
ГАЗ-А-Аэро: такой аэродинамики у современных машин нет
В 1930-е годы стране, пережившей революцию, гражданскую войну и активно поднимающей производство, сельское хозяйство, было как-то не до автоспорта. Тем более удивительно, что в это время появляется машина с обтекаемыми формами, созданная на базе ГАЗ-А, который мало подходил для подобных целей.
Речь идет о разработанном в 1934-м году инженером Алексеем Никитиным автомобиле с необычными формами. В ту эпоху за рубежом активно строили спорткары, развивавшие на гоночных трассах скорость до 110 км/ч. Этому способствовало появление мощных двигателей, совершенствование конструкций подвески, трансмиссии. Однако полученный опыт говорил о том, что дополнительно увеличить скорость можно за счет улучшения аэродинамики автомобиля, т. е. уменьшения лобового сопротивления.
Именно по этому пути и решил пойти инженер. Вместе с единомышленниками при Академии механизации и моторизации (ВАММ) он начал проектировать обтекаемый кузов. На следующем этапе были созданы модели (1:10) – всего четыре варианта. Каждый из них продували в аэродинамической трубе столичного авиаинститута (МАИ). Для сравнения результатов то же самое проделывали с серийным ГАЗ-А в кузове типа «фаэтон». Наконец, был выбран самый лучший вариант будущего спорткара.
Роль донора сыграл серийный ГАЗ-А. Фото: YouTube.com
Раму и частично подвеску новый автомобиль позаимствовал у своего донора. Также от ГАЗ-А взяли силовой агрегат, который впоследствии форсировали, установив ГБЦ из алюминия и увеличив степень сжатия. В итоге доработок мощность мотора выросла до 48 «лошадей» (у донора – 39 л. с.). Что касается кузова, то Никитин представлял себе его идеальный вариант в форме капли. Из этих соображений он и исходил. Для изготовления спорткара ГАЗ-А полностью «раздели», оставив голую раму и движок.
Машина действительно напоминала каплю. Фото: YouTube.com
Новый кузов представлял собой деревянный каркас, обшитый листами из стали. Лобовое стекло отклонили назад на 45°, задние колеса прикрыли обтекателями, переднюю оптику «утопили» в крылья. Даже замки капота убрали внутрь, а подножки «замаскировали» дверями. Общая длина ГАЗ-А-Аэро достигла 4,97 м, ширина осталась, как у донора. А вот масса оказалась больше на 70 кг – 1270 кг. Однако в случае организации крупномасштабного производства предполагалось снизить этот показатель до 1170 кг.
Первые же заезды показали – машина оправдала ожидания конструкторов. Коэффициент аэродинамического сопротивления новинки составил рекордную (даже для нынешнего времени) цифру 0,2. У ГАЗ-А этот параметр равен 0,48, а у современной «Гранты» – 0,367. Были и другие положительные результаты – например, расход горючего. В городе, правда, машина показала экономию в 3 %, зато на трассе – 12 %. Максимальная скорость с доработанным двигателем достигла 106 км/ч. У серийного автомобиля этот показатель не превышал 96 км/ч.
Обтекаемые формы гарантируют лучшие технические характеристики. Фото: YouTube.com
Набор 70 км/ч при старте с места у ГАЗ-А-Аэро занимал 27,5 сек., донора – 35,5 сек. Машина с кузовом в форме почти капли показывала лучшие параметры и в случае сильного ветра. При скоростной езде у фаэтона срывались потоки воздуха с лобового стекла, что создавало сильный шум. У ГАЗ-А-Аэро таких проблем не было.
Позже Никитин признавал: используя в качестве донора ГАЗ-А, он пошел по сложному пути. Для достижения лучших результатов нужна другая основа, ходовая часть. Но все-таки даже из этой «заготовки» инженеру удалось вытянуть максимум.
После завершений испытаний машину для продолжения исследований в области аэродинамики передали в общество «Автодор». Дальше следы уникальной техники теряются. Создатель машины с обтекаемыми формами был поощрен Центральным Советом организации, которая подарила конструктору «Форд»: он, правда, требовал небольшого ремонта. На исследования, связанные с обтекаемостью, выделили 2 тыс. руб. Сам Никитин, вплоть до начала войны, продолжал изучать аэродинамику теоретически, используя зарубежную литературу и полученный практический опыт.
Речь идет о разработанном в 1934-м году инженером Алексеем Никитиным автомобиле с необычными формами. В ту эпоху за рубежом активно строили спорткары, развивавшие на гоночных трассах скорость до 110 км/ч. Этому способствовало появление мощных двигателей, совершенствование конструкций подвески, трансмиссии. Однако полученный опыт говорил о том, что дополнительно увеличить скорость можно за счет улучшения аэродинамики автомобиля, т. е. уменьшения лобового сопротивления.
О конструкции ГАЗ-А-Аэро
Именно по этому пути и решил пойти инженер. Вместе с единомышленниками при Академии механизации и моторизации (ВАММ) он начал проектировать обтекаемый кузов. На следующем этапе были созданы модели (1:10) – всего четыре варианта. Каждый из них продували в аэродинамической трубе столичного авиаинститута (МАИ). Для сравнения результатов то же самое проделывали с серийным ГАЗ-А в кузове типа «фаэтон». Наконец, был выбран самый лучший вариант будущего спорткара.

