РАФ-976: почти забытый долгожитель
Рижская фабрика хорошо известна тем, кто жил еще в СССР. Выпускаемые предприятием микроавтобусы (или «РАФики», как их называли в народе) колесили по всей стране, и по тем временам были довольно стильными, непривычными по внешнему виду, транспортными средствами. Однако мало кому известно: раньше фабрика производила полноразмерные автобусы. РАФ-976, о котором пойдет речь – один из них.
Его производство стартовало в год полета Гагарина в космос: в 1961-м из ворот предприятия выехал РАФ-976, по сути являвшийся копией предыдущей модели РАФ-251. Собственно, во внешнем облике, да и внутри салона мало что изменилось.
Тот же деревянный каркас, обитый стальными листами, ходовая часть и 3,5-литровый двигатель на 70 «лошадей» от вездесущего ГАЗ-51. Пассажировместимость та же – 29 мест (сидячих – 22). Что же за чехарда с заводскими индексами?
Вот здесь все гораздо интереснее. Если взглянуть на эмблему (RAF менял ее постоянно: всего было с десяток вариантов!) этого транспортного средства, вроде бы все ясно: его выпустила известная латвийская фабрика. В реальности модель «251» на конвейер в 1955-м поставил действительно РАФ, присвоив ей индекс «976» в 1959-м. Но как только на «горизонте» (через год) появилась более выгодная модель микроавтобуса РАФ-977, производство передали Рижскому опытно-механическому заводу, который и приступил к изготовлению машины в 1961-м.
Если говорить о РАФ, то в период 1955-1960 годы предприятие выпустило 1460 единиц техники с индексом «251» и «976». А вот данных о количестве автобусов, вышедших из ворот РОМЗ, установить уже невозможно. Однако вряд ли число машин, которые не относятся к профильной продукции завода, было большим.
Латвийские инженеры подходили к конструкции автобуса творчески, насколько это было возможно в СССР. Выпускали не только пассажирские транспортные средства. Из них, например, делали «пикапы», срезав крышу, или фургоны для перевозки грузов, убрав сиденья и закрыв окна. Был даже «комбинированный» вариант: сзади – относительно небольшой кузов, впереди – 14 сидячих мест. По «пассажирской» сути, РАФ-976 являлся «одноклассником» выпускавшегося тогда ПАЗика.
Интерьер – как и положено служебному транспорту тех времен, максимально суровый, минималистический. Практически везде – голый металл. Движок – рядом, исправно греет и зимой, и летом. В последнем случае его закрывали одеялами или специально сшитыми чехлами. В салоне – сиденья, на которых двум пассажирам солидной комплекции разместиться не так-то просто. Ясно, что в час пик внутрь автобуса набивалось совсем не 29 пассажиров.
И при этом не было ни форточек, ни открывающихся окон – только люки в крыше. Подобная «традиция» свойственна многим автобусам советского периода. Зачем так делали? Может, для безопасности пассажиров: мало ли, дети начнут руки или ноги в открытые форточки пихать… Но зато автобус привлекал современной внешностью, дизайном. С первого взгляда и не скажешь, что сие изделие зиждется на ГАЗ-51.
РАФ-251/976 выпускали до конца 80-х. Хотя чаще из ворот цехов выезжали не новые, а капитально отремонтированные автобусы. Из усовершенствований можно отметить разве что постепенный переход на производство машин с металлическим кузовом, что впервые произошло в 1967-м году. Тем не менее автобус продержался на конвейере примерно 30 лет: таких показателей пассажирское транспортное средство достигает редко, ну, разве что ПАЗ-3205.
РАФ-251/976 сегодня смело можно считать раритетом, т.к. восстановленных экземпляров сохранилось мало – в основном те, что с металлическим корпусом. Известно о трех сохранившихся машинах: одна находится в Санкт-Петербурге, другая в Москве и третья – в Латвии.
Его производство стартовало в год полета Гагарина в космос: в 1961-м из ворот предприятия выехал РАФ-976, по сути являвшийся копией предыдущей модели РАФ-251. Собственно, во внешнем облике, да и внутри салона мало что изменилось.
Компоновка кузова – вагонная. Фото: YouTube.com
Тот же деревянный каркас, обитый стальными листами, ходовая часть и 3,5-литровый двигатель на 70 «лошадей» от вездесущего ГАЗ-51. Пассажировместимость та же – 29 мест (сидячих – 22). Что же за чехарда с заводскими индексами?
Происхождение
Вот здесь все гораздо интереснее. Если взглянуть на эмблему (RAF менял ее постоянно: всего было с десяток вариантов!) этого транспортного средства, вроде бы все ясно: его выпустила известная латвийская фабрика. В реальности модель «251» на конвейер в 1955-м поставил действительно РАФ, присвоив ей индекс «976» в 1959-м. Но как только на «горизонте» (через год) появилась более выгодная модель микроавтобуса РАФ-977, производство передали Рижскому опытно-механическому заводу, который и приступил к изготовлению машины в 1961-м.
Облицовка радиатора в ходе производства выглядела по-разному. Фото: YouTube.com
Если говорить о РАФ, то в период 1955-1960 годы предприятие выпустило 1460 единиц техники с индексом «251» и «976». А вот данных о количестве автобусов, вышедших из ворот РОМЗ, установить уже невозможно. Однако вряд ли число машин, которые не относятся к профильной продукции завода, было большим.
Особенности
Латвийские инженеры подходили к конструкции автобуса творчески, насколько это было возможно в СССР. Выпускали не только пассажирские транспортные средства. Из них, например, делали «пикапы», срезав крышу, или фургоны для перевозки грузов, убрав сиденья и закрыв окна. Был даже «комбинированный» вариант: сзади – относительно небольшой кузов, впереди – 14 сидячих мест. По «пассажирской» сути, РАФ-976 являлся «одноклассником» выпускавшегося тогда ПАЗика.
Место водителя иначе, как убогим, назвать трудно. Фото: YouTube.com
Интерьер – как и положено служебному транспорту тех времен, максимально суровый, минималистический. Практически везде – голый металл. Движок – рядом, исправно греет и зимой, и летом. В последнем случае его закрывали одеялами или специально сшитыми чехлами. В салоне – сиденья, на которых двум пассажирам солидной комплекции разместиться не так-то просто. Ясно, что в час пик внутрь автобуса набивалось совсем не 29 пассажиров.
Салон для того времени стандартный, напоминает ПАЗик. Фото: YouTube.com
И при этом не было ни форточек, ни открывающихся окон – только люки в крыше. Подобная «традиция» свойственна многим автобусам советского периода. Зачем так делали? Может, для безопасности пассажиров: мало ли, дети начнут руки или ноги в открытые форточки пихать… Но зато автобус привлекал современной внешностью, дизайном. С первого взгляда и не скажешь, что сие изделие зиждется на ГАЗ-51.
Производство
РАФ-251/976 выпускали до конца 80-х. Хотя чаще из ворот цехов выезжали не новые, а капитально отремонтированные автобусы. Из усовершенствований можно отметить разве что постепенный переход на производство машин с металлическим кузовом, что впервые произошло в 1967-м году. Тем не менее автобус продержался на конвейере примерно 30 лет: таких показателей пассажирское транспортное средство достигает редко, ну, разве что ПАЗ-3205.
У случайных прохожих машина вызывает явный интерес. Фото: YouTube.com
РАФ-251/976 сегодня смело можно считать раритетом, т.к. восстановленных экземпляров сохранилось мало – в основном те, что с металлическим корпусом. Известно о трех сохранившихся машинах: одна находится в Санкт-Петербурге, другая в Москве и третья – в Латвии.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....