
Lanz Bulldog – трактор, работающий на всем, что горит
Причина появления «всеядного» трактора, «питавшегося» не только дефицитным керосином и бензином, но и сырой нефтью, банальна. Германия, как страна, проигравшая в Первой мировой войне, находилась в плачевном экономическом состоянии. У немцев не было собственных нефтяных месторождений, бензин, керосин стоили очень дорого, а пахать на чем-то надо.
Выход из сложной ситуации в 1921-м году предложил предприниматель Генрих Ланц, который организовал производство сельхозтехники, работающей на сыром полуфабрикате. В то время компания J.P. Lanz & Co, основанная в 1889-м, была довольно хорошо известна в Европе.
Сначала стоит рассказать о его уникальной конструкции. В упрощенном донельзя моторе (обычно он двух-, но делали и четырехтактные) всего один цилиндр, зато объем мог доходить до десяти литров! Нет ни карбюратора, ни впускных клапанов. ГРМ и система смазки также отсутствуют. Охлаждение – наипростейшее, термосифонное: т. е. осуществляется за счет естественной циркуляции жидкости, без насоса.
Конструкция двигателя позволяла даже видеть процесс горения топлива. Фото: YouTube.com
Удивительное дело: коленвал мог вращаться в любую сторону: если эту деталь тормознуть, с началом очередного цикла она начнет крутиться обратно. Работа мотора сопровождалась сильной вибрацией, т. к. поршень двигался горизонтально, и для ее сглаживания устанавливались маховики внушительных размеров. На первых моделях не было даже капота. Двигатель, развивавший 15-55 «лошадей, обеспечивал до 650 об/мин. В «комплект» входила коробка на три передачи, оборудованная демультипликатором: т. е. всего использовалось шесть скоростей вперед и две назад. Трактор разгонялся до 16,5 км/ч. Из дополнительных устройств имелась динамо-машина для фар, приводимая в действие ремнем от шкива, закрепленного на маховике с другой стороны.
Процесс заслуживает отдельного подзаголовка! Достаточно сказать: летом, при теплой погоде в лучшем случае процедура займет 15 минут. В иных ситуациях старт двигателя может продолжаться и час. Первое, что делали – разогревали при помощи паяльной лампы т. н. калильный шар. Когда он раскалится, нужно руками раскручивать маховик (позже для этого использовали съемное рулевое колесо), ожидая «схваток» мотора. Процесс продолжается от нескольких минут до часа в морозы или в случае использования плохого топлива.
Маховик удобнее раскручивать рулем! Фото: YouTube.com
Что при этом говорил или думал тракторист, можно только догадываться. Когда агрегат начинал устойчиво пыхтеть, разогрев шара прекращали: нужная температура поддерживалась благодаря самому мотору. Работающий трактор дымил так, что рядом с ним любой паровоз казался самым безопасным в экологическом плане видом транспорта. Ни о каких нормах выброса вредных веществ тогда и не думали.
Гусеничный вариант Lanz Bulldog. Фото: YouTube.com
Зато Lanz Bulldog мог пахать и ездить на всем, что горит. В качестве топлива использовалось, например, растительное или отработанное машинное масло, мазут, сырая нефть. Разумеется, лучший вариант – бензин или керосин.
Кстати: такое имя стало нарицательным: немцы давали его всем малогабаритным тракторам. Когда наступили 1930-е, казалось, что эта архаичная техника «канет в Лету». Но нет! Снова разразился кризис и машины, подобные Lanz Bulldog, стали востребованными. Теперь они широко использовались не только в сельском хозяйстве, но и в военном деле: на пороге стояла Вторая мировая война. После ее окончания производство нефтяных тракторов продолжалось до 1959-го года. Всего с конвейеров сошло примерно 220 тыс. экземпляров.
Хуберт Вирт приехал в Москву на ЧМ-2018 из Германии, преодолев на Lanz Bulldog около 2,5 тыс. км. Фото: YouTube.com
Они выпускались и в Бельгии, Польше, Франции, даже Австралии под именем KL Bulldog. А сегодня уникальную технику можно встретить разве что на сельскохозяйственных выставках. Хотя есть энтузиасты, которые на ней даже путешествуют.
Выход из сложной ситуации в 1921-м году предложил предприниматель Генрих Ланц, который организовал производство сельхозтехники, работающей на сыром полуфабрикате. В то время компания J.P. Lanz & Co, основанная в 1889-м, была довольно хорошо известна в Европе.
Принцип работы нефтяного двигателя
Сначала стоит рассказать о его уникальной конструкции. В упрощенном донельзя моторе (обычно он двух-, но делали и четырехтактные) всего один цилиндр, зато объем мог доходить до десяти литров! Нет ни карбюратора, ни впускных клапанов. ГРМ и система смазки также отсутствуют. Охлаждение – наипростейшее, термосифонное: т. е. осуществляется за счет естественной циркуляции жидкости, без насоса.

Удивительное дело: коленвал мог вращаться в любую сторону: если эту деталь тормознуть, с началом очередного цикла она начнет крутиться обратно. Работа мотора сопровождалась сильной вибрацией, т. к. поршень двигался горизонтально, и для ее сглаживания устанавливались маховики внушительных размеров. На первых моделях не было даже капота. Двигатель, развивавший 15-55 «лошадей, обеспечивал до 650 об/мин. В «комплект» входила коробка на три передачи, оборудованная демультипликатором: т. е. всего использовалось шесть скоростей вперед и две назад. Трактор разгонялся до 16,5 км/ч. Из дополнительных устройств имелась динамо-машина для фар, приводимая в действие ремнем от шкива, закрепленного на маховике с другой стороны.
Пуск двигателя
Процесс заслуживает отдельного подзаголовка! Достаточно сказать: летом, при теплой погоде в лучшем случае процедура займет 15 минут. В иных ситуациях старт двигателя может продолжаться и час. Первое, что делали – разогревали при помощи паяльной лампы т. н. калильный шар. Когда он раскалится, нужно руками раскручивать маховик (позже для этого использовали съемное рулевое колесо), ожидая «схваток» мотора. Процесс продолжается от нескольких минут до часа в морозы или в случае использования плохого топлива.

Что при этом говорил или думал тракторист, можно только догадываться. Когда агрегат начинал устойчиво пыхтеть, разогрев шара прекращали: нужная температура поддерживалась благодаря самому мотору. Работающий трактор дымил так, что рядом с ним любой паровоз казался самым безопасным в экологическом плане видом транспорта. Ни о каких нормах выброса вредных веществ тогда и не думали.

Зато Lanz Bulldog мог пахать и ездить на всем, что горит. В качестве топлива использовалось, например, растительное или отработанное машинное масло, мазут, сырая нефть. Разумеется, лучший вариант – бензин или керосин.
Дальнейшая судьба «Бульдога»
Кстати: такое имя стало нарицательным: немцы давали его всем малогабаритным тракторам. Когда наступили 1930-е, казалось, что эта архаичная техника «канет в Лету». Но нет! Снова разразился кризис и машины, подобные Lanz Bulldog, стали востребованными. Теперь они широко использовались не только в сельском хозяйстве, но и в военном деле: на пороге стояла Вторая мировая война. После ее окончания производство нефтяных тракторов продолжалось до 1959-го года. Всего с конвейеров сошло примерно 220 тыс. экземпляров.

Они выпускались и в Бельгии, Польше, Франции, даже Австралии под именем KL Bulldog. А сегодня уникальную технику можно встретить разве что на сельскохозяйственных выставках. Хотя есть энтузиасты, которые на ней даже путешествуют.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....