RegioNova – глубоко модернизированный дизель-поезд социалистического периода
1 098

RegioNova – глубоко модернизированный дизель-поезд социалистического периода

Конечно, самым лучшим вариантом обновления подвижного состава является создание оригинальных моделей. Так, к примеру, поступили в случае российской «Иволги», переживающей уже четвертое поколение. Но такой процесс связан с высокими техническими и финансовыми затратами, поэтому, иногда, оптимальным решением становится глубокая модернизация уже имеющихся в наличии самоходных вагонов.


Именно так и поступили «Чески драги», когда в качестве базы выбрали дизель-поезда серии 810. Эти установки выпускались еще во времена Чехословакии (1975-1982 гг.) и неплохо зарекомендовали себя во время эксплуатации. Но, конечно, конструкции почти полувековой давности нуждались в серьезной доработке и приданию им более современного вида, с набором функций для дополнительного комфорта.

RegioNova – глубоко модернизированный дизель-поезд социалистического периодаRegioNova, ориентированный на региональные перевозки. Фото автора

Изначально модернизированные версии планировалось использовать в региональных перевозках. На этом направлении нет высокого пассажиропотока, потому за основу взяли вариант двухвагонной компоновки: моторный и низкопольный прицепной с дополнительными элементами комфорта.

Новая конструкция на базе уже имеющейся


Компания Pars nova Sumperk построила в 2001 году прототип поезда серии 812 (как реконструкцию базового) и сопровождающий его прицепной серии 912. Уже тогда они подготовили концепцию цельного агрегата, основанного на этом варианте. Объединение двигательной части и машины управления в сквозную версию имело значение по двум причинам. Это позволило не только обеспечить проход персоналу поезда по всему составу во время движения. Немаловажно и то, что освободилась одна санитарная камера в вагоне, предоставившая дополнительное пространство.

Концепцию признали перспективной, развив ее в массовое переоборудование старых дизель-поездов обновленной серии 814/914. Компания выиграла объявленный «Чески драги» 3 сентября 2004 года публичный тендер на поставку прототипа двигательной установки, созданного в результате реконструкции серии 810.

Для некоторых участков составность увеличили. Фото автора

Цель заключалась в том, чтобы получить современные транспортные средства для региональных перевозок, использовав уже существующие, но не пригодные в текущих реалиях. Сразу после этого в Шумперке начались работы над созданием опытного образца. Строительство прототипа продвигалось быстро, поэтому один из первых его рейсов совпал с открытием профильного мероприятия.

В рамках 47-й Международной машиностроительной ярмарки (проходившей в Брно с 3 по 7 октября 2005 года) продемонстрировали обновленный вариант. В день ее открытия предприятию-изготовителю присвоено новое торговое наименование RegioNova.


Торжественный акт совершил тогдашний премьер-министр Чешской Республики Иржи Пароубек. Днем позже подразделение получило золотую медаль MSV, а также награду редактора технического еженедельника. Новый автоагрегат регионального транспорта представляет собой комплексную (более 80 %) реконструкцию «810-го» и прицепного 010. Он состоит из ведущего (серия 814) и вагона управления (серии 914), предназначенных для перевозок на второстепенных неэлектрифицированных линиях.

Дальнейшие испытания и положительные изменения


С 31 октября по 4 ноября 2005 года первая RegioNova прошла часть опытных испытаний на заводе ZZO Cerhenice. Это были тесты тормозов, ходовых качеств и гигиенические замеры шума, освещения и эргономики. Другие проверки ранее проводились на заводе-изготовителе и трассах Шумперка. Во второй половине ноября состав совершил презентационный тур по стране, будучи представлен в Ческе-Будеевице, Злине, Градце-Кралове, Пардубице, Усти-над-Лабем, Карловых Варах и др.

В ходе реконструкции на задней оконечности каждой стартовой единицы оборудован новый плоский переход между вагонами. В передней части козырек сдвинули на 250 мм с целью увеличения пространства кабины. Она оснащена массивной защитной стальной конструкцией спереди и закрыта ламинированной оболочкой. Оригинальное буксировочно-ударное устройство использовалось в обоих вагонах, поэтому оно также служит для соединения двух машин подразделения. Вот некоторые технические показатели версии 914:

✅ пустой вес – 17 тонн
✅ эксплуатационный вес – 20 т
✅ посадочных мест – 84
✅ длина по бамперам – 14,22 м
✅ максимальная скорость – 80 км/ч

