Использование автоинвертора на 220 В – неожиданные нюансы
Для некоторых автовладельцев современная машина уже давно превратилась в «дом на колесах», к которому и относятся соответственно. Имеется в виду использование различных бытовых электроприборов, гаджетов. А если вы на даче, к которой еще не подведен свет (или его внезапно «вырубили»), может возникнуть необходимость подключения инструментов.
Как это сделать, сегодня всем понятно: достаточно приобрести инвертор, который «превращает» 12 вольт постоянного тока от автомобиля в 220 В переменного. Однако, если вы не хотите лишних проблем, стоит соблюдать правила при покупке и подключении преобразователя: тонкостей здесь много.
Первый и наиболее важный момент – потребляемая мощность или сила тока. Условно инверторы можно подразделить на две группы. К первой относятся устройства, выдающие 220 вольт для питания электроприборов мощностью не более 200 Вт. Например, это может быть ноутбук или паяльник на 60-80 Вт, небольшая дрель, зарядное устройство для шуруповерта, что-то еще подобное. Такие преобразователи подключаются к гнезду прикуривателя.
В любом случае, прежде чем подсоединиться, узнайте характеристики потребителя. Для этого прочитайте инструкцию или обратите внимание на таблички, надписи с указанием мощности, которые должны присутствовать на приборе. И не забывайте: она должна быть всегда меньше максимума (на который рассчитан инвертор) на 10-15 %, т. к. нельзя допускать постоянную работу устройств на пределе. Примером может служить инвертор, представленный ниже.
Входное напряжение – в диапазоне 10-15 В, на выходе – 220-240 В. Имеется один USB-порт на 1 А, мощность устройства 200 Вт снимается с одной розетки. Подключение к авто – через гнездо прикуривателя.
В инверторе предусмотрена защита от короткого замыкания, перегрева и перегрузок. Цена – 1282 руб.
Иное дело, если необходимо запитать, например, «болгарку» или дрель, перфоратор. В этом случае нужен мощный преобразователь, который нельзя (если производитель это допускает, нужно смотреть на ватты или амперы в паспорте потребителя) подключать в гнездо прикуривателя: иначе расплавятся провода, в худшем случае может возникнуть пожар. Подсоединять такой инвертор следует непосредственно к выводам аккумулятора. Пример – ниже.
Как видно из названия, мощность прибора составляет 500 Вт. Входное напряжение также колеблется в пределах 10,4-15,3 В, выходное в 220 В подается на единственную розетку. Также имеется один USB-порт.
Есть все виды защиты: от перегрузки, короткого замыкания, несоблюдения полярности, перегрева. В приборе предусмотрено активное охлаждение. Подключать инвертор рекомендуется через идущие в комплекте провода с зажимами-«крокодилами». Стоимость – 3 тыс. 554 руб.
Киловаттный инвертор, преобразующий бортовое напряжение 10,5-14,5 В в 220 В. Подсоединяется к аккумулятору только через зажимы типа «крокодил». К прибору можно подключать мощную дрель или «болгарку», электрорубанок и т. п. Имеются все виды защиты и сигнализация при большом разряде аккумулятора.
Рекомендуется подключать к АКБ (когда движок заглушен) емкостью не менее 60 А*Ч – если предполагается использовать потребители мощностью 500 Вт и более продолжительное время. Цена – 6 тыс. 752 руб.
При использовании мощных инверторов сначала стоит оценить способности автомобиля. Если это средняя легковушка, то ее генератор выдает 80-140 А. Батарея в длительном режиме – и того меньше. Кто-то вспомнит о стартере, который при работе потребляет 200-400 А (зависит от температуры окружающего воздуха). Да, у АКБ есть такая характеристика, как пусковой ток, который достигает 500-600 А. Но это длится секунды, пока не заведется мотор. В любой инструкции к авто сказано, что каждая попытка старта не должна превышать 5-10 сек., после чего нужно сделать перерыв. Далее – пример инвертора с заявленной мощностью в 1500 Вт.
Большое устройство, использовать которое на «полную катушку» лучше в «комплекте» с грузовым автомобилем или внедорожником. Подключается только к аккумуляторным клеммам через идущий в наборе кабель с зажимами.
Инвертор оснащен всеми видами защиты, рассчитан на работу при температуре от -20° до +60°. Стоимость – 12 тыс. 037 руб. (сделано в Китае).
А если запустить двигатель, чтобы нагрузка ложилась не на АКБ, а генератор? Здесь подсчитать тоже несложно. Например, 100-амперный агрегат в «чистом» виде выдаст не более 70 А. Даже если все потребители отключить, примерно 20 А (зависит от типа авто) придется на систему управления двигателем, без которой он работать не будет. Еще где-то 5 А пойдет на восполнение емкости АКБ. Да и сам инвертор тоже что-то потребляет (где-то в районе 0,5 ампера). Еще необходимо оставить резерв на 10-15 % (см. выше).
