Проект «Байкал-Ангара»: перспективы и проблемы
Первая информация о начале проектирования в России многоразовой ракеты-носителя (РН), которая должна стать конкурентом Falcon 9, появилась еще в начале 2015-го года (сама концепция предложена раньше – в ходе аэросалона МАКС-2001). Речь шла о системе «Байкал», представляющей собой многоразовый ускоритель (МРУ), по сути являющийся частью первой ступени «Ангары».
В том же году во Франции на выставке был продемонстрирован макет космической техники. Его доставили на борту Ан-124 и установили рядом с павильоном им. Хруничева. МРУ вызвал интерес у публики: что же собой представляет российская многоразовая система?
С 2019-го года она разрабатывается в рамках проекта «Крыло-СВ». Если все объяснять по-простому, то суть «Байкала» понять несложно. Большинство читателей наверняка видели пуск ракет-носителей по ТВ, кому-то повезло любоваться этим зрелищем воочию. Обратите внимание: к нижней части по бокам к РН прикреплены (обычно их 4, бывает больше или меньше) длинные «цилиндры». Это и есть ускорители первой ступени, дающие дополнительный импульс ракете, чтобы она успешно вывела свой груз на орбиту.
Система «Байкал» подразумевает, что МРУ будут оснащаться крыльями, т. е. в какой-то мере станут похожими на беспилотники. Это позволит им после отделения от корпуса первой ступени вернуться и сесть на землю. При старте РН крылья ускорителей сложены. На высоте в 40-50 км происходит отстыковка, они расправляются и МРУ летит в указанную точку. Теоретически все выглядит не так плохо. Но что будет на практике?
Чтобы многоразовая система четко работала, необходимо выполнить ряд условий. И первое из них – отработка ступени на этапе выведения ракеты. Здесь все ясно: произошел пуск и на определенной высоте ускоритель отделяется от РН. С этим проблем не возникает. Иначе дело обстоит с другими условиями.
Сегодняшние одноразовые ступени после выполнения своей функции никак не управляются и место их падения определяется крайне приблизительно. То же самое может произойти с МРУ. Даже если он успешно сядет, нет никакой гарантии, что потом ускоритель не опрокинется – в ходе приземления тормозные двигатели наверняка выроют яму. Следующий момент: поиск многоразового ускорителя в тайге и его эвакуация будут стоить недешево. А как решил эту проблему Маск?
Его ракета начинает «прицеливаться» на место посадки, находясь в апогее, т. е. на вершине траектории полета. Это позволяет в конечном итоге точно приземлить ступень. Маск даже демонстрировал возвращение на точку старта. Хотя в реальности это экономически невыгодно: придется задействовать двигатели, для которых понадобится дополнительное топливо, что уменьшит массу выводимого на орбиту груза.
Одноразовые ступени могут падать при любой погоде: им она до «лампочки». Некоторые ограничения есть только при пуске. С МРУ в этом плане сложнее: для успешной посадки нужны определенные метеоусловия. Если на площадке «ветерок» в 30 м/с, ливень, мокрый снег либо гололед, надеяться на успешное приземление вряд ли приходится. Не стоит забывать: техника хоть и большая, но пустая, топливо выработано. А это оборачивается огромной парусностью. Даже если правильно включатся двигатели в тормозном режиме, после посадки ускоритель может упасть, а высота у него немаленькая и удастся ли махину потом отремонтировать – большой вопрос.
И снова обратимся к Маску: что делает он в плане погодных условий? А он не ждет хороших метеоданных: его ракеты (а не отдельные ускорители) садятся на морские платформы. Предприниматель просто в день пуска смотрит на прогноз погоды. Найдя район с подходящими метеоусловиями, он направляет туда платформу. В это место и наводится потом первая ступень: т. е. для «Фальконов» посадочной площадкой является океан на сотни километров в любую сторону, куда дотянется судно. Все наоборот: не ракета прицеливается на нужное место, а оно плывет к ней. Сделать на земле такое невозможно, а морских посадочных платформ у РФ нет. Но есть варианты, ниже – об одном из них.
Такая система в РФ уже хорошо отработана. Например, корабль «Союз» с космическим экипажем опускается на Землю именно так. Парашют раскрывается на высоте в 10 тыс. м, при достижении 3 тыс. м начинается уже плавный спуск. Это делается для более-менее комфортной посадки. Что касается «бездушной» ракеты, то на ней парашют можно раскрывать на высоте в 5-6 км и даже ниже. Тогда боковой ветер не успеет слишком сильно помешать приводнению в нужной точке.
Если старт ракеты-носителя состоялся с космодрома «Восточный», то отработанная ступень или ускоритель (ускорители) сесть могут в Охотском море, в районе курсирования логистического судна. Постройка платформы обойдется, возможно, дешевле, чем строительство нескольких посадочных площадок где-нибудь в тайге, с обустройством инфраструктуры, проведением дорог и т. п.
