Lanz Bulldog – трактор, работающий на всем, что горит
Причина появления «всеядного» трактора, «питавшегося» не только дефицитным керосином и бензином, но и сырой нефтью, банальна. Германия, как страна, проигравшая в Первой мировой войне, находилась в плачевном экономическом состоянии. У немцев не было собственных нефтяных месторождений, бензин, керосин стоили очень дорого, а пахать на чем-то надо.
Выход из сложной ситуации в 1921-м году предложил предприниматель Генрих Ланц, который организовал производство сельхозтехники, работающей на сыром полуфабрикате. В то время компания J.P. Lanz & Co, основанная в 1889-м, была довольно хорошо известна в Европе.
Сначала стоит рассказать о его уникальной конструкции. В упрощенном донельзя моторе (обычно он двух-, но делали и четырехтактные) всего один цилиндр, зато объем мог доходить до десяти литров! Нет ни карбюратора, ни впускных клапанов. ГРМ и система смазки также отсутствуют. Охлаждение – наипростейшее, термосифонное: т. е. осуществляется за счет естественной циркуляции жидкости, без насоса.
Удивительное дело: коленвал мог вращаться в любую сторону: если эту деталь тормознуть, с началом очередного цикла она начнет крутиться обратно. Работа мотора сопровождалась сильной вибрацией, т. к. поршень двигался горизонтально, и для ее сглаживания устанавливались маховики внушительных размеров. На первых моделях не было даже капота. Двигатель, развивавший 15-55 «лошадей, обеспечивал до 650 об/мин. В «комплект» входила коробка на три передачи, оборудованная демультипликатором: т. е. всего использовалось шесть скоростей вперед и две назад. Трактор разгонялся до 16,5 км/ч. Из дополнительных устройств имелась динамо-машина для фар, приводимая в действие ремнем от шкива, закрепленного на маховике с другой стороны.
Процесс заслуживает отдельного подзаголовка! Достаточно сказать: летом, при теплой погоде в лучшем случае процедура займет 15 минут. В иных ситуациях старт двигателя может продолжаться и час. Первое, что делали – разогревали при помощи паяльной лампы т. н. калильный шар. Когда он раскалится, нужно руками раскручивать маховик (позже для этого использовали съемное рулевое колесо), ожидая «схваток» мотора. Процесс продолжается от нескольких минут до часа в морозы или в случае использования плохого топлива.
Что при этом говорил или думал тракторист, можно только догадываться. Когда агрегат начинал устойчиво пыхтеть, разогрев шара прекращали: нужная температура поддерживалась благодаря самому мотору. Работающий трактор дымил так, что рядом с ним любой паровоз казался самым безопасным в экологическом плане видом транспорта. Ни о каких нормах выброса вредных веществ тогда и не думали.
Зато Lanz Bulldog мог пахать и ездить на всем, что горит. В качестве топлива использовалось, например, растительное или отработанное машинное масло, мазут, сырая нефть. Разумеется, лучший вариант – бензин или керосин.
Кстати: такое имя стало нарицательным: немцы давали его всем малогабаритным тракторам. Когда наступили 1930-е, казалось, что эта архаичная техника «канет в Лету». Но нет! Снова разразился кризис и машины, подобные Lanz Bulldog, стали востребованными. Теперь они широко использовались не только в сельском хозяйстве, но и в военном деле: на пороге стояла Вторая мировая война. После ее окончания производство нефтяных тракторов продолжалось до 1959-го года. Всего с конвейеров сошло примерно 220 тыс. экземпляров.
Они выпускались и в Бельгии, Польше, Франции, даже Австралии под именем KL Bulldog. А сегодня уникальную технику можно встретить разве что на сельскохозяйственных выставках. Хотя есть энтузиасты, которые на ней даже путешествуют.
Выход из сложной ситуации в 1921-м году предложил предприниматель Генрих Ланц, который организовал производство сельхозтехники, работающей на сыром полуфабрикате. В то время компания J.P. Lanz & Co, основанная в 1889-м, была довольно хорошо известна в Европе.
Принцип работы нефтяного двигателя
Сначала стоит рассказать о его уникальной конструкции. В упрощенном донельзя моторе (обычно он двух-, но делали и четырехтактные) всего один цилиндр, зато объем мог доходить до десяти литров! Нет ни карбюратора, ни впускных клапанов. ГРМ и система смазки также отсутствуют. Охлаждение – наипростейшее, термосифонное: т. е. осуществляется за счет естественной циркуляции жидкости, без насоса.
Конструкция двигателя позволяла даже видеть процесс горения топлива. Фото: YouTube.com
Удивительное дело: коленвал мог вращаться в любую сторону: если эту деталь тормознуть, с началом очередного цикла она начнет крутиться обратно. Работа мотора сопровождалась сильной вибрацией, т. к. поршень двигался горизонтально, и для ее сглаживания устанавливались маховики внушительных размеров. На первых моделях не было даже капота. Двигатель, развивавший 15-55 «лошадей, обеспечивал до 650 об/мин. В «комплект» входила коробка на три передачи, оборудованная демультипликатором: т. е. всего использовалось шесть скоростей вперед и две назад. Трактор разгонялся до 16,5 км/ч. Из дополнительных устройств имелась динамо-машина для фар, приводимая в действие ремнем от шкива, закрепленного на маховике с другой стороны.
Пуск двигателя
Процесс заслуживает отдельного подзаголовка! Достаточно сказать: летом, при теплой погоде в лучшем случае процедура займет 15 минут. В иных ситуациях старт двигателя может продолжаться и час. Первое, что делали – разогревали при помощи паяльной лампы т. н. калильный шар. Когда он раскалится, нужно руками раскручивать маховик (позже для этого использовали съемное рулевое колесо), ожидая «схваток» мотора. Процесс продолжается от нескольких минут до часа в морозы или в случае использования плохого топлива.
Маховик удобнее раскручивать рулем! Фото: YouTube.com
Что при этом говорил или думал тракторист, можно только догадываться. Когда агрегат начинал устойчиво пыхтеть, разогрев шара прекращали: нужная температура поддерживалась благодаря самому мотору. Работающий трактор дымил так, что рядом с ним любой паровоз казался самым безопасным в экологическом плане видом транспорта. Ни о каких нормах выброса вредных веществ тогда и не думали.
Гусеничный вариант Lanz Bulldog. Фото: YouTube.com
Зато Lanz Bulldog мог пахать и ездить на всем, что горит. В качестве топлива использовалось, например, растительное или отработанное машинное масло, мазут, сырая нефть. Разумеется, лучший вариант – бензин или керосин.
Дальнейшая судьба «Бульдога»
Кстати: такое имя стало нарицательным: немцы давали его всем малогабаритным тракторам. Когда наступили 1930-е, казалось, что эта архаичная техника «канет в Лету». Но нет! Снова разразился кризис и машины, подобные Lanz Bulldog, стали востребованными. Теперь они широко использовались не только в сельском хозяйстве, но и в военном деле: на пороге стояла Вторая мировая война. После ее окончания производство нефтяных тракторов продолжалось до 1959-го года. Всего с конвейеров сошло примерно 220 тыс. экземпляров.
Хуберт Вирт приехал в Москву на ЧМ-2018 из Германии, преодолев на Lanz Bulldog около 2,5 тыс. км. Фото: YouTube.com
Они выпускались и в Бельгии, Польше, Франции, даже Австралии под именем KL Bulldog. А сегодня уникальную технику можно встретить разве что на сельскохозяйственных выставках. Хотя есть энтузиасты, которые на ней даже путешествуют.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....