Датские мопеды из 50-х: BFC Lynette и Stafette
Вторая половина 40-х сделала востребованными не только конструкции миниатюрных легковых автомобилей. Параллельно развивался и выпуск легкой мотоциклетной техники. Причем такая тенденция касалась всех европейских стран, в том числе, и развитых в техническом отношении.
Если в СССР незаменимым помощником стал М1М, а у восточных немцев чуть позже появился популярный «Симсон», то у чехов эту нишу заняли мотороллеры и мопеды от компаний «Ява» или «Чезета». В то же время, западные страны континента тоже обратились в сторону легких мотоциклов и мопедов.
Во Франции в этом качестве выступали компании Motobecane и Velosolex. Они прекрасно насытили внутренний рынок незатейливыми конструкциями, некоторые из них даже отправлялись на экспорт в ближайшие государства. Решили не отставать и в маленькой Дании. Здесь организовали компанию по сборке мопедов, которая в последующие десятилетия выпустила ряд моделей мотовелосипедов и более серьезной техники.
Если Дания хорошо известна в футбольном мире, а недавно заявила о себе и в хоккее, то в техническом отношении ее сложно назвать слишком продвинутой. А ведь еще на заре ХХ века могло казаться, что это государство продвинется в автомобильном производстве не хуже, чем, к примеру, та же Франция. Но уже через 10-15 лет стало ясно, что чуда не случится.
Появившаяся в начале прошлого века компания Brems просуществовала всего семь лет. За это время на ее мощностях успели собрать всего лишь восемь экземпляров автомобиля Type A. После этого все попросту сошло на нет.
В 50-х в этой стране попытались наладить и мотоциклетную промышленность. Отчасти это получилось, и в течение ряда лет на местный рынок поставлялись легкие конструкции от местного производителя BFC.
Если первый из них (и по классу, и по внешнему виду) сильно напоминал нашу 2-скоростную «Ригу», то второй оказался ближе к облегченному ЗИФ. Также, как и в нашей стране, в 4,5-миллионной Дании нашлось немало желающих приобрести простые и доступные по цене аппараты.
Хотя эта модель и появилась немного раньше, но в техническом оснащении все же занимала более низкую позицию. Этот мопед понравился простотой конструкции, которой и обслуживать, и управлять мог даже подросток. Многие молодые датчане тех лет как раз и начинали свое путешествие в мир двухколесной техники с такого аппарата.
Родители готовы были обеспечить своих подросших детей относительно безопасным транспортом. Тем более, что управлять им разрешалось без оформления прав и открытия категории. Вот некоторые характеристики мопеда:
✅ передняя вилка трапециевидной формы
✅ жесткая задняя подвеска
✅ закрытая трубчатая рама
✅ вес – 33 кг
Как можете сами видеть, конструкция рамы и подвески, действительно, очень близки к нашему «дырчику». Это и не удивительно, ведь все европейские производители мотоциклетной техники в середине того десятилетия находились примерно на одном уровне технической эволюции. То же можно сказать и о силовом агрегате и его показателях. Ниже можно познакомиться с основными из них:
✅ 1-цилиндровый
✅ 2-тактный
✅ диаметр поршня – 38 мм
✅ длина хода – 37 мм
✅ рабочий объем – 42 куб. см
✅ максимальная мощность – 0,8 л. с
Также двигатель имел степень сжатия: 6,2:1. В его конструкции применили обратную промывку. Электрооборудование на борту имело следующие показатели: 6 В / 6,5 Вт. Тормозная система мотовелосипеда оказалась смешанной. Если на переднем колесе применили барабанный тормоз, то заднее компоновали ступичной конструкцией.
В трансмиссии Stafette использовано клиноременное сцепление, шестерня и шкив мотор-редуктора. Натяжение приводной цепи предусмотрено в кривошипе. Для педального привода имеется отдельная цепь с другой стороны мопеда. Для такого скромного объема двигатель имел неплохие показатели, хотя ожидать от него особой тяги, конечно же, не приходилось. Из находившегося в хорошем техническом состоянии аппарата можно было выжать максимальную скорость до 35 км/ч. BFC Lynette, который появился чуть позже, оказался с более серьезными характеристиками, в чем вы сможете убедиться чуть ниже.
