Потрясающий Mini Mako Shark II – «изюминка» британского автопрома
Одна из старейших автомобильных марок Великобритании Vauxhall была основана в 1897 году, но, правда, в течение первых шести лет своего существования она производила буксиры и паровые двигатели для судов.
И только в 1903 году компания выпустила свой первый автомобиль, после чего стала одним из самых авторитетных производителей автомобилей класса люкс в Великобритании как минимум на следующие два десятилетия.
Однако, несмотря на то, что Vauxhall, казалось бы, прочно закрепились в нише высококлассной продукции, они также не смогли избежать трудностей финансового плана и в какой-то момент предприятие чуть было не закрылось. Спасла его от банкротства американская корпорация General Motors, сделав его в 1925 году своим подразделением.
В результате, по понятным причинам, британский бренд постепенно сместил акцент с премиального сегмента автомобильного рынка, и переключился на производство машин среднего класса. На протяжении значительной части своей истории под американской опекой компания Vauxhall производила праворульные версии моделей Opel под своим брендом.
Собственно по такому же принципу предприятие работает и сегодня, только теперь под эгидой компании Stellantis. Но несмотря на такую «скучную», хоть и довольно долгую историю, был все-таки у «Воксхолл Моторс» «звездный час», когда они выпустили один из самых захватывающих концепт-каров, которые когда-либо видела Европа.
Произошло это в первой половине 1960-х годов, когда собственно было уже отчетливо понятно, что будущее компании заключается в выпуске переименованных продуктов Opel. Однако амбициозные и увлеченные инженеры и дизайнеры Vauxhall не хотели мирится с обыденностью и мечтали создать свой собственный уникальный продукт.
Тем более раззадорил их азарт тот факт, что в это время «Опель» представил на автосалонах в Париже и Франкфурте свою новую концепцию спортивного автомобиля, который впоследствии стал серийным Opel GT. Британцы хотели во что бы то ни стало доказать всем, что они могут создать собственную, еще более интересную во всех отношениях модель.
В итоге команде энтузиастов, в числе которых оказались и будущие звезды автомобильного дизайна, такие как Уэйн Черри, Лео Прюно, Джон Тейлор, удалось получить «зеленый свет» от руководства компании на реализацию нового проекта.
Примечательно, но по прошествии всего шести месяцев специалисты Vauxhall смогли представить сразу три опытных образца нового концепта. Два из них представляли собой полноразмерные подвижные макеты с кузовами из стекловолокна, а третий получил металлический кузов, окрашенный в глянцевый темно-зеленый цвет, и полнофункциональную трансмиссию.
Именно последний экземпляр был представлен в марте 1966 года на престижном Женевском автосалоне. Надо отметить, что у стенда Vauxhall собралось огромное количество гостей мероприятия, которых впечатлила презентованная новинка.
А вдохновлялись они одним из самых популярных спортивных автомобилей Америки – Chevrolet Corvette, представленным за несколько месяцев до начала проекта XVR. Это легко объяснимо, поскольку некоторые члены команды, участвовавшие в проекте, родились в США. И даже более того – начали свою карьеру в GM.
Но надо отдать должное, они не увлеклись копированием, лишь скромно позаимствовали идею относительно передней части кузова и выдвижных фар. В остальном дизайн Mako Shark II был полностью оригинальным.
XVR по габаритам оказался значительно меньше любого Corvette, при этом он получил огромные двери типа «крыло чайки», частью которых стали не только боковые окна, но и лобовое стекло. Эти двери в буквальном смысле заставили посетителей выставки «открыть рты» и стали «визитной карточкой» новинки. Хотя, надо признать, они вызывали некоторые вопросы, особенно касательно обзора и видимости.
Футуристический кузов нового двухместного автомобиля сочетался с инновационным шасси. Оно было изготовлено по индивидуальному заказу, и оснащалось как уже существующими, так и абсолютно новыми компонентами.
Например, если передняя подвеска представляла собой набор серийных деталей, заимствованных у моделей Victor и Cresta, то задняя была представлена экспериментальной независимой системой.
То же самое было и с тормозами: передние дисковые взяты от вышеупомянутых серийных машин, а спрятанные за широкими задними колесами имели совершенно новую конструкцию.
