
«Чавдар» – автобус от «братушек» из Болгарии
История производства автобусов «Чавдар» начиналась так же, как и у многих на сегодня крупнейших компаний. В 1921-м году в болгарском городе Ботевград открылась небольшая мастерская, занимавшаяся изготовлением, починкой тележек. В ней трудилось четыре слесаря. Однако уже через три года рабочие под руководством Рачо Джамбова, владельца компании, выпустили первый кузов для автобуса.
Вплоть до 1947-гогода мастерская, превратившаяся в солидное предприятие, занималась установкой на шасси известных автопроизводителей («Мерседес», «Форд», «Додж») корпусов собственного изготовления. Результатом стало появление довольно современного автобуса. Однако получить государственную поддержку руководителю компании не удалось: все держалось на спонсорах и собственном капитале, которого не хватало. для организации крупномасштабного производства.
Всего выпустили 200 единиц техники. После войны компанию национализировали, но конвейер не остановился. И первая машина, сделанная на базе Šcoda Rto, выехала из заводских ворот в праздник Первомая 1.05.1948.
Оно началось в 50-е годы, когда в цехах собирали по пять моделей одновременно. К 1955-му окончательно отказались от использования дерева в каркасах машин. А в следующем году предприятие получило собственное имя – «Чавдар».
Шильдик с названием – на самом видном месте. Фото: YouTube.com
В 1958-м был представлен автобус с кузовом типа «универсал», а в 1959-м – шикарная туристическая машина под названием «Туту». Она характеризовалась высоким комфортом: кресла смещались вбок, наклон спинок регулировался, панорамные окна с защитой от солнца гарантировали хороший обзор как водителю, так и пассажирам. Но были и авто попроще, пользовавшиеся популярностью в сельской местности.
Модель 5С напоминает нашу «Кубань». Фото: YouTube.com
К 1962-му модели М-65 (для городских маршрутов) и М-66 (совершал поездки между городами) стали оснащаться пневматической системой для автоматического открывания дверей.
Проектирование более современных моделей автобусов «Чавдар» началось в 1966-м в Софийском институте моторов и автомобилей. Через пару лет машины поставили на конвейер: выпуск достигал 500 единиц техники в год.
Болгары не стеснялись использовать западные движки: здесь – Raba-Man. Фото: YouTube.com
К концу 1970-х производство серьезно расширили и модернизировали – теперь за ворота предприятия выходило до 2800 экземпляров автобусов. На заводе трудилось 1850 человек.
В 1977-м завод по лицензионному договору с компанией «Кесборер» приступил к производству модели «Чавдар 11 М4». Эта машина на югославской выставке-конкурсе туристических автобусов в том же году получила третье место. В самой же Болгарии (и в 1978-м в Чехословакии) на международных ярмарках модель стала лучшей (золотая медаль).
Модель «Чавдар 11М4» считается наиболее удачной. Фото: YouTube.com
Второй серьезный успех за границей принесла модель «Чавдар 13-20». Машина участвовала в конкурсе автобусов для городского муниципалитета Афин. Конкуренция была сильной: за право поставок боролись крупнейшие западные компании. Но «пальму первенства» и заказы на 200 экземпляров получили болгары. В 1984-м компания из НРБ стала работать с венгерским «Икарусом». Результатом сотрудничества стал прототип автобуса длиной 8 м, рассчитанного на 30 пассажиров. Еще один успех – изготовление сотни троллейбусов сочлененного типа DAC Chavdar 317 совместно с компанией с Rocar DAC (Румыния).
Увы – 90-е годы негативно отразились не только на СССР. Вместе с ним рухнула и вся социалистическая система. Пришедшие к власти в Болгарии либералы совсем не хотели иметь сильное национальное предприятие: автобусы «рекомендовалось» закупать у западных стран.
Энтузиасты пытаются запустить движок автобуса «Чавдар 11Г5», простоявшего 15 лет. Фото: YouTube.com
Завод сначала продали за копейки в частные руки, а потом обанкротили его. На плаву предприятию удалось продержаться до 1999-го года. Завод выкупила авторемонтная организация «Кента» (г. Омуртаг).
Вплоть до 1947-гогода мастерская, превратившаяся в солидное предприятие, занималась установкой на шасси известных автопроизводителей («Мерседес», «Форд», «Додж») корпусов собственного изготовления. Результатом стало появление довольно современного автобуса. Однако получить государственную поддержку руководителю компании не удалось: все держалось на спонсорах и собственном капитале, которого не хватало. для организации крупномасштабного производства.
Первый годный к эксплуатации автобус на шасси «Фиат» построен в 1927-м году.
Всего выпустили 200 единиц техники. После войны компанию национализировали, но конвейер не остановился. И первая машина, сделанная на базе Šcoda Rto, выехала из заводских ворот в праздник Первомая 1.05.1948.
Расширение производства
Оно началось в 50-е годы, когда в цехах собирали по пять моделей одновременно. К 1955-му окончательно отказались от использования дерева в каркасах машин. А в следующем году предприятие получило собственное имя – «Чавдар».

В 1958-м был представлен автобус с кузовом типа «универсал», а в 1959-м – шикарная туристическая машина под названием «Туту». Она характеризовалась высоким комфортом: кресла смещались вбок, наклон спинок регулировался, панорамные окна с защитой от солнца гарантировали хороший обзор как водителю, так и пассажирам. Но были и авто попроще, пользовавшиеся популярностью в сельской местности.

К 1962-му модели М-65 (для городских маршрутов) и М-66 (совершал поездки между городами) стали оснащаться пневматической системой для автоматического открывания дверей.
М-80 и М-81
Проектирование более современных моделей автобусов «Чавдар» началось в 1966-м в Софийском институте моторов и автомобилей. Через пару лет машины поставили на конвейер: выпуск достигал 500 единиц техники в год.

К концу 1970-х производство серьезно расширили и модернизировали – теперь за ворота предприятия выходило до 2800 экземпляров автобусов. На заводе трудилось 1850 человек.
Эпоха расцвета
В 1977-м завод по лицензионному договору с компанией «Кесборер» приступил к производству модели «Чавдар 11 М4». Эта машина на югославской выставке-конкурсе туристических автобусов в том же году получила третье место. В самой же Болгарии (и в 1978-м в Чехословакии) на международных ярмарках модель стала лучшей (золотая медаль).

Второй серьезный успех за границей принесла модель «Чавдар 13-20». Машина участвовала в конкурсе автобусов для городского муниципалитета Афин. Конкуренция была сильной: за право поставок боролись крупнейшие западные компании. Но «пальму первенства» и заказы на 200 экземпляров получили болгары. В 1984-м компания из НРБ стала работать с венгерским «Икарусом». Результатом сотрудничества стал прототип автобуса длиной 8 м, рассчитанного на 30 пассажиров. Еще один успех – изготовление сотни троллейбусов сочлененного типа DAC Chavdar 317 совместно с компанией с Rocar DAC (Румыния).
Финал
Увы – 90-е годы негативно отразились не только на СССР. Вместе с ним рухнула и вся социалистическая система. Пришедшие к власти в Болгарии либералы совсем не хотели иметь сильное национальное предприятие: автобусы «рекомендовалось» закупать у западных стран.

Завод сначала продали за копейки в частные руки, а потом обанкротили его. На плаву предприятию удалось продержаться до 1999-го года. Завод выкупила авторемонтная организация «Кента» (г. Омуртаг).
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....