Когда полетит «Орел»
Разрабатываемый аппарат должен заменить стремительно устаревающие «Союзы». Но не только: это будет многоразовый корабль, выполняющий роль такси, которое станет доставлять космонавтов на орбиту и обратно. А также «привозить», например, результаты научных экспериментов. Однако, главное – «Орел» будет иметь модификацию, способную долететь до Луны.
Старт нового корабля намечался сначала на 2015-й, потом 2023-й, 2025-й, сегодня уже идут разговоры о первом пуске, который состоится не ранее 2028-го, а то и 2029-го года. Откладывание полета обуславливают отсутствием наземной инфраструктуры. Что это за корабль, как он создавался и какие характеристики имеет?
Создание «Союза» относится к 60-м годам минувшего века. Изначально аппарат был предназначен для полета на Луну. Однако позже программу по нашему спутнику свернули, но корабль-то никуда не делся! Его стали использовать, как «рабочую лошадку» для доставки грузов и космонавтов на орбиту Земли (не путайте с «тезкой» – другим «Союзом», являющимся ракетой-носителем).
Понимая, что модель устаревает, советские инженеры разработали проект «Заря». Этот корабль планировалось сделать многоразовым: предполагалось – посадка будет осуществляться посредством двигателей, как это сегодня делает Илон Маск. Но к 1989-му проект закрыли, на что повлияли две причины.
Первая – все внимание и финансы были обращены к «Бурану». Вторая – экономика СССР начала давать серьезные сбои, которые лавинообразно нарастали. В 90-е была еще одна попытка создать совместно с NASA «общий» космический корабль, но и этот проект провалился. Тогда разработали свой многоразовый аппарат, имевший вид утюга, под названием «Клипер». В ходе создания использовались лучшие идеи, реализованные в «Союзах» и «Буране». Однако тут тоже все упиралось в создание инфраструктуры и финансирование.
Официально космический аппарат именуется довольно длинно: «перспективный транспортный корабль нового поколения». Как только проект обнародовали, журналисты нарекли аппарат ПТК «Русь». Дабы избежать чехарды с названиями, в 2015-м организовали конкурс, по результатам которого корабль получил собственное имя «Федерация». Но и это кому-то не понравилось, и в 2019-м остановились на «Орле».
Его задачи были гораздо обширнее по сравнению с существующими «Союзами» или проектируемыми «Зарей» и «Клипером». Главная «обязанность» заключается в доставке на орбитальную станцию четверых (при спуске на Землю шестерых) космонавтов и груза. Корабль должен быть приспособленным к длительным дежурствам, чтобы при необходимости «отвезти» экипаж на нашу планету. Еще одна задача – экспедиция к Луне с возвращением. Также предполагается, что «Орел» будет доставлять в космос туристов и выполнять полеты в автоматическом режиме. Последний момент необходим для отработки будущих систем беспилотных аппаратов.
Изначально планировали создать отдельные модули, каждый из которых предназначается для выполнения своей миссии. Один полетит на Луну, другой – с туристами, третий – с грузом и т. д. Но в итоге решили сделать только пару модификаций: для околоземной и окололунной орбиты. Выглядит странно, но почему-то последний вариант корабля создается первым. Возможно, это обусловлено более сложной конструкцией. Для полета на земную орбиту не нужны дополнительное горючее и расширенная система жизнеообеспечения.
Первоначально хотели применить реактивную систему. Корабль, снижаясь, выпускал стабилизирующий парашют. На высоте примерно в километр несколько раз включались тормозные двигатели, благодаря которым осуществлялась мягкая посадка. Точность приземления в этом случае – до 2,5 км от заданного места. Однако позже реактивная схема была отвергнута и решили воспользоваться одними парашютами.
При этом вниз опускается не весь аппарат, а только его дорогостоящая часть, где находятся космонавты. В ней же – системы управления, защищенные тепловым экраном. Эта капсула и будет единственным многоразовым элементом «Орла», которую можно использовать десятикратно. Отсек с двигателями сбрасывается.
Приводимые цифры не окончательные – в ходе постройки аппарата они будут корректироваться:
✅ длина, диаметр – 6,1 и 4,4 м
✅ масса корабля, летающего на орбите Земли, Луны – 15-17 или 20-22 т
✅ вес возвращаемого модуля – 4,23 т (с элементами мягкой посадки 7,77 т)
✅ объем внутри – 18 кубометров
✅ максимальное число космонавтов – 6
Для сравнения: в «Союзе» полный объем жилого отсека составлял 7,5 куб. м. В «Орле» – 4,5 куб. м на одного космонавта (на практике в корабле будут постоянно находиться не более четырех человек). Предусмотрен туалет и обеденный стол. Еще одно важное нововведение – аппаратом сможет управлять один космонавт (в «Союзе – двое) при помощи 3-х компьютеров.
