Датские мопеды из 50-х: BFC Lynette и Stafette
Вторая половина 40-х сделала востребованными не только конструкции миниатюрных легковых автомобилей. Параллельно развивался и выпуск легкой мотоциклетной техники. Причем такая тенденция касалась всех европейских стран, в том числе, и развитых в техническом отношении.
Если в СССР незаменимым помощником стал М1М, а у восточных немцев чуть позже появился популярный «Симсон», то у чехов эту нишу заняли мотороллеры и мопеды от компаний «Ява» или «Чезета». В то же время, западные страны континента тоже обратились в сторону легких мотоциклов и мопедов.
Во Франции в этом качестве выступали компании Motobecane и Velosolex. Они прекрасно насытили внутренний рынок незатейливыми конструкциями, некоторые из них даже отправлялись на экспорт в ближайшие государства. Решили не отставать и в маленькой Дании. Здесь организовали компанию по сборке мопедов, которая в последующие десятилетия выпустила ряд моделей мотовелосипедов и более серьезной техники.
Если Дания хорошо известна в футбольном мире, а недавно заявила о себе и в хоккее, то в техническом отношении ее сложно назвать слишком продвинутой. А ведь еще на заре ХХ века могло казаться, что это государство продвинется в автомобильном производстве не хуже, чем, к примеру, та же Франция. Но уже через 10-15 лет стало ясно, что чуда не случится.
Появившаяся в начале прошлого века компания Brems просуществовала всего семь лет. За это время на ее мощностях успели собрать всего лишь восемь экземпляров автомобиля Type A. После этого все попросту сошло на нет.
В 50-х в этой стране попытались наладить и мотоциклетную промышленность. Отчасти это получилось, и в течение ряда лет на местный рынок поставлялись легкие конструкции от местного производителя BFC.
Если первый из них (и по классу, и по внешнему виду) сильно напоминал нашу 2-скоростную «Ригу», то второй оказался ближе к облегченному ЗИФ. Также, как и в нашей стране, в 4,5-миллионной Дании нашлось немало желающих приобрести простые и доступные по цене аппараты.
Хотя эта модель и появилась немного раньше, но в техническом оснащении все же занимала более низкую позицию. Этот мопед понравился простотой конструкции, которой и обслуживать, и управлять мог даже подросток. Многие молодые датчане тех лет как раз и начинали свое путешествие в мир двухколесной техники с такого аппарата.
Родители готовы были обеспечить своих подросших детей относительно безопасным транспортом. Тем более, что управлять им разрешалось без оформления прав и открытия категории. Вот некоторые характеристики мопеда:
✅ передняя вилка трапециевидной формы
✅ жесткая задняя подвеска
✅ закрытая трубчатая рама
✅ вес – 33 кг
Как можете сами видеть, конструкция рамы и подвески, действительно, очень близки к нашему «дырчику». Это и не удивительно, ведь все европейские производители мотоциклетной техники в середине того десятилетия находились примерно на одном уровне технической эволюции. То же можно сказать и о силовом агрегате и его показателях. Ниже можно познакомиться с основными из них:
✅ 1-цилиндровый
✅ 2-тактный
✅ диаметр поршня – 38 мм
✅ длина хода – 37 мм
✅ рабочий объем – 42 куб. см
✅ максимальная мощность – 0,8 л. с
Также двигатель имел степень сжатия: 6,2:1. В его конструкции применили обратную промывку. Электрооборудование на борту имело следующие показатели: 6 В / 6,5 Вт. Тормозная система мотовелосипеда оказалась смешанной. Если на переднем колесе применили барабанный тормоз, то заднее компоновали ступичной конструкцией.
