
Volkswagen 1500 Type 3 (1961-1965) – продолжение стратегии единого пассажирского типа
Один из крупнейших европейских производителей автомобилей имеет поистине удивительную историю. В течение полутора десятка лет, производя единственного всем известного Beetle, Volkswagen побеждал конкурентов тиражом. А ведь поначалу модель мало кого интересовала, за океаном даже презирали конструкцию, которая казалась им слишком уж простоватой.
Несмотря на это, в итоге «Жук» покорил весь мир, простояв на конвейере немыслимое количество десятилетий. Только в начале 60-х стартовало производство следующего легкового автомобиля, получившего обозначение «Тип 3» («вторые» были коммерческими версиями, созданными на основе «первого»). И именно «третий» стал отправной точкой, приведшей к сегодняшнему обилию, состоящему из десятков различных вариаций.
Неплохой для 60-х дизайн автомобиля Volkswagen 1500. Фото: youtube.com
Ведь в начале 60-х автопроизводителя из Вольфсбурга считали очень уязвимым, многие предсказывали ему неминуемый крах, как только «Жук» станет никому не нужен. Volkswagen действительно занял невероятную (и, как казалось, очень уязвимую) позицию, основанную на своем первом Type 1, происхождение которого восходит к далеким 30-м. Выпускаемый заводом автомобиль имел целый ряд слабых мест, являясь:
✅ слишком шумным
✅ с недостаточно точной управляемостью
✅ жесткой подвеской
✅ плохим обзором в задней части
Казалось, что этого будет достаточно, чтобы в результате (когда экономическая составляющая в Европе придет в норму) просто похоронить и саму модель, и производившее ее предприятие. Но «Жук» продолжал совершенствоваться и в итоге (на удивление всем критикам) стал культовым автомобилем, любимым во многих странах мира. Выпуск модели продлился более полувека, а тираж превысил 21 миллион экземпляров.
Новинка стала продолжением производственной программы компании Volkswagen, основанной на стратегии единого пассажирского типа. Но новый Type 3 не стал преемником Beetle – оба выпускались параллельно на тех же производственных мощностях. Фактически он просто следовал концепции «все сзади», переняв проверенное шасси с той же колесной базой в 2400 мм.
Однако имелись и явные отличия от предшественника. Думаю, всем понятно, что при минимуме разницы с легендарным первенцем завода, у потенциальных покупателей мог возникнуть вопрос: а какой смысл в замене модели? Тем более, что «Жук» продолжал выпускаться и пользоваться определенной популярностью. Да, основанный на прежней концепции улучшенный вариант обязан был продемонстрировать свою изюминку, выраженную в ряде обновлений и свежих решений:
✅ трехкамерный кузов
✅ грузопассажирская версия
✅ увеличенный объем четырехцилиндрового мотора
Это принесло автомобилю торговое обозначение Volkswagen 1500. Предварительные сообщения о нем просочились в отраслевую прессу еще до осенней премьеры на автосалоне. Позднее производитель подтвердил его основные данные и официально заявил о новинке.
Задняя часть выглядит интересно и свежо. Фото: youtube.com
Позже выяснилось, что прототип создали еще двумя годами ранее, а первые 12 опытных образцов выпустили в 1960-м. Серийное производство, начавшееся полным ходом по прошествии двух лет, предложило клиентам на выбор ряд модификаций:
✅ седан
✅ универсал
✅ укрупненные купе
Немного позже публике представили четырехместный кабриолет, основанный на базе двухдверного седана. К сожалению, серийного производства так и не состоялось, все ограничилось созданием 12 опытных образцов. Новая модель стоила немного дороже, чем Beetle и уже не относилась к категории «народных автомобилей». По своим показателям автомобиль переходил в средний класс того времени, имея более крупный оппозитный двигатель с воздушным охлаждением.
Руль и панель приборов Volkswagen 1500 (как у маслкаров) . Фото: youtube.com
Двухдверный седан VW 1500 на момент запуска стоил 6400 западногерманских марок, что на 1100 дороже, чем VW Beetle. В прессе высказывались сомнения, можно ли его классифицировать как автомобиль среднего класса, поскольку модель обладала меньшей мощностью и внутренним пространством, чем конкуренты. Среди последних приводились как пример Ford Taunus 17 M или Opel Rekord A. Тем не менее Type 3 продавался хорошо, особенно в версии Variant. На долю первого универсала VW с таким названием приходилось 43 % всех произведенных автомобилей.
Первые образцы компоновались двигателем с четырьмя оппозитными цилиндрами. Диаметр и ход поршня в них выросли (83 × 69 мм), в результате чего увеличилась и базовая мощность. Вот основные параметры силового агрегата:
✅ рабочий объем – 1493 куб. см
✅ мощность – 45 л. с (33 кВт) при 3800 об/мин
✅ крутящий момент – 98 Н*м
С карбюратором Solex 32 PHN и приводом на задние колеса сотрудничала четырехступенчатая механическая коробка передач. Со временем пришли некоторые улучшения конструкции. В августе 1963 года на реализацию поступила версия VW 1500 S с двумя карбюраторами и увеличенной до 54 л. с (40 кВт) мощностью двигателя. В то же время производителями внесены небольшие изменения в передние поворотники и задние фонари.
Задний диван с подлокотником. Фото: youtube.com
Модификация VW 1500 N получила более ограниченное оснащение и не имела хромированных рамок вокруг окон. Новинкой стал передний мост, держатель которого из листового металла глубокой вытяжки зафиксировали при помощи точечной сварки. Длинные торсионы жестко закреплены в центре и выполняли одновременно функции дополнительных стабилизаторов.
Интересной особенностью конструкции стало и то, что расположенный в задней части двигатель имел максимально уменьшенную установочную высоту. Это позволило над ним установить дополнительное отделение для вещей, доступное благодаря откидной крышке. В универсале Variant также имелся ровный пол багажника. Версии Panel Van получили полезную массу 375 кг и беспрепятственное грузовое пространство за передним рядом в 1670 мм.
Как и у первой модели, кузов выполнен в простых формах, что обеспечивало его долговечность. Основой автомобиля послужила платформенная рама от Brouk с центральным усилением. Также присутствуют коленчатые подвески колес: двойные спереди и качающиеся ведущие полуоси сзади, подрессоренные парой поперечных торсионов. Передние при этом заняли всю ширину между колесами.
Двигатель сзади с небольшим багажным отсеком сверху. Фото: youtube.com
Жидкостные амортизаторы применены и спереди, и сзади. Изначально барабанные тормоза на всех колесах с середины 60-х (в ходе модернизации) были заменены на дисковые спереди и двухконтурные – с модели 1967 года. С сегодняшней точки зрения внешние размеры действительно компактны, не говоря уже о миниатюрном весе:
✅ длина – 4225 мм
✅ ширина – 1605 мм
✅ высота – 1475 мм
✅ колесная база – 2400 мм
✅ масса – ок. 880 кг
Конечно, новой модели от немецкого производителя сопутствовал определенный успех, но он был не сравним с легендой прошлого, которая продолжала соседствовать на заводском конвейере. Тем не менее уже к 1965 году Volkswagen перешел к выпуску следующего варианта с двигателем большего объема. Он получил обозначение Volkswagen 1600 и собирался предприятием до 1973 года. За 12 лет выпущено 2 584 904 экземпляра обеих версий. О том, что представляла собой новинка с 1,6-литровым мотором – читайте в одном из наших будущих материалов.
Несмотря на это, в итоге «Жук» покорил весь мир, простояв на конвейере немыслимое количество десятилетий. Только в начале 60-х стартовало производство следующего легкового автомобиля, получившего обозначение «Тип 3» («вторые» были коммерческими версиями, созданными на основе «первого»). И именно «третий» стал отправной точкой, приведшей к сегодняшнему обилию, состоящему из десятков различных вариаций.

