Т-330: нестандартная техника – почти полвека на конвейере
Широкое применение этого гиганта, отличающегося оригинальной компоновкой, стартовало в 80- годы минувшего века. Это было время активного промышленного подъема СССР. В стране строились газо- и нефтепроводы, железнодорожные магистрали, вводились в эксплуатацию крупные объекты союзного значения. Поэтому нужда в мощной технике ощущалась довольно остро.
Постройка Т-330 отвечала требованию партии и правительства «прекратить подпитку западных экономик». Речь шла о приобретении за рубежом моделей тяжелых тракторов и бульдозеров от таких известных компаний, как Capitaller и Komatsu. Требовалась своя альтернатива, которая заполнила бы нишу высокопроизводительной техники.
Создание трактора широко освещалось в, как сейчас говорят, масс-медиа еще до того, как он встал на конвейер. Он вызвал интерес даже со стороны иностранных журналистов. Изначально предполагалось: машина станет базовым экземпляром, на основе которого позднее будет разработана линейка строительной техники. Имелись в виду экскаваторы, трубоукладчики, краны и иные специализированные модели. При этом все они будут унифицированы по главным узлам и агрегатам.
Причиной интереса к Т-330 стала его инновационная конструкция, вызывавшая жаркие споры в среде специалистов, в т. ч. зарубежных. Одни считали компоновку бульдозера чуть ли не гениальным техническим решением, другие предрекали машине серьезные проблемы в будущем.
Постройка базовой модели, это, конечно, хорошо, но было конкретное техническое задание, выданное Челябинскому тракторному заводу. Т-330 предназначался для проведения масштабных строительных, ремонтных работ. Его главные задачи, с которыми, как выяснилось впоследствии, он справлялся лучше всего:
✅ подготовка грунта под обустройство фундамента крупных строительных объектов
✅ расчистка котлованов
✅ демонтаж, слом железобетонных покрытий
✅ проведение работ при ликвидации последствий техногенных и природных бедствий
Также трактор хорошо показал себя при создании мелиорационных систем. Машина соответствовала заявленным техническим характеристикам в температурном диапазоне от -50° до +50°. И это при лучшем соотношении производительности к затратам на ТО и ремонт.
Конструкция являлась действительно нестандартной: кабина машиниста вынесена далеко вперед, что сразу же бросается в глаза. Создается впечатление, будто она нависает над отвалом. Причем, чем старше техника, тем это лучше заметно.
На первых предсерийных образцах у бульдозера кабина была еще ближе к отвалу. В итоге выяснилось: куски горной породы могут скапливаться в верхней части ножа и сыпаться через защитный козырек. В результате создавался риск поломки стекол да и всей кабины. Тогда ее немного отодвинули назад, а впереди разместили капот, закрытый толстой сталью. Но все равно Т-330 резко выделялся среди «одноклассников».
Зачем сделали такую компоновку, что она дает? Причина заключается в основном рабочем органе бульдозера – огромном отвале, находившемся впереди. При классическом варианте находящийся под глазами машиниста капот мешал бы контролировать рабочий процесс. Если бы нож был поменьше, то помех бы не создавал, а здесь – инструмент солидных размеров. Переднее размещение кабины позволило повысить точность операций, улучшить обзор, работоспособность машиниста: при классической компоновке ему пришлось бы управлять бульдозером, чуть ли не стоя.
Особого внимания заслуживает системы отвода выхлопных газов. Их «отправляют» прямо под нож. Это препятствует образованию наледи и намерзанию почвы на отвал, что уменьшает его подвижность, мешает работе. А что можно сказать о других технических особенностях Т-330?
Первые модели оснащали восьмицилиндровым турбированным дизелем ВДВТ-330А мощностью в 330 «лошадей», производимого Волгоградским заводом. Отсюда, кстати, и произошел индекс бульдозера. «Моторчик» имел воздушную систему охлаждения, что обеспечивало хорошую работоспособность трактора в северной климатической зоне. Например, агрегат уверенно запускается в сильные морозы. Впрочем, существовал вариант мотора и с жидкостным охлаждением – при использовании трактора в жарких регионах. В 90-е предприятие в Волгограде прекратило выпускать двигатели. Тогда Т-330 стали комплектовать дизелями от БелАЗов – агрегатами ЯМЗ-240 НМ2, выпускаемыми в Ярославле.
Производимые сегодня Чебоксарским заводом трактора Т-330 получили новое название – «ЧЕТРА» и комплектуются разными двигателями: QSX15-C440 (от Cummins) либо ЯМЗ-85010.10, оснащаемые насосами от фирмы David Brown.
Она гидромеханическая и включает в себя трехскоростную КПП с реверсом. От нее крутящий момент передается на каждый борт (гусеницу) по отдельности. Общие технические данные Т-330:
✅ длина, ширина, высота – 9300, 4700 и 4200 мм
✅ масса – 42 т
✅ скорость вперед, назад – 16,7 и 13,7 км/ч
✅ клиренс – 57 см
✅ тяга – до 66 т
Тормоза тоже раздельные. Это резко повышает маневренность бульдозера, который может развернуться на месте. Основные элементы гидравлики – насос и распределитель, управляемый дистанционно.
