Skoda 1202 Stejsn – универсал, не боявшийся никакой работы
Хотя во времена социализма и не было частных магазинов и предприятий, но потребность в коммерческом транспорте все же существовала. Ведь даже государственные небольшие торговые точки и ларьки нуждались в постоянной доставке мелких партий товаров. И без надежных трудяг в этом процессе никак не обойтись.
Наверное, все помнят знаменитые советские «Москвичи» (т. н. «пирожки») или более комфортабельные универсалы от Волжского автозавода. Популярная чехословацкая «Шкода» в свое время тоже выпускала подобную технику. Причем в начале 60-х сложилась необычная ситуация: компания производила два универсала с совершенно разным кузовом, но на одном шасси. Его конструкция с центральной трубчатой рамой берет свое начало от довоенного Popular.
Первый из них назывался Octavia Combi и просуществовал после окончания производства базовой модели до 1971 года. Второй представлял собой уже почти настоящий внедорожник в пассажирском исполнении под названием Skoda 1202 STW. Правда, аббревиатура не очень прижилась. Она обозначала версию универсал (особенно в Америке), поэтому звучала как Station Wagon, по-чешски – просто Stejsn. Именно такой вариант и стал более употребляемым среди местного водительского братства.
На тот период компания Skoda оказалась в роли практически единственного массового производителя легкового транспорта в ЧССР. Поэтому она могла себе позволить различные вольности и технические маневры. Таким образом, в 60-х на заводском конвейере оказались сразу два универсала.
Новинка создавалась как преемница для модели 1200/1201 (тип 955/980), выпускавшейся почти десять лет, с 1952 года. Вариант 1200 стал первым автомобилем марки из Млада Болеслава с цельнометаллическим кузовом (без деревянного каркаса), хотя и на отдельной раме. Он производился до 1961 года, преимущественно в коммерческих версиях. Уже на тот момент местный рынок ясно давал понять, что сильно нуждается в подобной конструкции. Поэтому не оставалось сомнений – у востребованного автомобиля обязательно появится достойный наследник.
Модели 1200 выделялись необычайно высокой массой полезной нагрузки – до 650 кг. Несмотря на продолжающуюся модернизацию, конструкция 50-х годов уже несколько устарела, поэтому нуждалась в более современном преемнике. Последующая история подтвердила, что новый тип 1202 оказался незаменимой «лошадкой» во многих сферах местного народного хозяйства.
У Skoda 1202, в отличие от предшественников 1200/1201, никогда не было версии в кузове седан. Все время, проведенное на заводском конвейере, модель выпускалась только в различных вариациях «неутомимых трудяг»:
✅ с кузовом универсал
✅ как машина скорой помощи
✅ как коммерческие автомобили (Panel Van, Pick-Up)
Механические элементы действительно не слишком изменились, переняв шасси от Skoda 1201. В это число вошел солидный список, за исключением небольшого набора, заимствованного у одной из более современных моделей завода. Вот неполное перечисление сохранившихся компонентов:
✅ подвеска мостов на поперечных листовых рессорах
✅ хребтовая рама
✅ передняя ось
Последнюю выполнили с применением модернизирующих элементов системы привода Octavia Super. Однако кузов с широкой решеткой спереди был совершенно новым, что придавало машине элегантный вид чистых линий. По правому борту по-прежнему имелось две двери, а по левому – только одна, как это уже и практиковалось у предыдущей модели.
В спецификации типа 1202 акцент сделали на новый кузов с точки зрения формы и функциональности. Новинка получила откидывающуюся вверх заднюю крышку во всех версиях (кроме, конечно, двустворчатых дверей в задней части пикапа). Производители постарались достичь ряда поставленных целей:
✅ повышенный комфорт и безопасность
✅ снижение массы примерно на 40 кг
✅ сокращение количества типов деталей на 15 %
✅ заимствование некоторых элементов от типа 1201
✅ одинаковый кузов для всех серийных версий
Последнее стало явным отличием от Skoda 1201, у которой версия скорой помощи получила удлинение и двустворчатые двери сзади. Общность конструкции облегчала одновременный выпуск автомобилей типа 1202 с разными видами кузова. На всех них устанавливался идентичный силовой агрегат со следующими характеристиками:
✅ четырехцилиндровый
✅ рабочий объем – 1221 куб. см
✅ мощность – 47 л. с (35 кВт) при 4500 об/мин
После модернизации 1969 года она немного увеличилась до 51 л. с (37 кВт), а четырехступенчатая КПП получила более легкую третью передачу для быстрого ускорения. Унификация деталей с автомобилями Octavia Super оставалась довольно высокой. После 1964 года, с началом выпуска нового седана Skoda 1000 MB (задний двигатель и самонесущий кузов), параллельно продолжалось производство единственной Octavia Combi (до 1971-го).
