
Автомобили первых лиц — трипль-фаэтон Delaunay-Belleville 40/45CV
Ныне о французской фирме «Делоне-Бельвиль» знают только истинные знатоки автомобильной истории. Как и многие другие производители автомобилей той эпохи, компания давно прекратила свое существование, уйдя в историю.
В 1903 году владелец французского предприятия по производству паровых котлов обратил свой взор на автомобили, которые быстро завоевывали сердца людей. Техническим партнером был приглашен молодой, перспективный инженер Моррис Барбару, который уже имел опыт работы в компаниях по производству автомобилей.
Первые машины были представлены на суд публике в 1904 году на автосалоне в Париже. Модельный ряд состоял из трех автомобилей:
✅ А4 16/20 CV
✅ B4 24/28 CV
✅ C4 40/45 CV
Все модели оснащались 4-х цилиндровыми двигателями с цепным приводом задних колес. Судя по всему, цифровая часть в названии прямо и нескромно указывала на мощность их агрегатов.
Чтобы включить фары, в Delaunay-Belleville нужно было сперва засыпать карбид и поджечь газ в горелке. Фото автора.
В оформлении капотной части автомобиля Барбару использовал круг, что отсылает к прошлому компании, ранее специализировавшейся на производстве паровых котлов. С самого начала производства решено было делать упор на состоятельного клиента и надежность.
В 1905 году флигель-адьютант Его Императорского Величества Николая II князь Владимир Николаевич Орлов приобрел в личное пользование автомобиль «Делоне-Бельвиль». Будучи заядлым автомобилистом он часто предоставлял свой личный автомобиль для поездок царской семье. При этом сам князь Орлов выступал в роли водителя.
Благодаря его любви к автомобилям Николай II так же пристрастился к новому на тот момент виду транспорта. Осенью 1905 года он отдал распоряжение приобрести для нужд царской семьи несколько автомобилей. Выбор оставил на усмотрение флигель-адьютанта.
В 1906 году французская компания специально для русского царя выпустила два автомобиля в кузове трипль-фаэтон Delaunay-Belleville 40/45CV. На автомобилях были установлены 4-х цилиндровые двигатели объемом 7,1 литра, развивающие мощность в 40 лошадиных сил. С таким агрегатом можно было развивать нешуточную по тем временам скорость — 90 км/ч.
На тот момент автомобили компании «Делоне-Бельвиль» были одними из самых совершенных по техническому оснащению. Для запуска двигателя была применена пневматическая система. Движение начиналось после открытия крана сжатого воздуха и только после этого поступало топливо, и двигатель запускался.
Смазка коленвала осуществлялась под давлением, тормоза имели систему жидкостного охлаждения. По требованию Орлова автомобили, приобретенные для царской семьи, оснащались двойными рулевыми тягами и дисковым сцеплением вместо конусного, применяемого на серийных машинах.
У Delaunay-Belleville 40/45CV не было дворников на лобовом стекле, их тогда еще не изобрели. Фото автора.
Роль габаритных огней исполняли самые обычные керосиновые лампы, которые расположены над передними крыльями и задней рессорой. Эти лампы можно было легко снять и использовать как ручной фонарь.
В качестве передних фар были установлены ацетиленовые прожекторы. В темное время суток водитель загружал в специальный генератор карбид кальция и заливал воду. По трубочкам выделяемый газ попадал в фары, и шофер с помощью спичек зажигал прожекторы.
Стоит отметить, что компания «Делоне-Бельвиль» не поставляла готовые автомобили, а предоставляла только ходовые шасси. Кузова для «Делоне-Бельвиль» отдельно выпускала английская компания «Burlington». К шасси он крепился всего четырьмя болтами, что позволяло быстро менять кузов при необходимости. Днище шасси снизу было закрыто металлическими листами для защиты цепного привода.
Несмотря на простоту ступицы, тормоза в «Делоне-Бельвиль» были с водяным контуром охлаждения. Фото автора.
Вполне очевидно, что автомобили марки «Делоне-Бельвиль» по многим техническим решениям серьезно опередили время. Один из сохранившихся автомобилей Delaunay-Belleville 40/45CV из гаража Его Императорского Величества великого князя Николая II можно увидеть в музее Гаража особого назначения на ВДНХ. У данного экспоната сегодня нет цены, хотя и в свое время его стоимость для многих была целым состоянием.
В 1903 году владелец французского предприятия по производству паровых котлов обратил свой взор на автомобили, которые быстро завоевывали сердца людей. Техническим партнером был приглашен молодой, перспективный инженер Моррис Барбару, который уже имел опыт работы в компаниях по производству автомобилей.
Первые машины были представлены на суд публике в 1904 году на автосалоне в Париже. Модельный ряд состоял из трех автомобилей:
✅ А4 16/20 CV
✅ B4 24/28 CV
✅ C4 40/45 CV
Все модели оснащались 4-х цилиндровыми двигателями с цепным приводом задних колес. Судя по всему, цифровая часть в названии прямо и нескромно указывала на мощность их агрегатов.

