КАвЗ – гибриды грузовиков и автобусов
Автобусы марки КАвЗ были широко распространены в СССР и на постсоветском пространстве. Далеко не все знали, как именно они назывались, для многих это был странный гибрид на базе грузовиков Горьковского автомобильного завода.
Каким образом из того же ГАЗ-52/53 делали автобус, мало кто задумывался. Далекие от пассажирских перевозок люди были уверены, что это какая-то нелепая модель Горьковского автомобильного завода.
Но это вовсе не ГАЗ, а полноценный автобус. Выпускался он в Кургане еще с 1950-х годов и не в одной модификации.
Модели КАвЗ были любимы на периферии, у вахтовиков, далеко от больших населенных пунктов и асфальтированных дорог. Автобусы отличались простотой конструкции, высокой надежностью и невероятной для современных моделей ремонтопригодностью.
Автомобилей в Советском Союзе не хватало, особенно это относится к послевоенным годам. К началу 1940-х положение стало улучшаться. Но из-за начала боевых действий СССР был отброшен назад в развитии гражданского общества. В 1945 году сложилась ситуация, когда нужно было строить разрушенную страну.
Сначала требовались грузовики, их и начали производить огромными тиражами. А вот автобусы разрабатывали уже в порядке второй очереди, хотя с ними ситуация сложилась не менее катастрофическая.
В 1957 году подписали постановление об организации производства автобусов на Курганском заводе №673, используя для этого свободные площади.
Все это прекрасно, но цехов и оборудования не имелось, приходилось все строить с нуля, а автобусы нужны было «еще вчера». Пришлось в качестве примера брать простейший ПАЗ-651А, и выпускать его на поставляемых с Горьковского автомобильного завода шасси ГАЗ-51.
Первая машина была построена в 1958 году – еще до завершения строительства цехов. Именно это время считается стартом серийного выпуска на Курганском автобусном заводе.
Первый год производство больше напоминало отверточную сборку, но скоро все изменилось. Заводчане активно заменяли детали из ПАЗ собственными, а в мае 1959 года заработал полноценный сборочный конвейер. Ничего сложного в изготовлении автобусных кузовов не было.
ПАЗ уже в 1961 году прекратил выпуск капотных пассажирских машин. Но модель в Кургане все равно носила это имя.
До 1962 года, когда капотный автобус наконец переименовали в КАвЗ, заводчане успели разработать несколько новых моделей под индексом ПАЗ:
В 1962 году появилась специальная версия, используемая в качестве геофизической лаборатории – уже КАвЗ-663.
Главной моделью Курганского автобусного завода был ПАЗ/КАвЗ-651 в различных модификациях. Его выпускали до 1973 года.
Конструкторы КАвЗ старались разрабатывать собственные модели. Этому способствовало руководство предприятия, издав в 1960 году приказ об организации опытного цеха для производства и испытаний новых образцов техники.
Там было сделано несколько уникальных машин:
Кроме того, конструкторы активно работали над созданием прицепов КАвЗ-831. Это были передвижные буфеты, кинотеатры, жилые домики и бытовки на колесах. К сожалению, ни один из этих проектов так и не реализовали – стране требовалось максимальное количество автобусов, и конвейер был полностью загружен ПАЗ/КАвЗ-651.
Естественно на Курганском заводе понимали, что с появлением семейства грузовиков ГАЗ-52/53 им рано или поздно придется осваивать новую модификацию своего автобуса. Поэтому работы были начаты еще в 1961 году, когда только стартовало серийное производство ГАЗ-53.
В 1964 году к опытному КАвЗ-685 добавился КАвЗ-986, созданный на шасси ГАЗ-52.
Работы по запуску новых моделей капотных автобусов в серию велись ровно 10 лет. От КАвЗ-986 в итоге отказались, выбрав более мощный вариант на шасси ГАЗ-53 – КАвЗ-685.
Новый капотный автобус стал настоящим долгожителем – его подвергали неоднократным модернизациям, последняя из них носила индекс 39762. Модель пережила Советский Союз и выпускалась до 2007 года.
В самом начале своего существования Курганский завод пытался создать новую модель бескапотного пассажирского автобуса. Это делалось, чтобы перейти в другую «весовую категорию» – начать выпуск городских машин.
КАвЗ-3100 Сибирь разрабатывался вместе с ЛиАЗ-677, поэтому он кажется какой-то укороченной версией одного из самых массовых советских автобусов.
Первый опытный образец появился в 1963 году, но доработать модель и выпустить партию из 29 автобусов удалось только через 12 лет.
Но Министерство автомобильной промышленности посчитало, что каждый должен заниматься своими делами, и стране не нужен укороченный ЛиАЗ под другим названием. В итоге проект КАвЗ-3100 Сибирь закрыли. Более того, «сверху» пришел приказ не заниматься глупостями, а все силы бросить на увеличение выпуска стандартных КАвЗ-685.
Зато с капотными автобусами у Курганского завода все получалось. В начале 1980-х годов предприятию пришлось осваивать модели повышенной проходимости согласно приказу Министерства автомобильной промышленности.
