
Надежный чехословацкий грузовик из 30-х Praga RN/RND
Чехословацкие автомобили Praga никогда не выделялись среди конкурентов какими-либо авангардными решениями или инновационными технологиями. Но их преимуществом являлась классическая концепция, которая (благодаря проверенным элементам и отличному качеству) могла прослужить почти вечно. Ведь пражский производитель подчеркнул это слоганом «Автомобиль на сотни тысяч километров»!
Время показало, что создатели не просто придумали красивый рекламный лозунг, а вполне отвечали за свои слова. Долговечность конструкции оказалась поразительной, поэтому неприхотливый грузовик простоял на конвейере в течение двух десятилетий. Со временем он даже производился по лицензии в дружественной Югославии.
Praga RN – востребованный чехословацкий грузовик начала 30-х. Фото: youtube.com
Возможно, эти автомобили выпускались бы и дальше, если бы не их (скажем прямо) убогий дизайн и крайняя аскетичность с технической стороны. К началу 60-х мировая промышленность ушла далеко вперед, предлагая больше возможностей и комфорта для водителя. Поэтому одной надежности стало уже слишком мало. Но все же этот грузовик оставил серьезный след в местной автомобильной истории и соседних странах Восточной Европы.
«Эрена» создавалась еще до войны, название типа RN расшифровывалось как Rychly Nakladni («быстрые перевозки»). Добавление в него буквы D обозначало дизельную версию грузовика, появившуюся годом позже. Свыше сорока тысяч автомобилей стали привычным явлением на чешских дорогах 40/50-х. А когда не было достойной замены, то они служили для доставки различных материалов вплоть до 70-х годов прошлого века.
Первая Praga RN с плоским передком представлена как легкий двухтонный грузовик, имевший длинноходный бензиновый мотор. Производственная программа Пражского автомобильного отдела крупной машиностроительной компании известной под аббревиатурой СKD была настолько обширной, что разные типы не выпускались в огромных количествах. Поэтому RN зарегистрировала всего 94 экземпляра в первой серии, вышедшей в 1934/36 годах.
Грузовые автомобили RN/RND с течением времени неоднократно модернизировались, оставаясь в производстве около 20 лет. Оба типа стали одними из самых распространенных грузовиков в Чехословакии, несколько тысяч единиц использовались также местными армейскими подразделениями. Базовый вариант представлял собой бортовую платформу, на его шасси создали и большое количество различных конструкций:
✅ автобусов
✅ пожарных машин
✅ версий со специальными надстройками
О том, как выглядела пассажирская техника на базе этого грузовика, читатели нашего сайта уже могли узнать из статьи о чехословацких автобусах. Из количество составило около 3700, что почти в 11 раз меньше, чем грузового транспорта во всех версиях.
Пик выпуска автомобилей Praga RN/RND все же пришелся на послевоенный период. Первым шагом на пути к массовому производству стало появление в 1937 году более мощной версии грузовика.
Аскетичная приборка Praga RN. Фото: youtube.com
Он превосходил первоначальный вариант по целому ряду параметров, заметно увеличив конкурентоспособность «Праги». Вот сравнительная характеристика двух модификаций (в скобках – показатели базовой версии):
✅ шестицилиндровый двигатель
✅ 3,5-литровый объем
✅ мощность – 72 (52) л. с
✅ грузоподъемность – 2,5 (2) тонны
С пятой серии, появившейся в 1938 году, грузовик начал выпускаться со специфически закругленным носом и обтекаемыми крыльями. Во второй половине 40-х характеристики сохранились, но произошли дальнейшие усовершенствования конструкции. Это принесло ряд изменений:
✅ усиленная рама
✅ реконструированная тормозная система
✅ увеличение полезной массы до 3 тонн
Грузовой автомобиль продолжал выпускаться в таком виде до самого конца своей истории. Первый RN был шестицилиндровым с боковыми клапанами (SV), в модернизированном округлом исполнении он просуществовал до 1953 года в пражских Высочанах, куда производство перенесли с разбомбленного завода Praga в Либнах.
Обе версии автомобилей представляли собой классические грузовики с лестничной рамой. Амортизаторы подвески имелись только на передней оси, а переключение передач требовало немалой практики. Все послевоенные типы поставлялись с тремя вариантами колесной базы:
✅ 3650 мм (только RN)
✅ 3900 мм
✅ 4200 мм
Все это делалось, в зависимости от будущего назначения конкретного экземпляра. В бортовом варианте с наибольшей колесной базой и погрузочной площадкой он имел длину четыре метра, а вся машина – 6,78 м. Отличались параметрами и специальные версии на базе Praga RN.
Самая распространенная версия – бортовой Praga RN. Фото: youtube.com
В трансмиссии никогда не было синхронизации, а рычаг переключения передач располагался в полу. Трехтонные грузовики в основном поставлялись в виде платформ с деревянными бортами высотой 500 мм, существовала и версия под брезентом (1500 мм).
Интересно было увидеть и конструкцию самосвала с механическим опрокидыванием на 30 градусов только в стороны. Как это работало? Остановившись, водитель закреплял авто и освобождал платформу, поставив две рукоятки на два реечных домкрата. После этого они с напарником проворачивали каждый из них, пока груз не опрокидывался из кузова.
Проблема возникала, когда водитель работал в одно лицо, без помощника. Тогда он двигался от домкрата к домкрату медленно, потому что ему всегда приходилось немного поворачивать, чтобы не допустить пересечения погрузочной площадки и одностороннего крена.
Praga RN выпускался и в специальных версиях. Фото: youtube.com
Машины оказались очень надежными, на самом деле проезжая без поломок сотни тысяч километров. Во время войны попеременно в одиннадцатой и двенадцатой сериях существовали также RNG («Gas»). Это версии с двигателями, модифицированными под древесный газ, разработанными Имбертом или Янкой Радотином с бортовыми генераторами. Имелся и специальный автобус RN, который перевозил преобразователь альтернативного топлива в одноосном прицепе.
Бензиновые RN всегда были популярнее, особенно потому, что имели лучшие ходовые качества. Они развивали скорость до 80 км/ч, в то время как дизельные – всего 60 км/ч. В 1938 году Praga RN выиграла соревнование у девяти конкурентов на территории тогдашней Югославии, что привело к покупке лицензии для производства на мощностях IMR (Industria Motora Rkovice).
Сборка под Белградом началась в том же году, но прервалась из-за политической ситуации в Европе. Она возобновилась лишь во второй половине 40-х. В Раковице изготовили около 1200 автомобилей, прежде чем производство перенесли в ТАМ («Товарно Автомобилив Марибор»), где оно продолжалось до 1959 года под названием ТАМ Pionyr. Лицензионный выпуск пережил чехословацкие образцы, имеющиеся данные говорят о 18,3 тысячах югославских «пионеров».
Сегодня исторический грузовик – участник различных слетов ретро-техники. Фото: youtube.com
Сборка техники на родине закончилась в 1953-м (бензинового типа) и в 1955 году (дизельного). Всего выпущено около 40 000 автомобилей Praga RN/RND несколькими сериями. Из них 23 747 единиц первого варианта и 16 288 – второго.
Сегодня Praga RN/RND – культовый грузовик, привлекающий внимание коллекционеров и участвующий в мероприятиях, посвященных винтажным автомобилям. Именно поэтому память о нем бережно хранится местными энтузиастами, а имеющиеся образцы постоянно поддерживаются в хорошем техническом состоянии.
Время показало, что создатели не просто придумали красивый рекламный лозунг, а вполне отвечали за свои слова. Долговечность конструкции оказалась поразительной, поэтому неприхотливый грузовик простоял на конвейере в течение двух десятилетий. Со временем он даже производился по лицензии в дружественной Югославии.

