«Чавдар» – автобус от «братушек» из Болгарии
История производства автобусов «Чавдар» начиналась так же, как и у многих на сегодня крупнейших компаний. В 1921-м году в болгарском городе Ботевград открылась небольшая мастерская, занимавшаяся изготовлением, починкой тележек. В ней трудилось четыре слесаря. Однако уже через три года рабочие под руководством Рачо Джамбова, владельца компании, выпустили первый кузов для автобуса.
Вплоть до 1947-гогода мастерская, превратившаяся в солидное предприятие, занималась установкой на шасси известных автопроизводителей («Мерседес», «Форд», «Додж») корпусов собственного изготовления. Результатом стало появление довольно современного автобуса. Однако получить государственную поддержку руководителю компании не удалось: все держалось на спонсорах и собственном капитале, которого не хватало. для организации крупномасштабного производства.
Всего выпустили 200 единиц техники. После войны компанию национализировали, но конвейер не остановился. И первая машина, сделанная на базе Šcoda Rto, выехала из заводских ворот в праздник Первомая 1.05.1948.
Оно началось в 50-е годы, когда в цехах собирали по пять моделей одновременно. К 1955-му окончательно отказались от использования дерева в каркасах машин. А в следующем году предприятие получило собственное имя – «Чавдар».
В 1958-м был представлен автобус с кузовом типа «универсал», а в 1959-м – шикарная туристическая машина под названием «Туту». Она характеризовалась высоким комфортом: кресла смещались вбок, наклон спинок регулировался, панорамные окна с защитой от солнца гарантировали хороший обзор как водителю, так и пассажирам. Но были и авто попроще, пользовавшиеся популярностью в сельской местности.
К 1962-му модели М-65 (для городских маршрутов) и М-66 (совершал поездки между городами) стали оснащаться пневматической системой для автоматического открывания дверей.
Проектирование более современных моделей автобусов «Чавдар» началось в 1966-м в Софийском институте моторов и автомобилей. Через пару лет машины поставили на конвейер: выпуск достигал 500 единиц техники в год.
К концу 1970-х производство серьезно расширили и модернизировали – теперь за ворота предприятия выходило до 2800 экземпляров автобусов. На заводе трудилось 1850 человек.
В 1977-м завод по лицензионному договору с компанией «Кесборер» приступил к производству модели «Чавдар 11 М4». Эта машина на югославской выставке-конкурсе туристических автобусов в том же году получила третье место. В самой же Болгарии (и в 1978-м в Чехословакии) на международных ярмарках модель стала лучшей (золотая медаль).
Второй серьезный успех за границей принесла модель «Чавдар 13-20». Машина участвовала в конкурсе автобусов для городского муниципалитета Афин. Конкуренция была сильной: за право поставок боролись крупнейшие западные компании. Но «пальму первенства» и заказы на 200 экземпляров получили болгары. В 1984-м компания из НРБ стала работать с венгерским «Икарусом». Результатом сотрудничества стал прототип автобуса длиной 8 м, рассчитанного на 30 пассажиров. Еще один успех – изготовление сотни троллейбусов сочлененного типа DAC Chavdar 317 совместно с компанией с Rocar DAC (Румыния).
Увы – 90-е годы негативно отразились не только на СССР. Вместе с ним рухнула и вся социалистическая система. Пришедшие к власти в Болгарии либералы совсем не хотели иметь сильное национальное предприятие: автобусы «рекомендовалось» закупать у западных стран.
Завод сначала продали за копейки в частные руки, а потом обанкротили его. На плаву предприятию удалось продержаться до 1999-го года. Завод выкупила авторемонтная организация «Кента» (г. Омуртаг).
Вплоть до 1947-гогода мастерская, превратившаяся в солидное предприятие, занималась установкой на шасси известных автопроизводителей («Мерседес», «Форд», «Додж») корпусов собственного изготовления. Результатом стало появление довольно современного автобуса. Однако получить государственную поддержку руководителю компании не удалось: все держалось на спонсорах и собственном капитале, которого не хватало. для организации крупномасштабного производства.
Первый годный к эксплуатации автобус на шасси «Фиат» построен в 1927-м году.
Всего выпустили 200 единиц техники. После войны компанию национализировали, но конвейер не остановился. И первая машина, сделанная на базе Šcoda Rto, выехала из заводских ворот в праздник Первомая 1.05.1948.
Расширение производства
Оно началось в 50-е годы, когда в цехах собирали по пять моделей одновременно. К 1955-му окончательно отказались от использования дерева в каркасах машин. А в следующем году предприятие получило собственное имя – «Чавдар».
Шильдик с названием – на самом видном месте. Фото: YouTube.com
В 1958-м был представлен автобус с кузовом типа «универсал», а в 1959-м – шикарная туристическая машина под названием «Туту». Она характеризовалась высоким комфортом: кресла смещались вбок, наклон спинок регулировался, панорамные окна с защитой от солнца гарантировали хороший обзор как водителю, так и пассажирам. Но были и авто попроще, пользовавшиеся популярностью в сельской местности.
Модель 5С напоминает нашу «Кубань». Фото: YouTube.com
К 1962-му модели М-65 (для городских маршрутов) и М-66 (совершал поездки между городами) стали оснащаться пневматической системой для автоматического открывания дверей.
М-80 и М-81
Проектирование более современных моделей автобусов «Чавдар» началось в 1966-м в Софийском институте моторов и автомобилей. Через пару лет машины поставили на конвейер: выпуск достигал 500 единиц техники в год.
Болгары не стеснялись использовать западные движки: здесь – Raba-Man. Фото: YouTube.com
К концу 1970-х производство серьезно расширили и модернизировали – теперь за ворота предприятия выходило до 2800 экземпляров автобусов. На заводе трудилось 1850 человек.
Эпоха расцвета
В 1977-м завод по лицензионному договору с компанией «Кесборер» приступил к производству модели «Чавдар 11 М4». Эта машина на югославской выставке-конкурсе туристических автобусов в том же году получила третье место. В самой же Болгарии (и в 1978-м в Чехословакии) на международных ярмарках модель стала лучшей (золотая медаль).
Модель «Чавдар 11М4» считается наиболее удачной. Фото: YouTube.com
Второй серьезный успех за границей принесла модель «Чавдар 13-20». Машина участвовала в конкурсе автобусов для городского муниципалитета Афин. Конкуренция была сильной: за право поставок боролись крупнейшие западные компании. Но «пальму первенства» и заказы на 200 экземпляров получили болгары. В 1984-м компания из НРБ стала работать с венгерским «Икарусом». Результатом сотрудничества стал прототип автобуса длиной 8 м, рассчитанного на 30 пассажиров. Еще один успех – изготовление сотни троллейбусов сочлененного типа DAC Chavdar 317 совместно с компанией с Rocar DAC (Румыния).
Финал
Увы – 90-е годы негативно отразились не только на СССР. Вместе с ним рухнула и вся социалистическая система. Пришедшие к власти в Болгарии либералы совсем не хотели иметь сильное национальное предприятие: автобусы «рекомендовалось» закупать у западных стран.
Энтузиасты пытаются запустить движок автобуса «Чавдар 11Г5», простоявшего 15 лет. Фото: YouTube.com
Завод сначала продали за копейки в частные руки, а потом обанкротили его. На плаву предприятию удалось продержаться до 1999-го года. Завод выкупила авторемонтная организация «Кента» (г. Омуртаг).
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...