Транспортное средство под индексом 4947 разработали во львовском Всесоюзном конструкторско-экспериментальном институте автобусостроения. Это была машина на шасси Урал-375К, предназначенная для геологов, нефтяников и строителей, работающих в самых далеких и труднодоступных уголках Советского Союза.
Выпускать автобус планировали на Нефтекамском заводе самосвалов, но он не справился с задачей, и ее передали на КАвЗ.
Чтобы в максимально краткие сроки приступить к производству новой модели, было решено совместить кузов КАвЗ-685 с шасси Урал-375К. В итоге получился КАвЗ-49471, который выпускался до 1985 года.
Был подобный гибрид на шасси ЗИЛ-130Г-80. Его передали вместе с технической документацией Токмакскому АРЗ в 1985 году.
Уже после развала Советского Союза КАвЗ изготовил партию вахтовок по спецзаказу для Спецгазавтотранса. Модели создали на шасси Урал-4320 в 1998 году.
Но символом капотного автобуса повышенной проходимости являлись именно КАвЗ-651 и КАвЗ-685. Несмотря на то, что эти машины никогда не были полноприводными, за счет родства с ГАЗ-51 и ГАЗ-53 они имели высокий дорожный просвет. Двухскатная ошиновка тоже увеличивала проходимость.
В сельской местности эти автобусы соперничали с ПАЗиками. Но там, где не было даже гравийных дорог, в горных и пустынных районах, никакой другой серийный пассажирский транспорт не мог составить конкуренцию КАвЗу.
Часто использовали КАвЗ-685 различные предприятия для доставки своих сотрудников на загородные объекты, например, фермы.
Нелепый, но запоминающийся гибрид автобуса и грузовика КАвЗ стал одним из символов советской эпохи. Даже в начале XXI века эти машины вызывали добрые улыбки у людей, невольно вспоминающих свою молодость.
Каким образом из того же ГАЗ-52/53 делали автобус, мало кто задумывался. Далекие от пассажирских перевозок люди были уверены, что это какая-то нелепая модель Горьковского автомобильного завода.
Но это вовсе не ГАЗ, а полноценный автобус. Выпускался он в Кургане еще с 1950-х годов и не в одной модификации.
КАвЗ-651. Фото: Youtube.com
Модели КАвЗ были любимы на периферии, у вахтовиков, далеко от больших населенных пунктов и асфальтированных дорог. Автобусы отличались простотой конструкции, высокой надежностью и невероятной для современных моделей ремонтопригодностью.
История рождения завода КАвЗ
Автомобилей в Советском Союзе не хватало, особенно это относится к послевоенным годам. К началу 1940-х положение стало улучшаться. Но из-за начала боевых действий СССР был отброшен назад в развитии гражданского общества. В 1945 году сложилась ситуация, когда нужно было строить разрушенную страну.
Сначала требовались грузовики, их и начали производить огромными тиражами. А вот автобусы разрабатывали уже в порядке второй очереди, хотя с ними ситуация сложилась не менее катастрофическая.
Людям в городах как-то нужно было быстро добираться до работы, поэтому стране требовался общественный транспорт. И если в крупных населенных пунктах вопрос еще как-то постепенно решался, то в отдаленных районах и асфальта не было.
В 1957 году подписали постановление об организации производства автобусов на Курганском заводе №673, используя для этого свободные площади.
Найти такой автобус в хорошем состоянии можно разве что у коллекционеров. Фото: Youtube.com
Все это прекрасно, но цехов и оборудования не имелось, приходилось все строить с нуля, а автобусы нужны было «еще вчера». Пришлось в качестве примера брать простейший ПАЗ-651А, и выпускать его на поставляемых с Горьковского автомобильного завода шасси ГАЗ-51.
Первая машина была построена в 1958 году – еще до завершения строительства цехов. Именно это время считается стартом серийного выпуска на Курганском автобусном заводе.
ПАЗ или КАвЗ?
Первый год производство больше напоминало отверточную сборку, но скоро все изменилось. Заводчане активно заменяли детали из ПАЗ собственными, а в мае 1959 года заработал полноценный сборочный конвейер. Ничего сложного в изготовлении автобусных кузовов не было.
ПАЗ уже в 1961 году прекратил выпуск капотных пассажирских машин. Но модель в Кургане все равно носила это имя.
До 1962 года, когда капотный автобус наконец переименовали в КАвЗ, заводчане успели разработать несколько новых моделей под индексом ПАЗ:
- ? Автолавку 659
- ? Газобаллонную версию 651Ж
В 1962 году появилась специальная версия, используемая в качестве геофизической лаборатории – уже КАвЗ-663.
Очень редкий сейчас КАвЗ-663. Фото: Youtube.com
Главной моделью Курганского автобусного завода был ПАЗ/КАвЗ-651 в различных модификациях. Его выпускали до 1973 года.
