«Безвтыковые» поршни – спасут ли они мотор
514

«Безвтыковые» поршни – спасут ли они мотор

Обрыв ремня ГРМ обычно не считается какой-то «трагедией»: замена занимает чаще всего не более часа. Поставил новую деталь и поехал дальше. Но только при условии, если в двигателе стоят т. н. «безвтыковые» поршни. У них есть серьезное отличие от обычных – специальные проточки под клапаны.


Если выемок нет, то не исключен серьезный ремонт головки блока цилиндров. При обрыве ремня или цепи, что случается реже, поршень неизбежно встретится с клапанами. Результатом станет появление следов удара на первом и загибание вторых. Чтобы избежать таких печальных последствий, в днище поршня делают специальные выемки. Тогда при обрыве ремня ГРМ клапаны в них просто утопятся и дорогостоящий ремонт не понадобится.

«Безвтыковые» поршни – спасут ли они моторПоршни с проточками можно купить в любом автомагазине. Фото: YouTube.com

Кажется, вот оно, техническое решение проблемы! Делай лунки в деталях и всем будет счастье. Однако многие производители «упрямо» ставят на свои двигатели обычные поршни, без выемок. Так в чем же дело?

Особенности «безвтыковых» двигателей


У каждого ДВС есть свои конструктивные параметры, связанные с камерой сгорания. Это ее форма, объем, степень сжатия и многое другое. Что дают выемки в поршнях, кроме условной (это мы рассмотрим позже) гарантии отсутствия встречи с клапанами? Деталь с лунками в днище дольше прослужит. Это связано с тем, что из-за них приходится плоскость поршня делать более толстой. Собственно, на этом преимущества и заканчиваются. Но ведь есть и отрицательные стороны, которых немало.

Минусы


Проточки негативно влияют на основные характеристики силового агрегата. В первую очередь снижается мощность, падает динамика разгона, повышается расход горючего, двигатель становится менее экологичным. Да и стоить он будет чуть дороже. Топлива понадобится больше, потому что поршень тяжелее из-за утолщенного днища. В итоге нагрузка на шатун, стенки цилиндра возрастает, что ведет к более интенсивному износу мотора в целом.

На поршне хорошо видны следы от контакта с клапанами. Фото: YouTube.com

Камера сгорания, «благодаря» выемкам, получает иную, сложную конфигурацию. В итоге топливо сжигается неравномерно, что приводит к проникновению его паров в глушитель. А это уже плохо влияет на дорогостоящий катализатор, который придется менять раньше срока. К тому же движок станет более подверженным детонации. Проточки на поршне увеличивают объем камеры сгорания, что приводит к уменьшению мощности на 5-7 % из-за снижения компрессии.

Спасут ли выемки от ремонта?


Казалось бы, ответ уже дан. Но все не так просто, особенно если речь идет о двигателе с солидным пробегом. Все дело в нагаре: его толщина может достичь такой степени, что отложения закроют выемки и они станут бесполезными. Прибавьте сюда еще и продукты горения, накапливающиеся на клапанах. Если вовремя не очищать ЦПГ от нагара и лить не рекомендованное производителем масло, «встреча на Эльбе» неминуема. Да, пусть клапаны загнет не так сильно, как на поршнях без выемок, но все равно ГБЦ придется снимать, ремонтировать.

Толстый нагар может организовать контакт с клапанами даже «безвтыкового» поршня. Фото: YouTube.com

А что производители? Их понять можно: отсутствие выемок делает автомобиль мощнее, динамичнее, экономичнее, да еще и дешевле. Ну как тут не воспользоваться таким «набором». К тому же современные ремни ГРМ рвутся все реже, да и культура обслуживания у автовладельцев выросла: зачастую они предпочитают менять деталь заранее, а не ждать, когда она выйдет из строя.

И, тем не менее, АвтоВАЗ на своем агрегате Lada 1.8 Evo устанавливает «безвтыковые» поршни. Хотя последний раз это делал десятилетия назад. Почему? Видимо на заводе понимают психологию среднего российского автовладельца. А он нередко экономит на запчастях и покупает ремень ГРМ, производства неведомой компании, который рвется уже через 5-10 тыс. км пробега. Понятно: антиреклама ВАЗу не нужна. А вот какие поршни будете ставить вы при капитальном ремонте двигателя, зависит только от вас.
А вы что думаете о поршнях с выемками под клапаны?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Як-18Т снова вернут в «строй»

Як-18Т снова вернут в «строй»

С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России

«Везува С2» – сделано в России

Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Собираем клюкву трактором

Собираем клюкву трактором

Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Полируем фары картоном

Полируем фары картоном

Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...