
RegioNova – глубоко модернизированный дизель-поезд социалистического периода
Конечно, самым лучшим вариантом обновления подвижного состава является создание оригинальных моделей. Так, к примеру, поступили в случае российской «Иволги», переживающей уже четвертое поколение. Но такой процесс связан с высокими техническими и финансовыми затратами, поэтому, иногда, оптимальным решением становится глубокая модернизация уже имеющихся в наличии самоходных вагонов.
Именно так и поступили «Чески драги», когда в качестве базы выбрали дизель-поезда серии 810. Эти установки выпускались еще во времена Чехословакии (1975-1982 гг.) и неплохо зарекомендовали себя во время эксплуатации. Но, конечно, конструкции почти полувековой давности нуждались в серьезной доработке и приданию им более современного вида, с набором функций для дополнительного комфорта.
RegioNova, ориентированный на региональные перевозки. Фото автора
Изначально модернизированные версии планировалось использовать в региональных перевозках. На этом направлении нет высокого пассажиропотока, потому за основу взяли вариант двухвагонной компоновки: моторный и низкопольный прицепной с дополнительными элементами комфорта.
Компания Pars nova Sumperk построила в 2001 году прототип поезда серии 812 (как реконструкцию базового) и сопровождающий его прицепной серии 912. Уже тогда они подготовили концепцию цельного агрегата, основанного на этом варианте. Объединение двигательной части и машины управления в сквозную версию имело значение по двум причинам. Это позволило не только обеспечить проход персоналу поезда по всему составу во время движения. Немаловажно и то, что освободилась одна санитарная камера в вагоне, предоставившая дополнительное пространство.
Концепцию признали перспективной, развив ее в массовое переоборудование старых дизель-поездов обновленной серии 814/914. Компания выиграла объявленный «Чески драги» 3 сентября 2004 года публичный тендер на поставку прототипа двигательной установки, созданного в результате реконструкции серии 810.
Для некоторых участков составность увеличили. Фото автора
Цель заключалась в том, чтобы получить современные транспортные средства для региональных перевозок, использовав уже существующие, но не пригодные в текущих реалиях. Сразу после этого в Шумперке начались работы над созданием опытного образца. Строительство прототипа продвигалось быстро, поэтому один из первых его рейсов совпал с открытием профильного мероприятия.
Торжественный акт совершил тогдашний премьер-министр Чешской Республики Иржи Пароубек. Днем позже подразделение получило золотую медаль MSV, а также награду редактора технического еженедельника. Новый автоагрегат регионального транспорта представляет собой комплексную (более 80 %) реконструкцию «810-го» и прицепного 010. Он состоит из ведущего (серия 814) и вагона управления (серии 914), предназначенных для перевозок на второстепенных неэлектрифицированных линиях.
С 31 октября по 4 ноября 2005 года первая RegioNova прошла часть опытных испытаний на заводе ZZO Cerhenice. Это были тесты тормозов, ходовых качеств и гигиенические замеры шума, освещения и эргономики. Другие проверки ранее проводились на заводе-изготовителе и трассах Шумперка. Во второй половине ноября состав совершил презентационный тур по стране, будучи представлен в Ческе-Будеевице, Злине, Градце-Кралове, Пардубице, Усти-над-Лабем, Карловых Варах и др.
