
«Безвтыковые» поршни – спасут ли они мотор
Обрыв ремня ГРМ обычно не считается какой-то «трагедией»: замена занимает чаще всего не более часа. Поставил новую деталь и поехал дальше. Но только при условии, если в двигателе стоят т. н. «безвтыковые» поршни. У них есть серьезное отличие от обычных – специальные проточки под клапаны.
Если выемок нет, то не исключен серьезный ремонт головки блока цилиндров. При обрыве ремня или цепи, что случается реже, поршень неизбежно встретится с клапанами. Результатом станет появление следов удара на первом и загибание вторых. Чтобы избежать таких печальных последствий, в днище поршня делают специальные выемки. Тогда при обрыве ремня ГРМ клапаны в них просто утопятся и дорогостоящий ремонт не понадобится.
Поршни с проточками можно купить в любом автомагазине. Фото: YouTube.com
Кажется, вот оно, техническое решение проблемы! Делай лунки в деталях и всем будет счастье. Однако многие производители «упрямо» ставят на свои двигатели обычные поршни, без выемок. Так в чем же дело?
У каждого ДВС есть свои конструктивные параметры, связанные с камерой сгорания. Это ее форма, объем, степень сжатия и многое другое. Что дают выемки в поршнях, кроме условной (это мы рассмотрим позже) гарантии отсутствия встречи с клапанами? Деталь с лунками в днище дольше прослужит. Это связано с тем, что из-за них приходится плоскость поршня делать более толстой. Собственно, на этом преимущества и заканчиваются. Но ведь есть и отрицательные стороны, которых немало.
Проточки негативно влияют на основные характеристики силового агрегата. В первую очередь снижается мощность, падает динамика разгона, повышается расход горючего, двигатель становится менее экологичным. Да и стоить он будет чуть дороже. Топлива понадобится больше, потому что поршень тяжелее из-за утолщенного днища. В итоге нагрузка на шатун, стенки цилиндра возрастает, что ведет к более интенсивному износу мотора в целом.
На поршне хорошо видны следы от контакта с клапанами. Фото: YouTube.com
Камера сгорания, «благодаря» выемкам, получает иную, сложную конфигурацию. В итоге топливо сжигается неравномерно, что приводит к проникновению его паров в глушитель. А это уже плохо влияет на дорогостоящий катализатор, который придется менять раньше срока. К тому же движок станет более подверженным детонации. Проточки на поршне увеличивают объем камеры сгорания, что приводит к уменьшению мощности на 5-7 % из-за снижения компрессии.
Казалось бы, ответ уже дан. Но все не так просто, особенно если речь идет о двигателе с солидным пробегом. Все дело в нагаре: его толщина может достичь такой степени, что отложения закроют выемки и они станут бесполезными. Прибавьте сюда еще и продукты горения, накапливающиеся на клапанах. Если вовремя не очищать ЦПГ от нагара и лить не рекомендованное производителем масло, «встреча на Эльбе» неминуема. Да, пусть клапаны загнет не так сильно, как на поршнях без выемок, но все равно ГБЦ придется снимать, ремонтировать.
Толстый нагар может организовать контакт с клапанами даже «безвтыкового» поршня. Фото: YouTube.com
А что производители? Их понять можно: отсутствие выемок делает автомобиль мощнее, динамичнее, экономичнее, да еще и дешевле. Ну как тут не воспользоваться таким «набором». К тому же современные ремни ГРМ рвутся все реже, да и культура обслуживания у автовладельцев выросла: зачастую они предпочитают менять деталь заранее, а не ждать, когда она выйдет из строя.
И, тем не менее, АвтоВАЗ на своем агрегате Lada 1.8 Evo устанавливает «безвтыковые» поршни. Хотя последний раз это делал десятилетия назад. Почему? Видимо на заводе понимают психологию среднего российского автовладельца. А он нередко экономит на запчастях и покупает ремень ГРМ, производства неведомой компании, который рвется уже через 5-10 тыс. км пробега. Понятно: антиреклама ВАЗу не нужна. А вот какие поршни будете ставить вы при капитальном ремонте двигателя, зависит только от вас.
Если выемок нет, то не исключен серьезный ремонт головки блока цилиндров. При обрыве ремня или цепи, что случается реже, поршень неизбежно встретится с клапанами. Результатом станет появление следов удара на первом и загибание вторых. Чтобы избежать таких печальных последствий, в днище поршня делают специальные выемки. Тогда при обрыве ремня ГРМ клапаны в них просто утопятся и дорогостоящий ремонт не понадобится.

Кажется, вот оно, техническое решение проблемы! Делай лунки в деталях и всем будет счастье. Однако многие производители «упрямо» ставят на свои двигатели обычные поршни, без выемок. Так в чем же дело?
Особенности «безвтыковых» двигателей
У каждого ДВС есть свои конструктивные параметры, связанные с камерой сгорания. Это ее форма, объем, степень сжатия и многое другое. Что дают выемки в поршнях, кроме условной (это мы рассмотрим позже) гарантии отсутствия встречи с клапанами? Деталь с лунками в днище дольше прослужит. Это связано с тем, что из-за них приходится плоскость поршня делать более толстой. Собственно, на этом преимущества и заканчиваются. Но ведь есть и отрицательные стороны, которых немало.
Минусы
Проточки негативно влияют на основные характеристики силового агрегата. В первую очередь снижается мощность, падает динамика разгона, повышается расход горючего, двигатель становится менее экологичным. Да и стоить он будет чуть дороже. Топлива понадобится больше, потому что поршень тяжелее из-за утолщенного днища. В итоге нагрузка на шатун, стенки цилиндра возрастает, что ведет к более интенсивному износу мотора в целом.

Камера сгорания, «благодаря» выемкам, получает иную, сложную конфигурацию. В итоге топливо сжигается неравномерно, что приводит к проникновению его паров в глушитель. А это уже плохо влияет на дорогостоящий катализатор, который придется менять раньше срока. К тому же движок станет более подверженным детонации. Проточки на поршне увеличивают объем камеры сгорания, что приводит к уменьшению мощности на 5-7 % из-за снижения компрессии.
Спасут ли выемки от ремонта?
Казалось бы, ответ уже дан. Но все не так просто, особенно если речь идет о двигателе с солидным пробегом. Все дело в нагаре: его толщина может достичь такой степени, что отложения закроют выемки и они станут бесполезными. Прибавьте сюда еще и продукты горения, накапливающиеся на клапанах. Если вовремя не очищать ЦПГ от нагара и лить не рекомендованное производителем масло, «встреча на Эльбе» неминуема. Да, пусть клапаны загнет не так сильно, как на поршнях без выемок, но все равно ГБЦ придется снимать, ремонтировать.

А что производители? Их понять можно: отсутствие выемок делает автомобиль мощнее, динамичнее, экономичнее, да еще и дешевле. Ну как тут не воспользоваться таким «набором». К тому же современные ремни ГРМ рвутся все реже, да и культура обслуживания у автовладельцев выросла: зачастую они предпочитают менять деталь заранее, а не ждать, когда она выйдет из строя.
И, тем не менее, АвтоВАЗ на своем агрегате Lada 1.8 Evo устанавливает «безвтыковые» поршни. Хотя последний раз это делал десятилетия назад. Почему? Видимо на заводе понимают психологию среднего российского автовладельца. А он нередко экономит на запчастях и покупает ремень ГРМ, производства неведомой компании, который рвется уже через 5-10 тыс. км пробега. Понятно: антиреклама ВАЗу не нужна. А вот какие поршни будете ставить вы при капитальном ремонте двигателя, зависит только от вас.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....