Skoda 1202 Stejsn – универсал, не боявшийся никакой работы
Хотя во времена социализма и не было частных магазинов и предприятий, но потребность в коммерческом транспорте все же существовала. Ведь даже государственные небольшие торговые точки и ларьки нуждались в постоянной доставке мелких партий товаров. И без надежных трудяг в этом процессе никак не обойтись.
Наверное, все помнят знаменитые советские «Москвичи» (т. н. «пирожки») или более комфортабельные универсалы от Волжского автозавода. Популярная чехословацкая «Шкода» в свое время тоже выпускала подобную технику. Причем в начале 60-х сложилась необычная ситуация: компания производила два универсала с совершенно разным кузовом, но на одном шасси. Его конструкция с центральной трубчатой рамой берет свое начало от довоенного Popular.
Первый из них назывался Octavia Combi и просуществовал после окончания производства базовой модели до 1971 года. Второй представлял собой уже почти настоящий внедорожник в пассажирском исполнении под названием Skoda 1202 STW. Правда, аббревиатура не очень прижилась. Она обозначала версию универсал (особенно в Америке), поэтому звучала как Station Wagon, по-чешски – просто Stejsn. Именно такой вариант и стал более употребляемым среди местного водительского братства.
На тот период компания Skoda оказалась в роли практически единственного массового производителя легкового транспорта в ЧССР. Поэтому она могла себе позволить различные вольности и технические маневры. Таким образом, в 60-х на заводском конвейере оказались сразу два универсала.
Новинка создавалась как преемница для модели 1200/1201 (тип 955/980), выпускавшейся почти десять лет, с 1952 года. Вариант 1200 стал первым автомобилем марки из Млада Болеслава с цельнометаллическим кузовом (без деревянного каркаса), хотя и на отдельной раме. Он производился до 1961 года, преимущественно в коммерческих версиях. Уже на тот момент местный рынок ясно давал понять, что сильно нуждается в подобной конструкции. Поэтому не оставалось сомнений – у востребованного автомобиля обязательно появится достойный наследник.
Модели 1200 выделялись необычайно высокой массой полезной нагрузки – до 650 кг. Несмотря на продолжающуюся модернизацию, конструкция 50-х годов уже несколько устарела, поэтому нуждалась в более современном преемнике. Последующая история подтвердила, что новый тип 1202 оказался незаменимой «лошадкой» во многих сферах местного народного хозяйства.
У Skoda 1202, в отличие от предшественников 1200/1201, никогда не было версии в кузове седан. Все время, проведенное на заводском конвейере, модель выпускалась только в различных вариациях «неутомимых трудяг»:
✅ с кузовом универсал
✅ как машина скорой помощи
✅ как коммерческие автомобили (Panel Van, Pick-Up)
Механические элементы действительно не слишком изменились, переняв шасси от Skoda 1201. В это число вошел солидный список, за исключением небольшого набора, заимствованного у одной из более современных моделей завода. Вот неполное перечисление сохранившихся компонентов:
✅ подвеска мостов на поперечных листовых рессорах
✅ хребтовая рама
✅ передняя ось
Последнюю выполнили с применением модернизирующих элементов системы привода Octavia Super. Однако кузов с широкой решеткой спереди был совершенно новым, что придавало машине элегантный вид чистых линий. По правому борту по-прежнему имелось две двери, а по левому – только одна, как это уже и практиковалось у предыдущей модели.
В спецификации типа 1202 акцент сделали на новый кузов с точки зрения формы и функциональности. Новинка получила откидывающуюся вверх заднюю крышку во всех версиях (кроме, конечно, двустворчатых дверей в задней части пикапа). Производители постарались достичь ряда поставленных целей:
✅ повышенный комфорт и безопасность
✅ снижение массы примерно на 40 кг
✅ сокращение количества типов деталей на 15 %
✅ заимствование некоторых элементов от типа 1201
✅ одинаковый кузов для всех серийных версий
Последнее стало явным отличием от Skoda 1201, у которой версия скорой помощи получила удлинение и двустворчатые двери сзади. Общность конструкции облегчала одновременный выпуск автомобилей типа 1202 с разными видами кузова. На всех них устанавливался идентичный силовой агрегат со следующими характеристиками:
✅ четырехцилиндровый
✅ рабочий объем – 1221 куб. см
✅ мощность – 47 л. с (35 кВт) при 4500 об/мин
После модернизации 1969 года она немного увеличилась до 51 л. с (37 кВт), а четырехступенчатая КПП получила более легкую третью передачу для быстрого ускорения. Унификация деталей с автомобилями Octavia Super оставалась довольно высокой. После 1964 года, с началом выпуска нового седана Skoda 1000 MB (задний двигатель и самонесущий кузов), параллельно продолжалось производство единственной Octavia Combi (до 1971-го).
