Потрясающий Mini Mako Shark II – «изюминка» британского автопрома
Одна из старейших автомобильных марок Великобритании Vauxhall была основана в 1897 году, но, правда, в течение первых шести лет своего существования она производила буксиры и паровые двигатели для судов.
И только в 1903 году компания выпустила свой первый автомобиль, после чего стала одним из самых авторитетных производителей автомобилей класса люкс в Великобритании как минимум на следующие два десятилетия.
Однако, несмотря на то, что Vauxhall, казалось бы, прочно закрепились в нише высококлассной продукции, они также не смогли избежать трудностей финансового плана и в какой-то момент предприятие чуть было не закрылось. Спасла его от банкротства американская корпорация General Motors, сделав его в 1925 году своим подразделением.
В результате, по понятным причинам, британский бренд постепенно сместил акцент с премиального сегмента автомобильного рынка, и переключился на производство машин среднего класса. На протяжении значительной части своей истории под американской опекой компания Vauxhall производила праворульные версии моделей Opel под своим брендом.
Собственно по такому же принципу предприятие работает и сегодня, только теперь под эгидой компании Stellantis. Но несмотря на такую «скучную», хоть и довольно долгую историю, был все-таки у «Воксхолл Моторс» «звездный час», когда они выпустили один из самых захватывающих концепт-каров, которые когда-либо видела Европа.
Произошло это в первой половине 1960-х годов, когда собственно было уже отчетливо понятно, что будущее компании заключается в выпуске переименованных продуктов Opel. Однако амбициозные и увлеченные инженеры и дизайнеры Vauxhall не хотели мирится с обыденностью и мечтали создать свой собственный уникальный продукт.
Тем более раззадорил их азарт тот факт, что в это время «Опель» представил на автосалонах в Париже и Франкфурте свою новую концепцию спортивного автомобиля, который впоследствии стал серийным Opel GT. Британцы хотели во что бы то ни стало доказать всем, что они могут создать собственную, еще более интересную во всех отношениях модель.
В итоге команде энтузиастов, в числе которых оказались и будущие звезды автомобильного дизайна, такие как Уэйн Черри, Лео Прюно, Джон Тейлор, удалось получить «зеленый свет» от руководства компании на реализацию нового проекта.
Примечательно, но по прошествии всего шести месяцев специалисты Vauxhall смогли представить сразу три опытных образца нового концепта. Два из них представляли собой полноразмерные подвижные макеты с кузовами из стекловолокна, а третий получил металлический кузов, окрашенный в глянцевый темно-зеленый цвет, и полнофункциональную трансмиссию.
Именно последний экземпляр был представлен в марте 1966 года на престижном Женевском автосалоне. Надо отметить, что у стенда Vauxhall собралось огромное количество гостей мероприятия, которых впечатлила презентованная новинка.
А вдохновлялись они одним из самых популярных спортивных автомобилей Америки – Chevrolet Corvette, представленным за несколько месяцев до начала проекта XVR. Это легко объяснимо, поскольку некоторые члены команды, участвовавшие в проекте, родились в США. И даже более того – начали свою карьеру в GM.
Но надо отдать должное, они не увлеклись копированием, лишь скромно позаимствовали идею относительно передней части кузова и выдвижных фар. В остальном дизайн Mako Shark II был полностью оригинальным.
XVR по габаритам оказался значительно меньше любого Corvette, при этом он получил огромные двери типа «крыло чайки», частью которых стали не только боковые окна, но и лобовое стекло. Эти двери в буквальном смысле заставили посетителей выставки «открыть рты» и стали «визитной карточкой» новинки. Хотя, надо признать, они вызывали некоторые вопросы, особенно касательно обзора и видимости.
Футуристический кузов нового двухместного автомобиля сочетался с инновационным шасси. Оно было изготовлено по индивидуальному заказу, и оснащалось как уже существующими, так и абсолютно новыми компонентами.
Например, если передняя подвеска представляла собой набор серийных деталей, заимствованных у моделей Victor и Cresta, то задняя была представлена экспериментальной независимой системой.
То же самое было и с тормозами: передние дисковые взяты от вышеупомянутых серийных машин, а спрятанные за широкими задними колесами имели совершенно новую конструкцию.
Mako Shark II был спроектирован как спортивный автомобиль с передним расположением двигателя. В качестве силового агрегата он получил четырехцилиндровый двигатель SOHC (с одним верхним распредвалом). Он хоть и был передовым для своей эпохи, но с точки зрения мощности в нем не было ничего особенного. Так что «агрессивную акулу» Mini Mako, с ее 100 л. с., вряд ли можно назвать лучшим автомобилем.
