
Volkswagen 1600 – самая мощная модель завода 60-х
Немецкий производитель Volkswagen, долгое время бывший «заводом одной модели», с начала 60-х предпринял решительные шаги к слому данного стереотипа. Понимая, что рано или поздно придется делать расширение и обновление линейки, в руководстве концерна решили не доводить все до критического момента.
Ведь их «вечноживущий» «Жук» когда-то тоже должен был покинуть конвейер. И, не имея достойного преемника, ситуация могла завершиться довольно печально – вплоть до исчезновения уже набравшей популярность марки. В качестве страховочной подушки безопасности выступила модель Volkswagen 1500, появившаяся в 1961 году.
Туристический седан VW 1600 TL, встреченный неоднозначно. Фото: youtube.com
И хотя легендарный «народный автомобиль» не только выжил (продолжая серийный выпуск), но и превзошел своего преемника, специалисты предприятия не стали почивать на лаврах. Доработав силовой агрегат и внеся ряд других изменений в конструкцию, в середине десятилетия они предложили новинку с более мощным мотором – Volkswagen 1600.
С самого начала истории предприятия талантливый инженер Фердинанд Порше сделал ставку на заднеприводную концепцию. К ней также прилагались плоские двигатели воздушного охлаждения, расположенными за задней осью. Первым стал упомянутый Kafer или Beetle (Тип 1), выпускавшийся рекордно долгое время: с 1938 по 2003 годы.
В 1950 году к нему присоединился многоцелевой Transporter (Тип 2), выполнявший функции фургона или микроавтобуса. Его седьмое поколение T7 все еще находится на конвейере. И только после этого производитель перешел к решительному расширению заводской линейки.
Обтекаемая задняя часть – основное внешнее отличие от VW 1500. Фото: youtube.com
Создавая Type 3, Volkswagen остался верен довоенному дизайну Beetle. Сохранилась центральная трубчатая рама с опорной плитой, конструкция подвески и двигатель с вентиляторным охлаждением сзади. Однако, в отличие от предшественника, новая линейка получила понтонный корпус, обеспечивающий немного больше внутреннего пространства.
Также все серийные версии имели как переднее, так и заднее багажные отделения (последнее – сверху над двигателем). Доступ к самому силовому агрегату при этом обеспечивался через отверстие в перегородке между ним и небольшим вещевым отсеком.
Оригинальный VW 1500 с четырехступенчатой коробкой передач развивал максимальную скорость до 130 км/ч. При этом его средний расход топлива составлял около 8,4 л/100 км. Через два года после начала серийного производства компания представила VW 1500 S с увеличенной до 54 л. с мощностью.
Вертикальные вентиляционные прорези на задних крыльях, как у Variant. Фото: youtube.com
Этого показателя добились благодаря установке второго карбюратора. Направление признали перспективным, поэтому новые двигатели появились во всех версиях кузова: седан, Variant и Karmann-Ghia. Все это стало первым шагом к переходу на более высокий уровень.
В течение трех лет в конструкцию автомобиля не вносилось каких-либо значительных изменений. С августа 1968 года появилась возможность компоновать двигатели VW 1600 электронным впрыском топлива Bosch вместо карбюраторов Solex. Эта опция предоставлялась за дополнительную плату. Показатели мощности силового агрегата при таком исполнении оставались неизменными. Вот его основные параметры:
✅ рабочий объем – 1586 куб. см
✅ диаметр цилиндра увеличен до 85,5 мм
✅ мощность – 54 л. с
Модель Volkswagen 1600 сыграла важную роль в истории немецкого автомобилестроения. Она долгие годы (вместе с предшественником данного типа – «1500») удерживали третье место по продажам на немецком рынке после родственного Beetle и Opel Kadett. Особенно ситуация улучшилась с появлением первого универсала VW Variant и провала последних Type 4 (Volkswagen 411 и 412) с пневмоприводом. Type 3 с охлаждаемым двигателем сзади, фактически, стали кульминацией базовой концепции Фердинанда Порше, корни которой уходили в 30-е годы.
С того же года предложение компании пополнилось двухдверной моделью VW 1600 TL (Touren-Limousine) с плавной задней частью. Те немцы, которым такие перемены не понравились, интерпретировали аббревиатуру как «Traurige Losung» («печальное решение»). Тем не менее нашлись и поклонники нового направления.
Эта модель, называемая также купе или фастбэк, имела объем багажного отделения 260 литров. Как и универсал «Вариант», автомобиль сохранил вертикальные вентиляционные прорези на задних крыльях. Все версии Volkswagen 1600 L и 1600 TL шли с оппозитной 1,6-литровой «четверкой». В случае применения непрямого впрыска топлива мощность оставалась неизменной, а вот крутящий момент увеличивался до 110 Н*м.
Доступ к двигателю через задний багажник. Фото: youtube.com
VW 1600 TL имел дисковые тормоза на передних колесах, а его цена начиналась с 6690 немецких марок. С 1966 года напряжение электрической системы осовременили, переведя с 6 на 12 В. Еще через год заливная горловина переднего бака стала доступна снаружи, что избавило от необходимости открывать передний капот. Вот как выглядела дальнейшая эволюция модели.
С 1968 года Type 3 предлагался в качестве альтернативы с трехступенчатой автоматической коробкой передач. Еще год спустя автомобиль подвергся серьезному фейслифтингу. Его результатом стал ряд перемен во внешнем дизайне:
✅ удлинена носовая часть
✅ увеличен багажный отсек до 420 литров
✅ изменены передние поворотники
✅ задние фонари получили иную конфигурацию
Постепенно все привыкли к обновленному Volkswagen. Критики успокоились, а популярность модели вышла далеко за пределы Федеративной Республики Германии. В ее лицензионной сборке заинтересовались многие производители. В том числе, и расположенные за океаном, на расстоянии нескольких тысяч километров.
В Сан-Бернарду-ду-Кампу (Бразилия) начиная с 1968 года стартовала сборка модели VW 1600. Автомобиль, сходивший с местного конвейера, существенно отличался от европейской версии. Все дело в том, что латиноамериканское предприятие прибегло к эдакой солянке из элементов от разных моделей.
Шасси бразильцы взяли от купе VW Karmann-Ghia, а двигатель – от Beetle. Кроме того, он имел передние диски VW 1600, а также предлагался в четырехдверной версии. Выпуск такого автомобиля в необычной комплектации продолжился примерно в течение 12 лет (до 1980 года). За этот период произведено около 400 000 бразильских версий Type 3. Таким образом он намного пережил базовую версию, собиравшуюся на мощностях в Вольфсбурге и Эмдене.
Салон и приборная панель похожи на VW 1500. Фото: youtube.com
Модель 1600, основанная на двухместном купе Volkswagen Karmann-Ghia, серийно выпускалась в период с 1965 по 1969 годы. После этого до июля 1973-го происходила сборка ограниченных партий. Кузовной цех Karmann также построил пару кабриолетов на базе седанов Type 3, но в производство они не пошли, как и четырехдверная версия автомобиля.
Вскоре после этого в Вольфсбурге стартовала сборка первого поколения Golf. Всего с 1961 года выпущено 2 583 015 единиц всех версий автомобилей серии 1500/1600. Около половины от этого количества пришлось на универсал Variant. Последним представителем первоначальной концепции компании стал Type 4, известный как Volkswagen 411/412, выпускавшийся с 1968 по 1974 год. Вы сможете прочитать об этой модели в одном из наших будущих материалов.
Ведь их «вечноживущий» «Жук» когда-то тоже должен был покинуть конвейер. И, не имея достойного преемника, ситуация могла завершиться довольно печально – вплоть до исчезновения уже набравшей популярность марки. В качестве страховочной подушки безопасности выступила модель Volkswagen 1500, появившаяся в 1961 году.

