Потрясающий Mini Mako Shark II – «изюминка» британского автопрома
Одна из старейших автомобильных марок Великобритании Vauxhall была основана в 1897 году, но, правда, в течение первых шести лет своего существования она производила буксиры и паровые двигатели для судов.
И только в 1903 году компания выпустила свой первый автомобиль, после чего стала одним из самых авторитетных производителей автомобилей класса люкс в Великобритании как минимум на следующие два десятилетия.
Однако, несмотря на то, что Vauxhall, казалось бы, прочно закрепились в нише высококлассной продукции, они также не смогли избежать трудностей финансового плана и в какой-то момент предприятие чуть было не закрылось. Спасла его от банкротства американская корпорация General Motors, сделав его в 1925 году своим подразделением.
В результате, по понятным причинам, британский бренд постепенно сместил акцент с премиального сегмента автомобильного рынка, и переключился на производство машин среднего класса. На протяжении значительной части своей истории под американской опекой компания Vauxhall производила праворульные версии моделей Opel под своим брендом.
Собственно по такому же принципу предприятие работает и сегодня, только теперь под эгидой компании Stellantis. Но несмотря на такую «скучную», хоть и довольно долгую историю, был все-таки у «Воксхолл Моторс» «звездный час», когда они выпустили один из самых захватывающих концепт-каров, которые когда-либо видела Европа.
Произошло это в первой половине 1960-х годов, когда собственно было уже отчетливо понятно, что будущее компании заключается в выпуске переименованных продуктов Opel. Однако амбициозные и увлеченные инженеры и дизайнеры Vauxhall не хотели мирится с обыденностью и мечтали создать свой собственный уникальный продукт.
Тем более раззадорил их азарт тот факт, что в это время «Опель» представил на автосалонах в Париже и Франкфурте свою новую концепцию спортивного автомобиля, который впоследствии стал серийным Opel GT. Британцы хотели во что бы то ни стало доказать всем, что они могут создать собственную, еще более интересную во всех отношениях модель.
В итоге команде энтузиастов, в числе которых оказались и будущие звезды автомобильного дизайна, такие как Уэйн Черри, Лео Прюно, Джон Тейлор, удалось получить «зеленый свет» от руководства компании на реализацию нового проекта.
Примечательно, но по прошествии всего шести месяцев специалисты Vauxhall смогли представить сразу три опытных образца нового концепта. Два из них представляли собой полноразмерные подвижные макеты с кузовами из стекловолокна, а третий получил металлический кузов, окрашенный в глянцевый темно-зеленый цвет, и полнофункциональную трансмиссию.
Именно последний экземпляр был представлен в марте 1966 года на престижном Женевском автосалоне. Надо отметить, что у стенда Vauxhall собралось огромное количество гостей мероприятия, которых впечатлила презентованная новинка.
А вдохновлялись они одним из самых популярных спортивных автомобилей Америки – Chevrolet Corvette, представленным за несколько месяцев до начала проекта XVR. Это легко объяснимо, поскольку некоторые члены команды, участвовавшие в проекте, родились в США. И даже более того – начали свою карьеру в GM.
Но надо отдать должное, они не увлеклись копированием, лишь скромно позаимствовали идею относительно передней части кузова и выдвижных фар. В остальном дизайн Mako Shark II был полностью оригинальным.
XVR по габаритам оказался значительно меньше любого Corvette, при этом он получил огромные двери типа «крыло чайки», частью которых стали не только боковые окна, но и лобовое стекло. Эти двери в буквальном смысле заставили посетителей выставки «открыть рты» и стали «визитной карточкой» новинки. Хотя, надо признать, они вызывали некоторые вопросы, особенно касательно обзора и видимости.
Футуристический кузов нового двухместного автомобиля сочетался с инновационным шасси. Оно было изготовлено по индивидуальному заказу, и оснащалось как уже существующими, так и абсолютно новыми компонентами.
Например, если передняя подвеска представляла собой набор серийных деталей, заимствованных у моделей Victor и Cresta, то задняя была представлена экспериментальной независимой системой.
То же самое было и с тормозами: передние дисковые взяты от вышеупомянутых серийных машин, а спрятанные за широкими задними колесами имели совершенно новую конструкцию.
