Фургоны ТА-3760: дизайн – не главное
Советский автопром как-то не баловал своих заказчиков разнообразием моделей. Однако энтузиасты всегда были, есть и будут! Вот и в то время, когда заводы СССР штамповали многотысячными тиражами одно и то же, скромная авторемонтная мастерская из Тарту решила сделать нечто оригинальное.
Для начала опробовали свои силы, создав в 1952-м году ничем особо не выделяющийся «носатый» автобус на базе ГАЗ-51. Такие делали многие небольшие предприятия по всей стране. Но уже в 1956-м соседи-литовцы спроектировали и построили КАГ-3. Это был автобус на базе того же ГАЗ-51, однако кузов здесь был «полным»: в него и упрятали мотор, чтобы не выделялся.
Это стало своеобразным толчком к творчеству для эстонцев. В 1956-м из ворот предприятия в Тарту выехал элегантный ТА-6. В отличие от своих коллег из других регионов СССР, здесь все-таки переделывали стандартное шасси от ГАЗ-51, а потом ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Его удлиняли (вместе с карданным валом), усиливали подвеску (на одно колесо – по паре амортизаторов), экспериментировали с расположением системы управления, ставили в другие части кузова главный тормозной цилиндр и т. д.
В результате в 1968-м на свет появилось целое семейство фургонов: первым из них стал грузопассажирский автобус с заводским индексом ТА-23. Машина предназначалась для доставки белья в прачечные, а также служебных поездок с пассажирами – работниками какого-либо предприятия (вместимость – 20 человек). В 1969-м создали усовершенствованную версию ТА-23-2. Однако Минтранспорта в серию технику не пустило, мотивируя это загруженностью предприятия.
Только в 1978-м заводчане из Тарту вернулись к идее использования шасси ГАЗ-53А для изготовления фургонов. Первенцем стал ТА-29, получивший полукапотный кузов. Через год машине присвоили отраслевое обозначение ТА-3760. Автомобиль мог представлять собой фургон (разработано несколько типов) или бортовой грузовик.
В кабине свободно себя чувствовали водитель и пара пассажиров. Задний отсек имел приличный, в 14,3 куб. м, объем. Ходовая часть аналогична уже вставшему на конвейер фургону ТА-943Н: правда, добавили по паре амортизаторов на каждое заднее колесо.
С экстерьером, дизайном как-то не заморачивались: в то время это было «не принято». Внешне фургон выглядел, как прямоугольник с полукруглым капотом. Но лобовое стекло имело прогрессивную, выгнутую форму – его покупали у Павловского автобусного завода. Главное, фургон получился практичным: при собственной массе в 4,27 т, он мог перевозить до 3,1 т грузов.
В 1980-м фургон прошел все стадии тестирования на полигонах. Проверяли и новые модификации. Например, была разработана «хлебовозка» ТА-3761 (отличалась низким кузовом), контейнеровоз ТА-3763 со специальным бортом. Машины постоянно улучшали, но в основном все сводилось к небольшому изменению формы кузова, передка (радиаторной решетки).
Одновременно в Тарту (промышленная зона Ропка) строили новые цеха, где и предполагали наладить серийный выпуск нового семейства фургонов. Полукапотники в 1981-м поставили на конвейер: базовая модель 3760 была выпущена в количестве 145-ти, 3761 – 46-ти и 3763 – 14-ти единиц техники. Уже через год производство нарастили втрое. При этом на конвейер поставили фургон для развоза молока (на заводе шел под индексом ТА-30).
В процессе изготовления шасси меняли: перешли с ГАЗ-53А на более современное ГАЗ-53-12. Выпуск машин осуществлялся до 1987-го (по другим данным, 1992-го: скорее всего, здесь в виду имелись ремонтные работы) года. Сегодня встретить такой фургон можно разве что у любителей ретро – модель является большой редкостью.