Ведь в начале 60-х автопроизводителя из Вольфсбурга считали очень уязвимым, многие предсказывали ему неминуемый крах, как только «Жук» станет никому не нужен. Volkswagen действительно занял невероятную (и, как казалось, очень уязвимую) позицию, основанную на своем первом Type 1, происхождение которого восходит к далеким 30-м. Выпускаемый заводом автомобиль имел целый ряд слабых мест, являясь:
✅ слишком шумным
✅ с недостаточно точной управляемостью
✅ жесткой подвеской
✅ плохим обзором в задней части
Казалось, что этого будет достаточно, чтобы в результате (когда экономическая составляющая в Европе придет в норму) просто похоронить и саму модель, и производившее ее предприятие. Но «Жук» продолжал совершенствоваться и в итоге (на удивление всем критикам) стал культовым автомобилем, любимым во многих странах мира. Выпуск модели продлился более полувека, а тираж превысил 21 миллион экземпляров.
Новое перспективное направление
Новинка стала продолжением производственной программы компании Volkswagen, основанной на стратегии единого пассажирского типа. Но новый Type 3 не стал преемником Beetle – оба выпускались параллельно на тех же производственных мощностях. Фактически он просто следовал концепции «все сзади», переняв проверенное шасси с той же колесной базой в 2400 мм.
Volkswagen 1500 (Type 3) представили на франкфуртском автосалоне 1961 года. Вышедшая через год в серию новинка получила осовремененный кузов седана. Позже, впервые в истории бренда, к ней присоединилась версия универсал под названием Variants.
Однако имелись и явные отличия от предшественника. Думаю, всем понятно, что при минимуме разницы с легендарным первенцем завода, у потенциальных покупателей мог возникнуть вопрос: а какой смысл в замене модели? Тем более, что «Жук» продолжал выпускаться и пользоваться определенной популярностью. Да, основанный на прежней концепции улучшенный вариант обязан был продемонстрировать свою изюминку, выраженную в ряде обновлений и свежих решений:
✅ трехкамерный кузов
✅ грузопассажирская версия
✅ увеличенный объем четырехцилиндрового мотора
Это принесло автомобилю торговое обозначение Volkswagen 1500. Предварительные сообщения о нем просочились в отраслевую прессу еще до осенней премьеры на автосалоне. Позднее производитель подтвердил его основные данные и официально заявил о новинке.