В автономном режиме, без стыковки с орбитальной станцией, «Орел» может находиться в течение 30 суток, если численность экипажа не превышает двух человек. Столько же примерно времени понадобится, чтобы долететь до Луны и вернуться. Если же корабль будет в составе комплекса на околоземной орбите, то время пребывания увеличится до года.
Подытожим: новый корабль позволяет с комфортом разместиться на борту четырем космонавтам, которых вместе с грузом в полтонны можно доставить на орбиту к МКС, Луну или спустить на Землю.
В 2016-м построили макет из углепластика. Реальная аппарат сначала хотели сделать из алюминия, потом – композитов, в результате вернулись в первому варианту. В 2017-м приступили к изготовлению отдельных узлов, агрегатов корабля. В 2019-м начали строить два корпуса: один будет использован для испытаний, второй отправится в космос. В 2021-м завершили изготовление силовых агрегатов, предназначенных для выполнения маневров на орбите. В 2022-м аппарат проходил вакуумное тестирование на космодроме «Восточный»: использовалась специальная установка диаметром 9 и длиной 14 м.
Все сроки серьезно передвинуты: «Орел» в 2025 уже должен был лететь к нашему естественному спутнику. На первом этапе корабль совершит не менее двух полетов в автоматическом режиме, без людей на борту. Это необходимо, чтобы убедиться в надежности техники. По словам Александра Блошенко, возглавляющего координационный совет в «Роскосмосе», реально старт (а раньше проведут испытания) нового аппарата состоится в 2028-2029 году с космодрома «Восточный» на ракете-носителе «Ангара-А5М» (информация прошла в ноябре 2023-го). По сравнению со своей «коллегой» «Ангарой-А5», она имеет большую мощность.
Все упирается в неготовность инфраструктуры: «Орел» – корабль, который существует не сам по себе, а в составе космического стартового комплекса. Район посадки уже выбран – под Оренбургом. Траты на новый аппарат немаленькие и составляют 57 млрд руб. в расчете на период 2016-2025 годы. Будет ли финансирование в последующее время? Ждем ответа…
Старт нового корабля намечался сначала на 2015-й, потом 2023-й, 2025-й, сегодня уже идут разговоры о первом пуске, который состоится не ранее 2028-го, а то и 2029-го года. Откладывание полета обуславливают отсутствием наземной инфраструктуры. Что это за корабль, как он создавался и какие характеристики имеет?
Предыстория
Создание «Союза» относится к 60-м годам минувшего века. Изначально аппарат был предназначен для полета на Луну. Однако позже программу по нашему спутнику свернули, но корабль-то никуда не делся! Его стали использовать, как «рабочую лошадку» для доставки грузов и космонавтов на орбиту Земли (не путайте с «тезкой» – другим «Союзом», являющимся ракетой-носителем).
Космонавты проводят эргономическое тестирование нового корабля. Фото: YouTube.com
Понимая, что модель устаревает, советские инженеры разработали проект «Заря». Этот корабль планировалось сделать многоразовым: предполагалось – посадка будет осуществляться посредством двигателей, как это сегодня делает Илон Маск. Но к 1989-му проект закрыли, на что повлияли две причины.
Все деньги «съел» «Буран». Фото: YouTube.com
Первая – все внимание и финансы были обращены к «Бурану». Вторая – экономика СССР начала давать серьезные сбои, которые лавинообразно нарастали. В 90-е была еще одна попытка создать совместно с NASA «общий» космический корабль, но и этот проект провалился. Тогда разработали свой многоразовый аппарат, имевший вид утюга, под названием «Клипер». В ходе создания использовались лучшие идеи, реализованные в «Союзах» и «Буране». Однако тут тоже все упиралось в создание инфраструктуры и финансирование.
«Орел» и его названия
Официально космический аппарат именуется довольно длинно: «перспективный транспортный корабль нового поколения». Как только проект обнародовали, журналисты нарекли аппарат ПТК «Русь». Дабы избежать чехарды с названиями, в 2015-м организовали конкурс, по результатам которого корабль получил собственное имя «Федерация». Но и это кому-то не понравилось, и в 2019-м остановились на «Орле».
Что должен уметь новый космический аппарат
Его задачи были гораздо обширнее по сравнению с существующими «Союзами» или проектируемыми «Зарей» и «Клипером». Главная «обязанность» заключается в доставке на орбитальную станцию четверых (при спуске на Землю шестерых) космонавтов и груза. Корабль должен быть приспособленным к длительным дежурствам, чтобы при необходимости «отвезти» экипаж на нашу планету. Еще одна задача – экспедиция к Луне с возвращением. Также предполагается, что «Орел» будет доставлять в космос туристов и выполнять полеты в автоматическом режиме. Последний момент необходим для отработки будущих систем беспилотных аппаратов.
