
Датские мопеды из 50-х: BFC Lynette и Stafette
Вторая половина 40-х сделала востребованными не только конструкции миниатюрных легковых автомобилей. Параллельно развивался и выпуск легкой мотоциклетной техники. Причем такая тенденция касалась всех европейских стран, в том числе, и развитых в техническом отношении.
Если в СССР незаменимым помощником стал М1М, а у восточных немцев чуть позже появился популярный «Симсон», то у чехов эту нишу заняли мотороллеры и мопеды от компаний «Ява» или «Чезета». В то же время, западные страны континента тоже обратились в сторону легких мотоциклов и мопедов.
BFC Stafette – классический легкий мопед. Фото: youtube.com
Во Франции в этом качестве выступали компании Motobecane и Velosolex. Они прекрасно насытили внутренний рынок незатейливыми конструкциями, некоторые из них даже отправлялись на экспорт в ближайшие государства. Решили не отставать и в маленькой Дании. Здесь организовали компанию по сборке мопедов, которая в последующие десятилетия выпустила ряд моделей мотовелосипедов и более серьезной техники.
Если Дания хорошо известна в футбольном мире, а недавно заявила о себе и в хоккее, то в техническом отношении ее сложно назвать слишком продвинутой. А ведь еще на заре ХХ века могло казаться, что это государство продвинется в автомобильном производстве не хуже, чем, к примеру, та же Франция. Но уже через 10-15 лет стало ясно, что чуда не случится.
Появившаяся в начале прошлого века компания Brems просуществовала всего семь лет. За это время на ее мощностях успели собрать всего лишь восемь экземпляров автомобиля Type A. После этого все попросту сошло на нет.
В 50-х в этой стране попытались наладить и мотоциклетную промышленность. Отчасти это получилось, и в течение ряда лет на местный рынок поставлялись легкие конструкции от местного производителя BFC.
Если первый из них (и по классу, и по внешнему виду) сильно напоминал нашу 2-скоростную «Ригу», то второй оказался ближе к облегченному ЗИФ. Также, как и в нашей стране, в 4,5-миллионной Дании нашлось немало желающих приобрести простые и доступные по цене аппараты.
Хотя эта модель и появилась немного раньше, но в техническом оснащении все же занимала более низкую позицию. Этот мопед понравился простотой конструкции, которой и обслуживать, и управлять мог даже подросток. Многие молодые датчане тех лет как раз и начинали свое путешествие в мир двухколесной техники с такого аппарата.
Stafette имел две цепи: моторную и педальную. Фото: youtube.com
Родители готовы были обеспечить своих подросших детей относительно безопасным транспортом. Тем более, что управлять им разрешалось без оформления прав и открытия категории. Вот некоторые характеристики мопеда:
✅ передняя вилка трапециевидной формы
✅ жесткая задняя подвеска
✅ закрытая трубчатая рама
✅ вес – 33 кг
Как можете сами видеть, конструкция рамы и подвески, действительно, очень близки к нашему «дырчику». Это и не удивительно, ведь все европейские производители мотоциклетной техники в середине того десятилетия находились примерно на одном уровне технической эволюции. То же можно сказать и о силовом агрегате и его показателях. Ниже можно познакомиться с основными из них:
✅ 1-цилиндровый
✅ 2-тактный
✅ диаметр поршня – 38 мм
✅ длина хода – 37 мм
✅ рабочий объем – 42 куб. см
✅ максимальная мощность – 0,8 л. с
Также двигатель имел степень сжатия: 6,2:1. В его конструкции применили обратную промывку. Электрооборудование на борту имело следующие показатели: 6 В / 6,5 Вт. Тормозная система мотовелосипеда оказалась смешанной. Если на переднем колесе применили барабанный тормоз, то заднее компоновали ступичной конструкцией.
