«Чавдар» – автобус от «братушек» из Болгарии
История производства автобусов «Чавдар» начиналась так же, как и у многих на сегодня крупнейших компаний. В 1921-м году в болгарском городе Ботевград открылась небольшая мастерская, занимавшаяся изготовлением, починкой тележек. В ней трудилось четыре слесаря. Однако уже через три года рабочие под руководством Рачо Джамбова, владельца компании, выпустили первый кузов для автобуса.
Вплоть до 1947-гогода мастерская, превратившаяся в солидное предприятие, занималась установкой на шасси известных автопроизводителей («Мерседес», «Форд», «Додж») корпусов собственного изготовления. Результатом стало появление довольно современного автобуса. Однако получить государственную поддержку руководителю компании не удалось: все держалось на спонсорах и собственном капитале, которого не хватало. для организации крупномасштабного производства.
Всего выпустили 200 единиц техники. После войны компанию национализировали, но конвейер не остановился. И первая машина, сделанная на базе Šcoda Rto, выехала из заводских ворот в праздник Первомая 1.05.1948.
Оно началось в 50-е годы, когда в цехах собирали по пять моделей одновременно. К 1955-му окончательно отказались от использования дерева в каркасах машин. А в следующем году предприятие получило собственное имя – «Чавдар».
В 1958-м был представлен автобус с кузовом типа «универсал», а в 1959-м – шикарная туристическая машина под названием «Туту». Она характеризовалась высоким комфортом: кресла смещались вбок, наклон спинок регулировался, панорамные окна с защитой от солнца гарантировали хороший обзор как водителю, так и пассажирам. Но были и авто попроще, пользовавшиеся популярностью в сельской местности.
К 1962-му модели М-65 (для городских маршрутов) и М-66 (совершал поездки между городами) стали оснащаться пневматической системой для автоматического открывания дверей.
Проектирование более современных моделей автобусов «Чавдар» началось в 1966-м в Софийском институте моторов и автомобилей. Через пару лет машины поставили на конвейер: выпуск достигал 500 единиц техники в год.
К концу 1970-х производство серьезно расширили и модернизировали – теперь за ворота предприятия выходило до 2800 экземпляров автобусов. На заводе трудилось 1850 человек.
В 1977-м завод по лицензионному договору с компанией «Кесборер» приступил к производству модели «Чавдар 11 М4». Эта машина на югославской выставке-конкурсе туристических автобусов в том же году получила третье место. В самой же Болгарии (и в 1978-м в Чехословакии) на международных ярмарках модель стала лучшей (золотая медаль).
Второй серьезный успех за границей принесла модель «Чавдар 13-20». Машина участвовала в конкурсе автобусов для городского муниципалитета Афин. Конкуренция была сильной: за право поставок боролись крупнейшие западные компании. Но «пальму первенства» и заказы на 200 экземпляров получили болгары. В 1984-м компания из НРБ стала работать с венгерским «Икарусом». Результатом сотрудничества стал прототип автобуса длиной 8 м, рассчитанного на 30 пассажиров. Еще один успех – изготовление сотни троллейбусов сочлененного типа DAC Chavdar 317 совместно с компанией с Rocar DAC (Румыния).
Увы – 90-е годы негативно отразились не только на СССР. Вместе с ним рухнула и вся социалистическая система. Пришедшие к власти в Болгарии либералы совсем не хотели иметь сильное национальное предприятие: автобусы «рекомендовалось» закупать у западных стран.
Завод сначала продали за копейки в частные руки, а потом обанкротили его. На плаву предприятию удалось продержаться до 1999-го года. Завод выкупила авторемонтная организация «Кента» (г. Омуртаг).
Вплоть до 1947-гогода мастерская, превратившаяся в солидное предприятие, занималась установкой на шасси известных автопроизводителей («Мерседес», «Форд», «Додж») корпусов собственного изготовления. Результатом стало появление довольно современного автобуса. Однако получить государственную поддержку руководителю компании не удалось: все держалось на спонсорах и собственном капитале, которого не хватало. для организации крупномасштабного производства.
Первый годный к эксплуатации автобус на шасси «Фиат» построен в 1927-м году.
Всего выпустили 200 единиц техники. После войны компанию национализировали, но конвейер не остановился. И первая машина, сделанная на базе Šcoda Rto, выехала из заводских ворот в праздник Первомая 1.05.1948.
Расширение производства
Оно началось в 50-е годы, когда в цехах собирали по пять моделей одновременно. К 1955-му окончательно отказались от использования дерева в каркасах машин. А в следующем году предприятие получило собственное имя – «Чавдар».
Шильдик с названием – на самом видном месте. Фото: YouTube.com
В 1958-м был представлен автобус с кузовом типа «универсал», а в 1959-м – шикарная туристическая машина под названием «Туту». Она характеризовалась высоким комфортом: кресла смещались вбок, наклон спинок регулировался, панорамные окна с защитой от солнца гарантировали хороший обзор как водителю, так и пассажирам. Но были и авто попроще, пользовавшиеся популярностью в сельской местности.
Модель 5С напоминает нашу «Кубань». Фото: YouTube.com
К 1962-му модели М-65 (для городских маршрутов) и М-66 (совершал поездки между городами) стали оснащаться пневматической системой для автоматического открывания дверей.
М-80 и М-81
Проектирование более современных моделей автобусов «Чавдар» началось в 1966-м в Софийском институте моторов и автомобилей. Через пару лет машины поставили на конвейер: выпуск достигал 500 единиц техники в год.
Болгары не стеснялись использовать западные движки: здесь – Raba-Man. Фото: YouTube.com
К концу 1970-х производство серьезно расширили и модернизировали – теперь за ворота предприятия выходило до 2800 экземпляров автобусов. На заводе трудилось 1850 человек.
Эпоха расцвета
В 1977-м завод по лицензионному договору с компанией «Кесборер» приступил к производству модели «Чавдар 11 М4». Эта машина на югославской выставке-конкурсе туристических автобусов в том же году получила третье место. В самой же Болгарии (и в 1978-м в Чехословакии) на международных ярмарках модель стала лучшей (золотая медаль).
Модель «Чавдар 11М4» считается наиболее удачной. Фото: YouTube.com
Второй серьезный успех за границей принесла модель «Чавдар 13-20». Машина участвовала в конкурсе автобусов для городского муниципалитета Афин. Конкуренция была сильной: за право поставок боролись крупнейшие западные компании. Но «пальму первенства» и заказы на 200 экземпляров получили болгары. В 1984-м компания из НРБ стала работать с венгерским «Икарусом». Результатом сотрудничества стал прототип автобуса длиной 8 м, рассчитанного на 30 пассажиров. Еще один успех – изготовление сотни троллейбусов сочлененного типа DAC Chavdar 317 совместно с компанией с Rocar DAC (Румыния).
Финал
Увы – 90-е годы негативно отразились не только на СССР. Вместе с ним рухнула и вся социалистическая система. Пришедшие к власти в Болгарии либералы совсем не хотели иметь сильное национальное предприятие: автобусы «рекомендовалось» закупать у западных стран.
Энтузиасты пытаются запустить движок автобуса «Чавдар 11Г5», простоявшего 15 лет. Фото: YouTube.com
Завод сначала продали за копейки в частные руки, а потом обанкротили его. На плаву предприятию удалось продержаться до 1999-го года. Завод выкупила авторемонтная организация «Кента» (г. Омуртаг).
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....