Фургоны ТА-3760: дизайн – не главное
4 215

Фургоны ТА-3760: дизайн – не главное

Советский автопром как-то не баловал своих заказчиков разнообразием моделей. Однако энтузиасты всегда были, есть и будут! Вот и в то время, когда заводы СССР штамповали многотысячными тиражами одно и то же, скромная авторемонтная мастерская из Тарту решила сделать нечто оригинальное.


Для начала опробовали свои силы, создав в 1952-м году ничем особо не выделяющийся «носатый» автобус на базе ГАЗ-51. Такие делали многие небольшие предприятия по всей стране. Но уже в 1956-м соседи-литовцы спроектировали и построили КАГ-3. Это был автобус на базе того же ГАЗ-51, однако кузов здесь был «полным»: в него и упрятали мотор, чтобы не выделялся.

Фургоны ТА-3760: дизайн – не главноеТА-6: тоже продукт из Тарту. Фото: YouTube.com

Это стало своеобразным толчком к творчеству для эстонцев. В 1956-м из ворот предприятия в Тарту выехал элегантный ТА-6. В отличие от своих коллег из других регионов СССР, здесь все-таки переделывали стандартное шасси от ГАЗ-51, а потом ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Его удлиняли (вместе с карданным валом), усиливали подвеску (на одно колесо – по паре амортизаторов), экспериментировали с расположением системы управления, ставили в другие части кузова главный тормозной цилиндр и т. д.

ТА-3760


В результате в 1968-м на свет появилось целое семейство фургонов: первым из них стал грузопассажирский автобус с заводским индексом ТА-23. Машина предназначалась для доставки белья в прачечные, а также служебных поездок с пассажирами – работниками какого-либо предприятия (вместимость – 20 человек). В 1969-м создали усовершенствованную версию ТА-23-2. Однако Минтранспорта в серию технику не пустило, мотивируя это загруженностью предприятия.

О дизайне не думали, но прорези для радиатора – «фирменные», напоминают ТА-6 (см. выше). Фото: YouTube.com

Только в 1978-м заводчане из Тарту вернулись к идее использования шасси ГАЗ-53А для изготовления фургонов. Первенцем стал ТА-29, получивший полукапотный кузов. Через год машине присвоили отраслевое обозначение ТА-3760. Автомобиль мог представлять собой фургон (разработано несколько типов) или бортовой грузовик.

Панель приборов – стандартная, от ГАЗ-52, ГАЗ-53. Фото: YouTube.com


В кабине свободно себя чувствовали водитель и пара пассажиров. Задний отсек имел приличный, в 14,3 куб. м, объем. Ходовая часть аналогична уже вставшему на конвейер фургону ТА-943Н: правда, добавили по паре амортизаторов на каждое заднее колесо.
В автобус было неудобно залезать: место водителя и дверь расположены высоко. Тогда и придумали полукруглые «внутренние» подножки, ставшие характерной чертой автобуса.

С экстерьером, дизайном как-то не заморачивались: в то время это было «не принято». Внешне фургон выглядел, как прямоугольник с полукруглым капотом. Но лобовое стекло имело прогрессивную, выгнутую форму – его покупали у Павловского автобусного завода. Главное, фургон получился практичным: при собственной массе в 4,27 т, он мог перевозить до 3,1 т грузов.

Испытания и запуск в серию


В 1980-м фургон прошел все стадии тестирования на полигонах. Проверяли и новые модификации. Например, была разработана «хлебовозка» ТА-3761 (отличалась низким кузовом), контейнеровоз ТА-3763 со специальным бортом. Машины постоянно улучшали, но в основном все сводилось к небольшому изменению формы кузова, передка (радиаторной решетки).

Наиболее простой, кузовной вариант ТА-3760. Фото: YouTube.com

Одновременно в Тарту (промышленная зона Ропка) строили новые цеха, где и предполагали наладить серийный выпуск нового семейства фургонов. Полукапотники в 1981-м поставили на конвейер: базовая модель 3760 была выпущена в количестве 145-ти, 3761 – 46-ти и 3763 – 14-ти единиц техники. Уже через год производство нарастили втрое. При этом на конвейер поставили фургон для развоза молока (на заводе шел под индексом ТА-30).

В процессе изготовления шасси меняли: перешли с ГАЗ-53А на более современное ГАЗ-53-12. Выпуск машин осуществлялся до 1987-го (по другим данным, 1992-го: скорее всего, здесь в виду имелись ремонтные работы) года. Сегодня встретить такой фургон можно разве что у любителей ретро – модель является большой редкостью.
А вы что думаете о фургонах серии ТА-3760?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....