
Гоночная Tatra 605 – серебряный призер заезда 1957 года в Пршерове
В социалистический период основное соперничество на гоночных трассах происходило между советскими, восточногерманскими и чехословацкими спортсменами. Изредка к ним присоединялись и представители Польской Народной Республики. Причина подобной гегемонии находилась на поверхности – это техническое преимущество названных стран над другими коллегами из Восточного блока.
И хотя у нас создавались такие конструкции как «Эстония», чехи не отставали со своим Metalex (укомплектованным «вазовским» двигателем) и другими моделями. Tatra 607 Monopost также на протяжении многих лет была самым известным гоночным автомобилем из бывшей Чехословакии.
Tatra 605 снова вышла на старт. Фото: youtube.com
Однако сегодня уже мало кто знает, что выпускалась и производная двухцилиндровая Tatra 605, в первую очередь предназначенная для обучения начинающих гонщиков. Намерение имелось перспективное, вот только техника оказалась не очень подходящей, поэтому «шестьсот пятерка» незаметно исчезла. Но не навсегда. Один из двух готовых оригиналов (стартовый номер 49) вошел в состав коллекции Технического музея в Копрживнице, а другой (номер 23) совсем недавно находился на реконструкции.
Интересно, что изначально планировалось и сборка третьего экземпляра. Вот только ко времени реализации проекта уже пришло понимание несоответствия гоночной техники имеющимся требованием. Поэтому создание нового образца оборвалось на полпути. Сегодня, когда стала популярна тема возрождения ретро-техники, пришло и его время.
Так, на базе неоконченного шасси (по оригинальной документации), под руководством Я. Ветвички создан новый кузов современной Tatra 605. Доктор медицинских наук Ярослав Ветвичка – главный врач Центра медицинской помощи спортивной команды Чешской Республики. Также он является заядлым гонщиком и коллекционером старинных автомобилей.
Вернувшись к истории создания, отметим, что появившееся на пару с гоночно-учебными экземплярами, комплектное шасси путешествовало от Tatra до Свазарма. Оно поменяло ряд владельцев пока, наконец, не превратилось в полноценный гоночный ретромобиль. Теперь реконструированный экземпляр имеет кузов в оригинальном стиле, а его владелец участвует в выставках и гонках исторических конструкций.
Вдоль защитных сооружений. Фото: youtube.com
В 2019 году «Брненское возрождение» повторилось, но к нему добавилась и гонка Ecce Homo, чемпионат Европы по восхождению на холмы в Штернберке. Благодаря водителю и его коллегам посетители этих мероприятий снова увидели Tatra 605 в движении.
Представить лучшим образом на трассе автомобиль, рожденный из доступных серийных деталей, было непросто даже в момент его создания, а тем более сейчас. Ведь стационарный двухцилиндровый двигатель, полученный от «восьмикотлового» лимузина 603 путем простого разделения цилиндров – точно не типичный гоночный вариант. Думаю, самое время ненадолго вернуться на шесть с половиной десятилетий назад и вспомнить, как все начиналось.
Во второй половине 50-х европейская автомобильная промышленность уже оправилась от вынужденного застоя первой половины 40-х и сделала огромный технический скачок. Все ведущие производители континента представили целый ряд моделей с заметно улучшенными характеристиками, силовыми агрегатами и дизайном. Положительно это сказалось и на гоночной технике. Известный чехословацкий бренд внес свою лепту, представив пару успешных конструкций.
Легкая Tatra 605 уверенно проходит повороты. Фото: youtube.com
Разработка Т605 шла быстро, она появилась в 1956-м и весной следующего года уже была на старте. В случае с одноместным Т607 (помимо участия в автогонках) важной целью являлась проверка серийного двигателя Т603 для нового легкового автомобиля из Копрживнице. Также дело обстояло и с Т605 – авторам пришлось использовать серийные детали. Так появился двухцилиндровый агрегат «Татра 910», который применялся в ряде конструкций:
✅ привод гоночной техники
✅ рядный двигатель для привода различной стационарной техники
✅ стартер для запуска больших дизелей
Такой подход позволил в максимально сжатые сроки представить готовый автомобиль. Очень скоро он оказался на гоночной трассе, а у инженеров появилась возможность проверить и испытать концепцию на практике. Ну, и, конечно же, оценить ее сильные и слабые стороны.
