Фургоны ТА-3760: дизайн – не главное
Советский автопром как-то не баловал своих заказчиков разнообразием моделей. Однако энтузиасты всегда были, есть и будут! Вот и в то время, когда заводы СССР штамповали многотысячными тиражами одно и то же, скромная авторемонтная мастерская из Тарту решила сделать нечто оригинальное.
Для начала опробовали свои силы, создав в 1952-м году ничем особо не выделяющийся «носатый» автобус на базе ГАЗ-51. Такие делали многие небольшие предприятия по всей стране. Но уже в 1956-м соседи-литовцы спроектировали и построили КАГ-3. Это был автобус на базе того же ГАЗ-51, однако кузов здесь был «полным»: в него и упрятали мотор, чтобы не выделялся.
Это стало своеобразным толчком к творчеству для эстонцев. В 1956-м из ворот предприятия в Тарту выехал элегантный ТА-6. В отличие от своих коллег из других регионов СССР, здесь все-таки переделывали стандартное шасси от ГАЗ-51, а потом ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Его удлиняли (вместе с карданным валом), усиливали подвеску (на одно колесо – по паре амортизаторов), экспериментировали с расположением системы управления, ставили в другие части кузова главный тормозной цилиндр и т. д.
В результате в 1968-м на свет появилось целое семейство фургонов: первым из них стал грузопассажирский автобус с заводским индексом ТА-23. Машина предназначалась для доставки белья в прачечные, а также служебных поездок с пассажирами – работниками какого-либо предприятия (вместимость – 20 человек). В 1969-м создали усовершенствованную версию ТА-23-2. Однако Минтранспорта в серию технику не пустило, мотивируя это загруженностью предприятия.
Только в 1978-м заводчане из Тарту вернулись к идее использования шасси ГАЗ-53А для изготовления фургонов. Первенцем стал ТА-29, получивший полукапотный кузов. Через год машине присвоили отраслевое обозначение ТА-3760. Автомобиль мог представлять собой фургон (разработано несколько типов) или бортовой грузовик.
В кабине свободно себя чувствовали водитель и пара пассажиров. Задний отсек имел приличный, в 14,3 куб. м, объем. Ходовая часть аналогична уже вставшему на конвейер фургону ТА-943Н: правда, добавили по паре амортизаторов на каждое заднее колесо.
С экстерьером, дизайном как-то не заморачивались: в то время это было «не принято». Внешне фургон выглядел, как прямоугольник с полукруглым капотом. Но лобовое стекло имело прогрессивную, выгнутую форму – его покупали у Павловского автобусного завода. Главное, фургон получился практичным: при собственной массе в 4,27 т, он мог перевозить до 3,1 т грузов.
В 1980-м фургон прошел все стадии тестирования на полигонах. Проверяли и новые модификации. Например, была разработана «хлебовозка» ТА-3761 (отличалась низким кузовом), контейнеровоз ТА-3763 со специальным бортом. Машины постоянно улучшали, но в основном все сводилось к небольшому изменению формы кузова, передка (радиаторной решетки).
Одновременно в Тарту (промышленная зона Ропка) строили новые цеха, где и предполагали наладить серийный выпуск нового семейства фургонов. Полукапотники в 1981-м поставили на конвейер: базовая модель 3760 была выпущена в количестве 145-ти, 3761 – 46-ти и 3763 – 14-ти единиц техники. Уже через год производство нарастили втрое. При этом на конвейер поставили фургон для развоза молока (на заводе шел под индексом ТА-30).
В процессе изготовления шасси меняли: перешли с ГАЗ-53А на более современное ГАЗ-53-12. Выпуск машин осуществлялся до 1987-го (по другим данным, 1992-го: скорее всего, здесь в виду имелись ремонтные работы) года. Сегодня встретить такой фургон можно разве что у любителей ретро – модель является большой редкостью.
