Т-330: нестандартная техника – почти полвека на конвейере
3 267

Т-330: нестандартная техника – почти полвека на конвейере

Широкое применение этого гиганта, отличающегося оригинальной компоновкой, стартовало в 80- годы минувшего века. Это было время активного промышленного подъема СССР. В стране строились газо- и нефтепроводы, железнодорожные магистрали, вводились в эксплуатацию крупные объекты союзного значения. Поэтому нужда в мощной технике ощущалась довольно остро.


Постройка Т-330 отвечала требованию партии и правительства «прекратить подпитку западных экономик». Речь шла о приобретении за рубежом моделей тяжелых тракторов и бульдозеров от таких известных компаний, как Capitaller и Komatsu. Требовалась своя альтернатива, которая заполнила бы нишу высокопроизводительной техники.

Предполагаемые перспективы Т-330


Создание трактора широко освещалось в, как сейчас говорят, масс-медиа еще до того, как он встал на конвейер. Он вызвал интерес даже со стороны иностранных журналистов. Изначально предполагалось: машина станет базовым экземпляром, на основе которого позднее будет разработана линейка строительной техники. Имелись в виду экскаваторы, трубоукладчики, краны и иные специализированные модели. При этом все они будут унифицированы по главным узлам и агрегатам.

Т-330: нестандартная техника – почти полвека на конвейереТрактору прочили большое будущее. Фото: YouTube.com

Причиной интереса к Т-330 стала его инновационная конструкция, вызывавшая жаркие споры в среде специалистов, в т. ч. зарубежных. Одни считали компоновку бульдозера чуть ли не гениальным техническим решением, другие предрекали машине серьезные проблемы в будущем.

Предназначение бульдозера


Постройка базовой модели, это, конечно, хорошо, но было конкретное техническое задание, выданное Челябинскому тракторному заводу. Т-330 предназначался для проведения масштабных строительных, ремонтных работ. Его главные задачи, с которыми, как выяснилось впоследствии, он справлялся лучше всего:

✅ подготовка грунта под обустройство фундамента крупных строительных объектов
✅ расчистка котлованов
✅ демонтаж, слом железобетонных покрытий
✅ проведение работ при ликвидации последствий техногенных и природных бедствий

Также трактор хорошо показал себя при создании мелиорационных систем. Машина соответствовала заявленным техническим характеристикам в температурном диапазоне от -50° до +50°. И это при лучшем соотношении производительности к затратам на ТО и ремонт.

Особенности компоновки


Конструкция являлась действительно нестандартной: кабина машиниста вынесена далеко вперед, что сразу же бросается в глаза. Создается впечатление, будто она нависает над отвалом. Причем, чем старше техника, тем это лучше заметно.

На работе в карьере. Фото: YouTube.com

На первых предсерийных образцах у бульдозера кабина была еще ближе к отвалу. В итоге выяснилось: куски горной породы могут скапливаться в верхней части ножа и сыпаться через защитный козырек. В результате создавался риск поломки стекол да и всей кабины. Тогда ее немного отодвинули назад, а впереди разместили капот, закрытый толстой сталью. Но все равно Т-330 резко выделялся среди «одноклассников».

Мощный отвал сдвигает тонны грунта. Фото: YouTube.com

Зачем сделали такую компоновку, что она дает? Причина заключается в основном рабочем органе бульдозера – огромном отвале, находившемся впереди. При классическом варианте находящийся под глазами машиниста капот мешал бы контролировать рабочий процесс. Если бы нож был поменьше, то помех бы не создавал, а здесь – инструмент солидных размеров. Переднее размещение кабины позволило повысить точность операций, улучшить обзор, работоспособность машиниста: при классической компоновке ему пришлось бы управлять бульдозером, чуть ли не стоя.

Нож все-таки немного отодвинули от кабины. Фото: YouTube.com

Особого внимания заслуживает системы отвода выхлопных газов. Их «отправляют» прямо под нож. Это препятствует образованию наледи и намерзанию почвы на отвал, что уменьшает его подвижность, мешает работе. А что можно сказать о других технических особенностях Т-330?

