Надежный чехословацкий грузовик из 30-х Praga RN/RND
Чехословацкие автомобили Praga никогда не выделялись среди конкурентов какими-либо авангардными решениями или инновационными технологиями. Но их преимуществом являлась классическая концепция, которая (благодаря проверенным элементам и отличному качеству) могла прослужить почти вечно. Ведь пражский производитель подчеркнул это слоганом «Автомобиль на сотни тысяч километров»!
Время показало, что создатели не просто придумали красивый рекламный лозунг, а вполне отвечали за свои слова. Долговечность конструкции оказалась поразительной, поэтому неприхотливый грузовик простоял на конвейере в течение двух десятилетий. Со временем он даже производился по лицензии в дружественной Югославии.
Возможно, эти автомобили выпускались бы и дальше, если бы не их (скажем прямо) убогий дизайн и крайняя аскетичность с технической стороны. К началу 60-х мировая промышленность ушла далеко вперед, предлагая больше возможностей и комфорта для водителя. Поэтому одной надежности стало уже слишком мало. Но все же этот грузовик оставил серьезный след в местной автомобильной истории и соседних странах Восточной Европы.
«Эрена» создавалась еще до войны, название типа RN расшифровывалось как Rychly Nakladni («быстрые перевозки»). Добавление в него буквы D обозначало дизельную версию грузовика, появившуюся годом позже. Свыше сорока тысяч автомобилей стали привычным явлением на чешских дорогах 40/50-х. А когда не было достойной замены, то они служили для доставки различных материалов вплоть до 70-х годов прошлого века.
Первая Praga RN с плоским передком представлена как легкий двухтонный грузовик, имевший длинноходный бензиновый мотор. Производственная программа Пражского автомобильного отдела крупной машиностроительной компании известной под аббревиатурой СKD была настолько обширной, что разные типы не выпускались в огромных количествах. Поэтому RN зарегистрировала всего 94 экземпляра в первой серии, вышедшей в 1934/36 годах.
Грузовые автомобили RN/RND с течением времени неоднократно модернизировались, оставаясь в производстве около 20 лет. Оба типа стали одними из самых распространенных грузовиков в Чехословакии, несколько тысяч единиц использовались также местными армейскими подразделениями. Базовый вариант представлял собой бортовую платформу, на его шасси создали и большое количество различных конструкций:
✅ автобусов
✅ пожарных машин
✅ версий со специальными надстройками
О том, как выглядела пассажирская техника на базе этого грузовика, читатели нашего сайта уже могли узнать из статьи о чехословацких автобусах. Из количество составило около 3700, что почти в 11 раз меньше, чем грузового транспорта во всех версиях.
Пик выпуска автомобилей Praga RN/RND все же пришелся на послевоенный период. Первым шагом на пути к массовому производству стало появление в 1937 году более мощной версии грузовика.
Он превосходил первоначальный вариант по целому ряду параметров, заметно увеличив конкурентоспособность «Праги». Вот сравнительная характеристика двух модификаций (в скобках – показатели базовой версии):
✅ шестицилиндровый двигатель
✅ 3,5-литровый объем
✅ мощность – 72 (52) л. с
✅ грузоподъемность – 2,5 (2) тонны
С пятой серии, появившейся в 1938 году, грузовик начал выпускаться со специфически закругленным носом и обтекаемыми крыльями. Во второй половине 40-х характеристики сохранились, но произошли дальнейшие усовершенствования конструкции. Это принесло ряд изменений:
✅ усиленная рама
✅ реконструированная тормозная система
✅ увеличение полезной массы до 3 тонн
Грузовой автомобиль продолжал выпускаться в таком виде до самого конца своей истории. Первый RN был шестицилиндровым с боковыми клапанами (SV), в модернизированном округлом исполнении он просуществовал до 1953 года в пражских Высочанах, куда производство перенесли с разбомбленного завода Praga в Либнах.
Обе версии автомобилей представляли собой классические грузовики с лестничной рамой. Амортизаторы подвески имелись только на передней оси, а переключение передач требовало немалой практики. Все послевоенные типы поставлялись с тремя вариантами колесной базы:
✅ 3650 мм (только RN)
✅ 3900 мм
✅ 4200 мм
Все это делалось, в зависимости от будущего назначения конкретного экземпляра. В бортовом варианте с наибольшей колесной базой и погрузочной площадкой он имел длину четыре метра, а вся машина – 6,78 м. Отличались параметрами и специальные версии на базе Praga RN.
В трансмиссии никогда не было синхронизации, а рычаг переключения передач располагался в полу. Трехтонные грузовики в основном поставлялись в виде платформ с деревянными бортами высотой 500 мм, существовала и версия под брезентом (1500 мм).
Интересно было увидеть и конструкцию самосвала с механическим опрокидыванием на 30 градусов только в стороны. Как это работало? Остановившись, водитель закреплял авто и освобождал платформу, поставив две рукоятки на два реечных домкрата. После этого они с напарником проворачивали каждый из них, пока груз не опрокидывался из кузова.
