
VSS Unity – многоразовый космоплан с «глазом» на обшивке
Впервые широкой публике этот летательный аппарат был представлен в 2016-м году. Сразу же возникла некоторая неразбериха с «классификацией» данной техники. За все время своего существования VSS Unity поднялся на высоту в 89,2 км. По мнению NASA, космос начинается после 122 км, в Международной авиафедерации считают, что эта цифра должна быть равна 100 км (т. н. линия Кармана). А вот по американским законам, пилоты, преодолевшие потолок в 80,45 км, автоматически переходят в категорию астронавтов. В итоге аппарат превратился в космоплан.
Сам корабль до анонсирования назывался по-разному. Первое наименование было довольно длинным: SpaceShipTwo, Serial Number Two, т. е. «Космический корабль второй, серийный №2».
Однако позже английский физик Стивен Хокинг предложил назвать аппарат Unity. Имя «прижилось»: в знак благодарности на борту корабля изобразили глаз ученого.
В носу корабля за надписью Virgin – радужная оболочка физика. Фото: YouTube.com
Напомним уважаемым читателям, что аппарат – детище компании Virgin Galactic, владельцем которой является миллиардер Ричард Брэнсон. Полное название космоплана – VSS Unity.
Старт осуществляется не с Земли. Сначала корабль поднимает в воздух самолет-носитель White Knight Two, созданный в той же компании и имеющий собственное имя VMS Eve (в честь Евы Брэнсон – матери главы Virgin Galactic).
Старт – с помощью самолета-носителя. Фото: YouTube.com
Эта машина с двумя фюзеляжами специально была разработана для доставки на нужную высоту космопланов, в данном случае – VSS Unity. Самолет с аппаратом на «борту» достигает отметки в 16 км, где происходит отстыковка.
Момент отсоединения от самолета-носителя. Фото: YouTube.com
Дальнейшее «путешествие» космоплан совершает самостоятельно. Первый полет со SpaceShipTwo, длившийся шесть часов, состоялся в 2010-м году. Аппарат подняли на высоту 15 км. Далее он отделился от носителя, провел четверть часа в свободном «плавании» и благополучно приземлился.
Стоит отметить: предшественником этого космоплана был корабль под названием Enterprise. Так что у американцев уже имелся опыт. Поэтому испытательных полетов было меньше. Осенью 2016-го двухфюзеляжный VMS Eve вместе с космопланом достиг высоты в 15,25 км. В ходе полета, длившегося 3 ч 43 мин., производились измерения воздушных потоков вокруг самолета и аппарата. А также контролировалась работа систем при низкой температуре, характерной для подобных высот. Уже в декабре этого же года провели еще одно испытание. Теперь VSS Unity «отстегнулся» и совершил планирующий десятиминутный полет, по окончании которого успешно приземлился.
Первая посадка. Фото: YouTube.com
В апреле 2018-го космоплан самостоятельно стартовал с самолета-носителя, а через месяц достиг высоты 34,9 км. В декабре этого же года VSS Unity после отделения от самолета-носителя включил собственные двигатели и поднялся на 82,7 км. По американской версии ВВС аппарат достиг космоса, т. к. преодолел отметку в 80,45 км. Успех настолько воодушевил американцев, что они 7.02.2019 года сняли двигатель массой в 1,36 тонны с космоплана (в дальнейшем, очевидно на него поставили другой) и торжественно водворили его в Музей авиации и космонавтики (Вашингтон). Тяга агрегата составляла 320 кН на протяжении одной минуты. Этого хватило, чтобы превысить скорость звука в три раза.
Самостоятельное продолжение путешествия. Фото: YouTube.com
В 2019-м, 22 февраля, космоплан в ходе пятого испытательного полета развил скорость в 3,04 Маха: его потолок составил рекордные 89,92 км. В полете, помимо двух пилотов (Дейв Маккей и Майкл Масуччи), принимал участие главный конструктор компании – женщина Бет Мозес. Однако не все шло гладко: в 2020-м аппарат, достигнув высоты 12 км, не отсоединился от носителя, а вернулся с ним на Землю. Неудачу объяснили неисправностью в системе зажигания. В 2021-м все было успешнее: в мае космоплан поднялся на 89 км, а в июле в составе пассажиров VSS Unity находился руководитель компании Р. Брэнсон.
Трудно сдержать эмоции в полете. Фото: YouTube.com
А дальше – уже по «накатанной»: в июне 2023-го был совершен первый коммерческий полет с итальянскими гражданами на борту. В августе того же года VSS Unity использовался еще раз: космическими туристами стали еще три человека.
На борту космоплана – невесомость. Фото: YouTube.com
Полет на околоземную орбиту – довольно популярный вид путешествия. На весну еще 2020-го было известно, что примерно 500 человек забронировали места для будущих полетов. Правда, это вряд ли осуществимо, по крайней мере на VSS Unity: за один раз он может взять на борт не более четырех пассажиров-туристов, которые могут разместиться с комфортом. Кстати: «билет» стоит 250 тыс. долларов.
Попытку построить частный космодром в Нижегородской области предпринимала компания «КосмоКурс», созданная в 2014-м на базе «Сколково». Ее сфера деятельности заключалась в разработке ракет-носителей и орбитальных аппаратов. Была даже получена соответствующая лицензия от «Роскосмоса». Предполагалось, что уже в 2025-м будут совершены пуски ракет с космическими туристами на борту. Однако в апреле 2021-го компания заявила о самоликвидации. Причину озвучил гендиреткор «КосмоКурса»: бюрократические препоны, связанные с «невозможностью согласования проекта космопорта с местной властью и Минобороны РФ».
Очевидно: у VSS Unity эксплуатационный ресурс не бесконечен. В ноябре минувшего года руководством Virgin Galactic было объявлено, что количество полетов космоплана будет постепенно сокращаться, а к середине 2024-го они и вовсе прекратятся.
VSS Unity после отделения запускает свои двигатели. Фото: YouTube.com
Более того: компания решила сократить количество сотрудников и минимизировать расходы. Подобная тактика направлена на то, чтобы сконцентрировать финансы и иные средства на реализации нового проекта, главным участником которого станет космоплан Delta. Этот аппарат сможет подниматься на околоземную орбиту пару раз в неделю с шестью пассажирами на борту. Для сравнения: VSS Unity летал только раз в месяц с четырьмя туристами. Постройка и в дальнейшем эксплуатация «Дельты» будет приносить компании в 12 раз больше денег. Как говорится, «бизнес и ничего личного».
Можно быть уверенным: обобщив и применив полученный опыт эксплуатации VSS Unity, американцы построят новый космолет довольно быстро. Тем не менее, коммерческое использование предыдущего аппарата, начавшееся в прошлом году, продолжается. К осени 2023-го корабль совершил пять рейсов, запланировано еще два.
Сам корабль до анонсирования назывался по-разному. Первое наименование было довольно длинным: SpaceShipTwo, Serial Number Two, т. е. «Космический корабль второй, серийный №2».
Линия Кармана – условная граница между земной атмосферой и космосом. Названа в честь ученого из США, считавшего, что на высоте 100 км разрежение воздуха не позволяет создавать подъемную силу: т. е. аэродинамические «самолетные» полеты становятся невозможными.
Однако позже английский физик Стивен Хокинг предложил назвать аппарат Unity. Имя «прижилось»: в знак благодарности на борту корабля изобразили глаз ученого.

