.d-md-none .d-lg-block bibimot

Стуки, люфт, течь рулевой рейки BMW E46 – что делать?

Стуки, люфт, течь рулевой рейки BMW E46 – что делать?
Рулевая рейка (РР) – часть механизма, предназначенная для передачи усилия от руля на поворотные кулаки колес. Это один из основных узлов системы, от которого зависит безопасность и управляемость BMW E46.


Конструктивно РР представляет собой механизм, который находится в зацеплении с шестерней, связанной с рулевым валом. Устройство преобразует вращательное движение руля в поступательное, необходимое для поворота. С помощью РР обеспечивается синхронный поворот и регулировка угла передних колес.

Конструктивные особенности


Один из основных компонентов РР — картер. Этот элемент обеспечивает защиту внутренних частей механизма от грязи, пыли и влаги. Для производства картера обычно используется алюминий, обладающий достаточной прочностью и легкостью.

Червяк или шестерня РР — механизм, вращающийся при движении рулевой колонки, с которой соединен подшипником. Изготавливается из высокопрочной стали, что обеспечивает его износостойкость и надежность. Зубчатый участок РР сцеплен с шестеренкой посредством нескольких пружин. Этот элемент преобразует вращательное движение «червяка» в поступательное рейки. Он изготавливается из высокопрочной стали с зубчатым профилем, обеспечивающим точное зацепление с шестерней.

Стуки, люфт, течь рулевой рейки BMW E46 – что делать?Расположение рулевой рейки на BMW E46. Фото: YouTube.com

Еще один компонент механизма — ограничитель амплитуды — состоит из манжета и втулки рулевой тяги. Эти элементы расположены по разные стороны относительно друг друга. Устройство ограничивает ход рейки, предотвращая повреждение механизма. К дополнительным компонентам РР можно отнести уплотнители, гидробарьерные кольца, опорные втулки, которые, хоть и считаются второстепенными, влияют на работоспособность устройств. Эти элементы обеспечивают герметичность и плавность работы РР и изготавливаются из износостойкой резины и пластика.

Неисправности и их признаки


Со временем РР изнашивается, что приводит к появлению различных признаков и «симптомов». Стук в передней части BMW E46 на начальных этапах слышен только при движении по неровной грунтовой дороге или брусчатке. Со временем он усиливается, посторонние звуки появляются при повороте руля. Стук может быть металлическим, глухим, единичным или повторяющимся. При выполнении маневров появляется скрип или скрежет, который может быть слышен как на ходу, так и на стоящем автомобиле. Звук усиливается при повороте руля в крайние положения.

Одним из признаков неисправности РР считается люфт. При повороте рулевого колеса появляется ощущение «пустоты». При выполнении маневра он реагирует не сразу, его свободный ход также может увеличиться. На износ компонентов РР указывает течь гидравлического масла. Жидкость имеет красный, желтый или коричневый оттенок. Подтеки смазки можно увидеть прямо под рейкой. При утечке вы заметите, как уровень масла в бачке гидроусилителя существенно снизился. Добавление смазки не решит проблему.

Рулевая рейка для BMW E46 в снятом виде. Фото: YouTube.com

К серьезным признакам неисправности рейки на BMW относится ухудшение управляемости. Руль может подклинивать или «закусывать» на поворотах. Если он заедает в определенном положении, требуется больше усилий для выполнения маневра. При ухудшении управляемости автомобиль самопроизвольно отклоняется от прямолинейного движения. Проблема усиливается при увеличении скорости. Если после поворота руль не возвращается в исходное положение, это может указывать на деформацию вала РР.

Вибрация на ходу может быть ощутима на руле и/или на кузове. Она усиливается на неровной дороге, иногда сопровождается стуком. Шум при работе насоса ГУР может свидетельствовать о неисправности самой помпы. При неправильной работе РР наблюдается неравномерный износ шин с внутренней или внешней стороны. Это также может быть следствием неправильной регулировки развал-схождения.

