
Фургоны ТА-3760: дизайн – не главное
Советский автопром как-то не баловал своих заказчиков разнообразием моделей. Однако энтузиасты всегда были, есть и будут! Вот и в то время, когда заводы СССР штамповали многотысячными тиражами одно и то же, скромная авторемонтная мастерская из Тарту решила сделать нечто оригинальное.
Для начала опробовали свои силы, создав в 1952-м году ничем особо не выделяющийся «носатый» автобус на базе ГАЗ-51. Такие делали многие небольшие предприятия по всей стране. Но уже в 1956-м соседи-литовцы спроектировали и построили КАГ-3. Это был автобус на базе того же ГАЗ-51, однако кузов здесь был «полным»: в него и упрятали мотор, чтобы не выделялся.
ТА-6: тоже продукт из Тарту. Фото: YouTube.com
Это стало своеобразным толчком к творчеству для эстонцев. В 1956-м из ворот предприятия в Тарту выехал элегантный ТА-6. В отличие от своих коллег из других регионов СССР, здесь все-таки переделывали стандартное шасси от ГАЗ-51, а потом ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Его удлиняли (вместе с карданным валом), усиливали подвеску (на одно колесо – по паре амортизаторов), экспериментировали с расположением системы управления, ставили в другие части кузова главный тормозной цилиндр и т. д.
В результате в 1968-м на свет появилось целое семейство фургонов: первым из них стал грузопассажирский автобус с заводским индексом ТА-23. Машина предназначалась для доставки белья в прачечные, а также служебных поездок с пассажирами – работниками какого-либо предприятия (вместимость – 20 человек). В 1969-м создали усовершенствованную версию ТА-23-2. Однако Минтранспорта в серию технику не пустило, мотивируя это загруженностью предприятия.
О дизайне не думали, но прорези для радиатора – «фирменные», напоминают ТА-6 (см. выше). Фото: YouTube.com
Только в 1978-м заводчане из Тарту вернулись к идее использования шасси ГАЗ-53А для изготовления фургонов. Первенцем стал ТА-29, получивший полукапотный кузов. Через год машине присвоили отраслевое обозначение ТА-3760. Автомобиль мог представлять собой фургон (разработано несколько типов) или бортовой грузовик.
Панель приборов – стандартная, от ГАЗ-52, ГАЗ-53. Фото: YouTube.com
В кабине свободно себя чувствовали водитель и пара пассажиров. Задний отсек имел приличный, в 14,3 куб. м, объем. Ходовая часть аналогична уже вставшему на конвейер фургону ТА-943Н: правда, добавили по паре амортизаторов на каждое заднее колесо.
С экстерьером, дизайном как-то не заморачивались: в то время это было «не принято». Внешне фургон выглядел, как прямоугольник с полукруглым капотом. Но лобовое стекло имело прогрессивную, выгнутую форму – его покупали у Павловского автобусного завода. Главное, фургон получился практичным: при собственной массе в 4,27 т, он мог перевозить до 3,1 т грузов.
В 1980-м фургон прошел все стадии тестирования на полигонах. Проверяли и новые модификации. Например, была разработана «хлебовозка» ТА-3761 (отличалась низким кузовом), контейнеровоз ТА-3763 со специальным бортом. Машины постоянно улучшали, но в основном все сводилось к небольшому изменению формы кузова, передка (радиаторной решетки).
Наиболее простой, кузовной вариант ТА-3760. Фото: YouTube.com
Одновременно в Тарту (промышленная зона Ропка) строили новые цеха, где и предполагали наладить серийный выпуск нового семейства фургонов. Полукапотники в 1981-м поставили на конвейер: базовая модель 3760 была выпущена в количестве 145-ти, 3761 – 46-ти и 3763 – 14-ти единиц техники. Уже через год производство нарастили втрое. При этом на конвейер поставили фургон для развоза молока (на заводе шел под индексом ТА-30).
В процессе изготовления шасси меняли: перешли с ГАЗ-53А на более современное ГАЗ-53-12. Выпуск машин осуществлялся до 1987-го (по другим данным, 1992-го: скорее всего, здесь в виду имелись ремонтные работы) года. Сегодня встретить такой фургон можно разве что у любителей ретро – модель является большой редкостью.
Для начала опробовали свои силы, создав в 1952-м году ничем особо не выделяющийся «носатый» автобус на базе ГАЗ-51. Такие делали многие небольшие предприятия по всей стране. Но уже в 1956-м соседи-литовцы спроектировали и построили КАГ-3. Это был автобус на базе того же ГАЗ-51, однако кузов здесь был «полным»: в него и упрятали мотор, чтобы не выделялся.

Это стало своеобразным толчком к творчеству для эстонцев. В 1956-м из ворот предприятия в Тарту выехал элегантный ТА-6. В отличие от своих коллег из других регионов СССР, здесь все-таки переделывали стандартное шасси от ГАЗ-51, а потом ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Его удлиняли (вместе с карданным валом), усиливали подвеску (на одно колесо – по паре амортизаторов), экспериментировали с расположением системы управления, ставили в другие части кузова главный тормозной цилиндр и т. д.
ТА-3760
В результате в 1968-м на свет появилось целое семейство фургонов: первым из них стал грузопассажирский автобус с заводским индексом ТА-23. Машина предназначалась для доставки белья в прачечные, а также служебных поездок с пассажирами – работниками какого-либо предприятия (вместимость – 20 человек). В 1969-м создали усовершенствованную версию ТА-23-2. Однако Минтранспорта в серию технику не пустило, мотивируя это загруженностью предприятия.

