VSS Unity – многоразовый космоплан с «глазом» на обшивке
Впервые широкой публике этот летательный аппарат был представлен в 2016-м году. Сразу же возникла некоторая неразбериха с «классификацией» данной техники. За все время своего существования VSS Unity поднялся на высоту в 89,2 км. По мнению NASA, космос начинается после 122 км, в Международной авиафедерации считают, что эта цифра должна быть равна 100 км (т. н. линия Кармана). А вот по американским законам, пилоты, преодолевшие потолок в 80,45 км, автоматически переходят в категорию астронавтов. В итоге аппарат превратился в космоплан.
Сам корабль до анонсирования назывался по-разному. Первое наименование было довольно длинным: SpaceShipTwo, Serial Number Two, т. е. «Космический корабль второй, серийный №2».
Однако позже английский физик Стивен Хокинг предложил назвать аппарат Unity. Имя «прижилось»: в знак благодарности на борту корабля изобразили глаз ученого.
Напомним уважаемым читателям, что аппарат – детище компании Virgin Galactic, владельцем которой является миллиардер Ричард Брэнсон. Полное название космоплана – VSS Unity.
Старт осуществляется не с Земли. Сначала корабль поднимает в воздух самолет-носитель White Knight Two, созданный в той же компании и имеющий собственное имя VMS Eve (в честь Евы Брэнсон – матери главы Virgin Galactic).
Эта машина с двумя фюзеляжами специально была разработана для доставки на нужную высоту космопланов, в данном случае – VSS Unity. Самолет с аппаратом на «борту» достигает отметки в 16 км, где происходит отстыковка.
Дальнейшее «путешествие» космоплан совершает самостоятельно. Первый полет со SpaceShipTwo, длившийся шесть часов, состоялся в 2010-м году. Аппарат подняли на высоту 15 км. Далее он отделился от носителя, провел четверть часа в свободном «плавании» и благополучно приземлился.
Стоит отметить: предшественником этого космоплана был корабль под названием Enterprise. Так что у американцев уже имелся опыт. Поэтому испытательных полетов было меньше. Осенью 2016-го двухфюзеляжный VMS Eve вместе с космопланом достиг высоты в 15,25 км. В ходе полета, длившегося 3 ч 43 мин., производились измерения воздушных потоков вокруг самолета и аппарата. А также контролировалась работа систем при низкой температуре, характерной для подобных высот. Уже в декабре этого же года провели еще одно испытание. Теперь VSS Unity «отстегнулся» и совершил планирующий десятиминутный полет, по окончании которого успешно приземлился.
В апреле 2018-го космоплан самостоятельно стартовал с самолета-носителя, а через месяц достиг высоты 34,9 км. В декабре этого же года VSS Unity после отделения от самолета-носителя включил собственные двигатели и поднялся на 82,7 км. По американской версии ВВС аппарат достиг космоса, т. к. преодолел отметку в 80,45 км. Успех настолько воодушевил американцев, что они 7.02.2019 года сняли двигатель массой в 1,36 тонны с космоплана (в дальнейшем, очевидно на него поставили другой) и торжественно водворили его в Музей авиации и космонавтики (Вашингтон). Тяга агрегата составляла 320 кН на протяжении одной минуты. Этого хватило, чтобы превысить скорость звука в три раза.
В 2019-м, 22 февраля, космоплан в ходе пятого испытательного полета развил скорость в 3,04 Маха: его потолок составил рекордные 89,92 км. В полете, помимо двух пилотов (Дейв Маккей и Майкл Масуччи), принимал участие главный конструктор компании – женщина Бет Мозес. Однако не все шло гладко: в 2020-м аппарат, достигнув высоты 12 км, не отсоединился от носителя, а вернулся с ним на Землю. Неудачу объяснили неисправностью в системе зажигания. В 2021-м все было успешнее: в мае космоплан поднялся на 89 км, а в июле в составе пассажиров VSS Unity находился руководитель компании Р. Брэнсон.
А дальше – уже по «накатанной»: в июне 2023-го был совершен первый коммерческий полет с итальянскими гражданами на борту. В августе того же года VSS Unity использовался еще раз: космическими туристами стали еще три человека.
Полет на околоземную орбиту – довольно популярный вид путешествия. На весну еще 2020-го было известно, что примерно 500 человек забронировали места для будущих полетов. Правда, это вряд ли осуществимо, по крайней мере на VSS Unity: за один раз он может взять на борт не более четырех пассажиров-туристов, которые могут разместиться с комфортом. Кстати: «билет» стоит 250 тыс. долларов.
