Концепт BMW AVT 1981 года: дело – труба (аэродинамическая)
На заре автомобилестроения началась «лошадиная» гонка. Производитель занимался проблемой номер один: как увеличить силу ДВС. Второй задачей был элегантный экстерьер.
Внимание пользователей привлекали вычурными кузовами. Разнообразие поражало: родстеры и кабриолеты, ландо и тарга, спайдеры и фаэтоны. Перескакивая через хардтопы и фастбэки, видим шутинг-брейки, экзотические брогамы и юты. Эксклюзивную красоту машин создавали кузовные ателье. Автомобильного «индпошива» мы касались в статье Talbot Lago Grand Sport, опубликованной ранее.
Удобство и функциональность тоже не выпадали из поля зрения изготовителей. Ящички и боксы для мелочей, места под зонты, перчатки, очки. Багажники рассчитывали под стандарты чемоданов леди и саквояжей джентльменов.
С горечью разбередим незаживающую рану и вспомним, как наш «Руссо-Балт» С24/55 взял гонку в Монако в 1912 году. Но чемпионства не получил только потому, что был недостаточно элегантен. Чемоданы они, видите ли, не разместили…
Словом, производитель думал о чем угодно, только не об аэродинамике. Так продолжалось до середины прошлого века. Потом спохватились.
Тема не новая. Влияние встречных воздушных потоков на скорость движущегося тела инженеры изучили давно. Но аэродинамика была прерогативой авиации.
Во времена, когда топливная экономия мало кого волновала, на заводах создавали автомобили более пяти метров. Вес легковушек в пределах двух тонн был нормой. Кузовные элементы исчислялись десятками, и каждая деталь стремилась задержать встречный ветер.
А высокое лобовое сопротивление означает:
✅ потерю скорости
✅ впустую растраченную энергию
✅ худшее сцепление колес с дорогой
✅ трудную управляемость транспортным средством
Но что-то изменилось в экономике, в автомоде. Расход горючего стал важным показателем, особенно с нефтяными кризисами, которые трясли мир с завидной регулярностью. Народ захотел высоких скоростей на общественных дорогах, возжелал спорткары или, как минимум, спортивные режимы езды в обычных авто.
Тут инженерная когорта круто развернулась и воззрилась на аэродинамику. С кузовов, как осенние листья, начали слетать милые финтифлюшки, громоздкие элементы декора. Их место постепенно занимал аэродинамический обвес: спойлеры, сплиттеры, антикрылья, диффузоры и т. д.
Формула аэродинамического сопротивления несложная. Но обойдемся без нее. Показатель обозначается коэффициентом Сх и демонстрирует, насколько легко в момент движения машина «рассекает» встречный воздух.
Возьмем три предмета: автомобиль, плоский щит и цилиндр. Образцы одного поперечного сечения. Запустим испытуемых по дороге. Труднее всего противостоять встречному ветру щиту: за ним образуется мощное завихрение. Разреженный воздух тянет плоский предмет назад: Cx равен 1,17-1,2.
Проще прорваться сквозь толщу воздуха цилиндру: его сопротивление на 17-20 % ниже щита. Выходит, величина Сх зависит от формы тела. По этой причине машина еще легче цилиндра пройдет набегающий поток.
Лобовое сопротивление автомобиля, в среднем, составляет 0,3, что на 70 % меньше цилиндра. А если поработать над кузовом? Убрать элементы, задерживающие воздух?
Конечно, машина помчится стремительнее. Идеальная форма физического тела для минимального лобового сопротивления – капля: спереди округлый «обтекатель», сзади длинный хвостик. Завихрение создается минимальное, Сх = 0,04. К каплевидной форме и начали приближать форму автомобилей.
Для определения коэффициента Сх используют сложные технические сооружения – аэротрубы. Теперь едва ли не на каждом крупном автомобильном предприятии строят грандиозные объекты диаметром до 30 м, длиной 150 м.
Испытуемый объект стоит внутри неподвижно, в то время как в трубу вентиляторами нагнетают воздух. Скорость последнего часто зашкаливает за 200 км/ч.
