров автобусы городского сегмента Otokar оснащены новейшими технологическими и коммуникационными устройствами. Эта техника отвечает всем критериям современного пассажирского транспорта. Несмотря на то, что это направление является ведущим в заводской линейке, турки освоили и другие варианты.
К примеру, производитель также предлагает и полный спектр междугородних автобусов. Привлекательными для линейных операторов, которым нужен выбор практичных и прибыльных транспортных средств, является ряд плюсов турецкой техники:
✅ надежность
✅ низкие эксплуатационные расходы
✅ универсальность
Благодаря обширному выбору, включающему размерную сетку от компактной Naviga U (7,72 м) до Territo U (13,26 м), Otokar может удовлетворить все потребности оператора. В придачу клиент получает сочетание комфорта пассажиров и их безопасности.
Последним направлением, освоенным компанией, стали туристические автобусы. Производителям пришлось немало потрудиться, чтобы их техника смогла обеспечить достаточный комфорт для водителя и пассажиров. При этом еще и довелось выдержать очень жесткую конкуренцию в данном спектре.
Им все удалось и теперь диапазон версий туристических Otokar от 7 до 10 метров отвечают различным требованиям перевозки даже на самых крутых маршрутах. Превосходная маневренность мидибусов, в сочетании с компактными размерами, идеально подходящими для небольших групп, означает, что они обеспечат любой из видов путешествий.
Самые популярные городские модели
Все же, как упоминалось выше, в приоритете стоит именно городская техника. И здесь у турецкого производителя имеется ряд заманчивых предложений. К примеру, Otokar Navigo C представляет собой классический автобус для всех частей города, даже самых неудобных. Узкий кузов и короткий передний свес позволяют Navigo C преодолевать многочисленные сложные повороты и подъемы.

Благодаря низкопольному входу у задней двери и пандусу для инвалидов он доступен любому пассажиру и отвечает всем необходимым требованиям городского режима движения. Его маневренность и хорошие ходовые качества позволяют эксплуатацию даже в условиях значительного перепада высот. Вот его размеры:
✅ длина – 7721 мм
✅ ширина – 2265 мм
✅ высота – 3275 мм
✅ колесная база – 3866 мм
В салоне расположено всего 24 сиденья, из которых четыре – складные. На задней оси имеется пневматическая подвеска, а сама модель может похвалиться низкими затратами на эксплуатацию. Есть у турецкой компании и еще одно популярное предложение.
Это Otokar Vectio C – современный городской вариант, ценимый любителями поездок. Две разные длины и два разных двигателя – это лишь пара опций, которые клиенты могут выбрать при покупке данного автобуса. Хотя Vectio C короче классических городских версий, он вмещает до 71 пассажира (в зависимости от конфигурации сидений). Вот параметры короткой и удлиненной (в скобках) версий:
✅ длина – 9265/10100 мм
✅ ширина – 2350 мм
✅ высота – 3146 мм
✅ колесная база – 4271/5106 мм
Существуют разные конфигурации дверей: от низкого до среднего размера. Вход оборудован пандусом для людей с ограниченными возможностями. Салон с посадочными местами от 24 до 29. Под капотом у него находится двигатель Cummins isb 6.7 Евро-6 мощностью 250 или 280 л. с. Применена автоматическая коробка передач.

В последние годы автобусы марки Otokar можно встретить на улицах многих европейских городов. Так, в странах бывшей Югославии имеются официальные представительства по продаже турецких автобусов (Сербия, Хорватия и др.). В Чехии, которая и сама производит неплохую технику, оценили вышеперечисленные преимущества импортных вариантов по достоинству. Сегодня Otokar является ведущей маркой на перевозках Устецкого края (Чехия) и других направлениях. Стали они и экспонатами прошедшей в ноябре прошлого года выставки CZECHBUS 2023 (Прага).
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....