РАФ-976: почти забытый долгожитель
Рижская фабрика хорошо известна тем, кто жил еще в СССР. Выпускаемые предприятием микроавтобусы (или «РАФики», как их называли в народе) колесили по всей стране, и по тем временам были довольно стильными, непривычными по внешнему виду, транспортными средствами. Однако мало кому известно: раньше фабрика производила полноразмерные автобусы. РАФ-976, о котором пойдет речь – один из них.
Его производство стартовало в год полета Гагарина в космос: в 1961-м из ворот предприятия выехал РАФ-976, по сути являвшийся копией предыдущей модели РАФ-251. Собственно, во внешнем облике, да и внутри салона мало что изменилось.
Тот же деревянный каркас, обитый стальными листами, ходовая часть и 3,5-литровый двигатель на 70 «лошадей» от вездесущего ГАЗ-51. Пассажировместимость та же – 29 мест (сидячих – 22). Что же за чехарда с заводскими индексами?
Вот здесь все гораздо интереснее. Если взглянуть на эмблему (RAF менял ее постоянно: всего было с десяток вариантов!) этого транспортного средства, вроде бы все ясно: его выпустила известная латвийская фабрика. В реальности модель «251» на конвейер в 1955-м поставил действительно РАФ, присвоив ей индекс «976» в 1959-м. Но как только на «горизонте» (через год) появилась более выгодная модель микроавтобуса РАФ-977, производство передали Рижскому опытно-механическому заводу, который и приступил к изготовлению машины в 1961-м.
Если говорить о РАФ, то в период 1955-1960 годы предприятие выпустило 1460 единиц техники с индексом «251» и «976». А вот данных о количестве автобусов, вышедших из ворот РОМЗ, установить уже невозможно. Однако вряд ли число машин, которые не относятся к профильной продукции завода, было большим.
Латвийские инженеры подходили к конструкции автобуса творчески, насколько это было возможно в СССР. Выпускали не только пассажирские транспортные средства. Из них, например, делали «пикапы», срезав крышу, или фургоны для перевозки грузов, убрав сиденья и закрыв окна. Был даже «комбинированный» вариант: сзади – относительно небольшой кузов, впереди – 14 сидячих мест. По «пассажирской» сути, РАФ-976 являлся «одноклассником» выпускавшегося тогда ПАЗика.
Интерьер – как и положено служебному транспорту тех времен, максимально суровый, минималистический. Практически везде – голый металл. Движок – рядом, исправно греет и зимой, и летом. В последнем случае его закрывали одеялами или специально сшитыми чехлами. В салоне – сиденья, на которых двум пассажирам солидной комплекции разместиться не так-то просто. Ясно, что в час пик внутрь автобуса набивалось совсем не 29 пассажиров.
И при этом не было ни форточек, ни открывающихся окон – только люки в крыше. Подобная «традиция» свойственна многим автобусам советского периода. Зачем так делали? Может, для безопасности пассажиров: мало ли, дети начнут руки или ноги в открытые форточки пихать… Но зато автобус привлекал современной внешностью, дизайном. С первого взгляда и не скажешь, что сие изделие зиждется на ГАЗ-51.
РАФ-251/976 выпускали до конца 80-х. Хотя чаще из ворот цехов выезжали не новые, а капитально отремонтированные автобусы. Из усовершенствований можно отметить разве что постепенный переход на производство машин с металлическим кузовом, что впервые произошло в 1967-м году. Тем не менее автобус продержался на конвейере примерно 30 лет: таких показателей пассажирское транспортное средство достигает редко, ну, разве что ПАЗ-3205.
РАФ-251/976 сегодня смело можно считать раритетом, т.к. восстановленных экземпляров сохранилось мало – в основном те, что с металлическим корпусом. Известно о трех сохранившихся машинах: одна находится в Санкт-Петербурге, другая в Москве и третья – в Латвии.
Его производство стартовало в год полета Гагарина в космос: в 1961-м из ворот предприятия выехал РАФ-976, по сути являвшийся копией предыдущей модели РАФ-251. Собственно, во внешнем облике, да и внутри салона мало что изменилось.
Компоновка кузова – вагонная. Фото: YouTube.com
Тот же деревянный каркас, обитый стальными листами, ходовая часть и 3,5-литровый двигатель на 70 «лошадей» от вездесущего ГАЗ-51. Пассажировместимость та же – 29 мест (сидячих – 22). Что же за чехарда с заводскими индексами?