Разумеется, потребуется подготовить ступень соответствующим образом. Сначала парашюты должны перевернуть ракету двигателями вверх. Как раз ее носовая часть рассчитана на восприятие наивысших нагрузок. К тому же подобный способ приводнения может сохранить движки сухими. Чтобы ступень не кувыркнулась и осталась на плаву в нужном положении, к ним прикрепляются надувные баллоны. При этом вся конструкция должна быть устойчивой к воздействию соленой морской воды. Но если все-таки сажать ускорители на твердую землю, как это делает Маск? Тогда возникает проблема стабилизации спуска перед посадкой.
На «Фальконе» это делается посредством аэродинамических рулей. Благодаря им, ракета не кувыркается и точно прицеливается, создавая нужный угол атаки. И только потом включаются тормозные двигатели.
Есть подозрение: вся эта система скопирована с авиабомбы JDAM. У нас тоже есть очень неплохие и точные боеприпасы подобного рода! Осталось рассмотреть конечный этап.
После точного прицеливания тот же Falcon 9 при достижении определенной высоты и скорости переводит двигатели в тормозной режим. Их усилие, кстати, больше веса ступени, а ускорение превышает 1G. Это дает возможность манипулировать тягой, чтобы ракета совершила точную посадку. А условия для этого формируются в верхних атмосферных слоях, еще задолго до приземления.
Причем в ходе него включаются не все двигатели, а только часть из них. Рассказывая о Starship, Маск заявил, что в этой ракете будут предусмотрены специальные, посадочные двигатели – маршевые задействовать не станут. Но вернемся к «Байкалу».
Официально он на стадии разработки: опубликованных данных о действующей модели нет. Предполагается, что МРУ будут использоваться на РН «Ангара». Длина ускорителя составляет 28,5 м, размах раскладывающихся крыльев 17,1 м. Движок – РД-191М. После отделения от ступени МРУ набирает скорость в 5,64 Маха. Радиус приземления – до 400 км. Предполагается, что ускоритель можно будет использовать от 10 до 25 раз. С его помощью «Ангара», в зависимости от модели, сможет доставить до 37 т груза. В случае использования МРУ стоимость пуска снизится на 22-37 %.
Так что на сегодня можно сказать: вопрос о создании комплекса «Байкал-Ангара» пока остается открытым. Не исключено, что российские конструкторы займутся другим проектом, связанным с многоразовыми ракетными ступенями или ускорителями. Например, уже идут работы над «Амуром». Однако, стоит и поторопиться…
В том же году во Франции на выставке был продемонстрирован макет космической техники. Его доставили на борту Ан-124 и установили рядом с павильоном им. Хруничева. МРУ вызвал интерес у публики: что же собой представляет российская многоразовая система?
Строительство макета МРУ. Фото: YouTube.com
С 2019-го года она разрабатывается в рамках проекта «Крыло-СВ». Если все объяснять по-простому, то суть «Байкала» понять несложно. Большинство читателей наверняка видели пуск ракет-носителей по ТВ, кому-то повезло любоваться этим зрелищем воочию. Обратите внимание: к нижней части по бокам к РН прикреплены (обычно их 4, бывает больше или меньше) длинные «цилиндры». Это и есть ускорители первой ступени, дающие дополнительный импульс ракете, чтобы она успешно вывела свой груз на орбиту.
Так должна выглядеть ракета-носитель с МРУ. Фото: YouTube.com
Система «Байкал» подразумевает, что МРУ будут оснащаться крыльями, т. е. в какой-то мере станут похожими на беспилотники. Это позволит им после отделения от корпуса первой ступени вернуться и сесть на землю. При старте РН крылья ускорителей сложены. На высоте в 40-50 км происходит отстыковка, они расправляются и МРУ летит в указанную точку. Теоретически все выглядит не так плохо. Но что будет на практике?
Проблемы «Байкала»
Чтобы многоразовая система четко работала, необходимо выполнить ряд условий. И первое из них – отработка ступени на этапе выведения ракеты. Здесь все ясно: произошел пуск и на определенной высоте ускоритель отделяется от РН. С этим проблем не возникает. Иначе дело обстоит с другими условиями.
Совершение точной посадки в обозначенном месте
Сегодняшние одноразовые ступени после выполнения своей функции никак не управляются и место их падения определяется крайне приблизительно. То же самое может произойти с МРУ. Даже если он успешно сядет, нет никакой гарантии, что потом ускоритель не опрокинется – в ходе приземления тормозные двигатели наверняка выроют яму. Следующий момент: поиск многоразового ускорителя в тайге и его эвакуация будут стоить недешево. А как решил эту проблему Маск?
Так приземляются Falcon. Фото: YouTube.com
Его ракета начинает «прицеливаться» на место посадки, находясь в апогее, т. е. на вершине траектории полета. Это позволяет в конечном итоге точно приземлить ступень. Маск даже демонстрировал возвращение на точку старта. Хотя в реальности это экономически невыгодно: придется задействовать двигатели, для которых понадобится дополнительное топливо, что уменьшит массу выводимого на орбиту груза.
