РАФ-976: почти забытый долгожитель
4 607

РАФ-976: почти забытый долгожитель

Рижская фабрика хорошо известна тем, кто жил еще в СССР. Выпускаемые предприятием микроавтобусы (или «РАФики», как их называли в народе) колесили по всей стране, и по тем временам были довольно стильными, непривычными по внешнему виду, транспортными средствами. Однако мало кому известно: раньше фабрика производила полноразмерные автобусы. РАФ-976, о котором пойдет речь – один из них.


Его производство стартовало в год полета Гагарина в космос: в 1961-м из ворот предприятия выехал РАФ-976, по сути являвшийся копией предыдущей модели РАФ-251. Собственно, во внешнем облике, да и внутри салона мало что изменилось.

РАФ-976: почти забытый долгожительКомпоновка кузова – вагонная. Фото: YouTube.com

Тот же деревянный каркас, обитый стальными листами, ходовая часть и 3,5-литровый двигатель на 70 «лошадей» от вездесущего ГАЗ-51. Пассажировместимость та же – 29 мест (сидячих – 22). Что же за чехарда с заводскими индексами?

Происхождение


Вот здесь все гораздо интереснее. Если взглянуть на эмблему (RAF менял ее постоянно: всего было с десяток вариантов!) этого транспортного средства, вроде бы все ясно: его выпустила известная латвийская фабрика. В реальности модель «251» на конвейер в 1955-м поставил действительно РАФ, присвоив ей индекс «976» в 1959-м. Но как только на «горизонте» (через год) появилась более выгодная модель микроавтобуса РАФ-977, производство передали Рижскому опытно-механическому заводу, который и приступил к изготовлению машины в 1961-м.

Облицовка радиатора в ходе производства выглядела по-разному. Фото: YouTube.com

Если говорить о РАФ, то в период 1955-1960 годы предприятие выпустило 1460 единиц техники с индексом «251» и «976». А вот данных о количестве автобусов, вышедших из ворот РОМЗ, установить уже невозможно. Однако вряд ли число машин, которые не относятся к профильной продукции завода, было большим.

Особенности


Латвийские инженеры подходили к конструкции автобуса творчески, насколько это было возможно в СССР. Выпускали не только пассажирские транспортные средства. Из них, например, делали «пикапы», срезав крышу, или фургоны для перевозки грузов, убрав сиденья и закрыв окна. Был даже «комбинированный» вариант: сзади – относительно небольшой кузов, впереди – 14 сидячих мест. По «пассажирской» сути, РАФ-976 являлся «одноклассником» выпускавшегося тогда ПАЗика.

Место водителя иначе, как убогим, назвать трудно. Фото: YouTube.com

Интерьер – как и положено служебному транспорту тех времен, максимально суровый, минималистический. Практически везде – голый металл. Движок – рядом, исправно греет и зимой, и летом. В последнем случае его закрывали одеялами или специально сшитыми чехлами. В салоне – сиденья, на которых двум пассажирам солидной комплекции разместиться не так-то просто. Ясно, что в час пик внутрь автобуса набивалось совсем не 29 пассажиров.

Салон для того времени стандартный, напоминает ПАЗик. Фото: YouTube.com

И при этом не было ни форточек, ни открывающихся окон – только люки в крыше. Подобная «традиция» свойственна многим автобусам советского периода. Зачем так делали? Может, для безопасности пассажиров: мало ли, дети начнут руки или ноги в открытые форточки пихать… Но зато автобус привлекал современной внешностью, дизайном. С первого взгляда и не скажешь, что сие изделие зиждется на ГАЗ-51.

Производство


РАФ-251/976 выпускали до конца 80-х. Хотя чаще из ворот цехов выезжали не новые, а капитально отремонтированные автобусы. Из усовершенствований можно отметить разве что постепенный переход на производство машин с металлическим кузовом, что впервые произошло в 1967-м году. Тем не менее автобус продержался на конвейере примерно 30 лет: таких показателей пассажирское транспортное средство достигает редко, ну, разве что ПАЗ-3205.

У случайных прохожих машина вызывает явный интерес. Фото: YouTube.com

РАФ-251/976 сегодня смело можно считать раритетом, т.к. восстановленных экземпляров сохранилось мало – в основном те, что с металлическим корпусом. Известно о трех сохранившихся машинах: одна находится в Санкт-Петербурге, другая в Москве и третья – в Латвии.
А вы что думаете о РАФ-976?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....