Напомним уважаемым читателям, что аппарат – детище компании Virgin Galactic, владельцем которой является миллиардер Ричард Брэнсон. Полное название космоплана – VSS Unity.
Как происходят полеты
Старт осуществляется не с Земли. Сначала корабль поднимает в воздух самолет-носитель White Knight Two, созданный в той же компании и имеющий собственное имя VMS Eve (в честь Евы Брэнсон – матери главы Virgin Galactic).

Эта машина с двумя фюзеляжами специально была разработана для доставки на нужную высоту космопланов, в данном случае – VSS Unity. Самолет с аппаратом на «борту» достигает отметки в 16 км, где происходит отстыковка.

Дальнейшее «путешествие» космоплан совершает самостоятельно. Первый полет со SpaceShipTwo, длившийся шесть часов, состоялся в 2010-м году. Аппарат подняли на высоту 15 км. Далее он отделился от носителя, провел четверть часа в свободном «плавании» и благополучно приземлился.
Хронология полетов VSS Unity
Стоит отметить: предшественником этого космоплана был корабль под названием Enterprise. Так что у американцев уже имелся опыт. Поэтому испытательных полетов было меньше. Осенью 2016-го двухфюзеляжный VMS Eve вместе с космопланом достиг высоты в 15,25 км. В ходе полета, длившегося 3 ч 43 мин., производились измерения воздушных потоков вокруг самолета и аппарата. А также контролировалась работа систем при низкой температуре, характерной для подобных высот. Уже в декабре этого же года провели еще одно испытание. Теперь VSS Unity «отстегнулся» и совершил планирующий десятиминутный полет, по окончании которого успешно приземлился.