В этот момент лаборанты замеряют лобовые и боковые (Cy и Cz) ветровые нагрузки на авто, а также прижимную силу. Как раз ту, которая норовит оторвать транспортное средство от дороги и поднять в атмосферу.
Часто производители указывают величину Сх модели, не загоняя автомобиль в трубу. Не так поступили на БМВ.
В 1981 году руководство компании вплотную занялось аэродинамикой автомобилей. Сказался болезненный нефтяной кризис 1974-1979 годов, да и время пришло.
Сначала построили трубу, а в качестве демонстрационного объекта создали модель BMW AVT. Своеобразная «пиар-мера» открытия нового сооружения. Аббревиатура AVT сложена из немецких слов «Aerodynamischer Versuchstrager» – транспорт для тестирования аэродинамики. Или – аэродинамический испытательный автомобиль.
Ему не предназначили ни двигателя, ни интерьера. Зато уготовили особую роль в истории компании. На корпусе авто «обкатывали» аэродинамику будущих моделей БМВ. От машины остались только чертежи в архивах бренда. Абрис модели размещен на главном фото. На проект почему-то навесили гриф секретности. «Самый загадочный концепт BMW», пишут автомобильные издания. А в чем тайна-то?
«Рассекретил» все сведения руководитель дизайнерского отдела производителя Домагой Дюкец (Дюкеч). О внешности известно, что низко посаженный нос плавно переходит к лобовому стеклу. Впрочем, что говорить? Достаточно посмотреть на модель Volkswagen XL1, о которой мы писали ранее. Те же округлые формы, закрытые юбками задние колеса и гладкие передние диски.
Модели BMW AVT не суждено было выйти за рамки концептуальной стадии. Словом, она стала жертвой аэродинамической трубы. Никого не прокатила, но дала бесценный опыт инженерам мировой машиностроительной отрасли.
Теперь всякий производитель ищет новые аэродинамические решения. Вопрос особо актуален в связи с ростом электромобилей на рынке. Чем ниже коэффициент лобового сопротивления, тем больший путь пройдет автомобиль без подзарядки на одном электромоторе. Дерзай, производитель, потенциал еще есть!
А мы назовем несколько моделей, которые демонстрируют ужасающую аэродинамику – свыше 0,5. Но какие это машины! Сильнейшие внедорожники. Им как-то глубоко безразлично ваше значение Сх.
У авто повышенной проходимости другая задача: месить размокшую колею, зло и упрямо выносить седоков из грязи, сугробов. Джипы уверенно идут по песку и камням, цепляются покрышками за дно глубоких бродов.
Имена «худших»:
✅ Lada 4x4/ВАЗ-21213 «Нива». Сх – 0,536. Полноприводный внедорожник с 4-ступенчатой механической коробкой производится с 1977 года. Мощность мотора – 81 л. с., предел скорости – 137 км/ч. Поменяет ли наш рыбак-охотник надежную «Ниву 4х4» на обтекаемого «горожанина»?
✅ Mercedes-Benz G-класса. Сх – 0,54. Вожделенный «Гелендваген» далек от каплевидной формы. Скорее, кирпич. Аэродинамика не позволяет даже безумной 630-сильной версии G 65 AMG взять скоростную планку 230 км/ч. Стал ли от этого «Гелик» менее желанным?
✅ Hummer H2. Сх – 0,57. Уверенный, брутальный атлет не догонит на трассе даже малолитражку. А оно ему надо? Мотор V8 объемом 6,2 литра с трудом пробивается сквозь воздушные массы, но великолепен в настоящих джунглях
В далеком 1981 году компания БМВ старалась не зря. Модели BMW 3-й серии (E90), BMW i8 показывают феноменальную аэродинамику – 0,26. Еще больше преуспела Tesla Model 3 – 0,21. А напоследок мы оставили машину, за которую немало переживали в свое время. Это General Motors EV1, экспериментальный электромобиль с показателем 0,195.
Внимание пользователей привлекали вычурными кузовами. Разнообразие поражало: родстеры и кабриолеты, ландо и тарга, спайдеры и фаэтоны. Перескакивая через хардтопы и фастбэки, видим шутинг-брейки, экзотические брогамы и юты. Эксклюзивную красоту машин создавали кузовные ателье. Автомобильного «индпошива» мы касались в статье Talbot Lago Grand Sport, опубликованной ранее.