С 1968 года наконец удалось освоить сборку микроавтобусов Skoda 1203, которые переняли систему привода, но отличались совершенно новым одноотсечным кузовом самонесущей конструкции. А вот тягач «1202 пикап» с малогабаритным прицепом-фургоном «Орличан Н-1000» (на одну тонну груза) так и остался лишь в прототипе 1967 года.
Продолжение производства типа 1202 сохранило высокую полезную массу – 650 кг. Длина багажного отделения составила 1240 мм (для пятиместной версии), которая после складывания заднего ряда сидений увеличивалась до 1800 мм. Фургон имел погрузочную длину 1940 мм и идентичную внутреннюю высоту для груза 930 мм. Для машины скорой помощи производитель указал размер салона за передними сиденьями 1925 мм, где сзади оставалось место для носилок или одного-двух медработников.
Skoda 1202 представляла собой универсальный и полезный вариант других типов классической концепции с несущей рамой и задним приводом. Комби или STW стал альтернативой обычным легковым автомобилям, но с более просторным салоном (внедорожники в то время еще не получили широкое распространение).
Коммерческие версии на 650 кг груза, в свою очередь, были неутомимыми работниками до тех пор, пока их на производственных линиях во Врхлаби не заменил микроавтобус типа 1203 и его модификации. Конечно, они эксплуатировались еще долгие годы после завершения выпуска.
Всего собрано 60 141 автомобиль, что не превысило показателей 1200/1201. Зато тип 1202 определенно превзошел их количеством утилитарных версий, включая STW. Пятиместный универсал с большим багажным отделением, тремя боковыми дверями и складной задней стенкой простоял на конвейере с 1961 по 1971 годы.
Казалось бы, обычный трудяга, но автомобиль мог похвалиться и некоторыми спортивными успехами. К примеру, на ярмарочном автодроме в Брно в апреле 1965 года Олдржих Брунклик на своем Stejsn обогнал всех соперников в классе до 1,3 литра. Они со штурманом Яном Гернатом даже участвовали в ралли Влтавы того же года, но у машины оказалась треснутая рама.
Skoda 1202 также прославилась и в других странах. Например, в Турции сначала собирали оригиналы, а затем – собственные пикапы и небольшие бортовые платформы на ее шасси. Это происходило на мощностях предприятия Celik Montaj, которое также производило мотоциклы Jawa для местного рынка.
Наверное, все помнят знаменитые советские «Москвичи» (т. н. «пирожки») или более комфортабельные универсалы от Волжского автозавода. Популярная чехословацкая «Шкода» в свое время тоже выпускала подобную технику. Причем в начале 60-х сложилась необычная ситуация: компания производила два универсала с совершенно разным кузовом, но на одном шасси. Его конструкция с центральной трубчатой рамой берет свое начало от довоенного Popular.
Работяга Skoda 1202 Stejsn. Фото: youtube.com
Первый из них назывался Octavia Combi и просуществовал после окончания производства базовой модели до 1971 года. Второй представлял собой уже почти настоящий внедорожник в пассажирском исполнении под названием Skoda 1202 STW. Правда, аббревиатура не очень прижилась. Она обозначала версию универсал (особенно в Америке), поэтому звучала как Station Wagon, по-чешски – просто Stejsn. Именно такой вариант и стал более употребляемым среди местного водительского братства.
Насытить рынок коммерческого транспорта
На тот период компания Skoda оказалась в роли практически единственного массового производителя легкового транспорта в ЧССР. Поэтому она могла себе позволить различные вольности и технические маневры. Таким образом, в 60-х на заводском конвейере оказались сразу два универсала.
Skoda 1202 (внутреннее обозначение – модель 981) с 1961 года расширила относительно ограниченный на тот момент ассортимент легковых автомобилей на чехословацком рынке. Тогда же модель представили на Международной ярмарке в Брно.
Новинка создавалась как преемница для модели 1200/1201 (тип 955/980), выпускавшейся почти десять лет, с 1952 года. Вариант 1200 стал первым автомобилем марки из Млада Болеслава с цельнометаллическим кузовом (без деревянного каркаса), хотя и на отдельной раме. Он производился до 1961 года, преимущественно в коммерческих версиях. Уже на тот момент местный рынок ясно давал понять, что сильно нуждается в подобной конструкции. Поэтому не оставалось сомнений – у востребованного автомобиля обязательно появится достойный наследник.
Обтекаемый универсал Skoda 1202 Stejsn. Фото: youtube.com
Модели 1200 выделялись необычайно высокой массой полезной нагрузки – до 650 кг. Несмотря на продолжающуюся модернизацию, конструкция 50-х годов уже несколько устарела, поэтому нуждалась в более современном преемнике. Последующая история подтвердила, что новый тип 1202 оказался незаменимой «лошадкой» во многих сферах местного народного хозяйства.
Коммерческий или легковой автомобиль?
