Этот самолет Акки Суокас – владелец одноименной компании и дизайнер по профессии, начал разрабатывать в 2004-м году. Однако полноценную машину, способную уверенно летать и соответствующую всем существующим требованиям безопасности, конструктор представил только в 2011-м.
Крыло с замкнутым контуром известно почти век. Фото: YouTube.com
Собственно, основное время владелец фирмы Flynano потратил на то, чтобы уложиться в авиационные правила EC 216/2008, согласно которым сверхлегким летательным аппаратом считается машина, массой (в пустом виде) до 70 кг.
Впервые самолет продемонстрировали широкой публике на выставке «19-Аэро», проходившей в немецком Фридрихсхафене (2011-й год).
Чтобы этого добиться, Суокас везде, где только можно, применял углепластик (карбон). А роль силовой установки «поручил» бесщеточному электрическому двигателю, развивающему 32 кВт. Хотя в будущем рассматривался вариант машины с бензиновым мотором. Скорее всего, им стал бы какой-нибудь агрегат от Rotax. Планировалось даже построить три версии аппарата. Одна – обычная, на электрической тяге (Е200), вторая с ДВС (G240) и третья – гоночная (R260/300), тоже с бензиновым двигателем, но более мощным.
Нюансы конструкции
Здесь замкнутый контур имеет несколько иную форму, если сравнивать с белорусским кольцепланом. Можно сказать, что мы видим пару обычных крыльев, соединенных на концах. Такое техническое решение делает аппарат более устойчивым, особенно к боковым ветрам, а также не дает формироваться завихрениям воздушных потоков.
Технические характеристики
Длина конструкции составляет 3,8 м при размахе крыла в 4,8 м. Сам гидроплан весит 70 кг, масса единственного помещающегося в него человека – пилота, не должна быть больше 100 кг. Fly Nano способен достигнуть высоты в 3 тыс. м и развить скорость до 200 (крейсерская – 140) км/ч. Дальность полета не ахти – всего 70 км.
Полет в открытой кабине уютным не назовешь... Фото: YouTube.com
Другая особенность заключается в том, что финн сделал не самолет, а гидроплан, способный садиться на воду и взлетать с нее же. Шасси не предусмотрены: а зря – тогда машина превратилась бы в амфибию. Видимо, это влияло на массу летательного аппарата.
Что в результате
Изначально Fly Nano считался коммерческим проектом: одноместный компактный и легкий гидроплан оригинальной конструкции должен был привлечь внимание покупателей. И действительно: стоимость машины доступна и для российских поклонников подобной техники. Предполагалось, что сама машина будет продаваться по цене от 25-ти до 27 тыс. евро (2 млн 427 тыс. – 2 млн 621,5 тыс. руб.). Также предлагался прицеп-ангар для транспортировки и хранения аппарата за 5,3 тыс. евро (514,6 тыс. руб.).
Замкнутому крылу боковой ветер не страшен. Фото: YouTube.com
Сначала все шло неплохо: разработчики летательного аппарата уже стали принимать предварительные заказы. Однако в том же 2011-м году дело по необъявленным причинам тихо остановилось. Вероятно, продолжавшиеся испытания выявили какой-то серьезный недостаток, о котором конструктор предпочел не распространяться. Официальный сайт не работает и выставлен на продажу, причем за немаленькие деньги (38,888 тыс. долларов – 3 млн 473 тыс. руб., что дороже, чем самолет).
Однако не исключено, что причина гораздо банальнее – у гидроплана оказалось слишком мало покупателей, чтобы начать его полномасштабное производство. Последнее гораздо выгоднее мелкосерийного. Есть и еще одно, печальное предположение: мир пока не готов к широкому использованию непривычной конструкции.