
Потрясающий Mini Mako Shark II – «изюминка» британского автопрома
Одна из старейших автомобильных марок Великобритании Vauxhall была основана в 1897 году, но, правда, в течение первых шести лет своего существования она производила буксиры и паровые двигатели для судов.
И только в 1903 году компания выпустила свой первый автомобиль, после чего стала одним из самых авторитетных производителей автомобилей класса люкс в Великобритании как минимум на следующие два десятилетия.
Однако, несмотря на то, что Vauxhall, казалось бы, прочно закрепились в нише высококлассной продукции, они также не смогли избежать трудностей финансового плана и в какой-то момент предприятие чуть было не закрылось. Спасла его от банкротства американская корпорация General Motors, сделав его в 1925 году своим подразделением.
Двери открывались вместе с лобовым стеклом. Фото: Vauxhall
В результате, по понятным причинам, британский бренд постепенно сместил акцент с премиального сегмента автомобильного рынка, и переключился на производство машин среднего класса. На протяжении значительной части своей истории под американской опекой компания Vauxhall производила праворульные версии моделей Opel под своим брендом.
Собственно по такому же принципу предприятие работает и сегодня, только теперь под эгидой компании Stellantis. Но несмотря на такую «скучную», хоть и довольно долгую историю, был все-таки у «Воксхолл Моторс» «звездный час», когда они выпустили один из самых захватывающих концепт-каров, которые когда-либо видела Европа.
Произошло это в первой половине 1960-х годов, когда собственно было уже отчетливо понятно, что будущее компании заключается в выпуске переименованных продуктов Opel. Однако амбициозные и увлеченные инженеры и дизайнеры Vauxhall не хотели мирится с обыденностью и мечтали создать свой собственный уникальный продукт.
Яркий цвет был выбран не случайно. Фото: Vauxhall
Тем более раззадорил их азарт тот факт, что в это время «Опель» представил на автосалонах в Париже и Франкфурте свою новую концепцию спортивного автомобиля, который впоследствии стал серийным Opel GT. Британцы хотели во что бы то ни стало доказать всем, что они могут создать собственную, еще более интересную во всех отношениях модель.
В итоге команде энтузиастов, в числе которых оказались и будущие звезды автомобильного дизайна, такие как Уэйн Черри, Лео Прюно, Джон Тейлор, удалось получить «зеленый свет» от руководства компании на реализацию нового проекта.
Примечательно, но по прошествии всего шести месяцев специалисты Vauxhall смогли представить сразу три опытных образца нового концепта. Два из них представляли собой полноразмерные подвижные макеты с кузовами из стекловолокна, а третий получил металлический кузов, окрашенный в глянцевый темно-зеленый цвет, и полнофункциональную трансмиссию.
Именно последний экземпляр был представлен в марте 1966 года на престижном Женевском автосалоне. Надо отметить, что у стенда Vauxhall собралось огромное количество гостей мероприятия, которых впечатлила презентованная новинка.
А вдохновлялись они одним из самых популярных спортивных автомобилей Америки – Chevrolet Corvette, представленным за несколько месяцев до начала проекта XVR. Это легко объяснимо, поскольку некоторые члены команды, участвовавшие в проекте, родились в США. И даже более того – начали свою карьеру в GM.
Машина должна была привлекать своей харизмой и необычностью. Фото: Vauxhall
Но надо отдать должное, они не увлеклись копированием, лишь скромно позаимствовали идею относительно передней части кузова и выдвижных фар. В остальном дизайн Mako Shark II был полностью оригинальным.