BFC Lynette выглядел гораздо солиднее. Фото: youtube.com
В трансмиссии Stafette использовано клиноременное сцепление, шестерня и шкив мотор-редуктора. Натяжение приводной цепи предусмотрено в кривошипе. Для педального привода имеется отдельная цепь с другой стороны мопеда. Для такого скромного объема двигатель имел неплохие показатели, хотя ожидать от него особой тяги, конечно же, не приходилось. Из находившегося в хорошем техническом состоянии аппарата можно было выжать максимальную скорость до 35 км/ч. BFC Lynette, который появился чуть позже, оказался с более серьезными характеристиками, в чем вы сможете убедиться чуть ниже.
Lynette считался уже более зрелым мопедом, с некоторыми чертами «взрослого» мотоцикла. Это отражалось во внешнем дизайне, более мощной раме и солидных очертаниях бензобака. Конструкция оказалась более популярной, чем его предшественник, поэтому получила ряд модификаций. Они отличались по некоторым внешним особенностям, общему весу и мощности 50-кубового мотора.
Сначала обратим внимание на Lynette Model 91. Он выпускался с 1961 года. Модель имела трубчатую раму, изготовленную из гладкотянутых бесшовных стальных труб. Мопед оснащен поворотной передней вилкой со встроенным фонарем и звуковым сигналом.
Стильный хром в выхлопной и дисках Lynette. Фото: youtube.com
Для придания солидного и популярного в тот период внешнего вида, он получил сразу несколько хромированных деталей: выхлопную трубу и диски. Это сделало его дизайн подходящим даже для требовательных клиентов. Легкий мотоцикл выпускался только в коньячном цвете, получив мощную стояночную подножку и багажник с пружинным зажимом. Вот его другие особенности и показатели:
✅ бензобак на 5,5 литров
✅ мощная система освещения 6 В / 17 Вт
✅ максимальная скорость – 42 км/ч
Силовой агрегат Lynette тоже оказался с на порядок более высокими показателями, чем у предыдущего «дырчика». Конечно, об этом можно судить, даже просто бросив мимолетный сравнительный взгляд на каждую из моделей. Но, думаю, лучше всего все-таки обратиться к характеристикам мотора:
✅ двухступенчатый двигатель BFC с кикстартером
✅ дисковое сцепление
✅ впускной глушитель
✅ рабочий объем – 49 куб. см
✅ мощность – 0,8/1 л. с
Имелась также модификация 149 с большим весом, но слегка уменьшенной мощностью. Основным ее отличием являлась общая цепь с приводом от двигателя: педальный механизм встроен в коробку передач. Вот другие характеристики мопедов (в скобках – отличия модификации 149):
✅ центральная трубчатая рама
✅ бак встроен в раму
✅ телескопическая вилка переднего колеса
✅ жесткая подвеска заднего колеса
✅ вес – 35 (38) кг
✅ задний ступичный (педальный) тормоз
В обеих модификациях спереди применены тормоза барабанного типа и многодисковое сцепление. Головку блока цилиндров также в обоих случаях изготовили из сплава легких металлов. Размер переднего и заднего колес идентичен: 1/8х24".
В середине 60-х Европа столкнулась с массовой экспансией японских мопедов и скутеров. Простенькие BFC Lynette и Stafette просто не смогли выдержать конкуренцию с ними. Сегодня можно прямо заявить, что конструкции всех моделей датских мопедов были далеки от совершенства. Но все же они сыграли важную роль, обеспечив граждан своей страны доступной мототехникой в 50-х – начале 60-х годов. Скажу больше, многим очень полюбилась эта непритязательная и простая в обслуживании техника.
49-кубовый двигатель BFC Lynette. Фото: youtube.com
Об этом можно судить, если зайти на датские сайты продажи ретро-аппаратов. Здесь вы найдете немало предложений о реализации BFC Lynette и Stafette выпуска 1955/1961 годов. Часто они сохранены заботливыми владельцами в прекрасном состоянии (конечно, попадаются и убитые экземпляры), некоторые даже отреставрированы с сохранением первоначального окраса. Цены на них колеблются в пределах 1000 датских крон (примерно 13 000 рублей). Lynette оцениваются чуть дороже, а более простые Stafette – на 50-100 крон дешевле.