В трансмиссии Stafette использовано клиноременное сцепление, шестерня и шкив мотор-редуктора. Натяжение приводной цепи предусмотрено в кривошипе. Для педального привода имеется отдельная цепь с другой стороны мопеда. Для такого скромного объема двигатель имел неплохие показатели, хотя ожидать от него особой тяги, конечно же, не приходилось. Из находившегося в хорошем техническом состоянии аппарата можно было выжать максимальную скорость до 35 км/ч. BFC Lynette, который появился чуть позже, оказался с более серьезными характеристиками, в чем вы сможете убедиться чуть ниже.
Lynette считался уже более зрелым мопедом, с некоторыми чертами «взрослого» мотоцикла. Это отражалось во внешнем дизайне, более мощной раме и солидных очертаниях бензобака. Конструкция оказалась более популярной, чем его предшественник, поэтому получила ряд модификаций. Они отличались по некоторым внешним особенностям, общему весу и мощности 50-кубового мотора.
Сначала обратим внимание на Lynette Model 91. Он выпускался с 1961 года. Модель имела трубчатую раму, изготовленную из гладкотянутых бесшовных стальных труб. Мопед оснащен поворотной передней вилкой со встроенным фонарем и звуковым сигналом.
Для придания солидного и популярного в тот период внешнего вида, он получил сразу несколько хромированных деталей: выхлопную трубу и диски. Это сделало его дизайн подходящим даже для требовательных клиентов. Легкий мотоцикл выпускался только в коньячном цвете, получив мощную стояночную подножку и багажник с пружинным зажимом. Вот его другие особенности и показатели:
✅ бензобак на 5,5 литров
✅ мощная система освещения 6 В / 17 Вт
✅ максимальная скорость – 42 км/ч
Силовой агрегат Lynette тоже оказался с на порядок более высокими показателями, чем у предыдущего «дырчика». Конечно, об этом можно судить, даже просто бросив мимолетный сравнительный взгляд на каждую из моделей. Но, думаю, лучше всего все-таки обратиться к характеристикам мотора:
✅ двухступенчатый двигатель BFC с кикстартером
✅ дисковое сцепление
✅ впускной глушитель
✅ рабочий объем – 49 куб. см
✅ мощность – 0,8/1 л. с
Имелась также модификация 149 с большим весом, но слегка уменьшенной мощностью. Основным ее отличием являлась общая цепь с приводом от двигателя: педальный механизм встроен в коробку передач. Вот другие характеристики мопедов (в скобках – отличия модификации 149):
✅ центральная трубчатая рама
✅ бак встроен в раму
✅ телескопическая вилка переднего колеса
✅ жесткая подвеска заднего колеса
✅ вес – 35 (38) кг
✅ задний ступичный (педальный) тормоз
В обеих модификациях спереди применены тормоза барабанного типа и многодисковое сцепление. Головку блока цилиндров также в обоих случаях изготовили из сплава легких металлов. Размер переднего и заднего колес идентичен: 1/8х24".
В середине 60-х Европа столкнулась с массовой экспансией японских мопедов и скутеров. Простенькие BFC Lynette и Stafette просто не смогли выдержать конкуренцию с ними. Сегодня можно прямо заявить, что конструкции всех моделей датских мопедов были далеки от совершенства. Но все же они сыграли важную роль, обеспечив граждан своей страны доступной мототехникой в 50-х – начале 60-х годов. Скажу больше, многим очень полюбилась эта непритязательная и простая в обслуживании техника.
Об этом можно судить, если зайти на датские сайты продажи ретро-аппаратов. Здесь вы найдете немало предложений о реализации BFC Lynette и Stafette выпуска 1955/1961 годов. Часто они сохранены заботливыми владельцами в прекрасном состоянии (конечно, попадаются и убитые экземпляры), некоторые даже отреставрированы с сохранением первоначального окраса. Цены на них колеблются в пределах 1000 датских крон (примерно 13 000 рублей). Lynette оцениваются чуть дороже, а более простые Stafette – на 50-100 крон дешевле.
Если в СССР незаменимым помощником стал М1М, а у восточных немцев чуть позже появился популярный «Симсон», то у чехов эту нишу заняли мотороллеры и мопеды от компаний «Ява» или «Чезета». В то же время, западные страны континента тоже обратились в сторону легких мотоциклов и мопедов.
