КАвЗ – гибриды грузовиков и автобусов
Автобусы марки КАвЗ были широко распространены в СССР и на постсоветском пространстве. Далеко не все знали, как именно они назывались, для многих это был странный гибрид на базе грузовиков Горьковского автомобильного завода.
Каким образом из того же ГАЗ-52/53 делали автобус, мало кто задумывался. Далекие от пассажирских перевозок люди были уверены, что это какая-то нелепая модель Горьковского автомобильного завода.
Но это вовсе не ГАЗ, а полноценный автобус. Выпускался он в Кургане еще с 1950-х годов и не в одной модификации.
Модели КАвЗ были любимы на периферии, у вахтовиков, далеко от больших населенных пунктов и асфальтированных дорог. Автобусы отличались простотой конструкции, высокой надежностью и невероятной для современных моделей ремонтопригодностью.
Автомобилей в Советском Союзе не хватало, особенно это относится к послевоенным годам. К началу 1940-х положение стало улучшаться. Но из-за начала боевых действий СССР был отброшен назад в развитии гражданского общества. В 1945 году сложилась ситуация, когда нужно было строить разрушенную страну.
Сначала требовались грузовики, их и начали производить огромными тиражами. А вот автобусы разрабатывали уже в порядке второй очереди, хотя с ними ситуация сложилась не менее катастрофическая.
В 1957 году подписали постановление об организации производства автобусов на Курганском заводе №673, используя для этого свободные площади.
Все это прекрасно, но цехов и оборудования не имелось, приходилось все строить с нуля, а автобусы нужны было «еще вчера». Пришлось в качестве примера брать простейший ПАЗ-651А, и выпускать его на поставляемых с Горьковского автомобильного завода шасси ГАЗ-51.
Первая машина была построена в 1958 году – еще до завершения строительства цехов. Именно это время считается стартом серийного выпуска на Курганском автобусном заводе.
Первый год производство больше напоминало отверточную сборку, но скоро все изменилось. Заводчане активно заменяли детали из ПАЗ собственными, а в мае 1959 года заработал полноценный сборочный конвейер. Ничего сложного в изготовлении автобусных кузовов не было.
ПАЗ уже в 1961 году прекратил выпуск капотных пассажирских машин. Но модель в Кургане все равно носила это имя.
До 1962 года, когда капотный автобус наконец переименовали в КАвЗ, заводчане успели разработать несколько новых моделей под индексом ПАЗ:
В 1962 году появилась специальная версия, используемая в качестве геофизической лаборатории – уже КАвЗ-663.
Главной моделью Курганского автобусного завода был ПАЗ/КАвЗ-651 в различных модификациях. Его выпускали до 1973 года.
Конструкторы КАвЗ старались разрабатывать собственные модели. Этому способствовало руководство предприятия, издав в 1960 году приказ об организации опытного цеха для производства и испытаний новых образцов техники.
Там было сделано несколько уникальных машин:
Кроме того, конструкторы активно работали над созданием прицепов КАвЗ-831. Это были передвижные буфеты, кинотеатры, жилые домики и бытовки на колесах. К сожалению, ни один из этих проектов так и не реализовали – стране требовалось максимальное количество автобусов, и конвейер был полностью загружен ПАЗ/КАвЗ-651.
Естественно на Курганском заводе понимали, что с появлением семейства грузовиков ГАЗ-52/53 им рано или поздно придется осваивать новую модификацию своего автобуса. Поэтому работы были начаты еще в 1961 году, когда только стартовало серийное производство ГАЗ-53.
В 1964 году к опытному КАвЗ-685 добавился КАвЗ-986, созданный на шасси ГАЗ-52.
Работы по запуску новых моделей капотных автобусов в серию велись ровно 10 лет. От КАвЗ-986 в итоге отказались, выбрав более мощный вариант на шасси ГАЗ-53 – КАвЗ-685.
Новый капотный автобус стал настоящим долгожителем – его подвергали неоднократным модернизациям, последняя из них носила индекс 39762. Модель пережила Советский Союз и выпускалась до 2007 года.
В самом начале своего существования Курганский завод пытался создать новую модель бескапотного пассажирского автобуса. Это делалось, чтобы перейти в другую «весовую категорию» – начать выпуск городских машин.
КАвЗ-3100 Сибирь разрабатывался вместе с ЛиАЗ-677, поэтому он кажется какой-то укороченной версией одного из самых массовых советских автобусов.
Первый опытный образец появился в 1963 году, но доработать модель и выпустить партию из 29 автобусов удалось только через 12 лет.
Но Министерство автомобильной промышленности посчитало, что каждый должен заниматься своими делами, и стране не нужен укороченный ЛиАЗ под другим названием. В итоге проект КАвЗ-3100 Сибирь закрыли. Более того, «сверху» пришел приказ не заниматься глупостями, а все силы бросить на увеличение выпуска стандартных КАвЗ-685.
Зато с капотными автобусами у Курганского завода все получалось. В начале 1980-х годов предприятию пришлось осваивать модели повышенной проходимости согласно приказу Министерства автомобильной промышленности.