В итоге остается 60-80 А. Умножаем на 12 В бортового напряжения и получаем в среднем 800 Вт. Вот на эту цифру и стоит ориентироваться, подключая что-то к машине среднего класса.
Гарантируется печальный результат, особенно при длительном использовании мощного электроинструмента или чего-либо еще подобного. Если это только аккумулятор при заглушенном моторе, то начнет выкипать электролит, а в худшем случае (зависит от вида батареи) АКБ взорвется. При непомерной нагрузке на генератор последний выйдет из строя: сгорит выпрямительный мост или обмотки. При этом сам инвертор, если он оснащен системой защиты, останется целым. Но это вряд ли утешит автовладельца, которому грозит покупка нового генератора, аккумулятора, а то и ремонт (замена) электропроводки.
Тем, кто все же использует киловаттные инверторы, рекомендуется производить их подключение к контактам АКБ уже при запущенном двигателе. Это связано с тем, что в момент старта или глушения возможны импульсные скачки напряжения, которые могут вывести преобразователь из строя. И еще: инвертор рассчитан на определенное входное напряжение. В некоторых автомобилях при отсутствии подключенных потребителей (например, в дневное время летом) бортовое напряжение может превышать 14 В. В таком случае у преобразователя сработает защита и он не будет работать.
Проблема решается включением, например, обогревателя заднего стекла или отопителя (не забудьте закрыть кран подачи охлаждающей жидкости в «печку»). А можно запустить магнитолу, чтобы не скучно было! При использовании маломощных инверторов, подключаемых к прикуривателю, обратите внимание на поддерживаемый ток USB-порта: он должен быть не менее одного ампера, иначе зарядка смартфона, гаджета превратится в очень длительный процесс.
Инвертор на 220 вольт в машине – вещь, нужда в которой может появиться неожиданно. Тем не менее, стоит помнить: электроприборы и инструменты, рассчитанные на 220 В, все же предназначены для работы от бытовой сети.
Как это сделать, сегодня всем понятно: достаточно приобрести инвертор, который «превращает» 12 вольт постоянного тока от автомобиля в 220 В переменного. Однако, если вы не хотите лишних проблем, стоит соблюдать правила при покупке и подключении преобразователя: тонкостей здесь много.
Что учитывать в первую очередь
Первый и наиболее важный момент – потребляемая мощность или сила тока. Условно инверторы можно подразделить на две группы. К первой относятся устройства, выдающие 220 вольт для питания электроприборов мощностью не более 200 Вт. Например, это может быть ноутбук или паяльник на 60-80 Вт, небольшая дрель, зарядное устройство для шуруповерта, что-то еще подобное. Такие преобразователи подключаются к гнезду прикуривателя.
Некоторые автомобили с завода комплектуются подобными инверторами, рассчитанными, как правило, на небольшую (те же 150-200 Вт) мощность.
В любом случае, прежде чем подсоединиться, узнайте характеристики потребителя. Для этого прочитайте инструкцию или обратите внимание на таблички, надписи с указанием мощности, которые должны присутствовать на приборе. И не забывайте: она должна быть всегда меньше максимума (на который рассчитан инвертор) на 10-15 %, т. к. нельзя допускать постоянную работу устройств на пределе. Примером может служить инвертор, представленный ниже.
Robiton CN200USB 200W
Входное напряжение – в диапазоне 10-15 В, на выходе – 220-240 В. Имеется один USB-порт на 1 А, мощность устройства 200 Вт снимается с одной розетки. Подключение к авто – через гнездо прикуривателя.
Robiton CN200USB можно подключать к прикуривателю. Фото: ЯндексМаркет.
В инверторе предусмотрена защита от короткого замыкания, перегрева и перегрузок. Цена – 1282 руб.
Инверторы большой мощности
Иное дело, если необходимо запитать, например, «болгарку» или дрель, перфоратор. В этом случае нужен мощный преобразователь, который нельзя (если производитель это допускает, нужно смотреть на ватты или амперы в паспорте потребителя) подключать в гнездо прикуривателя: иначе расплавятся провода, в худшем случае может возникнуть пожар. Подсоединять такой инвертор следует непосредственно к выводам аккумулятора. Пример – ниже.
Mystery MAC-500
Как видно из названия, мощность прибора составляет 500 Вт. Входное напряжение также колеблется в пределах 10,4-15,3 В, выходное в 220 В подается на единственную розетку. Также имеется один USB-порт.
Mystery MAC-500: к такому можно и телевизор подключить. Фото: ЯндексМаркет.
Есть все виды защиты: от перегрузки, короткого замыкания, несоблюдения полярности, перегрева. В приборе предусмотрено активное охлаждение. Подключать инвертор рекомендуется через идущие в комплекте провода с зажимами-«крокодилами». Стоимость – 3 тыс. 554 руб.
