Крутящий момент – что за характеристика
Интересуясь автомобилем, чаще всего узнают мощность его двигателя, максимальную скорость, время разгона до «сотки» и расход топлива. А вот еще один параметр – крутящий момент (КМ), как-то остается за «рамками». Тем не менее, это достаточно важная величина, о которой желательно знать каждому автолюбителю или потенциальному покупателю машины.
Бытовой пример: легковушка, оснащенная 80-сильным дизелем, при старте с места запросто обгоняет какой-нибудь кроссовер, укомплектованный бензиновым двигателем, выдающим 110 «лошадей». Почему так происходит? Сначала стоит понять, что представляет собой КМ.
Данный параметр измеряется в Н*м. Представьте: вам требуется отвернуть гайку, например, на колесе, чтобы снять его. Если к ключу длиной в метр приложить силу в 1 Ньютон, получим крутящий момент в 1 Н*м. Еще проще: на конец инструмента вешаем груз массой 10 кг. В итоге получаем КМ в 10 кг*м. Все мы пользуемся метрической системой СИ. Поэтому, чтобы прийти к привычным обозначениям, умножаем на g – ускорение свободного падения, равное 9,806 м/с2. В результате получаем 98,06 Н*м.
А если усилия не хватает? Тогда большинство автолюбителей удлиняют «плечо», точнее сказать, рычаг: надевают на ключ отрезок трубы. Но есть и второй вариант: нажать на ключ посильнее. В любом случае гайка или болт отвернутся. Вывод прост: выигрываешь в силе – проигрываешь в расстоянии (т. к. используешь удлинитель). И наоборот.
В моторе происходит примерно то же самое. Только в нем нет рычагов – их роль играет кривошипно-шатунный механизм. КМ возникает при сгорании топлива: смесь, воспламенившись, толкает поршень вниз, который воздействует на шейку коленчатого вала. Последний, в конечном итоге, через трансмиссию крутит колеса. Если поршень создает усилие в 200 кг и передвигает шатун на расстояние 5 см, получается КМ в 10 кг*с, равное (умножаем на 9,81) 98,1 Н*м.
Первый вариант – увеличить «плечо», т. е. радиус кривошипа. В этом случае придется изменять в большую сторону габариты блока цилиндров, что делать до бесконечности невозможно. К тому же из-за возрастающих инерционных сил придется крепления двигателя делать прочнее. Все это как-то «неинтересно». Тогда есть второй вариант – увеличение силы давления на поршень. А как это сделать? Нужно сжечь в камере сгорания побольше топлива, причем с высокой эффективностью.
Чтобы этого достичь, меняют форму камеры сгорания, увеличивают степень сжатия. Или используют турбонаддув, ставят по 4 клапана на цилиндр вместо двух, делают управляемыми фазы газораспределения. Смысл всех операций в том, чтобы сразу после нажатия на педаль газа двигатель набрал максимальное число оборотов. Такой мотор в народе называют «приемистым». У бензиновых агрегатов, устанавливаемых на легковых авто, КМ составляет от 130 до 300 Н*м, у дизелей – 350-400 Н*м.
Когда достигается максимальный крутящий момент? У разных двигателей параметр будет отличаться. Одни агрегаты достигают «вершины» в диапазоне 1800-300об/мин., другие позже – при 3000-4000 тыс. об/мин. Дизель, например, выдает максимум уже практически на холостом ходу, при 800-1000 об/мин.
Крутящий момент показывает силу двигателя и выражается в «ньютон-метрах» (Н*м). Наибольшая величина этого параметра у дизелей или турбированных бензиновых моторов достигается при невысоких оборотах. Чем больше КМ, тем машина резвее будет стартовать с места и увереннее выберется из грязи.
Но не стоит забывать: высокий крутящий момент и частое использование его максимального значения приводит к быстрому износу двигателя. Чем чаще и резче будете давить на газ, тем быстрее потребуется «капиталка».
Бытовой пример: легковушка, оснащенная 80-сильным дизелем, при старте с места запросто обгоняет какой-нибудь кроссовер, укомплектованный бензиновым двигателем, выдающим 110 «лошадей». Почему так происходит? Сначала стоит понять, что представляет собой КМ.
