
Авиадвигатели АПД – российские «Ротаксозаменители»
После 1991-го года на постсоветском пространстве не осталось предприятий, занимавшихся выпуском поршневых авиамоторов для БПЛА, легких самолетов, мотопланеров. Крупные промышленные организации считали это для себя обузой. Правда, был двигатель М-14, производимый Воронежским мехзаводом. Однако с 1994-го выпуск агрегата фактически прекратился. Хотя еще потом на протяжении нескольких лет штучно производились его модификации М-14П, М-14Х, а также усовершенствованный вариант М9Ф.
Учитывая бурное развитие легкой авиации, все это было «каплей в море». Поэтому производители ЛА просто вынуждены были использовать импортные моторы. И одно из первых мест здесь занял австрийский Rotax (с 1970-го фирма является частью канадской компании Bombardier Inc.).
Слов нет – двигатель действительно хороший: экономичный и надежный, что неоднократно доказано его эксплуатацией во многих странах мира. Мотор ставят на свои летательные аппараты авиапроизводители из США, Европы, Израиля, известного своими «продвинутыми» беспилотниками.
Даже на «Байрактаре» стоит Rotax 912. Но вот турки продали свои беспилотники Азербайджану, которые «засветились» в Нагорном Карабахе, где развивался конфликт. В итоге канадцы перестали поставлять движки Анкаре. Только представьте: это все равно, что обвинить в ДТП не водителей, а разработчика кузова или подвески авто!
Поэтому в России решили развивать собственное производство компактных авиадвигателей. В 2013-м завод, расположенный в Ярославской области, получил госзаказ на создание и организацию масштабного производства нескольких вариантов авиационного поршневого двигателя (АПД). Надо сказать, что предприятие «Агат», отметившее с минувшем году 55 лет с момента начала деятельности, уже занималось выпуском деталей к моторам для самолетов. В основном это топливорегулирующая аппаратура, другие узлы, агрегаты, устанавливаемые на военные и гражданские воздушные суда. Данное направление деятельности сохраняется и сегодня.
«Агат Б»: по расположению цилиндров видно, что это оппозит. Фото: YouTube.com
Уже в 2015-м на выставке МАКС предприятие представило свои новые разработки – пару бензиновых поршневых моторов для легких самолетов, БПЛА. Речь идет об агрегатах ПД-1400 («Агат-Б1») и АПД-110/120 («Агат-Б»), призванных устранить «засилье» «Ротаксов» на российском рынке. В создании двигателей принимали участие НАМИ и Научный центр «ГРАТ».
Более мощный «собрат» АПД-110/120: 6-цилиндровый «Агат Д». Фото: YouTube.com
Представленные заводом авиадвигатели – не какая-то лицензионная копия, а полностью российская продукция, в которой отсутствуют импортные комплектующие. Любопытно: моторы оппозитные т. е. цилиндры расположены горизонтально и поршни двигаются навстречу друг другу, как в мотоцикле «Урал» или автомобилях «Субару».
Отличается смешанной системой охлаждения: для ГБЦ оно жидкостное, рубашек цилиндров – воздушное. Мотор с распределенным впрыском оснащен компрессором с турбиной, встроенным редуктором. Система смазки имеет наружную емкость и «сухой» картер. Технические характеристики последней модификации – четырехцилиндровой модели АПД-110/120В:
✅ объем – 1,76 л
✅ мощность на взлете (продолжительная) – 140 (130) «лошадей»
✅ расход горючего – 280 г/л. с.*ч
✅ длина, ширина, высота – 69,9, 69,1 и 71,3 см
✅ масса – 105 кг без технических жидкостей
В качестве топлива необходим бензин Аи-95 «Премиум». Мотор рассчитан на эксплуатацию в температурном диапазоне от -50° до +50°. В разработке двигателя принимал участие Рыбинский научный центр «Итлан»: «Агат» занимался выпуском деталей.
Винты АВ-115 тоже производства РФ. Фото: YouTube.com
Предполагается, что АПД-110/120В заменит канадский «Ротакс 914». Сегодня российские авиамоторы уже применяются на некоторых военных и гражданских БПЛА.
Учитывая бурное развитие легкой авиации, все это было «каплей в море». Поэтому производители ЛА просто вынуждены были использовать импортные моторы. И одно из первых мест здесь занял австрийский Rotax (с 1970-го фирма является частью канадской компании Bombardier Inc.).
Проблемы с «Ротаксом»
Слов нет – двигатель действительно хороший: экономичный и надежный, что неоднократно доказано его эксплуатацией во многих странах мира. Мотор ставят на свои летательные аппараты авиапроизводители из США, Европы, Израиля, известного своими «продвинутыми» беспилотниками.
По информации, предоставленной «Росавиацией», на территории РФ 90 % легких самолетов и БПЛА оснащены силовыми установками заграничного производства, из которых до 50 % – Rotax.
Даже на «Байрактаре» стоит Rotax 912. Но вот турки продали свои беспилотники Азербайджану, которые «засветились» в Нагорном Карабахе, где развивался конфликт. В итоге канадцы перестали поставлять движки Анкаре. Только представьте: это все равно, что обвинить в ДТП не водителей, а разработчика кузова или подвески авто!
Гаврилов-Ямский «Агат»
Поэтому в России решили развивать собственное производство компактных авиадвигателей. В 2013-м завод, расположенный в Ярославской области, получил госзаказ на создание и организацию масштабного производства нескольких вариантов авиационного поршневого двигателя (АПД). Надо сказать, что предприятие «Агат», отметившее с минувшем году 55 лет с момента начала деятельности, уже занималось выпуском деталей к моторам для самолетов. В основном это топливорегулирующая аппаратура, другие узлы, агрегаты, устанавливаемые на военные и гражданские воздушные суда. Данное направление деятельности сохраняется и сегодня.

Уже в 2015-м на выставке МАКС предприятие представило свои новые разработки – пару бензиновых поршневых моторов для легких самолетов, БПЛА. Речь идет об агрегатах ПД-1400 («Агат-Б1») и АПД-110/120 («Агат-Б»), призванных устранить «засилье» «Ротаксов» на российском рынке. В создании двигателей принимали участие НАМИ и Научный центр «ГРАТ».

Представленные заводом авиадвигатели – не какая-то лицензионная копия, а полностью российская продукция, в которой отсутствуют импортные комплектующие. Любопытно: моторы оппозитные т. е. цилиндры расположены горизонтально и поршни двигаются навстречу друг другу, как в мотоцикле «Урал» или автомобилях «Субару».
Двигатель «Агат-Б» (АПД-110/120)
Отличается смешанной системой охлаждения: для ГБЦ оно жидкостное, рубашек цилиндров – воздушное. Мотор с распределенным впрыском оснащен компрессором с турбиной, встроенным редуктором. Система смазки имеет наружную емкость и «сухой» картер. Технические характеристики последней модификации – четырехцилиндровой модели АПД-110/120В:
✅ объем – 1,76 л
✅ мощность на взлете (продолжительная) – 140 (130) «лошадей»
✅ расход горючего – 280 г/л. с.*ч
✅ длина, ширина, высота – 69,9, 69,1 и 71,3 см
✅ масса – 105 кг без технических жидкостей
В качестве топлива необходим бензин Аи-95 «Премиум». Мотор рассчитан на эксплуатацию в температурном диапазоне от -50° до +50°. В разработке двигателя принимал участие Рыбинский научный центр «Итлан»: «Агат» занимался выпуском деталей.

Предполагается, что АПД-110/120В заменит канадский «Ротакс 914». Сегодня российские авиамоторы уже применяются на некоторых военных и гражданских БПЛА.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....