VSS Unity – многоразовый космоплан с «глазом» на обшивке
Впервые широкой публике этот летательный аппарат был представлен в 2016-м году. Сразу же возникла некоторая неразбериха с «классификацией» данной техники. За все время своего существования VSS Unity поднялся на высоту в 89,2 км. По мнению NASA, космос начинается после 122 км, в Международной авиафедерации считают, что эта цифра должна быть равна 100 км (т. н. линия Кармана). А вот по американским законам, пилоты, преодолевшие потолок в 80,45 км, автоматически переходят в категорию астронавтов. В итоге аппарат превратился в космоплан.
Сам корабль до анонсирования назывался по-разному. Первое наименование было довольно длинным: SpaceShipTwo, Serial Number Two, т. е. «Космический корабль второй, серийный №2».
Однако позже английский физик Стивен Хокинг предложил назвать аппарат Unity. Имя «прижилось»: в знак благодарности на борту корабля изобразили глаз ученого.
Напомним уважаемым читателям, что аппарат – детище компании Virgin Galactic, владельцем которой является миллиардер Ричард Брэнсон. Полное название космоплана – VSS Unity.
Старт осуществляется не с Земли. Сначала корабль поднимает в воздух самолет-носитель White Knight Two, созданный в той же компании и имеющий собственное имя VMS Eve (в честь Евы Брэнсон – матери главы Virgin Galactic).
Эта машина с двумя фюзеляжами специально была разработана для доставки на нужную высоту космопланов, в данном случае – VSS Unity. Самолет с аппаратом на «борту» достигает отметки в 16 км, где происходит отстыковка.
Дальнейшее «путешествие» космоплан совершает самостоятельно. Первый полет со SpaceShipTwo, длившийся шесть часов, состоялся в 2010-м году. Аппарат подняли на высоту 15 км. Далее он отделился от носителя, провел четверть часа в свободном «плавании» и благополучно приземлился.
Стоит отметить: предшественником этого космоплана был корабль под названием Enterprise. Так что у американцев уже имелся опыт. Поэтому испытательных полетов было меньше. Осенью 2016-го двухфюзеляжный VMS Eve вместе с космопланом достиг высоты в 15,25 км. В ходе полета, длившегося 3 ч 43 мин., производились измерения воздушных потоков вокруг самолета и аппарата. А также контролировалась работа систем при низкой температуре, характерной для подобных высот. Уже в декабре этого же года провели еще одно испытание. Теперь VSS Unity «отстегнулся» и совершил планирующий десятиминутный полет, по окончании которого успешно приземлился.
В апреле 2018-го космоплан самостоятельно стартовал с самолета-носителя, а через месяц достиг высоты 34,9 км. В декабре этого же года VSS Unity после отделения от самолета-носителя включил собственные двигатели и поднялся на 82,7 км. По американской версии ВВС аппарат достиг космоса, т. к. преодолел отметку в 80,45 км. Успех настолько воодушевил американцев, что они 7.02.2019 года сняли двигатель массой в 1,36 тонны с космоплана (в дальнейшем, очевидно на него поставили другой) и торжественно водворили его в Музей авиации и космонавтики (Вашингтон). Тяга агрегата составляла 320 кН на протяжении одной минуты. Этого хватило, чтобы превысить скорость звука в три раза.
В 2019-м, 22 февраля, космоплан в ходе пятого испытательного полета развил скорость в 3,04 Маха: его потолок составил рекордные 89,92 км. В полете, помимо двух пилотов (Дейв Маккей и Майкл Масуччи), принимал участие главный конструктор компании – женщина Бет Мозес. Однако не все шло гладко: в 2020-м аппарат, достигнув высоты 12 км, не отсоединился от носителя, а вернулся с ним на Землю. Неудачу объяснили неисправностью в системе зажигания. В 2021-м все было успешнее: в мае космоплан поднялся на 89 км, а в июле в составе пассажиров VSS Unity находился руководитель компании Р. Брэнсон.
А дальше – уже по «накатанной»: в июне 2023-го был совершен первый коммерческий полет с итальянскими гражданами на борту. В августе того же года VSS Unity использовался еще раз: космическими туристами стали еще три человека.
Полет на околоземную орбиту – довольно популярный вид путешествия. На весну еще 2020-го было известно, что примерно 500 человек забронировали места для будущих полетов. Правда, это вряд ли осуществимо, по крайней мере на VSS Unity: за один раз он может взять на борт не более четырех пассажиров-туристов, которые могут разместиться с комфортом. Кстати: «билет» стоит 250 тыс. долларов.
