Гоночная Tatra 605 – серебряный призер заезда 1957 года в Пршерове
В социалистический период основное соперничество на гоночных трассах происходило между советскими, восточногерманскими и чехословацкими спортсменами. Изредка к ним присоединялись и представители Польской Народной Республики. Причина подобной гегемонии находилась на поверхности – это техническое преимущество названных стран над другими коллегами из Восточного блока.
И хотя у нас создавались такие конструкции как «Эстония», чехи не отставали со своим Metalex (укомплектованным «вазовским» двигателем) и другими моделями. Tatra 607 Monopost также на протяжении многих лет была самым известным гоночным автомобилем из бывшей Чехословакии.
Однако сегодня уже мало кто знает, что выпускалась и производная двухцилиндровая Tatra 605, в первую очередь предназначенная для обучения начинающих гонщиков. Намерение имелось перспективное, вот только техника оказалась не очень подходящей, поэтому «шестьсот пятерка» незаметно исчезла. Но не навсегда. Один из двух готовых оригиналов (стартовый номер 49) вошел в состав коллекции Технического музея в Копрживнице, а другой (номер 23) совсем недавно находился на реконструкции.
Интересно, что изначально планировалось и сборка третьего экземпляра. Вот только ко времени реализации проекта уже пришло понимание несоответствия гоночной техники имеющимся требованием. Поэтому создание нового образца оборвалось на полпути. Сегодня, когда стала популярна тема возрождения ретро-техники, пришло и его время.
Так, на базе неоконченного шасси (по оригинальной документации), под руководством Я. Ветвички создан новый кузов современной Tatra 605. Доктор медицинских наук Ярослав Ветвичка – главный врач Центра медицинской помощи спортивной команды Чешской Республики. Также он является заядлым гонщиком и коллекционером старинных автомобилей.
Вернувшись к истории создания, отметим, что появившееся на пару с гоночно-учебными экземплярами, комплектное шасси путешествовало от Tatra до Свазарма. Оно поменяло ряд владельцев пока, наконец, не превратилось в полноценный гоночный ретромобиль. Теперь реконструированный экземпляр имеет кузов в оригинальном стиле, а его владелец участвует в выставках и гонках исторических конструкций.
В 2019 году «Брненское возрождение» повторилось, но к нему добавилась и гонка Ecce Homo, чемпионат Европы по восхождению на холмы в Штернберке. Благодаря водителю и его коллегам посетители этих мероприятий снова увидели Tatra 605 в движении.
Представить лучшим образом на трассе автомобиль, рожденный из доступных серийных деталей, было непросто даже в момент его создания, а тем более сейчас. Ведь стационарный двухцилиндровый двигатель, полученный от «восьмикотлового» лимузина 603 путем простого разделения цилиндров – точно не типичный гоночный вариант. Думаю, самое время ненадолго вернуться на шесть с половиной десятилетий назад и вспомнить, как все начиналось.
Во второй половине 50-х европейская автомобильная промышленность уже оправилась от вынужденного застоя первой половины 40-х и сделала огромный технический скачок. Все ведущие производители континента представили целый ряд моделей с заметно улучшенными характеристиками, силовыми агрегатами и дизайном. Положительно это сказалось и на гоночной технике. Известный чехословацкий бренд внес свою лепту, представив пару успешных конструкций.
Разработка Т605 шла быстро, она появилась в 1956-м и весной следующего года уже была на старте. В случае с одноместным Т607 (помимо участия в автогонках) важной целью являлась проверка серийного двигателя Т603 для нового легкового автомобиля из Копрживнице. Также дело обстояло и с Т605 – авторам пришлось использовать серийные детали. Так появился двухцилиндровый агрегат «Татра 910», который применялся в ряде конструкций:
✅ привод гоночной техники
✅ рядный двигатель для привода различной стационарной техники
✅ стартер для запуска больших дизелей
Такой подход позволил в максимально сжатые сроки представить готовый автомобиль. Очень скоро он оказался на гоночной трассе, а у инженеров появилась возможность проверить и испытать концепцию на практике. Ну, и, конечно же, оценить ее сильные и слабые стороны.