XVR по габаритам оказался значительно меньше любого Corvette, при этом он получил огромные двери типа «крыло чайки», частью которых стали не только боковые окна, но и лобовое стекло. Эти двери в буквальном смысле заставили посетителей выставки «открыть рты» и стали «визитной карточкой» новинки. Хотя, надо признать, они вызывали некоторые вопросы, особенно касательно обзора и видимости.
Футуристический кузов нового двухместного автомобиля сочетался с инновационным шасси. Оно было изготовлено по индивидуальному заказу, и оснащалось как уже существующими, так и абсолютно новыми компонентами.
Например, если передняя подвеска представляла собой набор серийных деталей, заимствованных у моделей Victor и Cresta, то задняя была представлена экспериментальной независимой системой.
То же самое было и с тормозами: передние дисковые взяты от вышеупомянутых серийных машин, а спрятанные за широкими задними колесами имели совершенно новую конструкцию.
Концепт показывает свою динамику на треке. Фото: Vauxhall
Mako Shark II был спроектирован как спортивный автомобиль с передним расположением двигателя. В качестве силового агрегата он получил четырехцилиндровый двигатель SOHC (с одним верхним распредвалом). Он хоть и был передовым для своей эпохи, но с точки зрения мощности в нем не было ничего особенного. Так что «агрессивную акулу» Mini Mako, с ее 100 л. с., вряд ли можно назвать лучшим автомобилем.
Представители «Воксхолл» заявляли, что их детище может развивать максимальную скорость более 100 миль в час (порядка 160 км/ч), однако официально опубликованных данных представлено так и не было.
Поразив публику в Женеве и побывав на самых известных автомобильных выставках Европы, все три концепта XVR вернулись домой, в Англию. Один из передвижных макетов был практически сразу намеренно уничтожен, как это было принято в то время.
Второй функциональный прототип был омологирован для использования на дорогах, и его начали эксплуатировать в качестве испытательного образца для рядного четырехцилиндрового бензинового двигателя Slant-Four собственного производства. Но эту машину также ждала печальная участь – после серьезной аварии спорткар был разрушен, а времени и денег на его полную реставрацию у компании не нашлось.
Аэродинамика модели была на высоком уровне. Фото: Vauxhall
К счастью третий выставочный образец избежал подобной неудачи. Первоначально он «поселился» в Центре наследия «Воксхолла», а позже был выставлен в Британском автомобильном музее в Гейдоне, Уорикшир, где его можно увидеть и сегодня.
Хотя XVR так и не был запущен в производство, и не оказал особого влияния ни на один из будущих серийных автомобилей Vauxhall, он все же косвенно послужил источником вдохновения для других известных концепт-каров. Самыми заметными из таких стали дебютировавшие в 1970 году австралийский Torana GTR-X и Vauxhall SRV. Последний хоть и не имел визуально никакого сходства с Mako Shark II, но он также был выпущен под авторством Уэйна Черри.
Более того, если бы не успех Mini Mako Shark II, руководство Vauxhall, скорее всего, никогда бы не одобрило разработку SRV, который и по сей день остается одним из самых впечатляющих концепт-каров, когда-либо созданных. Но о нем мы расскажем как-нибудь в другой раз.
И только в 1903 году компания выпустила свой первый автомобиль, после чего стала одним из самых авторитетных производителей автомобилей класса люкс в Великобритании как минимум на следующие два десятилетия.
Однако, несмотря на то, что Vauxhall, казалось бы, прочно закрепились в нише высококлассной продукции, они также не смогли избежать трудностей финансового плана и в какой-то момент предприятие чуть было не закрылось. Спасла его от банкротства американская корпорация General Motors, сделав его в 1925 году своим подразделением.