Для начала опробовали свои силы, создав в 1952-м году ничем особо не выделяющийся «носатый» автобус на базе ГАЗ-51. Такие делали многие небольшие предприятия по всей стране. Но уже в 1956-м соседи-литовцы спроектировали и построили КАГ-3. Это был автобус на базе того же ГАЗ-51, однако кузов здесь был «полным»: в него и упрятали мотор, чтобы не выделялся.
ТА-6: тоже продукт из Тарту. Фото: YouTube.com
Это стало своеобразным толчком к творчеству для эстонцев. В 1956-м из ворот предприятия в Тарту выехал элегантный ТА-6. В отличие от своих коллег из других регионов СССР, здесь все-таки переделывали стандартное шасси от ГАЗ-51, а потом ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Его удлиняли (вместе с карданным валом), усиливали подвеску (на одно колесо – по паре амортизаторов), экспериментировали с расположением системы управления, ставили в другие части кузова главный тормозной цилиндр и т. д.
ТА-3760
В результате в 1968-м на свет появилось целое семейство фургонов: первым из них стал грузопассажирский автобус с заводским индексом ТА-23. Машина предназначалась для доставки белья в прачечные, а также служебных поездок с пассажирами – работниками какого-либо предприятия (вместимость – 20 человек). В 1969-м создали усовершенствованную версию ТА-23-2. Однако Минтранспорта в серию технику не пустило, мотивируя это загруженностью предприятия.
О дизайне не думали, но прорези для радиатора – «фирменные», напоминают ТА-6 (см. выше). Фото: YouTube.com
Только в 1978-м заводчане из Тарту вернулись к идее использования шасси ГАЗ-53А для изготовления фургонов. Первенцем стал ТА-29, получивший полукапотный кузов. Через год машине присвоили отраслевое обозначение ТА-3760. Автомобиль мог представлять собой фургон (разработано несколько типов) или бортовой грузовик.
Панель приборов – стандартная, от ГАЗ-52, ГАЗ-53. Фото: YouTube.com
В кабине свободно себя чувствовали водитель и пара пассажиров. Задний отсек имел приличный, в 14,3 куб. м, объем. Ходовая часть аналогична уже вставшему на конвейер фургону ТА-943Н: правда, добавили по паре амортизаторов на каждое заднее колесо.
В автобус было неудобно залезать: место водителя и дверь расположены высоко. Тогда и придумали полукруглые «внутренние» подножки, ставшие характерной чертой автобуса.
С экстерьером, дизайном как-то не заморачивались: в то время это было «не принято». Внешне фургон выглядел, как прямоугольник с полукруглым капотом. Но лобовое стекло имело прогрессивную, выгнутую форму – его покупали у Павловского автобусного завода. Главное, фургон получился практичным: при собственной массе в 4,27 т, он мог перевозить до 3,1 т грузов.
Испытания и запуск в серию
В 1980-м фургон прошел все стадии тестирования на полигонах. Проверяли и новые модификации. Например, была разработана «хлебовозка» ТА-3761 (отличалась низким кузовом), контейнеровоз ТА-3763 со специальным бортом. Машины постоянно улучшали, но в основном все сводилось к небольшому изменению формы кузова, передка (радиаторной решетки).
Наиболее простой, кузовной вариант ТА-3760. Фото: YouTube.com
Одновременно в Тарту (промышленная зона Ропка) строили новые цеха, где и предполагали наладить серийный выпуск нового семейства фургонов. Полукапотники в 1981-м поставили на конвейер: базовая модель 3760 была выпущена в количестве 145-ти, 3761 – 46-ти и 3763 – 14-ти единиц техники. Уже через год производство нарастили втрое. При этом на конвейер поставили фургон для развоза молока (на заводе шел под индексом ТА-30).
В процессе изготовления шасси меняли: перешли с ГАЗ-53А на более современное ГАЗ-53-12. Выпуск машин осуществлялся до 1987-го (по другим данным, 1992-го: скорее всего, здесь в виду имелись ремонтные работы) года. Сегодня встретить такой фургон можно разве что у любителей ретро – модель является большой редкостью.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....