Метеоусловия
Одноразовые ступени могут падать при любой погоде: им она до «лампочки». Некоторые ограничения есть только при пуске. С МРУ в этом плане сложнее: для успешной посадки нужны определенные метеоусловия. Если на площадке «ветерок» в 30 м/с, ливень, мокрый снег либо гололед, надеяться на успешное приземление вряд ли приходится. Не стоит забывать: техника хоть и большая, но пустая, топливо выработано. А это оборачивается огромной парусностью. Даже если правильно включатся двигатели в тормозном режиме, после посадки ускоритель может упасть, а высота у него немаленькая и удастся ли махину потом отремонтировать – большой вопрос.
Отделение МРУ от первой ступени. Фото: YouTube.com
И снова обратимся к Маску: что делает он в плане погодных условий? А он не ждет хороших метеоданных: его ракеты (а не отдельные ускорители) садятся на морские платформы. Предприниматель просто в день пуска смотрит на прогноз погоды. Найдя район с подходящими метеоусловиями, он направляет туда платформу. В это место и наводится потом первая ступень: т. е. для «Фальконов» посадочной площадкой является океан на сотни километров в любую сторону, куда дотянется судно. Все наоборот: не ракета прицеливается на нужное место, а оно плывет к ней. Сделать на земле такое невозможно, а морских посадочных платформ у РФ нет. Но есть варианты, ниже – об одном из них.
Парашютный спуск на воду
Такая система в РФ уже хорошо отработана. Например, корабль «Союз» с космическим экипажем опускается на Землю именно так. Парашют раскрывается на высоте в 10 тыс. м, при достижении 3 тыс. м начинается уже плавный спуск. Это делается для более-менее комфортной посадки. Что касается «бездушной» ракеты, то на ней парашют можно раскрывать на высоте в 5-6 км и даже ниже. Тогда боковой ветер не успеет слишком сильно помешать приводнению в нужной точке.
Благополучное приземление экипажа МКС-39. Фото: YouTube.com
Если старт ракеты-носителя состоялся с космодрома «Восточный», то отработанная ступень или ускоритель (ускорители) сесть могут в Охотском море, в районе курсирования логистического судна. Постройка платформы обойдется, возможно, дешевле, чем строительство нескольких посадочных площадок где-нибудь в тайге, с обустройством инфраструктуры, проведением дорог и т. п.
Спуск Falcon в море. Фото: YouTube.com
Разумеется, потребуется подготовить ступень соответствующим образом. Сначала парашюты должны перевернуть ракету двигателями вверх. Как раз ее носовая часть рассчитана на восприятие наивысших нагрузок. К тому же подобный способ приводнения может сохранить движки сухими. Чтобы ступень не кувыркнулась и осталась на плаву в нужном положении, к ним прикрепляются надувные баллоны. При этом вся конструкция должна быть устойчивой к воздействию соленой морской воды. Но если все-таки сажать ускорители на твердую землю, как это делает Маск? Тогда возникает проблема стабилизации спуска перед посадкой.
Снижение
На «Фальконе» это делается посредством аэродинамических рулей. Благодаря им, ракета не кувыркается и точно прицеливается, создавая нужный угол атаки. И только потом включаются тормозные двигатели.
МРУ расправляет крылья. Фото: YouTube.com
Есть подозрение: вся эта система скопирована с авиабомбы JDAM. У нас тоже есть очень неплохие и точные боеприпасы подобного рода! Осталось рассмотреть конечный этап.
Посадка
После точного прицеливания тот же Falcon 9 при достижении определенной высоты и скорости переводит двигатели в тормозной режим. Их усилие, кстати, больше веса ступени, а ускорение превышает 1G. Это дает возможность манипулировать тягой, чтобы ракета совершила точную посадку. А условия для этого формируются в верхних атмосферных слоях, еще задолго до приземления.
Так должен садиться «Байкал». Фото: YouTube.com
Причем в ходе него включаются не все двигатели, а только часть из них. Рассказывая о Starship, Маск заявил, что в этой ракете будут предусмотрены специальные, посадочные двигатели – маршевые задействовать не станут. Но вернемся к «Байкалу».
Состояние проекта
Официально он на стадии разработки: опубликованных данных о действующей модели нет. Предполагается, что МРУ будут использоваться на РН «Ангара». Длина ускорителя составляет 28,5 м, размах раскладывающихся крыльев 17,1 м. Движок – РД-191М. После отделения от ступени МРУ набирает скорость в 5,64 Маха. Радиус приземления – до 400 км. Предполагается, что ускоритель можно будет использовать от 10 до 25 раз. С его помощью «Ангара», в зависимости от модели, сможет доставить до 37 т груза. В случае использования МРУ стоимость пуска снизится на 22-37 %.
Подвоз МРУ к ракете-носителю. Фото: YouTube.com
Так что на сегодня можно сказать: вопрос о создании комплекса «Байкал-Ангара» пока остается открытым. Не исключено, что российские конструкторы займутся другим проектом, связанным с многоразовыми ракетными ступенями или ускорителями. Например, уже идут работы над «Амуром». Однако, стоит и поторопиться…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...