В апреле 2018-го космоплан самостоятельно стартовал с самолета-носителя, а через месяц достиг высоты 34,9 км. В декабре этого же года VSS Unity после отделения от самолета-носителя включил собственные двигатели и поднялся на 82,7 км. По американской версии ВВС аппарат достиг космоса, т. к. преодолел отметку в 80,45 км. Успех настолько воодушевил американцев, что они 7.02.2019 года сняли двигатель массой в 1,36 тонны с космоплана (в дальнейшем, очевидно на него поставили другой) и торжественно водворили его в Музей авиации и космонавтики (Вашингтон). Тяга агрегата составляла 320 кН на протяжении одной минуты. Этого хватило, чтобы превысить скорость звука в три раза.

В 2019-м, 22 февраля, космоплан в ходе пятого испытательного полета развил скорость в 3,04 Маха: его потолок составил рекордные 89,92 км. В полете, помимо двух пилотов (Дейв Маккей и Майкл Масуччи), принимал участие главный конструктор компании – женщина Бет Мозес. Однако не все шло гладко: в 2020-м аппарат, достигнув высоты 12 км, не отсоединился от носителя, а вернулся с ним на Землю. Неудачу объяснили неисправностью в системе зажигания. В 2021-м все было успешнее: в мае космоплан поднялся на 89 км, а в июле в составе пассажиров VSS Unity находился руководитель компании Р. Брэнсон.

Старт осуществлялся из частного космопорта Virgin Galactic, расположенного в пустыне штата Нью-Мехико. В Америке это третья пусковая площадка. У SpaceX имеется свой космопорт Starbase, как и у компании Blue Origin (без названия). Оба находятся в Техасе. На рынок рвется еще один стартап – Astra, возглавляемая бывшим техдиректором NASA Крисом Кемпом. Этот космодром расположен на Аляске (Кадьяк).
А дальше – уже по «накатанной»: в июне 2023-го был совершен первый коммерческий полет с итальянскими гражданами на борту. В августе того же года VSS Unity использовался еще раз: космическими туристами стали еще три человека.

Полет на околоземную орбиту – довольно популярный вид путешествия. На весну еще 2020-го было известно, что примерно 500 человек забронировали места для будущих полетов. Правда, это вряд ли осуществимо, по крайней мере на VSS Unity: за один раз он может взять на борт не более четырех пассажиров-туристов, которые могут разместиться с комфортом. Кстати: «билет» стоит 250 тыс. долларов.
А что в России на эту тему?
Попытку построить частный космодром в Нижегородской области предпринимала компания «КосмоКурс», созданная в 2014-м на базе «Сколково». Ее сфера деятельности заключалась в разработке ракет-носителей и орбитальных аппаратов. Была даже получена соответствующая лицензия от «Роскосмоса». Предполагалось, что уже в 2025-м будут совершены пуски ракет с космическими туристами на борту. Однако в апреле 2021-го компания заявила о самоликвидации. Причину озвучил гендиреткор «КосмоКурса»: бюрократические препоны, связанные с «невозможностью согласования проекта космопорта с местной властью и Минобороны РФ».
Ситуация с американским аппаратом на сегодня
Очевидно: у VSS Unity эксплуатационный ресурс не бесконечен. В ноябре минувшего года руководством Virgin Galactic было объявлено, что количество полетов космоплана будет постепенно сокращаться, а к середине 2024-го они и вовсе прекратятся.

Более того: компания решила сократить количество сотрудников и минимизировать расходы. Подобная тактика направлена на то, чтобы сконцентрировать финансы и иные средства на реализации нового проекта, главным участником которого станет космоплан Delta. Этот аппарат сможет подниматься на околоземную орбиту пару раз в неделю с шестью пассажирами на борту. Для сравнения: VSS Unity летал только раз в месяц с четырьмя туристами. Постройка и в дальнейшем эксплуатация «Дельты» будет приносить компании в 12 раз больше денег. Как говорится, «бизнес и ничего личного».
Новый проект был анонсирован еще в ноябре 2022-го. В выпущенном пресс-релизе утверждается, что первые полеты «туристического» корабля начнутся не позже 2026-го года. Известно, что уже заключены договоры на изготовление компонентов Delta. Оперением будет заниматься Bell Textron, а компания Qarbon Aerospace создаст фюзеляж и крылья.
Можно быть уверенным: обобщив и применив полученный опыт эксплуатации VSS Unity, американцы построят новый космолет довольно быстро. Тем не менее, коммерческое использование предыдущего аппарата, начавшееся в прошлом году, продолжается. К осени 2023-го корабль совершил пять рейсов, запланировано еще два.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....