Использование автоинвертора на 220 В – неожиданные нюансы
Для некоторых автовладельцев современная машина уже давно превратилась в «дом на колесах», к которому и относятся соответственно. Имеется в виду использование различных бытовых электроприборов, гаджетов. А если вы на даче, к которой еще не подведен свет (или его внезапно «вырубили»), может возникнуть необходимость подключения инструментов.
Как это сделать, сегодня всем понятно: достаточно приобрести инвертор, который «превращает» 12 вольт постоянного тока от автомобиля в 220 В переменного. Однако, если вы не хотите лишних проблем, стоит соблюдать правила при покупке и подключении преобразователя: тонкостей здесь много.
Первый и наиболее важный момент – потребляемая мощность или сила тока. Условно инверторы можно подразделить на две группы. К первой относятся устройства, выдающие 220 вольт для питания электроприборов мощностью не более 200 Вт. Например, это может быть ноутбук или паяльник на 60-80 Вт, небольшая дрель, зарядное устройство для шуруповерта, что-то еще подобное. Такие преобразователи подключаются к гнезду прикуривателя.
В любом случае, прежде чем подсоединиться, узнайте характеристики потребителя. Для этого прочитайте инструкцию или обратите внимание на таблички, надписи с указанием мощности, которые должны присутствовать на приборе. И не забывайте: она должна быть всегда меньше максимума (на который рассчитан инвертор) на 10-15 %, т. к. нельзя допускать постоянную работу устройств на пределе. Примером может служить инвертор, представленный ниже.
Входное напряжение – в диапазоне 10-15 В, на выходе – 220-240 В. Имеется один USB-порт на 1 А, мощность устройства 200 Вт снимается с одной розетки. Подключение к авто – через гнездо прикуривателя.
В инверторе предусмотрена защита от короткого замыкания, перегрева и перегрузок. Цена – 1282 руб.
Иное дело, если необходимо запитать, например, «болгарку» или дрель, перфоратор. В этом случае нужен мощный преобразователь, который нельзя (если производитель это допускает, нужно смотреть на ватты или амперы в паспорте потребителя) подключать в гнездо прикуривателя: иначе расплавятся провода, в худшем случае может возникнуть пожар. Подсоединять такой инвертор следует непосредственно к выводам аккумулятора. Пример – ниже.
Как видно из названия, мощность прибора составляет 500 Вт. Входное напряжение также колеблется в пределах 10,4-15,3 В, выходное в 220 В подается на единственную розетку. Также имеется один USB-порт.
Есть все виды защиты: от перегрузки, короткого замыкания, несоблюдения полярности, перегрева. В приборе предусмотрено активное охлаждение. Подключать инвертор рекомендуется через идущие в комплекте провода с зажимами-«крокодилами». Стоимость – 3 тыс. 554 руб.
Киловаттный инвертор, преобразующий бортовое напряжение 10,5-14,5 В в 220 В. Подсоединяется к аккумулятору только через зажимы типа «крокодил». К прибору можно подключать мощную дрель или «болгарку», электрорубанок и т. п. Имеются все виды защиты и сигнализация при большом разряде аккумулятора.
Рекомендуется подключать к АКБ (когда движок заглушен) емкостью не менее 60 А*Ч – если предполагается использовать потребители мощностью 500 Вт и более продолжительное время. Цена – 6 тыс. 752 руб.
При использовании мощных инверторов сначала стоит оценить способности автомобиля. Если это средняя легковушка, то ее генератор выдает 80-140 А. Батарея в длительном режиме – и того меньше. Кто-то вспомнит о стартере, который при работе потребляет 200-400 А (зависит от температуры окружающего воздуха). Да, у АКБ есть такая характеристика, как пусковой ток, который достигает 500-600 А. Но это длится секунды, пока не заведется мотор. В любой инструкции к авто сказано, что каждая попытка старта не должна превышать 5-10 сек., после чего нужно сделать перерыв. Далее – пример инвертора с заявленной мощностью в 1500 Вт.
Большое устройство, использовать которое на «полную катушку» лучше в «комплекте» с грузовым автомобилем или внедорожником. Подключается только к аккумуляторным клеммам через идущий в наборе кабель с зажимами.
Инвертор оснащен всеми видами защиты, рассчитан на работу при температуре от -20° до +60°. Стоимость – 12 тыс. 037 руб. (сделано в Китае).
А если запустить двигатель, чтобы нагрузка ложилась не на АКБ, а генератор? Здесь подсчитать тоже несложно. Например, 100-амперный агрегат в «чистом» виде выдаст не более 70 А. Даже если все потребители отключить, примерно 20 А (зависит от типа авто) придется на систему управления двигателем, без которой он работать не будет. Еще где-то 5 А пойдет на восполнение емкости АКБ. Да и сам инвертор тоже что-то потребляет (где-то в районе 0,5 ампера). Еще необходимо оставить резерв на 10-15 % (см. выше).
