
Крутящий момент – что за характеристика
Интересуясь автомобилем, чаще всего узнают мощность его двигателя, максимальную скорость, время разгона до «сотки» и расход топлива. А вот еще один параметр – крутящий момент (КМ), как-то остается за «рамками». Тем не менее, это достаточно важная величина, о которой желательно знать каждому автолюбителю или потенциальному покупателю машины.
Бытовой пример: легковушка, оснащенная 80-сильным дизелем, при старте с места запросто обгоняет какой-нибудь кроссовер, укомплектованный бензиновым двигателем, выдающим 110 «лошадей». Почему так происходит? Сначала стоит понять, что представляет собой КМ.
Данный параметр измеряется в Н*м. Представьте: вам требуется отвернуть гайку, например, на колесе, чтобы снять его. Если к ключу длиной в метр приложить силу в 1 Ньютон, получим крутящий момент в 1 Н*м. Еще проще: на конец инструмента вешаем груз массой 10 кг. В итоге получаем КМ в 10 кг*м. Все мы пользуемся метрической системой СИ. Поэтому, чтобы прийти к привычным обозначениям, умножаем на g – ускорение свободного падения, равное 9,806 м/с2. В результате получаем 98,06 Н*м.
Чем длиннее ключ-плечо, тем проще отвернуть болт. Фото: YouTube.com
А если усилия не хватает? Тогда большинство автолюбителей удлиняют «плечо», точнее сказать, рычаг: надевают на ключ отрезок трубы. Но есть и второй вариант: нажать на ключ посильнее. В любом случае гайка или болт отвернутся. Вывод прост: выигрываешь в силе – проигрываешь в расстоянии (т. к. используешь удлинитель). И наоборот.
В моторе происходит примерно то же самое. Только в нем нет рычагов – их роль играет кривошипно-шатунный механизм. КМ возникает при сгорании топлива: смесь, воспламенившись, толкает поршень вниз, который воздействует на шейку коленчатого вала. Последний, в конечном итоге, через трансмиссию крутит колеса. Если поршень создает усилие в 200 кг и передвигает шатун на расстояние 5 см, получается КМ в 10 кг*с, равное (умножаем на 9,81) 98,1 Н*м.
Первый вариант – увеличить «плечо», т. е. радиус кривошипа. В этом случае придется изменять в большую сторону габариты блока цилиндров, что делать до бесконечности невозможно. К тому же из-за возрастающих инерционных сил придется крепления двигателя делать прочнее. Все это как-то «неинтересно». Тогда есть второй вариант – увеличение силы давления на поршень. А как это сделать? Нужно сжечь в камере сгорания побольше топлива, причем с высокой эффективностью.
Чтобы достичь скорости в 200 км/ч, требуется мощность в 150 л. с. Фото: YouTube.com
Чтобы этого достичь, меняют форму камеры сгорания, увеличивают степень сжатия. Или используют турбонаддув, ставят по 4 клапана на цилиндр вместо двух, делают управляемыми фазы газораспределения. Смысл всех операций в том, чтобы сразу после нажатия на педаль газа двигатель набрал максимальное число оборотов. Такой мотор в народе называют «приемистым». У бензиновых агрегатов, устанавливаемых на легковых авто, КМ составляет от 130 до 300 Н*м, у дизелей – 350-400 Н*м.
Когда достигается максимальный крутящий момент? У разных двигателей параметр будет отличаться. Одни агрегаты достигают «вершины» в диапазоне 1800-300об/мин., другие позже – при 3000-4000 тыс. об/мин. Дизель, например, выдает максимум уже практически на холостом ходу, при 800-1000 об/мин.
Крутящий момент показывает силу двигателя и выражается в «ньютон-метрах» (Н*м). Наибольшая величина этого параметра у дизелей или турбированных бензиновых моторов достигается при невысоких оборотах. Чем больше КМ, тем машина резвее будет стартовать с места и увереннее выберется из грязи.
При оборотах боле 4 тыс. в минуту КМ возрастает и двигатель изнашивается быстрее. Фото: YouTube.com
Но не стоит забывать: высокий крутящий момент и частое использование его максимального значения приводит к быстрому износу двигателя. Чем чаще и резче будете давить на газ, тем быстрее потребуется «капиталка».
Бытовой пример: легковушка, оснащенная 80-сильным дизелем, при старте с места запросто обгоняет какой-нибудь кроссовер, укомплектованный бензиновым двигателем, выдающим 110 «лошадей». Почему так происходит? Сначала стоит понять, что представляет собой КМ.
Крутящий момент простыми словами
Данный параметр измеряется в Н*м. Представьте: вам требуется отвернуть гайку, например, на колесе, чтобы снять его. Если к ключу длиной в метр приложить силу в 1 Ньютон, получим крутящий момент в 1 Н*м. Еще проще: на конец инструмента вешаем груз массой 10 кг. В итоге получаем КМ в 10 кг*м. Все мы пользуемся метрической системой СИ. Поэтому, чтобы прийти к привычным обозначениям, умножаем на g – ускорение свободного падения, равное 9,806 м/с2. В результате получаем 98,06 Н*м.

