Lanz Bulldog – трактор, работающий на всем, что горит
Причина появления «всеядного» трактора, «питавшегося» не только дефицитным керосином и бензином, но и сырой нефтью, банальна. Германия, как страна, проигравшая в Первой мировой войне, находилась в плачевном экономическом состоянии. У немцев не было собственных нефтяных месторождений, бензин, керосин стоили очень дорого, а пахать на чем-то надо.
Выход из сложной ситуации в 1921-м году предложил предприниматель Генрих Ланц, который организовал производство сельхозтехники, работающей на сыром полуфабрикате. В то время компания J.P. Lanz & Co, основанная в 1889-м, была довольно хорошо известна в Европе.
Сначала стоит рассказать о его уникальной конструкции. В упрощенном донельзя моторе (обычно он двух-, но делали и четырехтактные) всего один цилиндр, зато объем мог доходить до десяти литров! Нет ни карбюратора, ни впускных клапанов. ГРМ и система смазки также отсутствуют. Охлаждение – наипростейшее, термосифонное: т. е. осуществляется за счет естественной циркуляции жидкости, без насоса.
Удивительное дело: коленвал мог вращаться в любую сторону: если эту деталь тормознуть, с началом очередного цикла она начнет крутиться обратно. Работа мотора сопровождалась сильной вибрацией, т. к. поршень двигался горизонтально, и для ее сглаживания устанавливались маховики внушительных размеров. На первых моделях не было даже капота. Двигатель, развивавший 15-55 «лошадей, обеспечивал до 650 об/мин. В «комплект» входила коробка на три передачи, оборудованная демультипликатором: т. е. всего использовалось шесть скоростей вперед и две назад. Трактор разгонялся до 16,5 км/ч. Из дополнительных устройств имелась динамо-машина для фар, приводимая в действие ремнем от шкива, закрепленного на маховике с другой стороны.
Процесс заслуживает отдельного подзаголовка! Достаточно сказать: летом, при теплой погоде в лучшем случае процедура займет 15 минут. В иных ситуациях старт двигателя может продолжаться и час. Первое, что делали – разогревали при помощи паяльной лампы т. н. калильный шар. Когда он раскалится, нужно руками раскручивать маховик (позже для этого использовали съемное рулевое колесо), ожидая «схваток» мотора. Процесс продолжается от нескольких минут до часа в морозы или в случае использования плохого топлива.
Что при этом говорил или думал тракторист, можно только догадываться. Когда агрегат начинал устойчиво пыхтеть, разогрев шара прекращали: нужная температура поддерживалась благодаря самому мотору. Работающий трактор дымил так, что рядом с ним любой паровоз казался самым безопасным в экологическом плане видом транспорта. Ни о каких нормах выброса вредных веществ тогда и не думали.
Зато Lanz Bulldog мог пахать и ездить на всем, что горит. В качестве топлива использовалось, например, растительное или отработанное машинное масло, мазут, сырая нефть. Разумеется, лучший вариант – бензин или керосин.
Кстати: такое имя стало нарицательным: немцы давали его всем малогабаритным тракторам. Когда наступили 1930-е, казалось, что эта архаичная техника «канет в Лету». Но нет! Снова разразился кризис и машины, подобные Lanz Bulldog, стали востребованными. Теперь они широко использовались не только в сельском хозяйстве, но и в военном деле: на пороге стояла Вторая мировая война. После ее окончания производство нефтяных тракторов продолжалось до 1959-го года. Всего с конвейеров сошло примерно 220 тыс. экземпляров.
Они выпускались и в Бельгии, Польше, Франции, даже Австралии под именем KL Bulldog. А сегодня уникальную технику можно встретить разве что на сельскохозяйственных выставках. Хотя есть энтузиасты, которые на ней даже путешествуют.
Выход из сложной ситуации в 1921-м году предложил предприниматель Генрих Ланц, который организовал производство сельхозтехники, работающей на сыром полуфабрикате. В то время компания J.P. Lanz & Co, основанная в 1889-м, была довольно хорошо известна в Европе.
Принцип работы нефтяного двигателя
Сначала стоит рассказать о его уникальной конструкции. В упрощенном донельзя моторе (обычно он двух-, но делали и четырехтактные) всего один цилиндр, зато объем мог доходить до десяти литров! Нет ни карбюратора, ни впускных клапанов. ГРМ и система смазки также отсутствуют. Охлаждение – наипростейшее, термосифонное: т. е. осуществляется за счет естественной циркуляции жидкости, без насоса.
Конструкция двигателя позволяла даже видеть процесс горения топлива. Фото: YouTube.com
Удивительное дело: коленвал мог вращаться в любую сторону: если эту деталь тормознуть, с началом очередного цикла она начнет крутиться обратно. Работа мотора сопровождалась сильной вибрацией, т. к. поршень двигался горизонтально, и для ее сглаживания устанавливались маховики внушительных размеров. На первых моделях не было даже капота. Двигатель, развивавший 15-55 «лошадей, обеспечивал до 650 об/мин. В «комплект» входила коробка на три передачи, оборудованная демультипликатором: т. е. всего использовалось шесть скоростей вперед и две назад. Трактор разгонялся до 16,5 км/ч. Из дополнительных устройств имелась динамо-машина для фар, приводимая в действие ремнем от шкива, закрепленного на маховике с другой стороны.
Пуск двигателя
Процесс заслуживает отдельного подзаголовка! Достаточно сказать: летом, при теплой погоде в лучшем случае процедура займет 15 минут. В иных ситуациях старт двигателя может продолжаться и час. Первое, что делали – разогревали при помощи паяльной лампы т. н. калильный шар. Когда он раскалится, нужно руками раскручивать маховик (позже для этого использовали съемное рулевое колесо), ожидая «схваток» мотора. Процесс продолжается от нескольких минут до часа в морозы или в случае использования плохого топлива.
Маховик удобнее раскручивать рулем! Фото: YouTube.com
Что при этом говорил или думал тракторист, можно только догадываться. Когда агрегат начинал устойчиво пыхтеть, разогрев шара прекращали: нужная температура поддерживалась благодаря самому мотору. Работающий трактор дымил так, что рядом с ним любой паровоз казался самым безопасным в экологическом плане видом транспорта. Ни о каких нормах выброса вредных веществ тогда и не думали.
Гусеничный вариант Lanz Bulldog. Фото: YouTube.com
Зато Lanz Bulldog мог пахать и ездить на всем, что горит. В качестве топлива использовалось, например, растительное или отработанное машинное масло, мазут, сырая нефть. Разумеется, лучший вариант – бензин или керосин.
Дальнейшая судьба «Бульдога»
Кстати: такое имя стало нарицательным: немцы давали его всем малогабаритным тракторам. Когда наступили 1930-е, казалось, что эта архаичная техника «канет в Лету». Но нет! Снова разразился кризис и машины, подобные Lanz Bulldog, стали востребованными. Теперь они широко использовались не только в сельском хозяйстве, но и в военном деле: на пороге стояла Вторая мировая война. После ее окончания производство нефтяных тракторов продолжалось до 1959-го года. Всего с конвейеров сошло примерно 220 тыс. экземпляров.
Хуберт Вирт приехал в Москву на ЧМ-2018 из Германии, преодолев на Lanz Bulldog около 2,5 тыс. км. Фото: YouTube.com
Они выпускались и в Бельгии, Польше, Франции, даже Австралии под именем KL Bulldog. А сегодня уникальную технику можно встретить разве что на сельскохозяйственных выставках. Хотя есть энтузиасты, которые на ней даже путешествуют.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....