Попытку построить частный космодром в Нижегородской области предпринимала компания «КосмоКурс», созданная в 2014-м на базе «Сколково». Ее сфера деятельности заключалась в разработке ракет-носителей и орбитальных аппаратов. Была даже получена соответствующая лицензия от «Роскосмоса». Предполагалось, что уже в 2025-м будут совершены пуски ракет с космическими туристами на борту. Однако в апреле 2021-го компания заявила о самоликвидации. Причину озвучил гендиреткор «КосмоКурса»: бюрократические препоны, связанные с «невозможностью согласования проекта космопорта с местной властью и Минобороны РФ».
Очевидно: у VSS Unity эксплуатационный ресурс не бесконечен. В ноябре минувшего года руководством Virgin Galactic было объявлено, что количество полетов космоплана будет постепенно сокращаться, а к середине 2024-го они и вовсе прекратятся.
Более того: компания решила сократить количество сотрудников и минимизировать расходы. Подобная тактика направлена на то, чтобы сконцентрировать финансы и иные средства на реализации нового проекта, главным участником которого станет космоплан Delta. Этот аппарат сможет подниматься на околоземную орбиту пару раз в неделю с шестью пассажирами на борту. Для сравнения: VSS Unity летал только раз в месяц с четырьмя туристами. Постройка и в дальнейшем эксплуатация «Дельты» будет приносить компании в 12 раз больше денег. Как говорится, «бизнес и ничего личного».
Можно быть уверенным: обобщив и применив полученный опыт эксплуатации VSS Unity, американцы построят новый космолет довольно быстро. Тем не менее, коммерческое использование предыдущего аппарата, начавшееся в прошлом году, продолжается. К осени 2023-го корабль совершил пять рейсов, запланировано еще два.
Сам корабль до анонсирования назывался по-разному. Первое наименование было довольно длинным: SpaceShipTwo, Serial Number Two, т. е. «Космический корабль второй, серийный №2».
Линия Кармана – условная граница между земной атмосферой и космосом. Названа в честь ученого из США, считавшего, что на высоте 100 км разрежение воздуха не позволяет создавать подъемную силу: т. е. аэродинамические «самолетные» полеты становятся невозможными.
Однако позже английский физик Стивен Хокинг предложил назвать аппарат Unity. Имя «прижилось»: в знак благодарности на борту корабля изобразили глаз ученого.
В носу корабля за надписью Virgin – радужная оболочка физика. Фото: YouTube.com
Напомним уважаемым читателям, что аппарат – детище компании Virgin Galactic, владельцем которой является миллиардер Ричард Брэнсон. Полное название космоплана – VSS Unity.
Как происходят полеты
Старт осуществляется не с Земли. Сначала корабль поднимает в воздух самолет-носитель White Knight Two, созданный в той же компании и имеющий собственное имя VMS Eve (в честь Евы Брэнсон – матери главы Virgin Galactic).
Старт – с помощью самолета-носителя. Фото: YouTube.com
Эта машина с двумя фюзеляжами специально была разработана для доставки на нужную высоту космопланов, в данном случае – VSS Unity. Самолет с аппаратом на «борту» достигает отметки в 16 км, где происходит отстыковка.
Момент отсоединения от самолета-носителя. Фото: YouTube.com
Дальнейшее «путешествие» космоплан совершает самостоятельно. Первый полет со SpaceShipTwo, длившийся шесть часов, состоялся в 2010-м году. Аппарат подняли на высоту 15 км. Далее он отделился от носителя, провел четверть часа в свободном «плавании» и благополучно приземлился.
Хронология полетов VSS Unity
Стоит отметить: предшественником этого космоплана был корабль под названием Enterprise. Так что у американцев уже имелся опыт. Поэтому испытательных полетов было меньше. Осенью 2016-го двухфюзеляжный VMS Eve вместе с космопланом достиг высоты в 15,25 км. В ходе полета, длившегося 3 ч 43 мин., производились измерения воздушных потоков вокруг самолета и аппарата. А также контролировалась работа систем при низкой температуре, характерной для подобных высот. Уже в декабре этого же года провели еще одно испытание. Теперь VSS Unity «отстегнулся» и совершил планирующий десятиминутный полет, по окончании которого успешно приземлился.
Первая посадка. Фото: YouTube.com
В апреле 2018-го космоплан самостоятельно стартовал с самолета-носителя, а через месяц достиг высоты 34,9 км. В декабре этого же года VSS Unity после отделения от самолета-носителя включил собственные двигатели и поднялся на 82,7 км. По американской версии ВВС аппарат достиг космоса, т. к. преодолел отметку в 80,45 км. Успех настолько воодушевил американцев, что они 7.02.2019 года сняли двигатель массой в 1,36 тонны с космоплана (в дальнейшем, очевидно на него поставили другой) и торжественно водворили его в Музей авиации и космонавтики (Вашингтон). Тяга агрегата составляла 320 кН на протяжении одной минуты. Этого хватило, чтобы превысить скорость звука в три раза.