Уже на тренировке у автомобиля проявились проблемы со смазкой двух цилиндров. По этой причине пришлось вступать в гонку с последнего десятого места. После шести кругов Алоис обогнал всех соперников, лидируя в заезде все девять кругов. Но на последнем его обогнал самый быстрый соперник Ярослав Брокеш (его конструкция BT 750 оснащалась двухцилиндровым оппозитным двигателем от BMW). Поэтому Марк финишировал только вторым, что тоже оказалось прекрасным результатом для дебюта.
Гоночные автомобили Т605 и Т607 блистали затем на торжествах по случаю 60-летия производства автомобилей в Копрживнице (1957 год), а вот их спортивная слава быстро сошла на нет. Все дело в том, что два цилиндра от лимузина означали всего лишь 635 куб. см. В то же время класс, в котором они выступали – до 750 «кубиков». Это означало только одно – баварцы с двигателями, объемом на сто пунктов выше (соответственно, и более мощными), всегда одерживали верх.
В Копрживнице вскоре поняли, что зашли в тупик. Тогда же завершился и выпуск Monoposty T607, когда завод перешел на соревнования гоночных и туристических автомобилей. Это делалось с целью продвижения лимузина Tatra 603 и открыло новую главу в спортивной истории предприятия. А мы вернемся к нашей модели и рассмотрим характеристики ее силового агрегата.
Tatra 910 серийно выпускался для различных целей. Его концепцию адаптировали под эти потребности, поэтому двигатель имел следующие элементы:
✅ тяжелый коленчатый вал
✅ специфические подшипники
✅ особую смазку
Именно эти моменты и оказались слабым звеном, которое негативно повлияло на его гоночную эксплуатацию. Минусом стало и то, что два цилиндра от лимузиновского мотора имели объем на 115 куб. см меньше, чем позволялось правилами соревнований (и имелось у главных конкурентов). Немного спасла ситуацию установка двух итальянских карбюраторов Weber 40 и применение эжекторного охлаждения (при котором выхлопные газы увлекают поток воздуха для охлаждения двигателя без необходимости установки вентилятора). Вот другие характеристики Tatra 605:
✅ мощность двигателя – 55 л. с
✅ снаряженная масса – 340 кг
✅ максимальная скорость – б. 140 км/ч
Двухцилиндровый двигатель разместили посредине перед ведомым задним мостом, соединив с четырехступенчатой коробкой передач от легкового автомобиля Aero Minor II. Передаточные числа пришлось скорректировать для меньшего веса. Шасси представляло собой трубчатую решетчатую раму с независимо подвешенными колесами, подрессоренными продольными торсионами.
Реечный руль и место водителя располагались слева, поскольку по международным правилам это был двухместный спортивный автомобиль. Он должен был иметь стартер, динамо-машину и фары, а вот запаска считалась необязательной. Габариты автомобиль имел достаточно компактные:
✅ колесная база – 2070 мм
✅ длина – 3200 мм
✅ ширина – 1350 мм
В течение многих лет Tatra 605 оставалась лишь экспонатом Технического музея в Копрживнице. Все изменилось, когда она вызвала интерес коллекционеров исторических автомобилей. Сначала Ярослав Ветвичка восстановил старое шасси. Позже Пржемысл Балаж представил точную копию на основе нескольких оригинальных деталей (задняя ось), чтобы посетители Revival Brno впервые за много лет смогли увидеть две Tatra 605 вместе.
И хотя у нас создавались такие конструкции как «Эстония», чехи не отставали со своим Metalex (укомплектованным «вазовским» двигателем) и другими моделями. Tatra 607 Monopost также на протяжении многих лет была самым известным гоночным автомобилем из бывшей Чехословакии.
