М-407 из Бельгии и другие дизельные легковушки советской эпохи
В советские времена дизельными моторами оснащались грузовики и специальная и сельскохозяйственная техника и встретить такой силовой агрегат на легковой машине можно было крайне редко. Тем не менее, такие автомобили существовали, но в основном шли на экспорт. Если, например, брать продукцию завода МЗМА, то доля отправляемых за границу машин составляла примерно 60%.
Этот советский автомобиль «приглянулся» бельгийской компании Sobimpex (позже получившей название Scaldia-Volga), занимавшейся импортом автомобильной техники из СССР. Чтобы расширить комплектации и привлечь клиентов, было решено установить на машину дизельный двигатель Perkins Four-99 с объемом цилиндров 1,6 л, развивавшим 47 л. с. Максимальная скорость достигала 130 км/ч, а расход топлива находился в пределах 6 л на 100 км. По тем временам это довольно неплохо.
В 60-е годы в Западной Европе дизельных легковушек на дорогах было очень мало, и дело доходило даже до того, что водители нередко забывали, какой мотор стоит под капотом. В результате по старой памяти заливали в баки бензин. При этом даже подавали в суд на АЗС: мол, вы залили не то горючее. Однако продавцы дизельных авто не унывали и по-своему завлекали покупателей. Так, в одном из рекламных проспектов сообщалось, что машина с таким мотором способна пройти не менее 200 тыс. км без капремонта. Однако это вряд ли соответствовало действительности.
Речь идет о следующей модели, выпускавшейся с 1964 года и получившей под капот дизельный силовой агрегат. Это был все тот же слабенький Perkins Four-99. Автомобиль шел в продажу, как Moskvitch Scaldia Diesel. Позже были попытки модернизации с установкой более мощного агрегата Perkins 4.108 развивавшего уже 51 л. с. Точно такие двигатели устанавливались на Volkswagen Transporter, Alfa Romeo, сельскохозяйственную технику компании Claas и даже танки, правда, в качестве вспомогательных установок. Советские легковушки реализовывали в Западной Европе вплоть до 1969 года.
А на какие еще легковушки в СССР ставили дизельные двигатели?
В середине 80-х к серийному выпуску готовился, как считалось, очень перспективная легковая машина «Москвич-2141». При этом возникли трудности, связанные с выбором силового агрегата. Конструкторам было ясно: необходима разработка более мощного мотора по сравнению с теми, что имелись в их распоряжении. В итоге приняли решение о разработке турбодизеля АЗЛК-21413. Причем пришлось это делать самостоятельно: Уфимский моторостроительный завод заказ не принял. Чтобы удешевить производство, за основу взяли бензиновую силовой агрегат. В результате получился дизель с такими характеристиками:
Блок сделали из чугуна, ГБЦ – из алюминия, распределительный вал приводился во вращение ремнем. На двигатель установили карбюратор зарубежного производства Pierburg. Интересно, что в отличие от большинства переднеприводных автомобилей, на «Москвич-21411» дизельный силовой агрегат устанавливался не поперечно, а продольно. Позже двигатель модернизировали и дали ему индекс АЗЛК-21423. Мощность понизили до 65 «лошадок», а объем увеличили до 1,9 л. Планировалось, что дизельный «Москвич» будет продаваться дороже бензинового на 10 %. После испытаний в 1987 году машину было решено запустить в серийное производство.
Попутно расширялась линейка моторов. Появился вариант с турбокомпрессором мощностью 85 л. с. (АЗЛК-21413), планировалось устанавливать 16-клапанную ГБЦ. Однако к 1990 году из-за начавшегося распада СССР работы по производству собственных силовых установок были свернуты. Позже на машины ставили импортные движки Ford XLD418:
Но и это завод не спасло. Продажи за рубежом в Германии шли вяло: немцы плохо раскупали автомобиль под брендом Aleko. Всего было реализовано 400 единиц техники. Так закончилась история дизельного «Москвича», поставлявшегося на экспорт. Однако кроме него в СССР существовали и другие легковые авто с подобными двигателями.
На эти машины моделей ГАЗ-21 и ГАЗ-22 устанавливались все те же моторы Perkins Four-99, как и на «Москвич-408». Однако для тяжелых машин подобные двигатели были слабоваты, поэтому позднее решили установить на авто более мощные силовые агрегаты объемом 2,2 л, развивавшие 65 «лошадей».
О дизельных ГАЗ-24 сначала ничего не было известно, пока в журнале «За рулем» за 1978 год не появилась статья о советских машинах, идущих на экспорт. Речь шла о дизельном седане ГАЗ-24-76 и универсале ГАЗ-24-77. Причем машины собирались в двух вариантах. Первый предназначался для жителей африканских и ближневосточных стран, второй – западноевропейцам. Тюнингом (уже на месте) автомобилей занималась фирма-импортер из Бельгии S.A. Scaldia-Volga.