Ее базой служит рама, сваренная из пары лонжеронов, выполненных в виде коробов, соединенных между собой. Впереди – балка-балансир, закрепленная на тележках. Катки и колеса заполняются смазкой, не требующей замены на протяжении всего эксплуатационного ресурса.
Каждая гусеница разбирается и состоит из 42 башмаков, между которыми – 25 см. Движитель контактирует с грунтом на площади в 4,85 кв. м, что гарантирует небольшое давление – 0,57 кгс/кв. см. Это частично сберегает верхний слой почвы от разрушения.
Они специально создавалась для эксплуатации в сложных климатических условиях. Поэтому здесь высокий уровень тепло- и шумоизоляции, эффективная система обогрева и вентиляции, предусмотрена фильтрация воздуха, поступающего внутрь. В кабине имеется пара сидений с регулируемой по углу наклона спинкой. Также стоит отметить большую площадь остекления, продуманную эргономику. Кабина крепится на рессорах, оснащенных амортизаторами.
В базовом варианте машина предлагается в комплекте с отвалом (он может быть нескольких типов) и рыхлителем. От попадания камней и комков грунта кабину предохраняет бронированный капот.
Из дополнительного навесного оборудования можно установить виброкатки, выравниватель, скрепер либо выкорчевыватель.
Из достоинств пользователи отмечают отличный обзор, комфортную (особенно зимой) кабину, маневренность. Также машинисты, которым приходилось работать на Т-330, отмечают подогреватель, повышающий температуру не только силового агрегата, но и КПП, топливного бака. Все это в сумме облегчает старт двигателя в сильный мороз. Из общих достоинств выделяется простота конструкции и вытекающая отсюда ремонтопригодность.
Что касается минусов, то главный из них – относительно непродолжительный срок службы двигателя. Проблемы доставляет управление гидрораспределителями: имеется только пара положений. Также отмечается слабость лючков, сделанных из дюраля, и затрудненный доступ к горловине картера гидротрансформатора.
Т-330 является исключительно советской разработкой, в которой нет ничего от западной техники. Да, бульдозер уступает ей по некоторым эксплуатационным параметрам.
Однако высокая ремонтопригодность и стоимость, простота ТО с лихвой компенсируют эти минусы. Именно поэтому машина выпускается до сих пор и пользуется спросом.
Постройка Т-330 отвечала требованию партии и правительства «прекратить подпитку западных экономик». Речь шла о приобретении за рубежом моделей тяжелых тракторов и бульдозеров от таких известных компаний, как Capitaller и Komatsu. Требовалась своя альтернатива, которая заполнила бы нишу высокопроизводительной техники.
Предполагаемые перспективы Т-330
Создание трактора широко освещалось в, как сейчас говорят, масс-медиа еще до того, как он встал на конвейер. Он вызвал интерес даже со стороны иностранных журналистов. Изначально предполагалось: машина станет базовым экземпляром, на основе которого позднее будет разработана линейка строительной техники. Имелись в виду экскаваторы, трубоукладчики, краны и иные специализированные модели. При этом все они будут унифицированы по главным узлам и агрегатам.
Трактору прочили большое будущее. Фото: YouTube.com
Причиной интереса к Т-330 стала его инновационная конструкция, вызывавшая жаркие споры в среде специалистов, в т. ч. зарубежных. Одни считали компоновку бульдозера чуть ли не гениальным техническим решением, другие предрекали машине серьезные проблемы в будущем.
Предназначение бульдозера
Постройка базовой модели, это, конечно, хорошо, но было конкретное техническое задание, выданное Челябинскому тракторному заводу. Т-330 предназначался для проведения масштабных строительных, ремонтных работ. Его главные задачи, с которыми, как выяснилось впоследствии, он справлялся лучше всего:
✅ подготовка грунта под обустройство фундамента крупных строительных объектов
✅ расчистка котлованов
✅ демонтаж, слом железобетонных покрытий
✅ проведение работ при ликвидации последствий техногенных и природных бедствий
Также трактор хорошо показал себя при создании мелиорационных систем. Машина соответствовала заявленным техническим характеристикам в температурном диапазоне от -50° до +50°. И это при лучшем соотношении производительности к затратам на ТО и ремонт.
Особенности компоновки
Конструкция являлась действительно нестандартной: кабина машиниста вынесена далеко вперед, что сразу же бросается в глаза. Создается впечатление, будто она нависает над отвалом. Причем, чем старше техника, тем это лучше заметно.
На работе в карьере. Фото: YouTube.com
На первых предсерийных образцах у бульдозера кабина была еще ближе к отвалу. В итоге выяснилось: куски горной породы могут скапливаться в верхней части ножа и сыпаться через защитный козырек. В результате создавался риск поломки стекол да и всей кабины. Тогда ее немного отодвинули назад, а впереди разместили капот, закрытый толстой сталью. Но все равно Т-330 резко выделялся среди «одноклассников».