BFC Stafette – классический легкий мопед. Фото: youtube.com
Во Франции в этом качестве выступали компании Motobecane и Velosolex. Они прекрасно насытили внутренний рынок незатейливыми конструкциями, некоторые из них даже отправлялись на экспорт в ближайшие государства. Решили не отставать и в маленькой Дании. Здесь организовали компанию по сборке мопедов, которая в последующие десятилетия выпустила ряд моделей мотовелосипедов и более серьезной техники.
Мотоциклетное производство в самой маленькой стране викингов
Если Дания хорошо известна в футбольном мире, а недавно заявила о себе и в хоккее, то в техническом отношении ее сложно назвать слишком продвинутой. А ведь еще на заре ХХ века могло казаться, что это государство продвинется в автомобильном производстве не хуже, чем, к примеру, та же Франция. Но уже через 10-15 лет стало ясно, что чуда не случится.
Появившаяся в начале прошлого века компания Brems просуществовала всего семь лет. За это время на ее мощностях успели собрать всего лишь восемь экземпляров автомобиля Type A. После этого все попросту сошло на нет.
В 50-х в этой стране попытались наладить и мотоциклетную промышленность. Отчасти это получилось, и в течение ряда лет на местный рынок поставлялись легкие конструкции от местного производителя BFC.
В середине 50-х датская мотоциклетная компания представила на рынок несколько мопедов. Наиболее популярными из них стали BFC Lynette и Stafette.
Если первый из них (и по классу, и по внешнему виду) сильно напоминал нашу 2-скоростную «Ригу», то второй оказался ближе к облегченному ЗИФ. Также, как и в нашей стране, в 4,5-миллионной Дании нашлось немало желающих приобрести простые и доступные по цене аппараты.
BFC Stafette – младший из братьев
Хотя эта модель и появилась немного раньше, но в техническом оснащении все же занимала более низкую позицию. Этот мопед понравился простотой конструкции, которой и обслуживать, и управлять мог даже подросток. Многие молодые датчане тех лет как раз и начинали свое путешествие в мир двухколесной техники с такого аппарата.
Stafette имел две цепи: моторную и педальную. Фото: youtube.com
Родители готовы были обеспечить своих подросших детей относительно безопасным транспортом. Тем более, что управлять им разрешалось без оформления прав и открытия категории. Вот некоторые характеристики мопеда:
✅ передняя вилка трапециевидной формы
✅ жесткая задняя подвеска
✅ закрытая трубчатая рама
✅ вес – 33 кг
Как можете сами видеть, конструкция рамы и подвески, действительно, очень близки к нашему «дырчику». Это и не удивительно, ведь все европейские производители мотоциклетной техники в середине того десятилетия находились примерно на одном уровне технической эволюции. То же можно сказать и о силовом агрегате и его показателях. Ниже можно познакомиться с основными из них:
✅ 1-цилиндровый
✅ 2-тактный
✅ диаметр поршня – 38 мм
✅ длина хода – 37 мм
✅ рабочий объем – 42 куб. см
✅ максимальная мощность – 0,8 л. с
Также двигатель имел степень сжатия: 6,2:1. В его конструкции применили обратную промывку. Электрооборудование на борту имело следующие показатели: 6 В / 6,5 Вт. Тормозная система мотовелосипеда оказалась смешанной. Если на переднем колесе применили барабанный тормоз, то заднее компоновали ступичной конструкцией.
BFC Lynette выглядел гораздо солиднее. Фото: youtube.com
В трансмиссии Stafette использовано клиноременное сцепление, шестерня и шкив мотор-редуктора. Натяжение приводной цепи предусмотрено в кривошипе. Для педального привода имеется отдельная цепь с другой стороны мопеда. Для такого скромного объема двигатель имел неплохие показатели, хотя ожидать от него особой тяги, конечно же, не приходилось. Из находившегося в хорошем техническом состоянии аппарата можно было выжать максимальную скорость до 35 км/ч. BFC Lynette, который появился чуть позже, оказался с более серьезными характеристиками, в чем вы сможете убедиться чуть ниже.