Mako Shark II был спроектирован как спортивный автомобиль с передним расположением двигателя. В качестве силового агрегата он получил четырехцилиндровый двигатель SOHC (с одним верхним распредвалом). Он хоть и был передовым для своей эпохи, но с точки зрения мощности в нем не было ничего особенного. Так что «агрессивную акулу» Mini Mako, с ее 100 л. с., вряд ли можно назвать лучшим автомобилем.
Представители «Воксхолл» заявляли, что их детище может развивать максимальную скорость более 100 миль в час (порядка 160 км/ч), однако официально опубликованных данных представлено так и не было.
Поразив публику в Женеве и побывав на самых известных автомобильных выставках Европы, все три концепта XVR вернулись домой, в Англию. Один из передвижных макетов был практически сразу намеренно уничтожен, как это было принято в то время.
Второй функциональный прототип был омологирован для использования на дорогах, и его начали эксплуатировать в качестве испытательного образца для рядного четырехцилиндрового бензинового двигателя Slant-Four собственного производства. Но эту машину также ждала печальная участь – после серьезной аварии спорткар был разрушен, а времени и денег на его полную реставрацию у компании не нашлось.
К счастью третий выставочный образец избежал подобной неудачи. Первоначально он «поселился» в Центре наследия «Воксхолла», а позже был выставлен в Британском автомобильном музее в Гейдоне, Уорикшир, где его можно увидеть и сегодня.
Хотя XVR так и не был запущен в производство, и не оказал особого влияния ни на один из будущих серийных автомобилей Vauxhall, он все же косвенно послужил источником вдохновения для других известных концепт-каров. Самыми заметными из таких стали дебютировавшие в 1970 году австралийский Torana GTR-X и Vauxhall SRV. Последний хоть и не имел визуально никакого сходства с Mako Shark II, но он также был выпущен под авторством Уэйна Черри.
Более того, если бы не успех Mini Mako Shark II, руководство Vauxhall, скорее всего, никогда бы не одобрило разработку SRV, который и по сей день остается одним из самых впечатляющих концепт-каров, когда-либо созданных. Но о нем мы расскажем как-нибудь в другой раз.
И только в 1903 году компания выпустила свой первый автомобиль, после чего стала одним из самых авторитетных производителей автомобилей класса люкс в Великобритании как минимум на следующие два десятилетия.
Однако, несмотря на то, что Vauxhall, казалось бы, прочно закрепились в нише высококлассной продукции, они также не смогли избежать трудностей финансового плана и в какой-то момент предприятие чуть было не закрылось. Спасла его от банкротства американская корпорация General Motors, сделав его в 1925 году своим подразделением.
Двери открывались вместе с лобовым стеклом. Фото: Vauxhall
В результате, по понятным причинам, британский бренд постепенно сместил акцент с премиального сегмента автомобильного рынка, и переключился на производство машин среднего класса. На протяжении значительной части своей истории под американской опекой компания Vauxhall производила праворульные версии моделей Opel под своим брендом.
Собственно по такому же принципу предприятие работает и сегодня, только теперь под эгидой компании Stellantis. Но несмотря на такую «скучную», хоть и довольно долгую историю, был все-таки у «Воксхолл Моторс» «звездный час», когда они выпустили один из самых захватывающих концепт-каров, которые когда-либо видела Европа.
Разработано назло Opel
Произошло это в первой половине 1960-х годов, когда собственно было уже отчетливо понятно, что будущее компании заключается в выпуске переименованных продуктов Opel. Однако амбициозные и увлеченные инженеры и дизайнеры Vauxhall не хотели мирится с обыденностью и мечтали создать свой собственный уникальный продукт.
Яркий цвет был выбран не случайно. Фото: Vauxhall
Тем более раззадорил их азарт тот факт, что в это время «Опель» представил на автосалонах в Париже и Франкфурте свою новую концепцию спортивного автомобиля, который впоследствии стал серийным Opel GT. Британцы хотели во что бы то ни стало доказать всем, что они могут создать собственную, еще более интересную во всех отношениях модель.
В итоге команде энтузиастов, в числе которых оказались и будущие звезды автомобильного дизайна, такие как Уэйн Черри, Лео Прюно, Джон Тейлор, удалось получить «зеленый свет» от руководства компании на реализацию нового проекта.