Попытку построить частный космодром в Нижегородской области предпринимала компания «КосмоКурс», созданная в 2014-м на базе «Сколково». Ее сфера деятельности заключалась в разработке ракет-носителей и орбитальных аппаратов. Была даже получена соответствующая лицензия от «Роскосмоса». Предполагалось, что уже в 2025-м будут совершены пуски ракет с космическими туристами на борту. Однако в апреле 2021-го компания заявила о самоликвидации. Причину озвучил гендиреткор «КосмоКурса»: бюрократические препоны, связанные с «невозможностью согласования проекта космопорта с местной властью и Минобороны РФ».
Очевидно: у VSS Unity эксплуатационный ресурс не бесконечен. В ноябре минувшего года руководством Virgin Galactic было объявлено, что количество полетов космоплана будет постепенно сокращаться, а к середине 2024-го они и вовсе прекратятся.
Более того: компания решила сократить количество сотрудников и минимизировать расходы. Подобная тактика направлена на то, чтобы сконцентрировать финансы и иные средства на реализации нового проекта, главным участником которого станет космоплан Delta. Этот аппарат сможет подниматься на околоземную орбиту пару раз в неделю с шестью пассажирами на борту. Для сравнения: VSS Unity летал только раз в месяц с четырьмя туристами. Постройка и в дальнейшем эксплуатация «Дельты» будет приносить компании в 12 раз больше денег. Как говорится, «бизнес и ничего личного».
Можно быть уверенным: обобщив и применив полученный опыт эксплуатации VSS Unity, американцы построят новый космолет довольно быстро. Тем не менее, коммерческое использование предыдущего аппарата, начавшееся в прошлом году, продолжается. К осени 2023-го корабль совершил пять рейсов, запланировано еще два.
Сам корабль до анонсирования назывался по-разному. Первое наименование было довольно длинным: SpaceShipTwo, Serial Number Two, т. е. «Космический корабль второй, серийный №2».
Линия Кармана – условная граница между земной атмосферой и космосом. Названа в честь ученого из США, считавшего, что на высоте 100 км разрежение воздуха не позволяет создавать подъемную силу: т. е. аэродинамические «самолетные» полеты становятся невозможными.
Однако позже английский физик Стивен Хокинг предложил назвать аппарат Unity. Имя «прижилось»: в знак благодарности на борту корабля изобразили глаз ученого.
В носу корабля за надписью Virgin – радужная оболочка физика. Фото: YouTube.com
Напомним уважаемым читателям, что аппарат – детище компании Virgin Galactic, владельцем которой является миллиардер Ричард Брэнсон. Полное название космоплана – VSS Unity.
Как происходят полеты
Старт осуществляется не с Земли. Сначала корабль поднимает в воздух самолет-носитель White Knight Two, созданный в той же компании и имеющий собственное имя VMS Eve (в честь Евы Брэнсон – матери главы Virgin Galactic).
Старт – с помощью самолета-носителя. Фото: YouTube.com
Эта машина с двумя фюзеляжами специально была разработана для доставки на нужную высоту космопланов, в данном случае – VSS Unity. Самолет с аппаратом на «борту» достигает отметки в 16 км, где происходит отстыковка.
Момент отсоединения от самолета-носителя. Фото: YouTube.com
Дальнейшее «путешествие» космоплан совершает самостоятельно. Первый полет со SpaceShipTwo, длившийся шесть часов, состоялся в 2010-м году. Аппарат подняли на высоту 15 км. Далее он отделился от носителя, провел четверть часа в свободном «плавании» и благополучно приземлился.
Хронология полетов VSS Unity
Стоит отметить: предшественником этого космоплана был корабль под названием Enterprise. Так что у американцев уже имелся опыт. Поэтому испытательных полетов было меньше. Осенью 2016-го двухфюзеляжный VMS Eve вместе с космопланом достиг высоты в 15,25 км. В ходе полета, длившегося 3 ч 43 мин., производились измерения воздушных потоков вокруг самолета и аппарата. А также контролировалась работа систем при низкой температуре, характерной для подобных высот. Уже в декабре этого же года провели еще одно испытание. Теперь VSS Unity «отстегнулся» и совершил планирующий десятиминутный полет, по окончании которого успешно приземлился.