Mako Shark II был спроектирован как спортивный автомобиль с передним расположением двигателя. В качестве силового агрегата он получил четырехцилиндровый двигатель SOHC (с одним верхним распредвалом). Он хоть и был передовым для своей эпохи, но с точки зрения мощности в нем не было ничего особенного. Так что «агрессивную акулу» Mini Mako, с ее 100 л. с., вряд ли можно назвать лучшим автомобилем.
Представители «Воксхолл» заявляли, что их детище может развивать максимальную скорость более 100 миль в час (порядка 160 км/ч), однако официально опубликованных данных представлено так и не было.
Поразив публику в Женеве и побывав на самых известных автомобильных выставках Европы, все три концепта XVR вернулись домой, в Англию. Один из передвижных макетов был практически сразу намеренно уничтожен, как это было принято в то время.
Второй функциональный прототип был омологирован для использования на дорогах, и его начали эксплуатировать в качестве испытательного образца для рядного четырехцилиндрового бензинового двигателя Slant-Four собственного производства. Но эту машину также ждала печальная участь – после серьезной аварии спорткар был разрушен, а времени и денег на его полную реставрацию у компании не нашлось.
К счастью третий выставочный образец избежал подобной неудачи. Первоначально он «поселился» в Центре наследия «Воксхолла», а позже был выставлен в Британском автомобильном музее в Гейдоне, Уорикшир, где его можно увидеть и сегодня.
Хотя XVR так и не был запущен в производство, и не оказал особого влияния ни на один из будущих серийных автомобилей Vauxhall, он все же косвенно послужил источником вдохновения для других известных концепт-каров. Самыми заметными из таких стали дебютировавшие в 1970 году австралийский Torana GTR-X и Vauxhall SRV. Последний хоть и не имел визуально никакого сходства с Mako Shark II, но он также был выпущен под авторством Уэйна Черри.
Более того, если бы не успех Mini Mako Shark II, руководство Vauxhall, скорее всего, никогда бы не одобрило разработку SRV, который и по сей день остается одним из самых впечатляющих концепт-каров, когда-либо созданных. Но о нем мы расскажем как-нибудь в другой раз.
И только в 1903 году компания выпустила свой первый автомобиль, после чего стала одним из самых авторитетных производителей автомобилей класса люкс в Великобритании как минимум на следующие два десятилетия.
Однако, несмотря на то, что Vauxhall, казалось бы, прочно закрепились в нише высококлассной продукции, они также не смогли избежать трудностей финансового плана и в какой-то момент предприятие чуть было не закрылось. Спасла его от банкротства американская корпорация General Motors, сделав его в 1925 году своим подразделением.
Двери открывались вместе с лобовым стеклом. Фото: Vauxhall
В результате, по понятным причинам, британский бренд постепенно сместил акцент с премиального сегмента автомобильного рынка, и переключился на производство машин среднего класса. На протяжении значительной части своей истории под американской опекой компания Vauxhall производила праворульные версии моделей Opel под своим брендом.
Собственно по такому же принципу предприятие работает и сегодня, только теперь под эгидой компании Stellantis. Но несмотря на такую «скучную», хоть и довольно долгую историю, был все-таки у «Воксхолл Моторс» «звездный час», когда они выпустили один из самых захватывающих концепт-каров, которые когда-либо видела Европа.
Разработано назло Opel
Произошло это в первой половине 1960-х годов, когда собственно было уже отчетливо понятно, что будущее компании заключается в выпуске переименованных продуктов Opel. Однако амбициозные и увлеченные инженеры и дизайнеры Vauxhall не хотели мирится с обыденностью и мечтали создать свой собственный уникальный продукт.
Яркий цвет был выбран не случайно. Фото: Vauxhall
Тем более раззадорил их азарт тот факт, что в это время «Опель» представил на автосалонах в Париже и Франкфурте свою новую концепцию спортивного автомобиля, который впоследствии стал серийным Opel GT. Британцы хотели во что бы то ни стало доказать всем, что они могут создать собственную, еще более интересную во всех отношениях модель.
В итоге команде энтузиастов, в числе которых оказались и будущие звезды автомобильного дизайна, такие как Уэйн Черри, Лео Прюно, Джон Тейлор, удалось получить «зеленый свет» от руководства компании на реализацию нового проекта.
