Velosolex – французские мопеды прошлого
Изначально на местных мощностях производили радиаторы, которые использовались в первых автомобилях (включая Delauney-Belleville) и автобусах Paris General Omnibus. После Первой мировой войны их продажи упали, и компания купила права на выпуск запатентованных карбюраторов Жуффре и Рене, дав им названия собственного предприятия – Solex.
До начала 80-х годов карбюраторы Solex использовались практически всеми европейскими производителями легковых автомобилей континентальной Европы. Но затем в промышленности начался триумфальный подъем инжекторных устройств, что послужило завершением их производства в том десятилетии. В настоящее время марка Solex принадлежит известной компании Magneti Marelli. Но параллельно развивались и другие направления.
В 1916 году Марсель Меннессон подал заявку для оформления патента на вспомогательный двигатель, расположенный в середине заднего колеса. Его предоставили бизнесмену 31 декабря 1917 года. Ровно через год он подал вторую заявку на патент, выданный 26 мая 1919-го. В данном случае имелся в виду мотоцикл с простой трубчатой рамой и сиденьем, подставками для ног и маятниковой передней подвеской.
К сожалению, эти разрешения так и не были реализованы. Лишь в начале 40-х Меннессон построил прототип мотоцикла с двигателем объемом 38 куб. см. Мощность от мотора передавалась на колесо посредством фрикционного ролика.
7 июня 1943 года новый тип транспортного средства получил официальное признание: «велосипед со вспомогательным двигателем объемом 50 куб. см или менее». Это стало началом более крупного производства. Опытный Velosolex начали собирать с 1942 года, всего произведено 700 экземпляров, которые передали заводскому персоналу для тщательных испытаний.
Окончательный вариант появился только весной 1946 года, первые Velosolex поступили в продажу уже в апреле. Они производились на заводе в Курбевуа в количестве 15 единиц в день (получив обозначение типа Velosolex 45) и продавались до августа 1953 года. Вот характеристики силовых агрегатов, которыми они компоновались:
✅ двухтактный тип
✅ рабочий объем – 45 куб. см
✅ мощность – 0,4 л. с при 2000 об/мин
Вместе с маховиком коленчатого вала он располагался над передним колесом и приводился в движение фрикционным роликом. Топливо в карбюратор подавалось диафрагменным насосом с приводом от коленвала. Выключение связи двигателя с колесом обеспечивалось защелкой его отвода от колеса. Повторное соединение было возможно только после разблокировки этого механизма.
Орган управления декомпрессором установили, как и на опытной модели, с правой стороны руля. На Velosolex 45 искать газ как таковой – напрасное занятие, ведь обе ручки фиксированные. Так что мопед либо идет, либо нет. За одну заправку бака машина проезжала 100 км со скоростью 25 км/ч. Тем не менее, в 1946 году произошли дополнительные изменения, коснувшиеся:
✅ карбюратора
✅ глушителя
✅ головки блока цилиндров
Также заднюю вилку больше не приваривали, а прикручивали болтами, чтобы облегчить обслуживание техники. Еще в 1947 году компания обратилась к British Petroleum с просьбой произвести специальный состав, оптимизированный для двигателя Velosolex 45. Его планировалось продавать на заправочных станциях VR. Британцы разработали «Солексин», который обеспечивал правильную дозировку топлива и масла, снижая образование отходов. Состав для всех моделей завода продавался в запечатанных желтых 2-литровых канистрах (этот цвет сохранялся до 1957 года).
Руководителем отдела продаж Solex являлся Гастон Шапель, которому в 1951 году удалось поставить смесь на почти 250 бензозаправок. А к 1962 году по всей Франции (и территориям, тогда ей принадлежавшим) насчитывалось уже 1000 заправочных станций, предлагавших заправочный состав для мопедов.
Производство продолжало расти, и в 1948 году завод выпустил уже 25 000 мотоциклов. В следующем темпы взвинтили, выдав 36 000 единиц. По имевшимся оценкам, тогда в день продавалось более 100 мотовелосипедов Velosolex. Еще больше изменений произошло в 1951-м.
