
Т-330: нестандартная техника – почти полвека на конвейере
Широкое применение этого гиганта, отличающегося оригинальной компоновкой, стартовало в 80- годы минувшего века. Это было время активного промышленного подъема СССР. В стране строились газо- и нефтепроводы, железнодорожные магистрали, вводились в эксплуатацию крупные объекты союзного значения. Поэтому нужда в мощной технике ощущалась довольно остро.
Постройка Т-330 отвечала требованию партии и правительства «прекратить подпитку западных экономик». Речь шла о приобретении за рубежом моделей тяжелых тракторов и бульдозеров от таких известных компаний, как Capitaller и Komatsu. Требовалась своя альтернатива, которая заполнила бы нишу высокопроизводительной техники.
Создание трактора широко освещалось в, как сейчас говорят, масс-медиа еще до того, как он встал на конвейер. Он вызвал интерес даже со стороны иностранных журналистов. Изначально предполагалось: машина станет базовым экземпляром, на основе которого позднее будет разработана линейка строительной техники. Имелись в виду экскаваторы, трубоукладчики, краны и иные специализированные модели. При этом все они будут унифицированы по главным узлам и агрегатам.
Трактору прочили большое будущее. Фото: YouTube.com
Причиной интереса к Т-330 стала его инновационная конструкция, вызывавшая жаркие споры в среде специалистов, в т. ч. зарубежных. Одни считали компоновку бульдозера чуть ли не гениальным техническим решением, другие предрекали машине серьезные проблемы в будущем.
Постройка базовой модели, это, конечно, хорошо, но было конкретное техническое задание, выданное Челябинскому тракторному заводу. Т-330 предназначался для проведения масштабных строительных, ремонтных работ. Его главные задачи, с которыми, как выяснилось впоследствии, он справлялся лучше всего:
✅ подготовка грунта под обустройство фундамента крупных строительных объектов
✅ расчистка котлованов
✅ демонтаж, слом железобетонных покрытий
✅ проведение работ при ликвидации последствий техногенных и природных бедствий
Также трактор хорошо показал себя при создании мелиорационных систем. Машина соответствовала заявленным техническим характеристикам в температурном диапазоне от -50° до +50°. И это при лучшем соотношении производительности к затратам на ТО и ремонт.
Конструкция являлась действительно нестандартной: кабина машиниста вынесена далеко вперед, что сразу же бросается в глаза. Создается впечатление, будто она нависает над отвалом. Причем, чем старше техника, тем это лучше заметно.
На работе в карьере. Фото: YouTube.com
На первых предсерийных образцах у бульдозера кабина была еще ближе к отвалу. В итоге выяснилось: куски горной породы могут скапливаться в верхней части ножа и сыпаться через защитный козырек. В результате создавался риск поломки стекол да и всей кабины. Тогда ее немного отодвинули назад, а впереди разместили капот, закрытый толстой сталью. Но все равно Т-330 резко выделялся среди «одноклассников».
Мощный отвал сдвигает тонны грунта. Фото: YouTube.com
Зачем сделали такую компоновку, что она дает? Причина заключается в основном рабочем органе бульдозера – огромном отвале, находившемся впереди. При классическом варианте находящийся под глазами машиниста капот мешал бы контролировать рабочий процесс. Если бы нож был поменьше, то помех бы не создавал, а здесь – инструмент солидных размеров. Переднее размещение кабины позволило повысить точность операций, улучшить обзор, работоспособность машиниста: при классической компоновке ему пришлось бы управлять бульдозером, чуть ли не стоя.
Нож все-таки немного отодвинули от кабины. Фото: YouTube.com
Особого внимания заслуживает системы отвода выхлопных газов. Их «отправляют» прямо под нож. Это препятствует образованию наледи и намерзанию почвы на отвал, что уменьшает его подвижность, мешает работе. А что можно сказать о других технических особенностях Т-330?
Первые модели оснащали восьмицилиндровым турбированным дизелем ВДВТ-330А мощностью в 330 «лошадей», производимого Волгоградским заводом. Отсюда, кстати, и произошел индекс бульдозера. «Моторчик» имел воздушную систему охлаждения, что обеспечивало хорошую работоспособность трактора в северной климатической зоне. Например, агрегат уверенно запускается в сильные морозы. Впрочем, существовал вариант мотора и с жидкостным охлаждением – при использовании трактора в жарких регионах. В 90-е предприятие в Волгограде прекратило выпускать двигатели. Тогда Т-330 стали комплектовать дизелями от БелАЗов – агрегатами ЯМЗ-240 НМ2, выпускаемыми в Ярославле.
Мощный движок обеспечивает высокую производительность. Фото: YouTube.com
Производимые сегодня Чебоксарским заводом трактора Т-330 получили новое название – «ЧЕТРА» и комплектуются разными двигателями: QSX15-C440 (от Cummins) либо ЯМЗ-85010.10, оснащаемые насосами от фирмы David Brown.
Она гидромеханическая и включает в себя трехскоростную КПП с реверсом. От нее крутящий момент передается на каждый борт (гусеницу) по отдельности. Общие технические данные Т-330:
✅ длина, ширина, высота – 9300, 4700 и 4200 мм
✅ масса – 42 т
✅ скорость вперед, назад – 16,7 и 13,7 км/ч
✅ клиренс – 57 см
✅ тяга – до 66 т
Тормоза тоже раздельные. Это резко повышает маневренность бульдозера, который может развернуться на месте. Основные элементы гидравлики – насос и распределитель, управляемый дистанционно.
Ее базой служит рама, сваренная из пары лонжеронов, выполненных в виде коробов, соединенных между собой. Впереди – балка-балансир, закрепленная на тележках. Катки и колеса заполняются смазкой, не требующей замены на протяжении всего эксплуатационного ресурса.
Нож поднимает мощная гидравлика. Фото: YouTube.com[/size
Каждая гусеница разбирается и состоит из 42 башмаков, между которыми – 25 см. Движитель контактирует с грунтом на площади в 4,85 кв. м, что гарантирует небольшое давление – 0,57 кгс/кв. см. Это частично сберегает верхний слой почвы от разрушения.
Они специально создавалась для эксплуатации в сложных климатических условиях. Поэтому здесь высокий уровень тепло- и шумоизоляции, эффективная система обогрева и вентиляции, предусмотрена фильтрация воздуха, поступающего внутрь. В кабине имеется пара сидений с регулируемой по углу наклона спинкой. Также стоит отметить большую площадь остекления, продуманную эргономику. Кабина крепится на рессорах, оснащенных амортизаторами.
В базовом варианте машина предлагается в комплекте с отвалом (он может быть нескольких типов) и рыхлителем. От попадания камней и комков грунта кабину предохраняет бронированный капот.
Оборудование можно навешивать и сзади. Фото: YouTube.com
Из дополнительного навесного оборудования можно установить виброкатки, выравниватель, скрепер либо выкорчевыватель.
Из достоинств пользователи отмечают отличный обзор, комфортную (особенно зимой) кабину, маневренность. Также машинисты, которым приходилось работать на Т-330, отмечают подогреватель, повышающий температуру не только силового агрегата, но и КПП, топливного бака. Все это в сумме облегчает старт двигателя в сильный мороз. Из общих достоинств выделяется простота конструкции и вытекающая отсюда ремонтопригодность.
Что касается минусов, то главный из них – относительно непродолжительный срок службы двигателя. Проблемы доставляет управление гидрораспределителями: имеется только пара положений. Также отмечается слабость лючков, сделанных из дюраля, и затрудненный доступ к горловине картера гидротрансформатора.
Т-330 является исключительно советской разработкой, в которой нет ничего от западной техники. Да, бульдозер уступает ей по некоторым эксплуатационным параметрам.
Так выглядит Т-330 «ЧЕТРА» сегодня. Фото: YouTube.com
Однако высокая ремонтопригодность и стоимость, простота ТО с лихвой компенсируют эти минусы. Именно поэтому машина выпускается до сих пор и пользуется спросом.
Постройка Т-330 отвечала требованию партии и правительства «прекратить подпитку западных экономик». Речь шла о приобретении за рубежом моделей тяжелых тракторов и бульдозеров от таких известных компаний, как Capitaller и Komatsu. Требовалась своя альтернатива, которая заполнила бы нишу высокопроизводительной техники.
Предполагаемые перспективы Т-330
Создание трактора широко освещалось в, как сейчас говорят, масс-медиа еще до того, как он встал на конвейер. Он вызвал интерес даже со стороны иностранных журналистов. Изначально предполагалось: машина станет базовым экземпляром, на основе которого позднее будет разработана линейка строительной техники. Имелись в виду экскаваторы, трубоукладчики, краны и иные специализированные модели. При этом все они будут унифицированы по главным узлам и агрегатам.