Удобство и функциональность тоже не выпадали из поля зрения изготовителей. Ящички и боксы для мелочей, места под зонты, перчатки, очки. Багажники рассчитывали под стандарты чемоданов леди и саквояжей джентльменов.
С горечью разбередим незаживающую рану и вспомним, как наш «Руссо-Балт» С24/55 взял гонку в Монако в 1912 году. Но чемпионства не получил только потому, что был недостаточно элегантен. Чемоданы они, видите ли, не разместили…
Словом, производитель думал о чем угодно, только не об аэродинамике. Так продолжалось до середины прошлого века. Потом спохватились.
Аэродинамика в автомобилестроении: предпосылки
Тема не новая. Влияние встречных воздушных потоков на скорость движущегося тела инженеры изучили давно. Но аэродинамика была прерогативой авиации.
«Победа»: советские инженеры в числе первых начали применять аэродинамику в кузовах машин. Фото: YouTube.com
Во времена, когда топливная экономия мало кого волновала, на заводах создавали автомобили более пяти метров. Вес легковушек в пределах двух тонн был нормой. Кузовные элементы исчислялись десятками, и каждая деталь стремилась задержать встречный ветер.
А высокое лобовое сопротивление означает:
✅ потерю скорости
✅ впустую растраченную энергию
✅ худшее сцепление колес с дорогой
✅ трудную управляемость транспортным средством
Но что-то изменилось в экономике, в автомоде. Расход горючего стал важным показателем, особенно с нефтяными кризисами, которые трясли мир с завидной регулярностью. Народ захотел высоких скоростей на общественных дорогах, возжелал спорткары или, как минимум, спортивные режимы езды в обычных авто.
Тут инженерная когорта круто развернулась и воззрилась на аэродинамику. С кузовов, как осенние листья, начали слетать милые финтифлюшки, громоздкие элементы декора. Их место постепенно занимал аэродинамический обвес: спойлеры, сплиттеры, антикрылья, диффузоры и т. д.
Аэродинамика: что это
Формула аэродинамического сопротивления несложная. Но обойдемся без нее. Показатель обозначается коэффициентом Сх и демонстрирует, насколько легко в момент движения машина «рассекает» встречный воздух.
Автомобиль перед испытанием в аэродинамической трубе жестко фиксируют. Фото: YouTube.com
Возьмем три предмета: автомобиль, плоский щит и цилиндр. Образцы одного поперечного сечения. Запустим испытуемых по дороге. Труднее всего противостоять встречному ветру щиту: за ним образуется мощное завихрение. Разреженный воздух тянет плоский предмет назад: Cx равен 1,17-1,2.
Проще прорваться сквозь толщу воздуха цилиндру: его сопротивление на 17-20 % ниже щита. Выходит, величина Сх зависит от формы тела. По этой причине машина еще легче цилиндра пройдет набегающий поток.
Лобовое сопротивление автомобиля, в среднем, составляет 0,3, что на 70 % меньше цилиндра. А если поработать над кузовом? Убрать элементы, задерживающие воздух?
Архивное фото: модель General Motors EV1 с потрясающей величиной лобового сопротивления Сх – 0,195. Фото: YouTube.com
Конечно, машина помчится стремительнее. Идеальная форма физического тела для минимального лобового сопротивления – капля: спереди округлый «обтекатель», сзади длинный хвостик. Завихрение создается минимальное, Сх = 0,04. К каплевидной форме и начали приближать форму автомобилей.
Аэродинамическая труба
Для определения коэффициента Сх используют сложные технические сооружения – аэротрубы. Теперь едва ли не на каждом крупном автомобильном предприятии строят грандиозные объекты диаметром до 30 м, длиной 150 м.
Испытуемый объект стоит внутри неподвижно, в то время как в трубу вентиляторами нагнетают воздух. Скорость последнего часто зашкаливает за 200 км/ч.
Крупные производителя сооружают аэротрубы для испытания собственных моделей. Фото: YouTube.com
В этот момент лаборанты замеряют лобовые и боковые (Cy и Cz) ветровые нагрузки на авто, а также прижимную силу. Как раз ту, которая норовит оторвать транспортное средство от дороги и поднять в атмосферу.