Уже на тренировке у автомобиля проявились проблемы со смазкой двух цилиндров. По этой причине пришлось вступать в гонку с последнего десятого места. После шести кругов Алоис обогнал всех соперников, лидируя в заезде все девять кругов. Но на последнем его обогнал самый быстрый соперник Ярослав Брокеш (его конструкция BT 750 оснащалась двухцилиндровым оппозитным двигателем от BMW). Поэтому Марк финишировал только вторым, что тоже оказалось прекрасным результатом для дебюта.
Tatra 605 легко разгоняется почти до полторы сотни. Фото: youtube.com
Гоночные автомобили Т605 и Т607 блистали затем на торжествах по случаю 60-летия производства автомобилей в Копрживнице (1957 год), а вот их спортивная слава быстро сошла на нет. Все дело в том, что два цилиндра от лимузина означали всего лишь 635 куб. см. В то же время класс, в котором они выступали – до 750 «кубиков». Это означало только одно – баварцы с двигателями, объемом на сто пунктов выше (соответственно, и более мощными), всегда одерживали верх.
В Копрживнице вскоре поняли, что зашли в тупик. Тогда же завершился и выпуск Monoposty T607, когда завод перешел на соревнования гоночных и туристических автомобилей. Это делалось с целью продвижения лимузина Tatra 603 и открыло новую главу в спортивной истории предприятия. А мы вернемся к нашей модели и рассмотрим характеристики ее силового агрегата.
Tatra 910 серийно выпускался для различных целей. Его концепцию адаптировали под эти потребности, поэтому двигатель имел следующие элементы:
✅ тяжелый коленчатый вал
✅ специфические подшипники
✅ особую смазку
Именно эти моменты и оказались слабым звеном, которое негативно повлияло на его гоночную эксплуатацию. Минусом стало и то, что два цилиндра от лимузиновского мотора имели объем на 115 куб. см меньше, чем позволялось правилами соревнований (и имелось у главных конкурентов). Немного спасла ситуацию установка двух итальянских карбюраторов Weber 40 и применение эжекторного охлаждения (при котором выхлопные газы увлекают поток воздуха для охлаждения двигателя без необходимости установки вентилятора). Вот другие характеристики Tatra 605:
✅ мощность двигателя – 55 л. с
✅ снаряженная масса – 340 кг
✅ максимальная скорость – б. 140 км/ч
Двухцилиндровый двигатель разместили посредине перед ведомым задним мостом, соединив с четырехступенчатой коробкой передач от легкового автомобиля Aero Minor II. Передаточные числа пришлось скорректировать для меньшего веса. Шасси представляло собой трубчатую решетчатую раму с независимо подвешенными колесами, подрессоренными продольными торсионами.
Tatra 605 обходит конкурентов. Фото: youtube.com
Реечный руль и место водителя располагались слева, поскольку по международным правилам это был двухместный спортивный автомобиль. Он должен был иметь стартер, динамо-машину и фары, а вот запаска считалась необязательной. Габариты автомобиль имел достаточно компактные:
✅ колесная база – 2070 мм
✅ длина – 3200 мм
✅ ширина – 1350 мм
В течение многих лет Tatra 605 оставалась лишь экспонатом Технического музея в Копрживнице. Все изменилось, когда она вызвала интерес коллекционеров исторических автомобилей. Сначала Ярослав Ветвичка восстановил старое шасси. Позже Пржемысл Балаж представил точную копию на основе нескольких оригинальных деталей (задняя ось), чтобы посетители Revival Brno впервые за много лет смогли увидеть две Tatra 605 вместе.