Разрабатывая для «Жигулей» дизель, за основу взяли VW Golf 1976 года выпуска. Первый образец создавали 3 года и представили для испытаний в 1983 году. В основе агрегата – стандартный блок 2103. Цепной привод ГРМ заменили на ременный, коленвал сначала ставили чугунный, потом – стальной от «Нивы». ТНВД – от фирмы Bosch. Дизель ВАЗ-341 получился слабым – 55 л. с. Машина разгонялась до «сотни» за долгие 23 секунды. Были и другие минусы: ненадежность цилиндро-поршневой группы, слабый кривошипно-шатунный механизм. Несмотря на это опытный образец получил одобрение Госкомиссии. Моторы хотели выпускать на Кировском заводе, на сложное время вынудило отложить эту мысль до 1996 года. В итоге худо-бедно производство дизельных двигателей наладили на «Барнаултрансмаш». Кстати, завод и сегодня может вам отремонтировать дизель ВАЗ-341, только цена услуги будет сопоставима со стоимостью инжекторного авто ВАЗ-2104.
В дальнейшем разрабатывались более мощные моторы, в т. ч. с турбиной, но эти планы так и остались на бумаге. Дизель устанавливался на универсал 21045 и седан 21055. Внешне машины ничем не отличались от своих бензиновых «собратьев»: разве что шильдиком на заднем правом крыле. Проект продолжали вплоть до 2003 года, но успехом он не увенчался: движки «ходили» по 40-50 тысяч и требовали капремонта. Из плюсов можно было отметить разве что низкий расход топлива: по городу – 6,5 л/100 км, за его пределами – 5,5 л/100 км. Если учесть, сколько в 90-е годы стояла солярка, можно сказать, что владельцы дизельных «четверок» и «пятерок» ездили на них почти что даром. Всего было произведено 6000 единиц авто ВАЗ с дизелем 341.
«Москвич-407»
Этот советский автомобиль «приглянулся» бельгийской компании Sobimpex (позже получившей название Scaldia-Volga), занимавшейся импортом автомобильной техники из СССР. Чтобы расширить комплектации и привлечь клиентов, было решено установить на машину дизельный двигатель Perkins Four-99 с объемом цилиндров 1,6 л, развивавшим 47 л. с. Максимальная скорость достигала 130 км/ч, а расход топлива находился в пределах 6 л на 100 км. По тем временам это довольно неплохо.
В 60-е годы в Западной Европе дизельных легковушек на дорогах было очень мало, и дело доходило даже до того, что водители нередко забывали, какой мотор стоит под капотом. В результате по старой памяти заливали в баки бензин. При этом даже подавали в суд на АЗС: мол, вы залили не то горючее. Однако продавцы дизельных авто не унывали и по-своему завлекали покупателей. Так, в одном из рекламных проспектов сообщалось, что машина с таким мотором способна пройти не менее 200 тыс. км без капремонта. Однако это вряд ли соответствовало действительности.
Главная болячка дизелей Perkins Four-99 – образование трещин в головке блока цилиндров между клапанами. И исправить положение никак не удавалось. В конце концов производитель просто выдал рекомендацию по техобслуживанию, где сообщалось о допустимой толщине трещины!
«Москвич-408»
Речь идет о следующей модели, выпускавшейся с 1964 года и получившей под капот дизельный силовой агрегат. Это был все тот же слабенький Perkins Four-99. Автомобиль шел в продажу, как Moskvitch Scaldia Diesel. Позже были попытки модернизации с установкой более мощного агрегата Perkins 4.108 развивавшего уже 51 л. с. Точно такие двигатели устанавливались на Volkswagen Transporter, Alfa Romeo, сельскохозяйственную технику компании Claas и даже танки, правда, в качестве вспомогательных установок. Советские легковушки реализовывали в Западной Европе вплоть до 1969 года.
Один из дизельных «Москвич-407», непонятно каким образом уцелевший, недавно был выставлен на продажу в столице за 650 тыс. рублей. В рекламном объявлении сообщается, что машина была выпущена в 1965 году, ее пробег составляет 48 тыс. км. О сохранившихся дизельных «Москвичах-408» информации меньше: известно лишь, что один из седанов есть в Великобритании.
А на какие еще легковушки в СССР ставили дизельные двигатели?