Возможно, эти автомобили выпускались бы и дальше, если бы не их (скажем прямо) убогий дизайн и крайняя аскетичность с технической стороны. К началу 60-х мировая промышленность ушла далеко вперед, предлагая больше возможностей и комфорта для водителя. Поэтому одной надежности стало уже слишком мало. Но все же этот грузовик оставил серьезный след в местной автомобильной истории и соседних странах Восточной Европы.
Сначала бензиновый, потом – дизельный
«Эрена» создавалась еще до войны, название типа RN расшифровывалось как Rychly Nakladni («быстрые перевозки»). Добавление в него буквы D обозначало дизельную версию грузовика, появившуюся годом позже. Свыше сорока тысяч автомобилей стали привычным явлением на чешских дорогах 40/50-х. А когда не было достойной замены, то они служили для доставки различных материалов вплоть до 70-х годов прошлого века.
Praga RN – грузовой автомобиль среднего размера, выпускавшийся одноименной компанией с 1933 года. Со следующего добавилась версия RND, оснащенная четырехцилиндровым дизельным двигателем.
Первая Praga RN с плоским передком представлена как легкий двухтонный грузовик, имевший длинноходный бензиновый мотор. Производственная программа Пражского автомобильного отдела крупной машиностроительной компании известной под аббревиатурой СKD была настолько обширной, что разные типы не выпускались в огромных количествах. Поэтому RN зарегистрировала всего 94 экземпляра в первой серии, вышедшей в 1934/36 годах.
Грузовые автомобили RN/RND с течением времени неоднократно модернизировались, оставаясь в производстве около 20 лет. Оба типа стали одними из самых распространенных грузовиков в Чехословакии, несколько тысяч единиц использовались также местными армейскими подразделениями. Базовый вариант представлял собой бортовую платформу, на его шасси создали и большое количество различных конструкций:
✅ автобусов
✅ пожарных машин
✅ версий со специальными надстройками
О том, как выглядела пассажирская техника на базе этого грузовика, читатели нашего сайта уже могли узнать из статьи о чехословацких автобусах. Из количество составило около 3700, что почти в 11 раз меньше, чем грузового транспорта во всех версиях.
Дальнейшие усовершенствования конструкции
Пик выпуска автомобилей Praga RN/RND все же пришелся на послевоенный период. Первым шагом на пути к массовому производству стало появление в 1937 году более мощной версии грузовика.