В ходе реконструкции на задней оконечности каждой стартовой единицы оборудован новый плоский переход между вагонами. В передней части козырек сдвинули на 250 мм с целью увеличения пространства кабины. Она оснащена массивной защитной стальной конструкцией спереди и закрыта ламинированной оболочкой. Оригинальное буксировочно-ударное устройство использовалось в обоих вагонах, поэтому оно также служит для соединения двух машин подразделения. Вот некоторые технические показатели версии 914:
✅ пустой вес – 17 тонн
✅ эксплуатационный вес – 20 т
✅ посадочных мест – 84
✅ длина по бамперам – 14,22 м
✅ максимальная скорость – 80 км/ч
Головной вагон с кабиной машиниста получил самую современную начинку. Рабочее место с кондиционером спроектировано симметрично. От переднего отсека для пассажиров оно отделено специальной перегородкой, в левой части которой также имеется застекленная дверь. Все пространство разделено на:
✅ отсек машиниста
✅ переднюю пассажирскую часть
✅ низкопольную посадочную площадку / санузел
✅ заднюю пассажирскую часть
Пространство машиниста также имеет свое обустройство. С левой стороны перегородки – аварийное сиденье, справа – место для холодильника и плиты. Приборная панель имеет П-образную форму и вмещает в себя:
✅ дисплеи контрольно-информационной системы
✅ блок индикации электронного спидометра
✅ панель управления радиостанцией
✅ контроллер тяги и дополнительных тормозов
✅ другие элементы и сигнализацию
Сиденье машиниста подрессоренное и оснащено подголовником и подлокотниками. В переднем отсеке для пассажиров предусмотрено 12 мест (у прототипа имелось четырехместное и два трехместных друг за другом с правой стороны, одно отдельное и складное слева). Обратим больше внимания на изменения в пассажирской части вагона.
В низкопольной части (высота 570 мм), которая составляет половину площади пола вагона, расположена туалетная ячейка с закрытой системой EVAC. Она приспособлена для использования пассажирами с ограниченной подвижности или пеленания младенцев.
Рабочее место машиниста. Фото автора
Обновленная конструкция смогла устранить многие проблемы базового варианта: недостаток комфорта для пассажиров и бригады, непроходимость комплекса, отсутствие низкопольного входа и моральное устаревание всех компонентов. Состав также имеет кнопочные двери с электроприводом. В зоне посадки предусмотрены четыре пары раскладных сидений и место для перевозки дополнительных средств передвижения:
✅ велосипедов
✅ детских колясок
✅ инвалидных колясок с элементами их крепления
Входная двухстворчатая дверь расположена в середине и имеет электропневматическое центральное или местное управление и защиту от защемления. В заднем пассажирском салоне установлены 16 сидений по схеме 2+2, лицом друг к другу. В заднюю стенку, образованную плоским фасадом, по обеим сторонам двери в межвагонный переход встроены шкафы для хранения оперативных элементов и вещей персонала поезда. Перегородки, отделяющие низкопольную часть от двух пассажирских салонов, оборудованы стеклянными распашными дверями.
Люминесцентное освещение внутренних помещений блока, смонтировано в потолочных каналах. Внешнее состоит из трех галогенных отражателей и пары красных габаритных огней на каждой передней панели. Бортовое напряжение 24 В обеспечивается аккумуляторной батареей типа 18 КПМ 300 П, которая вместе со стартерной 18 КПМ 80 П размещается в одном вагонном контейнере.
Количество сидений уменьшилось, но комфорт вырос. Фото автора
Оба элемента имеют центральную систему заправки жидкостью и могут заряжаться от генератора переменного тока или от внешней сети 230 В через статический преобразователь. Проветривание помещений оригинальное, с естественной циркуляцией посредством крышных вентиляторов или полуоткрытых окон.
Цветографическое решение от студии Konting учитывает современные требования к региональным поездам – повышение их заметности на железнодорожных переездах (оранжевые эллипсы на фронтах). Также выделены важные моменты, касающиеся безопасности пассажиров: посадочные двери и фиксированное соединение вагонов (яркий оттенок)
Силовая установка состоит из шестицилиндрового дизеля с турбонаддувом Tedom (LIAZ) М 460 SE, четырехступенчатой гидромеханической трансмиссии Voith DIWA 864.3 и модифицированной осевой передачи НКР 16. Двигатель также приводит в движение вспомогательные приводы, генераторы и компрессор кондиционера через карданный вал, расположенный на отдельной подрессоренной раме. Тормозная система агрегата представлена автоматическим DAKO, дополнительным, аварийным и ручными элементами.
Цветовое исполнение для информации и пассивной безопасности. Фото автора
Несмотря на многие положительные изменения, все участники проекта, конечно же, хотели бы отправить старую конструкцию в утиль, заменив чем-то абсолютно новым. Но для такого шага элементарно не хватает средств. Поэтому остается довольствоваться хотя бы такому осовремениванию конструкций социалистического периода.