Tatra 605 снова вышла на старт. Фото: youtube.com
Однако сегодня уже мало кто знает, что выпускалась и производная двухцилиндровая Tatra 605, в первую очередь предназначенная для обучения начинающих гонщиков. Намерение имелось перспективное, вот только техника оказалась не очень подходящей, поэтому «шестьсот пятерка» незаметно исчезла. Но не навсегда. Один из двух готовых оригиналов (стартовый номер 49) вошел в состав коллекции Технического музея в Копрживнице, а другой (номер 23) совсем недавно находился на реконструкции.
«Два с половиною» автомобиля
Интересно, что изначально планировалось и сборка третьего экземпляра. Вот только ко времени реализации проекта уже пришло понимание несоответствия гоночной техники имеющимся требованием. Поэтому создание нового образца оборвалось на полпути. Сегодня, когда стала популярна тема возрождения ретро-техники, пришло и его время.
Так, на базе неоконченного шасси (по оригинальной документации), под руководством Я. Ветвички создан новый кузов современной Tatra 605. Доктор медицинских наук Ярослав Ветвичка – главный врач Центра медицинской помощи спортивной команды Чешской Республики. Также он является заядлым гонщиком и коллекционером старинных автомобилей.
Специалист занимает должность президента клуба Mercedes-Benz в Чехии, но любит и другие классические автомобили. Когда появилась возможность, он познакомил общественность с отремонтированной Tatra 605 1956 года выпуска. Она была представлена на Brno Revival 2018.
Вернувшись к истории создания, отметим, что появившееся на пару с гоночно-учебными экземплярами, комплектное шасси путешествовало от Tatra до Свазарма. Оно поменяло ряд владельцев пока, наконец, не превратилось в полноценный гоночный ретромобиль. Теперь реконструированный экземпляр имеет кузов в оригинальном стиле, а его владелец участвует в выставках и гонках исторических конструкций.
Вдоль защитных сооружений. Фото: youtube.com
В 2019 году «Брненское возрождение» повторилось, но к нему добавилась и гонка Ecce Homo, чемпионат Европы по восхождению на холмы в Штернберке. Благодаря водителю и его коллегам посетители этих мероприятий снова увидели Tatra 605 в движении.
Представить лучшим образом на трассе автомобиль, рожденный из доступных серийных деталей, было непросто даже в момент его создания, а тем более сейчас. Ведь стационарный двухцилиндровый двигатель, полученный от «восьмикотлового» лимузина 603 путем простого разделения цилиндров – точно не типичный гоночный вариант. Думаю, самое время ненадолго вернуться на шесть с половиной десятилетий назад и вспомнить, как все начиналось.
Слишком короткая карьера
Во второй половине 50-х европейская автомобильная промышленность уже оправилась от вынужденного застоя первой половины 40-х и сделала огромный технический скачок. Все ведущие производители континента представили целый ряд моделей с заметно улучшенными характеристиками, силовыми агрегатами и дизайном. Положительно это сказалось и на гоночной технике. Известный чехословацкий бренд внес свою лепту, представив пару успешных конструкций.
Легкая Tatra 605 уверенно проходит повороты. Фото: youtube.com
Разработка Т605 шла быстро, она появилась в 1956-м и весной следующего года уже была на старте. В случае с одноместным Т607 (помимо участия в автогонках) важной целью являлась проверка серийного двигателя Т603 для нового легкового автомобиля из Копрживнице. Также дело обстояло и с Т605 – авторам пришлось использовать серийные детали. Так появился двухцилиндровый агрегат «Татра 910», который применялся в ряде конструкций:
✅ привод гоночной техники
✅ рядный двигатель для привода различной стационарной техники
✅ стартер для запуска больших дизелей
Такой подход позволил в максимально сжатые сроки представить готовый автомобиль. Очень скоро он оказался на гоночной трассе, а у инженеров появилась возможность проверить и испытать концепцию на практике. Ну, и, конечно же, оценить ее сильные и слабые стороны.