Проблема возникала, когда водитель работал в одно лицо, без помощника. Тогда он двигался от домкрата к домкрату медленно, потому что ему всегда приходилось немного поворачивать, чтобы не допустить пересечения погрузочной площадки и одностороннего крена.
Машины оказались очень надежными, на самом деле проезжая без поломок сотни тысяч километров. Во время войны попеременно в одиннадцатой и двенадцатой сериях существовали также RNG («Gas»). Это версии с двигателями, модифицированными под древесный газ, разработанными Имбертом или Янкой Радотином с бортовыми генераторами. Имелся и специальный автобус RN, который перевозил преобразователь альтернативного топлива в одноосном прицепе.
Бензиновые RN всегда были популярнее, особенно потому, что имели лучшие ходовые качества. Они развивали скорость до 80 км/ч, в то время как дизельные – всего 60 км/ч. В 1938 году Praga RN выиграла соревнование у девяти конкурентов на территории тогдашней Югославии, что привело к покупке лицензии для производства на мощностях IMR (Industria Motora Rkovice).
Сборка под Белградом началась в том же году, но прервалась из-за политической ситуации в Европе. Она возобновилась лишь во второй половине 40-х. В Раковице изготовили около 1200 автомобилей, прежде чем производство перенесли в ТАМ («Товарно Автомобилив Марибор»), где оно продолжалось до 1959 года под названием ТАМ Pionyr. Лицензионный выпуск пережил чехословацкие образцы, имеющиеся данные говорят о 18,3 тысячах югославских «пионеров».
Сборка техники на родине закончилась в 1953-м (бензинового типа) и в 1955 году (дизельного). Всего выпущено около 40 000 автомобилей Praga RN/RND несколькими сериями. Из них 23 747 единиц первого варианта и 16 288 – второго.
Сегодня Praga RN/RND – культовый грузовик, привлекающий внимание коллекционеров и участвующий в мероприятиях, посвященных винтажным автомобилям. Именно поэтому память о нем бережно хранится местными энтузиастами, а имеющиеся образцы постоянно поддерживаются в хорошем техническом состоянии.
Время показало, что создатели не просто придумали красивый рекламный лозунг, а вполне отвечали за свои слова. Долговечность конструкции оказалась поразительной, поэтому неприхотливый грузовик простоял на конвейере в течение двух десятилетий. Со временем он даже производился по лицензии в дружественной Югославии.
Praga RN – востребованный чехословацкий грузовик начала 30-х. Фото: youtube.com
Возможно, эти автомобили выпускались бы и дальше, если бы не их (скажем прямо) убогий дизайн и крайняя аскетичность с технической стороны. К началу 60-х мировая промышленность ушла далеко вперед, предлагая больше возможностей и комфорта для водителя. Поэтому одной надежности стало уже слишком мало. Но все же этот грузовик оставил серьезный след в местной автомобильной истории и соседних странах Восточной Европы.
Сначала бензиновый, потом – дизельный
«Эрена» создавалась еще до войны, название типа RN расшифровывалось как Rychly Nakladni («быстрые перевозки»). Добавление в него буквы D обозначало дизельную версию грузовика, появившуюся годом позже. Свыше сорока тысяч автомобилей стали привычным явлением на чешских дорогах 40/50-х. А когда не было достойной замены, то они служили для доставки различных материалов вплоть до 70-х годов прошлого века.
Praga RN – грузовой автомобиль среднего размера, выпускавшийся одноименной компанией с 1933 года. Со следующего добавилась версия RND, оснащенная четырехцилиндровым дизельным двигателем.
Первая Praga RN с плоским передком представлена как легкий двухтонный грузовик, имевший длинноходный бензиновый мотор. Производственная программа Пражского автомобильного отдела крупной машиностроительной компании известной под аббревиатурой СKD была настолько обширной, что разные типы не выпускались в огромных количествах. Поэтому RN зарегистрировала всего 94 экземпляра в первой серии, вышедшей в 1934/36 годах.
Грузовые автомобили RN/RND с течением времени неоднократно модернизировались, оставаясь в производстве около 20 лет. Оба типа стали одними из самых распространенных грузовиков в Чехословакии, несколько тысяч единиц использовались также местными армейскими подразделениями. Базовый вариант представлял собой бортовую платформу, на его шасси создали и большое количество различных конструкций:
✅ автобусов
✅ пожарных машин
✅ версий со специальными надстройками
О том, как выглядела пассажирская техника на базе этого грузовика, читатели нашего сайта уже могли узнать из статьи о чехословацких автобусах. Из количество составило около 3700, что почти в 11 раз меньше, чем грузового транспорта во всех версиях.
Дальнейшие усовершенствования конструкции
Пик выпуска автомобилей Praga RN/RND все же пришелся на послевоенный период. Первым шагом на пути к массовому производству стало появление в 1937 году более мощной версии грузовика.
