Двухзвенник «Витязь-Ледокол» – вездеход для Крайнего Севера
Ишимбайское предприятие «Витязь» больше известно выпуском вездеходов для военных – не просто так завод находится в санкционном списке США и Евросоюза. Однако немалая доля продукции приходится и на машины гражданского назначения. Снегоболотоходы ДТ10, ДТ-30 охотно покупает МЧС, различные организации, осваивающий отдаленные северные территории: например, Чукотку, Арктику, Ямало-Ненецкий округ и т. п.
Наиболее известные покупатели проходимой техники – Лукойл, Газпром, Транснефть и другие. Предприятие производит не только «монстров», но и небольшие модели, стоимость которых доступна обычным гражданам. Но все же особой популярностью пользуются машины тяжелого класса с прицепом, для которых понятие «труднопроходимая местность» весьма условно.
Завод заложили 20.05.1977 года, однако проектирование некоторых машин стартовало еще раньше. Первый вездеход с прицепом ДТ-10 вмещал в себя грузы массой до десяти тонн (на это указывает цифра в индексе) и имел длину 13,5 м. Позже появилась плавающая модификация: к обозначению добавили букву «П». Наиболее распространенной стала модель ДТ-30 и ее амфибийный вариант ДТ-30П. Впрочем, первая машина тоже способна преодолевать водные преграды, но не так быстро, как вторая. Почему же заводу «понравились» двухзвенники?
Подобная конструкция гарантирует отличную маневренность в сочетании с хорошей грузоподъемностью: вездеход, подобно ящерице, минует всевозможные препятствия, уверенно волоча за собой прицеп с «поклажей» в 30 т. Если бы машина была цельной, вряд ли она смогла, словно змея проползти к назначенной цели.
При этом соединение снегоболотохода с второй частью производится посредством гидравлики. Управление осуществляется машинистом из кабины с помощью пары цилиндров, находящихся в сцепке.
Машина оснащена широченными траками, обеспечивающими минимальное давление на поверхность в 0,29 кг/ кв. см. Для сравнения: у человека весом даже 100 кг эта цифра составляет 0,4 кг/кв. см.
При разработке конструкции ходовой части широко применялись полиуретаны, различные типы резины, которыми покрывались элементы подвески. Опорные катки – собственного изготовления, с наполнителем из губки. Все эти «мелочи» смягчают удары, толчки в ходе преодоления препятствий. А они могут быть весьма серьезными. Вездеход способен «перепрыгнуть» ров шириной в четыре метра, или «пролезть» через стенку высотой до 1,5 м.
«Витязь» серии ДТ-30 умеет плавать, благодаря своим широким гусеницам, со скоростью в 5 км/ч. Модифицированная версия (с индексом «П»), оснащенная выдвижным винтом, увеличивает эту характеристику до 15 км/ч. На вездеходе устанавливается двенадцатицилиндровый двигатель ЧТЗ-46-5СУ (танковая модель). Но возможен и другой вариант – ЯМЗ-8401. При любой погоде «Витязь» и его одна из последних версий «Ледокол», перевозит грузы массой в 30 т и длиной 12 м. Температурный диапазон, в котором можно спокойно эксплуатировать технику – от -50° до +40°. Другие параметры:
✅ длина, ширина, высота – 15,9, 3,1 и 3,3 м
✅ собственный вес (прицеп) – 28 (20) т
✅ мощность силовой установки – 710 л. с.
✅ объем баков под горючее – 1,5 т
✅ количество мест в кабине – 5
Максимальная скорость по твердой поверхности не превышает 37 км/ч. В «бюджетной» версии снегоболотоход «Витязь» будет стоить 18 млн 700 тыс. руб. При этом по желанию заказчика возможна комплектация агрегатом Cummins, трансмиссией Allison. Стоимость модификации «Ледокол» официально пока не сообщается, но в Сети мелькает цифра в 28 млн. руб.
Наиболее известные покупатели проходимой техники – Лукойл, Газпром, Транснефть и другие. Предприятие производит не только «монстров», но и небольшие модели, стоимость которых доступна обычным гражданам. Но все же особой популярностью пользуются машины тяжелого класса с прицепом, для которых понятие «труднопроходимая местность» весьма условно.
Почему «двухзвенники»?
Завод заложили 20.05.1977 года, однако проектирование некоторых машин стартовало еще раньше. Первый вездеход с прицепом ДТ-10 вмещал в себя грузы массой до десяти тонн (на это указывает цифра в индексе) и имел длину 13,5 м. Позже появилась плавающая модификация: к обозначению добавили букву «П». Наиболее распространенной стала модель ДТ-30 и ее амфибийный вариант ДТ-30П. Впрочем, первая машина тоже способна преодолевать водные преграды, но не так быстро, как вторая. Почему же заводу «понравились» двухзвенники?
С гидравликой прицеп не потеряется! Фото: YouTube.com
Подобная конструкция гарантирует отличную маневренность в сочетании с хорошей грузоподъемностью: вездеход, подобно ящерице, минует всевозможные препятствия, уверенно волоча за собой прицеп с «поклажей» в 30 т. Если бы машина была цельной, вряд ли она смогла, словно змея проползти к назначенной цели.
Приборы в кабине увы – аналоговые, но, может, так надежнее. Фото: YouTube.com
При этом соединение снегоболотохода с второй частью производится посредством гидравлики. Управление осуществляется машинистом из кабины с помощью пары цилиндров, находящихся в сцепке.
Конструктивные особенности ДТ-30
Машина оснащена широченными траками, обеспечивающими минимальное давление на поверхность в 0,29 кг/ кв. см. Для сравнения: у человека весом даже 100 кг эта цифра составляет 0,4 кг/кв. см.
В ходе Чеченской кампании 90-х «Витязь» свободно проезжал по противотанковым минам – они не срабатывали из-за малого давления на грунт.
При разработке конструкции ходовой части широко применялись полиуретаны, различные типы резины, которыми покрывались элементы подвески. Опорные катки – собственного изготовления, с наполнителем из губки. Все эти «мелочи» смягчают удары, толчки в ходе преодоления препятствий. А они могут быть весьма серьезными. Вездеход способен «перепрыгнуть» ров шириной в четыре метра, или «пролезть» через стенку высотой до 1,5 м.
Сцепка оборудована гидроцилиндрами. Фото: YouTube.com
«Витязь» серии ДТ-30 умеет плавать, благодаря своим широким гусеницам, со скоростью в 5 км/ч. Модифицированная версия (с индексом «П»), оснащенная выдвижным винтом, увеличивает эту характеристику до 15 км/ч. На вездеходе устанавливается двенадцатицилиндровый двигатель ЧТЗ-46-5СУ (танковая модель). Но возможен и другой вариант – ЯМЗ-8401. При любой погоде «Витязь» и его одна из последних версий «Ледокол», перевозит грузы массой в 30 т и длиной 12 м. Температурный диапазон, в котором можно спокойно эксплуатировать технику – от -50° до +40°. Другие параметры:
✅ длина, ширина, высота – 15,9, 3,1 и 3,3 м
✅ собственный вес (прицеп) – 28 (20) т
✅ мощность силовой установки – 710 л. с.
✅ объем баков под горючее – 1,5 т
✅ количество мест в кабине – 5
Максимальная скорость по твердой поверхности не превышает 37 км/ч. В «бюджетной» версии снегоболотоход «Витязь» будет стоить 18 млн 700 тыс. руб. При этом по желанию заказчика возможна комплектация агрегатом Cummins, трансмиссией Allison. Стоимость модификации «Ледокол» официально пока не сообщается, но в Сети мелькает цифра в 28 млн. руб.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...