Lynette считался уже более зрелым мопедом, с некоторыми чертами «взрослого» мотоцикла. Это отражалось во внешнем дизайне, более мощной раме и солидных очертаниях бензобака. Конструкция оказалась более популярной, чем его предшественник, поэтому получила ряд модификаций. Они отличались по некоторым внешним особенностям, общему весу и мощности 50-кубового мотора.
Сначала обратим внимание на Lynette Model 91. Он выпускался с 1961 года. Модель имела трубчатую раму, изготовленную из гладкотянутых бесшовных стальных труб. Мопед оснащен поворотной передней вилкой со встроенным фонарем и звуковым сигналом.
Для придания солидного и популярного в тот период внешнего вида, он получил сразу несколько хромированных деталей: выхлопную трубу и диски. Это сделало его дизайн подходящим даже для требовательных клиентов. Легкий мотоцикл выпускался только в коньячном цвете, получив мощную стояночную подножку и багажник с пружинным зажимом. Вот его другие особенности и показатели:
✅ бензобак на 5,5 литров
✅ мощная система освещения 6 В / 17 Вт
✅ максимальная скорость – 42 км/ч
Силовой агрегат Lynette тоже оказался с на порядок более высокими показателями, чем у предыдущего «дырчика». Конечно, об этом можно судить, даже просто бросив мимолетный сравнительный взгляд на каждую из моделей. Но, думаю, лучше всего все-таки обратиться к характеристикам мотора:
✅ двухступенчатый двигатель BFC с кикстартером
✅ дисковое сцепление
✅ впускной глушитель
✅ рабочий объем – 49 куб. см
✅ мощность – 0,8/1 л. с
Имелась также модификация 149 с большим весом, но слегка уменьшенной мощностью. Основным ее отличием являлась общая цепь с приводом от двигателя: педальный механизм встроен в коробку передач. Вот другие характеристики мопедов (в скобках – отличия модификации 149):
✅ центральная трубчатая рама
✅ бак встроен в раму
✅ телескопическая вилка переднего колеса
✅ жесткая подвеска заднего колеса
✅ вес – 35 (38) кг
✅ задний ступичный (педальный) тормоз
В обеих модификациях спереди применены тормоза барабанного типа и многодисковое сцепление. Головку блока цилиндров также в обоих случаях изготовили из сплава легких металлов. Размер переднего и заднего колес идентичен: 1/8х24".
В середине 60-х Европа столкнулась с массовой экспансией японских мопедов и скутеров. Простенькие BFC Lynette и Stafette просто не смогли выдержать конкуренцию с ними. Сегодня можно прямо заявить, что конструкции всех моделей датских мопедов были далеки от совершенства. Но все же они сыграли важную роль, обеспечив граждан своей страны доступной мототехникой в 50-х – начале 60-х годов. Скажу больше, многим очень полюбилась эта непритязательная и простая в обслуживании техника.
Об этом можно судить, если зайти на датские сайты продажи ретро-аппаратов. Здесь вы найдете немало предложений о реализации BFC Lynette и Stafette выпуска 1955/1961 годов. Часто они сохранены заботливыми владельцами в прекрасном состоянии (конечно, попадаются и убитые экземпляры), некоторые даже отреставрированы с сохранением первоначального окраса. Цены на них колеблются в пределах 1000 датских крон (примерно 13 000 рублей). Lynette оцениваются чуть дороже, а более простые Stafette – на 50-100 крон дешевле.
Если в СССР незаменимым помощником стал М1М, а у восточных немцев чуть позже появился популярный «Симсон», то у чехов эту нишу заняли мотороллеры и мопеды от компаний «Ява» или «Чезета». В то же время, западные страны континента тоже обратились в сторону легких мотоциклов и мопедов.