Именно так и поступили «Чески драги», когда в качестве базы выбрали дизель-поезда серии 810. Эти установки выпускались еще во времена Чехословакии (1975-1982 гг.) и неплохо зарекомендовали себя во время эксплуатации. Но, конечно, конструкции почти полувековой давности нуждались в серьезной доработке и приданию им более современного вида, с набором функций для дополнительного комфорта.

Изначально модернизированные версии планировалось использовать в региональных перевозках. На этом направлении нет высокого пассажиропотока, потому за основу взяли вариант двухвагонной компоновки: моторный и низкопольный прицепной с дополнительными элементами комфорта.
Новая конструкция на базе уже имеющейся
Компания Pars nova Sumperk построила в 2001 году прототип поезда серии 812 (как реконструкцию базового) и сопровождающий его прицепной серии 912. Уже тогда они подготовили концепцию цельного агрегата, основанного на этом варианте. Объединение двигательной части и машины управления в сквозную версию имело значение по двум причинам. Это позволило не только обеспечить проход персоналу поезда по всему составу во время движения. Немаловажно и то, что освободилась одна санитарная камера в вагоне, предоставившая дополнительное пространство.
Концепцию признали перспективной, развив ее в массовое переоборудование старых дизель-поездов обновленной серии 814/914. Компания выиграла объявленный «Чески драги» 3 сентября 2004 года публичный тендер на поставку прототипа двигательной установки, созданного в результате реконструкции серии 810.

Цель заключалась в том, чтобы получить современные транспортные средства для региональных перевозок, использовав уже существующие, но не пригодные в текущих реалиях. Сразу после этого в Шумперке начались работы над созданием опытного образца. Строительство прототипа продвигалось быстро, поэтому один из первых его рейсов совпал с открытием профильного мероприятия.
В рамках 47-й Международной машиностроительной ярмарки (проходившей в Брно с 3 по 7 октября 2005 года) продемонстрировали обновленный вариант. В день ее открытия предприятию-изготовителю присвоено новое торговое наименование RegioNova.
Торжественный акт совершил тогдашний премьер-министр Чешской Республики Иржи Пароубек. Днем позже подразделение получило золотую медаль MSV, а также награду редактора технического еженедельника. Новый автоагрегат регионального транспорта представляет собой комплексную (более 80 %) реконструкцию «810-го» и прицепного 010. Он состоит из ведущего (серия 814) и вагона управления (серии 914), предназначенных для перевозок на второстепенных неэлектрифицированных линиях.
Дальнейшие испытания и положительные изменения
С 31 октября по 4 ноября 2005 года первая RegioNova прошла часть опытных испытаний на заводе ZZO Cerhenice. Это были тесты тормозов, ходовых качеств и гигиенические замеры шума, освещения и эргономики. Другие проверки ранее проводились на заводе-изготовителе и трассах Шумперка. Во второй половине ноября состав совершил презентационный тур по стране, будучи представлен в Ческе-Будеевице, Злине, Градце-Кралове, Пардубице, Усти-над-Лабем, Карловых Варах и др.