Только в 1978-м заводчане из Тарту вернулись к идее использования шасси ГАЗ-53А для изготовления фургонов. Первенцем стал ТА-29, получивший полукапотный кузов. Через год машине присвоили отраслевое обозначение ТА-3760. Автомобиль мог представлять собой фургон (разработано несколько типов) или бортовой грузовик.

В кабине свободно себя чувствовали водитель и пара пассажиров. Задний отсек имел приличный, в 14,3 куб. м, объем. Ходовая часть аналогична уже вставшему на конвейер фургону ТА-943Н: правда, добавили по паре амортизаторов на каждое заднее колесо.
В автобус было неудобно залезать: место водителя и дверь расположены высоко. Тогда и придумали полукруглые «внутренние» подножки, ставшие характерной чертой автобуса.
С экстерьером, дизайном как-то не заморачивались: в то время это было «не принято». Внешне фургон выглядел, как прямоугольник с полукруглым капотом. Но лобовое стекло имело прогрессивную, выгнутую форму – его покупали у Павловского автобусного завода. Главное, фургон получился практичным: при собственной массе в 4,27 т, он мог перевозить до 3,1 т грузов.
Испытания и запуск в серию
В 1980-м фургон прошел все стадии тестирования на полигонах. Проверяли и новые модификации. Например, была разработана «хлебовозка» ТА-3761 (отличалась низким кузовом), контейнеровоз ТА-3763 со специальным бортом. Машины постоянно улучшали, но в основном все сводилось к небольшому изменению формы кузова, передка (радиаторной решетки).

Одновременно в Тарту (промышленная зона Ропка) строили новые цеха, где и предполагали наладить серийный выпуск нового семейства фургонов. Полукапотники в 1981-м поставили на конвейер: базовая модель 3760 была выпущена в количестве 145-ти, 3761 – 46-ти и 3763 – 14-ти единиц техники. Уже через год производство нарастили втрое. При этом на конвейер поставили фургон для развоза молока (на заводе шел под индексом ТА-30).
В процессе изготовления шасси меняли: перешли с ГАЗ-53А на более современное ГАЗ-53-12. Выпуск машин осуществлялся до 1987-го (по другим данным, 1992-го: скорее всего, здесь в виду имелись ремонтные работы) года. Сегодня встретить такой фургон можно разве что у любителей ретро – модель является большой редкостью.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

АН-2 с девятью двигателями – взлет всего за 7 секунд
Когда речь заходит о самолетах с вертикальным взлетом, на ум чаще всего приходят громоздкие военные машины или футуристические дроны. Но однажды на МАКС-2021...

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

Сразу три американских автомобильных бренда откроют свои представительства в России
Речь о Ford, Chevrolet и Tesla. Причем первые двое даже не планируют поставки гибридных и электрических моделей — только ДВС!...

Верный курс – ЛиАЗ отказался от китайских двигателей в пользу российских
Наши моторы обходятся дешевле, да и проблем с поставками быть не должно. Какую силовую установку выбрали на замену китайской – читайте в нашем материале....

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....

Французы представили пассажирский самолет нового поколения
Техника получила комбинированную силовую установку и обещает запас хода более чем в 2000 км. И все это с нулевым уровнем выбросов. Подробнее о характеристиках...

Под Челябинском построят флагман российского тормозного машиностроения
Будут собирать тормозные диски и суппорты. Не исключено, что и для экспорта запчастей....

Почти собран современный и импортозамещенный Ан-2 «Кукурузник» – ТР-301/117
Этот самолет оснащается двигателем от Ми-8. Он окажется в три раза дешевле зарубежных аналогов....

Символичное событие – третий Ил-114-300 подняли в небо
Дебютный полет провели в честь памятной даты, которая касается как самого ПАО «Ил», так и всей авиации России. Директор компании также поделился статусом...

Бывший завод VW в Калуге недорого распродает двигатели и АКПП – мнение водителей
Это полностью новые агрегаты, оставшиеся на складах. Цены ниже рыночных в разы, но есть нюансы....

Настоящая «дорога жизни»: в Николаевск-на-Амуре по деревянным мостам и грязи
Трассу постепенно реконструируют, но она по-прежнему очень опасна для водителей и пассажиров...

Запуск ракеты-носителя Spectrum завершился взрывом в прямом эфире
Конкуренция с Flacon 9 откладывается на потом. Инцидент запечатлели в прямой трансляции....

Успешно завершены тесты двигателя для тяжелой ракеты «Ангара-А5М»
Российская школа двигателестроения в очередной раз показала свои возможности. Поставки начнутся в ближайшие месяцы....

Новейший КАМАЗ 6х6 испытывают на крупнейшем газовом месторождении России
Тестирования машины займут месяц. Итоги прохождения предопределят дальнейшую «судьбу» модели и, в особенности, ее серийного производства....

В США создали первого в мире робота, который работает без электричества
Все, что ему нужно – сжатый газ. Никакая радиация и прочие факторы на него не влияют....

Полноприводный Соболь NN – неужели новый король бездорожья?
Долгожданное обновление для любителей настоящей внедорожной техники засветилось в новом видео на YouTube-канале «Иван Зенкевич PRO автомобили». Автор знакомит...