Происхождение
Вот здесь все гораздо интереснее. Если взглянуть на эмблему (RAF менял ее постоянно: всего было с десяток вариантов!) этого транспортного средства, вроде бы все ясно: его выпустила известная латвийская фабрика. В реальности модель «251» на конвейер в 1955-м поставил действительно РАФ, присвоив ей индекс «976» в 1959-м. Но как только на «горизонте» (через год) появилась более выгодная модель микроавтобуса РАФ-977, производство передали Рижскому опытно-механическому заводу, который и приступил к изготовлению машины в 1961-м.
Облицовка радиатора в ходе производства выглядела по-разному. Фото: YouTube.com
Если говорить о РАФ, то в период 1955-1960 годы предприятие выпустило 1460 единиц техники с индексом «251» и «976». А вот данных о количестве автобусов, вышедших из ворот РОМЗ, установить уже невозможно. Однако вряд ли число машин, которые не относятся к профильной продукции завода, было большим.
Особенности
Латвийские инженеры подходили к конструкции автобуса творчески, насколько это было возможно в СССР. Выпускали не только пассажирские транспортные средства. Из них, например, делали «пикапы», срезав крышу, или фургоны для перевозки грузов, убрав сиденья и закрыв окна. Был даже «комбинированный» вариант: сзади – относительно небольшой кузов, впереди – 14 сидячих мест. По «пассажирской» сути, РАФ-976 являлся «одноклассником» выпускавшегося тогда ПАЗика.
Место водителя иначе, как убогим, назвать трудно. Фото: YouTube.com
Интерьер – как и положено служебному транспорту тех времен, максимально суровый, минималистический. Практически везде – голый металл. Движок – рядом, исправно греет и зимой, и летом. В последнем случае его закрывали одеялами или специально сшитыми чехлами. В салоне – сиденья, на которых двум пассажирам солидной комплекции разместиться не так-то просто. Ясно, что в час пик внутрь автобуса набивалось совсем не 29 пассажиров.
Салон для того времени стандартный, напоминает ПАЗик. Фото: YouTube.com
И при этом не было ни форточек, ни открывающихся окон – только люки в крыше. Подобная «традиция» свойственна многим автобусам советского периода. Зачем так делали? Может, для безопасности пассажиров: мало ли, дети начнут руки или ноги в открытые форточки пихать… Но зато автобус привлекал современной внешностью, дизайном. С первого взгляда и не скажешь, что сие изделие зиждется на ГАЗ-51.
Производство
РАФ-251/976 выпускали до конца 80-х. Хотя чаще из ворот цехов выезжали не новые, а капитально отремонтированные автобусы. Из усовершенствований можно отметить разве что постепенный переход на производство машин с металлическим кузовом, что впервые произошло в 1967-м году. Тем не менее автобус продержался на конвейере примерно 30 лет: таких показателей пассажирское транспортное средство достигает редко, ну, разве что ПАЗ-3205.
У случайных прохожих машина вызывает явный интерес. Фото: YouTube.com
РАФ-251/976 сегодня смело можно считать раритетом, т.к. восстановленных экземпляров сохранилось мало – в основном те, что с металлическим корпусом. Известно о трех сохранившихся машинах: одна находится в Санкт-Петербурге, другая в Москве и третья – в Латвии.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
Grob G850 Strato 2C – «одноразовый» рекордсмен-неудачник
Самолет с поршневыми двигателями, установивший рекорд высоты в последнем своем полете, стал никому не нужен всего через 29 исследовательских рейсов....
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
Белорусские инженеры разработали универсальный газовый двигатель
Новый мотор подойдет для тракторов, грузовиков, автобусов и комбайнов. Его экономичность уже доказана....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
КАМАЗ-54902 теперь серийный – надежная альтернатива «китайцам»
Российские грузовики выпускаются сейчас на нескольких заводах. Из массовых гигантов мы потеряли только ЗиЛ, остальные же бренды, вроде ГАЗ и КАМАЗ, до сих пор...
Полет на Ан-2 в мороз – для тех, кто скучает по советской авиации
«Кукурузник» – это небольшой самолет, который под этим названием был известен в свое время почти каждому советскому гражданину. Но далеко не все в курсе, что...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....