Силовой агрегат


Первые модели оснащали восьмицилиндровым турбированным дизелем ВДВТ-330А мощностью в 330 «лошадей», производимого Волгоградским заводом. Отсюда, кстати, и произошел индекс бульдозера. «Моторчик» имел воздушную систему охлаждения, что обеспечивало хорошую работоспособность трактора в северной климатической зоне. Например, агрегат уверенно запускается в сильные морозы. Впрочем, существовал вариант мотора и с жидкостным охлаждением – при использовании трактора в жарких регионах. В 90-е предприятие в Волгограде прекратило выпускать двигатели. Тогда Т-330 стали комплектовать дизелями от БелАЗов – агрегатами ЯМЗ-240 НМ2, выпускаемыми в Ярославле.

Мощный движок обеспечивает высокую производительность. Фото: YouTube.com

Производимые сегодня Чебоксарским заводом трактора Т-330 получили новое название – «ЧЕТРА» и комплектуются разными двигателями: QSX15-C440 (от Cummins) либо ЯМЗ-85010.10, оснащаемые насосами от фирмы David Brown.

Трансмиссия


Она гидромеханическая и включает в себя трехскоростную КПП с реверсом. От нее крутящий момент передается на каждый борт (гусеницу) по отдельности. Общие технические данные Т-330:

✅ длина, ширина, высота – 9300, 4700 и 4200 мм
✅ масса – 42 т
✅ скорость вперед, назад – 16,7 и 13,7 км/ч
✅ клиренс – 57 см
✅ тяга – до 66 т

Тормоза тоже раздельные. Это резко повышает маневренность бульдозера, который может развернуться на месте. Основные элементы гидравлики – насос и распределитель, управляемый дистанционно.

Ходовая часть


Ее базой служит рама, сваренная из пары лонжеронов, выполненных в виде коробов, соединенных между собой. Впереди – балка-балансир, закрепленная на тележках. Катки и колеса заполняются смазкой, не требующей замены на протяжении всего эксплуатационного ресурса.

Нож поднимает мощная гидравлика. Фото: YouTube.com[/size

Каждая гусеница разбирается и состоит из 42 башмаков, между которыми – 25 см. Движитель контактирует с грунтом на площади в 4,85 кв. м, что гарантирует небольшое давление – 0,57 кгс/кв. см. Это частично сберегает верхний слой почвы от разрушения.

О кабине


Они специально создавалась для эксплуатации в сложных климатических условиях. Поэтому здесь высокий уровень тепло- и шумоизоляции, эффективная система обогрева и вентиляции, предусмотрена фильтрация воздуха, поступающего внутрь. В кабине имеется пара сидений с регулируемой по углу наклона спинкой. Также стоит отметить большую площадь остекления, продуманную эргономику. Кабина крепится на рессорах, оснащенных амортизаторами.

Что можно навесить на Т-330


В базовом варианте машина предлагается в комплекте с отвалом (он может быть нескольких типов) и рыхлителем. От попадания камней и комков грунта кабину предохраняет бронированный капот.

Оборудование можно навешивать и сзади. Фото: YouTube.com

Из дополнительного навесного оборудования можно установить виброкатки, выравниватель, скрепер либо выкорчевыватель.

Плюсы и минусы бульдозера


Из достоинств пользователи отмечают отличный обзор, комфортную (особенно зимой) кабину, маневренность. Также машинисты, которым приходилось работать на Т-330, отмечают подогреватель, повышающий температуру не только силового агрегата, но и КПП, топливного бака. Все это в сумме облегчает старт двигателя в сильный мороз. Из общих достоинств выделяется простота конструкции и вытекающая отсюда ремонтопригодность.

Что касается минусов, то главный из них – относительно непродолжительный срок службы двигателя. Проблемы доставляет управление гидрораспределителями: имеется только пара положений. Также отмечается слабость лючков, сделанных из дюраля, и затрудненный доступ к горловине картера гидротрансформатора.

Выводы


Т-330 является исключительно советской разработкой, в которой нет ничего от западной техники. Да, бульдозер уступает ей по некоторым эксплуатационным параметрам.

Так выглядит Т-330 «ЧЕТРА» сегодня. Фото: YouTube.com

Однако высокая ремонтопригодность и стоимость, простота ТО с лихвой компенсируют эти минусы. Именно поэтому машина выпускается до сих пор и пользуется спросом.
А вы что думаете о Т-330?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....