BFC Lynette, выпуск которого продолжился и в начале 60-х
Lynette считался уже более зрелым мопедом, с некоторыми чертами «взрослого» мотоцикла. Это отражалось во внешнем дизайне, более мощной раме и солидных очертаниях бензобака. Конструкция оказалась более популярной, чем его предшественник, поэтому получила ряд модификаций. Они отличались по некоторым внешним особенностям, общему весу и мощности 50-кубового мотора.
Сначала обратим внимание на Lynette Model 91. Он выпускался с 1961 года. Модель имела трубчатую раму, изготовленную из гладкотянутых бесшовных стальных труб. Мопед оснащен поворотной передней вилкой со встроенным фонарем и звуковым сигналом.
Стильный хром в выхлопной и дисках Lynette. Фото: youtube.com
Для придания солидного и популярного в тот период внешнего вида, он получил сразу несколько хромированных деталей: выхлопную трубу и диски. Это сделало его дизайн подходящим даже для требовательных клиентов. Легкий мотоцикл выпускался только в коньячном цвете, получив мощную стояночную подножку и багажник с пружинным зажимом. Вот его другие особенности и показатели:
✅ бензобак на 5,5 литров
✅ мощная система освещения 6 В / 17 Вт
✅ максимальная скорость – 42 км/ч
Силовой агрегат Lynette тоже оказался с на порядок более высокими показателями, чем у предыдущего «дырчика». Конечно, об этом можно судить, даже просто бросив мимолетный сравнительный взгляд на каждую из моделей. Но, думаю, лучше всего все-таки обратиться к характеристикам мотора:
✅ двухступенчатый двигатель BFC с кикстартером
✅ дисковое сцепление
✅ впускной глушитель
✅ рабочий объем – 49 куб. см
✅ мощность – 0,8/1 л. с
Имелась также модификация 149 с большим весом, но слегка уменьшенной мощностью. Основным ее отличием являлась общая цепь с приводом от двигателя: педальный механизм встроен в коробку передач. Вот другие характеристики мопедов (в скобках – отличия модификации 149):
✅ центральная трубчатая рама
✅ бак встроен в раму
✅ телескопическая вилка переднего колеса
✅ жесткая подвеска заднего колеса
✅ вес – 35 (38) кг
✅ задний ступичный (педальный) тормоз
В обеих модификациях спереди применены тормоза барабанного типа и многодисковое сцепление. Головку блока цилиндров также в обоих случаях изготовили из сплава легких металлов. Размер переднего и заднего колес идентичен: 1/8х24".
Причины прекращения производства
В середине 60-х Европа столкнулась с массовой экспансией японских мопедов и скутеров. Простенькие BFC Lynette и Stafette просто не смогли выдержать конкуренцию с ними. Сегодня можно прямо заявить, что конструкции всех моделей датских мопедов были далеки от совершенства. Но все же они сыграли важную роль, обеспечив граждан своей страны доступной мототехникой в 50-х – начале 60-х годов. Скажу больше, многим очень полюбилась эта непритязательная и простая в обслуживании техника.
49-кубовый двигатель BFC Lynette. Фото: youtube.com
Об этом можно судить, если зайти на датские сайты продажи ретро-аппаратов. Здесь вы найдете немало предложений о реализации BFC Lynette и Stafette выпуска 1955/1961 годов. Часто они сохранены заботливыми владельцами в прекрасном состоянии (конечно, попадаются и убитые экземпляры), некоторые даже отреставрированы с сохранением первоначального окраса. Цены на них колеблются в пределах 1000 датских крон (примерно 13 000 рублей). Lynette оцениваются чуть дороже, а более простые Stafette – на 50-100 крон дешевле.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...