.d-md-none .d-lg-block bibimot

Skoda 1202 Stejsn – универсал, не боявшийся никакой работы

Skoda 1202 Stejsn – универсал, не боявшийся никакой работы
Хотя во времена социализма и не было частных магазинов и предприятий, но потребность в коммерческом транспорте все же существовала. Ведь даже государственные небольшие торговые точки и ларьки нуждались в постоянной доставке мелких партий товаров. И без надежных трудяг в этом процессе никак не обойтись.


Наверное, все помнят знаменитые советские «Москвичи» (т. н. «пирожки») или более комфортабельные универсалы от Волжского автозавода. Популярная чехословацкая «Шкода» в свое время тоже выпускала подобную технику. Причем в начале 60-х сложилась необычная ситуация: компания производила два универсала с совершенно разным кузовом, но на одном шасси. Его конструкция с центральной трубчатой рамой берет свое начало от довоенного Popular.

Skoda 1202 Stejsn – универсал, не боявшийся никакой работыРаботяга Skoda 1202 Stejsn. Фото: youtube.com

Первый из них назывался Octavia Combi и просуществовал после окончания производства базовой модели до 1971 года. Второй представлял собой уже почти настоящий внедорожник в пассажирском исполнении под названием Skoda 1202 STW. Правда, аббревиатура не очень прижилась. Она обозначала версию универсал (особенно в Америке), поэтому звучала как Station Wagon, по-чешски – просто Stejsn. Именно такой вариант и стал более употребляемым среди местного водительского братства.

Насытить рынок коммерческого транспорта


На тот период компания Skoda оказалась в роли практически единственного массового производителя легкового транспорта в ЧССР. Поэтому она могла себе позволить различные вольности и технические маневры. Таким образом, в 60-х на заводском конвейере оказались сразу два универсала.

Skoda 1202 (внутреннее обозначение – модель 981) с 1961 года расширила относительно ограниченный на тот момент ассортимент легковых автомобилей на чехословацком рынке. Тогда же модель представили на Международной ярмарке в Брно.


Новинка создавалась как преемница для модели 1200/1201 (тип 955/980), выпускавшейся почти десять лет, с 1952 года. Вариант 1200 стал первым автомобилем марки из Млада Болеслава с цельнометаллическим кузовом (без деревянного каркаса), хотя и на отдельной раме. Он производился до 1961 года, преимущественно в коммерческих версиях. Уже на тот момент местный рынок ясно давал понять, что сильно нуждается в подобной конструкции. Поэтому не оставалось сомнений – у востребованного автомобиля обязательно появится достойный наследник.

Обтекаемый универсал Skoda 1202 Stejsn. Фото: youtube.com

Модели 1200 выделялись необычайно высокой массой полезной нагрузки – до 650 кг. Несмотря на продолжающуюся модернизацию, конструкция 50-х годов уже несколько устарела, поэтому нуждалась в более современном преемнике. Последующая история подтвердила, что новый тип 1202 оказался незаменимой «лошадкой» во многих сферах местного народного хозяйства.

Коммерческий или легковой автомобиль?


У Skoda 1202, в отличие от предшественников 1200/1201, никогда не было версии в кузове седан. Все время, проведенное на заводском конвейере, модель выпускалась только в различных вариациях «неутомимых трудяг»:

✅ с кузовом универсал
✅ как машина скорой помощи
✅ как коммерческие автомобили (Panel Van, Pick-Up)

Механические элементы действительно не слишком изменились, переняв шасси от Skoda 1201. В это число вошел солидный список, за исключением небольшого набора, заимствованного у одной из более современных моделей завода. Вот неполное перечисление сохранившихся компонентов:

✅ подвеска мостов на поперечных листовых рессорах
✅ хребтовая рама
✅ передняя ось

Последнюю выполнили с применением модернизирующих элементов системы привода Octavia Super. Однако кузов с широкой решеткой спереди был совершенно новым, что придавало машине элегантный вид чистых линий. По правому борту по-прежнему имелось две двери, а по левому – только одна, как это уже и практиковалось у предыдущей модели.