Позже выяснилось, что прототип создали еще двумя годами ранее, а первые 12 опытных образцов выпустили в 1960-м. Серийное производство, начавшееся полным ходом по прошествии двух лет, предложило клиентам на выбор ряд модификаций:
✅ седан
✅ универсал
✅ укрупненные купе
Немного позже публике представили четырехместный кабриолет, основанный на базе двухдверного седана. К сожалению, серийного производства так и не состоялось, все ограничилось созданием 12 опытных образцов. Новая модель стоила немного дороже, чем Beetle и уже не относилась к категории «народных автомобилей». По своим показателям автомобиль переходил в средний класс того времени, имея более крупный оппозитный двигатель с воздушным охлаждением.

Двухдверный седан VW 1500 на момент запуска стоил 6400 западногерманских марок, что на 1100 дороже, чем VW Beetle. В прессе высказывались сомнения, можно ли его классифицировать как автомобиль среднего класса, поскольку модель обладала меньшей мощностью и внутренним пространством, чем конкуренты. Среди последних приводились как пример Ford Taunus 17 M или Opel Rekord A. Тем не менее Type 3 продавался хорошо, особенно в версии Variant. На долю первого универсала VW с таким названием приходилось 43 % всех произведенных автомобилей.
Постоянное улучшение конструкции
Первые образцы компоновались двигателем с четырьмя оппозитными цилиндрами. Диаметр и ход поршня в них выросли (83 × 69 мм), в результате чего увеличилась и базовая мощность. Вот основные параметры силового агрегата:
✅ рабочий объем – 1493 куб. см
✅ мощность – 45 л. с (33 кВт) при 3800 об/мин
✅ крутящий момент – 98 Н*м
С карбюратором Solex 32 PHN и приводом на задние колеса сотрудничала четырехступенчатая механическая коробка передач. Со временем пришли некоторые улучшения конструкции. В августе 1963 года на реализацию поступила версия VW 1500 S с двумя карбюраторами и увеличенной до 54 л. с (40 кВт) мощностью двигателя. В то же время производителями внесены небольшие изменения в передние поворотники и задние фонари.