Крутящий момент простыми словами
Данный параметр измеряется в Н*м. Представьте: вам требуется отвернуть гайку, например, на колесе, чтобы снять его. Если к ключу длиной в метр приложить силу в 1 Ньютон, получим крутящий момент в 1 Н*м. Еще проще: на конец инструмента вешаем груз массой 10 кг. В итоге получаем КМ в 10 кг*м. Все мы пользуемся метрической системой СИ. Поэтому, чтобы прийти к привычным обозначениям, умножаем на g – ускорение свободного падения, равное 9,806 м/с2. В результате получаем 98,06 Н*м.
Чем длиннее ключ-плечо, тем проще отвернуть болт. Фото: YouTube.com
А если усилия не хватает? Тогда большинство автолюбителей удлиняют «плечо», точнее сказать, рычаг: надевают на ключ отрезок трубы. Но есть и второй вариант: нажать на ключ посильнее. В любом случае гайка или болт отвернутся. Вывод прост: выигрываешь в силе – проигрываешь в расстоянии (т. к. используешь удлинитель). И наоборот.
Крутящий момент в двигателе
В моторе происходит примерно то же самое. Только в нем нет рычагов – их роль играет кривошипно-шатунный механизм. КМ возникает при сгорании топлива: смесь, воспламенившись, толкает поршень вниз, который воздействует на шейку коленчатого вала. Последний, в конечном итоге, через трансмиссию крутит колеса. Если поршень создает усилие в 200 кг и передвигает шатун на расстояние 5 см, получается КМ в 10 кг*с, равное (умножаем на 9,81) 98,1 Н*м.
Как повышают крутящий момент
Первый вариант – увеличить «плечо», т. е. радиус кривошипа. В этом случае придется изменять в большую сторону габариты блока цилиндров, что делать до бесконечности невозможно. К тому же из-за возрастающих инерционных сил придется крепления двигателя делать прочнее. Все это как-то «неинтересно». Тогда есть второй вариант – увеличение силы давления на поршень. А как это сделать? Нужно сжечь в камере сгорания побольше топлива, причем с высокой эффективностью.
Чтобы достичь скорости в 200 км/ч, требуется мощность в 150 л. с. Фото: YouTube.com
Чтобы этого достичь, меняют форму камеры сгорания, увеличивают степень сжатия. Или используют турбонаддув, ставят по 4 клапана на цилиндр вместо двух, делают управляемыми фазы газораспределения. Смысл всех операций в том, чтобы сразу после нажатия на педаль газа двигатель набрал максимальное число оборотов. Такой мотор в народе называют «приемистым». У бензиновых агрегатов, устанавливаемых на легковых авто, КМ составляет от 130 до 300 Н*м, у дизелей – 350-400 Н*м.
Когда достигается максимальный крутящий момент? У разных двигателей параметр будет отличаться. Одни агрегаты достигают «вершины» в диапазоне 1800-300об/мин., другие позже – при 3000-4000 тыс. об/мин. Дизель, например, выдает максимум уже практически на холостом ходу, при 800-1000 об/мин.
Выводы
Крутящий момент показывает силу двигателя и выражается в «ньютон-метрах» (Н*м). Наибольшая величина этого параметра у дизелей или турбированных бензиновых моторов достигается при невысоких оборотах. Чем больше КМ, тем машина резвее будет стартовать с места и увереннее выберется из грязи.
При оборотах боле 4 тыс. в минуту КМ возрастает и двигатель изнашивается быстрее. Фото: YouTube.com
Но не стоит забывать: высокий крутящий момент и частое использование его максимального значения приводит к быстрому износу двигателя. Чем чаще и резче будете давить на газ, тем быстрее потребуется «капиталка».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
Grob G850 Strato 2C – «одноразовый» рекордсмен-неудачник
Самолет с поршневыми двигателями, установивший рекорд высоты в последнем своем полете, стал никому не нужен всего через 29 исследовательских рейсов....
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
Белорусские инженеры разработали универсальный газовый двигатель
Новый мотор подойдет для тракторов, грузовиков, автобусов и комбайнов. Его экономичность уже доказана....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
КАМАЗ-54902 теперь серийный – надежная альтернатива «китайцам»
Российские грузовики выпускаются сейчас на нескольких заводах. Из массовых гигантов мы потеряли только ЗиЛ, остальные же бренды, вроде ГАЗ и КАМАЗ, до сих пор...
Полет на Ан-2 в мороз – для тех, кто скучает по советской авиации
«Кукурузник» – это небольшой самолет, который под этим названием был известен в свое время почти каждому советскому гражданину. Но далеко не все в курсе, что...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....