Опытные модели
Конструкторы КАвЗ старались разрабатывать собственные модели. Этому способствовало руководство предприятия, издав в 1960 году приказ об организации опытного цеха для производства и испытаний новых образцов техники.
Там было сделано несколько уникальных машин:
- ? Пассажирский автобус на шасси ГАЗ-63Е
- ? КАвЗ-985 на базе ГАЗ-51А
Кроме того, конструкторы активно работали над созданием прицепов КАвЗ-831. Это были передвижные буфеты, кинотеатры, жилые домики и бытовки на колесах. К сожалению, ни один из этих проектов так и не реализовали – стране требовалось максимальное количество автобусов, и конвейер был полностью загружен ПАЗ/КАвЗ-651.
Новые модели
Естественно на Курганском заводе понимали, что с появлением семейства грузовиков ГАЗ-52/53 им рано или поздно придется осваивать новую модификацию своего автобуса. Поэтому работы были начаты еще в 1961 году, когда только стартовало серийное производство ГАЗ-53.
В 1964 году к опытному КАвЗ-685 добавился КАвЗ-986, созданный на шасси ГАЗ-52.
Сборочный конвейер Курганского автобусного завода. Фото: Youtube.com
Работы по запуску новых моделей капотных автобусов в серию велись ровно 10 лет. От КАвЗ-986 в итоге отказались, выбрав более мощный вариант на шасси ГАЗ-53 – КАвЗ-685.
Серийное производство новой модели началось в 1971 году. До этого пришлось полностью модернизировать конвейер. До 1973 года КАвЗ-685 выпускался параллельно со старой моделью КАвЗ-651.
Новый капотный автобус стал настоящим долгожителем – его подвергали неоднократным модернизациям, последняя из них носила индекс 39762. Модель пережила Советский Союз и выпускалась до 2007 года.
Курганский ЛиАЗ или бескапотный КАвЗ
В самом начале своего существования Курганский завод пытался создать новую модель бескапотного пассажирского автобуса. Это делалось, чтобы перейти в другую «весовую категорию» – начать выпуск городских машин.
КАвЗ-3100 Сибирь разрабатывался вместе с ЛиАЗ-677, поэтому он кажется какой-то укороченной версией одного из самых массовых советских автобусов.
Внешне КАвЗ-3100 Сибирь очень напоминал ЛиАЗ. Фото: Youtube.com
Первый опытный образец появился в 1963 году, но доработать модель и выпустить партию из 29 автобусов удалось только через 12 лет.
Но Министерство автомобильной промышленности посчитало, что каждый должен заниматься своими делами, и стране не нужен укороченный ЛиАЗ под другим названием. В итоге проект КАвЗ-3100 Сибирь закрыли. Более того, «сверху» пришел приказ не заниматься глупостями, а все силы бросить на увеличение выпуска стандартных КАвЗ-685.
Вахтовые автобусы
Зато с капотными автобусами у Курганского завода все получалось. В начале 1980-х годов предприятию пришлось осваивать модели повышенной проходимости согласно приказу Министерства автомобильной промышленности.
Транспортное средство под индексом 4947 разработали во львовском Всесоюзном конструкторско-экспериментальном институте автобусостроения. Это была машина на шасси Урал-375К, предназначенная для геологов, нефтяников и строителей, работающих в самых далеких и труднодоступных уголках Советского Союза.
Военный грузовик был известен своей проходимостью, соответственно, вахтовку должны были делать на его основе.
Выпускать автобус планировали на Нефтекамском заводе самосвалов, но он не справился с задачей, и ее передали на КАвЗ.
Чтобы в максимально краткие сроки приступить к производству новой модели, было решено совместить кузов КАвЗ-685 с шасси Урал-375К. В итоге получился КАвЗ-49471, который выпускался до 1985 года.
Был подобный гибрид на шасси ЗИЛ-130Г-80. Его передали вместе с технической документацией Токмакскому АРЗ в 1985 году.
Уже после развала Советского Союза КАвЗ изготовил партию вахтовок по спецзаказу для Спецгазавтотранса. Модели создали на шасси Урал-4320 в 1998 году.
Грунтовая дорога для КАвЗ не проблема! Фото: Youtube.com
Но символом капотного автобуса повышенной проходимости являлись именно КАвЗ-651 и КАвЗ-685. Несмотря на то, что эти машины никогда не были полноприводными, за счет родства с ГАЗ-51 и ГАЗ-53 они имели высокий дорожный просвет. Двухскатная ошиновка тоже увеличивала проходимость.
В сельской местности эти автобусы соперничали с ПАЗиками. Но там, где не было даже гравийных дорог, в горных и пустынных районах, никакой другой серийный пассажирский транспорт не мог составить конкуренцию КАвЗу.
Часто использовали КАвЗ-685 различные предприятия для доставки своих сотрудников на загородные объекты, например, фермы.
Нелепый, но запоминающийся гибрид автобуса и грузовика КАвЗ стал одним из символов советской эпохи. Даже в начале XXI века эти машины вызывали добрые улыбки у людей, невольно вспоминающих свою молодость.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...