Причиной интереса к Т-330 стала его инновационная конструкция, вызывавшая жаркие споры в среде специалистов, в т. ч. зарубежных. Одни считали компоновку бульдозера чуть ли не гениальным техническим решением, другие предрекали машине серьезные проблемы в будущем.
Предназначение бульдозера
Постройка базовой модели, это, конечно, хорошо, но было конкретное техническое задание, выданное Челябинскому тракторному заводу. Т-330 предназначался для проведения масштабных строительных, ремонтных работ. Его главные задачи, с которыми, как выяснилось впоследствии, он справлялся лучше всего:
✅ подготовка грунта под обустройство фундамента крупных строительных объектов
✅ расчистка котлованов
✅ демонтаж, слом железобетонных покрытий
✅ проведение работ при ликвидации последствий техногенных и природных бедствий
Также трактор хорошо показал себя при создании мелиорационных систем. Машина соответствовала заявленным техническим характеристикам в температурном диапазоне от -50° до +50°. И это при лучшем соотношении производительности к затратам на ТО и ремонт.
Особенности компоновки
Конструкция являлась действительно нестандартной: кабина машиниста вынесена далеко вперед, что сразу же бросается в глаза. Создается впечатление, будто она нависает над отвалом. Причем, чем старше техника, тем это лучше заметно.