Головной вагон с кабиной машиниста получил самую современную начинку. Рабочее место с кондиционером спроектировано симметрично. От переднего отсека для пассажиров оно отделено специальной перегородкой, в левой части которой также имеется застекленная дверь. Все пространство разделено на:

✅ отсек машиниста
✅ переднюю пассажирскую часть
✅ низкопольную посадочную площадку / санузел
✅ заднюю пассажирскую часть

Пространство машиниста также имеет свое обустройство. С левой стороны перегородки – аварийное сиденье, справа – место для холодильника и плиты. Приборная панель имеет П-образную форму и вмещает в себя:

✅ дисплеи контрольно-информационной системы
✅ блок индикации электронного спидометра
✅ панель управления радиостанцией
✅ контроллер тяги и дополнительных тормозов
✅ другие элементы и сигнализацию

Сиденье машиниста подрессоренное и оснащено подголовником и подлокотниками. В переднем отсеке для пассажиров предусмотрено 12 мест (у прототипа имелось четырехместное и два трехместных друг за другом с правой стороны, одно отдельное и складное слева). Обратим больше внимания на изменения в пассажирской части вагона.

Как добавили больше комфорта для путешествующих


В низкопольной части (высота 570 мм), которая составляет половину площади пола вагона, расположена туалетная ячейка с закрытой системой EVAC. Она приспособлена для использования пассажирами с ограниченной подвижности или пеленания младенцев.

Рабочее место машиниста. Фото автора

Обновленная конструкция смогла устранить многие проблемы базового варианта: недостаток комфорта для пассажиров и бригады, непроходимость комплекса, отсутствие низкопольного входа и моральное устаревание всех компонентов. Состав также имеет кнопочные двери с электроприводом. В зоне посадки предусмотрены четыре пары раскладных сидений и место для перевозки дополнительных средств передвижения:

велосипедов
✅ детских колясок
✅ инвалидных колясок с элементами их крепления

Входная двухстворчатая дверь расположена в середине и имеет электропневматическое центральное или местное управление и защиту от защемления. В заднем пассажирском салоне установлены 16 сидений по схеме 2+2, лицом друг к другу. В заднюю стенку, образованную плоским фасадом, по обеим сторонам двери в межвагонный переход встроены шкафы для хранения оперативных элементов и вещей персонала поезда. Перегородки, отделяющие низкопольную часть от двух пассажирских салонов, оборудованы стеклянными распашными дверями.

Другие элементы конструкции поезда


Люминесцентное освещение внутренних помещений блока, смонтировано в потолочных каналах. Внешнее состоит из трех галогенных отражателей и пары красных габаритных огней на каждой передней панели. Бортовое напряжение 24 В обеспечивается аккумуляторной батареей типа 18 КПМ 300 П, которая вместе со стартерной 18 КПМ 80 П размещается в одном вагонном контейнере.

Количество сидений уменьшилось, но комфорт вырос. Фото автора

Оба элемента имеют центральную систему заправки жидкостью и могут заряжаться от генератора переменного тока или от внешней сети 230 В через статический преобразователь. Проветривание помещений оригинальное, с естественной циркуляцией посредством крышных вентиляторов или полуоткрытых окон.

Цветографическое решение от студии Konting учитывает современные требования к региональным поездам – повышение их заметности на железнодорожных переездах (оранжевые эллипсы на фронтах). Также выделены важные моменты, касающиеся безопасности пассажиров: посадочные двери и фиксированное соединение вагонов (яркий оттенок)

Силовая установка состоит из шестицилиндрового дизеля с турбонаддувом Tedom (LIAZ) М 460 SE, четырехступенчатой гидромеханической трансмиссии Voith DIWA 864.3 и модифицированной осевой передачи НКР 16. Двигатель также приводит в движение вспомогательные приводы, генераторы и компрессор кондиционера через карданный вал, расположенный на отдельной подрессоренной раме. Тормозная система агрегата представлена автоматическим DAKO, дополнительным, аварийным и ручными элементами.

Цветовое исполнение для информации и пассивной безопасности. Фото автора

Несмотря на многие положительные изменения, все участники проекта, конечно же, хотели бы отправить старую конструкцию в утиль, заменив чем-то абсолютно новым. Но для такого шага элементарно не хватает средств. Поэтому остается довольствоваться хотя бы такому осовремениванию конструкций социалистического периода.
Как думаете, RegioNova – оптимальный вариант или лучше создавать что-то новое?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....