Он превосходил первоначальный вариант по целому ряду параметров, заметно увеличив конкурентоспособность «Праги». Вот сравнительная характеристика двух модификаций (в скобках – показатели базовой версии):
✅ шестицилиндровый двигатель
✅ 3,5-литровый объем
✅ мощность – 72 (52) л. с
✅ грузоподъемность – 2,5 (2) тонны
С пятой серии, появившейся в 1938 году, грузовик начал выпускаться со специфически закругленным носом и обтекаемыми крыльями. Во второй половине 40-х характеристики сохранились, но произошли дальнейшие усовершенствования конструкции. Это принесло ряд изменений:
✅ усиленная рама
✅ реконструированная тормозная система
✅ увеличение полезной массы до 3 тонн
Грузовой автомобиль продолжал выпускаться в таком виде до самого конца своей истории. Первый RN был шестицилиндровым с боковыми клапанами (SV), в модернизированном округлом исполнении он просуществовал до 1953 года в пражских Высочанах, куда производство перенесли с разбомбленного завода Praga в Либнах.
Особенности эксплуатации Praga RN/RND
Обе версии автомобилей представляли собой классические грузовики с лестничной рамой. Амортизаторы подвески имелись только на передней оси, а переключение передач требовало немалой практики. Все послевоенные типы поставлялись с тремя вариантами колесной базы:
✅ 3650 мм (только RN)
✅ 3900 мм
✅ 4200 мм
Все это делалось, в зависимости от будущего назначения конкретного экземпляра. В бортовом варианте с наибольшей колесной базой и погрузочной площадкой он имел длину четыре метра, а вся машина – 6,78 м. Отличались параметрами и специальные версии на базе Praga RN.

В трансмиссии никогда не было синхронизации, а рычаг переключения передач располагался в полу. Трехтонные грузовики в основном поставлялись в виде платформ с деревянными бортами высотой 500 мм, существовала и версия под брезентом (1500 мм).
Интересно было увидеть и конструкцию самосвала с механическим опрокидыванием на 30 градусов только в стороны. Как это работало? Остановившись, водитель закреплял авто и освобождал платформу, поставив две рукоятки на два реечных домкрата. После этого они с напарником проворачивали каждый из них, пока груз не опрокидывался из кузова.
Проблема возникала, когда водитель работал в одно лицо, без помощника. Тогда он двигался от домкрата к домкрату медленно, потому что ему всегда приходилось немного поворачивать, чтобы не допустить пересечения погрузочной площадки и одностороннего крена.

Машины оказались очень надежными, на самом деле проезжая без поломок сотни тысяч километров. Во время войны попеременно в одиннадцатой и двенадцатой сериях существовали также RNG («Gas»). Это версии с двигателями, модифицированными под древесный газ, разработанными Имбертом или Янкой Радотином с бортовыми генераторами. Имелся и специальный автобус RN, который перевозил преобразователь альтернативного топлива в одноосном прицепе.
Югославское производство по лицензии
Бензиновые RN всегда были популярнее, особенно потому, что имели лучшие ходовые качества. Они развивали скорость до 80 км/ч, в то время как дизельные – всего 60 км/ч. В 1938 году Praga RN выиграла соревнование у девяти конкурентов на территории тогдашней Югославии, что привело к покупке лицензии для производства на мощностях IMR (Industria Motora Rkovice).
Сборка под Белградом началась в том же году, но прервалась из-за политической ситуации в Европе. Она возобновилась лишь во второй половине 40-х. В Раковице изготовили около 1200 автомобилей, прежде чем производство перенесли в ТАМ («Товарно Автомобилив Марибор»), где оно продолжалось до 1959 года под названием ТАМ Pionyr. Лицензионный выпуск пережил чехословацкие образцы, имеющиеся данные говорят о 18,3 тысячах югославских «пионеров».

Сборка техники на родине закончилась в 1953-м (бензинового типа) и в 1955 году (дизельного). Всего выпущено около 40 000 автомобилей Praga RN/RND несколькими сериями. Из них 23 747 единиц первого варианта и 16 288 – второго.
Сегодня Praga RN/RND – культовый грузовик, привлекающий внимание коллекционеров и участвующий в мероприятиях, посвященных винтажным автомобилям. Именно поэтому память о нем бережно хранится местными энтузиастами, а имеющиеся образцы постоянно поддерживаются в хорошем техническом состоянии.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....