Если в СССР незаменимым помощником стал М1М, а у восточных немцев чуть позже появился популярный «Симсон», то у чехов эту нишу заняли мотороллеры и мопеды от компаний «Ява» или «Чезета». В то же время, западные страны континента тоже обратились в сторону легких мотоциклов и мопедов.

Во Франции в этом качестве выступали компании Motobecane и Velosolex. Они прекрасно насытили внутренний рынок незатейливыми конструкциями, некоторые из них даже отправлялись на экспорт в ближайшие государства. Решили не отставать и в маленькой Дании. Здесь организовали компанию по сборке мопедов, которая в последующие десятилетия выпустила ряд моделей мотовелосипедов и более серьезной техники.
Мотоциклетное производство в самой маленькой стране викингов
Если Дания хорошо известна в футбольном мире, а недавно заявила о себе и в хоккее, то в техническом отношении ее сложно назвать слишком продвинутой. А ведь еще на заре ХХ века могло казаться, что это государство продвинется в автомобильном производстве не хуже, чем, к примеру, та же Франция. Но уже через 10-15 лет стало ясно, что чуда не случится.
Появившаяся в начале прошлого века компания Brems просуществовала всего семь лет. За это время на ее мощностях успели собрать всего лишь восемь экземпляров автомобиля Type A. После этого все попросту сошло на нет.
В 50-х в этой стране попытались наладить и мотоциклетную промышленность. Отчасти это получилось, и в течение ряда лет на местный рынок поставлялись легкие конструкции от местного производителя BFC.
В середине 50-х датская мотоциклетная компания представила на рынок несколько мопедов. Наиболее популярными из них стали BFC Lynette и Stafette.
Если первый из них (и по классу, и по внешнему виду) сильно напоминал нашу 2-скоростную «Ригу», то второй оказался ближе к облегченному ЗИФ. Также, как и в нашей стране, в 4,5-миллионной Дании нашлось немало желающих приобрести простые и доступные по цене аппараты.
BFC Stafette – младший из братьев
Хотя эта модель и появилась немного раньше, но в техническом оснащении все же занимала более низкую позицию. Этот мопед понравился простотой конструкции, которой и обслуживать, и управлять мог даже подросток. Многие молодые датчане тех лет как раз и начинали свое путешествие в мир двухколесной техники с такого аппарата.

Родители готовы были обеспечить своих подросших детей относительно безопасным транспортом. Тем более, что управлять им разрешалось без оформления прав и открытия категории. Вот некоторые характеристики мопеда:
✅ передняя вилка трапециевидной формы
✅ жесткая задняя подвеска
✅ закрытая трубчатая рама
✅ вес – 33 кг
Как можете сами видеть, конструкция рамы и подвески, действительно, очень близки к нашему «дырчику». Это и не удивительно, ведь все европейские производители мотоциклетной техники в середине того десятилетия находились примерно на одном уровне технической эволюции. То же можно сказать и о силовом агрегате и его показателях. Ниже можно познакомиться с основными из них:
✅ 1-цилиндровый
✅ 2-тактный
✅ диаметр поршня – 38 мм
✅ длина хода – 37 мм
✅ рабочий объем – 42 куб. см
✅ максимальная мощность – 0,8 л. с
Также двигатель имел степень сжатия: 6,2:1. В его конструкции применили обратную промывку. Электрооборудование на борту имело следующие показатели: 6 В / 6,5 Вт. Тормозная система мотовелосипеда оказалась смешанной. Если на переднем колесе применили барабанный тормоз, то заднее компоновали ступичной конструкцией.