Первая посадка. Фото: YouTube.com
В апреле 2018-го космоплан самостоятельно стартовал с самолета-носителя, а через месяц достиг высоты 34,9 км. В декабре этого же года VSS Unity после отделения от самолета-носителя включил собственные двигатели и поднялся на 82,7 км. По американской версии ВВС аппарат достиг космоса, т. к. преодолел отметку в 80,45 км. Успех настолько воодушевил американцев, что они 7.02.2019 года сняли двигатель массой в 1,36 тонны с космоплана (в дальнейшем, очевидно на него поставили другой) и торжественно водворили его в Музей авиации и космонавтики (Вашингтон). Тяга агрегата составляла 320 кН на протяжении одной минуты. Этого хватило, чтобы превысить скорость звука в три раза.
Самостоятельное продолжение путешествия. Фото: YouTube.com
В 2019-м, 22 февраля, космоплан в ходе пятого испытательного полета развил скорость в 3,04 Маха: его потолок составил рекордные 89,92 км. В полете, помимо двух пилотов (Дейв Маккей и Майкл Масуччи), принимал участие главный конструктор компании – женщина Бет Мозес. Однако не все шло гладко: в 2020-м аппарат, достигнув высоты 12 км, не отсоединился от носителя, а вернулся с ним на Землю. Неудачу объяснили неисправностью в системе зажигания. В 2021-м все было успешнее: в мае космоплан поднялся на 89 км, а в июле в составе пассажиров VSS Unity находился руководитель компании Р. Брэнсон.
Трудно сдержать эмоции в полете. Фото: YouTube.com
Старт осуществлялся из частного космопорта Virgin Galactic, расположенного в пустыне штата Нью-Мехико. В Америке это третья пусковая площадка. У SpaceX имеется свой космопорт Starbase, как и у компании Blue Origin (без названия). Оба находятся в Техасе. На рынок рвется еще один стартап – Astra, возглавляемая бывшим техдиректором NASA Крисом Кемпом. Этот космодром расположен на Аляске (Кадьяк).
А дальше – уже по «накатанной»: в июне 2023-го был совершен первый коммерческий полет с итальянскими гражданами на борту. В августе того же года VSS Unity использовался еще раз: космическими туристами стали еще три человека.
На борту космоплана – невесомость. Фото: YouTube.com
Полет на околоземную орбиту – довольно популярный вид путешествия. На весну еще 2020-го было известно, что примерно 500 человек забронировали места для будущих полетов. Правда, это вряд ли осуществимо, по крайней мере на VSS Unity: за один раз он может взять на борт не более четырех пассажиров-туристов, которые могут разместиться с комфортом. Кстати: «билет» стоит 250 тыс. долларов.
А что в России на эту тему?
Попытку построить частный космодром в Нижегородской области предпринимала компания «КосмоКурс», созданная в 2014-м на базе «Сколково». Ее сфера деятельности заключалась в разработке ракет-носителей и орбитальных аппаратов. Была даже получена соответствующая лицензия от «Роскосмоса». Предполагалось, что уже в 2025-м будут совершены пуски ракет с космическими туристами на борту. Однако в апреле 2021-го компания заявила о самоликвидации. Причину озвучил гендиреткор «КосмоКурса»: бюрократические препоны, связанные с «невозможностью согласования проекта космопорта с местной властью и Минобороны РФ».
Ситуация с американским аппаратом на сегодня
Очевидно: у VSS Unity эксплуатационный ресурс не бесконечен. В ноябре минувшего года руководством Virgin Galactic было объявлено, что количество полетов космоплана будет постепенно сокращаться, а к середине 2024-го они и вовсе прекратятся.
VSS Unity после отделения запускает свои двигатели. Фото: YouTube.com
Более того: компания решила сократить количество сотрудников и минимизировать расходы. Подобная тактика направлена на то, чтобы сконцентрировать финансы и иные средства на реализации нового проекта, главным участником которого станет космоплан Delta. Этот аппарат сможет подниматься на околоземную орбиту пару раз в неделю с шестью пассажирами на борту. Для сравнения: VSS Unity летал только раз в месяц с четырьмя туристами. Постройка и в дальнейшем эксплуатация «Дельты» будет приносить компании в 12 раз больше денег. Как говорится, «бизнес и ничего личного».
Новый проект был анонсирован еще в ноябре 2022-го. В выпущенном пресс-релизе утверждается, что первые полеты «туристического» корабля начнутся не позже 2026-го года. Известно, что уже заключены договоры на изготовление компонентов Delta. Оперением будет заниматься Bell Textron, а компания Qarbon Aerospace создаст фюзеляж и крылья.
Можно быть уверенным: обобщив и применив полученный опыт эксплуатации VSS Unity, американцы построят новый космолет довольно быстро. Тем не менее, коммерческое использование предыдущего аппарата, начавшееся в прошлом году, продолжается. К осени 2023-го корабль совершил пять рейсов, запланировано еще два.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...