Для начала опробовали свои силы, создав в 1952-м году ничем особо не выделяющийся «носатый» автобус на базе ГАЗ-51. Такие делали многие небольшие предприятия по всей стране. Но уже в 1956-м соседи-литовцы спроектировали и построили КАГ-3. Это был автобус на базе того же ГАЗ-51, однако кузов здесь был «полным»: в него и упрятали мотор, чтобы не выделялся.
ТА-6: тоже продукт из Тарту. Фото: YouTube.com
Это стало своеобразным толчком к творчеству для эстонцев. В 1956-м из ворот предприятия в Тарту выехал элегантный ТА-6. В отличие от своих коллег из других регионов СССР, здесь все-таки переделывали стандартное шасси от ГАЗ-51, а потом ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Его удлиняли (вместе с карданным валом), усиливали подвеску (на одно колесо – по паре амортизаторов), экспериментировали с расположением системы управления, ставили в другие части кузова главный тормозной цилиндр и т. д.
ТА-3760
В результате в 1968-м на свет появилось целое семейство фургонов: первым из них стал грузопассажирский автобус с заводским индексом ТА-23. Машина предназначалась для доставки белья в прачечные, а также служебных поездок с пассажирами – работниками какого-либо предприятия (вместимость – 20 человек). В 1969-м создали усовершенствованную версию ТА-23-2. Однако Минтранспорта в серию технику не пустило, мотивируя это загруженностью предприятия.
О дизайне не думали, но прорези для радиатора – «фирменные», напоминают ТА-6 (см. выше). Фото: YouTube.com
Только в 1978-м заводчане из Тарту вернулись к идее использования шасси ГАЗ-53А для изготовления фургонов. Первенцем стал ТА-29, получивший полукапотный кузов. Через год машине присвоили отраслевое обозначение ТА-3760. Автомобиль мог представлять собой фургон (разработано несколько типов) или бортовой грузовик.
Панель приборов – стандартная, от ГАЗ-52, ГАЗ-53. Фото: YouTube.com
В кабине свободно себя чувствовали водитель и пара пассажиров. Задний отсек имел приличный, в 14,3 куб. м, объем. Ходовая часть аналогична уже вставшему на конвейер фургону ТА-943Н: правда, добавили по паре амортизаторов на каждое заднее колесо.
В автобус было неудобно залезать: место водителя и дверь расположены высоко. Тогда и придумали полукруглые «внутренние» подножки, ставшие характерной чертой автобуса.
С экстерьером, дизайном как-то не заморачивались: в то время это было «не принято». Внешне фургон выглядел, как прямоугольник с полукруглым капотом. Но лобовое стекло имело прогрессивную, выгнутую форму – его покупали у Павловского автобусного завода. Главное, фургон получился практичным: при собственной массе в 4,27 т, он мог перевозить до 3,1 т грузов.
Испытания и запуск в серию
В 1980-м фургон прошел все стадии тестирования на полигонах. Проверяли и новые модификации. Например, была разработана «хлебовозка» ТА-3761 (отличалась низким кузовом), контейнеровоз ТА-3763 со специальным бортом. Машины постоянно улучшали, но в основном все сводилось к небольшому изменению формы кузова, передка (радиаторной решетки).
Наиболее простой, кузовной вариант ТА-3760. Фото: YouTube.com
Одновременно в Тарту (промышленная зона Ропка) строили новые цеха, где и предполагали наладить серийный выпуск нового семейства фургонов. Полукапотники в 1981-м поставили на конвейер: базовая модель 3760 была выпущена в количестве 145-ти, 3761 – 46-ти и 3763 – 14-ти единиц техники. Уже через год производство нарастили втрое. При этом на конвейер поставили фургон для развоза молока (на заводе шел под индексом ТА-30).
В процессе изготовления шасси меняли: перешли с ГАЗ-53А на более современное ГАЗ-53-12. Выпуск машин осуществлялся до 1987-го (по другим данным, 1992-го: скорее всего, здесь в виду имелись ремонтные работы) года. Сегодня встретить такой фургон можно разве что у любителей ретро – модель является большой редкостью.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...