В оформлении капотной части автомобиля Барбару использовал круг, что отсылает к прошлому компании, ранее специализировавшейся на производстве паровых котлов. С самого начала производства решено было делать упор на состоятельного клиента и надежность.
Как появился в России первый Delaunay-Belleville
В 1905 году флигель-адьютант Его Императорского Величества Николая II князь Владимир Николаевич Орлов приобрел в личное пользование автомобиль «Делоне-Бельвиль». Будучи заядлым автомобилистом он часто предоставлял свой личный автомобиль для поездок царской семье. При этом сам князь Орлов выступал в роли водителя.
Благодаря его любви к автомобилям Николай II так же пристрастился к новому на тот момент виду транспорта. Осенью 1905 года он отдал распоряжение приобрести для нужд царской семьи несколько автомобилей. Выбор оставил на усмотрение флигель-адьютанта.
В 1906 году французская компания специально для русского царя выпустила два автомобиля в кузове трипль-фаэтон Delaunay-Belleville 40/45CV. На автомобилях были установлены 4-х цилиндровые двигатели объемом 7,1 литра, развивающие мощность в 40 лошадиных сил. С таким агрегатом можно было развивать нешуточную по тем временам скорость — 90 км/ч.
Технические особенности трипль-фаэтона
На тот момент автомобили компании «Делоне-Бельвиль» были одними из самых совершенных по техническому оснащению. Для запуска двигателя была применена пневматическая система. Движение начиналось после открытия крана сжатого воздуха и только после этого поступало топливо, и двигатель запускался.
Смазка коленвала осуществлялась под давлением, тормоза имели систему жидкостного охлаждения. По требованию Орлова автомобили, приобретенные для царской семьи, оснащались двойными рулевыми тягами и дисковым сцеплением вместо конусного, применяемого на серийных машинах.

Роль габаритных огней исполняли самые обычные керосиновые лампы, которые расположены над передними крыльями и задней рессорой. Эти лампы можно было легко снять и использовать как ручной фонарь.
В качестве передних фар были установлены ацетиленовые прожекторы. В темное время суток водитель загружал в специальный генератор карбид кальция и заливал воду. По трубочкам выделяемый газ попадал в фары, и шофер с помощью спичек зажигал прожекторы.
Стоит отметить, что компания «Делоне-Бельвиль» не поставляла готовые автомобили, а предоставляла только ходовые шасси. Кузова для «Делоне-Бельвиль» отдельно выпускала английская компания «Burlington». К шасси он крепился всего четырьмя болтами, что позволяло быстро менять кузов при необходимости. Днище шасси снизу было закрыто металлическими листами для защиты цепного привода.

Вполне очевидно, что автомобили марки «Делоне-Бельвиль» по многим техническим решениям серьезно опередили время. Один из сохранившихся автомобилей Delaunay-Belleville 40/45CV из гаража Его Императорского Величества великого князя Николая II можно увидеть в музее Гаража особого назначения на ВДНХ. У данного экспоната сегодня нет цены, хотя и в свое время его стоимость для многих была целым состоянием.
- Бочков Максим
- фотографии автора
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....