«Безвтыковые» поршни – спасут ли они мотор
Обрыв ремня ГРМ обычно не считается какой-то «трагедией»: замена занимает чаще всего не более часа. Поставил новую деталь и поехал дальше. Но только при условии, если в двигателе стоят т. н. «безвтыковые» поршни. У них есть серьезное отличие от обычных – специальные проточки под клапаны.
Если выемок нет, то не исключен серьезный ремонт головки блока цилиндров. При обрыве ремня или цепи, что случается реже, поршень неизбежно встретится с клапанами. Результатом станет появление следов удара на первом и загибание вторых. Чтобы избежать таких печальных последствий, в днище поршня делают специальные выемки. Тогда при обрыве ремня ГРМ клапаны в них просто утопятся и дорогостоящий ремонт не понадобится.
Кажется, вот оно, техническое решение проблемы! Делай лунки в деталях и всем будет счастье. Однако многие производители «упрямо» ставят на свои двигатели обычные поршни, без выемок. Так в чем же дело?
У каждого ДВС есть свои конструктивные параметры, связанные с камерой сгорания. Это ее форма, объем, степень сжатия и многое другое. Что дают выемки в поршнях, кроме условной (это мы рассмотрим позже) гарантии отсутствия встречи с клапанами? Деталь с лунками в днище дольше прослужит. Это связано с тем, что из-за них приходится плоскость поршня делать более толстой. Собственно, на этом преимущества и заканчиваются. Но ведь есть и отрицательные стороны, которых немало.
Проточки негативно влияют на основные характеристики силового агрегата. В первую очередь снижается мощность, падает динамика разгона, повышается расход горючего, двигатель становится менее экологичным. Да и стоить он будет чуть дороже. Топлива понадобится больше, потому что поршень тяжелее из-за утолщенного днища. В итоге нагрузка на шатун, стенки цилиндра возрастает, что ведет к более интенсивному износу мотора в целом.
Камера сгорания, «благодаря» выемкам, получает иную, сложную конфигурацию. В итоге топливо сжигается неравномерно, что приводит к проникновению его паров в глушитель. А это уже плохо влияет на дорогостоящий катализатор, который придется менять раньше срока. К тому же движок станет более подверженным детонации. Проточки на поршне увеличивают объем камеры сгорания, что приводит к уменьшению мощности на 5-7 % из-за снижения компрессии.
Казалось бы, ответ уже дан. Но все не так просто, особенно если речь идет о двигателе с солидным пробегом. Все дело в нагаре: его толщина может достичь такой степени, что отложения закроют выемки и они станут бесполезными. Прибавьте сюда еще и продукты горения, накапливающиеся на клапанах. Если вовремя не очищать ЦПГ от нагара и лить не рекомендованное производителем масло, «встреча на Эльбе» неминуема. Да, пусть клапаны загнет не так сильно, как на поршнях без выемок, но все равно ГБЦ придется снимать, ремонтировать.
А что производители? Их понять можно: отсутствие выемок делает автомобиль мощнее, динамичнее, экономичнее, да еще и дешевле. Ну как тут не воспользоваться таким «набором». К тому же современные ремни ГРМ рвутся все реже, да и культура обслуживания у автовладельцев выросла: зачастую они предпочитают менять деталь заранее, а не ждать, когда она выйдет из строя.
И, тем не менее, АвтоВАЗ на своем агрегате Lada 1.8 Evo устанавливает «безвтыковые» поршни. Хотя последний раз это делал десятилетия назад. Почему? Видимо на заводе понимают психологию среднего российского автовладельца. А он нередко экономит на запчастях и покупает ремень ГРМ, производства неведомой компании, который рвется уже через 5-10 тыс. км пробега. Понятно: антиреклама ВАЗу не нужна. А вот какие поршни будете ставить вы при капитальном ремонте двигателя, зависит только от вас.
Если выемок нет, то не исключен серьезный ремонт головки блока цилиндров. При обрыве ремня или цепи, что случается реже, поршень неизбежно встретится с клапанами. Результатом станет появление следов удара на первом и загибание вторых. Чтобы избежать таких печальных последствий, в днище поршня делают специальные выемки. Тогда при обрыве ремня ГРМ клапаны в них просто утопятся и дорогостоящий ремонт не понадобится.
Поршни с проточками можно купить в любом автомагазине. Фото: YouTube.com
Кажется, вот оно, техническое решение проблемы! Делай лунки в деталях и всем будет счастье. Однако многие производители «упрямо» ставят на свои двигатели обычные поршни, без выемок. Так в чем же дело?
Особенности «безвтыковых» двигателей
У каждого ДВС есть свои конструктивные параметры, связанные с камерой сгорания. Это ее форма, объем, степень сжатия и многое другое. Что дают выемки в поршнях, кроме условной (это мы рассмотрим позже) гарантии отсутствия встречи с клапанами? Деталь с лунками в днище дольше прослужит. Это связано с тем, что из-за них приходится плоскость поршня делать более толстой. Собственно, на этом преимущества и заканчиваются. Но ведь есть и отрицательные стороны, которых немало.
Минусы
Проточки негативно влияют на основные характеристики силового агрегата. В первую очередь снижается мощность, падает динамика разгона, повышается расход горючего, двигатель становится менее экологичным. Да и стоить он будет чуть дороже. Топлива понадобится больше, потому что поршень тяжелее из-за утолщенного днища. В итоге нагрузка на шатун, стенки цилиндра возрастает, что ведет к более интенсивному износу мотора в целом.
На поршне хорошо видны следы от контакта с клапанами. Фото: YouTube.com
Камера сгорания, «благодаря» выемкам, получает иную, сложную конфигурацию. В итоге топливо сжигается неравномерно, что приводит к проникновению его паров в глушитель. А это уже плохо влияет на дорогостоящий катализатор, который придется менять раньше срока. К тому же движок станет более подверженным детонации. Проточки на поршне увеличивают объем камеры сгорания, что приводит к уменьшению мощности на 5-7 % из-за снижения компрессии.
Спасут ли выемки от ремонта?
Казалось бы, ответ уже дан. Но все не так просто, особенно если речь идет о двигателе с солидным пробегом. Все дело в нагаре: его толщина может достичь такой степени, что отложения закроют выемки и они станут бесполезными. Прибавьте сюда еще и продукты горения, накапливающиеся на клапанах. Если вовремя не очищать ЦПГ от нагара и лить не рекомендованное производителем масло, «встреча на Эльбе» неминуема. Да, пусть клапаны загнет не так сильно, как на поршнях без выемок, но все равно ГБЦ придется снимать, ремонтировать.
Толстый нагар может организовать контакт с клапанами даже «безвтыкового» поршня. Фото: YouTube.com
А что производители? Их понять можно: отсутствие выемок делает автомобиль мощнее, динамичнее, экономичнее, да еще и дешевле. Ну как тут не воспользоваться таким «набором». К тому же современные ремни ГРМ рвутся все реже, да и культура обслуживания у автовладельцев выросла: зачастую они предпочитают менять деталь заранее, а не ждать, когда она выйдет из строя.
И, тем не менее, АвтоВАЗ на своем агрегате Lada 1.8 Evo устанавливает «безвтыковые» поршни. Хотя последний раз это делал десятилетия назад. Почему? Видимо на заводе понимают психологию среднего российского автовладельца. А он нередко экономит на запчастях и покупает ремень ГРМ, производства неведомой компании, который рвется уже через 5-10 тыс. км пробега. Понятно: антиреклама ВАЗу не нужна. А вот какие поршни будете ставить вы при капитальном ремонте двигателя, зависит только от вас.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....