Представители «Воксхолл» заявляли, что их детище может развивать максимальную скорость более 100 миль в час (порядка 160 км/ч), однако официально опубликованных данных представлено так и не было.
Поразив публику в Женеве и побывав на самых известных автомобильных выставках Европы, все три концепта XVR вернулись домой, в Англию. Один из передвижных макетов был практически сразу намеренно уничтожен, как это было принято в то время.
Второй функциональный прототип был омологирован для использования на дорогах, и его начали эксплуатировать в качестве испытательного образца для рядного четырехцилиндрового бензинового двигателя Slant-Four собственного производства. Но эту машину также ждала печальная участь – после серьезной аварии спорткар был разрушен, а времени и денег на его полную реставрацию у компании не нашлось.
К счастью третий выставочный образец избежал подобной неудачи. Первоначально он «поселился» в Центре наследия «Воксхолла», а позже был выставлен в Британском автомобильном музее в Гейдоне, Уорикшир, где его можно увидеть и сегодня.
Хотя XVR так и не был запущен в производство, и не оказал особого влияния ни на один из будущих серийных автомобилей Vauxhall, он все же косвенно послужил источником вдохновения для других известных концепт-каров. Самыми заметными из таких стали дебютировавшие в 1970 году австралийский Torana GTR-X и Vauxhall SRV. Последний хоть и не имел визуально никакого сходства с Mako Shark II, но он также был выпущен под авторством Уэйна Черри.
Более того, если бы не успех Mini Mako Shark II, руководство Vauxhall, скорее всего, никогда бы не одобрило разработку SRV, который и по сей день остается одним из самых впечатляющих концепт-каров, когда-либо созданных. Но о нем мы расскажем как-нибудь в другой раз.
И только в 1903 году компания выпустила свой первый автомобиль, после чего стала одним из самых авторитетных производителей автомобилей класса люкс в Великобритании как минимум на следующие два десятилетия.
Однако, несмотря на то, что Vauxhall, казалось бы, прочно закрепились в нише высококлассной продукции, они также не смогли избежать трудностей финансового плана и в какой-то момент предприятие чуть было не закрылось. Спасла его от банкротства американская корпорация General Motors, сделав его в 1925 году своим подразделением.
Двери открывались вместе с лобовым стеклом. Фото: Vauxhall
В результате, по понятным причинам, британский бренд постепенно сместил акцент с премиального сегмента автомобильного рынка, и переключился на производство машин среднего класса. На протяжении значительной части своей истории под американской опекой компания Vauxhall производила праворульные версии моделей Opel под своим брендом.
Собственно по такому же принципу предприятие работает и сегодня, только теперь под эгидой компании Stellantis. Но несмотря на такую «скучную», хоть и довольно долгую историю, был все-таки у «Воксхолл Моторс» «звездный час», когда они выпустили один из самых захватывающих концепт-каров, которые когда-либо видела Европа.
Разработано назло Opel
Произошло это в первой половине 1960-х годов, когда собственно было уже отчетливо понятно, что будущее компании заключается в выпуске переименованных продуктов Opel. Однако амбициозные и увлеченные инженеры и дизайнеры Vauxhall не хотели мирится с обыденностью и мечтали создать свой собственный уникальный продукт.
Яркий цвет был выбран не случайно. Фото: Vauxhall
Тем более раззадорил их азарт тот факт, что в это время «Опель» представил на автосалонах в Париже и Франкфурте свою новую концепцию спортивного автомобиля, который впоследствии стал серийным Opel GT. Британцы хотели во что бы то ни стало доказать всем, что они могут создать собственную, еще более интересную во всех отношениях модель.
В итоге команде энтузиастов, в числе которых оказались и будущие звезды автомобильного дизайна, такие как Уэйн Черри, Лео Прюно, Джон Тейлор, удалось получить «зеленый свет» от руководства компании на реализацию нового проекта.
Быстро справились
Примечательно, но по прошествии всего шести месяцев специалисты Vauxhall смогли представить сразу три опытных образца нового концепта. Два из них представляли собой полноразмерные подвижные макеты с кузовами из стекловолокна, а третий получил металлический кузов, окрашенный в глянцевый темно-зеленый цвет, и полнофункциональную трансмиссию.
Именно последний экземпляр был представлен в марте 1966 года на престижном Женевском автосалоне. Надо отметить, что у стенда Vauxhall собралось огромное количество гостей мероприятия, которых впечатлила презентованная новинка.