И хотя легендарный «народный автомобиль» не только выжил (продолжая серийный выпуск), но и превзошел своего преемника, специалисты предприятия не стали почивать на лаврах. Доработав силовой агрегат и внеся ряд других изменений в конструкцию, в середине десятилетия они предложили новинку с более мощным мотором – Volkswagen 1600.
С самого начала истории предприятия талантливый инженер Фердинанд Порше сделал ставку на заднеприводную концепцию. К ней также прилагались плоские двигатели воздушного охлаждения, расположенными за задней осью. Первым стал упомянутый Kafer или Beetle (Тип 1), выпускавшийся рекордно долгое время: с 1938 по 2003 годы.
В 1950 году к нему присоединился многоцелевой Transporter (Тип 2), выполнявший функции фургона или микроавтобуса. Его седьмое поколение T7 все еще находится на конвейере. И только после этого производитель перешел к решительному расширению заводской линейки.

Создавая Type 3, Volkswagen остался верен довоенному дизайну Beetle. Сохранилась центральная трубчатая рама с опорной плитой, конструкция подвески и двигатель с вентиляторным охлаждением сзади. Однако, в отличие от предшественника, новая линейка получила понтонный корпус, обеспечивающий немного больше внутреннего пространства.
Также все серийные версии имели как переднее, так и заднее багажные отделения (последнее – сверху над двигателем). Доступ к самому силовому агрегату при этом обеспечивался через отверстие в перегородке между ним и небольшим вещевым отсеком.
Модель с двигателем большей мощности
Оригинальный VW 1500 с четырехступенчатой коробкой передач развивал максимальную скорость до 130 км/ч. При этом его средний расход топлива составлял около 8,4 л/100 км. Через два года после начала серийного производства компания представила VW 1500 S с увеличенной до 54 л. с мощностью.

