Двухзвенник «Витязь-Ледокол» – вездеход для Крайнего Севера
15 373

Двухзвенник «Витязь-Ледокол» – вездеход для Крайнего Севера

Ишимбайское предприятие «Витязь» больше известно выпуском вездеходов для военных – не просто так завод находится в санкционном списке США и Евросоюза. Однако немалая доля продукции приходится и на машины гражданского назначения. Снегоболотоходы ДТ10, ДТ-30 охотно покупает МЧС, различные организации, осваивающий отдаленные северные территории: например, Чукотку, Арктику, Ямало-Ненецкий округ и т. п.


Наиболее известные покупатели проходимой техники – Лукойл, Газпром, Транснефть и другие. Предприятие производит не только «монстров», но и небольшие модели, стоимость которых доступна обычным гражданам. Но все же особой популярностью пользуются машины тяжелого класса с прицепом, для которых понятие «труднопроходимая местность» весьма условно.

Почему «двухзвенники»?


Завод заложили 20.05.1977 года, однако проектирование некоторых машин стартовало еще раньше. Первый вездеход с прицепом ДТ-10 вмещал в себя грузы массой до десяти тонн (на это указывает цифра в индексе) и имел длину 13,5 м. Позже появилась плавающая модификация: к обозначению добавили букву «П». Наиболее распространенной стала модель ДТ-30 и ее амфибийный вариант ДТ-30П. Впрочем, первая машина тоже способна преодолевать водные преграды, но не так быстро, как вторая. Почему же заводу «понравились» двухзвенники?

Двухзвенник «Витязь-Ледокол» – вездеход для Крайнего Севера С гидравликой прицеп не потеряется! Фото: YouTube.com

Подобная конструкция гарантирует отличную маневренность в сочетании с хорошей грузоподъемностью: вездеход, подобно ящерице, минует всевозможные препятствия, уверенно волоча за собой прицеп с «поклажей» в 30 т. Если бы машина была цельной, вряд ли она смогла, словно змея проползти к назначенной цели.

Приборы в кабине увы – аналоговые, но, может, так надежнее. Фото: YouTube.com

При этом соединение снегоболотохода с второй частью производится посредством гидравлики. Управление осуществляется машинистом из кабины с помощью пары цилиндров, находящихся в сцепке.

Конструктивные особенности ДТ-30


Машина оснащена широченными траками, обеспечивающими минимальное давление на поверхность в 0,29 кг/ кв. см. Для сравнения: у человека весом даже 100 кг эта цифра составляет 0,4 кг/кв. см.

В ходе Чеченской кампании 90-х «Витязь» свободно проезжал по противотанковым минам – они не срабатывали из-за малого давления на грунт.

При разработке конструкции ходовой части широко применялись полиуретаны, различные типы резины, которыми покрывались элементы подвески. Опорные катки – собственного изготовления, с наполнителем из губки. Все эти «мелочи» смягчают удары, толчки в ходе преодоления препятствий. А они могут быть весьма серьезными. Вездеход способен «перепрыгнуть» ров шириной в четыре метра, или «пролезть» через стенку высотой до 1,5 м.

Сцепка оборудована гидроцилиндрами. Фото: YouTube.com

«Витязь» серии ДТ-30 умеет плавать, благодаря своим широким гусеницам, со скоростью в 5 км/ч. Модифицированная версия (с индексом «П»), оснащенная выдвижным винтом, увеличивает эту характеристику до 15 км/ч. На вездеходе устанавливается двенадцатицилиндровый двигатель ЧТЗ-46-5СУ (танковая модель). Но возможен и другой вариант – ЯМЗ-8401. При любой погоде «Витязь» и его одна из последних версий «Ледокол», перевозит грузы массой в 30 т и длиной 12 м. Температурный диапазон, в котором можно спокойно эксплуатировать технику – от -50° до +40°. Другие параметры:

✅ длина, ширина, высота – 15,9, 3,1 и 3,3 м
✅ собственный вес (прицеп) – 28 (20) т
✅ мощность силовой установки – 710 л. с.
✅ объем баков под горючее – 1,5 т
✅ количество мест в кабине – 5

Максимальная скорость по твердой поверхности не превышает 37 км/ч. В «бюджетной» версии снегоболотоход «Витязь» будет стоить 18 млн 700 тыс. руб. При этом по желанию заказчика возможна комплектация агрегатом Cummins, трансмиссией Allison. Стоимость модификации «Ледокол» официально пока не сообщается, но в Сети мелькает цифра в 28 млн. руб.
А вы что скажете о вездеходе «Витязь-Ледокол»
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....