Крутящий момент – что за характеристика
2 755

Крутящий момент – что за характеристика

Интересуясь автомобилем, чаще всего узнают мощность его двигателя, максимальную скорость, время разгона до «сотки» и расход топлива. А вот еще один параметр – крутящий момент (КМ), как-то остается за «рамками». Тем не менее, это достаточно важная величина, о которой желательно знать каждому автолюбителю или потенциальному покупателю машины.


Бытовой пример: легковушка, оснащенная 80-сильным дизелем, при старте с места запросто обгоняет какой-нибудь кроссовер, укомплектованный бензиновым двигателем, выдающим 110 «лошадей». Почему так происходит? Сначала стоит понять, что представляет собой КМ.

Крутящий момент простыми словами


Данный параметр измеряется в Н*м. Представьте: вам требуется отвернуть гайку, например, на колесе, чтобы снять его. Если к ключу длиной в метр приложить силу в 1 Ньютон, получим крутящий момент в 1 Н*м. Еще проще: на конец инструмента вешаем груз массой 10 кг. В итоге получаем КМ в 10 кг*м. Все мы пользуемся метрической системой СИ. Поэтому, чтобы прийти к привычным обозначениям, умножаем на g – ускорение свободного падения, равное 9,806 м/с2. В результате получаем 98,06 Н*м.

Крутящий момент – что за характеристикаЧем длиннее ключ-плечо, тем проще отвернуть болт. Фото: YouTube.com

А если усилия не хватает? Тогда большинство автолюбителей удлиняют «плечо», точнее сказать, рычаг: надевают на ключ отрезок трубы. Но есть и второй вариант: нажать на ключ посильнее. В любом случае гайка или болт отвернутся. Вывод прост: выигрываешь в силе – проигрываешь в расстоянии (т. к. используешь удлинитель). И наоборот.

Крутящий момент в двигателе


В моторе происходит примерно то же самое. Только в нем нет рычагов – их роль играет кривошипно-шатунный механизм. КМ возникает при сгорании топлива: смесь, воспламенившись, толкает поршень вниз, который воздействует на шейку коленчатого вала. Последний, в конечном итоге, через трансмиссию крутит колеса. Если поршень создает усилие в 200 кг и передвигает шатун на расстояние 5 см, получается КМ в 10 кг*с, равное (умножаем на 9,81) 98,1 Н*м.

Как повышают крутящий момент


Первый вариант – увеличить «плечо», т. е. радиус кривошипа. В этом случае придется изменять в большую сторону габариты блока цилиндров, что делать до бесконечности невозможно. К тому же из-за возрастающих инерционных сил придется крепления двигателя делать прочнее. Все это как-то «неинтересно». Тогда есть второй вариант – увеличение силы давления на поршень. А как это сделать? Нужно сжечь в камере сгорания побольше топлива, причем с высокой эффективностью.

Чтобы достичь скорости в 200 км/ч, требуется мощность в 150 л. с. Фото: YouTube.com

Чтобы этого достичь, меняют форму камеры сгорания, увеличивают степень сжатия. Или используют турбонаддув, ставят по 4 клапана на цилиндр вместо двух, делают управляемыми фазы газораспределения. Смысл всех операций в том, чтобы сразу после нажатия на педаль газа двигатель набрал максимальное число оборотов. Такой мотор в народе называют «приемистым». У бензиновых агрегатов, устанавливаемых на легковых авто, КМ составляет от 130 до 300 Н*м, у дизелей – 350-400 Н*м.

Когда достигается максимальный крутящий момент? У разных двигателей параметр будет отличаться. Одни агрегаты достигают «вершины» в диапазоне 1800-300об/мин., другие позже – при 3000-4000 тыс. об/мин. Дизель, например, выдает максимум уже практически на холостом ходу, при 800-1000 об/мин.

Выводы


Крутящий момент показывает силу двигателя и выражается в «ньютон-метрах» (Н*м). Наибольшая величина этого параметра у дизелей или турбированных бензиновых моторов достигается при невысоких оборотах. Чем больше КМ, тем машина резвее будет стартовать с места и увереннее выберется из грязи.

При оборотах боле 4 тыс. в минуту КМ возрастает и двигатель изнашивается быстрее. Фото: YouTube.com

Но не стоит забывать: высокий крутящий момент и частое использование его максимального значения приводит к быстрому износу двигателя. Чем чаще и резче будете давить на газ, тем быстрее потребуется «капиталка».
А вы что думаете о крутящем моменте?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....