
РАФ-976: почти забытый долгожитель
Рижская фабрика хорошо известна тем, кто жил еще в СССР. Выпускаемые предприятием микроавтобусы (или «РАФики», как их называли в народе) колесили по всей стране, и по тем временам были довольно стильными, непривычными по внешнему виду, транспортными средствами. Однако мало кому известно: раньше фабрика производила полноразмерные автобусы. РАФ-976, о котором пойдет речь – один из них.
Его производство стартовало в год полета Гагарина в космос: в 1961-м из ворот предприятия выехал РАФ-976, по сути являвшийся копией предыдущей модели РАФ-251. Собственно, во внешнем облике, да и внутри салона мало что изменилось.
Компоновка кузова – вагонная. Фото: YouTube.com
Тот же деревянный каркас, обитый стальными листами, ходовая часть и 3,5-литровый двигатель на 70 «лошадей» от вездесущего ГАЗ-51. Пассажировместимость та же – 29 мест (сидячих – 22). Что же за чехарда с заводскими индексами?
Вот здесь все гораздо интереснее. Если взглянуть на эмблему (RAF менял ее постоянно: всего было с десяток вариантов!) этого транспортного средства, вроде бы все ясно: его выпустила известная латвийская фабрика. В реальности модель «251» на конвейер в 1955-м поставил действительно РАФ, присвоив ей индекс «976» в 1959-м. Но как только на «горизонте» (через год) появилась более выгодная модель микроавтобуса РАФ-977, производство передали Рижскому опытно-механическому заводу, который и приступил к изготовлению машины в 1961-м.
Облицовка радиатора в ходе производства выглядела по-разному. Фото: YouTube.com
Если говорить о РАФ, то в период 1955-1960 годы предприятие выпустило 1460 единиц техники с индексом «251» и «976». А вот данных о количестве автобусов, вышедших из ворот РОМЗ, установить уже невозможно. Однако вряд ли число машин, которые не относятся к профильной продукции завода, было большим.
Латвийские инженеры подходили к конструкции автобуса творчески, насколько это было возможно в СССР. Выпускали не только пассажирские транспортные средства. Из них, например, делали «пикапы», срезав крышу, или фургоны для перевозки грузов, убрав сиденья и закрыв окна. Был даже «комбинированный» вариант: сзади – относительно небольшой кузов, впереди – 14 сидячих мест. По «пассажирской» сути, РАФ-976 являлся «одноклассником» выпускавшегося тогда ПАЗика.
Место водителя иначе, как убогим, назвать трудно. Фото: YouTube.com
Интерьер – как и положено служебному транспорту тех времен, максимально суровый, минималистический. Практически везде – голый металл. Движок – рядом, исправно греет и зимой, и летом. В последнем случае его закрывали одеялами или специально сшитыми чехлами. В салоне – сиденья, на которых двум пассажирам солидной комплекции разместиться не так-то просто. Ясно, что в час пик внутрь автобуса набивалось совсем не 29 пассажиров.
Салон для того времени стандартный, напоминает ПАЗик. Фото: YouTube.com
И при этом не было ни форточек, ни открывающихся окон – только люки в крыше. Подобная «традиция» свойственна многим автобусам советского периода. Зачем так делали? Может, для безопасности пассажиров: мало ли, дети начнут руки или ноги в открытые форточки пихать… Но зато автобус привлекал современной внешностью, дизайном. С первого взгляда и не скажешь, что сие изделие зиждется на ГАЗ-51.
РАФ-251/976 выпускали до конца 80-х. Хотя чаще из ворот цехов выезжали не новые, а капитально отремонтированные автобусы. Из усовершенствований можно отметить разве что постепенный переход на производство машин с металлическим кузовом, что впервые произошло в 1967-м году. Тем не менее автобус продержался на конвейере примерно 30 лет: таких показателей пассажирское транспортное средство достигает редко, ну, разве что ПАЗ-3205.
У случайных прохожих машина вызывает явный интерес. Фото: YouTube.com
РАФ-251/976 сегодня смело можно считать раритетом, т.к. восстановленных экземпляров сохранилось мало – в основном те, что с металлическим корпусом. Известно о трех сохранившихся машинах: одна находится в Санкт-Петербурге, другая в Москве и третья – в Латвии.
Его производство стартовало в год полета Гагарина в космос: в 1961-м из ворот предприятия выехал РАФ-976, по сути являвшийся копией предыдущей модели РАФ-251. Собственно, во внешнем облике, да и внутри салона мало что изменилось.