А если усилия не хватает? Тогда большинство автолюбителей удлиняют «плечо», точнее сказать, рычаг: надевают на ключ отрезок трубы. Но есть и второй вариант: нажать на ключ посильнее. В любом случае гайка или болт отвернутся. Вывод прост: выигрываешь в силе – проигрываешь в расстоянии (т. к. используешь удлинитель). И наоборот.
Крутящий момент в двигателе
В моторе происходит примерно то же самое. Только в нем нет рычагов – их роль играет кривошипно-шатунный механизм. КМ возникает при сгорании топлива: смесь, воспламенившись, толкает поршень вниз, который воздействует на шейку коленчатого вала. Последний, в конечном итоге, через трансмиссию крутит колеса. Если поршень создает усилие в 200 кг и передвигает шатун на расстояние 5 см, получается КМ в 10 кг*с, равное (умножаем на 9,81) 98,1 Н*м.
Как повышают крутящий момент
Первый вариант – увеличить «плечо», т. е. радиус кривошипа. В этом случае придется изменять в большую сторону габариты блока цилиндров, что делать до бесконечности невозможно. К тому же из-за возрастающих инерционных сил придется крепления двигателя делать прочнее. Все это как-то «неинтересно». Тогда есть второй вариант – увеличение силы давления на поршень. А как это сделать? Нужно сжечь в камере сгорания побольше топлива, причем с высокой эффективностью.

Чтобы этого достичь, меняют форму камеры сгорания, увеличивают степень сжатия. Или используют турбонаддув, ставят по 4 клапана на цилиндр вместо двух, делают управляемыми фазы газораспределения. Смысл всех операций в том, чтобы сразу после нажатия на педаль газа двигатель набрал максимальное число оборотов. Такой мотор в народе называют «приемистым». У бензиновых агрегатов, устанавливаемых на легковых авто, КМ составляет от 130 до 300 Н*м, у дизелей – 350-400 Н*м.
Когда достигается максимальный крутящий момент? У разных двигателей параметр будет отличаться. Одни агрегаты достигают «вершины» в диапазоне 1800-300об/мин., другие позже – при 3000-4000 тыс. об/мин. Дизель, например, выдает максимум уже практически на холостом ходу, при 800-1000 об/мин.
Выводы
Крутящий момент показывает силу двигателя и выражается в «ньютон-метрах» (Н*м). Наибольшая величина этого параметра у дизелей или турбированных бензиновых моторов достигается при невысоких оборотах. Чем больше КМ, тем машина резвее будет стартовать с места и увереннее выберется из грязи.

Но не стоит забывать: высокий крутящий момент и частое использование его максимального значения приводит к быстрому износу двигателя. Чем чаще и резче будете давить на газ, тем быстрее потребуется «капиталка».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Новый «Раптор» оказался в четыре раза дешевле предыдущего
Силовая установка кардинально отличается от предыдущих генераций как по характеристикам, так и по конструктивным решениям. Она стала легче, мощнее, надежнее и...

Водительские права без экзамена – теперь в России это легально
Получение водительских прав в России становится все сложнее: новые правила экзаменов в ГИБДД, повышенные требования к пересдаче и высокий процент отказов...

Стартовало серийное производство «компактных» грузовиков «УРАЛ»
Конечно, компактные они только по сравнению с другими серийными моделями. Ведь УРАЛ-80 4x4 – это полноценные среднетоннажники....

«На этот раз точно» – самолеты МС-21 и SJ-100 поднимутся в воздух весной
10 экземпляров уже почти готовы к полету. Еще в два раза больше самолетов будут собраны в ближайшее время....

ПД-8, ПД-14 и не только – последние новости российской авиапромышленности
Российская гражданская авиация вступает в новую эру развития, где ключевую роль играет импортозамещение. После санкционного давления отечественные...

Каждый день с орбиты сходит 4 спутника Starlink, и это нормально
Компания намеренно сжигает аппараты первых поколений. Какие-то части даже долетают до Земли....

УАЗ готовит к выпуску новый внедорожник – брутальный пикап
Этот автомобиль будет выпускаться под брендом Sollers. Речь про модель ST9 – полноразмерный пикап....

Фюзеляж «Ладоги» готов – впереди первый полет
К производству ТВРС-44 подключился Самарский авиационный завод. При условии стабильных поставок комплектующих, машину полностью соберут и поднимут в воздух уже...

Пекин испытал авиационный двигатель, способный разогнать самолет до 20 000 км/ч
В Лос-Анджелес из Шанхая на самолете за полчаса – такую задачу к 2030 году поставили китайские ученые. И они близки к цели: двигатель создан....

Не «заморозили» – названы сроки выхода первой партии самолетов «Байкал»
Похоже, особенности конструкции планируют исправить быстрее, чем изначально предполагалось. Интересно, сможет ЛМС-901 «обогнать» ТВРС-44 по срокам выхода в...

Российский вездеход «Мангуст» – можно выпускать на 100% свою технику
Российский автопром представлен многими брендами, но они тяготеют к использованию зарубежных узлов и агрегатов. Даже хваленый АВТОВАЗ, который имел базу еще с...

КАМАЗ и экономические антироссийские санкции – три года неожиданных успехов
2022 год стал для российского автопрома временем суровых испытаний. Как оказалось, политика и экономика тесно связаны, и никакие партнерские договоры не могут...

АВТОВАЗ запустил новый бренд – под ним будут выпускаться микроавтобусы и фургоны
Похоже, АВТОВАЗ скоро станет зависимым от китайских партнеров. По крайней мере, под новым брендом SKM будут собирать модели из Поднебесной....

Двигатель «китайца» сломался через 35 тысяч пробега – сколько стоил ремонт
У истории автомобиля Exeed, двигатель которого «отказал» через столь незначительный пробег, появилось продолжение. Напомним, машину ввезли по схеме...

Трасса М-12 «Восток» достигнет Екатеринбурга уже летом 2025 года
Строительство идет быстрыми темпами. М-12 «Восток» может стать самым большим инфраструктурным проектом в современной истории России....

Волга 2025 – футуристичный кузов уже готов
Проект по созданию новой Волги 2025 – это инженерная авантюра, сочетающая смелые идеи, сложные технические решения и адаптацию классического советского...