Авиадвигатели АПД – российские  «Ротаксозаменители»
29 471

Авиадвигатели АПД – российские «Ротаксозаменители»

После 1991-го года на постсоветском пространстве не осталось предприятий, занимавшихся выпуском поршневых авиамоторов для БПЛА, легких самолетов, мотопланеров. Крупные промышленные организации считали это для себя обузой. Правда, был двигатель М-14, производимый Воронежским мехзаводом. Однако с 1994-го выпуск агрегата фактически прекратился. Хотя еще потом на протяжении нескольких лет штучно производились его модификации М-14П, М-14Х, а также усовершенствованный вариант М9Ф.


Учитывая бурное развитие легкой авиации, все это было «каплей в море». Поэтому производители ЛА просто вынуждены были использовать импортные моторы. И одно из первых мест здесь занял австрийский Rotax (с 1970-го фирма является частью канадской компании Bombardier Inc.).

Проблемы с «Ротаксом»


Слов нет – двигатель действительно хороший: экономичный и надежный, что неоднократно доказано его эксплуатацией во многих странах мира. Мотор ставят на свои летательные аппараты авиапроизводители из США, Европы, Израиля, известного своими «продвинутыми» беспилотниками.

По информации, предоставленной «Росавиацией», на территории РФ 90 % легких самолетов и БПЛА оснащены силовыми установками заграничного производства, из которых до 50 % – Rotax.

Даже на «Байрактаре» стоит Rotax 912. Но вот турки продали свои беспилотники Азербайджану, которые «засветились» в Нагорном Карабахе, где развивался конфликт. В итоге канадцы перестали поставлять движки Анкаре. Только представьте: это все равно, что обвинить в ДТП не водителей, а разработчика кузова или подвески авто!

Гаврилов-Ямский «Агат»


Поэтому в России решили развивать собственное производство компактных авиадвигателей. В 2013-м завод, расположенный в Ярославской области, получил госзаказ на создание и организацию масштабного производства нескольких вариантов авиационного поршневого двигателя (АПД). Надо сказать, что предприятие «Агат», отметившее с минувшем году 55 лет с момента начала деятельности, уже занималось выпуском деталей к моторам для самолетов. В основном это топливорегулирующая аппаратура, другие узлы, агрегаты, устанавливаемые на военные и гражданские воздушные суда. Данное направление деятельности сохраняется и сегодня.

Авиадвигатели АПД – российские  «Ротаксозаменители»«Агат Б»: по расположению цилиндров видно, что это оппозит. Фото: YouTube.com

Уже в 2015-м на выставке МАКС предприятие представило свои новые разработки – пару бензиновых поршневых моторов для легких самолетов, БПЛА. Речь идет об агрегатах ПД-1400 («Агат-Б1») и АПД-110/120 («Агат-Б»), призванных устранить «засилье» «Ротаксов» на российском рынке. В создании двигателей принимали участие НАМИ и Научный центр «ГРАТ».

Более мощный «собрат» АПД-110/120: 6-цилиндровый «Агат Д». Фото: YouTube.com

Представленные заводом авиадвигатели – не какая-то лицензионная копия, а полностью российская продукция, в которой отсутствуют импортные комплектующие. Любопытно: моторы оппозитные т. е. цилиндры расположены горизонтально и поршни двигаются навстречу друг другу, как в мотоцикле «Урал» или автомобилях «Субару».

Двигатель «Агат-Б» (АПД-110/120)


Отличается смешанной системой охлаждения: для ГБЦ оно жидкостное, рубашек цилиндров – воздушное. Мотор с распределенным впрыском оснащен компрессором с турбиной, встроенным редуктором. Система смазки имеет наружную емкость и «сухой» картер. Технические характеристики последней модификации – четырехцилиндровой модели АПД-110/120В:

✅ объем – 1,76 л
✅ мощность на взлете (продолжительная) – 140 (130) «лошадей»
✅ расход горючего – 280 г/л. с.*ч
✅ длина, ширина, высота – 69,9, 69,1 и 71,3 см
✅ масса – 105 кг без технических жидкостей

В качестве топлива необходим бензин Аи-95 «Премиум». Мотор рассчитан на эксплуатацию в температурном диапазоне от -50° до +50°. В разработке двигателя принимал участие Рыбинский научный центр «Итлан»: «Агат» занимался выпуском деталей.

Винты АВ-115 тоже производства РФ. Фото: YouTube.com

Предполагается, что АПД-110/120В заменит канадский «Ротакс 914». Сегодня российские авиамоторы уже применяются на некоторых военных и гражданских БПЛА.
А вы что думаете об авиамоторах АПД?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....