И хотя у нас создавались такие конструкции как «Эстония», чехи не отставали со своим Metalex (укомплектованным «вазовским» двигателем) и другими моделями. Tatra 607 Monopost также на протяжении многих лет была самым известным гоночным автомобилем из бывшей Чехословакии.

Однако сегодня уже мало кто знает, что выпускалась и производная двухцилиндровая Tatra 605, в первую очередь предназначенная для обучения начинающих гонщиков. Намерение имелось перспективное, вот только техника оказалась не очень подходящей, поэтому «шестьсот пятерка» незаметно исчезла. Но не навсегда. Один из двух готовых оригиналов (стартовый номер 49) вошел в состав коллекции Технического музея в Копрживнице, а другой (номер 23) совсем недавно находился на реконструкции.
«Два с половиною» автомобиля
Интересно, что изначально планировалось и сборка третьего экземпляра. Вот только ко времени реализации проекта уже пришло понимание несоответствия гоночной техники имеющимся требованием. Поэтому создание нового образца оборвалось на полпути. Сегодня, когда стала популярна тема возрождения ретро-техники, пришло и его время.
Так, на базе неоконченного шасси (по оригинальной документации), под руководством Я. Ветвички создан новый кузов современной Tatra 605. Доктор медицинских наук Ярослав Ветвичка – главный врач Центра медицинской помощи спортивной команды Чешской Республики. Также он является заядлым гонщиком и коллекционером старинных автомобилей.
Специалист занимает должность президента клуба Mercedes-Benz в Чехии, но любит и другие классические автомобили. Когда появилась возможность, он познакомил общественность с отремонтированной Tatra 605 1956 года выпуска. Она была представлена на Brno Revival 2018.
Вернувшись к истории создания, отметим, что появившееся на пару с гоночно-учебными экземплярами, комплектное шасси путешествовало от Tatra до Свазарма. Оно поменяло ряд владельцев пока, наконец, не превратилось в полноценный гоночный ретромобиль. Теперь реконструированный экземпляр имеет кузов в оригинальном стиле, а его владелец участвует в выставках и гонках исторических конструкций.

В 2019 году «Брненское возрождение» повторилось, но к нему добавилась и гонка Ecce Homo, чемпионат Европы по восхождению на холмы в Штернберке. Благодаря водителю и его коллегам посетители этих мероприятий снова увидели Tatra 605 в движении.
Представить лучшим образом на трассе автомобиль, рожденный из доступных серийных деталей, было непросто даже в момент его создания, а тем более сейчас. Ведь стационарный двухцилиндровый двигатель, полученный от «восьмикотлового» лимузина 603 путем простого разделения цилиндров – точно не типичный гоночный вариант. Думаю, самое время ненадолго вернуться на шесть с половиной десятилетий назад и вспомнить, как все начиналось.
Слишком короткая карьера
Во второй половине 50-х европейская автомобильная промышленность уже оправилась от вынужденного застоя первой половины 40-х и сделала огромный технический скачок. Все ведущие производители континента представили целый ряд моделей с заметно улучшенными характеристиками, силовыми агрегатами и дизайном. Положительно это сказалось и на гоночной технике. Известный чехословацкий бренд внес свою лепту, представив пару успешных конструкций.

Разработка Т605 шла быстро, она появилась в 1956-м и весной следующего года уже была на старте. В случае с одноместным Т607 (помимо участия в автогонках) важной целью являлась проверка серийного двигателя Т603 для нового легкового автомобиля из Копрживнице. Также дело обстояло и с Т605 – авторам пришлось использовать серийные детали. Так появился двухцилиндровый агрегат «Татра 910», который применялся в ряде конструкций:
✅ привод гоночной техники
✅ рядный двигатель для привода различной стационарной техники
✅ стартер для запуска больших дизелей
Такой подход позволил в максимально сжатые сроки представить готовый автомобиль. Очень скоро он оказался на гоночной трассе, а у инженеров появилась возможность проверить и испытать концепцию на практике. Ну, и, конечно же, оценить ее сильные и слабые стороны.