Быстро справились
Примечательно, но по прошествии всего шести месяцев специалисты Vauxhall смогли представить сразу три опытных образца нового концепта. Два из них представляли собой полноразмерные подвижные макеты с кузовами из стекловолокна, а третий получил металлический кузов, окрашенный в глянцевый темно-зеленый цвет, и полнофункциональную трансмиссию.
Именно последний экземпляр был представлен в марте 1966 года на престижном Женевском автосалоне. Надо отметить, что у стенда Vauxhall собралось огромное количество гостей мероприятия, которых впечатлила презентованная новинка.
Чем вдохновлялись
А вдохновлялись они одним из самых популярных спортивных автомобилей Америки – Chevrolet Corvette, представленным за несколько месяцев до начала проекта XVR. Это легко объяснимо, поскольку некоторые члены команды, участвовавшие в проекте, родились в США. И даже более того – начали свою карьеру в GM.
Машина должна была привлекать своей харизмой и необычностью. Фото: Vauxhall
Но надо отдать должное, они не увлеклись копированием, лишь скромно позаимствовали идею относительно передней части кузова и выдвижных фар. В остальном дизайн Mako Shark II был полностью оригинальным.
XVR по габаритам оказался значительно меньше любого Corvette, при этом он получил огромные двери типа «крыло чайки», частью которых стали не только боковые окна, но и лобовое стекло. Эти двери в буквальном смысле заставили посетителей выставки «открыть рты» и стали «визитной карточкой» новинки. Хотя, надо признать, они вызывали некоторые вопросы, особенно касательно обзора и видимости.
Возможности «Акулы» под вопросом
Футуристический кузов нового двухместного автомобиля сочетался с инновационным шасси. Оно было изготовлено по индивидуальному заказу, и оснащалось как уже существующими, так и абсолютно новыми компонентами.
Например, если передняя подвеска представляла собой набор серийных деталей, заимствованных у моделей Victor и Cresta, то задняя была представлена экспериментальной независимой системой.
То же самое было и с тормозами: передние дисковые взяты от вышеупомянутых серийных машин, а спрятанные за широкими задними колесами имели совершенно новую конструкцию.
Концепт показывает свою динамику на треке. Фото: Vauxhall
Mako Shark II был спроектирован как спортивный автомобиль с передним расположением двигателя. В качестве силового агрегата он получил четырехцилиндровый двигатель SOHC (с одним верхним распредвалом). Он хоть и был передовым для своей эпохи, но с точки зрения мощности в нем не было ничего особенного. Так что «агрессивную акулу» Mini Mako, с ее 100 л. с., вряд ли можно назвать лучшим автомобилем.
Представители «Воксхолл» заявляли, что их детище может развивать максимальную скорость более 100 миль в час (порядка 160 км/ч), однако официально опубликованных данных представлено так и не было.
Один выживший
Поразив публику в Женеве и побывав на самых известных автомобильных выставках Европы, все три концепта XVR вернулись домой, в Англию. Один из передвижных макетов был практически сразу намеренно уничтожен, как это было принято в то время.
Второй функциональный прототип был омологирован для использования на дорогах, и его начали эксплуатировать в качестве испытательного образца для рядного четырехцилиндрового бензинового двигателя Slant-Four собственного производства. Но эту машину также ждала печальная участь – после серьезной аварии спорткар был разрушен, а времени и денег на его полную реставрацию у компании не нашлось.
Аэродинамика модели была на высоком уровне. Фото: Vauxhall
К счастью третий выставочный образец избежал подобной неудачи. Первоначально он «поселился» в Центре наследия «Воксхолла», а позже был выставлен в Британском автомобильном музее в Гейдоне, Уорикшир, где его можно увидеть и сегодня.
Дурной пример заразителен
Хотя XVR так и не был запущен в производство, и не оказал особого влияния ни на один из будущих серийных автомобилей Vauxhall, он все же косвенно послужил источником вдохновения для других известных концепт-каров. Самыми заметными из таких стали дебютировавшие в 1970 году австралийский Torana GTR-X и Vauxhall SRV. Последний хоть и не имел визуально никакого сходства с Mako Shark II, но он также был выпущен под авторством Уэйна Черри.
Более того, если бы не успех Mini Mako Shark II, руководство Vauxhall, скорее всего, никогда бы не одобрило разработку SRV, который и по сей день остается одним из самых впечатляющих концепт-каров, когда-либо созданных. Но о нем мы расскажем как-нибудь в другой раз.
- Lilu
- Vauxhall
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....