Транспортное средство под индексом 4947 разработали во львовском Всесоюзном конструкторско-экспериментальном институте автобусостроения. Это была машина на шасси Урал-375К, предназначенная для геологов, нефтяников и строителей, работающих в самых далеких и труднодоступных уголках Советского Союза.
Выпускать автобус планировали на Нефтекамском заводе самосвалов, но он не справился с задачей, и ее передали на КАвЗ.
Чтобы в максимально краткие сроки приступить к производству новой модели, было решено совместить кузов КАвЗ-685 с шасси Урал-375К. В итоге получился КАвЗ-49471, который выпускался до 1985 года.
Был подобный гибрид на шасси ЗИЛ-130Г-80. Его передали вместе с технической документацией Токмакскому АРЗ в 1985 году.
Уже после развала Советского Союза КАвЗ изготовил партию вахтовок по спецзаказу для Спецгазавтотранса. Модели создали на шасси Урал-4320 в 1998 году.
Но символом капотного автобуса повышенной проходимости являлись именно КАвЗ-651 и КАвЗ-685. Несмотря на то, что эти машины никогда не были полноприводными, за счет родства с ГАЗ-51 и ГАЗ-53 они имели высокий дорожный просвет. Двухскатная ошиновка тоже увеличивала проходимость.
В сельской местности эти автобусы соперничали с ПАЗиками. Но там, где не было даже гравийных дорог, в горных и пустынных районах, никакой другой серийный пассажирский транспорт не мог составить конкуренцию КАвЗу.
Часто использовали КАвЗ-685 различные предприятия для доставки своих сотрудников на загородные объекты, например, фермы.
Нелепый, но запоминающийся гибрид автобуса и грузовика КАвЗ стал одним из символов советской эпохи. Даже в начале XXI века эти машины вызывали добрые улыбки у людей, невольно вспоминающих свою молодость.
Каким образом из того же ГАЗ-52/53 делали автобус, мало кто задумывался. Далекие от пассажирских перевозок люди были уверены, что это какая-то нелепая модель Горьковского автомобильного завода.
Но это вовсе не ГАЗ, а полноценный автобус. Выпускался он в Кургане еще с 1950-х годов и не в одной модификации.
КАвЗ-651. Фото: Youtube.com
Модели КАвЗ были любимы на периферии, у вахтовиков, далеко от больших населенных пунктов и асфальтированных дорог. Автобусы отличались простотой конструкции, высокой надежностью и невероятной для современных моделей ремонтопригодностью.
История рождения завода КАвЗ
Автомобилей в Советском Союзе не хватало, особенно это относится к послевоенным годам. К началу 1940-х положение стало улучшаться. Но из-за начала боевых действий СССР был отброшен назад в развитии гражданского общества. В 1945 году сложилась ситуация, когда нужно было строить разрушенную страну.
Сначала требовались грузовики, их и начали производить огромными тиражами. А вот автобусы разрабатывали уже в порядке второй очереди, хотя с ними ситуация сложилась не менее катастрофическая.
Людям в городах как-то нужно было быстро добираться до работы, поэтому стране требовался общественный транспорт. И если в крупных населенных пунктах вопрос еще как-то постепенно решался, то в отдаленных районах и асфальта не было.
В 1957 году подписали постановление об организации производства автобусов на Курганском заводе №673, используя для этого свободные площади.
Найти такой автобус в хорошем состоянии можно разве что у коллекционеров. Фото: Youtube.com
Все это прекрасно, но цехов и оборудования не имелось, приходилось все строить с нуля, а автобусы нужны было «еще вчера». Пришлось в качестве примера брать простейший ПАЗ-651А, и выпускать его на поставляемых с Горьковского автомобильного завода шасси ГАЗ-51.
Первая машина была построена в 1958 году – еще до завершения строительства цехов. Именно это время считается стартом серийного выпуска на Курганском автобусном заводе.
ПАЗ или КАвЗ?
Первый год производство больше напоминало отверточную сборку, но скоро все изменилось. Заводчане активно заменяли детали из ПАЗ собственными, а в мае 1959 года заработал полноценный сборочный конвейер. Ничего сложного в изготовлении автобусных кузовов не было.
ПАЗ уже в 1961 году прекратил выпуск капотных пассажирских машин. Но модель в Кургане все равно носила это имя.
До 1962 года, когда капотный автобус наконец переименовали в КАвЗ, заводчане успели разработать несколько новых моделей под индексом ПАЗ:
- ? Автолавку 659
- ? Газобаллонную версию 651Ж
В 1962 году появилась специальная версия, используемая в качестве геофизической лаборатории – уже КАвЗ-663.
Очень редкий сейчас КАвЗ-663. Фото: Youtube.com
Главной моделью Курганского автобусного завода был ПАЗ/КАвЗ-651 в различных модификациях. Его выпускали до 1973 года.
