Авиадвигатели АПД – российские «Ротаксозаменители»
После 1991-го года на постсоветском пространстве не осталось предприятий, занимавшихся выпуском поршневых авиамоторов для БПЛА, легких самолетов, мотопланеров. Крупные промышленные организации считали это для себя обузой. Правда, был двигатель М-14, производимый Воронежским мехзаводом. Однако с 1994-го выпуск агрегата фактически прекратился. Хотя еще потом на протяжении нескольких лет штучно производились его модификации М-14П, М-14Х, а также усовершенствованный вариант М9Ф.
Учитывая бурное развитие легкой авиации, все это было «каплей в море». Поэтому производители ЛА просто вынуждены были использовать импортные моторы. И одно из первых мест здесь занял австрийский Rotax (с 1970-го фирма является частью канадской компании Bombardier Inc.).
Слов нет – двигатель действительно хороший: экономичный и надежный, что неоднократно доказано его эксплуатацией во многих странах мира. Мотор ставят на свои летательные аппараты авиапроизводители из США, Европы, Израиля, известного своими «продвинутыми» беспилотниками.
Даже на «Байрактаре» стоит Rotax 912. Но вот турки продали свои беспилотники Азербайджану, которые «засветились» в Нагорном Карабахе, где развивался конфликт. В итоге канадцы перестали поставлять движки Анкаре. Только представьте: это все равно, что обвинить в ДТП не водителей, а разработчика кузова или подвески авто!
Поэтому в России решили развивать собственное производство компактных авиадвигателей. В 2013-м завод, расположенный в Ярославской области, получил госзаказ на создание и организацию масштабного производства нескольких вариантов авиационного поршневого двигателя (АПД). Надо сказать, что предприятие «Агат», отметившее с минувшем году 55 лет с момента начала деятельности, уже занималось выпуском деталей к моторам для самолетов. В основном это топливорегулирующая аппаратура, другие узлы, агрегаты, устанавливаемые на военные и гражданские воздушные суда. Данное направление деятельности сохраняется и сегодня.
Уже в 2015-м на выставке МАКС предприятие представило свои новые разработки – пару бензиновых поршневых моторов для легких самолетов, БПЛА. Речь идет об агрегатах ПД-1400 («Агат-Б1») и АПД-110/120 («Агат-Б»), призванных устранить «засилье» «Ротаксов» на российском рынке. В создании двигателей принимали участие НАМИ и Научный центр «ГРАТ».
Представленные заводом авиадвигатели – не какая-то лицензионная копия, а полностью российская продукция, в которой отсутствуют импортные комплектующие. Любопытно: моторы оппозитные т. е. цилиндры расположены горизонтально и поршни двигаются навстречу друг другу, как в мотоцикле «Урал» или автомобилях «Субару».
Отличается смешанной системой охлаждения: для ГБЦ оно жидкостное, рубашек цилиндров – воздушное. Мотор с распределенным впрыском оснащен компрессором с турбиной, встроенным редуктором. Система смазки имеет наружную емкость и «сухой» картер. Технические характеристики последней модификации – четырехцилиндровой модели АПД-110/120В:
✅ объем – 1,76 л
✅ мощность на взлете (продолжительная) – 140 (130) «лошадей»
✅ расход горючего – 280 г/л. с.*ч
✅ длина, ширина, высота – 69,9, 69,1 и 71,3 см
✅ масса – 105 кг без технических жидкостей
В качестве топлива необходим бензин Аи-95 «Премиум». Мотор рассчитан на эксплуатацию в температурном диапазоне от -50° до +50°. В разработке двигателя принимал участие Рыбинский научный центр «Итлан»: «Агат» занимался выпуском деталей.
Предполагается, что АПД-110/120В заменит канадский «Ротакс 914». Сегодня российские авиамоторы уже применяются на некоторых военных и гражданских БПЛА.
Учитывая бурное развитие легкой авиации, все это было «каплей в море». Поэтому производители ЛА просто вынуждены были использовать импортные моторы. И одно из первых мест здесь занял австрийский Rotax (с 1970-го фирма является частью канадской компании Bombardier Inc.).
Проблемы с «Ротаксом»
Слов нет – двигатель действительно хороший: экономичный и надежный, что неоднократно доказано его эксплуатацией во многих странах мира. Мотор ставят на свои летательные аппараты авиапроизводители из США, Европы, Израиля, известного своими «продвинутыми» беспилотниками.
По информации, предоставленной «Росавиацией», на территории РФ 90 % легких самолетов и БПЛА оснащены силовыми установками заграничного производства, из которых до 50 % – Rotax.
Даже на «Байрактаре» стоит Rotax 912. Но вот турки продали свои беспилотники Азербайджану, которые «засветились» в Нагорном Карабахе, где развивался конфликт. В итоге канадцы перестали поставлять движки Анкаре. Только представьте: это все равно, что обвинить в ДТП не водителей, а разработчика кузова или подвески авто!
Гаврилов-Ямский «Агат»
Поэтому в России решили развивать собственное производство компактных авиадвигателей. В 2013-м завод, расположенный в Ярославской области, получил госзаказ на создание и организацию масштабного производства нескольких вариантов авиационного поршневого двигателя (АПД). Надо сказать, что предприятие «Агат», отметившее с минувшем году 55 лет с момента начала деятельности, уже занималось выпуском деталей к моторам для самолетов. В основном это топливорегулирующая аппаратура, другие узлы, агрегаты, устанавливаемые на военные и гражданские воздушные суда. Данное направление деятельности сохраняется и сегодня.
«Агат Б»: по расположению цилиндров видно, что это оппозит. Фото: YouTube.com
Уже в 2015-м на выставке МАКС предприятие представило свои новые разработки – пару бензиновых поршневых моторов для легких самолетов, БПЛА. Речь идет об агрегатах ПД-1400 («Агат-Б1») и АПД-110/120 («Агат-Б»), призванных устранить «засилье» «Ротаксов» на российском рынке. В создании двигателей принимали участие НАМИ и Научный центр «ГРАТ».
Более мощный «собрат» АПД-110/120: 6-цилиндровый «Агат Д». Фото: YouTube.com
Представленные заводом авиадвигатели – не какая-то лицензионная копия, а полностью российская продукция, в которой отсутствуют импортные комплектующие. Любопытно: моторы оппозитные т. е. цилиндры расположены горизонтально и поршни двигаются навстречу друг другу, как в мотоцикле «Урал» или автомобилях «Субару».
Двигатель «Агат-Б» (АПД-110/120)
Отличается смешанной системой охлаждения: для ГБЦ оно жидкостное, рубашек цилиндров – воздушное. Мотор с распределенным впрыском оснащен компрессором с турбиной, встроенным редуктором. Система смазки имеет наружную емкость и «сухой» картер. Технические характеристики последней модификации – четырехцилиндровой модели АПД-110/120В:
✅ объем – 1,76 л
✅ мощность на взлете (продолжительная) – 140 (130) «лошадей»
✅ расход горючего – 280 г/л. с.*ч
✅ длина, ширина, высота – 69,9, 69,1 и 71,3 см
✅ масса – 105 кг без технических жидкостей
В качестве топлива необходим бензин Аи-95 «Премиум». Мотор рассчитан на эксплуатацию в температурном диапазоне от -50° до +50°. В разработке двигателя принимал участие Рыбинский научный центр «Итлан»: «Агат» занимался выпуском деталей.
Винты АВ-115 тоже производства РФ. Фото: YouTube.com
Предполагается, что АПД-110/120В заменит канадский «Ротакс 914». Сегодня российские авиамоторы уже применяются на некоторых военных и гражданских БПЛА.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....