В трансмиссии Stafette использовано клиноременное сцепление, шестерня и шкив мотор-редуктора. Натяжение приводной цепи предусмотрено в кривошипе. Для педального привода имеется отдельная цепь с другой стороны мопеда. Для такого скромного объема двигатель имел неплохие показатели, хотя ожидать от него особой тяги, конечно же, не приходилось. Из находившегося в хорошем техническом состоянии аппарата можно было выжать максимальную скорость до 35 км/ч. BFC Lynette, который появился чуть позже, оказался с более серьезными характеристиками, в чем вы сможете убедиться чуть ниже.
BFC Lynette, выпуск которого продолжился и в начале 60-х
Lynette считался уже более зрелым мопедом, с некоторыми чертами «взрослого» мотоцикла. Это отражалось во внешнем дизайне, более мощной раме и солидных очертаниях бензобака. Конструкция оказалась более популярной, чем его предшественник, поэтому получила ряд модификаций. Они отличались по некоторым внешним особенностям, общему весу и мощности 50-кубового мотора.
Сначала обратим внимание на Lynette Model 91. Он выпускался с 1961 года. Модель имела трубчатую раму, изготовленную из гладкотянутых бесшовных стальных труб. Мопед оснащен поворотной передней вилкой со встроенным фонарем и звуковым сигналом.

Для придания солидного и популярного в тот период внешнего вида, он получил сразу несколько хромированных деталей: выхлопную трубу и диски. Это сделало его дизайн подходящим даже для требовательных клиентов. Легкий мотоцикл выпускался только в коньячном цвете, получив мощную стояночную подножку и багажник с пружинным зажимом. Вот его другие особенности и показатели:
✅ бензобак на 5,5 литров
✅ мощная система освещения 6 В / 17 Вт
✅ максимальная скорость – 42 км/ч
Силовой агрегат Lynette тоже оказался с на порядок более высокими показателями, чем у предыдущего «дырчика». Конечно, об этом можно судить, даже просто бросив мимолетный сравнительный взгляд на каждую из моделей. Но, думаю, лучше всего все-таки обратиться к характеристикам мотора:
✅ двухступенчатый двигатель BFC с кикстартером
✅ дисковое сцепление
✅ впускной глушитель
✅ рабочий объем – 49 куб. см
✅ мощность – 0,8/1 л. с
Имелась также модификация 149 с большим весом, но слегка уменьшенной мощностью. Основным ее отличием являлась общая цепь с приводом от двигателя: педальный механизм встроен в коробку передач. Вот другие характеристики мопедов (в скобках – отличия модификации 149):
✅ центральная трубчатая рама
✅ бак встроен в раму
✅ телескопическая вилка переднего колеса
✅ жесткая подвеска заднего колеса
✅ вес – 35 (38) кг
✅ задний ступичный (педальный) тормоз
В обеих модификациях спереди применены тормоза барабанного типа и многодисковое сцепление. Головку блока цилиндров также в обоих случаях изготовили из сплава легких металлов. Размер переднего и заднего колес идентичен: 1/8х24".
Причины прекращения производства
В середине 60-х Европа столкнулась с массовой экспансией японских мопедов и скутеров. Простенькие BFC Lynette и Stafette просто не смогли выдержать конкуренцию с ними. Сегодня можно прямо заявить, что конструкции всех моделей датских мопедов были далеки от совершенства. Но все же они сыграли важную роль, обеспечив граждан своей страны доступной мототехникой в 50-х – начале 60-х годов. Скажу больше, многим очень полюбилась эта непритязательная и простая в обслуживании техника.

Об этом можно судить, если зайти на датские сайты продажи ретро-аппаратов. Здесь вы найдете немало предложений о реализации BFC Lynette и Stafette выпуска 1955/1961 годов. Часто они сохранены заботливыми владельцами в прекрасном состоянии (конечно, попадаются и убитые экземпляры), некоторые даже отреставрированы с сохранением первоначального окраса. Цены на них колеблются в пределах 1000 датских крон (примерно 13 000 рублей). Lynette оцениваются чуть дороже, а более простые Stafette – на 50-100 крон дешевле.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....