Размещение космонавтов в «Орле». Фото: YouTube.com
Изначально планировали создать отдельные модули, каждый из которых предназначается для выполнения своей миссии. Один полетит на Луну, другой – с туристами, третий – с грузом и т. д. Но в итоге решили сделать только пару модификаций: для околоземной и окололунной орбиты. Выглядит странно, но почему-то последний вариант корабля создается первым. Возможно, это обусловлено более сложной конструкцией. Для полета на земную орбиту не нужны дополнительное горючее и расширенная система жизнеообеспечения.
Как «Орел» будет возвращаться на Землю
Первоначально хотели применить реактивную систему. Корабль, снижаясь, выпускал стабилизирующий парашют. На высоте примерно в километр несколько раз включались тормозные двигатели, благодаря которым осуществлялась мягкая посадка. Точность приземления в этом случае – до 2,5 км от заданного места. Однако позже реактивная схема была отвергнута и решили воспользоваться одними парашютами.
Вариант посадки с использованием двигателей. Фото: YouTube.com
При этом вниз опускается не весь аппарат, а только его дорогостоящая часть, где находятся космонавты. В ней же – системы управления, защищенные тепловым экраном. Эта капсула и будет единственным многоразовым элементом «Орла», которую можно использовать десятикратно. Отсек с двигателями сбрасывается.
Некоторые характеристики корабля
Приводимые цифры не окончательные – в ходе постройки аппарата они будут корректироваться:
✅ длина, диаметр – 6,1 и 4,4 м
✅ масса корабля, летающего на орбите Земли, Луны – 15-17 или 20-22 т
✅ вес возвращаемого модуля – 4,23 т (с элементами мягкой посадки 7,77 т)
✅ объем внутри – 18 кубометров
✅ максимальное число космонавтов – 6
Для сравнения: в «Союзе» полный объем жилого отсека составлял 7,5 куб. м. В «Орле» – 4,5 куб. м на одного космонавта (на практике в корабле будут постоянно находиться не более четырех человек). Предусмотрен туалет и обеденный стол. Еще одно важное нововведение – аппаратом сможет управлять один космонавт (в «Союзе – двое) при помощи 3-х компьютеров.
Мониторы, помогающие управлять кораблем. Фото: YouTube.com
В автономном режиме, без стыковки с орбитальной станцией, «Орел» может находиться в течение 30 суток, если численность экипажа не превышает двух человек. Столько же примерно времени понадобится, чтобы долететь до Луны и вернуться. Если же корабль будет в составе комплекса на околоземной орбите, то время пребывания увеличится до года.
«Орел» может стыковаться с МКС (позже это будет НовоРОСС – новая российская станция), лунным модулем, который предположительно запустит РФ. Также прорабатывался вариант соединения с Gateway (США): переговоры шли между компанией Lockheed Martin и НПО «Энергия». Сегодня, скорее всего, этот проект заморожен.
Подытожим: новый корабль позволяет с комфортом разместиться на борту четырем космонавтам, которых вместе с грузом в полтонны можно доставить на орбиту к МКС, Луну или спустить на Землю.
Что имеем на сегодня
В 2016-м построили макет из углепластика. Реальная аппарат сначала хотели сделать из алюминия, потом – композитов, в результате вернулись в первому варианту. В 2017-м приступили к изготовлению отдельных узлов, агрегатов корабля. В 2019-м начали строить два корпуса: один будет использован для испытаний, второй отправится в космос. В 2021-м завершили изготовление силовых агрегатов, предназначенных для выполнения маневров на орбите. В 2022-м аппарат проходил вакуумное тестирование на космодроме «Восточный»: использовалась специальная установка диаметром 9 и длиной 14 м.
В космос новый аппарат отправит Ангара. Фото: YouTube.com
Все сроки серьезно передвинуты: «Орел» в 2025 уже должен был лететь к нашему естественному спутнику. На первом этапе корабль совершит не менее двух полетов в автоматическом режиме, без людей на борту. Это необходимо, чтобы убедиться в надежности техники. По словам Александра Блошенко, возглавляющего координационный совет в «Роскосмосе», реально старт (а раньше проведут испытания) нового аппарата состоится в 2028-2029 году с космодрома «Восточный» на ракете-носителе «Ангара-А5М» (информация прошла в ноябре 2023-го). По сравнению со своей «коллегой» «Ангарой-А5», она имеет большую мощность.
Пуск «Ангара-А5» в Плесецке. Фото: YouTube.com
Все упирается в неготовность инфраструктуры: «Орел» – корабль, который существует не сам по себе, а в составе космического стартового комплекса. Район посадки уже выбран – под Оренбургом. Траты на новый аппарат немаленькие и составляют 57 млрд руб. в расчете на период 2016-2025 годы. Будет ли финансирование в последующее время? Ждем ответа…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....