РАФ-976: почти забытый долгожитель
Рижская фабрика хорошо известна тем, кто жил еще в СССР. Выпускаемые предприятием микроавтобусы (или «РАФики», как их называли в народе) колесили по всей стране, и по тем временам были довольно стильными, непривычными по внешнему виду, транспортными средствами. Однако мало кому известно: раньше фабрика производила полноразмерные автобусы. РАФ-976, о котором пойдет речь – один из них.
Его производство стартовало в год полета Гагарина в космос: в 1961-м из ворот предприятия выехал РАФ-976, по сути являвшийся копией предыдущей модели РАФ-251. Собственно, во внешнем облике, да и внутри салона мало что изменилось.
Тот же деревянный каркас, обитый стальными листами, ходовая часть и 3,5-литровый двигатель на 70 «лошадей» от вездесущего ГАЗ-51. Пассажировместимость та же – 29 мест (сидячих – 22). Что же за чехарда с заводскими индексами?
Вот здесь все гораздо интереснее. Если взглянуть на эмблему (RAF менял ее постоянно: всего было с десяток вариантов!) этого транспортного средства, вроде бы все ясно: его выпустила известная латвийская фабрика. В реальности модель «251» на конвейер в 1955-м поставил действительно РАФ, присвоив ей индекс «976» в 1959-м. Но как только на «горизонте» (через год) появилась более выгодная модель микроавтобуса РАФ-977, производство передали Рижскому опытно-механическому заводу, который и приступил к изготовлению машины в 1961-м.
Если говорить о РАФ, то в период 1955-1960 годы предприятие выпустило 1460 единиц техники с индексом «251» и «976». А вот данных о количестве автобусов, вышедших из ворот РОМЗ, установить уже невозможно. Однако вряд ли число машин, которые не относятся к профильной продукции завода, было большим.
Латвийские инженеры подходили к конструкции автобуса творчески, насколько это было возможно в СССР. Выпускали не только пассажирские транспортные средства. Из них, например, делали «пикапы», срезав крышу, или фургоны для перевозки грузов, убрав сиденья и закрыв окна. Был даже «комбинированный» вариант: сзади – относительно небольшой кузов, впереди – 14 сидячих мест. По «пассажирской» сути, РАФ-976 являлся «одноклассником» выпускавшегося тогда ПАЗика.
Интерьер – как и положено служебному транспорту тех времен, максимально суровый, минималистический. Практически везде – голый металл. Движок – рядом, исправно греет и зимой, и летом. В последнем случае его закрывали одеялами или специально сшитыми чехлами. В салоне – сиденья, на которых двум пассажирам солидной комплекции разместиться не так-то просто. Ясно, что в час пик внутрь автобуса набивалось совсем не 29 пассажиров.
И при этом не было ни форточек, ни открывающихся окон – только люки в крыше. Подобная «традиция» свойственна многим автобусам советского периода. Зачем так делали? Может, для безопасности пассажиров: мало ли, дети начнут руки или ноги в открытые форточки пихать… Но зато автобус привлекал современной внешностью, дизайном. С первого взгляда и не скажешь, что сие изделие зиждется на ГАЗ-51.
РАФ-251/976 выпускали до конца 80-х. Хотя чаще из ворот цехов выезжали не новые, а капитально отремонтированные автобусы. Из усовершенствований можно отметить разве что постепенный переход на производство машин с металлическим кузовом, что впервые произошло в 1967-м году. Тем не менее автобус продержался на конвейере примерно 30 лет: таких показателей пассажирское транспортное средство достигает редко, ну, разве что ПАЗ-3205.
РАФ-251/976 сегодня смело можно считать раритетом, т.к. восстановленных экземпляров сохранилось мало – в основном те, что с металлическим корпусом. Известно о трех сохранившихся машинах: одна находится в Санкт-Петербурге, другая в Москве и третья – в Латвии.
Его производство стартовало в год полета Гагарина в космос: в 1961-м из ворот предприятия выехал РАФ-976, по сути являвшийся копией предыдущей модели РАФ-251. Собственно, во внешнем облике, да и внутри салона мало что изменилось.
Компоновка кузова – вагонная. Фото: YouTube.com
Тот же деревянный каркас, обитый стальными листами, ходовая часть и 3,5-литровый двигатель на 70 «лошадей» от вездесущего ГАЗ-51. Пассажировместимость та же – 29 мест (сидячих – 22). Что же за чехарда с заводскими индексами?
Происхождение
Вот здесь все гораздо интереснее. Если взглянуть на эмблему (RAF менял ее постоянно: всего было с десяток вариантов!) этого транспортного средства, вроде бы все ясно: его выпустила известная латвийская фабрика. В реальности модель «251» на конвейер в 1955-м поставил действительно РАФ, присвоив ей индекс «976» в 1959-м. Но как только на «горизонте» (через год) появилась более выгодная модель микроавтобуса РАФ-977, производство передали Рижскому опытно-механическому заводу, который и приступил к изготовлению машины в 1961-м.
Облицовка радиатора в ходе производства выглядела по-разному. Фото: YouTube.com
Если говорить о РАФ, то в период 1955-1960 годы предприятие выпустило 1460 единиц техники с индексом «251» и «976». А вот данных о количестве автобусов, вышедших из ворот РОМЗ, установить уже невозможно. Однако вряд ли число машин, которые не относятся к профильной продукции завода, было большим.
Особенности
Латвийские инженеры подходили к конструкции автобуса творчески, насколько это было возможно в СССР. Выпускали не только пассажирские транспортные средства. Из них, например, делали «пикапы», срезав крышу, или фургоны для перевозки грузов, убрав сиденья и закрыв окна. Был даже «комбинированный» вариант: сзади – относительно небольшой кузов, впереди – 14 сидячих мест. По «пассажирской» сути, РАФ-976 являлся «одноклассником» выпускавшегося тогда ПАЗика.
Место водителя иначе, как убогим, назвать трудно. Фото: YouTube.com
Интерьер – как и положено служебному транспорту тех времен, максимально суровый, минималистический. Практически везде – голый металл. Движок – рядом, исправно греет и зимой, и летом. В последнем случае его закрывали одеялами или специально сшитыми чехлами. В салоне – сиденья, на которых двум пассажирам солидной комплекции разместиться не так-то просто. Ясно, что в час пик внутрь автобуса набивалось совсем не 29 пассажиров.
Салон для того времени стандартный, напоминает ПАЗик. Фото: YouTube.com
И при этом не было ни форточек, ни открывающихся окон – только люки в крыше. Подобная «традиция» свойственна многим автобусам советского периода. Зачем так делали? Может, для безопасности пассажиров: мало ли, дети начнут руки или ноги в открытые форточки пихать… Но зато автобус привлекал современной внешностью, дизайном. С первого взгляда и не скажешь, что сие изделие зиждется на ГАЗ-51.
Производство
РАФ-251/976 выпускали до конца 80-х. Хотя чаще из ворот цехов выезжали не новые, а капитально отремонтированные автобусы. Из усовершенствований можно отметить разве что постепенный переход на производство машин с металлическим кузовом, что впервые произошло в 1967-м году. Тем не менее автобус продержался на конвейере примерно 30 лет: таких показателей пассажирское транспортное средство достигает редко, ну, разве что ПАЗ-3205.
У случайных прохожих машина вызывает явный интерес. Фото: YouTube.com
РАФ-251/976 сегодня смело можно считать раритетом, т.к. восстановленных экземпляров сохранилось мало – в основном те, что с металлическим корпусом. Известно о трех сохранившихся машинах: одна находится в Санкт-Петербурге, другая в Москве и третья – в Латвии.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....