Опытные модели
Конструкторы КАвЗ старались разрабатывать собственные модели. Этому способствовало руководство предприятия, издав в 1960 году приказ об организации опытного цеха для производства и испытаний новых образцов техники.
Там было сделано несколько уникальных машин:
- ? Пассажирский автобус на шасси ГАЗ-63Е
- ? КАвЗ-985 на базе ГАЗ-51А
Кроме того, конструкторы активно работали над созданием прицепов КАвЗ-831. Это были передвижные буфеты, кинотеатры, жилые домики и бытовки на колесах. К сожалению, ни один из этих проектов так и не реализовали – стране требовалось максимальное количество автобусов, и конвейер был полностью загружен ПАЗ/КАвЗ-651.
Новые модели
Естественно на Курганском заводе понимали, что с появлением семейства грузовиков ГАЗ-52/53 им рано или поздно придется осваивать новую модификацию своего автобуса. Поэтому работы были начаты еще в 1961 году, когда только стартовало серийное производство ГАЗ-53.
В 1964 году к опытному КАвЗ-685 добавился КАвЗ-986, созданный на шасси ГАЗ-52.
Сборочный конвейер Курганского автобусного завода. Фото: Youtube.com
Работы по запуску новых моделей капотных автобусов в серию велись ровно 10 лет. От КАвЗ-986 в итоге отказались, выбрав более мощный вариант на шасси ГАЗ-53 – КАвЗ-685.
Серийное производство новой модели началось в 1971 году. До этого пришлось полностью модернизировать конвейер. До 1973 года КАвЗ-685 выпускался параллельно со старой моделью КАвЗ-651.
Новый капотный автобус стал настоящим долгожителем – его подвергали неоднократным модернизациям, последняя из них носила индекс 39762. Модель пережила Советский Союз и выпускалась до 2007 года.
Курганский ЛиАЗ или бескапотный КАвЗ
В самом начале своего существования Курганский завод пытался создать новую модель бескапотного пассажирского автобуса. Это делалось, чтобы перейти в другую «весовую категорию» – начать выпуск городских машин.
КАвЗ-3100 Сибирь разрабатывался вместе с ЛиАЗ-677, поэтому он кажется какой-то укороченной версией одного из самых массовых советских автобусов.
Внешне КАвЗ-3100 Сибирь очень напоминал ЛиАЗ. Фото: Youtube.com
Первый опытный образец появился в 1963 году, но доработать модель и выпустить партию из 29 автобусов удалось только через 12 лет.
Но Министерство автомобильной промышленности посчитало, что каждый должен заниматься своими делами, и стране не нужен укороченный ЛиАЗ под другим названием. В итоге проект КАвЗ-3100 Сибирь закрыли. Более того, «сверху» пришел приказ не заниматься глупостями, а все силы бросить на увеличение выпуска стандартных КАвЗ-685.
Вахтовые автобусы
Зато с капотными автобусами у Курганского завода все получалось. В начале 1980-х годов предприятию пришлось осваивать модели повышенной проходимости согласно приказу Министерства автомобильной промышленности.
Транспортное средство под индексом 4947 разработали во львовском Всесоюзном конструкторско-экспериментальном институте автобусостроения. Это была машина на шасси Урал-375К, предназначенная для геологов, нефтяников и строителей, работающих в самых далеких и труднодоступных уголках Советского Союза.
Военный грузовик был известен своей проходимостью, соответственно, вахтовку должны были делать на его основе.
Выпускать автобус планировали на Нефтекамском заводе самосвалов, но он не справился с задачей, и ее передали на КАвЗ.
Чтобы в максимально краткие сроки приступить к производству новой модели, было решено совместить кузов КАвЗ-685 с шасси Урал-375К. В итоге получился КАвЗ-49471, который выпускался до 1985 года.
Был подобный гибрид на шасси ЗИЛ-130Г-80. Его передали вместе с технической документацией Токмакскому АРЗ в 1985 году.
Уже после развала Советского Союза КАвЗ изготовил партию вахтовок по спецзаказу для Спецгазавтотранса. Модели создали на шасси Урал-4320 в 1998 году.
Грунтовая дорога для КАвЗ не проблема! Фото: Youtube.com
Но символом капотного автобуса повышенной проходимости являлись именно КАвЗ-651 и КАвЗ-685. Несмотря на то, что эти машины никогда не были полноприводными, за счет родства с ГАЗ-51 и ГАЗ-53 они имели высокий дорожный просвет. Двухскатная ошиновка тоже увеличивала проходимость.
В сельской местности эти автобусы соперничали с ПАЗиками. Но там, где не было даже гравийных дорог, в горных и пустынных районах, никакой другой серийный пассажирский транспорт не мог составить конкуренцию КАвЗу.
Часто использовали КАвЗ-685 различные предприятия для доставки своих сотрудников на загородные объекты, например, фермы.
Нелепый, но запоминающийся гибрид автобуса и грузовика КАвЗ стал одним из символов советской эпохи. Даже в начале XXI века эти машины вызывали добрые улыбки у людей, невольно вспоминающих свою молодость.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...