Азот вместо воздуха: стоит ли игра свеч?
Автомобильные колеса — это сложная система, от которой напрямую зависит безопасность и комфорт вождения. И она требует внимания и правильного обслуживания.
Спорным вопросом, интересующим автовладельцев, является использование азота вместо кислорода. Стоит ли переплачивать за «инертную» накачку? Давайте разберемся вместе.
На СТО и шиномонтажных станциях, где предлагают накачать шины азотом, вам озвучат преимущества, от отсутствия утечек до экономии топлива. Если у одних аргументов есть обоснования, то другие на 100 % ложны.
На СТО вам могут озвучить одну причину для накачки шин азотом — отсутствие утечек. Молекулы газа крупнее, чем кислорода, за счет чего он просачивается сквозь микропоры резины медленнее. Да, проникающая способность азота ниже, но это касается тонких молекулярных мембран, к которым нельзя отнести автомобильные шины. Тем более, на внутренней стороне покрышки присутствует слой полимера, за счет чего воздух удерживается в полном объеме.
На старых шинах утечки действительно возможны. Но это касается изношенных колес, где воздух уходит через микротрещины, то есть, не на молекулярном уровне. В таком случае утечка возможна как для кислорода, так и для азота.
Есть некоторая разница в молекулярной структуре. Кислород — двухатомный газ, его молекулы меньше, чем у одноатомного азота. По этой причине азот менее подвержен перепадам температур, чем воздух. Это означает, что давление в шинах, которые накачаны таким газом, будет более стабильным. В свою очередь это влияет на управляемость, плавность хода, износ резины и расход горючего. При уменьшении температуры воздуха газ практически не сжимается. Но это все — теория.
На практике давление в колесах, накачаных азотом и воздухом, может меняться. Но причина этому — влага, которая, в любом случае, есть в воздухе. Когда колесо накачивается, она попадает внутрь, поскольку на «шиномонтажках» редко используют насосы с осушителями. В составе чистого азота не должно быть водяного пара, поскольку именно от него зависит изменение давления, а именно, его увеличение при нагреве, и снижение при охлаждении.
Поэтому накачивать и проверять шины необходимо «на холодную», при обычной температуре до того, как вы начали движение. Если сразу давление повышенное (например, 2,5 бар), то при езде летом оно увеличится до 2,7-2,8 бар. Это приведет к более быстрому износу резины, ухудшится управляемость автомобилем. Если давление слишком низкое, то вырастет и расход горючего. То есть, от азота зависит стабильность, но не из-за состава газа, а благодаря отсутствию влаги.
Азот является инертным газом, который не вступает в химические реакции с другими веществами при обычных условиях. Но и кислород не оказывает критически губительного воздействия на металл или резину внутри колеса. Покрышка больше изнашивается от контакта с дорожными реагентами, ультрафиолета и механического износа. Если шине наносит какой-то вред кислород, то скорее, именно его влажность. Но даже ее воздействие будет медленным и не критическим.
Существует множество странных аргументов в пользу азота, среди которых улучшение динамики движения, высокая плавность хода, снижение тормозного пути. На станциях техобслуживания вас могут убеждать, что отказ от кислорода в шинах приведет к уменьшению износа проектора, экономии топлива и прочим «радостям». Но эти аргументы можно связать только с давлением в колесах.
Разобравшись со всеми плюсами и минусами и поняв, где правда, а где рекламный ход, каждый решит сам. Фактически, каких-то серьезных недостатков у накачки автомобильных колес азотом нет. Все зависит от того, стоят ли лично для вас эти плюсы тех денег, которые вы заплатите. Цены на накачку азотом — от 150 до 440 руб. в среднем, в зависимости от диаметра колеса.
Спорным вопросом, интересующим автовладельцев, является использование азота вместо кислорода. Стоит ли переплачивать за «инертную» накачку? Давайте разберемся вместе.
На СТО и шиномонтажных станциях, где предлагают накачать шины азотом, вам озвучат преимущества, от отсутствия утечек до экономии топлива. Если у одних аргументов есть обоснования, то другие на 100 % ложны.
Отсутствие утечек
На СТО вам могут озвучить одну причину для накачки шин азотом — отсутствие утечек. Молекулы газа крупнее, чем кислорода, за счет чего он просачивается сквозь микропоры резины медленнее. Да, проникающая способность азота ниже, но это касается тонких молекулярных мембран, к которым нельзя отнести автомобильные шины. Тем более, на внутренней стороне покрышки присутствует слой полимера, за счет чего воздух удерживается в полном объеме.
Манометр для проверки давления в колесах. Фото: YouTube.com
На старых шинах утечки действительно возможны. Но это касается изношенных колес, где воздух уходит через микротрещины, то есть, не на молекулярном уровне. В таком случае утечка возможна как для кислорода, так и для азота.
Стабильное давление
Есть некоторая разница в молекулярной структуре. Кислород — двухатомный газ, его молекулы меньше, чем у одноатомного азота. По этой причине азот менее подвержен перепадам температур, чем воздух. Это означает, что давление в шинах, которые накачаны таким газом, будет более стабильным. В свою очередь это влияет на управляемость, плавность хода, износ резины и расход горючего. При уменьшении температуры воздуха газ практически не сжимается. Но это все — теория.
Накачка колеса азотом. Фото: YouTube.com
На практике давление в колесах, накачаных азотом и воздухом, может меняться. Но причина этому — влага, которая, в любом случае, есть в воздухе. Когда колесо накачивается, она попадает внутрь, поскольку на «шиномонтажках» редко используют насосы с осушителями. В составе чистого азота не должно быть водяного пара, поскольку именно от него зависит изменение давления, а именно, его увеличение при нагреве, и снижение при охлаждении.
Поэтому накачивать и проверять шины необходимо «на холодную», при обычной температуре до того, как вы начали движение. Если сразу давление повышенное (например, 2,5 бар), то при езде летом оно увеличится до 2,7-2,8 бар. Это приведет к более быстрому износу резины, ухудшится управляемость автомобилем. Если давление слишком низкое, то вырастет и расход горючего. То есть, от азота зависит стабильность, но не из-за состава газа, а благодаря отсутствию влаги.
Азот не способствует окислению?
Азот является инертным газом, который не вступает в химические реакции с другими веществами при обычных условиях. Но и кислород не оказывает критически губительного воздействия на металл или резину внутри колеса. Покрышка больше изнашивается от контакта с дорожными реагентами, ультрафиолета и механического износа. Если шине наносит какой-то вред кислород, то скорее, именно его влажность. Но даже ее воздействие будет медленным и не критическим.
Износ шины на внешней стороне. Фото: YouTube.com
Существует множество странных аргументов в пользу азота, среди которых улучшение динамики движения, высокая плавность хода, снижение тормозного пути. На станциях техобслуживания вас могут убеждать, что отказ от кислорода в шинах приведет к уменьшению износа проектора, экономии топлива и прочим «радостям». Но эти аргументы можно связать только с давлением в колесах.
Разобравшись со всеми плюсами и минусами и поняв, где правда, а где рекламный ход, каждый решит сам. Фактически, каких-то серьезных недостатков у накачки автомобильных колес азотом нет. Все зависит от того, стоят ли лично для вас эти плюсы тех денег, которые вы заплатите. Цены на накачку азотом — от 150 до 440 руб. в среднем, в зависимости от диаметра колеса.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...