BFC Stafette – классический легкий мопед. Фото: youtube.com
Во Франции в этом качестве выступали компании Motobecane и Velosolex. Они прекрасно насытили внутренний рынок незатейливыми конструкциями, некоторые из них даже отправлялись на экспорт в ближайшие государства. Решили не отставать и в маленькой Дании. Здесь организовали компанию по сборке мопедов, которая в последующие десятилетия выпустила ряд моделей мотовелосипедов и более серьезной техники.
Мотоциклетное производство в самой маленькой стране викингов
Если Дания хорошо известна в футбольном мире, а недавно заявила о себе и в хоккее, то в техническом отношении ее сложно назвать слишком продвинутой. А ведь еще на заре ХХ века могло казаться, что это государство продвинется в автомобильном производстве не хуже, чем, к примеру, та же Франция. Но уже через 10-15 лет стало ясно, что чуда не случится.
Появившаяся в начале прошлого века компания Brems просуществовала всего семь лет. За это время на ее мощностях успели собрать всего лишь восемь экземпляров автомобиля Type A. После этого все попросту сошло на нет.
В 50-х в этой стране попытались наладить и мотоциклетную промышленность. Отчасти это получилось, и в течение ряда лет на местный рынок поставлялись легкие конструкции от местного производителя BFC.
В середине 50-х датская мотоциклетная компания представила на рынок несколько мопедов. Наиболее популярными из них стали BFC Lynette и Stafette.
Если первый из них (и по классу, и по внешнему виду) сильно напоминал нашу 2-скоростную «Ригу», то второй оказался ближе к облегченному ЗИФ. Также, как и в нашей стране, в 4,5-миллионной Дании нашлось немало желающих приобрести простые и доступные по цене аппараты.
BFC Stafette – младший из братьев
Хотя эта модель и появилась немного раньше, но в техническом оснащении все же занимала более низкую позицию. Этот мопед понравился простотой конструкции, которой и обслуживать, и управлять мог даже подросток. Многие молодые датчане тех лет как раз и начинали свое путешествие в мир двухколесной техники с такого аппарата.
Stafette имел две цепи: моторную и педальную. Фото: youtube.com
Родители готовы были обеспечить своих подросших детей относительно безопасным транспортом. Тем более, что управлять им разрешалось без оформления прав и открытия категории. Вот некоторые характеристики мопеда:
✅ передняя вилка трапециевидной формы
✅ жесткая задняя подвеска
✅ закрытая трубчатая рама
✅ вес – 33 кг
Как можете сами видеть, конструкция рамы и подвески, действительно, очень близки к нашему «дырчику». Это и не удивительно, ведь все европейские производители мотоциклетной техники в середине того десятилетия находились примерно на одном уровне технической эволюции. То же можно сказать и о силовом агрегате и его показателях. Ниже можно познакомиться с основными из них:
✅ 1-цилиндровый
✅ 2-тактный
✅ диаметр поршня – 38 мм
✅ длина хода – 37 мм
✅ рабочий объем – 42 куб. см
✅ максимальная мощность – 0,8 л. с
Также двигатель имел степень сжатия: 6,2:1. В его конструкции применили обратную промывку. Электрооборудование на борту имело следующие показатели: 6 В / 6,5 Вт. Тормозная система мотовелосипеда оказалась смешанной. Если на переднем колесе применили барабанный тормоз, то заднее компоновали ступичной конструкцией.
BFC Lynette выглядел гораздо солиднее. Фото: youtube.com
В трансмиссии Stafette использовано клиноременное сцепление, шестерня и шкив мотор-редуктора. Натяжение приводной цепи предусмотрено в кривошипе. Для педального привода имеется отдельная цепь с другой стороны мопеда. Для такого скромного объема двигатель имел неплохие показатели, хотя ожидать от него особой тяги, конечно же, не приходилось. Из находившегося в хорошем техническом состоянии аппарата можно было выжать максимальную скорость до 35 км/ч. BFC Lynette, который появился чуть позже, оказался с более серьезными характеристиками, в чем вы сможете убедиться чуть ниже.