Регулятор сцепления теперь крепился на головке блока цилиндров и удерживался усиливающим крюком, расположенным на кронштейне руля. Для защиты юбки между задней вилкой и крылом установили сетку. Она уже использовалась раньше на прототипах с 1942 года, но при серийном производстве от нее отказались. Произошли изменения и во внешних параметрах:
✅ уменьшен диаметр колеса с 650 до 600 мм
✅ уменьшена общая высота на 8 см
✅ появилась автоматическая центровка
Также тормоза оснастили ручной регулировкой без использования инструментов, а круглые диски заменили на плоские. В октябре 1953 года компания представила первую модель, получившую обозначение Type 330. Новинка в основном предлагала модификации двигателя. Это выразилось в следующих переменах:
✅ объем увеличился до 49 куб. см
✅ мощность – до 0,5 л. с
✅ вырос крутящий момент
Последнее особенно положительно сказалось при движении по холмистой местности. Крышка воздушного фильтра закреплялась на головке блока цилиндров, а вертикальный предохранитель из листового металла защищал владельца от возможной утечки топлива. Свеча зажигания нашла свое место по диагонали от передней части головки блока цилиндров.
В следующем году Type 330 получил литой багажник. Всего у Solex имелось 50 торговых представителей, а ожидание заказанной модели составляло три месяца. Компания имела значительный успех, поэтому для удовлетворения требований клиентов, производство разделено на три завода. Это дало замечательную динамику:
✅ 1953 год – 100 000 единиц
✅ 1954 год – 157 814 мопедов
✅ 1955 год – 202 588 штук
В октябре 1955 года на Автомобильно-велосипедной выставке представили новую модель 660, измененную в основном по шасси. Трубчатая рама по-прежнему сохранила педали, заднюю вилку расширили, а всю ее правую сторону покрыли стальным кожухом. В нем скрывалось крепление центра колеса, звездочки, подножки, сама вилка и седло. Передняя фара стала частью пластиковой крышки двигателя, бак удерживался двумя полосами листового металла. Всего в 1956 году продано 228 183 единицы этой модели, в 1957 году – 261 021, а в 1958 году – 274 261 мопед.
Через два года снова появился новый тип с обозначением 1010. У него уже имелись более серьезные изменения в двигателе. Он получил новый цилиндр, поршень со слегка выпуклым днищем, полусферическую форму головки блока цилиндров, закрепленную вместе со ступицей переднего колеса выхлопную трубу и новый воздушный фильтр. Еще через полтора года в продажу поступила модель с маркировкой 1400. Единственное улучшение заключалось в том, что она имела колеса меньшего диаметра (550 мм) с баллонными шинами. Было продано 288 309 единиц.
В октябре 1959 года модель снова сменили на новый тип – 1700. Он имел автоматическое сцепление и принудительное охлаждение с помощью вентилятора, приводимого в движение фрикционным роликом. Всего продано 288 194 единицы. Чтобы удовлетворить потребности клиентов, Velosolex теперь производился на пяти заводах. В июне 1961 года представили тип S 2200. Он имел свечу зажигания посередине головки блока цилиндров, а мощность двигателя выросла до 0,7 л. с.
В 1961 году произведено 300 070, в 1963 году – 311 076, в 1964 году – 380 тысяч единиц. Для повышения производительности каркас стали делать из квадратных профилей. Новый тип S 3300, представленный в 1964 году, имел такую раму, а также задний тормозной барабан большего диаметра и прямоугольную фару.
В мае 1966 года появилась модель S 3800. Самым большим нововведением стал увеличенный крутящий момент. Однако за время ее длительного производства произошло несколько изменений. В 1969 году версия Luxe сменила цвет: вся машина стала синей или красной, дополненной крылом из нержавеющей стали. Уже в начале выпуска мопеда металлический топливный бак заменили на пластиковый, аналогичного размера и формы. Хотя позже появилась улучшенная версия 5000, именно S 3800 стал прощальной конструкцией компании, простоявшей на конвейере более 20 лет.
29 января 1974 года в возрасте 86 лет умер Феликс Гудар, отвечавший за бизнес-политику компании. Тогда же Velosolex был поглощен французским производителем автомобилей Renault. Это сделало успешного производителя частью мотоциклетного завода Motobecane и положило конец выпуску новинок 6000 и Tenor – прямых конкурентов основного производства. Type 3800 производился дальше, но продажи упали. Последним днем сборки стало 7 ноября 1988 года, а оставшиеся 100 единиц реализовали на благотворительном аукционе Les resto du coeur.
До начала 80-х годов карбюраторы Solex использовались практически всеми европейскими производителями легковых автомобилей континентальной Европы. Но затем в промышленности начался триумфальный подъем инжекторных устройств, что послужило завершением их производства в том десятилетии. В настоящее время марка Solex принадлежит известной компании Magneti Marelli. Но параллельно развивались и другие направления.