Тот же деревянный каркас, обитый стальными листами, ходовая часть и 3,5-литровый двигатель на 70 «лошадей» от вездесущего ГАЗ-51. Пассажировместимость та же – 29 мест (сидячих – 22). Что же за чехарда с заводскими индексами?
Происхождение
Вот здесь все гораздо интереснее. Если взглянуть на эмблему (RAF менял ее постоянно: всего было с десяток вариантов!) этого транспортного средства, вроде бы все ясно: его выпустила известная латвийская фабрика. В реальности модель «251» на конвейер в 1955-м поставил действительно РАФ, присвоив ей индекс «976» в 1959-м. Но как только на «горизонте» (через год) появилась более выгодная модель микроавтобуса РАФ-977, производство передали Рижскому опытно-механическому заводу, который и приступил к изготовлению машины в 1961-м.

Если говорить о РАФ, то в период 1955-1960 годы предприятие выпустило 1460 единиц техники с индексом «251» и «976». А вот данных о количестве автобусов, вышедших из ворот РОМЗ, установить уже невозможно. Однако вряд ли число машин, которые не относятся к профильной продукции завода, было большим.
Особенности
Латвийские инженеры подходили к конструкции автобуса творчески, насколько это было возможно в СССР. Выпускали не только пассажирские транспортные средства. Из них, например, делали «пикапы», срезав крышу, или фургоны для перевозки грузов, убрав сиденья и закрыв окна. Был даже «комбинированный» вариант: сзади – относительно небольшой кузов, впереди – 14 сидячих мест. По «пассажирской» сути, РАФ-976 являлся «одноклассником» выпускавшегося тогда ПАЗика.

Интерьер – как и положено служебному транспорту тех времен, максимально суровый, минималистический. Практически везде – голый металл. Движок – рядом, исправно греет и зимой, и летом. В последнем случае его закрывали одеялами или специально сшитыми чехлами. В салоне – сиденья, на которых двум пассажирам солидной комплекции разместиться не так-то просто. Ясно, что в час пик внутрь автобуса набивалось совсем не 29 пассажиров.

И при этом не было ни форточек, ни открывающихся окон – только люки в крыше. Подобная «традиция» свойственна многим автобусам советского периода. Зачем так делали? Может, для безопасности пассажиров: мало ли, дети начнут руки или ноги в открытые форточки пихать… Но зато автобус привлекал современной внешностью, дизайном. С первого взгляда и не скажешь, что сие изделие зиждется на ГАЗ-51.
Производство
РАФ-251/976 выпускали до конца 80-х. Хотя чаще из ворот цехов выезжали не новые, а капитально отремонтированные автобусы. Из усовершенствований можно отметить разве что постепенный переход на производство машин с металлическим кузовом, что впервые произошло в 1967-м году. Тем не менее автобус продержался на конвейере примерно 30 лет: таких показателей пассажирское транспортное средство достигает редко, ну, разве что ПАЗ-3205.

РАФ-251/976 сегодня смело можно считать раритетом, т.к. восстановленных экземпляров сохранилось мало – в основном те, что с металлическим корпусом. Известно о трех сохранившихся машинах: одна находится в Санкт-Петербурге, другая в Москве и третья – в Латвии.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

Haval H9 «изнутри» – конструкторские изыски «мрачного китайского гения»
Китайские внедорожники делятся на кроссоверы и рамные модели. Последние, как правило, крупнее и стоят дороже. Чтобы повысить продажи, производители из...

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

В модернизацию ПД-14 вложат еще 14,2 млрд рублей
Двигатель станет тише и экономичнее. Даже сейчас он успешно конкурирует с Pratt & Whitney....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Стартовало производство двух российских круизных теплоходов МПКС-L
Обещают передать их заказчику осенью 2026 года. Суда способны «ходить» и по битому льду....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....