Быстро справились
Примечательно, но по прошествии всего шести месяцев специалисты Vauxhall смогли представить сразу три опытных образца нового концепта. Два из них представляли собой полноразмерные подвижные макеты с кузовами из стекловолокна, а третий получил металлический кузов, окрашенный в глянцевый темно-зеленый цвет, и полнофункциональную трансмиссию.
Именно последний экземпляр был представлен в марте 1966 года на престижном Женевском автосалоне. Надо отметить, что у стенда Vauxhall собралось огромное количество гостей мероприятия, которых впечатлила презентованная новинка.
Чем вдохновлялись
А вдохновлялись они одним из самых популярных спортивных автомобилей Америки – Chevrolet Corvette, представленным за несколько месяцев до начала проекта XVR. Это легко объяснимо, поскольку некоторые члены команды, участвовавшие в проекте, родились в США. И даже более того – начали свою карьеру в GM.
Машина должна была привлекать своей харизмой и необычностью. Фото: Vauxhall
Но надо отдать должное, они не увлеклись копированием, лишь скромно позаимствовали идею относительно передней части кузова и выдвижных фар. В остальном дизайн Mako Shark II был полностью оригинальным.
XVR по габаритам оказался значительно меньше любого Corvette, при этом он получил огромные двери типа «крыло чайки», частью которых стали не только боковые окна, но и лобовое стекло. Эти двери в буквальном смысле заставили посетителей выставки «открыть рты» и стали «визитной карточкой» новинки. Хотя, надо признать, они вызывали некоторые вопросы, особенно касательно обзора и видимости.
Возможности «Акулы» под вопросом
Футуристический кузов нового двухместного автомобиля сочетался с инновационным шасси. Оно было изготовлено по индивидуальному заказу, и оснащалось как уже существующими, так и абсолютно новыми компонентами.
Например, если передняя подвеска представляла собой набор серийных деталей, заимствованных у моделей Victor и Cresta, то задняя была представлена экспериментальной независимой системой.
То же самое было и с тормозами: передние дисковые взяты от вышеупомянутых серийных машин, а спрятанные за широкими задними колесами имели совершенно новую конструкцию.
Концепт показывает свою динамику на треке. Фото: Vauxhall
Mako Shark II был спроектирован как спортивный автомобиль с передним расположением двигателя. В качестве силового агрегата он получил четырехцилиндровый двигатель SOHC (с одним верхним распредвалом). Он хоть и был передовым для своей эпохи, но с точки зрения мощности в нем не было ничего особенного. Так что «агрессивную акулу» Mini Mako, с ее 100 л. с., вряд ли можно назвать лучшим автомобилем.
Представители «Воксхолл» заявляли, что их детище может развивать максимальную скорость более 100 миль в час (порядка 160 км/ч), однако официально опубликованных данных представлено так и не было.
Один выживший
Поразив публику в Женеве и побывав на самых известных автомобильных выставках Европы, все три концепта XVR вернулись домой, в Англию. Один из передвижных макетов был практически сразу намеренно уничтожен, как это было принято в то время.
Второй функциональный прототип был омологирован для использования на дорогах, и его начали эксплуатировать в качестве испытательного образца для рядного четырехцилиндрового бензинового двигателя Slant-Four собственного производства. Но эту машину также ждала печальная участь – после серьезной аварии спорткар был разрушен, а времени и денег на его полную реставрацию у компании не нашлось.
Аэродинамика модели была на высоком уровне. Фото: Vauxhall
К счастью третий выставочный образец избежал подобной неудачи. Первоначально он «поселился» в Центре наследия «Воксхолла», а позже был выставлен в Британском автомобильном музее в Гейдоне, Уорикшир, где его можно увидеть и сегодня.
Дурной пример заразителен
Хотя XVR так и не был запущен в производство, и не оказал особого влияния ни на один из будущих серийных автомобилей Vauxhall, он все же косвенно послужил источником вдохновения для других известных концепт-каров. Самыми заметными из таких стали дебютировавшие в 1970 году австралийский Torana GTR-X и Vauxhall SRV. Последний хоть и не имел визуально никакого сходства с Mako Shark II, но он также был выпущен под авторством Уэйна Черри.
Более того, если бы не успех Mini Mako Shark II, руководство Vauxhall, скорее всего, никогда бы не одобрило разработку SRV, который и по сей день остается одним из самых впечатляющих концепт-каров, когда-либо созданных. Но о нем мы расскажем как-нибудь в другой раз.
- Lilu
- Vauxhall
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....