Velosolex 45 – первая модель завода. Фото: youtube.com
В 1916 году Марсель Меннессон подал заявку для оформления патента на вспомогательный двигатель, расположенный в середине заднего колеса. Его предоставили бизнесмену 31 декабря 1917 года. Ровно через год он подал вторую заявку на патент, выданный 26 мая 1919-го. В данном случае имелся в виду мотоцикл с простой трубчатой рамой и сиденьем, подставками для ног и маятниковой передней подвеской.
Реализация проекта, растянувшаяся на десятилетия
К сожалению, эти разрешения так и не были реализованы. Лишь в начале 40-х Меннессон построил прототип мотоцикла с двигателем объемом 38 куб. см. Мощность от мотора передавалась на колесо посредством фрикционного ролика.
В декабре 1940 года созданную конструкцию установили на черный велосипед с золотыми линиями «Альцион» и колесами диаметром 700 мм. Так появилась первая модель Velosolex.
7 июня 1943 года новый тип транспортного средства получил официальное признание: «велосипед со вспомогательным двигателем объемом 50 куб. см или менее». Это стало началом более крупного производства. Опытный Velosolex начали собирать с 1942 года, всего произведено 700 экземпляров, которые передали заводскому персоналу для тщательных испытаний.
Окончательный вариант появился только весной 1946 года, первые Velosolex поступили в продажу уже в апреле. Они производились на заводе в Курбевуа в количестве 15 единиц в день (получив обозначение типа Velosolex 45) и продавались до августа 1953 года. Вот характеристики силовых агрегатов, которыми они компоновались:
✅ двухтактный тип
✅ рабочий объем – 45 куб. см
✅ мощность – 0,4 л. с при 2000 об/мин
Вместе с маховиком коленчатого вала он располагался над передним колесом и приводился в движение фрикционным роликом. Топливо в карбюратор подавалось диафрагменным насосом с приводом от коленвала. Выключение связи двигателя с колесом обеспечивалось защелкой его отвода от колеса. Повторное соединение было возможно только после разблокировки этого механизма.
Компоновка «двигатель впереди» – отличительная черта марки. Фото: youtube.com
Орган управления декомпрессором установили, как и на опытной модели, с правой стороны руля. На Velosolex 45 искать газ как таковой – напрасное занятие, ведь обе ручки фиксированные. Так что мопед либо идет, либо нет. За одну заправку бака машина проезжала 100 км со скоростью 25 км/ч. Тем не менее, в 1946 году произошли дополнительные изменения, коснувшиеся:
✅ карбюратора
✅ глушителя
✅ головки блока цилиндров
Также заднюю вилку больше не приваривали, а прикручивали болтами, чтобы облегчить обслуживание техники. Еще в 1947 году компания обратилась к British Petroleum с просьбой произвести специальный состав, оптимизированный для двигателя Velosolex 45. Его планировалось продавать на заправочных станциях VR. Британцы разработали «Солексин», который обеспечивал правильную дозировку топлива и масла, снижая образование отходов. Состав для всех моделей завода продавался в запечатанных желтых 2-литровых канистрах (этот цвет сохранялся до 1957 года).
Расширение сети и наращивание производства
Руководителем отдела продаж Solex являлся Гастон Шапель, которому в 1951 году удалось поставить смесь на почти 250 бензозаправок. А к 1962 году по всей Франции (и территориям, тогда ей принадлежавшим) насчитывалось уже 1000 заправочных станций, предлагавших заправочный состав для мопедов.
Модели с маленькими колесами пользовались популярностью у дам. Фото: youtube.com
Производство продолжало расти, и в 1948 году завод выпустил уже 25 000 мотоциклов. В следующем темпы взвинтили, выдав 36 000 единиц. По имевшимся оценкам, тогда в день продавалось более 100 мотовелосипедов Velosolex. Еще больше изменений произошло в 1951-м.