Мощный отвал сдвигает тонны грунта. Фото: YouTube.com
Зачем сделали такую компоновку, что она дает? Причина заключается в основном рабочем органе бульдозера – огромном отвале, находившемся впереди. При классическом варианте находящийся под глазами машиниста капот мешал бы контролировать рабочий процесс. Если бы нож был поменьше, то помех бы не создавал, а здесь – инструмент солидных размеров. Переднее размещение кабины позволило повысить точность операций, улучшить обзор, работоспособность машиниста: при классической компоновке ему пришлось бы управлять бульдозером, чуть ли не стоя.
Нож все-таки немного отодвинули от кабины. Фото: YouTube.com
Особого внимания заслуживает системы отвода выхлопных газов. Их «отправляют» прямо под нож. Это препятствует образованию наледи и намерзанию почвы на отвал, что уменьшает его подвижность, мешает работе. А что можно сказать о других технических особенностях Т-330?
Силовой агрегат
Первые модели оснащали восьмицилиндровым турбированным дизелем ВДВТ-330А мощностью в 330 «лошадей», производимого Волгоградским заводом. Отсюда, кстати, и произошел индекс бульдозера. «Моторчик» имел воздушную систему охлаждения, что обеспечивало хорошую работоспособность трактора в северной климатической зоне. Например, агрегат уверенно запускается в сильные морозы. Впрочем, существовал вариант мотора и с жидкостным охлаждением – при использовании трактора в жарких регионах. В 90-е предприятие в Волгограде прекратило выпускать двигатели. Тогда Т-330 стали комплектовать дизелями от БелАЗов – агрегатами ЯМЗ-240 НМ2, выпускаемыми в Ярославле.
Мощный движок обеспечивает высокую производительность. Фото: YouTube.com
Производимые сегодня Чебоксарским заводом трактора Т-330 получили новое название – «ЧЕТРА» и комплектуются разными двигателями: QSX15-C440 (от Cummins) либо ЯМЗ-85010.10, оснащаемые насосами от фирмы David Brown.
Трансмиссия
Она гидромеханическая и включает в себя трехскоростную КПП с реверсом. От нее крутящий момент передается на каждый борт (гусеницу) по отдельности. Общие технические данные Т-330:
✅ длина, ширина, высота – 9300, 4700 и 4200 мм
✅ масса – 42 т
✅ скорость вперед, назад – 16,7 и 13,7 км/ч
✅ клиренс – 57 см
✅ тяга – до 66 т
Тормоза тоже раздельные. Это резко повышает маневренность бульдозера, который может развернуться на месте. Основные элементы гидравлики – насос и распределитель, управляемый дистанционно.
Ходовая часть
Ее базой служит рама, сваренная из пары лонжеронов, выполненных в виде коробов, соединенных между собой. Впереди – балка-балансир, закрепленная на тележках. Катки и колеса заполняются смазкой, не требующей замены на протяжении всего эксплуатационного ресурса.
Нож поднимает мощная гидравлика. Фото: YouTube.com[/size
Каждая гусеница разбирается и состоит из 42 башмаков, между которыми – 25 см. Движитель контактирует с грунтом на площади в 4,85 кв. м, что гарантирует небольшое давление – 0,57 кгс/кв. см. Это частично сберегает верхний слой почвы от разрушения.
О кабине
Они специально создавалась для эксплуатации в сложных климатических условиях. Поэтому здесь высокий уровень тепло- и шумоизоляции, эффективная система обогрева и вентиляции, предусмотрена фильтрация воздуха, поступающего внутрь. В кабине имеется пара сидений с регулируемой по углу наклона спинкой. Также стоит отметить большую площадь остекления, продуманную эргономику. Кабина крепится на рессорах, оснащенных амортизаторами.
Что можно навесить на Т-330
В базовом варианте машина предлагается в комплекте с отвалом (он может быть нескольких типов) и рыхлителем. От попадания камней и комков грунта кабину предохраняет бронированный капот.
Оборудование можно навешивать и сзади. Фото: YouTube.com
Из дополнительного навесного оборудования можно установить виброкатки, выравниватель, скрепер либо выкорчевыватель.
Плюсы и минусы бульдозера
Из достоинств пользователи отмечают отличный обзор, комфортную (особенно зимой) кабину, маневренность. Также машинисты, которым приходилось работать на Т-330, отмечают подогреватель, повышающий температуру не только силового агрегата, но и КПП, топливного бака. Все это в сумме облегчает старт двигателя в сильный мороз. Из общих достоинств выделяется простота конструкции и вытекающая отсюда ремонтопригодность.
Что касается минусов, то главный из них – относительно непродолжительный срок службы двигателя. Проблемы доставляет управление гидрораспределителями: имеется только пара положений. Также отмечается слабость лючков, сделанных из дюраля, и затрудненный доступ к горловине картера гидротрансформатора.
Выводы
Т-330 является исключительно советской разработкой, в которой нет ничего от западной техники. Да, бульдозер уступает ей по некоторым эксплуатационным параметрам.
Так выглядит Т-330 «ЧЕТРА» сегодня. Фото: YouTube.com
Однако высокая ремонтопригодность и стоимость, простота ТО с лихвой компенсируют эти минусы. Именно поэтому машина выпускается до сих пор и пользуется спросом.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....