С 1968 года наконец удалось освоить сборку микроавтобусов Skoda 1203, которые переняли систему привода, но отличались совершенно новым одноотсечным кузовом самонесущей конструкции. А вот тягач «1202 пикап» с малогабаритным прицепом-фургоном «Орличан Н-1000» (на одну тонну груза) так и остался лишь в прототипе 1967 года.
Продолжение производства типа 1202 сохранило высокую полезную массу – 650 кг. Длина багажного отделения составила 1240 мм (для пятиместной версии), которая после складывания заднего ряда сидений увеличивалась до 1800 мм. Фургон имел погрузочную длину 1940 мм и идентичную внутреннюю высоту для груза 930 мм. Для машины скорой помощи производитель указал размер салона за передними сиденьями 1925 мм, где сзади оставалось место для носилок или одного-двух медработников.
Skoda 1202 представляла собой универсальный и полезный вариант других типов классической концепции с несущей рамой и задним приводом. Комби или STW стал альтернативой обычным легковым автомобилям, но с более просторным салоном (внедорожники в то время еще не получили широкое распространение).
Коммерческие версии на 650 кг груза, в свою очередь, были неутомимыми работниками до тех пор, пока их на производственных линиях во Врхлаби не заменил микроавтобус типа 1203 и его модификации. Конечно, они эксплуатировались еще долгие годы после завершения выпуска.
Всего собрано 60 141 автомобиль, что не превысило показателей 1200/1201. Зато тип 1202 определенно превзошел их количеством утилитарных версий, включая STW. Пятиместный универсал с большим багажным отделением, тремя боковыми дверями и складной задней стенкой простоял на конвейере с 1961 по 1971 годы.
Казалось бы, обычный трудяга, но автомобиль мог похвалиться и некоторыми спортивными успехами. К примеру, на ярмарочном автодроме в Брно в апреле 1965 года Олдржих Брунклик на своем Stejsn обогнал всех соперников в классе до 1,3 литра. Они со штурманом Яном Гернатом даже участвовали в ралли Влтавы того же года, но у машины оказалась треснутая рама.
Skoda 1202 также прославилась и в других странах. Например, в Турции сначала собирали оригиналы, а затем – собственные пикапы и небольшие бортовые платформы на ее шасси. Это происходило на мощностях предприятия Celik Montaj, которое также производило мотоциклы Jawa для местного рынка.
Наверное, все помнят знаменитые советские «Москвичи» (т. н. «пирожки») или более комфортабельные универсалы от Волжского автозавода. Популярная чехословацкая «Шкода» в свое время тоже выпускала подобную технику. Причем в начале 60-х сложилась необычная ситуация: компания производила два универсала с совершенно разным кузовом, но на одном шасси. Его конструкция с центральной трубчатой рамой берет свое начало от довоенного Popular.
Работяга Skoda 1202 Stejsn. Фото: youtube.com
Первый из них назывался Octavia Combi и просуществовал после окончания производства базовой модели до 1971 года. Второй представлял собой уже почти настоящий внедорожник в пассажирском исполнении под названием Skoda 1202 STW. Правда, аббревиатура не очень прижилась. Она обозначала версию универсал (особенно в Америке), поэтому звучала как Station Wagon, по-чешски – просто Stejsn. Именно такой вариант и стал более употребляемым среди местного водительского братства.
Насытить рынок коммерческого транспорта
На тот период компания Skoda оказалась в роли практически единственного массового производителя легкового транспорта в ЧССР. Поэтому она могла себе позволить различные вольности и технические маневры. Таким образом, в 60-х на заводском конвейере оказались сразу два универсала.
Skoda 1202 (внутреннее обозначение – модель 981) с 1961 года расширила относительно ограниченный на тот момент ассортимент легковых автомобилей на чехословацком рынке. Тогда же модель представили на Международной ярмарке в Брно.
Новинка создавалась как преемница для модели 1200/1201 (тип 955/980), выпускавшейся почти десять лет, с 1952 года. Вариант 1200 стал первым автомобилем марки из Млада Болеслава с цельнометаллическим кузовом (без деревянного каркаса), хотя и на отдельной раме. Он производился до 1961 года, преимущественно в коммерческих версиях. Уже на тот момент местный рынок ясно давал понять, что сильно нуждается в подобной конструкции. Поэтому не оставалось сомнений – у востребованного автомобиля обязательно появится достойный наследник.
Обтекаемый универсал Skoda 1202 Stejsn. Фото: youtube.com
Модели 1200 выделялись необычайно высокой массой полезной нагрузки – до 650 кг. Несмотря на продолжающуюся модернизацию, конструкция 50-х годов уже несколько устарела, поэтому нуждалась в более современном преемнике. Последующая история подтвердила, что новый тип 1202 оказался незаменимой «лошадкой» во многих сферах местного народного хозяйства.
Коммерческий или легковой автомобиль?