Регулятор сцепления теперь крепился на головке блока цилиндров и удерживался усиливающим крюком, расположенным на кронштейне руля. Для защиты юбки между задней вилкой и крылом установили сетку. Она уже использовалась раньше на прототипах с 1942 года, но при серийном производстве от нее отказались. Произошли изменения и во внешних параметрах:
✅ уменьшен диаметр колеса с 650 до 600 мм
✅ уменьшена общая высота на 8 см
✅ появилась автоматическая центровка
Также тормоза оснастили ручной регулировкой без использования инструментов, а круглые диски заменили на плоские. В октябре 1953 года компания представила первую модель, получившую обозначение Type 330. Новинка в основном предлагала модификации двигателя. Это выразилось в следующих переменах:
✅ объем увеличился до 49 куб. см
✅ мощность – до 0,5 л. с
✅ вырос крутящий момент
Последнее особенно положительно сказалось при движении по холмистой местности. Крышка воздушного фильтра закреплялась на головке блока цилиндров, а вертикальный предохранитель из листового металла защищал владельца от возможной утечки топлива. Свеча зажигания нашла свое место по диагонали от передней части головки блока цилиндров.
Популярность и сотни тысяч мопедов в год
В следующем году Type 330 получил литой багажник. Всего у Solex имелось 50 торговых представителей, а ожидание заказанной модели составляло три месяца. Компания имела значительный успех, поэтому для удовлетворения требований клиентов, производство разделено на три завода. Это дало замечательную динамику:
✅ 1953 год – 100 000 единиц
✅ 1954 год – 157 814 мопедов
✅ 1955 год – 202 588 штук
В октябре 1955 года на Автомобильно-велосипедной выставке представили новую модель 660, измененную в основном по шасси. Трубчатая рама по-прежнему сохранила педали, заднюю вилку расширили, а всю ее правую сторону покрыли стальным кожухом. В нем скрывалось крепление центра колеса, звездочки, подножки, сама вилка и седло. Передняя фара стала частью пластиковой крышки двигателя, бак удерживался двумя полосами листового металла. Всего в 1956 году продано 228 183 единицы этой модели, в 1957 году – 261 021, а в 1958 году – 274 261 мопед.
Через два года снова появился новый тип с обозначением 1010. У него уже имелись более серьезные изменения в двигателе. Он получил новый цилиндр, поршень со слегка выпуклым днищем, полусферическую форму головки блока цилиндров, закрепленную вместе со ступицей переднего колеса выхлопную трубу и новый воздушный фильтр. Еще через полтора года в продажу поступила модель с маркировкой 1400. Единственное улучшение заключалось в том, что она имела колеса меньшего диаметра (550 мм) с баллонными шинами. Было продано 288 309 единиц.
Мощная рама и багажник – еще один плюс мотовелосипедов Velosolex. Фото: youtube.com
В октябре 1959 года модель снова сменили на новый тип – 1700. Он имел автоматическое сцепление и принудительное охлаждение с помощью вентилятора, приводимого в движение фрикционным роликом. Всего продано 288 194 единицы. Чтобы удовлетворить потребности клиентов, Velosolex теперь производился на пяти заводах. В июне 1961 года представили тип S 2200. Он имел свечу зажигания посередине головки блока цилиндров, а мощность двигателя выросла до 0,7 л. с.
В 1961 году произведено 300 070, в 1963 году – 311 076, в 1964 году – 380 тысяч единиц. Для повышения производительности каркас стали делать из квадратных профилей. Новый тип S 3300, представленный в 1964 году, имел такую раму, а также задний тормозной барабан большего диаметра и прямоугольную фару.
Последняя успешная модель и завершение производства
В мае 1966 года появилась модель S 3800. Самым большим нововведением стал увеличенный крутящий момент. Однако за время ее длительного производства произошло несколько изменений. В 1969 году версия Luxe сменила цвет: вся машина стала синей или красной, дополненной крылом из нержавеющей стали. Уже в начале выпуска мопеда металлический топливный бак заменили на пластиковый, аналогичного размера и формы. Хотя позже появилась улучшенная версия 5000, именно S 3800 стал прощальной конструкцией компании, простоявшей на конвейере более 20 лет.
Силовой агрегат Velosolex 3800. Фото: youtube.com
29 января 1974 года в возрасте 86 лет умер Феликс Гудар, отвечавший за бизнес-политику компании. Тогда же Velosolex был поглощен французским производителем автомобилей Renault. Это сделало успешного производителя частью мотоциклетного завода Motobecane и положило конец выпуску новинок 6000 и Tenor – прямых конкурентов основного производства. Type 3800 производился дальше, но продажи упали. Последним днем сборки стало 7 ноября 1988 года, а оставшиеся 100 единиц реализовали на благотворительном аукционе Les resto du coeur.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...