Крутящий момент – что за характеристика
Интересуясь автомобилем, чаще всего узнают мощность его двигателя, максимальную скорость, время разгона до «сотки» и расход топлива. А вот еще один параметр – крутящий момент (КМ), как-то остается за «рамками». Тем не менее, это достаточно важная величина, о которой желательно знать каждому автолюбителю или потенциальному покупателю машины.
Бытовой пример: легковушка, оснащенная 80-сильным дизелем, при старте с места запросто обгоняет какой-нибудь кроссовер, укомплектованный бензиновым двигателем, выдающим 110 «лошадей». Почему так происходит? Сначала стоит понять, что представляет собой КМ.
Данный параметр измеряется в Н*м. Представьте: вам требуется отвернуть гайку, например, на колесе, чтобы снять его. Если к ключу длиной в метр приложить силу в 1 Ньютон, получим крутящий момент в 1 Н*м. Еще проще: на конец инструмента вешаем груз массой 10 кг. В итоге получаем КМ в 10 кг*м. Все мы пользуемся метрической системой СИ. Поэтому, чтобы прийти к привычным обозначениям, умножаем на g – ускорение свободного падения, равное 9,806 м/с2. В результате получаем 98,06 Н*м.
А если усилия не хватает? Тогда большинство автолюбителей удлиняют «плечо», точнее сказать, рычаг: надевают на ключ отрезок трубы. Но есть и второй вариант: нажать на ключ посильнее. В любом случае гайка или болт отвернутся. Вывод прост: выигрываешь в силе – проигрываешь в расстоянии (т. к. используешь удлинитель). И наоборот.
В моторе происходит примерно то же самое. Только в нем нет рычагов – их роль играет кривошипно-шатунный механизм. КМ возникает при сгорании топлива: смесь, воспламенившись, толкает поршень вниз, который воздействует на шейку коленчатого вала. Последний, в конечном итоге, через трансмиссию крутит колеса. Если поршень создает усилие в 200 кг и передвигает шатун на расстояние 5 см, получается КМ в 10 кг*с, равное (умножаем на 9,81) 98,1 Н*м.
Первый вариант – увеличить «плечо», т. е. радиус кривошипа. В этом случае придется изменять в большую сторону габариты блока цилиндров, что делать до бесконечности невозможно. К тому же из-за возрастающих инерционных сил придется крепления двигателя делать прочнее. Все это как-то «неинтересно». Тогда есть второй вариант – увеличение силы давления на поршень. А как это сделать? Нужно сжечь в камере сгорания побольше топлива, причем с высокой эффективностью.
Чтобы этого достичь, меняют форму камеры сгорания, увеличивают степень сжатия. Или используют турбонаддув, ставят по 4 клапана на цилиндр вместо двух, делают управляемыми фазы газораспределения. Смысл всех операций в том, чтобы сразу после нажатия на педаль газа двигатель набрал максимальное число оборотов. Такой мотор в народе называют «приемистым». У бензиновых агрегатов, устанавливаемых на легковых авто, КМ составляет от 130 до 300 Н*м, у дизелей – 350-400 Н*м.
Когда достигается максимальный крутящий момент? У разных двигателей параметр будет отличаться. Одни агрегаты достигают «вершины» в диапазоне 1800-300об/мин., другие позже – при 3000-4000 тыс. об/мин. Дизель, например, выдает максимум уже практически на холостом ходу, при 800-1000 об/мин.
Крутящий момент показывает силу двигателя и выражается в «ньютон-метрах» (Н*м). Наибольшая величина этого параметра у дизелей или турбированных бензиновых моторов достигается при невысоких оборотах. Чем больше КМ, тем машина резвее будет стартовать с места и увереннее выберется из грязи.
Но не стоит забывать: высокий крутящий момент и частое использование его максимального значения приводит к быстрому износу двигателя. Чем чаще и резче будете давить на газ, тем быстрее потребуется «капиталка».
