Вплоть до 1947-гогода мастерская, превратившаяся в солидное предприятие, занималась установкой на шасси известных автопроизводителей («Мерседес», «Форд», «Додж») корпусов собственного изготовления. Результатом стало появление довольно современного автобуса. Однако получить государственную поддержку руководителю компании не удалось: все держалось на спонсорах и собственном капитале, которого не хватало. для организации крупномасштабного производства.
Первый годный к эксплуатации автобус на шасси «Фиат» построен в 1927-м году.
Всего выпустили 200 единиц техники. После войны компанию национализировали, но конвейер не остановился. И первая машина, сделанная на базе Šcoda Rto, выехала из заводских ворот в праздник Первомая 1.05.1948.
Расширение производства
Оно началось в 50-е годы, когда в цехах собирали по пять моделей одновременно. К 1955-му окончательно отказались от использования дерева в каркасах машин. А в следующем году предприятие получило собственное имя – «Чавдар».
![«Чавдар» – автобус от «братушек» из Болгарии](/uploads/posts/2024-01/2024-01-28_13-48-16.jpg)
В 1958-м был представлен автобус с кузовом типа «универсал», а в 1959-м – шикарная туристическая машина под названием «Туту». Она характеризовалась высоким комфортом: кресла смещались вбок, наклон спинок регулировался, панорамные окна с защитой от солнца гарантировали хороший обзор как водителю, так и пассажирам. Но были и авто попроще, пользовавшиеся популярностью в сельской местности.
![](/uploads/posts/2024-01/2024-01-28_13-50-14.jpg)
К 1962-му модели М-65 (для городских маршрутов) и М-66 (совершал поездки между городами) стали оснащаться пневматической системой для автоматического открывания дверей.
М-80 и М-81
Проектирование более современных моделей автобусов «Чавдар» началось в 1966-м в Софийском институте моторов и автомобилей. Через пару лет машины поставили на конвейер: выпуск достигал 500 единиц техники в год.
![](/uploads/posts/2024-01/2024-01-28_13-37-13.jpg)
К концу 1970-х производство серьезно расширили и модернизировали – теперь за ворота предприятия выходило до 2800 экземпляров автобусов. На заводе трудилось 1850 человек.
Эпоха расцвета
В 1977-м завод по лицензионному договору с компанией «Кесборер» приступил к производству модели «Чавдар 11 М4». Эта машина на югославской выставке-конкурсе туристических автобусов в том же году получила третье место. В самой же Болгарии (и в 1978-м в Чехословакии) на международных ярмарках модель стала лучшей (золотая медаль).
![](/uploads/posts/2024-01/1706439407_2024-01-28_13-43-00.jpg)
Второй серьезный успех за границей принесла модель «Чавдар 13-20». Машина участвовала в конкурсе автобусов для городского муниципалитета Афин. Конкуренция была сильной: за право поставок боролись крупнейшие западные компании. Но «пальму первенства» и заказы на 200 экземпляров получили болгары. В 1984-м компания из НРБ стала работать с венгерским «Икарусом». Результатом сотрудничества стал прототип автобуса длиной 8 м, рассчитанного на 30 пассажиров. Еще один успех – изготовление сотни троллейбусов сочлененного типа DAC Chavdar 317 совместно с компанией с Rocar DAC (Румыния).
Финал
Увы – 90-е годы негативно отразились не только на СССР. Вместе с ним рухнула и вся социалистическая система. Пришедшие к власти в Болгарии либералы совсем не хотели иметь сильное национальное предприятие: автобусы «рекомендовалось» закупать у западных стран.
![](/uploads/posts/2024-01/2024-01-28_13-52-05.jpg)
Завод сначала продали за копейки в частные руки, а потом обанкротили его. На плаву предприятию удалось продержаться до 1999-го года. Завод выкупила авторемонтная организация «Кента» (г. Омуртаг).