BFC Lynette, выпуск которого продолжился и в начале 60-х
Lynette считался уже более зрелым мопедом, с некоторыми чертами «взрослого» мотоцикла. Это отражалось во внешнем дизайне, более мощной раме и солидных очертаниях бензобака. Конструкция оказалась более популярной, чем его предшественник, поэтому получила ряд модификаций. Они отличались по некоторым внешним особенностям, общему весу и мощности 50-кубового мотора.
Сначала обратим внимание на Lynette Model 91. Он выпускался с 1961 года. Модель имела трубчатую раму, изготовленную из гладкотянутых бесшовных стальных труб. Мопед оснащен поворотной передней вилкой со встроенным фонарем и звуковым сигналом.
Стильный хром в выхлопной и дисках Lynette. Фото: youtube.com
Для придания солидного и популярного в тот период внешнего вида, он получил сразу несколько хромированных деталей: выхлопную трубу и диски. Это сделало его дизайн подходящим даже для требовательных клиентов. Легкий мотоцикл выпускался только в коньячном цвете, получив мощную стояночную подножку и багажник с пружинным зажимом. Вот его другие особенности и показатели:
✅ бензобак на 5,5 литров
✅ мощная система освещения 6 В / 17 Вт
✅ максимальная скорость – 42 км/ч
Силовой агрегат Lynette тоже оказался с на порядок более высокими показателями, чем у предыдущего «дырчика». Конечно, об этом можно судить, даже просто бросив мимолетный сравнительный взгляд на каждую из моделей. Но, думаю, лучше всего все-таки обратиться к характеристикам мотора:
✅ двухступенчатый двигатель BFC с кикстартером
✅ дисковое сцепление
✅ впускной глушитель
✅ рабочий объем – 49 куб. см
✅ мощность – 0,8/1 л. с
Имелась также модификация 149 с большим весом, но слегка уменьшенной мощностью. Основным ее отличием являлась общая цепь с приводом от двигателя: педальный механизм встроен в коробку передач. Вот другие характеристики мопедов (в скобках – отличия модификации 149):
✅ центральная трубчатая рама
✅ бак встроен в раму
✅ телескопическая вилка переднего колеса
✅ жесткая подвеска заднего колеса
✅ вес – 35 (38) кг
✅ задний ступичный (педальный) тормоз
В обеих модификациях спереди применены тормоза барабанного типа и многодисковое сцепление. Головку блока цилиндров также в обоих случаях изготовили из сплава легких металлов. Размер переднего и заднего колес идентичен: 1/8х24".
Причины прекращения производства
В середине 60-х Европа столкнулась с массовой экспансией японских мопедов и скутеров. Простенькие BFC Lynette и Stafette просто не смогли выдержать конкуренцию с ними. Сегодня можно прямо заявить, что конструкции всех моделей датских мопедов были далеки от совершенства. Но все же они сыграли важную роль, обеспечив граждан своей страны доступной мототехникой в 50-х – начале 60-х годов. Скажу больше, многим очень полюбилась эта непритязательная и простая в обслуживании техника.
49-кубовый двигатель BFC Lynette. Фото: youtube.com
Об этом можно судить, если зайти на датские сайты продажи ретро-аппаратов. Здесь вы найдете немало предложений о реализации BFC Lynette и Stafette выпуска 1955/1961 годов. Часто они сохранены заботливыми владельцами в прекрасном состоянии (конечно, попадаются и убитые экземпляры), некоторые даже отреставрированы с сохранением первоначального окраса. Цены на них колеблются в пределах 1000 датских крон (примерно 13 000 рублей). Lynette оцениваются чуть дороже, а более простые Stafette – на 50-100 крон дешевле.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Узкоколейкам – достойную эксплуатацию
Удобная железная мини-дорога может служить не только забавой для детей. В ролике на канале Everything Old & Vintage этот вид транспорта выполняет...