В ходе реконструкции на задней оконечности каждой стартовой единицы оборудован новый плоский переход между вагонами. В передней части козырек сдвинули на 250 мм с целью увеличения пространства кабины. Она оснащена массивной защитной стальной конструкцией спереди и закрыта ламинированной оболочкой. Оригинальное буксировочно-ударное устройство использовалось в обоих вагонах, поэтому оно также служит для соединения двух машин подразделения. Вот некоторые технические показатели версии 914:
✅ пустой вес – 17 тонн
✅ эксплуатационный вес – 20 т
✅ посадочных мест – 84
✅ длина по бамперам – 14,22 м
✅ максимальная скорость – 80 км/ч
Головной вагон с кабиной машиниста получил самую современную начинку. Рабочее место с кондиционером спроектировано симметрично. От переднего отсека для пассажиров оно отделено специальной перегородкой, в левой части которой также имеется застекленная дверь. Все пространство разделено на:
✅ отсек машиниста
✅ переднюю пассажирскую часть
✅ низкопольную посадочную площадку / санузел
✅ заднюю пассажирскую часть
Пространство машиниста также имеет свое обустройство. С левой стороны перегородки – аварийное сиденье, справа – место для холодильника и плиты. Приборная панель имеет П-образную форму и вмещает в себя:
✅ дисплеи контрольно-информационной системы
✅ блок индикации электронного спидометра
✅ панель управления радиостанцией
✅ контроллер тяги и дополнительных тормозов
✅ другие элементы и сигнализацию
Сиденье машиниста подрессоренное и оснащено подголовником и подлокотниками. В переднем отсеке для пассажиров предусмотрено 12 мест (у прототипа имелось четырехместное и два трехместных друг за другом с правой стороны, одно отдельное и складное слева). Обратим больше внимания на изменения в пассажирской части вагона.
Как добавили больше комфорта для путешествующих
В низкопольной части (высота 570 мм), которая составляет половину площади пола вагона, расположена туалетная ячейка с закрытой системой EVAC. Она приспособлена для использования пассажирами с ограниченной подвижности или пеленания младенцев.

Обновленная конструкция смогла устранить многие проблемы базового варианта: недостаток комфорта для пассажиров и бригады, непроходимость комплекса, отсутствие низкопольного входа и моральное устаревание всех компонентов. Состав также имеет кнопочные двери с электроприводом. В зоне посадки предусмотрены четыре пары раскладных сидений и место для перевозки дополнительных средств передвижения:
✅ велосипедов
✅ детских колясок
✅ инвалидных колясок с элементами их крепления
Входная двухстворчатая дверь расположена в середине и имеет электропневматическое центральное или местное управление и защиту от защемления. В заднем пассажирском салоне установлены 16 сидений по схеме 2+2, лицом друг к другу. В заднюю стенку, образованную плоским фасадом, по обеим сторонам двери в межвагонный переход встроены шкафы для хранения оперативных элементов и вещей персонала поезда. Перегородки, отделяющие низкопольную часть от двух пассажирских салонов, оборудованы стеклянными распашными дверями.
Другие элементы конструкции поезда
Люминесцентное освещение внутренних помещений блока, смонтировано в потолочных каналах. Внешнее состоит из трех галогенных отражателей и пары красных габаритных огней на каждой передней панели. Бортовое напряжение 24 В обеспечивается аккумуляторной батареей типа 18 КПМ 300 П, которая вместе со стартерной 18 КПМ 80 П размещается в одном вагонном контейнере.

Оба элемента имеют центральную систему заправки жидкостью и могут заряжаться от генератора переменного тока или от внешней сети 230 В через статический преобразователь. Проветривание помещений оригинальное, с естественной циркуляцией посредством крышных вентиляторов или полуоткрытых окон.
Цветографическое решение от студии Konting учитывает современные требования к региональным поездам – повышение их заметности на железнодорожных переездах (оранжевые эллипсы на фронтах). Также выделены важные моменты, касающиеся безопасности пассажиров: посадочные двери и фиксированное соединение вагонов (яркий оттенок)
Силовая установка состоит из шестицилиндрового дизеля с турбонаддувом Tedom (LIAZ) М 460 SE, четырехступенчатой гидромеханической трансмиссии Voith DIWA 864.3 и модифицированной осевой передачи НКР 16. Двигатель также приводит в движение вспомогательные приводы, генераторы и компрессор кондиционера через карданный вал, расположенный на отдельной подрессоренной раме. Тормозная система агрегата представлена автоматическим DAKO, дополнительным, аварийным и ручными элементами.

Несмотря на многие положительные изменения, все участники проекта, конечно же, хотели бы отправить старую конструкцию в утиль, заменив чем-то абсолютно новым. Но для такого шага элементарно не хватает средств. Поэтому остается довольствоваться хотя бы такому осовремениванию конструкций социалистического периода.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....