Азот вместо воздуха: стоит ли игра свеч?
Автомобильные колеса — это сложная система, от которой напрямую зависит безопасность и комфорт вождения. И она требует внимания и правильного обслуживания.
Спорным вопросом, интересующим автовладельцев, является использование азота вместо кислорода. Стоит ли переплачивать за «инертную» накачку? Давайте разберемся вместе.
На СТО и шиномонтажных станциях, где предлагают накачать шины азотом, вам озвучат преимущества, от отсутствия утечек до экономии топлива. Если у одних аргументов есть обоснования, то другие на 100 % ложны.
На СТО вам могут озвучить одну причину для накачки шин азотом — отсутствие утечек. Молекулы газа крупнее, чем кислорода, за счет чего он просачивается сквозь микропоры резины медленнее. Да, проникающая способность азота ниже, но это касается тонких молекулярных мембран, к которым нельзя отнести автомобильные шины. Тем более, на внутренней стороне покрышки присутствует слой полимера, за счет чего воздух удерживается в полном объеме.
На старых шинах утечки действительно возможны. Но это касается изношенных колес, где воздух уходит через микротрещины, то есть, не на молекулярном уровне. В таком случае утечка возможна как для кислорода, так и для азота.
Есть некоторая разница в молекулярной структуре. Кислород — двухатомный газ, его молекулы меньше, чем у одноатомного азота. По этой причине азот менее подвержен перепадам температур, чем воздух. Это означает, что давление в шинах, которые накачаны таким газом, будет более стабильным. В свою очередь это влияет на управляемость, плавность хода, износ резины и расход горючего. При уменьшении температуры воздуха газ практически не сжимается. Но это все — теория.
На практике давление в колесах, накачаных азотом и воздухом, может меняться. Но причина этому — влага, которая, в любом случае, есть в воздухе. Когда колесо накачивается, она попадает внутрь, поскольку на «шиномонтажках» редко используют насосы с осушителями. В составе чистого азота не должно быть водяного пара, поскольку именно от него зависит изменение давления, а именно, его увеличение при нагреве, и снижение при охлаждении.
Поэтому накачивать и проверять шины необходимо «на холодную», при обычной температуре до того, как вы начали движение. Если сразу давление повышенное (например, 2,5 бар), то при езде летом оно увеличится до 2,7-2,8 бар. Это приведет к более быстрому износу резины, ухудшится управляемость автомобилем. Если давление слишком низкое, то вырастет и расход горючего. То есть, от азота зависит стабильность, но не из-за состава газа, а благодаря отсутствию влаги.
Азот является инертным газом, который не вступает в химические реакции с другими веществами при обычных условиях. Но и кислород не оказывает критически губительного воздействия на металл или резину внутри колеса. Покрышка больше изнашивается от контакта с дорожными реагентами, ультрафиолета и механического износа. Если шине наносит какой-то вред кислород, то скорее, именно его влажность. Но даже ее воздействие будет медленным и не критическим.
Существует множество странных аргументов в пользу азота, среди которых улучшение динамики движения, высокая плавность хода, снижение тормозного пути. На станциях техобслуживания вас могут убеждать, что отказ от кислорода в шинах приведет к уменьшению износа проектора, экономии топлива и прочим «радостям». Но эти аргументы можно связать только с давлением в колесах.
Разобравшись со всеми плюсами и минусами и поняв, где правда, а где рекламный ход, каждый решит сам. Фактически, каких-то серьезных недостатков у накачки автомобильных колес азотом нет. Все зависит от того, стоят ли лично для вас эти плюсы тех денег, которые вы заплатите. Цены на накачку азотом — от 150 до 440 руб. в среднем, в зависимости от диаметра колеса.
Спорным вопросом, интересующим автовладельцев, является использование азота вместо кислорода. Стоит ли переплачивать за «инертную» накачку? Давайте разберемся вместе.
На СТО и шиномонтажных станциях, где предлагают накачать шины азотом, вам озвучат преимущества, от отсутствия утечек до экономии топлива. Если у одних аргументов есть обоснования, то другие на 100 % ложны.
Отсутствие утечек
На СТО вам могут озвучить одну причину для накачки шин азотом — отсутствие утечек. Молекулы газа крупнее, чем кислорода, за счет чего он просачивается сквозь микропоры резины медленнее. Да, проникающая способность азота ниже, но это касается тонких молекулярных мембран, к которым нельзя отнести автомобильные шины. Тем более, на внутренней стороне покрышки присутствует слой полимера, за счет чего воздух удерживается в полном объеме.
Манометр для проверки давления в колесах. Фото: YouTube.com
На старых шинах утечки действительно возможны. Но это касается изношенных колес, где воздух уходит через микротрещины, то есть, не на молекулярном уровне. В таком случае утечка возможна как для кислорода, так и для азота.
Стабильное давление
Есть некоторая разница в молекулярной структуре. Кислород — двухатомный газ, его молекулы меньше, чем у одноатомного азота. По этой причине азот менее подвержен перепадам температур, чем воздух. Это означает, что давление в шинах, которые накачаны таким газом, будет более стабильным. В свою очередь это влияет на управляемость, плавность хода, износ резины и расход горючего. При уменьшении температуры воздуха газ практически не сжимается. Но это все — теория.
Накачка колеса азотом. Фото: YouTube.com
На практике давление в колесах, накачаных азотом и воздухом, может меняться. Но причина этому — влага, которая, в любом случае, есть в воздухе. Когда колесо накачивается, она попадает внутрь, поскольку на «шиномонтажках» редко используют насосы с осушителями. В составе чистого азота не должно быть водяного пара, поскольку именно от него зависит изменение давления, а именно, его увеличение при нагреве, и снижение при охлаждении.
Поэтому накачивать и проверять шины необходимо «на холодную», при обычной температуре до того, как вы начали движение. Если сразу давление повышенное (например, 2,5 бар), то при езде летом оно увеличится до 2,7-2,8 бар. Это приведет к более быстрому износу резины, ухудшится управляемость автомобилем. Если давление слишком низкое, то вырастет и расход горючего. То есть, от азота зависит стабильность, но не из-за состава газа, а благодаря отсутствию влаги.
Азот не способствует окислению?
Азот является инертным газом, который не вступает в химические реакции с другими веществами при обычных условиях. Но и кислород не оказывает критически губительного воздействия на металл или резину внутри колеса. Покрышка больше изнашивается от контакта с дорожными реагентами, ультрафиолета и механического износа. Если шине наносит какой-то вред кислород, то скорее, именно его влажность. Но даже ее воздействие будет медленным и не критическим.
Износ шины на внешней стороне. Фото: YouTube.com
Существует множество странных аргументов в пользу азота, среди которых улучшение динамики движения, высокая плавность хода, снижение тормозного пути. На станциях техобслуживания вас могут убеждать, что отказ от кислорода в шинах приведет к уменьшению износа проектора, экономии топлива и прочим «радостям». Но эти аргументы можно связать только с давлением в колесах.
Разобравшись со всеми плюсами и минусами и поняв, где правда, а где рекламный ход, каждый решит сам. Фактически, каких-то серьезных недостатков у накачки автомобильных колес азотом нет. Все зависит от того, стоят ли лично для вас эти плюсы тех денег, которые вы заплатите. Цены на накачку азотом — от 150 до 440 руб. в среднем, в зависимости от диаметра колеса.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Узкоколейкам – достойную эксплуатацию
Удобная железная мини-дорога может служить не только забавой для детей. В ролике на канале Everything Old & Vintage этот вид транспорта выполняет...