В итоге остается 60-80 А. Умножаем на 12 В бортового напряжения и получаем в среднем 800 Вт. Вот на эту цифру и стоит ориентироваться, подключая что-то к машине среднего класса.
Гарантируется печальный результат, особенно при длительном использовании мощного электроинструмента или чего-либо еще подобного. Если это только аккумулятор при заглушенном моторе, то начнет выкипать электролит, а в худшем случае (зависит от вида батареи) АКБ взорвется. При непомерной нагрузке на генератор последний выйдет из строя: сгорит выпрямительный мост или обмотки. При этом сам инвертор, если он оснащен системой защиты, останется целым. Но это вряд ли утешит автовладельца, которому грозит покупка нового генератора, аккумулятора, а то и ремонт (замена) электропроводки.
Тем, кто все же использует киловаттные инверторы, рекомендуется производить их подключение к контактам АКБ уже при запущенном двигателе. Это связано с тем, что в момент старта или глушения возможны импульсные скачки напряжения, которые могут вывести преобразователь из строя. И еще: инвертор рассчитан на определенное входное напряжение. В некоторых автомобилях при отсутствии подключенных потребителей (например, в дневное время летом) бортовое напряжение может превышать 14 В. В таком случае у преобразователя сработает защита и он не будет работать.
Проблема решается включением, например, обогревателя заднего стекла или отопителя (не забудьте закрыть кран подачи охлаждающей жидкости в «печку»). А можно запустить магнитолу, чтобы не скучно было! При использовании маломощных инверторов, подключаемых к прикуривателю, обратите внимание на поддерживаемый ток USB-порта: он должен быть не менее одного ампера, иначе зарядка смартфона, гаджета превратится в очень длительный процесс.
Инвертор на 220 вольт в машине – вещь, нужда в которой может появиться неожиданно. Тем не менее, стоит помнить: электроприборы и инструменты, рассчитанные на 220 В, все же предназначены для работы от бытовой сети.
Как это сделать, сегодня всем понятно: достаточно приобрести инвертор, который «превращает» 12 вольт постоянного тока от автомобиля в 220 В переменного. Однако, если вы не хотите лишних проблем, стоит соблюдать правила при покупке и подключении преобразователя: тонкостей здесь много.
Что учитывать в первую очередь
Первый и наиболее важный момент – потребляемая мощность или сила тока. Условно инверторы можно подразделить на две группы. К первой относятся устройства, выдающие 220 вольт для питания электроприборов мощностью не более 200 Вт. Например, это может быть ноутбук или паяльник на 60-80 Вт, небольшая дрель, зарядное устройство для шуруповерта, что-то еще подобное. Такие преобразователи подключаются к гнезду прикуривателя.
Некоторые автомобили с завода комплектуются подобными инверторами, рассчитанными, как правило, на небольшую (те же 150-200 Вт) мощность.
В любом случае, прежде чем подсоединиться, узнайте характеристики потребителя. Для этого прочитайте инструкцию или обратите внимание на таблички, надписи с указанием мощности, которые должны присутствовать на приборе. И не забывайте: она должна быть всегда меньше максимума (на который рассчитан инвертор) на 10-15 %, т. к. нельзя допускать постоянную работу устройств на пределе. Примером может служить инвертор, представленный ниже.
Robiton CN200USB 200W
Входное напряжение – в диапазоне 10-15 В, на выходе – 220-240 В. Имеется один USB-порт на 1 А, мощность устройства 200 Вт снимается с одной розетки. Подключение к авто – через гнездо прикуривателя.
Robiton CN200USB можно подключать к прикуривателю. Фото: ЯндексМаркет.
В инверторе предусмотрена защита от короткого замыкания, перегрева и перегрузок. Цена – 1282 руб.
Инверторы большой мощности
Иное дело, если необходимо запитать, например, «болгарку» или дрель, перфоратор. В этом случае нужен мощный преобразователь, который нельзя (если производитель это допускает, нужно смотреть на ватты или амперы в паспорте потребителя) подключать в гнездо прикуривателя: иначе расплавятся провода, в худшем случае может возникнуть пожар. Подсоединять такой инвертор следует непосредственно к выводам аккумулятора. Пример – ниже.
Mystery MAC-500
Как видно из названия, мощность прибора составляет 500 Вт. Входное напряжение также колеблется в пределах 10,4-15,3 В, выходное в 220 В подается на единственную розетку. Также имеется один USB-порт.
Mystery MAC-500: к такому можно и телевизор подключить. Фото: ЯндексМаркет.
Есть все виды защиты: от перегрузки, короткого замыкания, несоблюдения полярности, перегрева. В приборе предусмотрено активное охлаждение. Подключать инвертор рекомендуется через идущие в комплекте провода с зажимами-«крокодилами». Стоимость – 3 тыс. 554 руб.