Свою яркую премьеру Tatra 605 отпраздновала в мае 1957 года на трассе Ханацке в Пршерове. Здесь за ее рулем сидел опытный гонщик Алоис Марк, поэтому все прошло отлично, несмотря на ряд сложностей.
Уже на тренировке у автомобиля проявились проблемы со смазкой двух цилиндров. По этой причине пришлось вступать в гонку с последнего десятого места. После шести кругов Алоис обогнал всех соперников, лидируя в заезде все девять кругов. Но на последнем его обогнал самый быстрый соперник Ярослав Брокеш (его конструкция BT 750 оснащалась двухцилиндровым оппозитным двигателем от BMW). Поэтому Марк финишировал только вторым, что тоже оказалось прекрасным результатом для дебюта.

Гоночные автомобили Т605 и Т607 блистали затем на торжествах по случаю 60-летия производства автомобилей в Копрживнице (1957 год), а вот их спортивная слава быстро сошла на нет. Все дело в том, что два цилиндра от лимузина означали всего лишь 635 куб. см. В то же время класс, в котором они выступали – до 750 «кубиков». Это означало только одно – баварцы с двигателями, объемом на сто пунктов выше (соответственно, и более мощными), всегда одерживали верх.
В Копрживнице вскоре поняли, что зашли в тупик. Тогда же завершился и выпуск Monoposty T607, когда завод перешел на соревнования гоночных и туристических автомобилей. Это делалось с целью продвижения лимузина Tatra 603 и открыло новую главу в спортивной истории предприятия. А мы вернемся к нашей модели и рассмотрим характеристики ее силового агрегата.
Возобновление интереса к ретро
Tatra 910 серийно выпускался для различных целей. Его концепцию адаптировали под эти потребности, поэтому двигатель имел следующие элементы:
✅ тяжелый коленчатый вал
✅ специфические подшипники
✅ особую смазку
Именно эти моменты и оказались слабым звеном, которое негативно повлияло на его гоночную эксплуатацию. Минусом стало и то, что два цилиндра от лимузиновского мотора имели объем на 115 куб. см меньше, чем позволялось правилами соревнований (и имелось у главных конкурентов). Немного спасла ситуацию установка двух итальянских карбюраторов Weber 40 и применение эжекторного охлаждения (при котором выхлопные газы увлекают поток воздуха для охлаждения двигателя без необходимости установки вентилятора). Вот другие характеристики Tatra 605:
✅ мощность двигателя – 55 л. с
✅ снаряженная масса – 340 кг
✅ максимальная скорость – б. 140 км/ч
Двухцилиндровый двигатель разместили посредине перед ведомым задним мостом, соединив с четырехступенчатой коробкой передач от легкового автомобиля Aero Minor II. Передаточные числа пришлось скорректировать для меньшего веса. Шасси представляло собой трубчатую решетчатую раму с независимо подвешенными колесами, подрессоренными продольными торсионами.

Реечный руль и место водителя располагались слева, поскольку по международным правилам это был двухместный спортивный автомобиль. Он должен был иметь стартер, динамо-машину и фары, а вот запаска считалась необязательной. Габариты автомобиль имел достаточно компактные:
✅ колесная база – 2070 мм
✅ длина – 3200 мм
✅ ширина – 1350 мм
В течение многих лет Tatra 605 оставалась лишь экспонатом Технического музея в Копрживнице. Все изменилось, когда она вызвала интерес коллекционеров исторических автомобилей. Сначала Ярослав Ветвичка восстановил старое шасси. Позже Пржемысл Балаж представил точную копию на основе нескольких оригинальных деталей (задняя ось), чтобы посетители Revival Brno впервые за много лет смогли увидеть две Tatra 605 вместе.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....