Чем вдохновлялись
А вдохновлялись они одним из самых популярных спортивных автомобилей Америки – Chevrolet Corvette, представленным за несколько месяцев до начала проекта XVR. Это легко объяснимо, поскольку некоторые члены команды, участвовавшие в проекте, родились в США. И даже более того – начали свою карьеру в GM.
Машина должна была привлекать своей харизмой и необычностью. Фото: Vauxhall
Но надо отдать должное, они не увлеклись копированием, лишь скромно позаимствовали идею относительно передней части кузова и выдвижных фар. В остальном дизайн Mako Shark II был полностью оригинальным.
XVR по габаритам оказался значительно меньше любого Corvette, при этом он получил огромные двери типа «крыло чайки», частью которых стали не только боковые окна, но и лобовое стекло. Эти двери в буквальном смысле заставили посетителей выставки «открыть рты» и стали «визитной карточкой» новинки. Хотя, надо признать, они вызывали некоторые вопросы, особенно касательно обзора и видимости.
Возможности «Акулы» под вопросом
Футуристический кузов нового двухместного автомобиля сочетался с инновационным шасси. Оно было изготовлено по индивидуальному заказу, и оснащалось как уже существующими, так и абсолютно новыми компонентами.
Например, если передняя подвеска представляла собой набор серийных деталей, заимствованных у моделей Victor и Cresta, то задняя была представлена экспериментальной независимой системой.
То же самое было и с тормозами: передние дисковые взяты от вышеупомянутых серийных машин, а спрятанные за широкими задними колесами имели совершенно новую конструкцию.
Концепт показывает свою динамику на треке. Фото: Vauxhall
Mako Shark II был спроектирован как спортивный автомобиль с передним расположением двигателя. В качестве силового агрегата он получил четырехцилиндровый двигатель SOHC (с одним верхним распредвалом). Он хоть и был передовым для своей эпохи, но с точки зрения мощности в нем не было ничего особенного. Так что «агрессивную акулу» Mini Mako, с ее 100 л. с., вряд ли можно назвать лучшим автомобилем.
Представители «Воксхолл» заявляли, что их детище может развивать максимальную скорость более 100 миль в час (порядка 160 км/ч), однако официально опубликованных данных представлено так и не было.
Один выживший
Поразив публику в Женеве и побывав на самых известных автомобильных выставках Европы, все три концепта XVR вернулись домой, в Англию. Один из передвижных макетов был практически сразу намеренно уничтожен, как это было принято в то время.
Второй функциональный прототип был омологирован для использования на дорогах, и его начали эксплуатировать в качестве испытательного образца для рядного четырехцилиндрового бензинового двигателя Slant-Four собственного производства. Но эту машину также ждала печальная участь – после серьезной аварии спорткар был разрушен, а времени и денег на его полную реставрацию у компании не нашлось.
Аэродинамика модели была на высоком уровне. Фото: Vauxhall
К счастью третий выставочный образец избежал подобной неудачи. Первоначально он «поселился» в Центре наследия «Воксхолла», а позже был выставлен в Британском автомобильном музее в Гейдоне, Уорикшир, где его можно увидеть и сегодня.
Дурной пример заразителен
Хотя XVR так и не был запущен в производство, и не оказал особого влияния ни на один из будущих серийных автомобилей Vauxhall, он все же косвенно послужил источником вдохновения для других известных концепт-каров. Самыми заметными из таких стали дебютировавшие в 1970 году австралийский Torana GTR-X и Vauxhall SRV. Последний хоть и не имел визуально никакого сходства с Mako Shark II, но он также был выпущен под авторством Уэйна Черри.
Более того, если бы не успех Mini Mako Shark II, руководство Vauxhall, скорее всего, никогда бы не одобрило разработку SRV, который и по сей день остается одним из самых впечатляющих концепт-каров, когда-либо созданных. Но о нем мы расскажем как-нибудь в другой раз.
- Lilu
- Vauxhall
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Замена Ан-2 или «долгострой» – когда полетит «Байкал»
Самолет впервые показали в 2021 году. С того момента менялись сроки, комплектующие. В этом материале мы обсудим предысторию «Байкала», а также его состояние...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
VICTORY A11 FLY – брутальный флагман российской верфи
Этот обзор на YouTube-канале «Люди и лодки» посвящен одному из самых впечатляющих катеров, доступных сегодня на российском рынке. Лодка с флайбриджем и тремя...
Первые в мире «Жигули» с V16 из бензопил наконец-то поехали
Помните недавний эксперимент команды YouTube-канала «Гараж 54» с изготовлением двигателя V16 из бензопил? Они все-таки установили эту необычную поделку в...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...