Avtoexpert
Киловаттный инвертор, преобразующий бортовое напряжение 10,5-14,5 В в 220 В. Подсоединяется к аккумулятору только через зажимы типа «крокодил». К прибору можно подключать мощную дрель или «болгарку», электрорубанок и т. п. Имеются все виды защиты и сигнализация при большом разряде аккумулятора.
Avtoexpert спокойно «потянет» «болгарку», электропилу. Фото: ЯндексМаркет.
Рекомендуется подключать к АКБ (когда движок заглушен) емкостью не менее 60 А*Ч – если предполагается использовать потребители мощностью 500 Вт и более продолжительное время. Цена – 6 тыс. 752 руб.
При использовании мощных инверторов сначала стоит оценить способности автомобиля. Если это средняя легковушка, то ее генератор выдает 80-140 А. Батарея в длительном режиме – и того меньше. Кто-то вспомнит о стартере, который при работе потребляет 200-400 А (зависит от температуры окружающего воздуха). Да, у АКБ есть такая характеристика, как пусковой ток, который достигает 500-600 А. Но это длится секунды, пока не заведется мотор. В любой инструкции к авто сказано, что каждая попытка старта не должна превышать 5-10 сек., после чего нужно сделать перерыв. Далее – пример инвертора с заявленной мощностью в 1500 Вт.
Airline API-1500-08
Большое устройство, использовать которое на «полную катушку» лучше в «комплекте» с грузовым автомобилем или внедорожником. Подключается только к аккумуляторным клеммам через идущий в наборе кабель с зажимами.
Airline API-1500-08 стоит недешево. Фото: ЯндексМаркет.
Инвертор оснащен всеми видами защиты, рассчитан на работу при температуре от -20° до +60°. Стоимость – 12 тыс. 037 руб. (сделано в Китае).
А если запустить двигатель, чтобы нагрузка ложилась не на АКБ, а генератор? Здесь подсчитать тоже несложно. Например, 100-амперный агрегат в «чистом» виде выдаст не более 70 А. Даже если все потребители отключить, примерно 20 А (зависит от типа авто) придется на систему управления двигателем, без которой он работать не будет. Еще где-то 5 А пойдет на восполнение емкости АКБ. Да и сам инвертор тоже что-то потребляет (где-то в районе 0,5 ампера). Еще необходимо оставить резерв на 10-15 % (см. выше).
К примеру, не стоит пытаться использовать даже работающее авто для быстрого нагрева воды в электрочайнике, если он потребляет 2 кВт: т. е. в машине получится ток, равный (2000 Вт разделить на 12 В) 166,6 А! Генератор средней легковушки выдает 80-135 А.
В итоге остается 60-80 А. Умножаем на 12 В бортового напряжения и получаем в среднем 800 Вт. Вот на эту цифру и стоит ориентироваться, подключая что-то к машине среднего класса.
Что будет, если потребление тока у приборов слишком высокое?
Гарантируется печальный результат, особенно при длительном использовании мощного электроинструмента или чего-либо еще подобного. Если это только аккумулятор при заглушенном моторе, то начнет выкипать электролит, а в худшем случае (зависит от вида батареи) АКБ взорвется. При непомерной нагрузке на генератор последний выйдет из строя: сгорит выпрямительный мост или обмотки. При этом сам инвертор, если он оснащен системой защиты, останется целым. Но это вряд ли утешит автовладельца, которому грозит покупка нового генератора, аккумулятора, а то и ремонт (замена) электропроводки.
Этот генератор, выдающий 135 А подойдет для всех ВАЗов: от 2108 до Granta, стоит 7 тыс. 102 руб. Фото: ЯндексМаркет.
Тем, кто все же использует киловаттные инверторы, рекомендуется производить их подключение к контактам АКБ уже при запущенном двигателе. Это связано с тем, что в момент старта или глушения возможны импульсные скачки напряжения, которые могут вывести преобразователь из строя. И еще: инвертор рассчитан на определенное входное напряжение. В некоторых автомобилях при отсутствии подключенных потребителей (например, в дневное время летом) бортовое напряжение может превышать 14 В. В таком случае у преобразователя сработает защита и он не будет работать.
Бытовые приборы небольшой мощности будут работать стабильно. Фото: YouTube.com.
Проблема решается включением, например, обогревателя заднего стекла или отопителя (не забудьте закрыть кран подачи охлаждающей жидкости в «печку»). А можно запустить магнитолу, чтобы не скучно было! При использовании маломощных инверторов, подключаемых к прикуривателю, обратите внимание на поддерживаемый ток USB-порта: он должен быть не менее одного ампера, иначе зарядка смартфона, гаджета превратится в очень длительный процесс.
Выводы
Инвертор на 220 вольт в машине – вещь, нужда в которой может появиться неожиданно. Тем не менее, стоит помнить: электроприборы и инструменты, рассчитанные на 220 В, все же предназначены для работы от бытовой сети.
- Сергей М.
- youtube.com, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....