Свою яркую премьеру Tatra 605 отпраздновала в мае 1957 года на трассе Ханацке в Пршерове. Здесь за ее рулем сидел опытный гонщик Алоис Марк, поэтому все прошло отлично, несмотря на ряд сложностей.
Уже на тренировке у автомобиля проявились проблемы со смазкой двух цилиндров. По этой причине пришлось вступать в гонку с последнего десятого места. После шести кругов Алоис обогнал всех соперников, лидируя в заезде все девять кругов. Но на последнем его обогнал самый быстрый соперник Ярослав Брокеш (его конструкция BT 750 оснащалась двухцилиндровым оппозитным двигателем от BMW). Поэтому Марк финишировал только вторым, что тоже оказалось прекрасным результатом для дебюта.
Tatra 605 легко разгоняется почти до полторы сотни. Фото: youtube.com
Гоночные автомобили Т605 и Т607 блистали затем на торжествах по случаю 60-летия производства автомобилей в Копрживнице (1957 год), а вот их спортивная слава быстро сошла на нет. Все дело в том, что два цилиндра от лимузина означали всего лишь 635 куб. см. В то же время класс, в котором они выступали – до 750 «кубиков». Это означало только одно – баварцы с двигателями, объемом на сто пунктов выше (соответственно, и более мощными), всегда одерживали верх.
В Копрживнице вскоре поняли, что зашли в тупик. Тогда же завершился и выпуск Monoposty T607, когда завод перешел на соревнования гоночных и туристических автомобилей. Это делалось с целью продвижения лимузина Tatra 603 и открыло новую главу в спортивной истории предприятия. А мы вернемся к нашей модели и рассмотрим характеристики ее силового агрегата.
Возобновление интереса к ретро
Tatra 910 серийно выпускался для различных целей. Его концепцию адаптировали под эти потребности, поэтому двигатель имел следующие элементы:
✅ тяжелый коленчатый вал
✅ специфические подшипники
✅ особую смазку
Именно эти моменты и оказались слабым звеном, которое негативно повлияло на его гоночную эксплуатацию. Минусом стало и то, что два цилиндра от лимузиновского мотора имели объем на 115 куб. см меньше, чем позволялось правилами соревнований (и имелось у главных конкурентов). Немного спасла ситуацию установка двух итальянских карбюраторов Weber 40 и применение эжекторного охлаждения (при котором выхлопные газы увлекают поток воздуха для охлаждения двигателя без необходимости установки вентилятора). Вот другие характеристики Tatra 605:
✅ мощность двигателя – 55 л. с
✅ снаряженная масса – 340 кг
✅ максимальная скорость – б. 140 км/ч
Двухцилиндровый двигатель разместили посредине перед ведомым задним мостом, соединив с четырехступенчатой коробкой передач от легкового автомобиля Aero Minor II. Передаточные числа пришлось скорректировать для меньшего веса. Шасси представляло собой трубчатую решетчатую раму с независимо подвешенными колесами, подрессоренными продольными торсионами.
Tatra 605 обходит конкурентов. Фото: youtube.com
Реечный руль и место водителя располагались слева, поскольку по международным правилам это был двухместный спортивный автомобиль. Он должен был иметь стартер, динамо-машину и фары, а вот запаска считалась необязательной. Габариты автомобиль имел достаточно компактные:
✅ колесная база – 2070 мм
✅ длина – 3200 мм
✅ ширина – 1350 мм
В течение многих лет Tatra 605 оставалась лишь экспонатом Технического музея в Копрживнице. Все изменилось, когда она вызвала интерес коллекционеров исторических автомобилей. Сначала Ярослав Ветвичка восстановил старое шасси. Позже Пржемысл Балаж представил точную копию на основе нескольких оригинальных деталей (задняя ось), чтобы посетители Revival Brno впервые за много лет смогли увидеть две Tatra 605 вместе.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....