АЗЛК
В середине 80-х к серийному выпуску готовился, как считалось, очень перспективная легковая машина «Москвич-2141». При этом возникли трудности, связанные с выбором силового агрегата. Конструкторам было ясно: необходима разработка более мощного мотора по сравнению с теми, что имелись в их распоряжении. В итоге приняли решение о разработке турбодизеля АЗЛК-21413. Причем пришлось это делать самостоятельно: Уфимский моторостроительный завод заказ не принял. Чтобы удешевить производство, за основу взяли бензиновую силовой агрегат. В результате получился дизель с такими характеристиками:
- ? 4 цилиндра, 8 клапанов
- ? литраж – 1,8
- ? мощность 95 «лошадей»
Блок сделали из чугуна, ГБЦ – из алюминия, распределительный вал приводился во вращение ремнем. На двигатель установили карбюратор зарубежного производства Pierburg. Интересно, что в отличие от большинства переднеприводных автомобилей, на «Москвич-21411» дизельный силовой агрегат устанавливался не поперечно, а продольно. Позже двигатель модернизировали и дали ему индекс АЗЛК-21423. Мощность понизили до 65 «лошадок», а объем увеличили до 1,9 л. Планировалось, что дизельный «Москвич» будет продаваться дороже бензинового на 10 %. После испытаний в 1987 году машину было решено запустить в серийное производство.
Автомобиль собирался исключительно на экспорт, для Германии и на внутренний рынок официально не поставлялся.
Попутно расширялась линейка моторов. Появился вариант с турбокомпрессором мощностью 85 л. с. (АЗЛК-21413), планировалось устанавливать 16-клапанную ГБЦ. Однако к 1990 году из-за начавшегося распада СССР работы по производству собственных силовых установок были свернуты. Позже на машины ставили импортные движки Ford XLD418:
- ? объем 1,75 л
- ? мощность 58 л. с.
- ? крутящий момент 100 Н*м
- ? разгон до «сотни» – за 25 секунд
- ? расход горючего – 6 л/100 км
Но и это завод не спасло. Продажи за рубежом в Германии шли вяло: немцы плохо раскупали автомобиль под брендом Aleko. Всего было реализовано 400 единиц техники. Так закончилась история дизельного «Москвича», поставлявшегося на экспорт. Однако кроме него в СССР существовали и другие легковые авто с подобными двигателями.
«Волга»
На эти машины моделей ГАЗ-21 и ГАЗ-22 устанавливались все те же моторы Perkins Four-99, как и на «Москвич-408». Однако для тяжелых машин подобные двигатели были слабоваты, поэтому позднее решили установить на авто более мощные силовые агрегаты объемом 2,2 л, развивавшие 65 «лошадей».
О дизельных ГАЗ-24 сначала ничего не было известно, пока в журнале «За рулем» за 1978 год не появилась статья о советских машинах, идущих на экспорт. Речь шла о дизельном седане ГАЗ-24-76 и универсале ГАЗ-24-77. Причем машины собирались в двух вариантах. Первый предназначался для жителей африканских и ближневосточных стран, второй – западноевропейцам. Тюнингом (уже на месте) автомобилей занималась фирма-импортер из Бельгии S.A. Scaldia-Volga.
ВАЗ
Разрабатывая для «Жигулей» дизель, за основу взяли VW Golf 1976 года выпуска. Первый образец создавали 3 года и представили для испытаний в 1983 году. В основе агрегата – стандартный блок 2103. Цепной привод ГРМ заменили на ременный, коленвал сначала ставили чугунный, потом – стальной от «Нивы». ТНВД – от фирмы Bosch. Дизель ВАЗ-341 получился слабым – 55 л. с. Машина разгонялась до «сотни» за долгие 23 секунды. Были и другие минусы: ненадежность цилиндро-поршневой группы, слабый кривошипно-шатунный механизм. Несмотря на это опытный образец получил одобрение Госкомиссии. Моторы хотели выпускать на Кировском заводе, на сложное время вынудило отложить эту мысль до 1996 года. В итоге худо-бедно производство дизельных двигателей наладили на «Барнаултрансмаш». Кстати, завод и сегодня может вам отремонтировать дизель ВАЗ-341, только цена услуги будет сопоставима со стоимостью инжекторного авто ВАЗ-2104.
В дальнейшем разрабатывались более мощные моторы, в т. ч. с турбиной, но эти планы так и остались на бумаге. Дизель устанавливался на универсал 21045 и седан 21055. Внешне машины ничем не отличались от своих бензиновых «собратьев»: разве что шильдиком на заднем правом крыле. Проект продолжали вплоть до 2003 года, но успехом он не увенчался: движки «ходили» по 40-50 тысяч и требовали капремонта. Из плюсов можно было отметить разве что низкий расход топлива: по городу – 6,5 л/100 км, за его пределами – 5,5 л/100 км. Если учесть, сколько в 90-е годы стояла солярка, можно сказать, что владельцы дизельных «четверок» и «пятерок» ездили на них почти что даром. Всего было произведено 6000 единиц авто ВАЗ с дизелем 341.
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....