Бытовой пример: легковушка, оснащенная 80-сильным дизелем, при старте с места запросто обгоняет какой-нибудь кроссовер, укомплектованный бензиновым двигателем, выдающим 110 «лошадей». Почему так происходит? Сначала стоит понять, что представляет собой КМ.
Крутящий момент простыми словами
Данный параметр измеряется в Н*м. Представьте: вам требуется отвернуть гайку, например, на колесе, чтобы снять его. Если к ключу длиной в метр приложить силу в 1 Ньютон, получим крутящий момент в 1 Н*м. Еще проще: на конец инструмента вешаем груз массой 10 кг. В итоге получаем КМ в 10 кг*м. Все мы пользуемся метрической системой СИ. Поэтому, чтобы прийти к привычным обозначениям, умножаем на g – ускорение свободного падения, равное 9,806 м/с2. В результате получаем 98,06 Н*м.
Чем длиннее ключ-плечо, тем проще отвернуть болт. Фото: YouTube.com
А если усилия не хватает? Тогда большинство автолюбителей удлиняют «плечо», точнее сказать, рычаг: надевают на ключ отрезок трубы. Но есть и второй вариант: нажать на ключ посильнее. В любом случае гайка или болт отвернутся. Вывод прост: выигрываешь в силе – проигрываешь в расстоянии (т. к. используешь удлинитель). И наоборот.
Крутящий момент в двигателе
В моторе происходит примерно то же самое. Только в нем нет рычагов – их роль играет кривошипно-шатунный механизм. КМ возникает при сгорании топлива: смесь, воспламенившись, толкает поршень вниз, который воздействует на шейку коленчатого вала. Последний, в конечном итоге, через трансмиссию крутит колеса. Если поршень создает усилие в 200 кг и передвигает шатун на расстояние 5 см, получается КМ в 10 кг*с, равное (умножаем на 9,81) 98,1 Н*м.
Как повышают крутящий момент
Первый вариант – увеличить «плечо», т. е. радиус кривошипа. В этом случае придется изменять в большую сторону габариты блока цилиндров, что делать до бесконечности невозможно. К тому же из-за возрастающих инерционных сил придется крепления двигателя делать прочнее. Все это как-то «неинтересно». Тогда есть второй вариант – увеличение силы давления на поршень. А как это сделать? Нужно сжечь в камере сгорания побольше топлива, причем с высокой эффективностью.
Чтобы достичь скорости в 200 км/ч, требуется мощность в 150 л. с. Фото: YouTube.com
Чтобы этого достичь, меняют форму камеры сгорания, увеличивают степень сжатия. Или используют турбонаддув, ставят по 4 клапана на цилиндр вместо двух, делают управляемыми фазы газораспределения. Смысл всех операций в том, чтобы сразу после нажатия на педаль газа двигатель набрал максимальное число оборотов. Такой мотор в народе называют «приемистым». У бензиновых агрегатов, устанавливаемых на легковых авто, КМ составляет от 130 до 300 Н*м, у дизелей – 350-400 Н*м.
Когда достигается максимальный крутящий момент? У разных двигателей параметр будет отличаться. Одни агрегаты достигают «вершины» в диапазоне 1800-300об/мин., другие позже – при 3000-4000 тыс. об/мин. Дизель, например, выдает максимум уже практически на холостом ходу, при 800-1000 об/мин.
Выводы
Крутящий момент показывает силу двигателя и выражается в «ньютон-метрах» (Н*м). Наибольшая величина этого параметра у дизелей или турбированных бензиновых моторов достигается при невысоких оборотах. Чем больше КМ, тем машина резвее будет стартовать с места и увереннее выберется из грязи.
При оборотах боле 4 тыс. в минуту КМ возрастает и двигатель изнашивается быстрее. Фото: YouTube.com
Но не стоит забывать: высокий крутящий момент и частое использование его максимального значения приводит к быстрому износу двигателя. Чем чаще и резче будете давить на газ, тем быстрее потребуется «капиталка».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....