Avtoexpert
Киловаттный инвертор, преобразующий бортовое напряжение 10,5-14,5 В в 220 В. Подсоединяется к аккумулятору только через зажимы типа «крокодил». К прибору можно подключать мощную дрель или «болгарку», электрорубанок и т. п. Имеются все виды защиты и сигнализация при большом разряде аккумулятора.
Avtoexpert спокойно «потянет» «болгарку», электропилу. Фото: ЯндексМаркет.
Рекомендуется подключать к АКБ (когда движок заглушен) емкостью не менее 60 А*Ч – если предполагается использовать потребители мощностью 500 Вт и более продолжительное время. Цена – 6 тыс. 752 руб.
При использовании мощных инверторов сначала стоит оценить способности автомобиля. Если это средняя легковушка, то ее генератор выдает 80-140 А. Батарея в длительном режиме – и того меньше. Кто-то вспомнит о стартере, который при работе потребляет 200-400 А (зависит от температуры окружающего воздуха). Да, у АКБ есть такая характеристика, как пусковой ток, который достигает 500-600 А. Но это длится секунды, пока не заведется мотор. В любой инструкции к авто сказано, что каждая попытка старта не должна превышать 5-10 сек., после чего нужно сделать перерыв. Далее – пример инвертора с заявленной мощностью в 1500 Вт.
Airline API-1500-08
Большое устройство, использовать которое на «полную катушку» лучше в «комплекте» с грузовым автомобилем или внедорожником. Подключается только к аккумуляторным клеммам через идущий в наборе кабель с зажимами.
Airline API-1500-08 стоит недешево. Фото: ЯндексМаркет.
Инвертор оснащен всеми видами защиты, рассчитан на работу при температуре от -20° до +60°. Стоимость – 12 тыс. 037 руб. (сделано в Китае).
А если запустить двигатель, чтобы нагрузка ложилась не на АКБ, а генератор? Здесь подсчитать тоже несложно. Например, 100-амперный агрегат в «чистом» виде выдаст не более 70 А. Даже если все потребители отключить, примерно 20 А (зависит от типа авто) придется на систему управления двигателем, без которой он работать не будет. Еще где-то 5 А пойдет на восполнение емкости АКБ. Да и сам инвертор тоже что-то потребляет (где-то в районе 0,5 ампера). Еще необходимо оставить резерв на 10-15 % (см. выше).
К примеру, не стоит пытаться использовать даже работающее авто для быстрого нагрева воды в электрочайнике, если он потребляет 2 кВт: т. е. в машине получится ток, равный (2000 Вт разделить на 12 В) 166,6 А! Генератор средней легковушки выдает 80-135 А.
В итоге остается 60-80 А. Умножаем на 12 В бортового напряжения и получаем в среднем 800 Вт. Вот на эту цифру и стоит ориентироваться, подключая что-то к машине среднего класса.
Что будет, если потребление тока у приборов слишком высокое?
Гарантируется печальный результат, особенно при длительном использовании мощного электроинструмента или чего-либо еще подобного. Если это только аккумулятор при заглушенном моторе, то начнет выкипать электролит, а в худшем случае (зависит от вида батареи) АКБ взорвется. При непомерной нагрузке на генератор последний выйдет из строя: сгорит выпрямительный мост или обмотки. При этом сам инвертор, если он оснащен системой защиты, останется целым. Но это вряд ли утешит автовладельца, которому грозит покупка нового генератора, аккумулятора, а то и ремонт (замена) электропроводки.
Этот генератор, выдающий 135 А подойдет для всех ВАЗов: от 2108 до Granta, стоит 7 тыс. 102 руб. Фото: ЯндексМаркет.
Тем, кто все же использует киловаттные инверторы, рекомендуется производить их подключение к контактам АКБ уже при запущенном двигателе. Это связано с тем, что в момент старта или глушения возможны импульсные скачки напряжения, которые могут вывести преобразователь из строя. И еще: инвертор рассчитан на определенное входное напряжение. В некоторых автомобилях при отсутствии подключенных потребителей (например, в дневное время летом) бортовое напряжение может превышать 14 В. В таком случае у преобразователя сработает защита и он не будет работать.
Бытовые приборы небольшой мощности будут работать стабильно. Фото: YouTube.com.
Проблема решается включением, например, обогревателя заднего стекла или отопителя (не забудьте закрыть кран подачи охлаждающей жидкости в «печку»). А можно запустить магнитолу, чтобы не скучно было! При использовании маломощных инверторов, подключаемых к прикуривателю, обратите внимание на поддерживаемый ток USB-порта: он должен быть не менее одного ампера, иначе зарядка смартфона, гаджета превратится в очень длительный процесс.
Выводы
Инвертор на 220 вольт в машине – вещь, нужда в которой может появиться неожиданно. Тем не менее, стоит помнить: электроприборы и инструменты, рассчитанные на 220 В, все же предназначены для работы от бытовой сети.
- Сергей М.
- youtube.com, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...