Модификация VW 1500 N получила более ограниченное оснащение и не имела хромированных рамок вокруг окон. Новинкой стал передний мост, держатель которого из листового металла глубокой вытяжки зафиксировали при помощи точечной сварки. Длинные торсионы жестко закреплены в центре и выполняли одновременно функции дополнительных стабилизаторов.
Интересной особенностью конструкции стало и то, что расположенный в задней части двигатель имел максимально уменьшенную установочную высоту. Это позволило над ним установить дополнительное отделение для вещей, доступное благодаря откидной крышке. В универсале Variant также имелся ровный пол багажника. Версии Panel Van получили полезную массу 375 кг и беспрепятственное грузовое пространство за передним рядом в 1670 мм.
Как и у первой модели, кузов выполнен в простых формах, что обеспечивало его долговечность. Основой автомобиля послужила платформенная рама от Brouk с центральным усилением. Также присутствуют коленчатые подвески колес: двойные спереди и качающиеся ведущие полуоси сзади, подрессоренные парой поперечных торсионов. Передние при этом заняли всю ширину между колесами.

Жидкостные амортизаторы применены и спереди, и сзади. Изначально барабанные тормоза на всех колесах с середины 60-х (в ходе модернизации) были заменены на дисковые спереди и двухконтурные – с модели 1967 года. С сегодняшней точки зрения внешние размеры действительно компактны, не говоря уже о миниатюрном весе:
✅ длина – 4225 мм
✅ ширина – 1605 мм
✅ высота – 1475 мм
✅ колесная база – 2400 мм
✅ масса – ок. 880 кг
Конечно, новой модели от немецкого производителя сопутствовал определенный успех, но он был не сравним с легендой прошлого, которая продолжала соседствовать на заводском конвейере. Тем не менее уже к 1965 году Volkswagen перешел к выпуску следующего варианта с двигателем большего объема. Он получил обозначение Volkswagen 1600 и собирался предприятием до 1973 года. За 12 лет выпущено 2 584 904 экземпляра обеих версий. О том, что представляла собой новинка с 1,6-литровым мотором – читайте в одном из наших будущих материалов.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Самый большой и тихий «Тасманский» паром спущен на воду
Речь о Hull 096, созданном по заказу компании-оператора Buquebus. Теперь он не только самый крупный — смотрите подробности в нашем материале....

Spartan EV – почему электро УАЗ так и не пошел в «массы»
На бездорожье в Подмосковье осенью 2021 года проходили испытания электрокара UAZ Spartan EV, событие освещалось в прессе, были ожидания… Однако российские...

В поисках альтернативы «Искре» — восстановление старой Subaru Impreza
Давайте начистоту: предположительные 1,6 миллиона «целковых» за автомобиль, сильно напоминающий «Весту», готов выложить далеко не каждый житель нашей страны....

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

Новая модель Genesis могла быть «круче» BMW М3
Есть небольшое «но»: седан не планируют запускать в серию, хотя авто адаптировано не только для трека, но и для дорог общего пользования...

Nissan успешно конкурирует с китайскими электромобилями на их «поле»
В Поднебесной стартовали продажи нового седана от японского бренда. Модель, на удивление, оказалась востребованной. Как «Ниссан» это удалось?...

Китайские авто остаются доминаторами на российском рынке — Aito Seres M7 тому подтверждение
А происходит это вот почему: новые технологии помноженные на вполне демократичные ценники. Конечно, можно поспорить насчет доступности, но в сравнении с...