Аскетичная приборка Praga RN. Фото: youtube.com
Он превосходил первоначальный вариант по целому ряду параметров, заметно увеличив конкурентоспособность «Праги». Вот сравнительная характеристика двух модификаций (в скобках – показатели базовой версии):
✅ шестицилиндровый двигатель
✅ 3,5-литровый объем
✅ мощность – 72 (52) л. с
✅ грузоподъемность – 2,5 (2) тонны
С пятой серии, появившейся в 1938 году, грузовик начал выпускаться со специфически закругленным носом и обтекаемыми крыльями. Во второй половине 40-х характеристики сохранились, но произошли дальнейшие усовершенствования конструкции. Это принесло ряд изменений:
✅ усиленная рама
✅ реконструированная тормозная система
✅ увеличение полезной массы до 3 тонн
Грузовой автомобиль продолжал выпускаться в таком виде до самого конца своей истории. Первый RN был шестицилиндровым с боковыми клапанами (SV), в модернизированном округлом исполнении он просуществовал до 1953 года в пражских Высочанах, куда производство перенесли с разбомбленного завода Praga в Либнах.
Особенности эксплуатации Praga RN/RND
Обе версии автомобилей представляли собой классические грузовики с лестничной рамой. Амортизаторы подвески имелись только на передней оси, а переключение передач требовало немалой практики. Все послевоенные типы поставлялись с тремя вариантами колесной базы:
✅ 3650 мм (только RN)
✅ 3900 мм
✅ 4200 мм
Все это делалось, в зависимости от будущего назначения конкретного экземпляра. В бортовом варианте с наибольшей колесной базой и погрузочной площадкой он имел длину четыре метра, а вся машина – 6,78 м. Отличались параметрами и специальные версии на базе Praga RN.
Самая распространенная версия – бортовой Praga RN. Фото: youtube.com
В трансмиссии никогда не было синхронизации, а рычаг переключения передач располагался в полу. Трехтонные грузовики в основном поставлялись в виде платформ с деревянными бортами высотой 500 мм, существовала и версия под брезентом (1500 мм).
Интересно было увидеть и конструкцию самосвала с механическим опрокидыванием на 30 градусов только в стороны. Как это работало? Остановившись, водитель закреплял авто и освобождал платформу, поставив две рукоятки на два реечных домкрата. После этого они с напарником проворачивали каждый из них, пока груз не опрокидывался из кузова.
Проблема возникала, когда водитель работал в одно лицо, без помощника. Тогда он двигался от домкрата к домкрату медленно, потому что ему всегда приходилось немного поворачивать, чтобы не допустить пересечения погрузочной площадки и одностороннего крена.
Praga RN выпускался и в специальных версиях. Фото: youtube.com
Машины оказались очень надежными, на самом деле проезжая без поломок сотни тысяч километров. Во время войны попеременно в одиннадцатой и двенадцатой сериях существовали также RNG («Gas»). Это версии с двигателями, модифицированными под древесный газ, разработанными Имбертом или Янкой Радотином с бортовыми генераторами. Имелся и специальный автобус RN, который перевозил преобразователь альтернативного топлива в одноосном прицепе.
Югославское производство по лицензии
Бензиновые RN всегда были популярнее, особенно потому, что имели лучшие ходовые качества. Они развивали скорость до 80 км/ч, в то время как дизельные – всего 60 км/ч. В 1938 году Praga RN выиграла соревнование у девяти конкурентов на территории тогдашней Югославии, что привело к покупке лицензии для производства на мощностях IMR (Industria Motora Rkovice).
Сборка под Белградом началась в том же году, но прервалась из-за политической ситуации в Европе. Она возобновилась лишь во второй половине 40-х. В Раковице изготовили около 1200 автомобилей, прежде чем производство перенесли в ТАМ («Товарно Автомобилив Марибор»), где оно продолжалось до 1959 года под названием ТАМ Pionyr. Лицензионный выпуск пережил чехословацкие образцы, имеющиеся данные говорят о 18,3 тысячах югославских «пионеров».
Сегодня исторический грузовик – участник различных слетов ретро-техники. Фото: youtube.com
Сборка техники на родине закончилась в 1953-м (бензинового типа) и в 1955 году (дизельного). Всего выпущено около 40 000 автомобилей Praga RN/RND несколькими сериями. Из них 23 747 единиц первого варианта и 16 288 – второго.
Сегодня Praga RN/RND – культовый грузовик, привлекающий внимание коллекционеров и участвующий в мероприятиях, посвященных винтажным автомобилям. Именно поэтому память о нем бережно хранится местными энтузиастами, а имеющиеся образцы постоянно поддерживаются в хорошем техническом состоянии.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Узкоколейкам – достойную эксплуатацию
Удобная железная мини-дорога может служить не только забавой для детей. В ролике на канале Everything Old & Vintage этот вид транспорта выполняет...