Раму и частично подвеску новый автомобиль позаимствовал у своего донора. Также от ГАЗ-А взяли силовой агрегат, который впоследствии форсировали, установив ГБЦ из алюминия и увеличив степень сжатия. В итоге доработок мощность мотора выросла до 48 «лошадей» (у донора – 39 л. с.). Что касается кузова, то Никитин представлял себе его идеальный вариант в форме капли. Из этих соображений он и исходил. Для изготовления спорткара ГАЗ-А полностью «раздели», оставив голую раму и движок.

Новый кузов представлял собой деревянный каркас, обшитый листами из стали. Лобовое стекло отклонили назад на 45°, задние колеса прикрыли обтекателями, переднюю оптику «утопили» в крылья. Даже замки капота убрали внутрь, а подножки «замаскировали» дверями. Общая длина ГАЗ-А-Аэро достигла 4,97 м, ширина осталась, как у донора. А вот масса оказалась больше на 70 кг – 1270 кг. Однако в случае организации крупномасштабного производства предполагалось снизить этот показатель до 1170 кг.
Испытания и их результаты
Первые же заезды показали – машина оправдала ожидания конструкторов. Коэффициент аэродинамического сопротивления новинки составил рекордную (даже для нынешнего времени) цифру 0,2. У ГАЗ-А этот параметр равен 0,48, а у современной «Гранты» – 0,367. Были и другие положительные результаты – например, расход горючего. В городе, правда, машина показала экономию в 3 %, зато на трассе – 12 %. Максимальная скорость с доработанным двигателем достигла 106 км/ч. У серийного автомобиля этот показатель не превышал 96 км/ч.

Набор 70 км/ч при старте с места у ГАЗ-А-Аэро занимал 27,5 сек., донора – 35,5 сек. Машина с кузовом в форме почти капли показывала лучшие параметры и в случае сильного ветра. При скоростной езде у фаэтона срывались потоки воздуха с лобового стекла, что создавало сильный шум. У ГАЗ-А-Аэро таких проблем не было.
В 1936-м Никитин выпустил книгу об исследовании аэродинамического сопротивления авто, основанную на собственном опыте. В издании говорилось о выборе оптимальной конфигурации кузова, что позволяло достичь большей скорости и меньшего расхода топлива.
Позже Никитин признавал: используя в качестве донора ГАЗ-А, он пошел по сложному пути. Для достижения лучших результатов нужна другая основа, ходовая часть. Но все-таки даже из этой «заготовки» инженеру удалось вытянуть максимум.
Финал
После завершений испытаний машину для продолжения исследований в области аэродинамики передали в общество «Автодор». Дальше следы уникальной техники теряются. Создатель машины с обтекаемыми формами был поощрен Центральным Советом организации, которая подарила конструктору «Форд»: он, правда, требовал небольшого ремонта. На исследования, связанные с обтекаемостью, выделили 2 тыс. руб. Сам Никитин, вплоть до начала войны, продолжал изучать аэродинамику теоретически, используя зарубежную литературу и полученный практический опыт.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....