Самостоятельное продолжение путешествия. Фото: YouTube.com
В 2019-м, 22 февраля, космоплан в ходе пятого испытательного полета развил скорость в 3,04 Маха: его потолок составил рекордные 89,92 км. В полете, помимо двух пилотов (Дейв Маккей и Майкл Масуччи), принимал участие главный конструктор компании – женщина Бет Мозес. Однако не все шло гладко: в 2020-м аппарат, достигнув высоты 12 км, не отсоединился от носителя, а вернулся с ним на Землю. Неудачу объяснили неисправностью в системе зажигания. В 2021-м все было успешнее: в мае космоплан поднялся на 89 км, а в июле в составе пассажиров VSS Unity находился руководитель компании Р. Брэнсон.
Трудно сдержать эмоции в полете. Фото: YouTube.com
Старт осуществлялся из частного космопорта Virgin Galactic, расположенного в пустыне штата Нью-Мехико. В Америке это третья пусковая площадка. У SpaceX имеется свой космопорт Starbase, как и у компании Blue Origin (без названия). Оба находятся в Техасе. На рынок рвется еще один стартап – Astra, возглавляемая бывшим техдиректором NASA Крисом Кемпом. Этот космодром расположен на Аляске (Кадьяк).
А дальше – уже по «накатанной»: в июне 2023-го был совершен первый коммерческий полет с итальянскими гражданами на борту. В августе того же года VSS Unity использовался еще раз: космическими туристами стали еще три человека.
На борту космоплана – невесомость. Фото: YouTube.com
Полет на околоземную орбиту – довольно популярный вид путешествия. На весну еще 2020-го было известно, что примерно 500 человек забронировали места для будущих полетов. Правда, это вряд ли осуществимо, по крайней мере на VSS Unity: за один раз он может взять на борт не более четырех пассажиров-туристов, которые могут разместиться с комфортом. Кстати: «билет» стоит 250 тыс. долларов.
А что в России на эту тему?
Попытку построить частный космодром в Нижегородской области предпринимала компания «КосмоКурс», созданная в 2014-м на базе «Сколково». Ее сфера деятельности заключалась в разработке ракет-носителей и орбитальных аппаратов. Была даже получена соответствующая лицензия от «Роскосмоса». Предполагалось, что уже в 2025-м будут совершены пуски ракет с космическими туристами на борту. Однако в апреле 2021-го компания заявила о самоликвидации. Причину озвучил гендиреткор «КосмоКурса»: бюрократические препоны, связанные с «невозможностью согласования проекта космопорта с местной властью и Минобороны РФ».
Ситуация с американским аппаратом на сегодня
Очевидно: у VSS Unity эксплуатационный ресурс не бесконечен. В ноябре минувшего года руководством Virgin Galactic было объявлено, что количество полетов космоплана будет постепенно сокращаться, а к середине 2024-го они и вовсе прекратятся.
VSS Unity после отделения запускает свои двигатели. Фото: YouTube.com
Более того: компания решила сократить количество сотрудников и минимизировать расходы. Подобная тактика направлена на то, чтобы сконцентрировать финансы и иные средства на реализации нового проекта, главным участником которого станет космоплан Delta. Этот аппарат сможет подниматься на околоземную орбиту пару раз в неделю с шестью пассажирами на борту. Для сравнения: VSS Unity летал только раз в месяц с четырьмя туристами. Постройка и в дальнейшем эксплуатация «Дельты» будет приносить компании в 12 раз больше денег. Как говорится, «бизнес и ничего личного».
Новый проект был анонсирован еще в ноябре 2022-го. В выпущенном пресс-релизе утверждается, что первые полеты «туристического» корабля начнутся не позже 2026-го года. Известно, что уже заключены договоры на изготовление компонентов Delta. Оперением будет заниматься Bell Textron, а компания Qarbon Aerospace создаст фюзеляж и крылья.
Можно быть уверенным: обобщив и применив полученный опыт эксплуатации VSS Unity, американцы построят новый космолет довольно быстро. Тем не менее, коммерческое использование предыдущего аппарата, начавшееся в прошлом году, продолжается. К осени 2023-го корабль совершил пять рейсов, запланировано еще два.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Узкоколейкам – достойную эксплуатацию
Удобная железная мини-дорога может служить не только забавой для детей. В ролике на канале Everything Old & Vintage этот вид транспорта выполняет...