Модернизация в пределах имеющихся возможностей


В спецификации типа 1202 акцент сделали на новый кузов с точки зрения формы и функциональности. Новинка получила откидывающуюся вверх заднюю крышку во всех версиях (кроме, конечно, двустворчатых дверей в задней части пикапа). Производители постарались достичь ряда поставленных целей:

✅ повышенный комфорт и безопасность
✅ снижение массы примерно на 40 кг
✅ сокращение количества типов деталей на 15 %
✅ заимствование некоторых элементов от типа 1201
✅ одинаковый кузов для всех серийных версий

Последнее стало явным отличием от Skoda 1201, у которой версия скорой помощи получила удлинение и двустворчатые двери сзади. Общность конструкции облегчала одновременный выпуск автомобилей типа 1202 с разными видами кузова. На всех них устанавливался идентичный силовой агрегат со следующими характеристиками:

✅ четырехцилиндровый
✅ рабочий объем – 1221 куб. см
✅ мощность – 47 л. с (35 кВт) при 4500 об/мин

После модернизации 1969 года она немного увеличилась до 51 л. с (37 кВт), а четырехступенчатая КПП получила более легкую третью передачу для быстрого ускорения. Унификация деталей с автомобилями Octavia Super оставалась довольно высокой. После 1964 года, с началом выпуска нового седана Skoda 1000 MB (задний двигатель и самонесущий кузов), параллельно продолжалось производство единственной Octavia Combi (до 1971-го).

Хорошая обзорность приборной панели. Фото: youtube.com

С 1968 года наконец удалось освоить сборку микроавтобусов Skoda 1203, которые переняли систему привода, но отличались совершенно новым одноотсечным кузовом самонесущей конструкции. А вот тягач «1202 пикап» с малогабаритным прицепом-фургоном «Орличан Н-1000» (на одну тонну груза) так и остался лишь в прототипе 1967 года.

Продолжение производства типа 1202 сохранило высокую полезную массу – 650 кг. Длина багажного отделения составила 1240 мм (для пятиместной версии), которая после складывания заднего ряда сидений увеличивалась до 1800 мм. Фургон имел погрузочную длину 1940 мм и идентичную внутреннюю высоту для груза 930 мм. Для машины скорой помощи производитель указал размер салона за передними сиденьями 1925 мм, где сзади оставалось место для носилок или одного-двух медработников.

Успешная и универсальная альтернатива


Skoda 1202 представляла собой универсальный и полезный вариант других типов классической концепции с несущей рамой и задним приводом. Комби или STW стал альтернативой обычным легковым автомобилям, но с более просторным салоном (внедорожники в то время еще не получили широкое распространение).

Skoda 1202 Stejsn: автомобиль для службы ЧС. Фото: youtube.com

Коммерческие версии на 650 кг груза, в свою очередь, были неутомимыми работниками до тех пор, пока их на производственных линиях во Врхлаби не заменил микроавтобус типа 1203 и его модификации. Конечно, они эксплуатировались еще долгие годы после завершения выпуска.

Всего собрано 60 141 автомобиль, что не превысило показателей 1200/1201. Зато тип 1202 определенно превзошел их количеством утилитарных версий, включая STW. Пятиместный универсал с большим багажным отделением, тремя боковыми дверями и складной задней стенкой простоял на конвейере с 1961 по 1971 годы.

Казалось бы, обычный трудяга, но автомобиль мог похвалиться и некоторыми спортивными успехами. К примеру, на ярмарочном автодроме в Брно в апреле 1965 года Олдржих Брунклик на своем Stejsn обогнал всех соперников в классе до 1,3 литра. Они со штурманом Яном Гернатом даже участвовали в ралли Влтавы того же года, но у машины оказалась треснутая рама.

Двигатель Skoda 1202 Stejsn. Фото: youtube.com

Skoda 1202 также прославилась и в других странах. Например, в Турции сначала собирали оригиналы, а затем – собственные пикапы и небольшие бортовые платформы на ее шасси. Это происходило на мощностях предприятия Celik Montaj, которое также производило мотоциклы Jawa для местного рынка.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Как вам труженик Skoda 1202 Stejsn?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Лучшие довоенные модели Skoda: Popular Roadster и Type 420Skoda Octavia первого поколения – 14 лет на заводском конвейере