На первых предсерийных образцах у бульдозера кабина была еще ближе к отвалу. В итоге выяснилось: куски горной породы могут скапливаться в верхней части ножа и сыпаться через защитный козырек. В результате создавался риск поломки стекол да и всей кабины. Тогда ее немного отодвинули назад, а впереди разместили капот, закрытый толстой сталью. Но все равно Т-330 резко выделялся среди «одноклассников».

Зачем сделали такую компоновку, что она дает? Причина заключается в основном рабочем органе бульдозера – огромном отвале, находившемся впереди. При классическом варианте находящийся под глазами машиниста капот мешал бы контролировать рабочий процесс. Если бы нож был поменьше, то помех бы не создавал, а здесь – инструмент солидных размеров. Переднее размещение кабины позволило повысить точность операций, улучшить обзор, работоспособность машиниста: при классической компоновке ему пришлось бы управлять бульдозером, чуть ли не стоя.

Особого внимания заслуживает системы отвода выхлопных газов. Их «отправляют» прямо под нож. Это препятствует образованию наледи и намерзанию почвы на отвал, что уменьшает его подвижность, мешает работе. А что можно сказать о других технических особенностях Т-330?
Силовой агрегат
Первые модели оснащали восьмицилиндровым турбированным дизелем ВДВТ-330А мощностью в 330 «лошадей», производимого Волгоградским заводом. Отсюда, кстати, и произошел индекс бульдозера. «Моторчик» имел воздушную систему охлаждения, что обеспечивало хорошую работоспособность трактора в северной климатической зоне. Например, агрегат уверенно запускается в сильные морозы. Впрочем, существовал вариант мотора и с жидкостным охлаждением – при использовании трактора в жарких регионах. В 90-е предприятие в Волгограде прекратило выпускать двигатели. Тогда Т-330 стали комплектовать дизелями от БелАЗов – агрегатами ЯМЗ-240 НМ2, выпускаемыми в Ярославле.

Производимые сегодня Чебоксарским заводом трактора Т-330 получили новое название – «ЧЕТРА» и комплектуются разными двигателями: QSX15-C440 (от Cummins) либо ЯМЗ-85010.10, оснащаемые насосами от фирмы David Brown.
Трансмиссия
Она гидромеханическая и включает в себя трехскоростную КПП с реверсом. От нее крутящий момент передается на каждый борт (гусеницу) по отдельности. Общие технические данные Т-330:
✅ длина, ширина, высота – 9300, 4700 и 4200 мм
✅ масса – 42 т
✅ скорость вперед, назад – 16,7 и 13,7 км/ч
✅ клиренс – 57 см
✅ тяга – до 66 т
Тормоза тоже раздельные. Это резко повышает маневренность бульдозера, который может развернуться на месте. Основные элементы гидравлики – насос и распределитель, управляемый дистанционно.
Ходовая часть
Ее базой служит рама, сваренная из пары лонжеронов, выполненных в виде коробов, соединенных между собой. Впереди – балка-балансир, закрепленная на тележках. Катки и колеса заполняются смазкой, не требующей замены на протяжении всего эксплуатационного ресурса.

Каждая гусеница разбирается и состоит из 42 башмаков, между которыми – 25 см. Движитель контактирует с грунтом на площади в 4,85 кв. м, что гарантирует небольшое давление – 0,57 кгс/кв. см. Это частично сберегает верхний слой почвы от разрушения.
О кабине
Они специально создавалась для эксплуатации в сложных климатических условиях. Поэтому здесь высокий уровень тепло- и шумоизоляции, эффективная система обогрева и вентиляции, предусмотрена фильтрация воздуха, поступающего внутрь. В кабине имеется пара сидений с регулируемой по углу наклона спинкой. Также стоит отметить большую площадь остекления, продуманную эргономику. Кабина крепится на рессорах, оснащенных амортизаторами.
Что можно навесить на Т-330
В базовом варианте машина предлагается в комплекте с отвалом (он может быть нескольких типов) и рыхлителем. От попадания камней и комков грунта кабину предохраняет бронированный капот.

Из дополнительного навесного оборудования можно установить виброкатки, выравниватель, скрепер либо выкорчевыватель.
Плюсы и минусы бульдозера
Из достоинств пользователи отмечают отличный обзор, комфортную (особенно зимой) кабину, маневренность. Также машинисты, которым приходилось работать на Т-330, отмечают подогреватель, повышающий температуру не только силового агрегата, но и КПП, топливного бака. Все это в сумме облегчает старт двигателя в сильный мороз. Из общих достоинств выделяется простота конструкции и вытекающая отсюда ремонтопригодность.
Что касается минусов, то главный из них – относительно непродолжительный срок службы двигателя. Проблемы доставляет управление гидрораспределителями: имеется только пара положений. Также отмечается слабость лючков, сделанных из дюраля, и затрудненный доступ к горловине картера гидротрансформатора.
Выводы
Т-330 является исключительно советской разработкой, в которой нет ничего от западной техники. Да, бульдозер уступает ей по некоторым эксплуатационным параметрам.

Однако высокая ремонтопригодность и стоимость, простота ТО с лихвой компенсируют эти минусы. Именно поэтому машина выпускается до сих пор и пользуется спросом.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....