Откручивание рулевой тяги от наконечника. Фото: YouTube.com

Появление люфта и стуков в работе РР часто является следствием естественного износа узла. Быстрее рейка выходит из строя при регулярной езде по плохим дорогам, перегрузке авто, резких поворотах и агрессивном стиле вождения. Попадание влаги и грязи внутрь РР приводит к появлению коррозии, что негативно влияет на работу механизма. Удары, аварии, наезды на препятствия могут привести к механическим повреждениям рулевой рейки.

Замена рулевой рейки на BMW E46


Перед выполнением задачи откачайте масло, чтобы не допустить загрязнения гидравлической системы. Поставьте машину на домкрат, снимите передние колеса и открутите рулевые наконечники от поворотного кулака. Руль выкрутите в нейтральное положение и слейте масло из бачка.

Алгоритм действий следующий:

✅ Головкой на 15 открутите нижнее крепление РР. Чтобы гайка с верхней стороны не прокручивалась, ее нужно зажать ключом на 16
✅ После слива масла, снятия рулевых наконечников, РР фиксируется только рулевой колонкой и сливным трубопроводом ГУР
✅ Для отсоединения механизма открутите TORX-головку. Теперь, удерживая колонку рукой, потяните аккуратно на себя гидроусилитель и отцепите его. Сливной патрубок можно отсоединить от крепления к кузову и от радиатора
✅ Чтобы снять трубопровод, прижмите пластик, который подведен к трубке, после чего потяните шланг в обратную сторону

Когда ГУР не зафиксирован, его можно вытащить в сторону радиатора на себя. Трубопровод гидроусилителя аккуратно извлекается, чтобы ни за что не зацепить. Рулевой механизм демонтируется и заменяется на новый. Если вы будете ремонтировать рейку, ее нужно очистить и отмыть.

Как выбрать рулевую рейку на BMW E46?


Стоимость ремонта зависит от города и региона, характера повреждений. В среднем на СТО за это возьмут не менее 15 тыс руб. Можно найти станции техобслуживания, где вам отремонтируют уже снятую РР. Стоимость демонтажа и установки узла в среднем стоит порядка 5 тыс. руб. Ремонт снятой рейки обойдется не меньше, чем в 6 тыс. руб.

Рынок запчастей предлагает владельцам BMW как новые, так и подержанные и восстановленные РР. Цены, соответственно, варьируются, в зависимости от выбранного варианта. Новые РР для BMW E46 от производителя JTEC, могут стоить в районе 35-40 тыс. руб. JTEC — японский бренд, специализирующийся на производстве рулевых реек более 10 лет.

Цены на новые рулевые рейки для BMW E46. Фото: market.yandex.ru

Надежностью отличаются запчасти от компании Fogel. На продукцию европейского производства предоставляется гарантия до двух лет. Компания выпускает рулевые рейки для Volkswagen, Mercedes-Benz, Nissan и т. д. Стоимость новых РР для BMW E46 будет около 28 тыс. руб.

Если нужен более дешевый вариант, можно обратиться к сегменту б/у запчастей. Подержанную или восстановленную РР для BMW E46 вы найдете на авторазборках за 15-18 тыс. руб.

Увеличить срок службы рейки позволит ее простое обслуживание и диагностика. Регулярно осматривайте пыльники: если они повреждены, это приводит к попаданию абразивных частиц в механизм РР, что увеличивает износ деталей. Перед тем как тронуться с места, покрутите руль в обе стороны несколько раз, это поможет прогреть гидроусилитель и распределить масло по всему механизму. Контролируйте уровень смазки и доливайте жидкость только рекомендуемого производителем типа. Не фиксируйте руль в крайних положениях и не выворачивайте колеса при парковке, это приведет к деформации пыльников и увеличению нагрузки на детали РР.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com, market.yandex.ru

Приходилось ли вам ремонтировать рулевую рейку?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Рулевая рейка «Лады Гранта»: неисправности, ремонт, заменаBMW E46 – особенности выбора последней настоящей «тройки»