У Skoda 1202, в отличие от предшественников 1200/1201, никогда не было версии в кузове седан. Все время, проведенное на заводском конвейере, модель выпускалась только в различных вариациях «неутомимых трудяг»:
✅ с кузовом универсал
✅ как машина скорой помощи
✅ как коммерческие автомобили (Panel Van, Pick-Up)
Механические элементы действительно не слишком изменились, переняв шасси от Skoda 1201. В это число вошел солидный список, за исключением небольшого набора, заимствованного у одной из более современных моделей завода. Вот неполное перечисление сохранившихся компонентов:
✅ подвеска мостов на поперечных листовых рессорах
✅ хребтовая рама
✅ передняя ось
Последнюю выполнили с применением модернизирующих элементов системы привода Octavia Super. Однако кузов с широкой решеткой спереди был совершенно новым, что придавало машине элегантный вид чистых линий. По правому борту по-прежнему имелось две двери, а по левому – только одна, как это уже и практиковалось у предыдущей модели.
Модернизация в пределах имеющихся возможностей
В спецификации типа 1202 акцент сделали на новый кузов с точки зрения формы и функциональности. Новинка получила откидывающуюся вверх заднюю крышку во всех версиях (кроме, конечно, двустворчатых дверей в задней части пикапа). Производители постарались достичь ряда поставленных целей:
✅ повышенный комфорт и безопасность
✅ снижение массы примерно на 40 кг
✅ сокращение количества типов деталей на 15 %
✅ заимствование некоторых элементов от типа 1201
✅ одинаковый кузов для всех серийных версий
Последнее стало явным отличием от Skoda 1201, у которой версия скорой помощи получила удлинение и двустворчатые двери сзади. Общность конструкции облегчала одновременный выпуск автомобилей типа 1202 с разными видами кузова. На всех них устанавливался идентичный силовой агрегат со следующими характеристиками:
✅ четырехцилиндровый
✅ рабочий объем – 1221 куб. см
✅ мощность – 47 л. с (35 кВт) при 4500 об/мин
После модернизации 1969 года она немного увеличилась до 51 л. с (37 кВт), а четырехступенчатая КПП получила более легкую третью передачу для быстрого ускорения. Унификация деталей с автомобилями Octavia Super оставалась довольно высокой. После 1964 года, с началом выпуска нового седана Skoda 1000 MB (задний двигатель и самонесущий кузов), параллельно продолжалось производство единственной Octavia Combi (до 1971-го).
Хорошая обзорность приборной панели. Фото: youtube.com
С 1968 года наконец удалось освоить сборку микроавтобусов Skoda 1203, которые переняли систему привода, но отличались совершенно новым одноотсечным кузовом самонесущей конструкции. А вот тягач «1202 пикап» с малогабаритным прицепом-фургоном «Орличан Н-1000» (на одну тонну груза) так и остался лишь в прототипе 1967 года.
Продолжение производства типа 1202 сохранило высокую полезную массу – 650 кг. Длина багажного отделения составила 1240 мм (для пятиместной версии), которая после складывания заднего ряда сидений увеличивалась до 1800 мм. Фургон имел погрузочную длину 1940 мм и идентичную внутреннюю высоту для груза 930 мм. Для машины скорой помощи производитель указал размер салона за передними сиденьями 1925 мм, где сзади оставалось место для носилок или одного-двух медработников.
Успешная и универсальная альтернатива
Skoda 1202 представляла собой универсальный и полезный вариант других типов классической концепции с несущей рамой и задним приводом. Комби или STW стал альтернативой обычным легковым автомобилям, но с более просторным салоном (внедорожники в то время еще не получили широкое распространение).
Skoda 1202 Stejsn: автомобиль для службы ЧС. Фото: youtube.com
Коммерческие версии на 650 кг груза, в свою очередь, были неутомимыми работниками до тех пор, пока их на производственных линиях во Врхлаби не заменил микроавтобус типа 1203 и его модификации. Конечно, они эксплуатировались еще долгие годы после завершения выпуска.
Всего собрано 60 141 автомобиль, что не превысило показателей 1200/1201. Зато тип 1202 определенно превзошел их количеством утилитарных версий, включая STW. Пятиместный универсал с большим багажным отделением, тремя боковыми дверями и складной задней стенкой простоял на конвейере с 1961 по 1971 годы.
Казалось бы, обычный трудяга, но автомобиль мог похвалиться и некоторыми спортивными успехами. К примеру, на ярмарочном автодроме в Брно в апреле 1965 года Олдржих Брунклик на своем Stejsn обогнал всех соперников в классе до 1,3 литра. Они со штурманом Яном Гернатом даже участвовали в ралли Влтавы того же года, но у машины оказалась треснутая рама.
Двигатель Skoda 1202 Stejsn. Фото: youtube.com
Skoda 1202 также прославилась и в других странах. Например, в Турции сначала собирали оригиналы, а затем – собственные пикапы и небольшие бортовые платформы на ее шасси. Это происходило на мощностях предприятия Celik Montaj, которое также производило мотоциклы Jawa для местного рынка.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...