У Skoda 1202, в отличие от предшественников 1200/1201, никогда не было версии в кузове седан. Все время, проведенное на заводском конвейере, модель выпускалась только в различных вариациях «неутомимых трудяг»:
✅ с кузовом универсал
✅ как машина скорой помощи
✅ как коммерческие автомобили (Panel Van, Pick-Up)
Механические элементы действительно не слишком изменились, переняв шасси от Skoda 1201. В это число вошел солидный список, за исключением небольшого набора, заимствованного у одной из более современных моделей завода. Вот неполное перечисление сохранившихся компонентов:
✅ подвеска мостов на поперечных листовых рессорах
✅ хребтовая рама
✅ передняя ось
Последнюю выполнили с применением модернизирующих элементов системы привода Octavia Super. Однако кузов с широкой решеткой спереди был совершенно новым, что придавало машине элегантный вид чистых линий. По правому борту по-прежнему имелось две двери, а по левому – только одна, как это уже и практиковалось у предыдущей модели.
Модернизация в пределах имеющихся возможностей
В спецификации типа 1202 акцент сделали на новый кузов с точки зрения формы и функциональности. Новинка получила откидывающуюся вверх заднюю крышку во всех версиях (кроме, конечно, двустворчатых дверей в задней части пикапа). Производители постарались достичь ряда поставленных целей:
✅ повышенный комфорт и безопасность
✅ снижение массы примерно на 40 кг
✅ сокращение количества типов деталей на 15 %
✅ заимствование некоторых элементов от типа 1201
✅ одинаковый кузов для всех серийных версий
Последнее стало явным отличием от Skoda 1201, у которой версия скорой помощи получила удлинение и двустворчатые двери сзади. Общность конструкции облегчала одновременный выпуск автомобилей типа 1202 с разными видами кузова. На всех них устанавливался идентичный силовой агрегат со следующими характеристиками:
✅ четырехцилиндровый
✅ рабочий объем – 1221 куб. см
✅ мощность – 47 л. с (35 кВт) при 4500 об/мин
После модернизации 1969 года она немного увеличилась до 51 л. с (37 кВт), а четырехступенчатая КПП получила более легкую третью передачу для быстрого ускорения. Унификация деталей с автомобилями Octavia Super оставалась довольно высокой. После 1964 года, с началом выпуска нового седана Skoda 1000 MB (задний двигатель и самонесущий кузов), параллельно продолжалось производство единственной Octavia Combi (до 1971-го).
Хорошая обзорность приборной панели. Фото: youtube.com
С 1968 года наконец удалось освоить сборку микроавтобусов Skoda 1203, которые переняли систему привода, но отличались совершенно новым одноотсечным кузовом самонесущей конструкции. А вот тягач «1202 пикап» с малогабаритным прицепом-фургоном «Орличан Н-1000» (на одну тонну груза) так и остался лишь в прототипе 1967 года.
Продолжение производства типа 1202 сохранило высокую полезную массу – 650 кг. Длина багажного отделения составила 1240 мм (для пятиместной версии), которая после складывания заднего ряда сидений увеличивалась до 1800 мм. Фургон имел погрузочную длину 1940 мм и идентичную внутреннюю высоту для груза 930 мм. Для машины скорой помощи производитель указал размер салона за передними сиденьями 1925 мм, где сзади оставалось место для носилок или одного-двух медработников.
Успешная и универсальная альтернатива
Skoda 1202 представляла собой универсальный и полезный вариант других типов классической концепции с несущей рамой и задним приводом. Комби или STW стал альтернативой обычным легковым автомобилям, но с более просторным салоном (внедорожники в то время еще не получили широкое распространение).
Skoda 1202 Stejsn: автомобиль для службы ЧС. Фото: youtube.com
Коммерческие версии на 650 кг груза, в свою очередь, были неутомимыми работниками до тех пор, пока их на производственных линиях во Врхлаби не заменил микроавтобус типа 1203 и его модификации. Конечно, они эксплуатировались еще долгие годы после завершения выпуска.
Всего собрано 60 141 автомобиль, что не превысило показателей 1200/1201. Зато тип 1202 определенно превзошел их количеством утилитарных версий, включая STW. Пятиместный универсал с большим багажным отделением, тремя боковыми дверями и складной задней стенкой простоял на конвейере с 1961 по 1971 годы.
Казалось бы, обычный трудяга, но автомобиль мог похвалиться и некоторыми спортивными успехами. К примеру, на ярмарочном автодроме в Брно в апреле 1965 года Олдржих Брунклик на своем Stejsn обогнал всех соперников в классе до 1,3 литра. Они со штурманом Яном Гернатом даже участвовали в ралли Влтавы того же года, но у машины оказалась треснутая рама.
Двигатель Skoda 1202 Stejsn. Фото: youtube.com
Skoda 1202 также прославилась и в других странах. Например, в Турции сначала собирали оригиналы, а затем – собственные пикапы и небольшие бортовые платформы на ее шасси. Это происходило на мощностях предприятия Celik Montaj, которое также производило мотоциклы Jawa для местного рынка.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....