Часто производители указывают величину Сх модели, не загоняя автомобиль в трубу. Не так поступили на БМВ.
Модель BMW AVT
В 1981 году руководство компании вплотную занялось аэродинамикой автомобилей. Сказался болезненный нефтяной кризис 1974-1979 годов, да и время пришло.
BMW AVT: модель осталась только на архивных бумагах компании. Фото: Domagoi Dukec
Сначала построили трубу, а в качестве демонстрационного объекта создали модель BMW AVT. Своеобразная «пиар-мера» открытия нового сооружения. Аббревиатура AVT сложена из немецких слов «Aerodynamischer Versuchstrager» – транспорт для тестирования аэродинамики. Или – аэродинамический испытательный автомобиль.
Ему не предназначили ни двигателя, ни интерьера. Зато уготовили особую роль в истории компании. На корпусе авто «обкатывали» аэродинамику будущих моделей БМВ. От машины остались только чертежи в архивах бренда. Абрис модели размещен на главном фото. На проект почему-то навесили гриф секретности. «Самый загадочный концепт BMW», пишут автомобильные издания. А в чем тайна-то?
Volkswagen XL1, похожий по форме на BMW AVT. Фото: YouTube.com
«Рассекретил» все сведения руководитель дизайнерского отдела производителя Домагой Дюкец (Дюкеч). О внешности известно, что низко посаженный нос плавно переходит к лобовому стеклу. Впрочем, что говорить? Достаточно посмотреть на модель Volkswagen XL1, о которой мы писали ранее. Те же округлые формы, закрытые юбками задние колеса и гладкие передние диски.
Модели BMW AVT не суждено было выйти за рамки концептуальной стадии. Словом, она стала жертвой аэродинамической трубы. Никого не прокатила, но дала бесценный опыт инженерам мировой машиностроительной отрасли.
Худшие и лучшие автомобили по аэродинамике
Теперь всякий производитель ищет новые аэродинамические решения. Вопрос особо актуален в связи с ростом электромобилей на рынке. Чем ниже коэффициент лобового сопротивления, тем больший путь пройдет автомобиль без подзарядки на одном электромоторе. Дерзай, производитель, потенциал еще есть!
Hummer H2 с лобовым сопротивлением Сх 0,57. Фото: YouTube.com
А мы назовем несколько моделей, которые демонстрируют ужасающую аэродинамику – свыше 0,5. Но какие это машины! Сильнейшие внедорожники. Им как-то глубоко безразлично ваше значение Сх.
У авто повышенной проходимости другая задача: месить размокшую колею, зло и упрямо выносить седоков из грязи, сугробов. Джипы уверенно идут по песку и камням, цепляются покрышками за дно глубоких бродов.
Имена «худших»:
✅ Lada 4x4/ВАЗ-21213 «Нива». Сх – 0,536. Полноприводный внедорожник с 4-ступенчатой механической коробкой производится с 1977 года. Мощность мотора – 81 л. с., предел скорости – 137 км/ч. Поменяет ли наш рыбак-охотник надежную «Ниву 4х4» на обтекаемого «горожанина»?
✅ Mercedes-Benz G-класса. Сх – 0,54. Вожделенный «Гелендваген» далек от каплевидной формы. Скорее, кирпич. Аэродинамика не позволяет даже безумной 630-сильной версии G 65 AMG взять скоростную планку 230 км/ч. Стал ли от этого «Гелик» менее желанным?
✅ Hummer H2. Сх – 0,57. Уверенный, брутальный атлет не догонит на трассе даже малолитражку. А оно ему надо? Мотор V8 объемом 6,2 литра с трудом пробивается сквозь воздушные массы, но великолепен в настоящих джунглях
В далеком 1981 году компания БМВ старалась не зря. Модели BMW 3-й серии (E90), BMW i8 показывают феноменальную аэродинамику – 0,26. Еще больше преуспела Tesla Model 3 – 0,21. А напоследок мы оставили машину, за которую немало переживали в свое время. Это General Motors EV1, экспериментальный электромобиль с показателем 0,195.
- Timofey
- youtube.com, Domagoi Dukec
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...