Этого показателя добились благодаря установке второго карбюратора. Направление признали перспективным, поэтому новые двигатели появились во всех версиях кузова: седан, Variant и Karmann-Ghia. Все это стало первым шагом к переходу на более высокий уровень.
Следующим этапом модернизации являлся переход на более крупный 1,6-литровый двигатель. Новинка получила обозначение VW 1600. Предложение начало действовать с августа 1965 года, когда стартовала новая серия.
В течение трех лет в конструкцию автомобиля не вносилось каких-либо значительных изменений. С августа 1968 года появилась возможность компоновать двигатели VW 1600 электронным впрыском топлива Bosch вместо карбюраторов Solex. Эта опция предоставлялась за дополнительную плату. Показатели мощности силового агрегата при таком исполнении оставались неизменными. Вот его основные параметры:
✅ рабочий объем – 1586 куб. см
✅ диаметр цилиндра увеличен до 85,5 мм
✅ мощность – 54 л. с
Модель Volkswagen 1600 сыграла важную роль в истории немецкого автомобилестроения. Она долгие годы (вместе с предшественником данного типа – «1500») удерживали третье место по продажам на немецком рынке после родственного Beetle и Opel Kadett. Особенно ситуация улучшилась с появлением первого универсала VW Variant и провала последних Type 4 (Volkswagen 411 и 412) с пневмоприводом. Type 3 с охлаждаемым двигателем сзади, фактически, стали кульминацией базовой концепции Фердинанда Порше, корни которой уходили в 30-е годы.
Туристический седан VW 1600 (TL)
С того же года предложение компании пополнилось двухдверной моделью VW 1600 TL (Touren-Limousine) с плавной задней частью. Те немцы, которым такие перемены не понравились, интерпретировали аббревиатуру как «Traurige Losung» («печальное решение»). Тем не менее нашлись и поклонники нового направления.
Эта модель, называемая также купе или фастбэк, имела объем багажного отделения 260 литров. Как и универсал «Вариант», автомобиль сохранил вертикальные вентиляционные прорези на задних крыльях. Все версии Volkswagen 1600 L и 1600 TL шли с оппозитной 1,6-литровой «четверкой». В случае применения непрямого впрыска топлива мощность оставалась неизменной, а вот крутящий момент увеличивался до 110 Н*м.

VW 1600 TL имел дисковые тормоза на передних колесах, а его цена начиналась с 6690 немецких марок. С 1966 года напряжение электрической системы осовременили, переведя с 6 на 12 В. Еще через год заливная горловина переднего бака стала доступна снаружи, что избавило от необходимости открывать передний капот. Вот как выглядела дальнейшая эволюция модели.
С 1968 года Type 3 предлагался в качестве альтернативы с трехступенчатой автоматической коробкой передач. Еще год спустя автомобиль подвергся серьезному фейслифтингу. Его результатом стал ряд перемен во внешнем дизайне:
✅ удлинена носовая часть
✅ увеличен багажный отсек до 420 литров
✅ изменены передние поворотники
✅ задние фонари получили иную конфигурацию
Постепенно все привыкли к обновленному Volkswagen. Критики успокоились, а популярность модели вышла далеко за пределы Федеративной Республики Германии. В ее лицензионной сборке заинтересовались многие производители. В том числе, и расположенные за океаном, на расстоянии нескольких тысяч километров.
Бразильский вариант VW 1600 и завершение выпуска
В Сан-Бернарду-ду-Кампу (Бразилия) начиная с 1968 года стартовала сборка модели VW 1600. Автомобиль, сходивший с местного конвейера, существенно отличался от европейской версии. Все дело в том, что латиноамериканское предприятие прибегло к эдакой солянке из элементов от разных моделей.
Шасси бразильцы взяли от купе VW Karmann-Ghia, а двигатель – от Beetle. Кроме того, он имел передние диски VW 1600, а также предлагался в четырехдверной версии. Выпуск такого автомобиля в необычной комплектации продолжился примерно в течение 12 лет (до 1980 года). За этот период произведено около 400 000 бразильских версий Type 3. Таким образом он намного пережил базовую версию, собиравшуюся на мощностях в Вольфсбурге и Эмдене.

Модель 1600, основанная на двухместном купе Volkswagen Karmann-Ghia, серийно выпускалась в период с 1965 по 1969 годы. После этого до июля 1973-го происходила сборка ограниченных партий. Кузовной цех Karmann также построил пару кабриолетов на базе седанов Type 3, но в производство они не пошли, как и четырехдверная версия автомобиля.
Вскоре после этого в Вольфсбурге стартовала сборка первого поколения Golf. Всего с 1961 года выпущено 2 583 015 единиц всех версий автомобилей серии 1500/1600. Около половины от этого количества пришлось на универсал Variant. Последним представителем первоначальной концепции компании стал Type 4, известный как Volkswagen 411/412, выпускавшийся с 1968 по 1974 год. Вы сможете прочитать об этой модели в одном из наших будущих материалов.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....