В результате, по понятным причинам, британский бренд постепенно сместил акцент с премиального сегмента автомобильного рынка, и переключился на производство машин среднего класса. На протяжении значительной части своей истории под американской опекой компания Vauxhall производила праворульные версии моделей Opel под своим брендом.
Собственно по такому же принципу предприятие работает и сегодня, только теперь под эгидой компании Stellantis. Но несмотря на такую «скучную», хоть и довольно долгую историю, был все-таки у «Воксхолл Моторс» «звездный час», когда они выпустили один из самых захватывающих концепт-каров, которые когда-либо видела Европа.
Разработано назло Opel
Произошло это в первой половине 1960-х годов, когда собственно было уже отчетливо понятно, что будущее компании заключается в выпуске переименованных продуктов Opel. Однако амбициозные и увлеченные инженеры и дизайнеры Vauxhall не хотели мирится с обыденностью и мечтали создать свой собственный уникальный продукт.

Тем более раззадорил их азарт тот факт, что в это время «Опель» представил на автосалонах в Париже и Франкфурте свою новую концепцию спортивного автомобиля, который впоследствии стал серийным Opel GT. Британцы хотели во что бы то ни стало доказать всем, что они могут создать собственную, еще более интересную во всех отношениях модель.
В итоге команде энтузиастов, в числе которых оказались и будущие звезды автомобильного дизайна, такие как Уэйн Черри, Лео Прюно, Джон Тейлор, удалось получить «зеленый свет» от руководства компании на реализацию нового проекта.
Быстро справились
Примечательно, но по прошествии всего шести месяцев специалисты Vauxhall смогли представить сразу три опытных образца нового концепта. Два из них представляли собой полноразмерные подвижные макеты с кузовами из стекловолокна, а третий получил металлический кузов, окрашенный в глянцевый темно-зеленый цвет, и полнофункциональную трансмиссию.
Именно последний экземпляр был представлен в марте 1966 года на престижном Женевском автосалоне. Надо отметить, что у стенда Vauxhall собралось огромное количество гостей мероприятия, которых впечатлила презентованная новинка.
Чем вдохновлялись
А вдохновлялись они одним из самых популярных спортивных автомобилей Америки – Chevrolet Corvette, представленным за несколько месяцев до начала проекта XVR. Это легко объяснимо, поскольку некоторые члены команды, участвовавшие в проекте, родились в США. И даже более того – начали свою карьеру в GM.

Но надо отдать должное, они не увлеклись копированием, лишь скромно позаимствовали идею относительно передней части кузова и выдвижных фар. В остальном дизайн Mako Shark II был полностью оригинальным.
XVR по габаритам оказался значительно меньше любого Corvette, при этом он получил огромные двери типа «крыло чайки», частью которых стали не только боковые окна, но и лобовое стекло. Эти двери в буквальном смысле заставили посетителей выставки «открыть рты» и стали «визитной карточкой» новинки. Хотя, надо признать, они вызывали некоторые вопросы, особенно касательно обзора и видимости.
Возможности «Акулы» под вопросом
Футуристический кузов нового двухместного автомобиля сочетался с инновационным шасси. Оно было изготовлено по индивидуальному заказу, и оснащалось как уже существующими, так и абсолютно новыми компонентами.
Например, если передняя подвеска представляла собой набор серийных деталей, заимствованных у моделей Victor и Cresta, то задняя была представлена экспериментальной независимой системой.
То же самое было и с тормозами: передние дисковые взяты от вышеупомянутых серийных машин, а спрятанные за широкими задними колесами имели совершенно новую конструкцию.

Mako Shark II был спроектирован как спортивный автомобиль с передним расположением двигателя. В качестве силового агрегата он получил четырехцилиндровый двигатель SOHC (с одним верхним распредвалом). Он хоть и был передовым для своей эпохи, но с точки зрения мощности в нем не было ничего особенного. Так что «агрессивную акулу» Mini Mako, с ее 100 л. с., вряд ли можно назвать лучшим автомобилем.
Представители «Воксхолл» заявляли, что их детище может развивать максимальную скорость более 100 миль в час (порядка 160 км/ч), однако официально опубликованных данных представлено так и не было.
Один выживший
Поразив публику в Женеве и побывав на самых известных автомобильных выставках Европы, все три концепта XVR вернулись домой, в Англию. Один из передвижных макетов был практически сразу намеренно уничтожен, как это было принято в то время.
Второй функциональный прототип был омологирован для использования на дорогах, и его начали эксплуатировать в качестве испытательного образца для рядного четырехцилиндрового бензинового двигателя Slant-Four собственного производства. Но эту машину также ждала печальная участь – после серьезной аварии спорткар был разрушен, а времени и денег на его полную реставрацию у компании не нашлось.

К счастью третий выставочный образец избежал подобной неудачи. Первоначально он «поселился» в Центре наследия «Воксхолла», а позже был выставлен в Британском автомобильном музее в Гейдоне, Уорикшир, где его можно увидеть и сегодня.
Дурной пример заразителен
Хотя XVR так и не был запущен в производство, и не оказал особого влияния ни на один из будущих серийных автомобилей Vauxhall, он все же косвенно послужил источником вдохновения для других известных концепт-каров. Самыми заметными из таких стали дебютировавшие в 1970 году австралийский Torana GTR-X и Vauxhall SRV. Последний хоть и не имел визуально никакого сходства с Mako Shark II, но он также был выпущен под авторством Уэйна Черри.
Более того, если бы не успех Mini Mako Shark II, руководство Vauxhall, скорее всего, никогда бы не одобрило разработку SRV, который и по сей день остается одним из самых впечатляющих концепт-каров, когда-либо созданных. Но о нем мы расскажем как-нибудь в другой раз.
- Lilu
- Vauxhall
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....